Материалы оцениваются по учетным ценам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материалы оцениваются по учетным ценам



· учётной ценой является цена поставщика. Используются счета 10 «Материалы» и 16 «Отклонение от стоимости товарно-материальных ценностей».

 

При поступлении материалов в учёте составляются следующие записи:

Содержание операции Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
На стоимость поступивших материалов    
На сумму расходов, связанных с доставкой материалов    
На сумму НДС, указанную в расчётно-платёжных документах поставщика    
На стоимость поступивших материалов    
Оприходованы поступившие материалы по ценам поставщика, указанным в накладной (без НДС)    
Отражён входящий НДС к стоимости приобретённых материалов согласно товарно-транспортной накладной    
Отражены транспортно-заготовительные затраты (второй ценой является цена, отличная от цены поставщика (плановая себестоимость, договорная цена))   70, 69, 77, 23
Отражены фактические затраты по приобретению материалов, включающих в себя как стоимость самих материалов, так и сумму затрат по их доставке косвенные расходы   60, 70, 69, 76/2, 23 и др.
Отражён входящий НДС в стоимость материалов    
Оприходованы материалы по учётным ценам    
Списаны отклонения между фактической себестоимостью поступивших материалов и стоимостью материалов учётных ценах 16 (15) 15 (16)

2) Учёт материалов ведётся по фактической стоимости (используется только счёт 10). При поступлении материалов в учёте составляются записи.

Содержание операции Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Отражена фактическая стоимость поступивших материалов: - стоимость материалов по ценам поставщикам согласно накладной - зарплата рабочим за разгрузку материалов - отчисления зарплаты (69, 76/2)   60, 70, 69, 76/2, 23 и др.
Отражён входящий НДС в стоимость материалов    

При выбытии материалы оцениваются след. методами:

· по средневзвешенным ценам (стоимость всех материалов данного делим на количество, получаем среднюю цену);

· метод ФИФО (от англ. First In First Out – первый приход, первый расход) – по цене первых партий. Этот метод используется при партионном учёте материалов.

Задача: Материалы поступали в след. хронологическом порядке: первая партия: 10 шт по цене 10 руб, 2я партия: 20 шт по цене 15 руб, 3я партия: 30 шт по цене 20 руб, 4я партия: 50 шт по 20 руб. Списано 80 шт материалов.

Решение методом ФИФО: 10*10+20*15+30*20+20*25.

Д/З: определить стоимость списанных 80-ти материалов по средневзвешенным ценам. Сравнить со стоимостью по методу ФИФО.

· по учётным ценам с учётом отклонения от них.

· организация учета материалов на складах.

(2) Документальное оформление и учёт поступления материалов

 

Материалы поступают в организацию следующими способами:

· от поставщиков

· от подотчётных лиц, закупивших материалы за счёт наличных средств

· путём изготовления материалов силами организации

· от списания пришедших в негодность основных средств

· в счёт вклада в уставный фонд организации

· безвозмездно, в т.ч. по договору дарения

Поступление материалов оформляется товарно-транспортными либо товарными накладными на основании заключенных с поставщиками договоров. Для получения материалов со склада поставщика организации работнику выдаёт доверенность на получение материалов. В доверенности указывает вид получаемых материалов, дата выдачи, срок её действия, приводится пример подписи работника, получающего материалы. Доверенность подписывает главный бухгалтер и руководитель организации. Подписи главбуха и руководителя заверяются печатью.

Выданные доверенности регистрируются в журнале учёта выданных доверенностей. Этот журнал прошнуровывается, страницы в нём нумеруются, на последней странице проставляется общее число страниц в журнале, нитка, которой журнал прошнурован, приклеивается на последней странице. Ставятся подписи главбуха и руководителя.

(3) Документальное оформление и учет выбытия материалов.

Материалы выбывают из организации следующими способами:

· отпускаются на производство

· отпускаются на хозяйственные нужды

· реализуются на сторону

· прочими способами

При выбытии материалов оформляются след. первичные документы:

· лимитно-заборная карта (оформляется при регулярном ежедневном отпуске материалов на производство либо другие цели)

· требование-накладная на отпуск материалов (оформляется при разовом нерегулярном отпуске материалов. Документ совмещает в себе реквизиты требования и накладной)

· требование (его выписывает получающая (затребовавшая материал) сторона. Оформляется при разовом отпуске материалов)

· накладная на внутреннее перемещение материалов (его выписывает передающая (отпускающая материал) сторона)

· товарная или товарно-транспортная накладная (выписывается при реализации материалов, а также при передаче материалов в другое структурное подразделение данной организации, расположенное территориально в другом месте, т.е. за пределами проходной)

· акт-требование на замену (дополнительный отпуск) материала (выписывается в случае замены одного материала, предусмотренного технологией, другим или в случае, если материал бракованный)

Выбытие материалов из организации в учёте оформляется след. записями:

· отпуск материала на производство (дебет счёта – 20, кредит счёта – 10 «Отпущены материалы на нужды основного производства»; дебет счёта – 23, кредит счёта – 10, «Отпущены материалы на нужды вспомогательного производства»

· выбытие на хозяйственные нужды (дебет счёта – 26, кредит счёта – 10, «Отпущены материалы на нужды общехозяйственные нужды»; дебет счёта – 25, кредит счёта – 10, «Отпущены материалы для хозяйственных нужд цехов, а также на содержание и эксплуатацию машин и механизмов». 25 счёт – активный, ибо на нём отображаются затраты на производство)

· реализация материалов на сторону. Материалы реализуются на сторону, если они являются излишними и неликвидными, т.е. недвижимыми, неиспользуемыми в производстве. Могут реализовываться отходы производства своим работникам.

Реализация материалов на сторону может отражаться в учёте двумя методами:

· по отгрузке (материалы считаются реализованными, когда они отгружены (реализовано = отгружено)).

В учёте составляются след. записи: дебет счёта – 90 (выручка как пассив, НДС как актив, прочие налоги как актив, себестоимость продукции как активы (это расходы), 5 и 6 – активы, 7 – пассивы, 8 – активы), дебет 90/9, кредит счёта – 8 «Списаны реализованные материалы по учётной стоимости», дебет 90/8, кредит – 16, 70, 69, 76/2 и др.счетов «Списаны транспортно-заготовительные затраты, относящиеся к реализованным материалам, а также начисленная зарплата работникам за погрузку либо разгрузку реализованных материалов и произведены отчисления от этой заработной платы», дебет счёта – 62, кредит счёта – 90/7 «Прочие доходы»), дебет счёта – 90\2, кредит счёта – 68 «Начислен НДС от доходов по реализации материалов»), дебет счёта – 90/9, кредит счёта – 99 «Отражена прибыль от реализации материалов» или дебет счета – 99, кредит счёта – 90/9 «Отражён убыток от реализации материалов». Все эти записи составляются одновременно, в одном отчётном периоде. Дебет счета – 51, кредит счёта – 62 «Поступили денежные средства на расчётный счёт от покупателей материалов».

· по оплате (материалы являются реализованными тогда, когда материалы отгружены и поступили денежные средства и за них в организацию поступили денежные средства, т.е. реализовано = отгружено + оплачено.

В учёте составляются след. записи дебет счёта – 45, кредит счёта – 10 списана фактическая себестоимость отгруженных покупателю материалов. Может существовать временной разрыв между этой и последующими записями; дебет счёта – 51, кредит счёта – 90/7 «Поступили денежные средства на расчётный счёт от покупателей материалов», дебет счёта – 90/8, кредит счёта – 45 «Списана фактическая себестоимость реализованных материалов»; дебет счёта – 90/2, кредит счёта – 68 «Начислен НДС»; дебет счёта – 90/9, кредит счёта – 99 либо дебет счёта – 99, кредит счёта– 90/9 «Отражён финансовый результат от реализации материала прибыль либо убыток соответственно»; дебет счёта – 44, кредит счёта– 10 «Списаны материалы, связанные с реализацией продукции, например, шпагат и картон при упаковке готовой продукции на складе и д.р.; дебет счёта – 44, кредит счёта – 10 «Отражена недостача материалов и др.».

Отклонение фактической себестоимости материалов от их стоимости по учётным ценам (транспортно-заготовительные затраты) распределяют между израсходованными и оставшимися на складе материалами пропорционально стоимости материалов по учётным ценам:

 

A=((В+С)/(Д+Е))×100%

где: А – процентное отношение отклонений фактической себестоимости от учётной цены (процент транспортно-заготовительных затрат) на остаток материалов

В – отклонение фактической себестоимости от учётной цены (транспортно-заготовительные затраты) на остаток материалов

С – отклонение фактической себестоимости от учётной цены (транспортно-заготовительные затраты) по поступившим материалам за месяц

Д – остаток материала на начало месяца по учётной цене

Е – поступление материала за месяц по учётной цене

Сумма транспортно-заготовительных расходов, относящаяся к списанным материалам, определяется умножением учётной стоимости израсходованного материала на рассчитанный процента (показатель А).

Сумма списанный транспортно-заготовительных расходов в учёте отображается следующей записью: дебет счета – или 20, или 23, или 25, или 26, или 90/8, кредит счёта – 16.

 

(4)

 

Материалы могут храниться на складах, кладовых, на рабочих местах, у мастеров, в кладовых (кладовая расположена при цехе, склад относится в целом к организации). Обычно, прежде чем попасть в цех, материалы со склада передаются в кладовую. Склады (кладовые) должны быть обеспечено исправными измерительными приборами (весами), и их необходимо периодически проверять. Информация о проверках (клейма) в обязательном порядке наносятся на приборы.

Учёт движения материалов на складах осуществляет в карточках складского учёта, которые являются регистром аналитического учёта материалов.

Карточка складского учёта заводится на каждый вид материалов. Кладовщик делает запись в карточке складского учёта в день свершения хозяйственной операции на основании первичного документа.

По окончании месяца бухгалтер проверяет правильность записи в карточках складского учёта. Кладовщик по окончании месяца передаёт в бухгалтерию все первичные документы все первичные материалы, на основании которых составляется отчёт о движении материала. В последующем составляется учётный регистр: ведомость 10 – «движение товарно-материальных ценностей». В частности в ведомости 10 рассчитываются отклонения транспортно-заготовительных затрат.

 

(5) Инвентаризация материалов. Отражение в учёте результатов инвентаризации

Согласно законодательству, проведение инвентаризации обязательно:

1) при реорганизации либо при ликвидации организации

2) перед составлением годовой бухгалтерской отчётности

3) при смене руководителей организации или материально-ответственных лиц

4) при выявлении фактов хищения или порчи имущества

5) в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы

6) в некоторых других случаях

 

Для проведения инвентаризации в организации создаются постоянно действующая комиссия. До начала проверки инвентаризационная комиссия берет расписку с материально ответственных лиц в том, что в начале инвентаризации все расходные и приходные документы сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все поступившие ценности оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Сведения о фактическом наличии материальных ценностей заносятся в инвентаризационные описи по каждому наименованию материала.

Комиссия в присутствии кладовщика проверяет фактическое наличие товарно-материальных ценностей путем их обязательного пересчета, перевешивания или перемеривания.

Товарно-материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации».

При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения главбуха и руководителя организации материалы могут отпускаться кладовщиком в присутствии членов инвентаризационной комиссии.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бух учета заносятся в сличительные ведомости и отражаются в учете в следующем порядке:

Вначале производится взаимный зачёт излишков и недостач в результате пересортицы. Такой зачёт может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период у одного и того же проверяемого лица в отношении товарно-материального наименования и в тождественных количествах. О допущенной пересортице материально ответственные лица сообщают подробные объяснения. В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница относится на материально ответственные лица.

 

Стоимость выявленных в ходе пересортицы материалов относятся на счёт 94 «недостачи и потери от порчи ценностей»

Содержание операции Корреспонденция счетов
дебет кредит
Выявленные недостачи при инвентаризации    
Списана недостача, порча в пределах норм естественной убыли 20,25,26,44  

 

В том случае если недостачи и порчи имущества были сверх норм естественной убыли, необходимо начислить НДС от учетной стоимости недостающих материалов. Если недостача сверх норм материальной убыли произошла по вине ответственного лица, в учете следует совершить следующие записи.

 

Содержание операции Корреспонденция счетов
дебет кредит
Отнесена недостача производственных запасов на материально-ответственное лицо (с учетом НДС)    
На разницу между изыскиваемой и учетной стоимостью    

 

По мере погашения задолженности мат ответственного лица в учете отражаются следующие записи: дебет (50) кредит (73) материально ответственное лицо внесло деньги на сумму в кассу. В том случае если в недостаче виновата организация, то дебет (91) кредит (94) «недостача и порча материальных ценностей»


РАЗДЕЛ 3

УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

(1) Понятие, классификация и оценка основных средств.

 

Независимо от стоимости к основным средствам относят активы, имеющие материально-вещественную форму, в организации принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при одновременном выполнении следующих условий:

1) Активы предназначены для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для использования во вспомогательных, обслуживающих производствах и хозяйствах, для управленческих нужд организации, либо для предоставления организации за плату во временное владение и пользование.

2) Активы предназначены для использования в течении срока продолжительностью свыше 12 месяцев.

3) Активы способны приносить организации экономические выгоды в будущем.

4) Активы не предполагаются на момент приобретения для последующей перепродажи.

 

Законодательно установлена следующая классификация основных средств:

1) Здания

2) Сооружения (эстакады, нефтяные и газовые скважины, плотины)

3) Устройства передаточные (электричество, вода, газ, сеть трамвайная контактная, ЛЭП, трубопроводы, газопроводы)

4) Машины и оборудование (установки котельные, котлы водонагревательный котёл, паровые турбины, электродвигатели, батареи, станки, автоматы, компрессоры)

5) Транспортные средства (электровозы, тепловозы, автомобили, баржи)

6) Инструменты (краскопульты, молотки бурильные, бензопилы, шуруповёрты)

7) Инвентарь и принадлежности (бельё, зеркала, шкафы, сейфы, элементы украшения, печи микроволновые, фотоаппараты)

8) Основные средства прочие используемые в сельском и лесном хозяйстве (лошади, коровы, лесные насаждения, яблони, земляка, огурцы)

9) Прочие основные средства (животные цирков и зоопарков)

По характеру использования ОС подразделяются на:

1) Участвующие в предпринимательской деятельности

2) Не участвующие в предпринимательской деятельности (гостиницы, общежития, детские сады, дворцы культуры, клубы)

3) В зависимости от имеющихся прав на ОС выделяют: ОС на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, ОС полученные организацией в аренду, лизинг и т.д.)

Различают первоначальную, восстановительную и остаточную стоимость основных средств. В бухгалтерском учете ОС сразу оцениваются по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью называется стоимость по которой объекты вводятся в эксплуатацию и принимаются к бухгалтерскому учету.

Восстановительная стоимость учитывает стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях (при современных ценах, технике и т.п.). Восстановительная стоимость определяется путем периодической переоценки основных средств, проводимой в соответствии с законодательством.

Остаточная стоимость определяется вычитанием из первоначальной стоимости суммы накопленной амортизации основных средств.

Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических затрат на их приобретение, сооружение, изготовление, а также затраты:

· на доставку, установку и монтаж

· услуги сторонних организаций, связанные с приобретением основных средств,

· регистрационные сборы и пошлины,

· таможенные платежи,

· расходы по страхованию при перевозке,

· погрузочно-разгрузочные работы,

· проценты по кредитам и займам, за исключением процентов по просроченным кредитам и займам,

· курсовые разницы, возникающие при переоценке кредиторской задолженности,

· суммовые разницы,

· некоторые другие расходы и затраты.

 

(2) Документальное оформление и учет основных средств

 

Основные средства поступают в организацию:

· в результате сооружения, строительства, изготовления основных средств хозяйственным способом, а также при приобретении за плату у юридических и физических лиц;

· в качестве вклада в уставный капитал;

· безвозмездно;

· в обмен на другие активы;

· в других случаях, установленных законодательством.

Если основные средства приобретаются за плату, то они поступают в организацию на основании товарных или товарно-транспортных накладных. К основным средствам прилагается необходимая техническая и другая специальная документация.

Прием основного средства оформляется актом о приеме-передаче основных средств. Акт о приеме-передаче основных средств заполняется организацией передающей (организацией сдатчиком), числящиеся в бухгалтерском учете объекты основных средств и организацией получателем, при поступлении основных средств бывших в эксплуатации. Указанный акт составляется только организацией получателем при покупке нового основного средства.

Акт о приеме-передаче основных средств подписывает комиссия, назначенная руководителем организации. К акту прилагается товарная, товарно-транспортная накладная, технические и другие документы. Для организации учета и обеспечения контроля каждому основному средству в момент принятия его к бухгалтерскому учету, в бухгалтерии присваивается отдельный инвентарный номер.

Инвентарный номер должен быть обозначен на основном средстве путем прикрепления металлического жетона, нанесением краской или другим способом. Если в состав одного инвентарного объекта входит несколько частей, представляющих собой комплекс конструктивно-сочлененных объектов, имеющих общий инвентарный номер, достаточно обозначить общий инвентарный номер на одной части общего инвентарного объекта.

Инвентарный номер сохраняется за основным средством на весь период его нахождения в данной организации. Инвентарные номера выбывших основных средств не могут присваиваться другим вновь принятым к бухгалтерскому учету основным средствам в течение пяти лет, начиная с года, следующего за годом списания.

Утвержденный руководителем предприятия акт о приеме-передаче основных средств вместе с технической документацией передается в бухгалтерию, открывающую согласно этим документам инвентарную карточку учета основных средств. Форма инвентарной карточки и ряда других документов по учету основных средств были утверждены нормативно-правовым актом, который в настоящее время отменен. Согласно действующему законодательству сейчас организации вправе самостоятельно утвердить для применения форму инвентарной карточки и других первичных документов по учету основных средств, за исключением уже упомянутого акта о приеме-передаче основных средств и некоторых редко применяемых в промышленных организациях документов.

Техническая документация, относящаяся к данному инвентарному объекту, может передаваться по месту эксплуатации объекта с соответствующей отметкой в инвентарной карточке. На предприятиях с незначительным количеством основных средств вместо инвентарных карточек могут использоваться инвентарные книги учета основных средств с указанием необходимых сведений об основных средствах по их видам и местам нахождения.

Для документального оформления и учета перемещения основных средств внутри организации из одного структурного подразделения (например, цеха) в другое применяется накладная на внутреннее перемещение основных средств. Указанная накладная выписывается передающей стороной, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика.

Данные о перемещении основных средств вносятся в инвентарную карточку учета основных средств.

Для синтетического учета основных средств предназначен активный счет 01 «Основные средства». По дебету счета отражаются поступление основных средств, по кредиту – их выбытие.

Если основное средство поступает в организацию в результате сооружения, строительства, изготовления хозяйственным способом, приобретения за плату у других организаций и лиц, обмена на другие активы, то используется активный счет 08 «Вложения в долгосрочные активы».

Товарно-материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации». При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения главбуха и руководителя организации.

Счёт 08 предназначен для отображения информации о вложениях организации в объекты, которые в последующем будут приняты бухгалтерскому учёту в качестве основных средств или других долгосрочных активов.

 

При поступлении основных средств в организацию в результате строительства подрядным способом в учёте составляются следующие записи:

Содержание операции Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
На сумму фактических затрат, указанных в акте выполненных работ и других первичных документах подрядчика (без учёта НДС)   60, 76
На сумму НДС, выставленного подрядчиками   60, 76
Оплачены счета подрядчиков 60, 76 51, 52
Основное средство введено в эксплуатацию на основании акта о приёме-передаче основных средств    

При сооружении основных средств хозяйственным способом в учёте составляются следующие записи:

Содержание операции Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Сразу по дебету счёта 08 «Вложения в долгосрочные активы» собираются все фактические затраты на строительство основного средства   10, 23 70, 69, 76/2 и др.
Списано оборудование к установке и строительные материалы    
Списаны другие (не строительные) материалы (например, средства в обороте, материалы общехоз-ного назначения)    
Отнесены затраты вспомогательных производств    
Начислена ЗП работникам, занятым в строительстве, и проведены обязательные отчисления от неё   70, 69, 76/2
Основное средство введено в эксплуатацию на основании акта о приёме-передаче основных средств    

2) Если основное средство приобретается за плату у других организаций и лиц, то записи на счетах учёта составляются аналогичные записям при строительстве подрядным способом. Но следует обратить внимание. Что, если при строительстве подрядным способом основное средство передаётся организации на основании акта выполненных работ, то в случае покупки основное средство передаётся организации на основании товарной или товарно-транспортной накладной.

3) Поступление основных средств в качестве вклада в уставной капитал в учёте отражают следующим способом:

Содержание операции Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Отражена стоимость основных средств в денежной оценке, согласованной собственником имущества при создании коммерческой организации и указанной в соответствующих учредительных док-тах. 75 субсчёт «Расчёты по вкладам в уставный капитал»  
Приняты к учёту основные средства учредителями в счёт их вкладов в уставный капитал   75 субсчёт «Расчёты по вкладам в уставный капитал»

4) Основные средства, полученные безвозмездно от сторонних организаций и лиц, отражаются след. записями:

Содержание операции Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
На стоимость безвозмездно полученных основных средств   98 субсчёт «Безвозмездные поступления»
Основное средство введено в эксплуатацию на основании акта о приёме-передаче основных средств    
Начислена амортизация за отчётный период по безвозмездно полученным основным средствам 20, 23, 25, 26 и др.  
Одновременно на сумму начисленной амортизации доходы будущих периодов относятся в состав прочих доходов текущего отчётного периода 98 субсчёт «Безвозмездные поступления» 91/1

 

Безвозмездное получение объектов основных средств в пределах одного собственника отражается в учёте по дебету счёта 01 «Основные средства» и кредиту счёта 83 «Добавочный капитал». Поступление основных средств от филиалов и других подразделений. Выделенных на отдельные балансы, в учёте отражаются:

Содержание операции Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
На первоначальную стоимость поступивших основных средств    
На сумму начисленной амортизации по основным средствам, бывшим в эксплуатации    

5) Получение объектов основных средств в обмен на другое имущество в учёте отражается след. образом:

Содержание операции Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Отражена дебиторская задолженность покупателей в результате реализации им обмениваемых активов:    
- готовой продукции   90/4
- материалов   90/7
- основных средств    
Получены объекты основных средств взамен обмениваемого имущества по учётной стоимости    
На сумму НДС по полученным основным средствам    
Произведён взаимный зачёт задолженности    
Внедрены в эксплуатацию объекты основных средств    

6) Неучтённые объекты основных средств, обнаруженные при инвентаризации либо иным путём, отражаются в бух. учёте по дебету счёта 01 «Основные средства» в корреспонденции с кредитом счёта 91 «Прочие доходы и расходы»)

 

(3) Учёт, способы и методы начисления амортизации

 

В процессе эксплуатации основные средства постепенно изнашиваются и переносят свою стоимость на создаваемый продукт.

Амортизация – постепенное перенесение стоимости на вновь изготовленный продукт.

Для проведения амортизационной политики в организации создаётся комиссия из специалистов технических, технологических, экономических, бухгалтерских и юридических подразделений. Положение о комиссии и её состав утверждаются руководителем организации.

Амортизация начисляется в организации ежемесячно до полного перенесения стоимости основного средства или его выбытия.

Амортизируемая стоимость – это стоимость, от которой рассчитываются амортизационные отчисления.

Амортизируемой стоимостью может быть:

· первоначальная стоимость объектов с учётом её последующих переоценок в соответствии с законодательством

· недоамортизированная (остаточная) стоимость объектов с учётом её последующих переоценок.

Недоамортизированная (остаточная) стоимость – разница между стоимостью, по которой основные средства числятся в бух. учёте, и величиной накопленной амортизации.

Организация вправе определить амортизируемую стоимость за вычетом амортизационной ликвидационной стоимости объекта.

Для целей начисления амортизации амортизационная ликвидационная стоимость представляет собой оценочную величину в текущих ценах, которую организация планирует получить от реализации основного средства за вычетом предполагаемых затрат, связанных с реализацией, в конце устанавливаемого срока полезного использования указанного объекта.

Определение величины амортизационной ликвидационной стоимости на дату принятия объекта основных средств к бух. учёту и её пересмотри по окончании отчётного года производятся:

1) Самостоятельно организацией на основании сведений об уровне цен на аналогичные основные средства, полученных от торговых организаций либо опубликованных в средства массовой информации и специальной литературе.

2) С привлечением оценщиков. В целях обеспечения сопоставимости учётных данных в случае принятия решения о применении амортизационной ликвидационной стоимости при расчёте амортизируемой стоимости выбранный вариант расчёта подлежит применению на протяжении всего срока полезного использования объекта основных средств. Амортизационная ликвидационная стоимость пересматривается самостоятельно организацией по состоянию на 1 января года, следующего за отчётным.

Если текущая величина амортизационной ликвидационной стоимости отличается от предыдущей оценки. Изменение её размера учитывается при расчёте амортизационных отчислений начиная с 1 января года, следующего за отчётным.

Нормативные сроки службы основных средств согласно классификации амортизируемых основных средств приведены в постановлении Министерства экономики РБ от 30 сентября 2011 г. N 161 (далее – постановление №161).

При расхождении срока эксплуатации основных средств, установленного организацией-изготовителем в технической документации, и значения нормативного срока службы, на срок, равный 1 году и более чем на 1 год, комиссия вправе определить нормативный срок службы по сроку эксплуатации организации-изготовителя.

В случае отсутствия в вышеуказанном постановлении 161 какого-либо вида основных средств, нормативный срок службы такому основному средству устанавливается решением документации организации-изготовителя, а при её отсутствии – путём оценки комиссией технического состояния объекта.

По объектам, ранее находившимся в эксплуатации, комиссия вправе:

1) определить нормативные сроки службы вдвое ниже соответствующих значений, приведённых в классификации амортизируемых основных средств, но не ниже чем до 3-х лет – по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам, и 2-х лет – по другим объектам основных средств.

2) если срок фактического использования объекта на дату приобретения окажется равным или более нормативного срока службы, приведённого в постановлении 161, определить нормативный срок службы самостоятельно, с учётом технического состояния объекта и других факторов на срок не менее 1 года.

Срок полезного использования – расчётный период эксплуатации основных средств в процессе предпринимательской деятельности. Он определяется комиссией в пределах между нижней и верхней границами диапазонов по группам основных средств согласно приведённому приложению 3 в инструкции по начислению амортизации в зависимости от условий эксплуатации основного средств, конкурентоспособности проводимых данным основным средством товаров и других факторов.

Комиссия вправе производить пересмотр нормативных сроков службы или сроков полезного использования основных средств с обязательным отражением в учётной политике возможности их пересмотра с начала отчётного года, а также в случаях завершения модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, достройки, проведения переоценки с привлечением оценщика. Организация рассчитывает годовые и месячные нормы амортизационных отчислений в соответствии с выбранным способом начисления исходя из установленных сроков полезного использования.

Норма амортизационных отчислений – величина в процентах от амортизируемой стоимости основного средства (от величины, от которой мы рассчитываем амортизацию).

Умножением амортизируемой стоимости на норму амортизируемых отчислений определяется сумма амортизационных отчислений. Норма амортизации рассчитывается в процентах с двумя знаками после запятой, а при компьютерной обработке – не менее чем с шестью знаками после запятой. Выбор варианта расчёта амортизации, исходя из месячной нормы или месячной суммы, закрепляется учётной политикой организации. В течение отчётного года выбранный вариант расчёта амортизации пересмотру не подлежит.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.108 с.)