Совершенствование структуры управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совершенствование структуры управления



Расширение территории Российской империи, активизация внешней торговли потребовали увеличения количества таможенных органов, а практика организации таможенного дела — совершенствования управле­ния таможенной охраной.

В 1800 г. восстанавливается компетенция Коммерц-коллегии, которая была разделена на семь экспедиций. Первая ведала делами внешней тор­говли, а также представляла предложения об изменениях в таможенном тарифе и торговом уставе.

8 сентября 1802 г. был принят высочайший манифест об учреждении министерств, по которому таможенные учреждения остались в составе Министерства коммерции.

25 июня 1811 г. подписан манифест об учреждении Министерства фи­нансов, куда входил Департамент внешней торговли. Его директором был назначен Михаил Алексеевич Обресков. Департамент состоял из двух отделений: внешних сношений и таможенного. На таможенное от­деление возлагался широкий круг обязанностей. Ему вменялось вести де­ла, в которых содержались «сведения о состоянии таможенных округов, таможен и застав по всему государству; срочные ведомости о приходя­щих и отходящих кораблях, о привозимых и отпускаемых товарах, с них собираемых; собрание генеральных и частных карт пограничных и при­брежных мест по всей таможенной линии, со значением больших и ма­лых дорог, как ныне существующих, так и закрытых, пограничных pesj и водных сообщений, равно и морских берегов, удобных к пристанищу судов и выгрузке товаров; наблюдение за исправностью и верностью по­шлинных сборов; дела по конфискации и продаже товаров и по твргов-ле нейтральной; дела до зданий таможенных, относящихся к снабжению их всем нужным; снабжение'таможен и застав штемпелями и книгами; де­ла об определении и увольнении чиновников, служителей и маклеров, о награде и производстве их; дела следственные по жалобам и доносам о преступлении должности; управление типографией для печатания прей­скурантов, видов торговли и пр.».



История таможенного дела и таможенной политики России


Раздел 1Х._Таможенная охрана России в XIX в.



 


       
   
 


ганизации управления' таможнями, 25 октября 1811 г. в помещение Де­партамента внешней торговли состоялось совещание, на которое прибыли министр финансов действительный тайный советник В. Г. Гурьев, дирек­тор департамента генерал-лейтенант, сенатор М. А. Обресков, начальники отделений: первого — надворный советник князь Урусов; второго (таможенного) — коллежский советник Доброславский и ар­хива — статский советник Левада. Совещание закончилось принятием про­токола, в котором говорилось; «Высочай­ший манифест об окончательном устройстве Министерства финансов, из учреждения оного положения, главы девятой о составе и предметах Департамента внешней торговли, глава десятая — обозначении предметов каждого отделения и глава первая на десять в составе столов по отделениям и особенно­го счетного стола. В заключение министр финансов рекомендовал при сем всем чинов­никам в исполнение обязанностей поступать
. Обресков' Михаил Алексее­ вич (1759-1842). -Действи­ тельный тайный советник, сена- ЙШ&;'12- июляШ-810 г.. 4®рресков ©Шя^аж&тйя"~ директором Госу­ дарственной комиссии погаше­ ния долгов, 14 августа Д^Ще^^й- ^директором Департамента внеш-j ней торговли. Требуя во всем са­ мого строгого исдолнения уста-! новленных правил и преследуя! всякое лихоимство, Обресков вскоре достиг того, что таможен­ ные сб^ры увеличились в не-| сколько раз. Его деятельность] не осталась незамечен^ж??*, воздаяние неусыпных трудового управлению Департаментом [внешней торговли и в награду примерного усердия к пользам казны, доведением государст­венных доходов до такого воз1 ■вышения, которого не достигали они еще в предыдущее время» Обрескову были пожалованы орден Св. Владимира 2-й стелет |ни, Св. Александра Невского, 5000 десятин земли.

Таможенное отделение имело три стола: первый счетный — по произ­водству дел в таможнях по европейской границе и на морях — Белом, Балтийском, Черном, Азовском; второй — по делам таможен на азиатской границе и по Каспийскому морю; третий — по делам об определении и

увольнении чиновников и служителей по та­можням и заставам, о наградах и производ­стве их; об определении и увольнении мак­леров; о таможенных зданиях.

Счетным столом руководил директор. Счетный стол получал из всех таможен и за­став срочные ведомости, счета и книги о приходе и расходе пошлинного сбора по каждой таможне и заставе, сколько указан­ного поступило и сколько куда отправлено; о привозимых и отпускаемых товарах и на какую цену по каждой таможне и заставе, о провозимых через таможни денежных зна­ках; о приходящих и отходящих судах. В обязанности счетного стола входило также сравнение получаемых от консулов и аген­тов ведомостей о количестве отправляемых в Россию товаров с ведомостями и объясне­ниями таможен, направление своих замеча­ний на рассмотрение директора. Ежегодно составлялись генеральные ведомости о со­стоянии торговли, содержащие сведения о количестве кораблей, из каких мест и каких государств прибыли, сколько каких товаров по главнейшим их родам и на какую цену каждого вывезено, сколько кораблей отплы­ло и в какие места, с какими товарами, как часто по каждой таможне в отдельности и по всем вместе, о состоянии торговли по су­хопутной границе; о пошлинном сборе по всему государству и в какой момент в та­можнях и заставах состояло и что находи­лось в ведении государственного казначей­ства; общий баланс торговли.

Таковы были компетенция и устройство Департамента внешней торговли.

Во исполнение указаний верховной вла­сти, устанавливающих новый порядок в ор-


по долгу присяги»

19 декабря 1821 г. директором департа­мента был назначен Дмитрий Гаврилович Бибиков. Он находился на этом посту до 1835 г.

Это был период, когда во главе Минис­терства финансов находился Е. Ф. Канкрин. Правительство России активно проводило политику протекционизма, которая была на­целена на решение задачи по осуществлению промышленного переворота в России.

Первый опыт индустриализации страны показал, что выполнение намеченных пла­нов потребует огромных усилий. Прежде всего, государство не имело свободных ка­питалов для создания предприятий легкой и химической промышленности. С большим трудом решались и другие вопросы, как-то: создание профессиональных кадров, закуп-

1 Департамент таможенных сборов 1811 — 1911. СПб., 1911. С. 10-13.


...^ШШйков Дмитрий Таврило-1

|вич;;<1792-1870)^генеразЙЬт рйшаитерии, директор Щепарта- ] яйедаа. 1Бяегш^]^щ^^^^ШУчаст- \ нЩ^ф^^ш^^^ецшх войн,! герой Отечественной войны ^даЖуГ^участник Бородинской] битвы. 9 мая: 1824 г. Бибиков ШШ;: назначен дирекщр^Щ|е-айртамента внешней торговли; занимая этот пост, он искоренил |много злоупотреблений в таЙ№ женном ведомстве, а в качестве [члена мануфакт$рн©£0ь совета принимая деятельное участие в рщ^к--';Ш{Ыиссии по составле­нию законопроектов, обеспечи­вающих взаимное доверие a чэрррс говых оборотах. Щ>*ШЙ; т. он был назначен киевским военным jr^ejalcaS&poM, причем повелено [ему управлять и гражданскою [частью, а также генерал-губерт [натором подольским и волын-ским, с оставлением в звании се­натора. В 1852 г. Д. Г. Бибиков! был назначен министром внут­ренних дел России. На этой] jдолжности он состоял до 1855 тл


172 Ист ория таможенного дела и таможенной политики России


Раздел IX. Таможенная охрана России в XIX в



 


ка оборудования для вновь создаваемых предприятий, наконец, не было и опыта. Россия нуждалась в рынке рабочей силы. Тем не менее, благо­даря усилиям правительства России, министерств и ведомств, эти трудно­сти были преодолены и страна покрылась сетью фабрик и заводов.

В этот период рос внешнеторговый оборот страны, росли доходы, вы­воз 'хлеба увеличился в 3 раза.

Значительный вклад в осуществление промышленного переворота вне­сло таможенное ведомство, возглавляемое Д. Г. Бибиковым. Активно со­трудничая с министром финансов Е. Ф. Кан-крином и опираясь на разработанную им теорию таможенной политики, Д. Г. Биби­ков сумел увеличить таможенные доходы на 250 % и обеспечить поступление в госу­дарственную казну необходимых средств.

Благодаря его стараниям активно рабо­тала комиссия по совершенствованию зако­нопроектов, обеспечивающая увеличение торговых оборотов.

Предгфинимались меры по борьбе с кон­трабандой. В период руководства Д. Г. Би­бикова сложилась система борьбы с неза--конным перемещением товаров через гра­ницу и таможенно-пограничная стража превратилась в пограничную стражу, фор­мируемую по армейскому образцу. Ряд преобразований произошли в таможенных органах, которые приобретали опыт регу­лирования внешней торговли в период ак­тивизации экспорта и ввоза оборудования для фабрик и заводов из промышленно раз­витых стран.

Была проведена значительная работа по созданию таможенных органов на Северном Кавказе. В указанный период в свет вышел ряд законодательных документов, в соответствии с которыми строилась таможенная политика в отношениях с сопредельными государствами.

1835 — 1850 гг., когда директором Департамента внешней торговли был назначен Д. С. Языков, явились для России периодом подъема про­мышленности и активизации внешнеэкономической деятельности, которая способствовала осуществлению промышленного переворота. К этому вре­мени спрос на товары широкого потребления в центральной части России был в основном удовлетворен, и Департамент внешней торговли значи-


тельную часть экспортных товаров легкой и химической промышленнос­ти направлял на восток и юг страны.

Создание промышленных предприятий способствовало росту числен­ности профессиональных кадров, набиравшихся из крестьян. Начал скла­дываться рынок рабочей силы. Прогрессивная общественность России склонялась к мнению об отмене крепостничества.

Правительство в этой обстановке лавировало и путем создания различ­ных комиссий пыталось отсрочить отмен}' крепостного права.

На фоне успешного промьппленного раз­вития страны проводилась протекционист­ская таможенная политика и обеспечивался значительный рост таможенных доходов.

Пашков Михаил Василье- вюЩ? —1863) — генерал-леШе^ йадзротжуавляющий Депащаа ментом внешней ^^©рговли, эшт' спектор^огршятеюй' стражи и *дан£»^3&вета государственного коннозаводства! ^_^£рйк$йя 1848 г., состоя в 'бвйЧ! щ v^ro величества,^^ашк°в "~фщ назначен вицетдирёктором • 'щ&\ партамента внешней торговли и инспектшэшшогранично11 стра-i Зщ£» 1850 г. — директором йизоС щРшепартамента;. '^Ш&^л?

Однако к концу 40-х — началу 50-х го­дов общественное мнение переориентирова­лось в сторону фритредерства. Защитные та­моженные меры постепенно ослабевали, наступал период свободной торговли, что от­рицательно сказалось на экономике страны. В рассматриваемый период директором Департамента внешней торговли являлся М. В. Пашков. Годы его руководства ведом­ством отличаются усиленными фритредер-скими тенденциями, ослаблением защитньгх таможенных мер и принятием низких тамо­женных ставок на ввозимые товары, что привело к закрытию многих промышленных предприятий и захвату русского рынка ино­странцами. Россия теряла автономность в таможенной политике, но в связи с увеличе­нием ввоза иноземных товаров добилась роста таможенных доходов, что в условиях Крымской войны было крайне необходимо. Однако завершение Крымской войны не улучшило финансового положения страны. Росла инфляция. Огромный поток бумаж­ных денег поставил в катастрофическое положение финансово-кредитную систему, а фритредерство не оправдало себя. Принятые в этот период низ­кие ставки пошлин на иностранные товары противоречили сложившейся в стране экономической обстановке.

Поражение России в Крымской войне подтвердило, что главной опас­ностью для страны является экономическая' и военно-техническая отсталость.



История таможенного дела и таможенной политики России


Раздел IX. Таможенная охрана России в XIX в.



 


           
 
 
   
 
   

Оболенский i Дмитрий Щкс^рович (1822-31Й70) ^{ I директор Департамента тамо-(жённых сборов, статс-секретарь, |чяен Государственного совета, сенатор&^28 июня 1863 г. вькх*-|чайшим указом он был опреде­лён; с оставлением в звании статс-секретаря директором Де­партамента таможенных сборов. На этом.посту Оболенский про-!$щг>7 лет; Зай-^Згода ему уда­лось совершенно преобразовать это ведомство: в 1867 г. он поме­чтал его личный состав. 3 марта 1870 г. Оболенский получил вы­сочайшее повеление быть това­рищем министра государствен­ных имуществ. С новым назна-|чением он не порывал связей
таможенных

В России наступил экономический, финансовый и социальный кризис. Переживала кризис и таможенная система.

Распространение фритредерских тенденций прочно связано с именем Л. В. Тенгеборского (1793—1857), сторонника фритредерства. Занимая должность председателя Российского таможенного комитета, он добился введения в России свободной торговли, а в своем труде «О производитель­ных силах России» выступал за умеренное таможенное покровительство.

Идеи Л. В. Тенгеборского не оправдыва­лись в условиях неравномерности развития капитализма.

К этому времени процессы разложения крепостничества наложили отпечаток на из­менение взглядов передовых людей России, которые видели выход из нищеты и эконо­мической отсталости через посредство отме­ны крепостного права и путем осуществле­ния экономических реформ и завершения промышленного переворота, развития Рос­сии по пути цивилизации.

Бывшее здание Санкт-Петербургской таможни

Таможенное ведомство в первые порефор­менные годы было преобразовано. В 1864 г. на базе Департамента внешней торговли был создан Департамент таможенных сборов. Здесь просматривается несколько причин. С одной стороны, изменение наименования, департамента свидетельствовало о необходимости решения задачи увеличения таможенных доходов на базе внешней торговли. С другой — поднимался престиж таможенного ведомст­ва как ведущего органа пополнения доходов в государстве.

Признавая важность этого мероприятия, к управлению департамента был привлечен князь Д. А. Оболенский, занимавший также ряд других, не менее важных, постов.

Пореформенный период, как известно, характеризовался начавшимся в стране экономическим подъемом, которому способствовали действия правительства России, направленные на поиски путей улучшения финан­сового и экономического положения Российской империи.

Начало решению этих задач было положено запиской министра фи­нансов России М. X. Рейтерна в правительство в 1866 г. «О настоящих финансовых затруднениях и о тех мерах, которые должны быть приняты к улучшению финансового и экономического положения государства».

В записке излагалась программа оздоровления экономики и финансов. В частности, Рейтерн предлагал улучшить торговый баланс, расширить сеть дорог для вывоза хлеба за рубеж, стимулировать частную деятель-


ность в строительстве железных дорог. Особое внимание обращалось на совершенствование тарифной политики и борьбу с контрабандой.

Разъясняя положения записки, ее автор, не отвергая в целом введение протекционистских мер по некоторым видам товаров, в то же время при­держивался фритредерских взглядов.

Предложения, изложенные в записке Рейтерна, сыграли важную роль
в разработке тарифа 1868 г., в котором просматриваются элементы про­
текционизма. Тариф был составлен в расче- и _ _____

те на оживление национальной промышлен- ^^^^С^^^^^^^Ш^Ш
ности и предполагал отказ от фритредер- вай&*йВйй.^1аШаШК

ских тенденций.

Между тем в среде русской интеллиген­ции, ученых и промышленников зрело убеждение в необходимости продолжения промышленного переворота, полного осво­бождения крестьян от остатков крепостниче­ства. «Крепостная, то есть в сущности эко­номическая зависимость миллионов русско­го народа от русских помещиков уничтожи­лась, а вместо нее наступила экономическая зависимость всего русского народа от иност­ранных капиталистов»1.

В связи с образованием Германской им­перии в 1870 г. усилилась зависимость Рос­сии от германских промышленников, кото­рые пытались получить льготные условия торговли на российском рынке, но в то же время поднимали ставки пошлин на россий­ский хлеб.

В этих условиях назрела необходимость принятия защитных мер. • Первым шагом к этому стало введение в 1877 г. оплаты тамо­женного сбора золотыми пошлинами.

Таможенное ведомство в этот период возглавлял Н. А. Качалов.

Департаментом сборов.

В рассматриваемый период сложилась следующая структура управления департа­ментом.

1 Менделеев. Д. И. Указ. соч. С. 89.



История таможенного дела и таможенной политики России


IX. Таможенная охрана России в XIX в.



 


Данная таблица позволяет проследить увеличение количества тамо­женных учреждений более чем за 30-летний период. Если за это время к существующим добавлялся хоть один таможенный округ, то число тамо­жен и таможенных застав значительно возрастало. Это было связано с расширением территории России и, главное, торговых путей, а также с увеличением внешнеторгового оборота.

Канцелярия — 12 чел.

Департамент таможенных сборов

Директор — 1 чел.

Вице-директоры — 2 чел.

Таможенные ревизоры — 4 чел.

Отделения

судное — 7 чел.
счетное 7 чел.
1
азиатское 12 чел.
тарифное 29 чел.

законодательное — строительное
8 чел. 5 чел.

статистическое 13 чел.

Создание подобной структуры таможенного ведомства в составе Ми­нистерства финансов диктовалось потребностью дальнейшего совершенст­вования органов государственного управления Российской империи, рос­том экономики страны и ее внешнеэкономических связей.

Департаменту таможенных сборов кроме таможен подчинялись погра­ничная и корчемная стражи.

О росте количества таможенных учреждений в России во второй по­ловине века дает представление табл. 1.

Таблица 1

 

 

Название таможенных органов • Годы
     
Таможенные округа 9    
Таможни 70    
Таможенные заставы 51    
Переходные пункты и посты 9    
Таможенные участки 7
Итого 139 I 202 | 249

„3-е годы XIX в. были ознаменованы важными событиями в стране и за рубежом. Учитывая развернувшуюся экономичес­кую экспансию против России, правительст­во вводит жесткие таможенные ограничения на германские товары, в частности на сталь, железо, металлические изделия. Лишь с учетом того, что в стране не хватало чугуна, повышение таможенных пошлин на него бы­ло незначительным.

В свою очередь, германский рейхстаг за период с 1870 г. до начала 80-х 3 раза повы­шал пошлины на русский хлеб.

В последней четверти XIX в. германская индустрия экспортировала в Россию около четверти своей продукции. Начался захват русского рынка, на который германские промышленники наращивали поставку сво­их товаров, пользуясь отсутствием торгово­го договора.

Германия в 1879 г. вступила в новую эру таможенно-тарифных отношений. Герман­ский таможенный тариф 1879 г. предусмат­ривал повышение пошлин на изделия метал­лургической, текстильной, кожевенной и ряда других отраслей промышленности. Го­лосами приверженцев защиты сельского хо­зяйства германский рейхстаг принял зако­нопроект, согласно которому тарифы йа ввоз сельскохозяйственных товаров были повышены в 2—Зраза.

В 1885 г. Германия повысила ставки по­шлин на пшеницу и рожь в 5 раз, на овес -в 2,5 раза, на ячмень - 0,75 раза, на куку­рузу и гречиху — в 4 раза, на муку - с 2 марок до 10,5 марки. Введение Германией


Качалов Николай Алексан­дрович (1818^-1891) - тайный] [советник, директор Департамен-j та таможенных сборов с 1870 по

1882 г.

1 В период его управления де­партаментом была введена упла­та таможенных пошлин' золо­том, организована таможенная служба по вновь установленным! между Россией и Турцией, Рос­сией и Румынией границам, та-! 1моженные службы Кавказа под--чинены общеимперскому тамо-' женному правлению, открыто | порто-франко в Батуми; во мно-| 1гих прибалтийских городах уст-| (роены новые таможенные. поме-| (щения. Обращая большое вни-з' [мание на состав и содержание| {таможенной стражи, Н. А. Ка-| налов учредил два обширных! {училища для детей таможенных' служащих и содействовал возве-* шению нескольких церквей по! (границам России с Пруссией и 1 Австрией, для ишвущих в при-! [граничье местных жителей. \


178 ________ История таможенного дела и таможенной политики России


Раздел IX. Таможенная охрана России в XIX в. 179


 


пошлин на русский хлеб было с осуждением встречено российской обще­ственностью.

В этой сложной обстановке таможенное ведомство возглавлял Л. Ф. Тухолка.

В начале XX в. Департамент таможенных сборов не претерпел особых

изменений. В его составе оставались таможенные округа с таможнями и

корчемная стража. Пограничная стража в связи с созданием Отдельного

корпуса пограничной стражи в 1893 г. была выведена из подчинения департамента1.

Тухолка Лев Федорович! ШтШЩ - с 1871 г. на службе в Департаменте таможен­ных сборов, с 1872 г. по 1876 г. служил в различных таможнях; и в том числе в должностях уп-г равляющего Сосновицкой, а за-! тем Радзивилловской таможня-1 ми; в 4Щ& г. назначен начальник ком Центрального таможенного управления в Болгарии;, в 18821 г. назначен директором Депар­тамента таможенных сборов, в\ 1890 г. состоял в комиссии noj пересмотру таможенного тари-j фа.

В рассматриваемый период в России имелось 11 пограничных округов: Санкт-Петербургский (31 таможенное учрежде­ние), Виленский (28), Варшавский (34), Радомский (29), Радзивилловский (19), Южный (22), Кутаисский (27), Бакинский (24), Закаспийский (15), Туркестанский (16), Семипалатинский (14), а также глав­ные складочные таможни центрального под­чинения: С.-Петербургская портовая, Мос­ковская, Варшавская, Одесская — и скла­дочные таможни: Ревельская, Рижская, Ли-бавская, Харьковская, Батумская, Иркут­ская.

В соответствии с расписанием каждая та­можня наделялась особыми правами. Через складочные таможни I класса разрешалось провозить все иностранные товары, кроме запрещенных по тарифу. Через таможни II и III классов провозились все беспошлин-ные товары и те, которые не подлежали на­ложению клейм, а также бандероли. Товары могли храниться в главных складочных та­можнях до трех лет. Таможенным заставам разрешалось пропускать беспошлинные то­вары, а из обложенных пошлиной — хлеб в муке, овощи, цикорий. Через переходные пункты никаких товаров не провозили.

1 См.: Личный состав Департамента таможенных сборов и учреждений таможенного ведомства. СПб., 1903. С. 1-8.

В XIX в. осуществлялось дальнейшее правовое обеспечение тамо­женного дела, что нашло свое отражение в таможенных уставах и дру­гих документах. Так, в Уставе таможенном 1819 г. устанавливался поря-


док охраны государственной границы. Охрана возлагалась вначале на таможенную, а затем на пограничную стражу. В 1827 г. в свет вышло «Положение об устройстве Пограничной таможенной стражи».

Сложившаяся в середине XIX в. система таможенных учреждений по­лучила закрепление в таможенных уставах. В соответствии с указанными документами определялось, что борьба с контрабандой возлагается на по­граничную стражу, которая одновременно выполняла обязанности и ка­рантинного надзора на побережье Черного моря. В уставе излагались тре­бования к таможенникам и, в частности, к такой категории работников, как начальники таможенных округов, управляющие и члены таможен. На указанные должности не могли назначаться лица, ранее не служившие в

таможне.

В соответствии с уставами постоянное внимание уделялось подбо­ру кадров, их профессиональной подготовке и нравственным качест­вам. Набор в таможню санкционировался градоначальником, а приказы о назначении на должность утверждались Департаментом таможенных

сборов.

О прохождении службы, ее особенностях можно судить по послужно­му списку Хронима Францевича Стрелецкого. Окончив физико-математи­ческий факультет Петербургского университета, он был прикомандирован в Петербургскую почтовую таможню для ознакомления с таможенными обрядами и делопроизводством. Через два месяца допущен на должность младшего помощника пакгаузного надзирателя, а спустя три месяца на­значен чиновником в той же таможне. Далее, пройдя последовательно по служебной лестнице в должностях помощника делопроизводителя, млад­шего помощника корабельного смотрителя, старшего помощника пакгауз­ного надзирателя, члена Рижской и Ревельской таможен, помощника уп­равляющего Рижской таможни, на 26-м году работы Стрелецкий стал уп­равляющим Одесской таможни. Одновременно с продвижением по слу­жебной лестнице ему присваивались звания губернского секретаря, кол­лежского секретаря, титулярного советника, коллежского асессора, на­дворного советника, коллежского советника, статского советника, дейст­вительного статского советника.

Руководящие кадры таможенников комплектовались в основном из числа дворян, имеющих высшее или специальное среднее образова­ние. На должность досмотрщиков принимались лица, ранее служившие в армии или пограничной страже. С таможенниками проводилась постоян­ная воспитательная работа, широко пропагандировались традиции и обы­чаи. Так, в Одесской таможне имелась библиотека, насчитывавшая около 4 тыс. томов. Каждый чиновник ежемесячно вносил на пополнение книж­ного фонда 25 коп.


 

180 История тамож енного дела и таможенн ой п олитик и России

В Уставе таможенном 1857 г. говорилось о необходимости лояльного обращения с лицами, проезжающими через таможню. «Торгующие и другого звания люди обязаны вести себя в таможнях вежливо и благопри­стойно, а таможенным чиновникам предписывается под строжайшей от­ветственностью обходиться.-, вежливым и благопристойным образом, до­ставляя с учтивостью всем, кому надлежит, нужные сведения и наставле­ния, не причиняя не только никаких притеснений, но ниже малейшего ос­корбления под опасением наказания» (ст. 274). И далее: «Никто из тамо­женных чиновников, равно офицеров и нижних чинов Пограничной стра­жи, не вправе наказьшать телесно контрабандистов и кого бы то ни было из лиц, не принадлежащих к таможенному ведомству» (ст. 275).

Законодательством предусматривалась защита таможенников от применения насилия, от оскорбления или обиды словом и действиями, за невыполнение таможенных предписаний. В соответствии с Уложением о наказаниях на нарушителей налагался денежный штраф от 25 до 100 руб. серебром.

Особенность управления таможнями состояла в предоставлении их уп­равляющему полной самостоятельности. «Никакое начальство, — говори­лось в Уставе таможенном 1857 г., — ни гражданское, ни военное, не входит ни в какие непосредственные распоряжения по таможенной час­ти». В то же время местные начальники и чиновники обязаны были ока­зывать помощь по первому требованию таможенников.

Такая автономность таможенной службы, с одной стороны, позволяла ей быть независимой и подчеркивала, что таможенные органы — органы государственные, с другой — порождала коррушгдю и бюрократизм сре­ди ее сотрудников.

Посетивший Россию в 30-е годы XIX в. французский барон Де Кюс-тин писал, что в лице русских таможенников он встретил не что иное, как бюрократическую машину. «Обилие ничтожных, — пишет он, — совер­шенно излишних мер предосторожности при таможенном досмотре дела­ет необходимым наличие бесконечного множества всякого рода чиновни­ков. Каждый из них выполняет свою работу с такой педантичностью, ри­торизмом и надменностью, которые имеют лишь одну цель — придать из­вестную важность даже самому маленькому чиновнику. Он не позволяет себе проронить лишнее слово, но ясно чувствуется, что он полон созна­ния своего величия. «Уважение ко мне! Я часть великой государственной машины!» А между тем эти частицы государственного механизма, слепо выполняющие чужую волю, подобны всего лишь часовым колесикам. В России же они называются людьми. Меня положительно охватывала дрожь, когда я смотрел на этих автоматов: сколько противоестественного в человеке, превращенном в бездушную машину. Если в странах, где встречается обилие машин, даже дерево и металл кажутся одушевленны-


Раздел IX. Таможенная охрана России в XIX в.

ми, то под гнетом деспотизма, наоборот, люди кажутся созданными из де­рева. Невольно спрашиваешь себя, что им делать с совершенно излишним для них разумом, и сразу чувствуешь себя подавленным, когда подума­ешь, сколько надо силы и насилия, чтобы превратить живых людей в не­одушевленных автоматов. В России я чувствовал сострадание к людям, как в Англии остерегался машин. Там этим созданиям рук человеческих недоставало лишь слова, тогда как здесь оно было совершенно излишним для живых машин, созданных государством. Эти одушевленные машины •. были, однако, исключительно, до приторности, вежливы. Видно было, что они с колыбели приучились к учтивости, как воин с детства приуча­ется к ношению оружия. Но какую цену могут иметь эти проявления изы­сканной вежливости, когда они вьшолняются лишь по приказу, из рабско­го страха перед своим начальством»1.

Далее шло описание таможенного досмотра и оформления перевози­мых вещей, из которого следует, что эта процедура занимала много време­ни и осуществлялась большим количеством таможенников. Его поразила их неряшливость, отталкивающий запах немытых тел. Лишь таможенные чиновники отличались в лучшую сторон}', претендуя на джентльменство. Безусловно, явление, изложенное Де Кюстином, не было типичным для российской таможни. Его оценка весьма субъективна и вызвана недо­вольством установленным порядком таможенной процедуры.

В социальном отношении работники таможен отличались как своим положением, так и оплатой. На должностях управляющего таможней, его помощников, чиновников всех рангов были, как правило, дворяне, имею­щие классные чины и звания. В Департаменте таможенных сборов служи­ли представители царствующей фамилии и их приближенные. При укомп­лектовании таможен, как и пограничной стражи, обращалось внимание на происхождение и национальность. Предпочтение отдавалось русским.

Таможенники, имевшие классные чины, жили гораздо лучше. Доста­точно сказать, что управляющий получал в 10 раз больше, чем досмотр­щик. Так, в 1861 г. управляющий Иркутской таможней получал 571 руб. в год, а самый младший канцелярский чиновник — 71, досмотрщик — 42 руб. Казаки кроме казенного довольствия получали: унтер-офицер — 4 руб. 30 коп., рядовые — 2 руб. 15 коп.2.

В 1810 г. Одесская таможня имела одну семикомнатную квартиру для управляющего, 2 шестикомнатные (для помощников), 14 четырехкомнат­ных, 61 трехкомнатную, 80 двухкомнатных со всеми удобствами, где се­лились классные чины таможенников, имеющие военное или светское зва­ние.. Другие мелкие служащие, сезонные рабочие жили в общежитии3.

1 Де Кюстин. Николаевская Россия. М., 1990. С. 41—42.

2 См.: Марков Л. Указ. соч. С. 135.

3 См.: 190 лет Одесской таможне: Учеб.-метод. материал. М., 1989. С. 14.


182 история таможенного дела и таможенной политики России


Раздел IX. Таможенная охрана России в XIX в.


 


В этой связи интересные сведения содержатся в переписке А. П. Че­хова со своим братом Александром, который работал в Таганрогской, а затем Санкт-Петербургской и Новороссийской таможнях. Александр пи­сал, что, когда поступил в Таганрогскую таможню, к тому времени там все «повыкрали». Он образно описывает таможню в своем письме от 10 января 1886 г.: «Таможня в своих операциях представляет два враждеб­ных лагеря чиновников и купцов и их поверенных (экспедиторов). Вто­рой категории живется во сто раз лучше, чем первой».

Значительный интерес представляет письмо, написанное в 1885 г.: «Будущее, правда, у меня очень блестяще, — пишет Александр. — Через 45 лет беспорочной службы я* могу получить пенсию, но ее размеры бу­дут таковы, что если на эти деньги питать гимназиста, то он на второй же месяц захудает и предпочтет на собственные гронги питаться колбасой. По расчету и справкам, наведенным мною, оказывается, что я получу пенсию не ранее 75 лет от роду, когда начальство и годы превратят меня в песоч­ницу для засыпки особо важных бумаг»1.

А вот еще один пример, показывающий культуру таможенников. «Каждую пятницу приходит пароход из Батуми, и мы досматриваем на пристани багаж пассажиров... Выходит измученный морской болезнью пассажир. Вдруг налетает кокардоносец: «Покажите ваши вещи!» Бедняк лезет в карман и ищет ключи, и через минуту грубые солдатские руки тормошат и коверкают выпяченное белье... Приводя все в хаотический беспорядок, таможня благосклонно заявляет страдальцу, что он может идти»2.

Изложенные примеры лишь маленькая толика из быта и этики таможен­ников, свидетельствующая, что в таможнях, как и во всех заведениях и уч­реждениях, по словам того же А. Чехова, «...болото... откуда я бежать хочу».

Эти и другие примеры свидетельствуют о классовом различии тамо­женных чинов и их обеспечения. WtJBb

Анализ развития таможенных учреждений показывает, что в течение XIX в. в основном сложилась система таможенной охраны России, кото­рая по своему правовому обеспечению и профессиональному уровню от­вечала требованиям времени. Совершенствовались структура таможен и укомплектование кадрами. Однако, хотя на службу в таможни набира­лись грамотные люди, в государстве не было своего профессионального учебного заведения, которое бы занималось подготовкой таможенных слу­жащих.


2. Разработка норм таможенного права

Элементы международного таможенного права в России в XIX в. бы­ли отражены в Положении о нейтральной торговле на 1811 г. в портах Белого, Балтийского, Черного и Азовского морей и по всей западной су­хопутной границе от 19 декабря 1810 г. Положение содержало роспись то­варов. В нем говорилось: «Все товары в росписях А, В и С, при сем по­именованные, какого бы они произведения ни были, считаются запрещен­ными....Все товары неприятельского происхождения, хотя бы они состо­яли и в росписи дозволенных, суть и остаются запрещенные» ^.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.201.235 (0.118 с.)