Мы – потомки и наследники первопроходцев, создавших Россию. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мы – потомки и наследники первопроходцев, создавших Россию.



ПАМЯТКА

КАЗАКА

«Душа богу, сердце людям, жизнь отечеству, честь ни кому!»

 

СЛАВА БОГУ, ЧТО МЫ КАЗАКИ!

 

Атаман Станичного Казачьего Общества

«Станицы Выборгская» Воронюк Александр Николаевич.

2014 г

«УТВЕРЖДЕНО»

СКО.«Станица Выборгская» г. Выборг

Атаман сотник_________ Воронюк А.Н

 

Идеология казачества

Права и обязанности казака

Право на вступление в казачье общество (круг, объединение, землячество) имеет любой православный, казак по отцу или по матери, а главное – осознающий себя казаком и живущий по принципам казачества, служащий всей душой и всем помышлением народу своему.

Правом присутствия на кругах и сходах, правом быть избранным на любую должность, правом свободно излагать и отстаивать свои взгляды, как на развитие казачьей общины, так и всего казачества, традиционно обладают мужчины, православные казаки.

Казак имеет право посещать круги и сходы вместе с отцом, совершеннолетним старшим братом или родственником, крестным отцом или наставником, свободно

выбранным им самим или его матерью с 10-летнего возраста (в виде исключения — с 8-летнего).

(здесь и далее возраст устанавливается на Кругу, наша памятка предлагает уставную традиционную форму, а содержание казаки должны вкладывать свое и по своему усмотрению.)

Казак обязан принимать участие во всех делах своего общества с 16 лет. По решению Круга заслуги перед казачеством может получить право голоса до совершеннолетия, которое наступает в 21 год и влечет за собою полноправное членство.

По обычаю казаков, женщина пользуется большим уважением и почитанием. Разговаривая с женщиной на Кругу или сходе, казак обязан стоять, при разговоре с женщиной преклонных лет снять шапку.

 

Казак не имеет права вмешиваться в женские дела.

Казак обязан оберегать женщину всеми силами и средствами. Защищать ее, отстаивать ее честь и достоинство — этим он обеспечивает будущее своего народа.

Казачки могут создавать любые объединения внутри общества, не противоречащие принципам православия и Уставу общества, в которые казак, старик или атаман не

имеют права вмешиваться без просьбы женщин.

По просьбе атамана или атаманского правления казачка может принимать участие во всех делах своего общества, где пользуется всеми правами. Интересы женщины-казачки на Кругу представляет ее отец, крестный, муж, брат или сын. Одинокая казачка, девушка или вдова пользуются личной защитой атамана, членов атаманского правления и совета стариков. Казачка вправе выбрать себе ходатая из своих станичников, хуторян или совета стариков. В иных случаях ее интересы на Кругу представляет атаман.

Казачка имеет право обращаться непосредственно к атаману с просьбами, жалобами или предложениями или выходить на Круг через совет стариков. Казачки могут находиться на Кругу в качестве почетных гостей по специальным приглашениям.

Основанием для вступления в любое казачье общество служит личное заявление вступающего с последующим поручительством трех членов этого общества: от товарища вступающего, совета стариков, от члена атаманского правления. За казачку поручается уважаемая женщина из казачьего объединения. Кроме поручительства, обязательно благословение священника.

Прием производится простым большинством голосов на Кругу.

Вступивший в казачье общество обязан соблюдать казачьи обычаи и традиции, придерживаться принципов казачьей нравственности: почитать каждого старика отцом своим, престарелую казачку — матерью. Равно как и пожилые люди должны относиться к тем, кто моложе, как к детям своим. Каждую казачку почитать сестрою своею, чьи честь и достоинство следует нести выше собственной головы. Каждого казака — братом, каждого ребенка любить и оберегать как собственного.

Оскорбление одного казака есть оскорбление всех. В случае обиды или нужды казак обязан приходить на помощь немедленно, всеми силами и средствами, без

просьбы со стороны нуждающегося.

Казачество всегда исповедовало принцип полной свободы убеждений.

Посему: личным делом каждого является его партийная принадлежность. Как правило, член казачьего общества может быть в любой партии или беспартийным, но, сохраняя себя в вере православной. Всякий член казачьего общества должен помнить, что он прежде всего казак, равно как и сотоварищ его по объединению,

иначе противники нашего возрождения опять поделят нас на «белых», «красных» и иных, как это уже было, и стравят друг с другом.

Вера в Бога есть дар. Личное дело каждого, верит он в Бога или нет. Но поскольку все казачьи обычаи связаны с православием, член казачьего общества обязан выполнять их вместе с братьями своими. Никто не вправе упрекать казака в безверии, равно как и в религиозности.

За нарушение этого правила, за оскорбление отеческого обычая должно следовать строгое наказание, и даже исключение из общества.

Казачество всегда было стволом российской государственности. Традиционно, не претендуя ни на какую власть, казак всегда поддерживал существующий в стране порядок, был оплотом стабильности. Посему член любого казачьего объединения должен быть безупречным гражданином, примером нравственности в быту и службе.

Казак понимает свою жизнь как служение Богу, исполнение его заповедей через служение Отечеству и народу. Нельзя служить вполсилы — любое дело, порученное атаманом, советом стариков, правлением или Кругом, казак обязан выполнять безупречно.

Казак обязан по первому зову являться на круги и сходы в предписанной для каждого отдельного случая одежде. Обязан иметь и по приказу атамана надевать в

праздничные храмовые дни и иные праздники, отмечаемые его обществом, национальную одежду, со всей ее атрибутикой и деталями, такую, как было принято в той области, откуда он ведет свою родословную.

Казак обязан постоянно высоко нести казачью честь, беречь достоинство казачества, его обычаи и традиции. Следовать постоянно христианским заповедям, таким, как любовь к ближнему, законопослушание, веротерпимость, трудолюбие и миролюбие.

Да будет самым тяжким наказанием казака исключение его из казачьего общества. «Казаком нужно родиться!» - первая часть триединства подчеркивает наше право на самобытность, на национальное самосознание и культуру. Наше право на собственную историю и ее трактовку. Однако предлагаемое триединство существует только в целом. Каждого из этих постулатов, взятого отдельно, недостаточно для того, чтобы считаться казаком.

Так, одного казачьего происхождения, родства с казачеством по крови недостаточно, ибо сказано: казак—это состояние духа! Это образ мышления и норма жизни. «Казаком нужно стать!» - принцип, подчеркивающий, что существует некий нравственный идеал, к которому должно стремиться каждому, ведущему свой род от казаков. Этот постулат повлек за собою и юридические нормы, существовавшие в казачьем обществе. Так, не казак по рождению, мог казаком стать! То есть жизнью, достойной идеала, заслужить право войти в казачество!

Службой и страданиями заслужить право быть принятым в казачество на Кругу. При этом никогда не требовалось, чтобы он отрёкся от своего народа! Став казаком, он оставался калмыком, осетином, якутом или бурятом!

Казачество—это состояние духа! Воспитать в себе казачий дух мог каждый, кто выше служения собственному эгоизму, собственному благосостоянию поставил служение Христианству и Добру самым тяжким служением - служением воинским!

Недаром наши предки много столетий назад узаконили написание самого имени нашего казак таким, чтобы оно одинаково, читалось как справа налево христианами, так и слева направо - мусульманами и иудеями. Чтобы все, независимо от знаний и своей веры, правильно понимали, что такое казачество.

Третий постулат – «Казаком нужно быть!» -подчеркивает самое главное в нашем понимании жизни. Свое пребывание на земле мы понимаем как постоянное служение. Только безупречным служением мы можем выслужить у Господа царствие Небесное.

Казачество немыслимо без Православия *. Только оно воспитывает нас в небрежении к земным благам, в поиске подлинных духовных ценностей, в жертвенном служении народу христианскому.

Каждый казак обязан ежедневно помнить о той миссии, которая возложена на него Господом! В труде ли, в буднях ли, в праздниках, в войне ли, мы служим Господу, через служение народ/ своему, России и всем людям и только так понимаем смысл своего пребывания в этой жизни:

Итак:

Каждый вступающий в любое казачье объединение или сознающий себя казаком должен следовать главным принципам казачьей нравственности, которые в основе своей имеют нормы христианской морали и состоят в следующем:

Господь сотворил человека по образу и подобию Своему! Все люди равны и нет народов больших и малых!

Сказано «Несть ни эллина ни иудея, но все сыны Божии!».

Потому никогда не гордись казачеством! Никогда не считай сына другого народа ниже или глупее себя, но будь равно добр и открыт всем, «как аукнется, так и откликнется»! Помни, по тебе судят о народе твоем! По поступкам твоим о племени твоем! Будь прост, но не подобострастен. Доброжелателен, но не льстив. Храни достоинство, но не гордись! Помни, что каждое твое слово—слово народа твоего, да не будет оно в осуждение его!

Сказано «Несть ни князя, ни раба, но все рабы Божии!». Да не будет тебе, казаку, кумира ложного. Всем служи честно! Будь законопослушен, но помни — Душа твоя принадлежит только Богу и, да не проникнет в нее

зло человеческое! Пуще всех благ и самой жизни ставь казачью волю!

Но помни—воля твоя в воле Божьей, а потому, свободно выбрав путь.

Исключение из этого правила составляли казаки ламаисты — калмыки, буряты, монголы и мусульмане — народы Закавказья. Но это исключение - только подчеркивало правило. Служа в казачьих войсках, эти народы не теряли своей национальной самобытности. Они были казаками, не становясь казачеством, хотя традиционно воспринимали от нас лучшее и гордились тем, что они сподобились быть казаками!

 

Помни: воля—не своеволие! Лихость—не разбой, а доблесть—не жестокость!

Помни: храбрые- всегда добрые, потому как они сильны! Не мсти! Оставляй врага своего на суд Божий, и станет он скор и справедлив. Сказано Господом «Мне отмщение, и Аз воздам!»

Будь свободен душою, но страсти держи в оковах, да не владеют они сердцем твоим, да не ввергнут в пучину беззакония!

Никогда не воюй со слабейшим, но только с тем, кто сильнее тебя!

Сразив врага — будь милостив! Победив его рукою крепкою, победи его милостивым и милосердным сердцем, иначе, чем остановим мы ненависть человеческую!

Прощай врагам своим, не трать своей души на ненависть и зависть и Господь продлит дни твои в мире и радости!

Вступая в любое казачье общество, не поспешай, но присмотрись, поразмысли, а вступивши, служи всем сердцем, всем помышлением. Любая служба твоя да будет службой народу и Богу, ради чего ты явился в мир.

Соблюдай правила и обычаи народа твоего. Никогда никого не поучай свысока, но объясняй и советуй и только тогда, когда у тебя совета спросят. Тогда станица—любое казачье объединен 1е— станет домом тебе, отцом и матерью твоими.

 

КОДЕКС ЧЕСТИ КАЗАКА

«Мы рождены не для прогулок по паркам и не для сидения на мягких диванных подушках. Нашей священной миссией всегда были сражения за родную землю в бескрайних степях, в лесах и болотах, под палящим солнцем и проливным дождем. Нашим приютом чаще всего были горящие костры и наспех построенные шалаши…

Таков наш удел, таковым ему оставаться вовеки…»

М. И. Платов

Казачество – братство людей, объединённых особым состоянием духа и сознания, нравственности и морали.

 

Казаки – ветвь русского народа со своей культурой, историей и памятью. Славное прошлое Казачества, дела и заветы предков дают нам право с гордостью говорить:

«Слава Богу, что мы казаки!»

В Казачестве общее всегда было выше личного. Казаки всегда служили родной земле, Вере Православной, своему народу и Государству Российскому.

 

Казаки!

СЛУЖИ ВЕРНО, СВОЕМУ НАРОДУ.

Казак – есть слуга своего Отечества – России и защитник его от внешних и внутренних врагов. Казачество свое главное предназначение видит в служении на-

роду и России ради их благоденствия, а не для собственной корысти и славы. Казак за это готов пролить кровь свою.

 

 

ДЕРЖИ СЛОВО.

СЛОВО КАЗАКА ДОРОГО.

Казак! Помни, что каждое твое слово – это слово твоего народа, слово Казачества. Выпустишь слово – не поймаешь. Говори, да не проговаривайся, ибо спроста сказанное – не спроста слушано. Стойкость чести в слове.

 

 

ДЕРЖИСЬ ВЕРЫ ПРЕДКОВ,

НЕТ УЗ СВЯТЕЕ ТОВАРИЩЕСТВА.

С товарищами будь дружен, выручай их в нужде словом, советом и делом. Как ты будешь к ним относиться, так и они к тебе. И заслужишь общую любовь, а что может быть лучше этого! Помни, что там, где один за всех, а все за одного – никто не страшен. Они непобедимы.

 

 

КАЗАЧЬЕ ЗНАМЯ.

Знамя – есть святыня, его надо беречь и защищать до последней капли крови. На нем крест или икона означают Веру Православную, казачий герб – знак казачьего объединения или организации. Как дома чтят родовую икону, так и казак

должен почитать и оберегать свое знамя. Где знамя, там победа. Где нет знамени, там нет победы, а позор. Победить врага не могут трусы, бесславно потерявшие свое знамя.

 

 

ПРИСЯГА КАЗАКА.

Под казачьим знаменем казак принимает присягу на верность России и Казачеству. Присяга есть клятвенное обещание, которое ты даешь Богу на кресте Спасителя и его Евангелии в том, что везде и всегда будешь защищать Веру Православную и Отечество до последней капли крови. Пойти против присяги – значит стать изменником и предателем Казачества и Отечества.

ОТЕЧЕСТВО.

Отечество твоё, Родина твоя – Великая Россия, т.е. всё наше Государство, а не только край, область, район, станица, где ты родился. Россия – это наша Мать, та страна, которая нас растит, кормит и дает нам все для жизни, за это мы должны, если потребуется, ее защищать, отдать за неё все, даже жизнь свою. Любовь к Родине – святое чувство. Помни все это и люби свою Родину – нашу общую Мать – великую и славную Россию.

Здесь святыни – могилы твоих предков. Чти их!

 

 

БЕРЕГИ СЕМЬЮ СВОЮ, СЛУЖИ ЕЙ ПРИМЕРОМ

Семья – святыня брака. Никто не имеет права вмешиваться в жизнь семьи без её просьбы. Семья – основа казачьего общества. Глава семьи – отец, с него спрос за всё.

Отец! Добейся в семье авторитета и взаимопонимания. Воспитай детей своих честными, смелыми, добрыми, отзывчивыми, бескомпромиссными в борьбе со злом, преданными Отчизне. Воспитай их казаками. Дай детям достойное образование. Казак обязан оберегать женщину, защищать её честь и достоинство, этим обеспечивается будущее своего народа. Чти мать свою и отца.

 

Присяга

ОБЯЗАННОСТИ КАЗАКА

Казак (член СКО) отвечает:

– за точное, своевременное, выполнение возложенных на него обязанностей и подчиняется своему десятнику.

Казак обязан:

– глубоко осознать историческую миссию казачества, как воинства Христова, защитника слабых и обиженных;

– быть православным христианином, чтить и хранить Православную Веру предков;

– знать истинную историю своего Отечества;

– быть хорошим хозяином и многодетным семьянином;

– строго чтить и соблюдать Кодекс Чести Казака;

– жить по казачьим обычаям и традициям;

– строго исполнять решения и постановления Кругов, Совета Атаманов и приказания своих начальников;

– хранить и пропагандировать казачью культуру;

– сохранять казачьи промыслы и ремесла;

– быть патриотом своего Отечества, России;

– соблюдать чинопочитания;

– чтить и оказывать уважение Атаманам, старикам и казачкам;

– воспитывать детей внуков на казачьих традициях и культуре;

– вести здоровый образ жизни, укреплять свое здоровье физической подготовкой;

– всегда быть готовым встать на защиту своей Веры, своего Отечества и своего народа;

– иметь установленную казачью форму одежды и всегда содержать ее в исправном состоянии;

– быть чистым опрятным, аккуратным;

– соблюдать установленную казачью форму одежды;

– в общественных местах вести себя с достоинством и честью, не допуская не достойных поступков;

– чинить всякое послушание своим начальникам.

 

Правила поведения в храме

Вы вошли в храм.
Тут нужно, остановившись недалеко от дверей, трижды перекреститься с поклонами и молитвами:

«Боже, милостив Буди мне, грешному». (Поклон.)
«Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя». (Поклон.)
«Создавый мя Господи, прости мя». (Поклон.)

Если служба еще не началась, можно подать записки, приложиться киконам, поставить свечи. По древнему обычаю, мужчины стоят в правой части храма, женщины - в левой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам.
Не следует здороваться со знакомыми за руку, - поприветствуйте их молчаливым поклоном и не вступайте в длительные разговоры с обсуждением новостей.
Войдя в храм, принято приложиться к «праздничной» иконе, лежащей на аналое посреди церкви, и совершить поясные поклоны перед иконами Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых (если в это время не началась служба).
Не положено проходить между Царскими вратами и аналоем, если же вы проходите перед аналоем, совершите малый поклон, осеняя себя крестным знамением. Бывая в храме Божием, будем помнить что мы находимся в присутствии Господа Бога, Божией Матери, Ангелов и святых. Бойтесь вольно или невольно оскорбить своим поведением молящихся и те святыни, которые окружают нас в храме Божием.
Выбирая место для молитвы в храме, нужно учитывать, что некоторые пожилые прихожане, постоянно посещающие этот храм и стоящие обычно на одном и том же месте, начинают считать это место «своим».
В случае если вы случайно встали на «чье-то» место и вас попросили его освободить, не перечьте и тихо отойдите на другое место, - не нарушайте своего молитвенного настроения спором.
Если вы пришли в храм во время богослужения, не стоит, протискиваясь сквозь молящихся, ставить свечи перед иконами.
Свеча - жертва Богу, но в данном случае помните, что более угодна другая жертва - «дух сокрушен», смиренное осознание своей греховности перед Господом, которое ярче любой свечи высветит все ваши желания и нужды.
В храме не любопытствуйте, не рассматривайте молящихся, а постарайтесь вникнуть в богослужение, участвуя в общей молитве. Конечно, вначале это будет трудно. Если вам непонятны слова молитв и песнопений, не унывайте и не смущайтесь, понимание придет со временем, а пока можно повторять про себя молитву Иисусову. По возможности, воздержитесь от замечаний, если, конечно, нет явного хулиганства или кощунственного поведения.
Нарушающему нормы поведения замечания допустимо делать в деликатной форме, без раздражительности и высокомерного наставления в голосе. Если чувствуете, что не сможете общаться с нарушителем порядка без раздражения, лучше промолчите, а про себя помолитесь о вразумлении ближнего. Недопустимо ведение разговоров во время службы.
Недопустимо передвигаться, покупать и ставить свечи, прикладываться к иконам, беспокоить других вопросами или просьбами передать свечу во время важных моментов богослужения:
при выходе священника с кадилом, при чтении шестопсалмия,
при выносе Евангелия и во время его чтения,при пении «Милость мира» до возгласа священника «В первых помяни»,
при пении Символа веры и «Отче наш», при выносе Святой Чаши (Потира).
Во время чтения Евангелия, пения Херувимской песни и Евхаристического канона следует хранить благоговейное молчание и полностью сосредоточиться на молитве. Во многих храмах в такие моменты прихожане просто замирают, слышен малейший шорох в храме. Даже дети каким-то чудом утихомириваются.
Во время богослужения в православной Церкви молятся стоя, да и как можно сидеть в присутствии Божием, ведь в молитвах мы обращаемся к Царю царей, к Творцу вселенной.
Сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паремий (чтений из Ветхого и Нового Завета на великой вечерне в великие праздники и дни памяти особо чтимых святых).
Конечно же, допустимо сидеть особо немощным и болящим, чтобы, как сказал митрополит Филарет (Дроздов): «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя - о ногах». Однако нельзя сидеть, закинув ногу на ногу или вытянув ноги. Прежде чем сесть, попросите у Бога укрепить вас телесно. Во время чтения Евангелия и в особо важных местах литургии даже в немощи постарайтесь встать.
Кроме того, и по сей день во многих храмах можно наблюдать благочестивое правило, когда женщины про пускают вперед мужчин во время елеопомазания, причащения, прикладывания к праздничной иконе и ко Кресту. А детей или родителей с детьми пропускают точно во всех храмах.
Родители, придя в храм с детьми, должны наблюдать за их поведением и не допускать, чтобы они отвлекали молящихся, шалили, смеялись. Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если это не удается, просто выйдите на время с ребенком из храма. Если вас раздражает поведение чужого ребенка, соберитесь с силами и не обращайте внимания. Ведь дети бывают разные, с некоторыми управиться почти невозможно. В наше время во многих храмах снисходительно смотрят на детишек, которые постоянно крутятся под ногами: ведь Сам Господь запретил апостолам прогонять их от Себя.
Следует прикладываться к иконам, оставив в стороне объемные сумки.
Во время каждения храма не следует разворачиваться вслед за священнослужителем и становиться спиной к алтарю.
Во время каждого открытия Царских врат следует поклониться.
Службу надо отстоять от начала до конца. Служба - это не повинность, а жертва Богу. Разве будет приятно хозяину дома, к которому пришли гости, если они опоздают или уйдут те окончания праздника?
Помните, что уходить с богослужения без крайней необходимости - грех перед Богом. Особенно старайтесь не выходить из храма во время литургии, по крайней мере, до пения «Отче наш».
По окончании службы читают те же молитвы, что и при входе в церковь.
Завершением литургии является выход священника с крестом. Такой момент называется отпустом. Во время отпуста верующие подходят к кресту, целуют его и руку священника, держащую крест. Отойдя, нужно поклониться священнику.
В церкви возможны различные не особенно приятные эпизоды, на которые не следует слишком обращать внимание.
Важно помнить, среди присутствующих в храме далеко не все - постоянные прихожане, да и постоянные прихожане приходят в храм каждый со своими немощами, недостатками и проблемами.
Не стоит слишком болезненно реагировать на какие-либо замечания. В таких случаях, чтобы не огорчаться, лучше вспомнить ситуации, когда мы сами были не слишком тактичны и справедливы.
Если вы приняли решение стать истинно православным христианином, посещать богослужения следует регулярно: каждый воскресный день (всенощную и литургию), все двунадесятые праздники и свои именины - это как минимум.
Например, раньше считалось. что христианин, без уважительной причины (тяжелой болезни) пропустивший три воскресенья подряд - отлучает себя от Церкви. То же - относительно тех, кто не причащался более года.
Попечение Святой Церкви о нас продолжается и после службы, чтобы мы не лишились благодатного настроения, которого по милости Божией удостоились в храме.


Церковь заповедует нам расходиться из храма благоговейном молчании, с благодарением Господу, сподобившему нас присутствовать в храме, с молитвой, чтобы Господь даровал до конца нашей жизни всегда посещать Его святой дом.

 

 

Десять заповедей Божиих

1. Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози иные разве Мене (кроме Меня).

2. Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика (что) на небеси горе, и елика на земле низу, и елика в водах под землею да не поклонишися им, и не послужиши им.

3. Не прнемли (не произноси) имене Господа Бога Твоего всуе (напрасно).

4. Помни день субботний, еже святити (чтобы святить) его: шесть дней делай и сотвориша в них вся дела твои, день же седьмой суббота Господу Богу Твоему.

5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли.

6. Не убий.

7. Не прелюбы сотвори (не прелюбодействуй).

8. Не укради.

9. Не послушействуй на друга твоего свидетельства ложна (не произноси ложного свидетельства на ближнего своего).

10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни всякого скота его, ни всего, елико суть ближняго твоего.

 

 

Отношение казаков к старшим

Уважение старшего — одно из главных обычаев казаков. Отдавая дань уважения к прожитым годам, перенесённым невзгодам, казачьей доли, наступающей немочи и неспособности постоять за себя — казаки при этом всегда помнили слова священного Писания: «Перед лицом седого вставай, почитай лицо старца и бойся Бога своего — Я Господь Бог ваш».

Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность и готовность к оказанию помощи и требовать соблюдения некоторого этикета (при появлении старика все должны были встать — казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы — снять шапку и поклониться). В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать без его разрешения) и тем более — непристойно выражаться.

Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший. Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего. Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу. Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить. Слова старшего являлись для младшего обязательными. При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего. При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение.

Вообще у казаков и особенно у кубанцев уважение к старшему являлось внутренней потребностью на Кубани даже в обращении редко можно услышать — «дед», «старый» и прочее, а ласково произносится «батько», «батьки».

Уважение к старшему прививалось в семье с ранних лет. Дети знали, кто из них в отношении кого старше. Особенно почиталась старшая сестра, которую до седых волос младшие братья и сестры величали няней, нянькой, так как она заменяла им занятую домашней работой мать.

Почитание родителей, крёстного и крёстной было не просто обычаем, а внутренней потребностью, заботой о них сына и дочери. Сыновний и дочерний долг перед родителями считался исполненным после того, когда будут справлены поминки сорокового дня, после ухода их в мир иной.

Крёстная мать помогала родителям готовить к будущей замужней жизни девочку-казачку, приучала её к домашнему хозяйству, рукоделию, бережливости, труду. На крёстного отца возлагалась главная обязанность по подготовке казачонка к службе, причём за военную подготовку казака спрос с крёстного отца был большим, чем с родного отца.

Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Характерно, что этот обычай сохранен в казачьих патриархальных семьях до сегодняшнего дня. Артист-певец с мировым именем Шахматов рассказывает, что у его 90-летнего отца 8 сынов, которые начинают свой рабочий день с получения родительского благословения.

Не почитание отца с матерью считались за большой грех. Без согласия родителей и родни, как правило, не решались вопросы создания семьи: родители принимали самое непосредственное участие в её создании. Развод у казаков в прошлом являлся редчайшим явлением.

В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность. На Кубани обращались к отцу, матери только на «Вы» — «Вы, мама», «Вы, тату».

Старшинство являлось жизненным укладом казачьей семьи и естественной необходимостью повседневного быта, что скрепляло семейные и родственные узы и помогало в формировании характера, которого требовали условия казачьей жизни.

Отношения в казачьей семье

Семья — святыня брака. Никто не имеет права вмешиваться в жизнь семьи без ее просьбы. Семья — основа казачьего общества. Глава семьи — отец, с него что слово атамана для войска.

Отец! Добейся в семье авторитета и взаимопонимания. Недопонимание старших в том или ином вопросе не есть повод к оправданию дерзости со стороны младших. В атамане казак приветствует коллективную волю. Без одобрения стариков ни одно важное решение атамана не может быть исполнено. Прислушивайся к слову бывалых.

Отношение казаков к женщине

чем целование допускалось только среди мужчин и отдельно — среди женщин.

Долго существовал обычай умыкания невесты, в сУважительное отношение к женщине — матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены — по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины.

В семейном быту взаимоотношения между мужем и женой определялось согласно христианского учения (священного писания). «Не муж для жены, а жена для мужа». «Да убоится жена мужа». При этом придерживались вековых устоев — мужчина не должен вмешиваться в женские дела, женщина — в мужские. Обязанности были строго регламентированы самой жизнью. Кто и что в семье должен делать — четко разделено. Считалось за позор, если мужчина занимался женскими делами. Строго придерживались правила: никто не имеет права вмешиваться в семейные дела.

Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать ее — ибо женщина — будущее твоего народа. Характерный пример защиты женщины описан в повести казачьего писателя Гария Немченко:

«В 1914 году, утром по станице Отрадной проскакал казак с красным флагом, оповещая войну. К вечеру Хоперский полк уже двигался в походной колонне к месту сбора. Вместе с полком, естественно, ехали провожающие — старики и женщины. Одна из женщин управляла лошадью, запряженную в бричку, и проехала одной стороной колес по помещичьему полю. Один из офицеров, известный на весь полк по фамилии Эрдели, подъехал к женщине и хлестнул ее за это плетью. Из колонны выехал казак и срубил его.»

Такие были казаки, так свято чтили свои обычаи. Обычай не допускал, чтобы женщина присутствовала на сборе (круге) даже для разрешения вопросов ее личного характера. За нее с ходатайством выступал или представлял прошение или жалобу отец, старший брат, крестный или атаман.

В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении её правами мужчины не было необходимости. Практически в прошлом ведение домашнего хозяйства лежало на матери-казачке. Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях, походах, на кордоне и пребывание его в семье, станице было кратковременным. Однако, главенствующая роль как в семье, так и в казачьем обществе принадлежало мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строгого порядка казачьего быта. Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех его членов и примером в этом являлась жена казака — мать его детей.

Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но все взрослое население хутора, станицы. За непристойное поведение подростка взрослый не только мог сделать замечание, но и запросто «надрать уши», а то и «угостить» легкой оплеухой, сообщить о случившемся родителям, которые незамедлительно «добавят».

Родители удерживались от выяснения своих отношений в присутствии детей. Обращение жены к мужу, в знак почитания его родителей, было только по имени и отчеству, как отец и мать мужа (свекровь и свекор) для жены, так и мать и отец жены (тесть и теща) для мужа являлись Богоданными родителями.

Женщина-казачка к незнакомому казаку обращалась словом «мужчина». Слово «мужик» у казаков считалось оскорбительным. Женщина-казачка считала для себя за великий грех и позор появиться на людях (обществе) с непокрытой головой, носить мужской тип одежды и стричь волосы. На людях, как ни странно, сегодня покажется, между мужем и женой соблюдалась сдержанность с элементами отчужденности.

Казак к незнакомой женщине-казачке обращался, как правило, к старшей по возрасту «мамаша», а равной — «сестра», к младшей — «дочка» (внучка). К жене — индивидуально каждый усвоенному с молодых лет: «Надя, Дуся, Оксана» и т.д. к пожилым годам — нередко «мать», а то и по имени- отчеству. В качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья семьи, о положении дел. Казачки кланялись мужчине на его приветствие, а между собой обнимались с поцелуем и беседой.

При встрече, после долговременной разлуки, а также при прощании, казаки обнимались и прикладывались щеками. Целованием приветствовали друг друга в Великий праздник Воскресения Христова, на Пасху, прилучае несогласия родителей невесты на выдачу за неугодного им жениха. Умыкание, как правило, было по предварительному сговору молодых.

За опороченье девицы, если урегулирование конфликта не заканчивалось созданием семьи (свадьбы), виновника ожидала месть родных, двоюродных и троюродных братьев опороченной (нередко приводящая к кровопролитию).

Основные понятия и термины,

КАЗАЧЬИ СИМВОЛЫ И ЗНАКИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.086 с.)