Реставрация и австро-прусская борьба за гегемонию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реставрация и австро-прусская борьба за гегемонию



Поражение революции 1848-1849 гг. означало политическое поражение германского демократизма. В истории Германии наступил десятилетний период, характерными чертами которого были бурное экономическое развитие, с одной стороны, и политическая реакция — с другой. В начале 1850-х гг. происходил пересмотр или отмена конституций и законов, принятых в годы революции, хотя в разных государствах это имело различные последствия.

В Баварии правительство Пфордтена (1850-1859) проводило политику умеренно-либерального конституционализма в духе дореволюционного периода. В Вюртемберге король распустил ландтаг, в котором преобладали демократы; в одностороннем порядке отменил принятый в период революции избирательный закон и восстановил конституцию 1819 г. Результатом новых выборов в ландтаг стало прочное либеральное большинство. Аналогичные меры были осуществлены королем Саксонии, который, игнорируя избирательный закон 1848 г., восстановил конституцию 1831 г. и сословный ландтаг. Длительная и напряженная борьба вокруг конституции развернулась в Кургессене. В итоге в 1852 г. была принята новая конституция, которая существенно отличалась от конституции 1831 г.: она создавала двухпалатный ландтаг, увеличивала избирательный ценз, лишала ландтаг законодательной инициативы.

В 1850 г. в Пруссии была пересмотрена конституция, октроированная[12] 5 декабря 1848 г. Новая конституция сохраняла ряд демократических прав и свобод, но в то же время включила новый трехклассный избирательный закон. Однако главные изменения касались перераспределения власти. Ландтаг остался двухпалатным, но часть депутатов верхней палаты вновь стала назначаться королем. За ландтагом сохранялось право законодательной инициативы, а за королем — право абсолютного вето. Король обладал всеми прерогативами исполнительной власти. Во вводной части конституции прусский король назывался королем «милостью Божьей». В 1850-е гг. было принято 9 законов об изменении конституции, в которых она интерпретировалась в консервативно-этатистском духе.

После восстановления Бундестага в мае 1851 г. ликвидация законодательства революционной эпохи стало осуществляться и на общегерманском уровне. В 1851-1854 гг. был принят ряд законов, отменяющих введенные Франкфуртским собранием статьи общегерманской конституции. Правительства государств, в которых эти статьи были признаны специальными законами, обязаны были отменить их как противоречащие «законам и целям Германского союза». Закон о печати 1854 г. возрождал дореволюционный цензурный режим, обязательность получения разрешений для каждого печатного издания. Закон о союзах, принятый в том же году, разрешал деятельность таким объединениям, чьи цели «соответствуют союзному и местному законодательству».

Реакционные тенденции в политической сфере германских государств в 50-е гг. XIX в., значительный возврат к дореволюционным позициям, приход к власти реакционных правительств и расцвет консервативных партий, восстановление Германского союза и Бундестага позволяют охарактеризовать послереволюционное десятилетие как новый период Реставрации. Однако в эти годы правительства не отказались от проведения социальных реформ. В Пруссии, например, в 1850 г. была проведена аграрная реформа. Она устанавливала размеры выкупа повинностей на уровне 18-кратной стоимости годичных платежей, вводила рассрочку и создавала специальные рентные банки, которые служили посредниками между юнкерством и крестьянами при проведении выкупных операций. Темпы выкупа повинностей резко возросли. Полученные через банки суммы помещики могли использовать для модернизации своих хозяйств, что и обеспечило превращение большинства из них в современные капиталистические хозяйства.

Наступившая эпоха характеризовалась быстрыми темпами экономического развития. Промышленная революция в Германии вступила в решающую фазу. За 1850-е гг. объем промышленной продукции увеличился более чем в 2 раза. Основу роста промышленного производства в 1850-60-е гг. составляла тяжелая промышленность. Быстро росла железнодорожная сеть: за 10 лет, с 1850 по 1860 г., она удвоилась. Увеличивалось количество паровых двигателей (за период 1846-1861 гг. — в 6 раз). Развивались новые отрасли: электротехническая, оптическая и, особенно успешно, химическая. В немалой степени высокие темпы индустриализации объяснялись наличием Таможенного союза, чьи границы продолжали расширяться и к концу 1850-х гг. охватили фактически все германские государства, кроме Австрии. Темпы роста товарооборота внутри Союза были выше, чем в мире.

Характерной чертой послереволюционного десятилетия стала нарастающая жесткая борьба между Австрией и Пруссией за первенство в Германии. Первый шаг сделала Пруссия. Еще в апреле 1849 г. прусский король, отказавшись принять имперскую корону из рук «революционного» Национального собрания, предложил свой план объединения Германии. За основу брался проект конституции, выработанный Паульскирхе, но в него были внесены изменения в сторону большего федерализма и усиления властных полномочий монархов германских государств. По выражению Фридриха Вильгельма IV, он готов был встать во главе такого германского союзного государства, в которое отдельные государства «войдут добровольно».

В мае 1849 г. в Берлине была созвана конференция по обсуждению прусского плана. В ней приняли участие все германские королевства: Пруссия, Бавария, Саксония, Ганновер и Вюртемберг. В конечном итоге Пруссию поддержали Саксония и Ганновер: 26 мая была заключена «Уния трех королей», а через два дня принят текст предварительной конституции будущего Союза. Он предусматривал создание союза государств, состоящего из двух равноправных частей (Doppelbund): Австрии со всеми ее землями (в том числе ненемецкими), и Германской империи, в которую войдут все германские государства, кроме Австрии. В общесоюзном органе Австрия и Германия должны были иметь по два голоса. Будущая Германская империя в проекте конституции имела и другое название — «Узкий союз», ядром которого и являлась «Уния трех королей». Однако Саксония и Ганновер вошли в «Унию» с одним условием: к ней должны присоединиться остальные государства старого Германского союза (наличие этого условия позволило им покинуть Союз в октябре 1849 г.). Соответствующие приглашения и проект конституции были направлены Берлином правительствам всех германских государств. Таким образом, Пруссия с мая 1849 г. прилагала усилия по формированию «Узкого союза» и достигла определенных успехов. Несмотря на выход из «Унии» Саксонии и Ганновера, к концу 1849 г. к ней присоединилось 26 государств. Местом пребывания союзных органов власти был выбран Эрфурт, а «Узкий союз» получил еще одно название — Эрфуртского.

Австрия изначально отрицательно относилась к планам и тем более конкретным шагам Пруссии по объединению Германии. Целью Габсбургской монархии стало восстановление Германского союза и Бундестага, в котором она доминировала. Однако накал революционной и национально-освободительной борьбы в Австрии был столь высок, что некоторое время не позволял правительству активно противодействовать Пруссии, но определенные усилия по восстановлению дореволюционного status quo предпринимались.

Все более настойчиво австрийские официальные лица заявляли, что революция не ликвидировала Германский союз, поэтому Союзный акт 1815 г. сохраняет силу; Пруссия же своей объединительной политикой его нарушает. Кроме того, Австрия усилила дипломатическое давление на германские государства, особенно на участников «Унии». В начале 1850 г. Австрия инициировала создание «Союза четырех королевств», в который вошли Бавария, Саксония, Ганновер и Вюртемберг (Мюнхенское соглашение). Новый союз декларировал стремление к германскому единству, но по австрийскому плану: будущая Германия должна была стать «империей 70 миллионов», т. е. включить всю территорию Австрии.

В мае и сентябре 1850 г. Австрия созывала конференции представителей германских государств, на которых принимались решения о восстановлении Германского союза. Пруссия и ряд мелких государств в них участия не принимали.

Противоречия между Австрией и Пруссией обострились и в связи с конституционным конфликтом в Кургессене. Оба государства отстаивали право послать туда свои войска для наведения порядка. Австрия заключила военный союз с Вюртембергом, Баварией и Саксонией на случай войны с Пруссией и обратилась за поддержкой к российскому императору. Угроза войны и определенное давление со стороны России вынудили Пруссию 29 ноября 1850 г. на переговорах в Ольмюце подписать «Ольмюцские пункты», по которым Пруссия признавала право Австрии ввести войска в Кургессен, а также факт восстановления Германского союза и Бундестага. Эрфуртский союз прекращал свое существование. В первом открытом конфликте с Австрией Пруссия отступила.

В декабре 1850 г. в Дрездене открылась конференция представителей всех германских государств, созванная для обсуждения вопроса о восстановлении и реформе Германского союза. Австрия стремилась закрепить ольмюцскии успех и окончательно утвердить свою гегемонию в Германии. Предложенный Австрией проект реформы предусматривал, во-первых, включение в состав Германского союза всех территорий Австрии, во-вторых, создание Бундестага из представителей 8 государств и лишение мелких государств права голоса, что должно было привести к изоляции Пруссии. В этой ситуации Пруссия, хотя и ослабленная «ольмюцским унижением», сумела настоять на меньшем из зол — восстановлении Германского союза в прежнем виде, в соответствии с решениями Венского конгресса. Позиция Пруссии была поддержана европейскими государствами, которые не желали чрезмерного усиления Австрии.

Еще одной зоной конфликта между Австрией и Пруссией стал Таможенный союз. Австрия в лице министра торговли Карла Людвига Брука сделала попытку заменить Таможенный союз более широким таможенным объединением, в котором Пруссия не могла бы занимать руководящего положения. Австрия пыталась или войти в Таможенный союз, или создавать собственные таможенные объединения. На той же Дрезденской конференции Австрия подняла вопрос о создании «Таможенного объединения» (Zollunion) с собственным участием. Но Пруссия прочно блокировала его. Таким образом, если по политическим вопросам Пруссия не добилась триумфа, то по торгово-экономическим не добилась его и Австрия. В условиях противоборства двух центров более уверенно чувствовала себя «третья» Германия. Представители средних германских государств выдвигали собственные проекты реформы Германского союза, осуществление которых упрочило бы их позиции.

В 1850-е гг., в период политической Реставрации, бурного экономического развития и острого соперничества Пруссии и Австрии, национальное движение фактически исчезло. Его слабый импульс исходил только от небольшой группы интеллектуалов-публицистов.

Объединение Германии

После поражения революции в Германии вопрос об объединении страны перешел на уровень межгосударственных отношений внутри Германского союза. Австрия продолжала строить планы создания «империи 70 миллионов», что противоречило сформулированному Гердером принципу: «Один народ — одно государство». В «третьей» Германии были сильны партикуляристские настроения и в силу этого она не могла сыграть роль объединителя страны. И только Пруссия была не просто носительницей идеи национального государства, но и обладала достаточной силой, чтобы эту идею осуществить.

Борьба государств происходила на фоне фактически отсутствовавшего национального движения, но в конце 1850-х гг. ситуация начала изменяться. Первым толчком к оживлению национального движения, ядром которого были либералы, стали политические изменения в Пруссии. В 1858 г., в связи с тяжелым психическим заболеванием Фридриха Вильгельма IV, ландтаг утвердил в качестве регента его брата — принца Вильгельма, будущего прусского короля и германского императора Вильгельма I. Вильгельм, который принял самое непосредственное участие в подавлении революции 1848-1849 гг. в Германии, в последующие годы изменил свои взгляды: стал сторонником конституционной идеи. Вступив на престол, Вильгельм сформировал либеральный кабинет, что было расценено в Германии как начало «новой эры» в Пруссии. Доверие немецких либералов к Пруссии стало восстанавливаться.

В 1859 г. началась австро-франко-итальянская война, которая вызвала оживленную реакцию в Германии, во-первых, потому, что войну вел один из членов Германского союза, а во-вторых, стали известны французские притязания на земли по левому берегу Рейна. Во время войны Австрия была разбита и стало ясно, что она не в состоянии защитить западную границу от французов. Гарантировать западную границу могла только Пруссия. Усилились национальные настроения в либеральном движении. В июле 1859 г. две группы либералов — в Эйзенахе и Ганновере — на своих конгрессах высказались за реформу Германского союза, которую должна была осуществить Пруссия. «Интересы Австрии не являются чисто немецкими и никогда таковыми не станут... Наши надежды мы возлагаем на Пруссию», — говорилось в заключительном документе ганноверского конгресса. В сентябре 1859 г. во Франкфурте-на-Майне состоялся учредительный съезд Немецкого национального союза. Его целью провозглашалось объединение и свободное развитие «великой общей родины». Национальный союз стремился, прежде всего, к созданию сильного центрального правительства и только потом, по его мнению, следовало решать вопрос о национальном парламенте. Этим смещением акцентов Национальный союз проводил новую разделительную черту по линии «великогерманцы — малогерманцы». Национальный союз состоял в основном из либералов, но в нем были и демократы. По социальному составу это был союз буржуазии и отчасти юнкерства; высокий ежегодный взнос закрывал доступ в него представителям низших слоев. Почти все члены Союза представляли Германию к северу от линии Майна. Национальный союз имел многочисленную прессу и представлял собой наиболее влиятельную организацию германской буржуазии в середине XIX в. Однако начавшийся в Пруссии в 1860 г. конституционный конфликт обострил отношения Пруссии с Национальным союзом.

Растущая напряженность в отношениях между Национальным союзом и Пруссией, начавшаяся либерализация в Австрии (в 1861 г. там была принята конституция) и упорные притязания Австрии на руководство в Германии активизировали великогерманское движение. В октябре 1862 г. во Франкфурте-на-Майне состоялся съезд проавстрийски настроенных деятелей, которые создали Немецкий союз реформ. Состав Союза реформ был очень пестрым: в него входили либералы-великогерманцы, консерваторы, католики. Центральной идеей организации была реформа Германского союза в интересах «третьей» Германии. Предполагалось установление равновесия между Австрией, Пруссией и остальной Германией. Великогерманским этот план был в том смысле, что сохранял Австрию в составе Германии как противовес Пруссии. Союз реформ также предусматривал модернизацию властных структур, но в более слабой форме. Центральная власть должна была передаваться Директории, сформированной из представителей 8 государств. Союз реформ, в отличие от Национального союза, был сравнительно слабым образованием, и его влияние было заметно только в Ганновере, Баварии и Вюртемберге.

В начале 1860-х гг. в Пруссии произошли события, повлиявшие на ход германской истории. Важной задачей правительство «новой эры» считало усиление Пруссии и с этой целью разработало проект военной реформы, предусматривавший значительное увеличение армии и расходов на нее. Либеральный ландтаг, с подозрением относившийся к прусской армии, в которой господствовали юнкеры, отклонил этот проект. Король распустил нижнюю палату ландтага, но выборы снова дали большинство либералам. Более того, в 1861 г. в Пруссии возникла леволиберальная Партия прогрессистов, целью которой в тот момент была борьба с правительством. Конфликт продолжал обостряться. Ландтаг вел борьбу против предлагаемого правительством бюджета военного министерства, стремясь добиться некоторых реформ. Король не шел ни на какие уступки, полагая, что ландтаг не может препятствовать ему — главе исполнительной власти и главнокомандующему — в решении вопросов, связанных с армией.

В этот момент, когда казалось, что ситуация окончательно зашла в тупик, на пост министра-президента (премьер-министра) был назначен Отто фон Бисмарк (1815-1898), который был опытным политическим деятелем. Свою карьеру он начал в 1847 г. депутатом в Соединенном прусском ландтаге и уже тогда создал себе репутацию человека, обладавшего сильным, волевым характером и умевшего правильно оценить силы противника. С 1851 г. Бисмарк представлял интересы Пруссии в Бундестаге, а в 1859-1862 гг. был послом: сначала — в России, затем — во Франции. Назначение его на пост главы правительства произошло после того, как Бисмарк на аудиенции у прусского короля 22 сентября 1862 г. выразил готовность управлять в случае необходимости без утвержденного ландтагом бюджета. Выступая перед депутатами, Бисмарк заявил, что вынужден вести государственный бюджет «без предусмотренных конституцией оснований». Режим «безбюджетного» правления стал фактом и продолжался до сентября 1866 г., когда после успешной войны против Австрии правительство провело через ландтаг закон, освобождающий его от ответственности за расходование 154 млн талеров без согласия ландтага в 1862-1865 гг.

Придя к власти, Бисмарк оказался тем политиком, который сумел верно оценить внутри- и внешнеполитическую ситуацию и сначала выработать, а затем осуществить программу объединения страны. Он был убежденным сторонником силовых методов решения национальной проблемы. По его выражению, великие вопросы времени должны решаться «железом и кровью». Бисмарк понимал, что объединение Германии и неизбежные при этом конфликты затрагивают интересы многих европейских государств, вмешательство которых может сорвать процесс консолидации. Поэтому для него как государственного деятеля характерна тщательная дипломатическая подготовка каждого шага. Главное препятствие в создании национального государства Бисмарк видел в Австрии, но открытую борьбу с этим государством Бисмарку помешало начать новое обострение шлезвиг-гольштейнского вопроса.

В ноябре 1863 г. Дания аннексировала Шлезвиг, что явилось прямым вызовом германским государствам. Волна патриотического возмущения прокатилась по Германии и стерла все партийные различия, в том числе между Национальным союзом и Союзом реформ. В Шлезвиге и Гольштейне вспыхнуло восстание.

Бисмарк решил воспользоваться сложившейся ситуацией. Международная обстановка в этот период складывалась благоприятно для Пруссии. Англия, Франция и Россия по разным причинам отказались поддержать Данию в ее «оборонительной» политике. В конфликте с Данией германские государства действовали согласованно; Австрия и Пруссия в феврале 1864 г. начали военные действия. Датская армия под напором превосходивших ее сил пруссаков и австрийцев отступала, неся большие потери. К тому же Дания находилась в дипломатической изоляции, поэтому правительство запросило мира и 30 октября 1864 г. мирный договор был подписан. Согласно его условиям, датский король отказывался от Шлезвига и Гольштейна в пользу Пруссии и Австрии. Вслед за этим начались длительные переговоры между германскими государствами, завершившиеся подписанием Гаштейнской конвенции, которая определяла судьбу герцогств. По конвенции, право собственности на всю территорию обоих герцогств принадлежало Австрии и Пруссии, но управление ими объявлялось раздельным: в Гольштейне создавалась австрийская администрация, в Шлезвиге — прусская. Гаштейнская конвенция и последующая практика управления герцогствами создали новую конфликтную зону в австро-прусских отношениях и ускорили открытое столкновение между этими государствами.

Вытеснению Австрии из Германского союза предшествовала более серьезная подготовка. Бисмарку удалось на личной встрече с французским императором заручиться нейтралитетом Франции. Главную роль при этом сыграли не обещания Бисмарка, а оценка Парижем перспектив австро-прусской войны, которая расценивалась как «весьма счастливое событие», ибо она, учитывая равенство сторон, «свяжет немцев на долгие годы».

Готовясь к войне с Австрией, Бисмарк стремился найти союзника. В связи с этим особые расчеты он связывал с Италией. Недавно созданное Итальянское королевство не признавалось Австрией. Кроме того, итальянцы не хотели мириться с тем, что Венеция все еще оставалась австрийским владением. Поэтому договориться с Италией не составило большого труда. В апреле 1866 г. был подписан прусско-итальянский союзный договор, который в случае конфликта с Пруссией обрекал Австрию на ведение войны на два фронта. На этом условии особенно настаивали прусские военные, прежде всего начальник Генерального штаба Гельмут фон Мольтке. Договор был тайным, поскольку он нарушал германскую конституцию, запрещавшую членам Германского союза вступать в направленный против его другого участника союз с иностранным государством. После заключения соглашения с Италией прусский министр-президент перешел в наступление. Он предложил Вене обсудить вопросы реформирования Германского союза и пересмотреть статус Гольштейна. Это был прямой вызов Австрии. По инициативе Вены Бундестаг принял решение о начале мобилизации. В ответ прусские войска вступили в Саксонию, Ганновер, Кургессен и перешли австрийскую границу. Началась война, которую называют австро-прусской, хотя в нее оказались втянуты фактически все германские государства: Австрию поддержали 12 государств, Пруссию — 17. Кроме того, войну Австрии объявила Италия. Решающее сражение произошло 3 июля 1866 г. у местечка под названием Кёниггрец на территории Чехии. Победа прусской армии создала реальную возможность территориальных приобретений за счет Австрии. К этому склонялся прусский король и генералы, но Бисмарк решительно выступил против. По его мнению, не следовало наносить Австрии незабываемого оскорбления национальной чести, оскорбления, которое сделало бы невозможным сближение объединенной Германии с этим родственным государством.

В августе 1866 г. между Австрией и Пруссией был подписан мирный договор. Австрия передавала Пруссии все права на Шлезвиг и Гольштейн; Германский союз упразднялся, Австрия оказалась вытесненной из Германии. Отныне осуществлению малогерманского варианта объединения страны ничто не мешало.

Война имела для Пруссии еще один важный результат — расширение территории путем аннексии государств, вклинивавшихся между прусскими владениями: Ганновера, Кургессена, Гессена-Нассау, Франкфурта-на-Майне. Кроме того, к Пруссии были присоединены Шлезвиг и Гольштейн. Отныне размеры территории, экономический потенциал и численность населения обеспечивали Пруссии абсолютное доминирование в новом политическом порядке к северу от Майна.

После Кёниггреца либеральное движение в Северной Германии переживало глубокий кризис. Либералы оказались перед выбором по вопросу: чему отдать предпочтение — свободе или единству. В Пруссии кризис либерального движения проявился в расколе оппозиционной правительству Партии прогрессистов. Часть прогрессистов, заявив о желании объединить защиту либеральных принципов с энергичной поддержкой национальной политики Бисмарка, создала «Новую фракцию национальной партии». Фракция стала ядром сформированной в последующие месяцы Национал-либеральной партии. Таким образом, либерализм разделился на два больших течения: на национал-либералов, для которых важнейшей задачей было объединение страны (поэтому они активно поддерживали Бисмарка), и «прогрессивных» либералов, которые на первый план выдвигали требования ясной либеральной политики и конституционных реформ.

В лагере консерваторов также произошли значительные изменения. Аннексия ряда германских государств расценивалась частью консерваторов (их стали называть староконсерваторами) как «революционная» политика, т. к. она нарушала принцип легитимности. Политический католицизм после изгнания Австрии из Германского союза потерял способность оказывать хоть какое-то влияние на ход событий в стране. Таким образом, политика Бисмарка ускорила эволюцию партийной системы в Пруссии и Северной Германии в целом.

Важнейшим последствием австро-прусской войны стало создание Северогерманского союза — федерации, в которую вошли 22 государства. Согласно принятой в 1867 г. конституции, главой государства стал прусский король и исполнительной властью — президиум. Союзный совет (Бундесрат) состоял из министров и уполномоченных союзных государств, однако равенства субъектов федерации конституция не устанавливала. Наибольшее количество голосов в Бундесрате (17 из 43) имела Пруссия, оставшиеся 26 голосов распределялись среди остальных членов Северогерманского союза. Председателем Бундесрата был союзный канцлер, пост которого занимал Бисмарк. Третьим союзным органом был Северогерманский рейхстаг, избираемый всеобщим, равным, прямым, тайным голосованием; он обладал правом законодательной инициативы и утверждения налогов. Конституция 1867 г. закрепляла гегемонию Пруссии в союзном государстве. Границей, разделившей Союз и южногерманские государства — Гессен-Дармштадт, Баден, Баварию и Вюртемберг, — стал Майн.

Быстрым заключением мира с Австрией Бисмарк помешал вмешательству Франции в германские дела. Во французском обществе и правящих кругах в середине 1860-х гг. все определеннее вызревала мысль о необходимости, учитывая начавшееся объединение Германии, выдвинуть собственные территориальные претензии. Летом 1866 г. Наполеон III поднял перед прусским правительством вопрос о территориальных компенсациях Франции за счет франкоговорящих областей Люксембурга и Бельгии. Бисмарк отверг это требование.

Не получив никаких компенсаций от Пруссии, Наполеон III скорректировал претензии. На тайных переговорах с нидерландским королем (Нидерланды и Люксембург были связаны личной унией) французский император потребовал передать Франции Люксембург за финансовое вознаграждение. Бисмарк обнародовал факт переговоров и, вызвав острый международный кризис, сорвал сделку.

На фоне обострявшихся франко-прусских отношений начался процесс сближения Франции и Австрии (с 1867 г. — Австро-Венгрии). Оба государства взяли курс на формирование Южногерманского союза в качестве противовеса Северогерманскому. В результате в 1867-1868 гг. появился шанс восстановления германского дуализма: с одной стороны, ведомый Пруссией Северогерманский союз, с другой — Южногерманский союз под внешним прикрытием Австро-Венгрии и поддержке Франции.

Учитывая в первую очередь позицию Франции, Бисмарк проводил в Южной Германии осторожную политику «малых шагов». Формально ничего не меняя в государственно-правовых отношениях, канцлер все прочнее связывал южногерманские государства с Северогерманским союзом. Они входили в Таможенный союз; торговые договоры постоянно возобновлялись. 1 января 1868 г. в силу вступил новый таможенный договор, который южногерманские либералы назвали первым мостом, переброшенным через Майн. Пруссия заключила с государствами Южной Германии военный союз. В них были проведены военные реформы по прусскому образцу, чем устранялось еще одно препятствие к будущему объединению. Однако мирной интеграции Южной Германии в единое государство мешали усилившиеся в конце 1860-х гг. антипрусские настроения, подогреваемые извне. Франция усиливала дипломатическую поддержку государств к югу от линии Майна, стремясь остановить хотя бы на этом этапе процесс объединения Германии и предотвратить появление на восточных границах мощного и энергичного государства. Логика национально-государственного строительства делала почти неизбежной новую войну с Францией за объединение Германии.

В начавшейся 19 июля 1870 г. войне, известной как франко-прусская (или, вернее, как франко-германская), Франция потерпела сокрушительное поражение. 2 сентября под Седаном капитулировала французская армия во главе с императором Наполеоном III, затем последовали сдачи Туля, Страсбурга. В сентябре немецкие армии блокировали Париж. 27 октября под Мецем капитулировала французская армия под командованием маршала Мак-Магона. Военная мощь Франции была уничтожена.

Победа Пруссии в этой войне позволила ликвидировать последнее серьезное препятствие на пути объединения Германии. Политика национально-государственного строительства, проводимая Бисмарком, увенчалась успехом. 18 января 1871 г. было торжественно провозглашено создание Германской империи.

Парижская коммуна 1871 г.

18 марта 1871 г. в Париже произошло восстание пролетариата после шестимесячной осады города прусскими войсками, измученного голодом и безработицей. Организованный в Национальную гвардию пролетариат провозгласил Коммуну. Коммуна ликвидировала старый аппарат силового давления.

Социальный состав Коммуны был неоднороден. В него входили представители рабочих и интеллигенции, мелкой буржуазии и представители различных радикальных политических течений.

26 марта ЦК Национальной гвардии передал власть избранному на основе всеобщего голосования Совету Парижской коммуны. Выборы в Совет Коммуны производились по городским округам на основе всеобщего избирательного права и при совершенной свободе мнений. Совет состоял из большинства якобинцев и республиканцев и меньшинства социалистов (главным образом сторонников Бланки - авторитарных социалистов -последователей анархиста Прудона).

В пределах Коммуны избранные в Совет люди могли быть отозванными в любое время и получали только среднюю заработную плату. Кроме того, они были поначалу полностью зависимыми от избравших их людей.

Исполнение законов, осуществление политики Совет Коммуны поручил 10 комиссиям, 9 из которых имели строго определенную компетенцию: финансовую, просвещения, юстиции, внешних сношений, труда и обмена, общественных служб, обороны, общественной безопасности и др.

Усиление влияния на восставших парижан радикальной эгалитаристской идеологии происходило по мере обострения борьбы с Версалем, идейного размежевания в Совете Коммуны, одним из первых про явлений которого стал выход из ее первоначального состава около 20 человек. Этот процесс нашел отражение и в ее программном документе под названием Декларация Коммуны «К французскому народу» от 19 апреля 1871 г.

Согласно данной Декларации Франция должна была стать республикой, объединяющей свободные коммуны, организованные по типу Парижской.

Каждой коммуне предоставлялось право иметь собственную военную силу в лице Национальной гвардии, свободно избирающей своих офицеров. Коммуна предполагала обновить судебный аппарат на основе выборов, но в качестве временной меры было принято назначение судей исполнительной комиссией Коммуны. Низшей судебной инстанцией остались мировые судьи, которые разбирали незначительные уголовные и гражданские дела.

Ряд социально-экономических мероприятий, проведенных Коммуной при активной помощи массовых общественных организаций, революционных клубов, профессиональных союзов, секций Интернационала, стал следствием экстремальной ситуации, необходимости борьбы с безработицей, крайними проявлениями бедности и пр. Одним из декретов предписывалось, чтобы заработная плата чиновников не превышала заработка рабочего.

Но Совет становился все более изолированным от людей, избравших его, и, таким образом, все более бюрократическим. Он начал принимать авторитарные решения. 21 мая правительственные отряды вошли в город. Семь дней Париж был во власти ожесточенной уличной баррикадной борьбы. Более чем 25 тыс. человек было убито в уличных сражениях.

Парижская коммуна просуществовала всего 72 дня, но ее воздействие на развитие социалистического движения в Западной Европе было несомненным.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.031 с.)