Что является предметом языкознания как науки? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что является предметом языкознания как науки?



Лекция 1

Что является предметом языкознания как науки?

Языкознание-наука о языке, его природе и функциях, его внутренней структуре, закономерностях развития.

 

Почему языкознание является древней и одной из основополагающих наук?

Языковедческой традиции около 3 тысяч лет. В 5 веке до н.э. появилась первая грамматика, грамматика Понини. Древнейшие лингвистические идеи выражаются в мифах, сказаниях, религиозных учениях.

Языкознание-основополагающая наука, т.к. язык не только связывает человека с действительностью, но и позволяет постигать мир. Язык-универсальный инструмент познания.

 

Перечислите основные разделы языкознания.

1.Общее и частное языкознание

2.Теористическая и прикладная лингвистика

3.Внешняя и внутренняя лингвистика

4.По направлениям, школам, методам исследования языка

 

Чем частное языкознание отличается от общего?

ЧЯ-изучает отдельные языки как особое явление

ОЯ-изучает общие свойства человеческого языка или ряда языков

 

Какие абсолютные и статистические универсалии вам известны?

ОЯ выявляет 2 типа языковых универсалий:

1.абсолютные универсалии (действительны для всех языков)

Гласные и согласные, слогоделение, имя и глагол, слова-эмоции, слова-команды, местоимения.

2.статистические универсалии (действительны для большинства языков)

Не менее 2 гласных, местоимения не менее 2 чисел.

 

Что вы понимаете под синхроническим и диахроническим языкознанием?

ЧЯ делит 2 раздела:

1.синхроническое языкознание (описательное) описывает факты языка в какой-либо момент его истории. Включает сопоставительное языкознание, изучающее два и более языка в методических целях.

2.диахроническое языкознание (историческое) прослеживает развитие языка на протяжении некоторого отрезка времени. Включает сравнительно-историческое языкознание, исследующее родственные связи путем сравнения их отдельных фактов с целью выявления их исторического прошлого.

 

Какие проблемы рассматриваются в рамках прикладной лингвистики?

ПЛ-практические задачи, связанные с использованием языка (обучение языку, создание алфавитов, письмо для слепых, автоматическое распознавание речи)

 

На чем основано разграничение внешней и внутренней лингвистики?

ВНШЛ-изучает внешние условия развития и функционирования языка (связь языка и общества, соотношение языка и культуры народа, территориальное распространение языка)

ВНТЛ-изучает структуру языка как самостоятельное явление (фонетика, фонология, лексикология, синтаксис)

 

Каким образом языкознание связано с другими гуманитарными науками?

Языкознание и история

Языкознание связано с историей, поскольку история языка является частью истории народа. Исторические данные обеспечивают историческое рассмотрение изменений языка. Данные языкознания являются одним из источников при изучении таких исторических вопросов, как происхождение народа, развитие культуры народа на разных этапах истории, контакты между народами.

Языкознание и этнография
Языкознание тесно соприкасается с этнографией (наука о быте и культуре народов) при изучении диалектного словаря: названия крестьянских построек, утвари и одежды, предметов и орудий сельского хозяйства, ремёсел. Связь языкознания с этнографией проявляется и при классификации языков и народов, при исследовании отражения в языке народного самосознания. Это направление исследований получило название этнолингвистика. Язык в этом случае рассматривается как выражение представлений народа о мире.

Языкознание и психология
Языкознание связано также с психологией. Психологическое направление в языкознании изучает мыслительные и прочие психологические процессы и их отражение в речи, в категориях языка.

Языкознание и философия

Философия способствует выработке принципов и методов анализа в языкознании.

Языкознание и социология

Языкознание связано с социологией при решении вопросов как тот или иной язык используется различными социальными объединениями (классами, представителями различных социальных прослоек, профессиональных групп), как отражается на языке разделение и объединение социальных общностей, переселение племен и народов, образование территориально-социальных групп в пределах одного языка (диалекты) или между разными языками.

Языкознание и логика

Язык неразрывно связан с мышлением, следовательно, сама наука о языке связана с логикой – наукой о мышлении и законах, которому подчиняется мышление. Вопрос о соотношении мышления и языка возник еще в античной философии. Язык рассматривается как гибкий инструмент для выражения мысли, соответственно языковая система считается своего рода представлением мыслительной системы.

 

С какими медицинскими и естественными науками связано языкознание?

Языкознание и физиология

Устройство речевого аппарата, образование звуков речи, восприятие речевого потока органами слуха, рефлекторная основа языка.

Языкознание и нервология

Нейролингвистика изучает языковое поведение человека не только в норме, но и при речевых расстройствах-афазиях

Языкознание и биология

Язык как природное явление, обнаруживает сходство генетического кода и естественного языка

Языкознание и география

Географические факты часто являются предпосылкой лингвистических. География + лингвистика=территориальное распространение языков, диалектов; топонимика (географические названия)

 

Лекция 2

1. С каких точек зрения обычно дается определения языка?

ü функциональная точка зрения (язык-средство человеческого общения)

ü точка зрения устройства языка (язык-набор единиц, которые используются в соответствии с правилами)

 

2. На какие вопросы необходимо ответить, чтобы охарактеризовать природу языка как предмета языкознания?

1.язык-идеальное/материальное

2.язык-биологический/социальный/индивидуальный

Докажите, что язык представляет собой сложное сочетание идеального и материального.

И Д Е А Л Ь Н О Е - язык-мост между потоком сознания (духом) и более четко организованной

человеческой психикой

- язык упорядочивает хаотичный поток человеческого мышления

М А Т Е Р И А Л Ь Н О Е - дух может проявиться только с помощью материальной оболочки-

звуков речи и письма

- язык функционирует в качестве посредника между звуком и мыслью,

объединяет их в единое целое, приводит к разграничению единиц языка

и мышления

 

Почему язык и мышление нельзя считать тождественными друг другу?

§ Разные знаковые системы (язык оперирует фонемами, мышление-умозаключениями и операциями над ними)

§ Мышление общечеловечно, язык-нет

§ Вербальное мышление-лишь одна из форм (образы, формулы)

 

Как можно доказать биологическую природу языка?

Как и все живые организмы, язык рождается, созревает, достигает своего расцвета, клонится к упадку и умирает.

Биологический механизм возникновения и развития языка вообще заложен в структуре генетического кода человека.

Биологически обусловлены также особенности речи каждого отдельного человека (речевые расстройства у глухонемых).

 

В чем проявляется социальная природа языка?

Язык не передается по наследству, поэтому при длительной изоляции детей от общества, дети не владеют человеческим языком.

Язык используется во всех сферах человеческой деятельности.

Язык не является единым на всей территории распространения и для всех людей.

 

Почему зачастую говорят об индивидуальной концепции языка?

Язык обслуживает нужды, отдельные для каждого человека.

Темп, тембр, дефекты речи, способности к изучению ИЯ, степень владения устной и письменной речью обусловлены для каждого отдельного человека (но биологически)

Язык обусловлен социальным статусом, усваивается избирательно.

 

Лекция 3

Какая функция языка считается наиболее важной и почему?

Коммуникативная, т.к. язык, не реализующий эту функцию, становится мёртвым.

 

Можно ли считать языковой знак мотивированным и почему?

Лекция 4

Лекция 5

Лекция 6

Лекция 7

Лекция 8

Лекция 9

Лекция 10

Лекция 11

Лекция 12

Что такое полисемия?

Слова имеют несколько значений (полисемия=многозначность) груша как дерево, плод или предмет его формы

Актуализация значения многозначного слова происходит в его контексте: вот крупной солью советской злости стал оживляться разговор

 

Лекция 13

Что Вы знаете о топонимике?

Топонимика – это раздел ономастики, который изучает географические названия.

Делится на:

1) Гидронимы - названия водоемов (например, река Волга);

2) Ойконимы - названия населенных пунктов (например, город Орел);

3) Оронимы - названия рельефа (например, гора Дозор).

Макротопонимы обозначают крупные объекты (например, Балтийское море).

Микротопонимы обозначают местные ландшафты (например, улица Лесная, Сосновое болото).

 

Лекция 14

 

Лекция 15

Лекция 16

Что такое идеография?

 

Идеография -передача словарного состава и порядка слов в сообщении с помощью одинаковых для всех пишущих набора установленных графических знаков (идеограмм). Развивается из пиктографии в ходе постепенного обособления знаков (египетское письмо).

 

Плюсы: отражает язык, который обслуживается; членит содержание речи на слова;
Минусы: объем систем; трудность передачи грамматических форм слов (доп. знаками-крючками)

 

Лекция 17

Лекция 1

Что является предметом языкознания как науки?

Языкознание-наука о языке, его природе и функциях, его внутренней структуре, закономерностях развития.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1969; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.023 с.)