Предмет, задачи, основные отрасли клинической психологии. Значение клинической психологии для общей психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, задачи, основные отрасли клинической психологии. Значение клинической психологии для общей психологии.



Психогенная импотенция

Э ректорная функция излишне опосредствована социальными значениями и личностными смыслами, особенно в европейском обществе. Эрекция - символ мужской состоятельности в целом. Избыточность опосредствования ухудшает произвольную регуляцию, то есть в нее вкладывается очень много смысла. Поэтому пропорционально личностной значимости ситуации сексуального контакта, высота притязаний и тревога оказывается не соответствующим высоким ожиданиям. Доказательством служат такие факты, что при приеме алкоголя симптом регрессирует, а также данный симптом менее выражен в других страх. В принципе ту же логику можно проследить и при анарексии, например.

Основные выводы:

  1. Телесные функции человека не тождественны аналогичным функциям животных
  2. Их реализация не задана биологически
  3. Тело есть только необходимое, н не достаточное условие, для реализации телесных функций
  4. Их развитие и работа имеют культурную детерминацию

 

Предмет, задачи, основные отрасли клинической психологии. Значение клинической психологии для общей психологии.

Предмет клинической психологии как научно-практической дисциплины:

- психические проявления различных расстройств;

- роль психики в возникновении, течении и предупреждении расстройств;

- влияние различных расстройств на психику;

- нарушения развития психики;

- разработка принципов и методов исследования в клинике;

- психотерапия, проведение и разработка методов;

- создание психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.


Задачи клинической психологии:


- исследование влияния заболевания на психику человека;
- анализ влияния психологических факторов на развитие и лечение болезни;
- изучение роли психического, противостоящего развитию заболевания;
- изучение проявлений динамики нарушения психики при различных заболеваниях;
- исследование взаимоотношений больного с медицинской средой и обычной средой, терапия, коррекция.

Разделы клинической психологии:

- нейропсихология (психология + нейрохирургия)
- патопсихология (психология + психиатрия)
- старческая (психология + герентология)
- психосоматическая (соматическая медицина)
- патологии детского развития (психология + нарушения развития у детей)

Значение клинической психологии для общей психологии:


- понимание структуры психических функций;
- отделение высших функций от нижестоящих;
- рассмотрение возможности заменять одни звенья другими;
- изучение нормы и патологии;
- формирование понятийного аппарата;
- определение роли социального и психического в человеке.

 

5 ) Виды диагностики. Негативная и позитивная диагностика. Их значение.

1) Позитивная. Используеся для выявления личностных особенностей психики, особенностей протекания психических процессов у конкретного индивида и пр. Полученные данные могут применяться в прикладных сферах: экспертиза, консультирование, иное.

2) Негативная. Цель – выявление патологий и постановка диагноза. Применяется при нарушении психического и соматического здоровья. Результаты используются в психиатрии, нейропсихологии и пр.

 

 

Виды экспертизы

Цель любого вида экспертизы - выявить и описать индивидуально-психологические особенности личности на профессиональном уровне (клинический психолог/психиатр).

Экспертиза:

Военно-врачебная

Цель: определение годности/негодности к военной службе. Возможно, наложение ограничений на службу в определённых родах войск (подводный флот, танковые войска и т.д.)

Судебная

Главные вопросы:

- имеются ли у обвиняемого индивидуально-психологические особенности, которые могли бы повлиять на акт и характер совершения преступления? (внушаемость, характер установок, мотивы)

- можно ли говорить о вменяемости в данном случае (было ли поведение адекватным)?

Важно рассмотреть не только психологические особенности сами по себе, но и ситуацию, в которой произошло преступление: была ли ситуация новой или привычной, были ли предъявляемые к человеку требования адекватными или неадекватными.

Врачебно-трудовая

Цель: определить, насколько утрачена работоспособность; установить инвалидность при необходимости.

По возможности выявляются причины утраты работоспособности и программа реабилитации.

Медико-педагогическая

Задачи: проверка знаний ребёнка на соответствие паспортному возрасту; прогноз на дальнейшее обучение; выбор возможных путей трудового обучения (профориентация).

 

Вопрос 7. Основные методологические проблемы клинической психологии.

Специфические методологические проблемы клинической психологии:

· Понимание нормы – патологии

· Определение «болезни» и «здоровья»

· Классификация расстройств

Методология — это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, объединенная учением об этой системе. Она имеет разные уровни: философский, общенаучный, конкретно-научный, которые находятся во взаимосвязи и должны рассматриваться системно. Методология тесно связана с мировоззрением, поскольку ее система предполагает мировоззренческую интерпретацию основ исследования и его результатов. Методология собственно клинической психологии определяется конкретно-научным уровнем и связана с мировоззренческой позицией исследователя (например, ориентированной на динамическое, когнитивно-поведенческое, гуманистическое или диалектико-материалистическое понимание личности, поведения, психопатологии).

Понимание нормы – патологии

Ввиду неоднозначности нашей любимой науки никто до сих пор не может понять, что же такое эта загадочная «норма», соответственно, одной ногой она стоит в определенной теоретической школе, а другой касается других вариантов нормы (которые стоят ногами в других школах). Таким образом, мы не можем провести четкую грань между нормой и патологий (вариантов нормы ведь несколько в зав-ти от определенной теоретической школы). Классификации расстройств, как правило, опираются на несколько критериев нормы.

Для того, чтобы как-то это все решить, придумывают разнообразные определения нормы:

Психопатологическое, негативное определение нормы (норма определяется через отсутствие патологии т.е. отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов). При этом 80% людей обнаруживают симптомы психических заболеваний.

Статистическое – определяется посредством опытных среднеарифметических данных (среднестатистическое – норма, аномальное – патология). 2 проблемы: отчего брать среднеарифметическое и не есть ли среднестатистическое = посредственное?

Функциональное – где норма этонекий диапазон значений, позволяющий адекватнореализовываться функции для обеспечения другихпроцессов (таким образом, то, что вредит другим процессам – есть патология).

Функциональные нормы оцениваются с точки зрения их последствий или целей, гораздо больше применимы для соматических заболеваний.

Адаптационное – где норма это свозможность человека быть приспособленным, адаптированным (индивидуально) (т.е. дезадаптация – патология).

Адаптация – динамическое равновесие между организмом и средой, а также между психическими процессами и деятельностью человека.

Главная проблема здесь: что брать за критерий адаптации? Как понять, может человек адаптироваться или нет?

Социальное – где норма есть соблюдение предписанных обществом стандартов поведения (отклоняющееся поведение есть патология).

Проблема данного понимания в том, что в раздел патология попадает большое количество людей, не страдающих какими-либо заболеваниями (диссидентство, маргинальность, гомосексуализм). Более того, гомосексуализм исключен из списка психиатрических заболеваний частично в 1974 и окончательно только в 1986 – может ли общество ошибаться? Существует множественность социальных отношений и их требования подчас абсолютно разнородны.

Норма как идеал – имеет философское и мировоззренческое обоснование как «состояние совершенства» (несоответствующее идеалу – патологическое). Логично, что возникающие сложности связаны с тем, что неясно кто дает экспертную оценку, какие ценностные суждения лежат в основе.

Субъективное - масштабом для оценки служат индивидуальные данные (аномальное – неподходящее для индивида), т.е. отклонение от состояния, в котором он пребывал прежде, и которое соответствовало его целевым установкам, возможностям и жизненным обстоятельствам. Сложности – откуда считать прежде? Что делать с детской патологией?

Текущая классификация психиатрических заболеваний (DSM и МКБ) опирается на понятия психопатологической, статистической, функциональной и социальной нормы.

Классификация расстройств

Цель любой классификации – упорядочить явления и выявить закономерности.

Две классификации, которые нам нужно знать: международная классификация болезней, глава 5 (F) (МКБ), Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders (DSM).

Особенности этих классификаций:

· Категориальная классификация

Диагноз – это тип; при этом четких границ между типами не существует

· Операциональная диагностика

ü Диагноз ставится по каталогу критериев

ü Симптомы, которые должны быть в наличие

ü Симптомы, которые не могут быть в наличие

ü Из симптомов должны быть в наличии по меньшей мере х

· Многоосевая диагностика – описание индвида по нескольким осям

ü Каждая ось характеризуется своим специфическим содержанием

ü Позволяет более дифференцировано и комплексно описать индивида

ü Учитывать одновременно несколько аспектов, а не только основной диагноз

ü Имеет значение для прогноза

Оси DSM-IV (в DSM-III первоначально была введена многоосевая система). Только оси I-III содержат официальные диагнозы.

Ось I. Клинические расстройства (основные психиатрические расстройства)

Ось II. Расстройства личности, задержка умственного развития

Ось III. Соматические болезни.

Ось IV. Психосоциальные проблемы и проблемы, обусловленные окружающей средой

Ось V. Глобальная регистрация уровня функционирования

Оси МКБ-10

Ось I: психические расстройства (включая расстройства личности) и соматические

расстройства/заболевания.

Ось II: ограничения социальных функций

Ось III: влияния, зависящие от окружения и ситуаций, жизненные проблемы и их преодоление

За что критикуют МКБ и DSM? Во-первых, у них нет никакого теоретического обоснования, все основано на коллегиальном и экспертном мнении (голосование за симптомы), во-вторых нет связи с этиологией (воедино не сведены различные аспекты заболевания: этиология, течение, синдромология, степень тяжести...), кроме того, подход сплошь описательный, низкая надежность классификационных категорий, и на закуску: при применение диагностического ярлыка теряется уникальность индвида (принципам гуманизма).

Еще в программе курса написано о проблеме дефекта и компенсации:

Выготский:

Компенсация - возмещение нарушенных или недоразвитых функций за счет использования сохранных функций или перестрой­ки частично нарушенных функций, т. е. в процессе ком­пенсации утраченных или поврежденных функций впол­не возможно вовлечение в работу новых структур, которые раньше выполняли другую функцию или участ­вовали в осуществлении других функций.

2 типа компенсации дефекта.

1. Компенсация дефекта происходит на внутри­системном уровне и осуществляется за счет привлече­ния сохранных элементов пострадавших структур.

2. Компенсация происходит на межсистемном уровне и осуществляется за счет перестройки систем и включения в работу совершенно других структур.

Чаще всего наблюдаются сразу два типа компенса­ции дефекта.

Теория компенсации дефекта по А. Адлеру: В основе принцип единства психологической жизни личности, отведение ведущего I места социальному фактору в психическом развитии человека. Формирование личности индивидуума происходит в первые 5-6 лет жизни.. Человек биологически не приспособленное существо. (Исходя из этого у него возникает ощущение своей неполноценности, которое усугубляется наличием у ребенка какого-либо психического или физического дефекта. В то же время осознание собственной не­полноценности становится в будущем для человека постоянным стимулом к развитию. Человек, стремясь преодолеть свой дефект и самоутвердиться в социу­ме, актуализирует все свои прочие возможности.)

Л. С. Внготежий: компенсаторные возможно­сти полностью реализуются в том случае, если дефект является осознанным. При выпадении какой-либо функции другие органы начинают выполнять такие функции, которые не выполняются ими обычно при нормальной деятельности органа.

Основной ком­пенсаторный путь людей во включении их в актив­ную деятельность.

 

Понимание нормы – патологии

Ввиду неоднозначности нашей любимой науки никто до сих пор не может понять, что же такое эта загадочная «норма», соответственно, одной ногой она стоит в определенной теоретической школе, а другой касается других вариантов нормы (которые стоят ногами в других школах). Таким образом, мы не можем провести четкую грань между нормой и патологий (вариантов нормы ведь несколько в зав-ти от определенной теоретической школы). Классификации расстройств, как правило, опираются на несколько критериев нормы.

Для того, чтобы как-то это все решить, придумывают разнообразные определения нормы:

Психопатологическое, негативное определение нормы (норма определяется через отсутствие патологии т.е. отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов). При этом 80% людей обнаруживают симптомы психических заболеваний.

Статистическое – определяется посредством опытных среднеарифметических данных (среднестатистическое – норма, аномальное – патология). 2 проблемы: отчего брать среднеарифметическое и не есть ли среднестатистическое = посредственное?

Функциональное – где норма этонекий диапазон значений, позволяющий адекватнореализовываться функции для обеспечения другихпроцессов (таким образом, то, что вредит другим процессам – есть патология).

Функциональные нормы оцениваются с точки зрения их последствий или целей, гораздо больше применимы для соматических заболеваний.

Адаптационное – где норма это свозможность человека быть приспособленным, адаптированным (индивидуально) (т.е. дезадаптация – патология).

Адаптация – динамическое равновесие между организмом и средой, а также между психическими процессами и деятельностью человека.

Главная проблема здесь: что брать за критерий адаптации? Как понять, может человек адаптироваться или нет?

Социальное – где норма есть соблюдение предписанных обществом стандартов поведения (отклоняющееся поведение есть патология).

Проблема данного понимания в том, что в раздел патология попадает большое количество людей, не страдающих какими-либо заболеваниями (диссидентство, маргинальность, гомосексуализм). Более того, гомосексуализм исключен из списка психиатрических заболеваний частично в 1974 и окончательно только в 1986 – может ли общество ошибаться? Существует множественность социальных отношений и их требования подчас абсолютно разнородны.

Норма как идеал – имеет философское и мировоззренческое обоснование как «состояние совершенства» (несоответствующее идеалу – патологическое). Логично, что возникающие сложности связаны с тем, что неясно кто дает экспертную оценку, какие ценностные суждения лежат в основе.

Субъективное - масштабом для оценки служат индивидуальные данные (аномальное – неподходящее для индивида), т.е. отклонение от состояния, в котором он пребывал прежде, и которое соответствовало его целевым установкам, возможностям и жизненным обстоятельствам. Сложности – откуда считать прежде? Что делать с детской патологией?

Текущая классификация психиатрических заболеваний (DSM и МКБ) опирается на понятия психопатологической, статистической, функциональной и социальной нормы.

 

12. Объект, предмет, (в сопоставлении с предметом и методами психиатрии), предпосылки возникновения дисциплины патопсихология.

ПСИХИАТРИЯ

Предмет психопатологии (психиатрии) – изучение этиологии (причин), патогенеза (механизм развития), клиники (симптомы и синдромы, закономерности их проявления) и распространенности психических болезней, разработка методов их диагностики, лечения и профилактики, методов экспертизы и реабилитации психически больных.

Объект психиатрии – расстройства психики с точки зрения медицины.

Понятия: этиология, патогенез, эпидемиология и др.

Метод медицины – клиникоописательный.

 

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

Предмет патопсихологии – изучение психологических закономерностей нарушения структуры и развития психических процессов, а также изменения личности при разных видах патологии мозговой деятельности (вызванной психическими или соматическими заболеваниями) в сопоставлении с протеканием психической деятельности в норме.

Объект патопсихологии – человек с психическими заболеваниями.

Понятия: ВПФ, мышление, восприятие и др.

Метод: экспериментально-психологический (эксперимент, проективные методики, опросники и др.)

Задачи: описать (диагностировать) изменения возникающие в психике больных страдающих психическими заболеваниями в сравнении со здоровым человеком

Актуальность: проверка новых теорий на основе накопленных знаний в психопатологии, появление смежных дисциплин

Нарушения восприятия

Агнозии

Восприятие при агнозиях нарушается в своей специфически человеческой характеристике как процесс, обладающий функцией обобщения и условности, т. е. при агнозиях нарушается смысловая сторона восприятия

2. Псевдоагнозии при деменции

Деменция — органическое психическое расстройство, проявляющееся расстройствами памяти, снижением интеллекта, изменением личности и не сопровождающееся нарушением сознания. В отличие от умственной отсталости, при которой нарушения отмечают с рождения, деменция — это приобретённое расстройство. При псевдоагнозиях выступает нарушение не только смысловых, но и структурных компонентов внимания. По мнению Г. В. Биренбаум, это связано с нарушениями оптического внимания. Больные, случайно выхватывая из изображения и описывая отдельные предметы, не могли уловить общего изображения картинки. Например, больной остро торчащие уши лошади ошибочно принял за птицу, при этом он сначала правильно описал изображенную рядом телегу.

3. Нарушение мотивационного компонента восприятия. Изменение мотивационного компонента восприятия приводит к изменению структуры перцептивной деятельности. Поэтому можно в ряде случаев некоторые нарушения восприятия являются проявлением нарушения мотивационной сферы.

Исследование больных с лобным синдромом. У этих больных выражены нарушения подконтрольности, произвольности, поведение отличается аспонтанностью. Такие лица с трудом узнают предметные, силуэтные, рисованные пунктиром или затушеванные рисунки. Они не могут передавать смысл картин, изображающих последовательные события.
Лица, страдающие шизофренией, в условиях по-разному мотивированной деятельности лишь формально описывают структуру карти­нок, не выдвигая гипотез относительно сюжета или объекта изо­бражения. Для больных с эпилепсией характерна гиперболизация смысловых образований, приводящая к возникновению гипотез драматизации. Возникает аггравация содержания сюжета.

 

Нарушения памяти

1. Нарушение непосредственной памяти.

Корсаковский синдром - данный вид нарушений памяти часто сочетается с конфабуляциями (заполнением провалов в памяти несуществовавшими событиями) в отношении текущих событий и их дезориентировке в месте и во времени. Больные с такими нарушениями памяти не помнят событий недавнего прошлого, но фотографически воспроизводят те события, которые произошли с ними много лет.

Прогрессирующая амнезия - это такое нарушение памяти, когда расстройство распространяется не только на текущие события, но и на прошедшие. Боль­ные не помнят прошлого, путают его с настоящим, смещают хро­нологию событий. Характерной становится дезориентировка во времени и в пространстве. При амнестической дезориентировке прошлые профессиональные навыки могут быть перенесены в на­стоящее время.

2. Нарушение опосредованной памяти.

Снижение эффективности опосредованного запоминания по сравнению с непосредственным.

Опосредствованная память связана с мыслительными операциями. Если по рисунку испытуемый плохо или неправильно воспроизводит слова, то смысл запоминания не соответствует смыс­лу опосредствующих знаков. Смысл рисунка должен соответство­вать смыслу слова, в противном случае это означает, что испытуе­мый не выделяет смысла слова. По воспроизводимому рисунку можно определить и актуализацию испытуемым латентных свойств предметов.
Экспериментальные исследования показали, что у больных с симптоматической эпилепсией выявленные нарушения опосредст­вования связаны с колебаниями их работоспособности. Подобные нарушения у больных эпилептической болезнью объясняются инертностью, тугоподвижностью протекания психических процес­сов и гипертрофированным желанием отобразить все детали ри­сунка.

3. Нарушение динамики мнестической деятельности.

Больные в течение какого-то времени хорошо запоминают материал (10 слов), а затем очень скоро вообще ничего не могут воспроизвести, после второго или третьего предъявления вспоминают 5-6 слов, после пятого - 2-3 слова, а после шестого предъявления - 7-8 слов.
Мнестическая деятельность таких больных носит прерывистый характер. Нарушения памяти могут сочетаться с провалами в ре­чи. Нарушается динамическая сторона памяти. Подобные нару­шения встречаются у больных с сосудистыми заболеваниями моз­га, перенесших в отдаленном прошлом инфекционные заболева­ния или травмы мозга.

Нарушение динамики мнестической деятельности может выступать и как следствие аффективно-эмоциональной неустойчиво­сти. Органические заболевания часто сопровождаются аффектив­ным состоянием больного и аффективной дезорганизацией его деятельности. Это проявляется в забывчивости, неточности ус­воения, сохранения и воспроизведения материала. На состояние, мнестической деятельности оказывает влияние и эффективная захваченность больного, что приводит к недифференцированном восприятию и удержанию материала.

Нарушения мышления

1. Нарушения операционной (операциональной) стороны мышления

Снижение уровня обобщения состоит в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явления.

При искажении процесса обобщения больные в своих суждениях отражают лишь случайные стороны явлений, существенные же отношения между предметами мало принимаются во внимание, предметное содержание вещей и явлений часто не учитывается. Например, выполняя задание на классификацию предметов, они руководствуются чрезмерно общими признаками, неадекватными реальным отношениям между предметами. Так, больной объединяет в одну группу вилку, стол и лопату по принципу "твердость".

2. Нарушения динамики мышления

Лабильность мышления характеризуется неустойчивостью способа выполнения задания, т. е. чередованием адекватных и неадекватных решений.

Инертность мышления -выраженная затрудненность переключения с одного способа работы на другой.

3. Нарушения личностного компонента мышления

Р азноплановость, заключается в том, что суждения больных о каком-нибудь явлении протекают в разных плоскостях.

Резонерство определяется как бесплодное мудрствование, непродуктивные многоречивые рассуждения.

4. Нарушения критичности мышления

О критичности и ее нарушениях говорят в плане отношения больного к своей психопатологической симптоматике (бреду, галлюцинациям, других болезненным проявлениям)

Типы соматонозогнозий

 

1. Тип нормальный. Нормосоматонозогнозии - это такой тип личностно­го реагирования на соматическое страдание, при кото­ром больные правильно оценивают свое состояние и перспективу, их оценка совпадает с трактовкой врачей. Отношение к болезни адекватное. Больной позитивно относится к лечебно-диагностическим и реабилита­ционным воздействиям. Он проявляет активность в борьбе с болезнью, стремясь найти наиболее оптималь­ный выход из сложившейся ситуации, преодолеть ее или приспособиться к ней.

Соответствие всем 4-м параметрам

· Оценка прогнозирования болезни

· Отношение к болезни

· Адаптация к болезни

· Активность, направленная на лечение

2. Гиперсоматонозогнозия - это такой тип личност­ной реакции на соматическое страдание, при котором больные склонны переоценивать значимость как отдельных симптомов, так и болезни в целом, ее по­следствий, что не соответствует объективной опасности заболевания.

 

· Оптимистический тип - для него характерны элементы тревоги, паники, сниженности настроения, прикован­ность мыслей и внимания к болезни. Переоценивая тяжесть состояния, больные, однако, не считают его безнадежным, проявляют большую активность в плане обследования и лечения, стремясь внести коррективы в назначения врача и в то же время не всегда пункту­альны в их выполнении. Они мечутся в поисках более «квалифицированного», по их мнению, врача, в при­обретении новейших лекарственных средств (не всегда, однако, имеющих для них достаточно обоснованные показания). Много читают специальной медицинской литературы

 

· Пессимистический тип – для него свойственны, сниженность настроения, но без налета тревожности, апатичность, монотонность. Все мысли и внимание прикованы к болезни, свой прогноз они оценивают пессимистически. Утверждая бесцельность лечебно-диагностических процедур, больные в то же время неукоснительно выполняют все предписания врача, скрупулезно принимают медика­менты. Они ловят каждое его слово, беспрерывно со­поставляя высказывания медицинского персонала с субъективными ощущениями.

3. Гипосоматонозогнозия - это такой тип личностного реагирования на соматическое заболевание, при ко­тором выявляется недооценка больным тяжести и серьезности болезни в целом и ее отдельных признаков (а также последствий), находящаяся в противоречии с объективными данными.

 

4. Диссоматонозогнозия - это такой тип личностной реакции на соматическое заболевание, когда больные отрицают наличие болезни и ее симптомов с целью диссимуляции или под влиянием страха перед ее по­следствиями. Хотя диссоматонозогнозии и приближают­ся к гипосоматонозогнозиям, они, однако, имеют каче­ственные различия. В первом случае речь идет о пол­ном непризнании болезни, во втором - ее недооценке. Это, конечно, не исключает возможности переходных форм между ними.

Диссоматонозогнозические реакции могут быть различными. Так, наблюдается непризнание болезни при слабой выраженности объективных признаков, таящих, однако, угрозу для здоровья и даже жизни больного (онкологические заболевания, туберкулез и др.). Сюда же должны быть отнесены случаи умышленного сокрытия такого заболевания, как сифилис. Несмотря на наличие объективных признаков, представляя опасность для окружающих, такие больные по моти­вам «позорности» заболевания отказываются от лечения, госпитализации, продолжая поддерживать интимные связи. Порой в связи с отрицательным отношением окружающих больные скрывают снижение слуха и зрения.

 

Страх перед последствиями заболевания ведет к вытеснению из сознания мыслей о болезни, выражается в нежелании говорить о болезни, в ее отрицании, как это бывает.

 

Во всех случаях диссоматонозогнозии сохраняется осознание болезни, ее исхода. Кроме того, при диссоматонозогнозиях возможна коррекция не только утверждений и суждений больных о болезни, но и нормализация поведения.

Основные понятия в отечественной психологии аномального развития: гетерохрония, сензитивный период, возрастной симптом.

 

 

Роль Л.С. Выготского в развитии психологии аномального развития
Формальным началом работы Л.С. Выготского в области специальной психологии и специальной педагогики является его назначение в 1924 г. заведующим подотделом воспитания физически дефективных и умственно отсталых детей в отделе социально-правовой охраны несовершеннолетних Главного управления социального воспитания Наркомпроса РСФСР. Но его интерес к этой области сложился раньше.
Л.С. Выготский является одним из создателей специальной психологии как особой целостной отрасли психологической науки.
Л.С. Выготский внес неоценимый вклад в решение таких проблем как:

· формирование основ специальной психологии,

· выделение общих закономерностей психического развития при различных дефектах,

· диагностика недостатков развития.

Формирование основ специальной психологии
К середине 20-х гг. в мире уже вполне оформились как отдельные ветви психологии психология умственно отсталых, психология слепых и, в несколько меньшей степени, психология глухих. Работа в этих направлениях велась и в России. Но попыток консолидации независимых ветвей психологии не было, для этого не было возможностей.
Это обстоятельство заметил Л.С. Выготский. Он рассматривает условия, необходимые для оформления какого-либо направления исследований и практики в самостоятельную область. Первым из таких условий он называет изучение причин, зависимостей и закономерностей развития явлений, относимых к области психологии детей с различными недостатками развития.
Он пишет, что пока специальная психология погружена в исследование внешних проявлений, она остается эмпирическим знанием и не может быть наукой в настоящем смысле этого слова. Вторым по важности условием становления специальной психологии Л.С. Выготский считает создание адекватных методик исследования, которые позволят "перейти от простой наукообразной эмпирии к истинно научному способу мышления и познания".
Л.С. Выготский выделяет общие закономерности аномального развития психики. Развивая высказанное Г.Я. Трошиным положение о том, что в развитии детей с физическими и умственными недостатками прослеживаются те же основные закономерности, которым подчиняется развитие детей без дефектов, Л.С. Выготский указывает, что любой недостаток сказывается на отношениях с людьми. Нарушение взаимодействия с окружающим миром и людьми выделяется как важнейшая общая закономерность аномального развития.
Другая общая закономерность содержится в сформулированных Л.С. Выготским представлениях о первичных и вторичных недостатках психического развития. Органическое повреждение, например поражение улитки, вызывает выпадение слуховой перцепции (при глухоте) или ее недостаточность (при тугоухости), что выступает в качестве первичного дефекта (недостатка). Вторичным дефектом развития психической деятельности является нарушение формирования речи. Отсутствие словесной речи сказывается на развитии мышления ребенка, что выступает в качестве недостатков третьего порядка; их следствием выступают другие недостатки психического развития. Так же могут быть указаны первичные, вторичные и т.д. недостатки психического развития при повреждении органов зрения или при органическом повреждении ЦНС (как при умственной отсталости или детском церебральном параличе).
Проблема диагностики. Для Л.С. Выготского была очевидной непригодность, для целей дефектологии, применявшихся в то время стандартизованных тестов. Он считал необходимым заменить их качественными методиками.
Альтернатива: не количественной, а качественной оценки не возможна, потому что любая качественная характеристика – результат накопления определенных количественных изменений. Вместе с тем не может быть предложен какой-либо диагностический прием, с помощью которого можно четко разграничить, например, детей с ЗПР, умственно отсталых и нормально развивающихся. Внутри каждого типа развития наблюдается разброс индивидуальных показателей выполнения диагностических заданий, при этом диапазон показателей, характерный для ЗПР, частично перекрывает диапазоны показателей нормально развивающихся детей и умственно отсталых.
Однако качественные различия между типами развития существуют, их понимание заложено в представлениях Л.С. Выготского о первичных, вторичных и последующего порядка недостатках развития. Своеобразное сочетание нарушений первичных, вторичных и последующих порядков, определяет специфическую структуру развития, что позволяет опытному педагогу различать детей с ЗПР и детей с общим недоразвитием речи или с легкой степенью умственной отсталости. Однако такая эмпирическая дифференциация не поддается формализации.
Важнейшую роль в разработке диагностических методик должны сыграть и представления Л.С. Выготского о ЗБР и актуального развития. Он дает модель методики, которая может быть для этого использована. Это методика экспериментального формирования понятий - прототип обучающего диагностического эксперимента. Построение диагностических методик в форме обучающего эксперимента позволяет выявить различия в объеме ЗБР.

3. Понятие о зоне ближайшего развития, сензитивных периодах, первичном и вторичных дефектах (по Л.С. Выготскому)
Зона ближайшего развития — понятие, отражающее уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности. Было введено Л.С. Выготским для определения специфики развития человека в онтогенезе. Согласно Выготскому, развитие ребенка происходит посредством присвоения человеческого опыта в сотрудничестве со взрослым. Выготский предлагает называть уровнем актуального развитии ребенка степень зрелости, которой достигли функции ребенка, и называть зоной ближайшего развития процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии созревания. Если мы это будем различать и с помощью соответствующих разработанных методов сумеем определить, то мы увидим что процессы обучения и воспитания в каждом возрасте находятся в непосредственнейшей зависимости не столько от уже наличных, организовавшихся и созревших особенностей ребенка, сколько от его особенностей, находящихся в зоне его ближайшего развития.
Понятие о сензитивных периодах развития или сензитивных возрастах ввел в науку Де Фриз, занимавшийся изучением онтогенеза животных. Сензитивными периодами развития он называет периоды, во время которых развивающееся животное оказывается особенно чувствительным по отношению к средовым влияниям определенного рода.
Выготский распространил это понятие на обучение: для всякого обучен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 945; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.101 с.)