Понятие таможенного дела и таможенного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие таможенного дела и таможенного права



1.1 Таможенное регулирование в таможенном союзе

1. Таможенное регулирование в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества (далее - таможенный союз) - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

2. Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, - в соответствии с законодательствомгосударств - членов таможенного союза.

Таможенное регулирование в таможенном союзе - правовое регулирование отношений, связанных с:

  • перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза (ТС);
  • перевозкой товаров по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем;
  • временным хранением;
  • таможенным декларированием;
  • выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами;
  • проведением таможенного контроля;
  • уплатой таможенных платежей;
  • властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Таможенное регулирование в таможенном союзе (ТС) осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза (ТС), а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза (ТС), - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (ТС). (Статья 1 ТК ТС)

1.2 Таможенное дело — совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров итранспортных средств через таможенную границу. Функции государства в области таможенного дела возложены на Федеральную таможенную службу РФ.

Понятие таможенное дело объединяет широкий круг вопросов как экономического, так и юридического характера, так или иначе затрагивающих внешнеэкономическую деятельность. Прежде всего они затрагивают обеспечение государством своей экономической безопасности путём регулирования внешнеторговых отношений. Оно осуществляется как посредством тарифных барьеров, так и различного рода нетарифных ограничений, предпринимаемое прежде всего с целью ограничения поставок какого-либо товара на внутренний рынок страны для защиты отечественных производителей его аналогов. В этой связи таможенная политика государства нередко выступает инструментом достижения внешнеполитических целей, путём замены более благоприятного таможенного режима для какой-либо страны на менее благоприятный, в случае ухудшения отношений с ней.

Другой немаловажный аспект понятия таможенное дело — правовой. В настоящее время в России оформилась специфическая подотрасль административного права — таможенное право. В данную категорию включают правоотношения, возникающие при осуществлении внешнеторговой деятельности между её участниками и государством. Основным документом, регулирующим такие правоотношения, является Таможенный кодекс РФ.

1.3Под источни­ками таможенного права таможенного союза понимаются акты компетент­ных органов, устанавливающие или санкционирующие нормы таможенного права таможенного союза.

Содержание таможенного права таможенного союза определя­ется системой его источников, к которым по общему правилу относятся:

1) Таможенный кодекс таможенного союза;

2) международные договоры государств-участников таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в таможенном союзе;

3) решения Комиссии таможенного союза (Комиссия таможенного союза – единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза), регулирующие таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемые в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза и международными договорами государств-участников таможенного союза;

4) внутреннее законодательство государств-членов таможенного союза;

5) международные обычаи.

1.5 Основная цель создания Таможенного Союза (далее ТС) — создание условий для свободного обращения товаров на таможенной территории ТС.

1.6 Высшим органом таможенного союза являются Межгосударственные Советы на уровне глав государств и глав правительств

Комиссия таможенного союза (КТС) — единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза. Комиссия учреждена Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года. Местом пребывания Комиссии таможенного союза является город Москва. Комиссия издает нормативно-правовые акты — решения, которые подписываются всем составом Комиссии, состоящим из 3 лиц.
Высшим органом таможенного союза являются Межгосударственные Советы на уровне глав государств и глав правительств.
В Межгосударственный Совет на уровне глав государств входят: Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко, Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев, Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев.
В Межгосударственный Совет на уровне глав правительств входят: Премьер-министр Республики Беларусь Сергей Сергеевич Сидорский, Премьер-министр Республики Казахстан Карим Кажимканович Масимов, Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.
Функции Советов:
- определяют стратегию, направления и перспективы формирования и развития Таможенного союза
и принимают решения, направленные на реализацию целей и задач Таможенного союза;
- рассматривают и принимают решения по вопросам, связанным с общими интересами государств, формирующих Таможенный союз;
- определяют перечень международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза;
- принимают решение о вступлении в силу международных договоров, направленных на завершение формирования договорно-правовой базы Таможенного союза;
- принимают решение об объединениии таможенных территорий государств, формирующих Таможенный союз, в единую таможенную территорию;
- осуществляют иные функции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
Экспертный совет в рамках Таможенного союза, созданный при высшем органе Таможенного союза, рассматривает заявления юридических и физических лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью, государств-членов таможенного союза по вопросу соответствия решений Комиссии таможенного союза, имеющих обязательный характер, договорно-правовой базе таможенного союза.
В состав Экспертного совета каждое из государств–членов таможенного союза направляет сроком на три года не менее 5 представителей из числа своих граждан, обладающих необходимыми специальными знаниями и опытом в области права, международной торговли, в других областях, имеющих отношение к разрешению споров.
Для рассмотрения заявлений при Экспертном совете формируется Согласительная комиссия. Состав - три эксперта от каждого государства-члена Таможенного союза из числа членов Экспертного совета. Срок рассмотрения - не позднее двух месяцев с даты принятия заявления к рассмотрению.
Результат рассмотрения заявлений:
- Согласительная комиссия выносит заключение о соответствии или несоответствии решения Комиссии договорно-правовой базе Таможенного союза;
- заключение направляется хозяйствующему субъекту и в Комиссию, которая рассматривает его на очередном заседании.
Комиссия таможенного союза – это единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Она учреждена Договором Сторон от 6 октября 2007 года. В состав Комиссии входят представители трех сторон, ее решения обязательны для исполнения на территории трех государств. Основной задачей Комиссии является обеспечение условий функционирования и развития таможенного союза.
Председателем Комиссии таможенного союза является первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Игорь Иванович Шувалов, ответственным секретарем - Сергей Юрьевич Глазьев.
Заседания проводятся не реже одного раза в месяц и, как правило, носят закрытый характер.
Функции:
- исполняет решения, принятые Высшим органом таможенного союза;
- осуществляет мониторинг исполнения международных договоров по формированию Таможенного союза;
- обеспечивает в пределах своих полномочий реализацию международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза;
- выполняет функции депозитария международных договоров по формированию Таможенного союза;
- осуществляет иные функции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
Решения Комиссии носят обязательный характер и применяются непосредственно на территории государств-членов ТС. Рекомендации Комиссии не носят обязательного характера. Решения вступают в силу не ранее чем через месяц с даты их официального публикования.
Комитет по вопросам регулирования внешней торговли (создан при Комиссии таможенного союза)
Компетенция:
- предварительное рассмотрение предложений и согласование позиций государств-членов Таможенного союза по вопросам ведения, применения, изменения или прекращения действия мер регулирования внешеней торговли товарами с государствами, не входящими в Таможенный Союз, по которым Комиссия таможенного союза в пределах своих полномичий принимает имеющие обязательный характер решения, а так же подоговка соответствующих рекомендаций для Комиссии.
Состав:
- по два представителя органов исполнительной власти государств-членов Таможенного союза, к ведению которых относятся вопросы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.
Заседания проводятся по мере необходимости, в заседаниях Комитета участвуют все члены Комитета. При этом в исключительных случаях полномочия только одного члена Комитета от каждого государства-членова Таможенного союза могут быть переданы полномочному представителю этого государства или другому члену Комитета этого же государства.
Комитет готовит соответствующие рекомендации для Комиссии, которые оформляются протоколами. Рекомендации принимаются членами Комитета консенсусом. В случае если рекомендации не приняты, особое мнение членов Комитета прилагается в письменном виде к протоколу Комитета.
Суд ЕврАзЭС - в настоящий момент функции Суда ЕврАзЭС временно возложены на Экономический Суд СНГ в соответствии с Соглашением между СНГ и ЕврАзЭС от 3 марта 2004 года.
Цель деятельности: обеспечение единообразного применения государствами-членами Таможенного союза действующих в его рамках международных договоров и принимаемых его органами решений.
Компетенция:
- рассматривает дела о соответствии актов органов Таможенного союза международным договорам, формирующим правовую базу Таможенного союза;
- рассматривает дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов Таможенного союза;
- дает толкование международных договоров, формирующих правовую базу Таможенного союза, актов, принятых органами Таможенного союза;
- разрешает споры между Комиссией Таможенного союза и государствами, входящими в Таможенный союз, а также между государствами-членами Таможенного союза по выполнению ими обязательств, принятых в рамках Таможенного союза;
- к ведению Суда могут быть отнесены и иные Споры, разрешение которых предусмотрено международными договорами Таможенными союза.
Состав Суда формируется из представителей государств-членов Таможенного союза в количестве не более двух представителей от каждого государства. Судьи назначаются Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС по представлению Межгосударственного совета сроком на шесть лет.

1.7 Единую таможенную территорию таможенного союза (далее - таможенная территория таможенного союза) составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также исключительные экономические зоны и континентальные шельфы государств-членов таможенного союза, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

2. Пределы таможенной территории таможенного союза, включая пределы находящихся в исключительных экономических зонах и на континентальных шельфах государств-членов таможенного союза искусственных островов, установок, сооружений и иных объектов, в отношении которых государства-члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией, являются таможенной границей таможенного союза (далее - таможенная граница)

Предмет

В зависимости от конкретных целей возникновения и, соответственно, их создания и регулирования в каче­стве таможенных отношений выделяют общественные отношения, связанные:

1) с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза;

2) с их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем;

3) с временным хранением товаров;

4) с таможенным декларированием;

5) с выпуском товаров и их использованием в соответствии с таможенными процедурами;

6) с проведением таможенного контроля;

7) с уплатой таможенных платежей;

8) с властными отношениями между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами и т.п.

Методы

Комплексный характер общественных отношений, регулируемых таможенным правом, обуславливает применение практически всех имеющихся в действующей системе права способов воздействия на субъектов: административно-правового и гражданско-правового методов в их различных формах выражения. Эти два правовых метода содержательно выражают все наиболее существенные признаки таможенно-правового воздействия на общественные отношения в таможенной сфере.

Административно-правовой (императивный) метод регулирования основан на отношениях власти и подчинения сторон, их неравенстве и односторонности волеизъявления. Он выражается в установлении обязательных предписаний, запретов, ограничений, разрешений. Гражданско-правовой (диспозитивный) метод регулирования основан на принципе равенства сторон и возможности регламентирования правоотношений участниками этих отношений

 

 

1.9 Принципами таможенного права являются:

§ законность

§ демократизм

§ полномасштабное и четкое таможенное регулирование;

§ обеспечение эффективности таможенное-правовых средств и инструментов;

§ принципы перемещения товаров и транспортных средств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.165.180 (0.016 с.)