Предмет курса «Суд и правоохранительные органы». Система курса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет курса «Суд и правоохранительные органы». Система курса.



Предмет курса «Суд и правоохранительные органы». Система курса.

Поо-учебная дисциплина напр.на изучение совокуп.юр.знанийоб органах осущ.ПОД.это систематическая дисциплина т.к.в ее основу не положена отдельная отрасль права.а изучаются нормы различ.отраслей права регулирующ.порядок организационной д-ости поо.Под предметом понимается круг вопросов,изучаемых в рамках этой учебной дисциплины,определяющих ее основное содержание.В курсе (дисциплине) ПОО РФ освящается устройство органов суда, юстиции и иных правоохранительных органов РФ. Предмет изучения курса следует различать в широком и узком смысле. В первом – как изучение истории и современного устройства,организации,структурного построения и основ д-ости поо и их системы на терртирории РФ,как изучение НПА о поо и соответсвующего понятийного аппарата,как изучение ор-ции службы в поо и кадрового опеспечения правоохранительной д-ости В узком смысле нормы ряда отраслей права устанавливающие устройство правоохранительных органов. Систему курса составляет совокупность взаимосвязанных проблем и вопросов, изучаемых в определённой последовательности: 1) предмет, система и законодательные источники курса. 2) Правоохранительные органы РФ (общая характеристика). 3) Понятие судебной власти, правосудия. 4) Организация отдельных звеньев судебной системы.(районного, областного, верховного и военного) 5)Организация конституционного суда РФ 6) Организация арбитражных судов РФ. 7) Министерство юстиций РФ. 8) прокуратура РФ. 9) органы следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельности. 10) МВД и ФСБ РФ. 11) Органы налоговой полиции и таможенной службы. 12) адвокатура РФ и другие общественные поо

 

2) Место курса в системе дисциплин.

Место курса поо определяется прежде всего тем, что эта дисциплина юридическая, она изучает право и связана с другими правовыми науками и дисциплинами. Дисциплина ПОО связана с общей ТГиП. Последняя является теоритической базой всех правовых наук. Значение курса поо для изучения других юридических дисциплин определяется её вводным характером, позволяющим предварить освоение прочих предметов юриспруденции. Особенно важны взаимосвязь и значение данной дисциплины с курсами гражданского процесса, уголовного процесса и прокурорского надзора, поскольку дисциплина поо подводит к изучению указанных дисциплин. Курс поо связан с дисциплиной «Административное право», особенно в вопросах организационного обеспечения судов и деятельности МВД.ПОО широко применяют в своей деятельности уголовное,гражданское,земельное,а так же ряд других отрослей права,содержащие ин-цию о признаках преступлений и правонарушений о видах наказания.Уч.курс так же связан с такими дисциплинами как криминалистика,криминология которые содержат ин-цию о преступности,ее кач-ных и количественных х-тиках,тактике и методике борьбы с преступностью.Учебный курс ПОО РФ опирается на обширную теоритическую и нормативную базу,которая дает возможность последовательно и логично изложить общую и особенную части в их единстве и взаимосвязи.

 

Правоохранительная система, её звенья.

Одним из направлений государственной деятельности является обеспечение функционирования права. Эта деятельность осуществляется специально уполномоченными органами, составляющими правоохранительную систему, в определенном, установленном законом порядке, путем применения юридических мер воздействия к физическим и юридическим лицам, допускающим нарушение правопорядка. Способами охраны права являются: конституционный контроль, правосудие, обеспечение деятельности судов, прокурорский надзор, выявление преступлений (оперативно-розыскная деятельность), их расследование (дознание, предварительное следствие), исполнение судебных решений, оказание юридической помощи и защита по уголовным делам, предупреждение Преступлений и иных правонарушений. Соответственно этому к государственным правоохранительным органам принято относить: суды, органы юстиции, органы предварительного расследования, прокуратуру, органы обеспечения охраны правопорядка (внутренних дел, безопасности, налоговой службы и налоговой полиции, таможенные органы). К ним примыкают нотариат и адвокатура. На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

1.Органов внутренних дел РФ.2.Органов федеральной службы безопасности.3. Федеральных органов налоговой полиции.4. Федеральных органов государственной охраны.5.Органов пограничной службы Российской Федерации.6.Таможенных органов Российской Федерации.7.Службы внешней разведки Российской Федерации.8. Министерства юстиции Российской Федерации.

 

Основные источники курса.

Основные источники курса – законодательные источники. Это нормативные акты, в которых содержаться нормы конституционного, административного, процессуального и других отраслей права, регулирующие построение суда, прокуратуры, адвокатуры и иных правоохранительных органов и организаций. Все нормативные акты, содержащие обязательные правила поведения, подразделяются на законы и подзаконные акты, последние издаются государственными органами на основе и в соответствии с законами. Законы: первая группа н.а. – конституция рф, конституции республик в её составе, а так же уставы других субъектов рф; вторая группа н.а.- законы, принятые в рамках текущего законодательства законодательными органами РФ, республик в её составе и других субъектов РФ. Подзаконные акты: третья группа – указы президента РФ и президентов республик в составе РФ; четвёртая группа – постановления и распоряжения Правительства РФ, издаваемы им на основе конституции РФ, федеральных законов, указов президента; пятая группа – ведомственные акты руководителей систем поо. Например указы ген. Прокурора РФ; шестая группа- международные акты, пакты, декларации, договоры РФ с другими государствами.КРФ закрепляет основополагающие общественные и экономические отношения,является ключевым элементом правовой основы на которой строится законодательство о ПОО,создает предпосылки к принятию законов охватывающих весь комплекс мер по образованию,реформированию и упразднению поо.в соотв.с КРФ признаются и гарантируются права человека и гражданина.н аоснове конституционных положений разработаны,приняты Фед.собр.РФ и вступили в действие ФКЗ,ФЗ,указы Президента и постановления правительства.(см.схему в лекциях)

 

Принцип законности.

Принцип законности - межотраслевой принцип, пронизывающий все отрасли российского права, уголовное и гражданское судопроизводство, но в то же время имеющий свои особенности в третейском разбирательстве. ытекает из конституционного положения (ст. 15) о том, что все государственные органы, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В соответствии с этим ст. 7 Закона "О судоустройстве РСФСР" закрепила, что правосудие во всех судах Российской Федерации осуществляется в точном соответствии с законодательством. Данный принцип также закреплен в процессуальных законах (УПК, ГПК). Так, ст. 10 ГПК указывает, что суд обязан разрешать дела на основании законов, и перечисляет каких именно.В соответствии с принципом законности суды обязаны соблюдать и иерархию законов. В случае коллизии норм законодательства суд должен руководствоваться сначала Конституцией РФ как основным законом, затем федеральными конституционными законами, а уже в последнюю очередь иными законами, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным конституционным законам. В процессе судебной деятельности суд применяет нормы материального права, поэтому в соответствии с этим принципом он должен правильно квалифицировать деяние, разрешать спор о праве. Важность данного принципа обусловлена тем, что, осуществляя правосудие только в точном соответствии с законом, не допуская отступлений от установленной формы судопроизводства, суд может вынести обоснованный и законный приговор, решение, достичь тем самым истины по делу, выполнить поставленные перед ним задачи по охране прав граждан, интересов государства. Суд должен не только сам неуклонно соблюдать действующее законодательство, но и предупреждать, устранять нарушения закона со сто- роны участников судопроизводства, а также и других государственных органов, должностных лиц и граждан. Так, ст. 225 ГПК обязывает суд выносить частное определение в случае обнаружения нарушения законности гражданами, должностными лицами либо существенных недостатков в деятельности предприятий, организаций.

 

 

Образование районного (городского) суда, его состав, структура и компетенция.

Организация районных судов предусмотрена ст. 21 ФКЗ «О судебной системе», главой 2 закона РСФСР о судоустройстве. Районный суд создается в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации. Районный суд может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации. В районных судах нет Президиума суда, судебных коллегий и Научно-консультативного совета. В их состав входят председатель суда, члены суда и аппарата суда. В составе крупного районного суда могут быть должности заместителей председателя суда. Если суд состоит из одного судьи, то последний одновременно обладает и полномочиями председателя суда. Председатель районного суда, его заместители и судьи этого суда назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, при наличии положительного заключения квалификационных коллегий судей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или автономного округа. Районный суд может быть создан и упразднен только федеральным законом (ч. 1 ст. 17 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»). Правосудие осущ-тся-единолично(при рассмотрении всех дел об адм.правонаруш и по гражд.делам)-коллегиально(трое проф.судей.по уголовным делам о наиболее опасных преступлениях,а так же нек.гражд.дела в случае уст.ФЗ)Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств). Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего района.

 

Принципы организации и деятельности прокуратуры и их закрепление в Конституции РФ и Федеральном законе «О прокуратуре РФ».

Принципы организации дея-ти П – это исходные правовые идеи выраженные в законе «о П» и закрепляющие особенности организации и дея-ть прокурор. органов: Общие принципы:законность(соблюдение КРФ и законы,особенность в том,что обеспечивание режима законности явл.целью прокурор.д-ости)гласность(органы пр-ры информируют фед.органы гос.власти субъектов РФ,а так же населенеие о состоянии законности) Спецефические.независимость( органы пр-ры осущ.свои полномочия независимо от фед.орагнов гос.власти,прокурор,следоват.не обязан давать объяснений по существу находящихся в их пр-ве дел)единство(все органы пр-ры составляют единую систему имеющую общие цели и задачи) Статья 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации (Федеральный закон от 17 января 1992г. "О прокуратуре Российской Федерации")Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее - органы прокуратуры) и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Органы прокуратуры: осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.Прокурорские работники не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Деятельность прокуратуры так же регламентируется статьёй 129 конституции РФ.

Прокуратуры субъектов РФ.

Прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуратуры ((Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации"). Прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора субъекта Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта Российской Федерации.В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками прокуроров субъектов Российской Федерации.В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов. Прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры могут иметь помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Министерство юстиций РФ. Система органов и задачи.

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) — федеральное министерство, проводящее государственную политику и осуществляющее управление в сфере юстиции, а также координирующее деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Согласно Указу Президента России от 13 октября 2004 года (в редакции от 23 октября 2008 года)[2], Минюст:

1) занимается выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием в сфере:

исполнения уголовных наказаний,

регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций,

адвокатуры,

нотариата,

государственной регистрации актов гражданского состояния,

легализации и апостиля,

обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;

2) осуществляет правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере:

исполнения уголовных наказаний,

регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации,

адвокатуры,

нотариата,

государственной регистрации актов гражданского состояния.

В структуру Минюста входят:

Центральный аппарат

11 департаментов по основным направлениям деятельности

Департамент регистрации ведомственных нормативных правовых актов

Департамент организации и контроля

Департамент нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения наказаний

Департамент государственной службы и кадров

Департамент международного права и сотрудничества

Департамент конституционного законодательства

Департамент гражданского и социального законодательства

Департамент управления делами

Департамент по делам некоммерческих организаций

Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой

Департамент законопроектной деятельности и мониторинга правоприменения.

Положение О Министерстве юстиции Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313)

 

Статус адвоката в РФ.

Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные настоящим Федеральным законом. У лиц, высшее юридическое образование которых является впервые полученным высшим профессиональным образованием, стаж работы по юридической специальности исчисляется не ранее чем с момента окончания соответствующего образовательного учреждения.(абзац введен Федеральным законом от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

 

Статус нотариуса в РФ.

Нoтaриус впрaвe: – сoвeршaть прeдусмoтрeнныe Oснoвaми зaкoнoдaтeльствa РФ o нoтaриaтe нoтaриaльныe дeйствия в интeрeсax физичeскиx и юридичeскиx лиц, oбрaтившиxся к нeму, зa исключeниeм случaeв, кoгдa мeстo сoвeршeния нoтaриaльнoгo дeйствия oпрeдeлeнo зaкoнoдaтeльствoм РФ или мeждунaрoдными дoгoвoрaми; – сoстaвлять прoeкты сдeлoк, зaявлeний и другиx дoкумeнтoв, изгoтoвлять кoпии дoкумeнтoв и выписки из ниx, a тaкжe дaвaть рaзъяснeния пo вoпрoсaм сoвeршeния нoтaриaльныx дeйствий; – истрeбoвaть oт физичeскиx и юридичeскиx лиц свeдeния и дoкумeнты, нeoбxoдимыe для сoвeршeния нoтaриaльныx дeйствий.

 

Предмет курса «Суд и правоохранительные органы». Система курса.

Поо-учебная дисциплина напр.на изучение совокуп.юр.знанийоб органах осущ.ПОД.это систематическая дисциплина т.к.в ее основу не положена отдельная отрасль права.а изучаются нормы различ.отраслей права регулирующ.порядок организационной д-ости поо.Под предметом понимается круг вопросов,изучаемых в рамках этой учебной дисциплины,определяющих ее основное содержание.В курсе (дисциплине) ПОО РФ освящается устройство органов суда, юстиции и иных правоохранительных органов РФ. Предмет изучения курса следует различать в широком и узком смысле. В первом – как изучение истории и современного устройства,организации,структурного построения и основ д-ости поо и их системы на терртирории РФ,как изучение НПА о поо и соответсвующего понятийного аппарата,как изучение ор-ции службы в поо и кадрового опеспечения правоохранительной д-ости В узком смысле нормы ряда отраслей права устанавливающие устройство правоохранительных органов. Систему курса составляет совокупность взаимосвязанных проблем и вопросов, изучаемых в определённой последовательности: 1) предмет, система и законодательные источники курса. 2) Правоохранительные органы РФ (общая характеристика). 3) Понятие судебной власти, правосудия. 4) Организация отдельных звеньев судебной системы.(районного, областного, верховного и военного) 5)Организация конституционного суда РФ 6) Организация арбитражных судов РФ. 7) Министерство юстиций РФ. 8) прокуратура РФ. 9) органы следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельности. 10) МВД и ФСБ РФ. 11) Органы налоговой полиции и таможенной службы. 12) адвокатура РФ и другие общественные поо

 

2) Место курса в системе дисциплин.

Место курса поо определяется прежде всего тем, что эта дисциплина юридическая, она изучает право и связана с другими правовыми науками и дисциплинами. Дисциплина ПОО связана с общей ТГиП. Последняя является теоритической базой всех правовых наук. Значение курса поо для изучения других юридических дисциплин определяется её вводным характером, позволяющим предварить освоение прочих предметов юриспруденции. Особенно важны взаимосвязь и значение данной дисциплины с курсами гражданского процесса, уголовного процесса и прокурорского надзора, поскольку дисциплина поо подводит к изучению указанных дисциплин. Курс поо связан с дисциплиной «Административное право», особенно в вопросах организационного обеспечения судов и деятельности МВД.ПОО широко применяют в своей деятельности уголовное,гражданское,земельное,а так же ряд других отрослей права,содержащие ин-цию о признаках преступлений и правонарушений о видах наказания.Уч.курс так же связан с такими дисциплинами как криминалистика,криминология которые содержат ин-цию о преступности,ее кач-ных и количественных х-тиках,тактике и методике борьбы с преступностью.Учебный курс ПОО РФ опирается на обширную теоритическую и нормативную базу,которая дает возможность последовательно и логично изложить общую и особенную части в их единстве и взаимосвязи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.048 с.)