Основы стратегического управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы стратегического управления



СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ;

ТЕЛЕ-, РАДИОКОМПАНИЯМИ

 

 

Методические указания

по выполнению курсовой работы

«Разработка стратегии развития предприятия»

для студентов факультета управления специальности 080502

«Экономика и управление на предприятии

(социально-культурной сферы)»

 

Санкт- Петербург

ВВЕДЕНИЕ

Целью курса является изучение теоретических основ, передового опыта и перспективных направлений развития стратегического управления в России.

Знание общих базовых положений теории менеджмента, понимание принципов эффективного руководства в хозяйственных организациях, изучение основных методов стратегического управления, применяемых современными менеджерами, являются необходимым условием становления высококвалифицированного специалиста в этой области.

Курсовая работа представляет собой заключительный этап изучения студентами факультета управления теоретического курса по данной дисциплине и является предусмотренной учебным планом итоговой формой отчета студентов перед кафедрой.

Данные методические указания предназначены для студентов очного отделения факультета управления по всем специальностям и содержат требования по структуре и содержанию, и рекомендации по оформлению таблиц, рисунков, списка литературы, предъявляемые кафедрой управления экономическими и социальными процессами.

Предприятие, являющееся объектом исследования данной курсовой работы, определяется студентом самостоятельно, им могут являться:

  • хозяйствующие субъекты сферы культуры и искусства различных организационно-правовых форм, их структурные производственные и функциональные подразделения, в том числе кинотеатры, театры, музеи, цирки, библиотеки, клубные учреждения, парки культуры и отдыха, концертные организации;
  • объекты социальной инфраструктуры предприятий;
  • проектные организации и научно-исследовательские учреждения;
  • образовательные учреждения;
  • органы государственного управления и местного самоуправления;
  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • средства массовой информации;
  • организации здравоохранения, медицинские и санаторно-курортные учреждения;
  • предприятия гостиничного хозяйства, общественного питания, бытового обслуживания населения;

· спортивные организации, организации отдыха и развлечений.

 


ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Основной целью написания курсовой работы является разработка стратегии развития предприятия. Курсовая работа должна включать три главы, введение и заключение (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Структура курсовой работы

Наименование раздела по содержанию Объем, в страницах
   
Введение  
Глава 1. Теоретические основы стратегического управления 6– 10
1.1. Сущность стратегического управления и его ключевые понятия 3 – 5
1.2. Порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия 3– 5
Глава 2. Анализ технико-экономических данных 6 – 10
2.1. Анализ факторного воздействия внешнего окружения на организацию 3 – 5
2.2. Анализ внутренней среды организации 3 – 5
Глава 3. Выбор стратегии развития предприятия социально-культурной сферы 6 – 10
3.1. Основные направления стратегического развития предприятия 3– 5
3.2. Составление стратегического плана предприятия 3–5
Заключение  
Список литературы  

Общий объем курсовой работы должен включать не менее 23 и не более 35 машинописных страниц через 1,5 интервала (27-30 строк на странице, 60-66 знаков в строке, шрифт Times New Roman 14 или Arial 13,14). В конце каждой главы курсовой работы необходимо привести основные сущностные выводы, сделанные автором в результате написания главы. Все главы и параграфы курсовой работы должны иметь название. Не допускается наличие в курсовой работе параграфов объемом менее 3 страниц, а глав – менее 5 страниц.

Введение. Во введении должны быть отражены актуальность темы курсовой работы в рамках стратегического управления, а также цель и задачи курсовой работы, объект и предмет исследования. Формулировка задач осуществляется на основе содержания параграфов курсовой работы, а количество задач равно количеству параграфов. Во введении (заключении) не допускается наличие таблиц, рисунков и ссылок на литературу.

Глава 1. В первой главе необходимо изложить теоретические основы, концепции и принципы, которые позволят решить поставленные задачи, а также дать определения важнейших экономических понятий, рассматриваемых в курсовой работе, со сносками на источник заимствования.

Особое внимание следует обратить на критическое осмысление излагаемого материала. В теории менеджмента часто существуют различные точки зрения по определенным вопросам. Это должно быть отражено в курсовой работе. Автор курсовой работы на основе сравнения и сопоставления различных точек зрения должен обосновать свой собственный подход к решению рассматриваемых проблем. Он может либо согласиться с одним из исследователей, либо высказать свое собственное мнение. Однако в любом случае позиция автора курсовой работы должна быть четко обоснованной.

Например. Исследователь А.А. Петров понимает под стратегическим управлением следующее: «....» [1, с. 10]. Исследователь Б.Б. Иванов в свою очередь считает, что стратегическое управление включает следующие составляющие «...» [2, с. 11]. По нашему мнению, следует согласиться с мнением А.А. Петрова, так как....

Параграф (1.1). Значение (роль) стратегического управления в деятельности хозяйствующих субъектов, его особенности и ключевые понятия: стратегическое управление, функции, стратегии и их виды (базовая, функциональные), стратегические цели.

Параграф (1.2). Структура разработки и реализации стратегии развития предприятия: этапы и их содержание. Выводы по первой главе.

Глава 2. Параграф (2.1). Для анализа воздействия факторов внешней среды используется техника анализа ПЭСТ (политические, экономические, социальные и технологические группы факторов) или СТЭП. Этапы анализа:

1. Выделяют факторы (3-4 шт. в каждой группе), определяющие состояние макросреды (ниже приводятся примеры для каждой группы факторов табл. 1.2).

2. Определяют состояние каждого фактора и тенденцию его изменения.

3. Оценивают характер влияния факторов на деятельность организации (отрицательное или положительное). Оценивают степень влияния факторов на деятельность по шкале от -5 (крайне отрицательное) до +5 (крайне положительное влияние).

4. Определяют суммарное влияние на предприятие всех факторов внешней среды с учетом характера их влияния.

5. Разрабатывают план ответных мер (возможных действий по ослаблению или предотвращению отрицательного воздействия на ее конкурентные позиции угроз и использованию открывающихся благоприятных возможностей) для факторов каждой группы.

6. Оценивают степень влияния на деятельность организации каждого из факторов при условии, что предприятие соответствующим образом отреагирует на происходящие во внешней среде изменения (от -5 до +5).

7. Определяют силу и направленность суммарного воздействия на организацию факторов внешней среды при условии, что организация соответствующим образом отреагирует на происходящие во внешней среде изменения.

Таблица 1.2

Примеры факторов макро внешней среды

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Текущее законодательство на рынке Будущие изменения в законодательстве Европейское/международное законодательство Регулирующие органы и нормы Правительственная политика, изменение Государственное регулирование конкуренции Торговая политика Ужесточение госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции Выборы на всех уровнях власти Финансирование, гранты и инициативы Группы лоббирования/давления рынка Международные группы давления Экологические проблемы Прочее влияние государства в отрасли Экономическая ситуация и тенденции Динамика ставки рефинансирования Уровень инфляции Инвестиционный климат в отрасли Заграничные экономические системы и тенденции Общие проблемы налогообложения Налогообложение, определенное для продукта / услуг Сезонность / влияние погоды Рынок и торговые циклы Платежеспособный спрос Специфика производства Товаропроводящие цепи и дистрибуция Потребности конечного пользователя Обменные курсы валют Основные внешние издержки Энергоносители Транспорт, коммуникации Сырье и комплектующие
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Демография Изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы Структура доходов и расходов Базовые ценности Тенденции образа жизни Бренд, репутация компании, имидж используемой технологии Модели поведения покупателей Мода и образцы для подражания Главные события и факторы влияния Мнения и отношение потребителей Потребительские предпочтения Представления СМИ Точки контакта покупателей Этнические / религиозные факторы Реклама и связи с общественностью Развитие конкурентных технологий Финансирование исследований Связанные / зависимые технологии Замещающие технологии/решения Зрелость технологий Изменение и адаптация новых технологий Производственная емкость, уровень Информация и коммуникации, влияние сети Интернет Потребители, покупающие технологии Законодательство по технологиям Потенциал инноваций Доступ к технологиям, лицензирование, патенты Проблемы интеллектуальной собственности

Выводы по параграфу: анализируется характер суммарного влияния факторов внешней среды на деятельность организации (вероятная угроза или дополнительные возможности).

Параграф (2.2). Краткая характеристика предприятия, включающая основные виды деятельности и организационную структуру, анализ экономических, расчет темпов изменений показателей деятельности организации (использование производственных мощностей, численности персонала, величины заработной платы, уровня рентабельности).

Для анализа состояния факторов внутренней среды следует использовать «Цепочку ценностей», определяющей деятельность, функции и процессы по разработке, производству, продвижению, доставке и поддержке товара/услуг. Цепочка ценностей позволяет определить основные виды деятельности, создающие стоимость для потребителя, и вспомогательные виды деятельности.

Основная деятельность

1. Материально-техническое обеспечение - виды деятельности, связанные с приобретением сырья, энергии, компонентов, приемкой, хранением и сортировкой продукции поставщиков, контролем, управлением материально-техническими запасами.

2. Производство - виды деятельности, направленные на превращение сырья в конечный продукт (производство, сборка, упаковка, сертификация качества товара, защита окружающей среды).

3. Доставка товаров - виды деятельности, связанные с физической доставкой товара до потребителей (складирование, обработка заказа, составление расписания, отгрузка, транспортировка).

4. Продажи и маркетинг - виды деятельности, имеющие отношения к продажам, рекламе и продвижению, маркетинговым исследованиям и планированию, установлению цен, поддержке посредников.

5. Обслуживание (сервис) - виды деятельности, обеспечивающие помощь покупателям в установке, доставке запасных частей, обслуживании и ремонте, техническое содействие, информирование и рассмотрение жалоб (эти действия сохраняют и увеличивают ценность потребляемого продукта).

Параграф (3.1).

В предыдущей главе был проведен анализ внешней и внутрен­ней среды, на его основе проводится анализ 5 сил конкуренции (Майкл Портер). Цель осуществления анализа по модели пяти сил состоит в том, чтобы обеспечить формирование 5 стратегий для каждой из сил (для максимизации имеющихся возможностей и минимизации угроз), а также общей корпоративной стратегии.

Модель пяти сил конкуренции

Невозможно проанализировать и оценить положение организации без исследования структуры и динамики отрасли, в которой данное предприятие работает. Целью отраслевого анализа является определение привлека­тельности отрасли и отдельных товарных рынков внутри нее. Кроме того, такой анализ позволяет понять характерные для отрасли возмож­ности и существующие угрозы, определить ключевые факторы успеха отрасли. Краеугольным, камнем анализа ситуации в отрасли и конку­ренции в ней является изучение идущей в отрасли конкурентной борь­бы, определение ее источников, оценка степени воздействия конкурентных сил. Невозможно разработать полноценную стратегию без глубокого понимания характера конкуренции в отрасли.

Профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер доказал, что состояние конкуренции в отрасли можно охарактеризовать пятью кон­курентными силами:

1. соперничество между организациями внутри отрасли;

2. сила поставщиков;

3. сила покупателей;

4. возможность появления новых конкурентов внутри отрасли;

5. попытки компании и различных отраслей завоевать покупателей своими товарами- субститутами.

Значение и влияние каждого из факторов конкуренции меняется от рынка к рынку и определяет цены, издержки, размеры капиталовло­жений в производство и сбыт продукции и, в конечном счете, прибы­льность бизнеса. Поставщики и покупатели, стараясь извлечь собст­венную выгоду, снижают прибыль предприятий. Конкуренция внутри отрасли также понижает прибыль, так как для поддержания конкурентных пре­имуществ приходится увеличивать издержки (расходы на рекламу, ор­ганизацию сбыта, НИОКР) или терять прибыль за счет снижения цен. Наличие товаров-заменителей уменьшает спрос и ограничивает цену, которую организация может запросить за свой товар. С точки зрения входных барьеров действие факторов, представленных в модели, во многом определяется, с одной стороны, наличием реальных и потенциальных конкурентов, с другой — препятствиями для выхода на рынок новых организаций. Все перечисленные факторы создают условия для динамичного развития конкуренции и «устаревания» имеющихся конкурентных преимуществ.

Предложенная М. Портером модель конкурентной среды пред­приятия описывает всех участников отраслевого рынка и может испо­льзоваться для анализа структуры отрасли. Эта модель не только наи­более широко используется на практике, но и достаточно проста в при­менении.

 

Сила поставщиков

Являются ли поставщики той или иной отрасли промышленности сильной или слабой конкурентной силой, зависит от условий, сложившихся в отрасли, организаций-поставщиков и от значимости для потребителя товара, который они поставляют.

Влияние поставщиков на привлекательность отрасли и на конку­рентные преимущества предприятий-производителей можно представить функцией семи переменных:

1. концентрация поставщиков, т.е. количество организаций-поставщиков и соотношение их возможностей;

2. степень дифференциации и уникальности продукции поставщи­ков;

3. наличие товаров-заменителей;

4. издержки, связанные с переключением на другого поставщика;

5. значимость отрасли для поставщика;

6. значение предприятия-поставщика для покупателя, сила влияния продукции поставщика на качество и цену продукции покупателя;

7. угроза интеграции вперед по цепочке ценностей со стороны по­ставщиков.

 

Сила покупателей

В определенных ситуациях потребители обладают значительной рыночной властью и способны диктовать свои условия производите­лям продукции, оказывая влияние на уровень прибыли последних. Сила их влияния зависит от целого ряда факторов, определяющих ры­ночную ситуацию, а также от сравнительной величины их закупок по отношению к объему рынка в целом. Чем крупнее покупатели и чем большее количество продуктов они приобретают, тем больше их воз­можности влияния на ход переговоров с продавцами.

Степень воздействия различных групп потребителей на привлека­тельность отрасли и на процесс формирования конкурентных преиму­ществ организации зависит от следующих факторов:

1. концентрация потребителей, т.е. их количество и объем закупок;

2. степень стандартизации и дифференциации продукции, приоб­ретаемой потребителем;

3. возможность покупателей осуществить вертикальную интегра­цию назад;

4. степень влияния цены приобретаемой продукции на себестои­мость продукции потребителя (доля в издержках);

5. прибыльность отрасли организации-покупателя;

6. степень организации потребителей (наличие союзов потребите­лей, законов о защите прав потребителей и т.д.);

7. стоимость переключения на нового поставщика или товар-заме­нитель;

8. значимость приобретаемого продукта для обеспечения необхо­димого уровня качества товаров организации-покупателя.

Потребители, как правило, более чувствительны к цене, если приоб­ретаемый продукт не дифференцирован, его стоимость достаточно ве­лика по сравнению с доходами, а качество не имеет первостепенного значения. И наоборот, в тех случаях, когда приобретаемые товары или услуги многократно окупают себя, покупатели обычно нечувствительны к ценам, в гораздо большей степени их интересует качество продукции.

 

Построение дерева целей

Параграф (3.2).

В завершающем параграфе осуществляется ранжирование степени необходимости внедрения мероприятий и на его основе составляется перечень, включающий 7 – 10 рекомендуемых к реализации с указанием ответственных за их исполнение, сроков исполнения, предельно допустимых затрат, ожидаемого конкретного результата. Оформление ранжирования и плана мероприятий возможно в табличном виде (табл. 1.3).

 

Таблица 1.3

План мероприятий по перспективному развитию

«Название предприятия»

 

№ п / п Содержание мероприятия Ответственный за исполнение Предельно допустимые затраты Сроки исполнения Ожидаемый результат
           
           

 

Заключение. Приводятся основные результаты достижения цели исследования и каждой из поставленных во введении задач, а также выводы, сделанные в процессе выполнения курсовой работы.

 

Список литературы. В состав списка включается вся литература, изученная студентом в процессе написания работы, не менее 4-х источников. По тексту основной части работы должны быть сделаны ссылки на литературу в квадратных скобках.

Например. Исследователь А.А. Петров понимает под стратегическим управлением следующее: «....» [1, с. 10].


ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

2.1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Курсовая работа выполняется на листах формата А4. Поля: верхнее – 2,5 см., нижнее – 2,5 см., левое – 3,0 см., правое – 1,5 см.

Названия глав пишутся прописными буквами. Между названием главы и параграфа никакой текст не пишется, точки в заголовках не ставятся. После завершения первого параграфа второй параграф продолжается на той же странице, если там остается место для названия параграфа и, как минимум, трех строк текста. Следующая глава начинается с новой страницы.

При заимствовании любых теоретических положений необходимо привести ссылку на используемый источник. В обязательном порядке ссылка на литературу приводится в том случае, если автор курсовой работы прямо ссылается на мнение другого исследователя. В теоретической главе необходимо указывать как минимум одну ссылку на странице.

Ссылка на таблицу, рисунок, приложение, в тексте обязательна и может быть оформлена одним из двух способов:

1. На рис. 1.1 изображена... В табл. 2.1 показаны суммы... В приложении 1 указано …

2. Динамика развития исследуемого процесса (рис. 1.1) показывает... Валовые издержки соответствуют объемам выпускаемой продукции (табл. 2.1), что связано с... Динамика численности персонала носила характер.... (приложение 1).

Страницы в курсовой работе должны быть пронумерованы. Нумерация осуществляется вверху страницы справа или по центру. Первая страница включается в общее число страниц, однако номер на ней не ставится.

 

 

2.2. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ

В список литературы включаются учебные пособия, научные издания, периодические издания (газеты, журналы). Не менее чем на 3/4 используемых источников должны быть приведены ссылки в тексте курсовой работы.

Библиографическое описание литературных источников осуществляется в алфавитном порядке. Особенности оформления различных источников:

Книги, учебные пособия одного – трех авторов:

Фамилия И.О. Название книги. – Город: Издательство, год издания. – количество страниц.

Книги под редакцией:

Название книги / Под ред. И.О. Фамилия. – Город: Издательство, год издания. – количество страниц.

Статья из сборника статей:

Фамилия И.О. Название статьи / В сб.: Название сборника. – Город: Издательство, год издания. – количество страниц.

Статьи из периодического издания:

Фамилия И.О. Название статьи // Название журнала, газеты. – Год издания. – №_. – С. от - до.

(Примечание: слова «от» и «до» в работе не пишутся, указываются только первая и последняя страницы статьи в журнале).

В данной курсовой работе допускается использование в качестве источников электронных материалов (файлов, материалов сети Интернет). При включении данных материалов в список литературы необходимо указать полный адрес страницы или название файла (в соответствие с правилами указания адресов в сети Интернет или имен файлов в системе DOS/Windows).

 

 

2.3. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ТАБЛИЦ, РИСУНКОВ, СХЕМ

Номер таблицы строится по позиционной системе кодирования и всегда состоит только из двух цифр. Первая позиция обозначает номер главы – 1, 2, 3, а вторая – порядковый номер таблицы в этой главе, начиная с номера 1.

Таблицы оформляются следующим образом:

Таблица 1.1

Название таблицы

       
       
       

 

При переносе таблицы на следующую страницу указывается:

Продолжение табл. 1.1

       
       

 

В таблицах и на рисунках должны быть указаны единицы, в которых производятся измерения (рубли, доллары, штуки и т.д.).

 
 

Рисунки, графики и схемы оформляются одинаково:

 

Рис. 1.1 Название рисунка (схема, график, динамика развития, иное).

Нумерация рисунков осуществляется аналогично нумерации таблиц. При этом нумерация таблиц и рисунков осуществляется раздельно.

 

Наиболее громоздкие таблицы выносятся в приложения. Приложения следуют за списком литературы и оформляются следующим образом:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

НАЗВАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

         
         

2.4. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

Образец титульного листа курсовой работы

Министерство культуры РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

университет кино и телевидения»

 

Кафедра управления экономическими и социальными процессами

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «……»

 

на тему: «Разработка стратегии развития предприятия»

 

Выполнил:

Студент

(группа, курс) ФаУ

(Ф.И.О.)

Руководитель:

(должн., уч. степень, Ф.И.О.)

 

Санкт-Петербург

Год

2.5. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Содержание курсовой работы размещается на второй странице и оформляется по следующим правилам:

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

Введение ………………………………………………………………………....3

Глава 1. Название главы………………………………………………………...5

1.1. Название параграфа……………………………………………..……..5

1.2. Название параграфа ………………………………………………......9

Глава 2. Название главы……………………………………………………….14

2.1. Название параграфа……………………………………………….....14

2.2. Название параграфа ………………………………………………....17

Глава 3. Название главы……………………………………………………….21

3.1. Название параграфа……………………………………………….....21

3.2. Название параграфа ………………………………………………....24

Заключение……………………………………………………………………..27

Список литературы……………………………………………………………..28

Приложения…………………………………………………………………….29

Приложение 1. Название…………………………………………………29

Приложение 2. Название ………………………………………………...30


Оценка содержания работы

5 – Полное соблюдение всех требований (качественно проведены ПЭСТ анализ, Цепочка ценностей, Модель 5 сил конкуренции, Дерево целей, составлен грамотный план мероприятий). Разбор различных подходов к рассматриваемой проблеме. Ясность собственной позиции автора, наличие собственного анализа и предложений. Использованы монографии, журнальные статьи (со ссылками по тексту).

4 – Имеются отдельные элементы собственного анализа. Собственные предложения отсутствуют.

3 – Компиляция из различных литературных источников. Использованы только монографии и базовые учебные пособия. Имеются существенные смысловые противоречия в тексте работы.

Предварительная оценка курсовой работы выставляется на основании оценок за оформление и содержание работы. При этом оценка за содержание является более существенной. Предварительная оценка за курсовую работу снижается в частности за каждое из следующих отступлений от требований:

· до оценки неудовлетворительно за несоблюдение структуры работы; отсутствие содержания, введения, заключения или списка литературы; неправильное оформление титульного листа; наличие не соответствующих действительности ссылок на литературу;

· на 2 балла за отсутствие: собственного анализа, нумерации страниц, таблиц и рисунков; ссылок на литературу;

· на 1 балл за слабость и неполноту анализа; серьезные небрежности в тексте работы; неправильное оформление ссылок на литературу; а также за отсутствие: цели и задач работы, собственных предложений автора, выводов по работе в заключении.

· на 0,5 балла за неправильное оформление: таблиц, рисунков, содержания или списка литературы, нумерации страниц, названий глав или параграфов;

Курсовая работа реферативного типа, содержащая исключительно теоретические и другие данные, заимствованные из литературы, не может быть оценена выше, чем на оценку «неудовлетворительно».

Окончательная оценка за курсовую работу выставляется по итогам защиты. При защите учитывается степень владения автором изложенным материалом. Во время защиты студент должен быть готов ответить на любой вопрос, заданный по курсовой работе. При демонстрации неправильного понимания используемых терминов и отсутствии правильного ответа на поставленные во время устной защиты вопросы защита не принимается.

Окончательная оценка курсовой работы, полученная в результате защиты, не может быть выше предварительной оценки более, чем на 1 балл.

ВНИМАНИЕ. Курсовая работа – это небольшое самостоятельное научное исследование автора. Если при проверке работы будет обнаружено, что курсовая выполнена несамостоятельно (взята из сети Интернет или с лазерных дисков, переписана у других студентов или переписана из одной книги), то она оценивается на оценку «неудовлетворительно». Такая работа возврату на переработку не подлежит и остается на кафедре. Новая работа не может быть оценена выше, чем на оценку «удовлетворительно.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Глумаков В.Н., Максимцов М.М., Малышев Н.И. Стратегический менеджмент: Практикум. – М.: Вузовский учебник, 2009.

2. Лютенс Ф. Организационное поведение. – М.: ИНФА-М, 2008.

3. Малюк В.И. Менеджмент: деловые ситуации, практические задания, курсовое проектирование: практикум. – М.: КНОРУС, 2010.

4. Просветов Г.И. Стратегия предприятия: задачи и решения: Учебно-практическое пособие.- М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2010.

5. Смирнова Н.К., Самарина О.Г., Астахова Т.А. Организационные изменения в компании: Персонал, руководители, процессы и управление. – М.: Бератор, 2008.

 

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ;

ТЕЛЕ-, РАДИОКОМПАНИЯМИ

 

 

Методические указания

по выполнению курсовой работы

«Разработка стратегии развития предприятия»

для студентов факультета управления специальности 080502

«Экономика и управление на предприятии

(социально-культурной сферы)»

 

Санкт- Петербург

ВВЕДЕНИЕ

Целью курса является изучение теоретических основ, передового опыта и перспективных направлений развития стратегического управления в России.

Знание общих базовых положений теории менеджмента, понимание принципов эффективного руководства в хозяйственных организациях, изучение основных методов стратегического управления, применяемых современными менеджерами, являются необходимым условием становления высококвалифицированного специалиста в этой области.

Курсовая работа представляет собой заключительный этап изучения студентами факультета управления теоретического курса по данной дисциплине и является предусмотренной учебным планом итоговой формой отчета студентов перед кафедрой.

Данные методические указания предназначены для студентов очного отделения факультета управления по всем специальностям и содержат требования по структуре и содержанию, и рекомендации по оформлению таблиц, рисунков, списка литературы, предъявляемые кафедрой управления экономическими и социальными процессами.

Предприятие, являющееся объектом исследования данной курсовой работы, определяется студентом самостоятельно, им могут являться:

  • хозяйствующие субъекты сферы культуры и искусства различных организационно-правовых форм, их структурные производственные и функциональные подразделения, в том числе кинотеатры, театры, музеи, цирки, библиотеки, клубные учреждения, парки культуры и отдыха, концертные организации;
  • объекты социальной инфраструктуры предприятий;
  • проектные организации и научно-исследовательские учреждения;
  • образовательные учреждения;
  • органы государственного управления и местного самоуправления;
  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • средства массовой информации;
  • организации здравоохранения, медицинские и санаторно-курортные учреждения;
  • предприятия гостиничного хозяйства, общественного питания, бытового обслуживания населения;

· спортивные организации, организации отдыха и развлечений.

 


ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Основной целью написания курсовой работы является разработка стратегии развития предприятия. Курсовая работа должна включать три главы, введение и заключение (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Структура курсовой работы

Наименование раздела по содержанию Объем, в страницах
   
Введение  
Глава 1. Теоретические основы стратегического управления 6– 10
1.1. Сущность стратегического управления и его ключевые понятия 3 – 5
1.2. Порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия 3– 5
Глава 2. Анализ технико-экономических данных 6 – 10
2.1. Анализ факторного воздействия внешнего окружения на организацию 3 – 5
2.2. Анализ внутренней среды организации 3 – 5
Глава 3. Выбор стратегии развития предприятия социально-культурной сферы 6 – 10
3.1. Основные направления стратегического развития предприятия 3– 5
3.2. Составление стратегического плана предприятия 3–5
Заключение  
Список литературы  

Общий объем курсовой работы должен включать не менее 23 и не более 35 машинописных страниц через 1,5 интервала (27-30 строк на странице, 60-66 знаков в строке, шрифт Times New Roman 14 или Arial 13,14). В конце каждой главы курсовой работы необходимо привести основные сущностные выводы, сделанные автором в результате написания главы. Все главы и параграфы курсовой работы должны иметь название. Не допускается наличие в курсовой работе параграфов объемом менее 3 страниц, а глав – менее 5 страниц.

Введение. Во введении должны быть отражены актуальность темы курсовой работы в рамках стратегического управления, а также цель и задачи курсовой работы, объект и предмет исследования. Формулировка задач осуществляется на основе содержания параграфов курсовой работы, а количество задач равно количеству параграфов. Во введении (заключении) не допускается наличие таблиц, рисунков и ссылок на литературу.

Глава 1. В первой главе необходимо изложить теоретические основы, концепции и принципы, которые позволят решить поставленные задачи, а также дать определения важнейших экономических понятий, рассматриваемых в курсовой работе, со сносками на источник заимствования.

Особое внимание следует обратить на критическое осмысление излагаемого материала. В теории менеджмента часто существуют различные точки зрения по определенным вопросам. Это должно быть отражено в курсовой работе. Автор курсовой работы на основе сравнения и сопоставления различных точек зрения должен обосновать свой собственный подход к решению рассматриваемых проблем. Он может либо согласиться с одним из исследователей, либо высказать свое собственное мнение. Однако в любом случае позиция автора курсовой работы должна быть четко обоснованной.

Например. Исследователь А.А. Петров понимает под стратегическим управлением следующее: «....» [1, с. 10]. Исследователь Б.Б. Иванов в свою очередь считает, что стратегическое управление включает следующие составляющие «...» [2, с. 11]. По нашему мнению, следует согласиться с мнением А.А. Петрова, так как....

Параграф (1.1). Значение (роль) стратегического управления в деятельности хозяйствующих субъектов, его особенности и ключевые понятия: стратегическое управление, функции, стратегии и их виды (базовая, функциональные), стратегические цели.

Параграф (1.2). Структура разработки и реализации стратегии развития предприятия: этапы и их содержание. Выводы по первой главе.

Глава 2. Параграф (2.1). Для анализа воздействия факторов внешней среды используется техника анализа ПЭСТ (политические, экономические, социальные и технологические группы факторов) или СТЭП. Этапы анализа:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.18 с.)