Раздел (модуль) 3. Федеративное устройство Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел (модуль) 3. Федеративное устройство Российской Федерации



Тема 3.1. Конституционно-правовой статус Российской Федерации

1. Задания для самостоятельной работы

1.Составьте сравнительную таблицу признаков федеративной и унитарной форм государственного устройства.

2. Письменно (по желанию в табличной форме) проанализируйте Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 08.12.1999 г. «О создании Союзного Государства» (СЗ РФ. 2000. № 7. Ст. 786.) на предмет выявления федеративных и конфедеративных признаков.

3. Опишите наилучшую (идеальную), по вашему мнению, форму государственного устройства (в т. ч. ее конкретный вид) с позиции интересов граждан государства.

4. Подготовьте для контрольной работы по данной теме тестовое задание, состоящее из 10 вопросов, каждый из которых имеет по 4 ответа. На отдельном листе составьте для себя ключ правильных ответов.

5. Письменно соотнесите между собой следующие категории: федерация – федерализм – территория; автономия – государственное устройство – унитаризм; право на самоопределение – суверенитет – народовластие; децентрализация – федерация – местное самоуправление.

Составьте схему, представив в ней все эти категории. Дайте краткое пояснение к своей схеме.

6. Вам предстоит провести урок в 10 классе средней школы по теме «Государственное устройство». Подготовьте письменно план урока.

7. Найдите и законспектируйте любую журнальную статью по федеративной проблематике, не указанную в перечне литературных источников по данной теме.

8. Каковы, на ваш взгляд, перспективы федерализма в России?

 

II.План семинарского занятия

1. Федеративное устройство России как конституционно-правовой институт.

2. Понятие и формы государственного устройства.

3. Понятие федерации. Исторические этапы российского федерализма.

4. Конституционно-правовой статус Российской Федерации.

5. Территория Российской Федерации.

6. Государственный язык.

7. Таможенная, денежная и налоговая системы.

8. Разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами.

9. Предметы ведения Российской Федерации.

10. Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

11. Государственные символы.

 
 
(Вопросы, выносимые на занятие)


Очная форма обучения

Занятие 1.

1. Федеративное устройство России как конституционно-правовой институт.

2. Понятие и формы государственного устройства.

3. Понятие федерации. Исторические этапы российского федерализма.

4. Конституционно-правовой статус Российской Федерации.

5. Конституционно-правовые признаки Российской Федерации как суверенного государства.

6. Состав субъектов Российской Федерации.

7. Принцип равноправия субъектов Российской Федерации.

8. Территория Российской Федерации.

 

Занятие 2.

1. Государственный язык.

2. Таможенная, денежная и налоговая системы.

3. Разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами.

4. Правовая система Российской Федерации.

5. Основания для федерального вмешательства в права субъектов Федерации.

6. Участие в межгосударственных объединениях.

7. Государственные символы.

 

III.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

Приступая к изучение этой темы, необходимо вспомнить понятие политико-территориального устройства государства, а также разновидности государственного устройства, существующие в современном мире.

Далее важно проанализировать положения Конституции РФ и действующего законодательства, закрепляющие государственное устройство РФ. Конституционные нормы (ст.ст. 1,4, 5, гл. 3) закрепляют федеративную форму государственного устройства России. Кроме конституционных норм государственное устройство закрепляется также в нормах конституций республик, уставах субъектов РФ, Федеративном договоре от 31 марта 1992 г., законах РФ о правовом статусе автономной области, автономных округов и других нормативных актах. Они определяют Российскую Федерацию, как независимое суверенное государство, полноправный субъект мирового сообщества, и указывают, что завершен определенный этап реформирования государственного устройства, качественно изменились взаимоотношения между Федерацией и ее субъектами, определена типология субъектов, уровни перераспределения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами.

Полнее изучить территориальное устройство РФ поможет обращение к истории вопроса. Возникшая в результате Октябрьской революции Российская Советская Республика являлась унитарным государством. Она занимала территорию дореволюционной России. Однако многонациональный состав населения России, усиление национально-освободительного движения, возникшего еще до революции, провозглашенный принцип права наций на само­определение привели к изменению государственного устройства России. В конце 1917 г. Финляндия стала независимым государством. В декабре 1917 г. была провозглашена независимая Украинская Советская Республика. Одновременно шел процесс усложнения формы государственного единства самой Российской Советской Республики, превращения ее в федеративное государство. Официально это было сделано на III Всероссийском съезде Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918 г.

Изучив рекомендованную литературу, студент увидит, как менялось с 1918 по 1991 г. государственное устройство России, и поймет, в чем особенность российского федерализма.

Следует определить особенности правового статуса Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, определить состав РФ.

IV. Рекомендуемые источники

Нормативно-правовые документы

1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст(с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) //Российская газета. – 2009. – 21 янв. № 7.

2. Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17 декабря 2001г. //Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, №52 ч.1., ст.4916.

3. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. //Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 42, ст. 5005.

4. Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 4 января 1999г. //Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 2, ст. 231.

5. Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г. //Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2965.

6. Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999г. //Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 18, ст. 2208.

7. Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 7 мая 2001 г. // Российская газета. – 2001. - 12 мая.

8. Федеральный закон «О наименованиях географических объектов» от 18 декабря 1997 г. //Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 51, ст. 5718.

9. Закон Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» от14 июля 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, №33, ст.1915; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 49, ст. 5503.

10. Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» от 15 апреля 1993г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, №19, ст. 6839.

Акты судебных органов

1. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1997 года по делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области //Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 29, ст. 3581.

2. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации //Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №3, ст. 429.

3. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции республики Алтай и федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, №25, ст. 2728.

4. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года по запросу о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституции Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия-Алания, и Республики Татарстан// Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 29, ст. 3117.

 

Основная литература

1. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации. учебник / М.В. Баглай. - М.: Норма. - 2009.

2. Козлова, Е.И., Кутафин, О.Е. Конституционное право России: учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М.: Проспект. - 2010.

3. Стрекозов, В.Г. Конституционное право России: учебник. / В.Г. Стрекозов. - М.: Юрайт. - 2011.

 

Дополнительная литература

1. Аничкин, Е.С. «Преобразование» конституций (уставов) субъектов Российской Федерации в решениях региональных органов конституционной юстиции//Российская юстиция. - 2010. - № 2.

2. Артамонов, А.Н. Новые формы российской государственности: задачи, решения, перспективы (насущная необходимость внедрения федерального кодекса, регламентирующего все отношения между Российской Федерацией и ее субъектами, крайне назрела)//Государственная власть и местное самоуправление. - 2009. - № 9.

3. Брежнев, О.В. Административно-территориальные единицы с особым правовым статусом в объединенных субъектах Российской Федерации: опыт, проблемы, перспективы развития//Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 7.

4. Жадан, А.В. К вопросу о конституционно-правовом институте совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере природопользования//Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 23.

5. Коломейцева, Т.А. Проблемы укрупнения субъектов Российской Федерации//Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 6.

6. Кульчевский, В.В. Особый статус административно-территориальных единиц в укрупненных субъектах Российской Федерации//Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 2.

7. Максуров, А.А. Проблемы закрепления координационных норм в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации//Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 22.

8. Мещерякова, М.А. Правовые основы регламентации взаимодействия субъектов Российской Федерации//Журнал российского права. - 2010. - № 9.

9. Миряшева, Е.В. Развитие субъектов федерации как важнейший фундамент ее устойчивости: историко-правовые аспекты (на примере штата Массачусетс)//Юридический мир. - 2010. - № 11.

10. Потапов, М.Г. Субъект федерации - государство?//Право и политика. - 2010. - № 2.

11. Чертков, А.Н. Субъект федерации как государственно-территориальная единица//Журнал российского права. - 2011. - № 1.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Россия – федерация договорная или конституционная?

2. Россия более органична в качестве симметричной или асимметричной федерации?

3. Оцените идею построения России как чисто территориальной федерации?

4. Как соотносятся законы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по их юридической силе?

5. Каковы полномочия России в международных делах?

6. Каково назначение государственных символов?

7. Какие принципы положены в основу формирования субъектов федерации в России? Проанализируйте историю вопроса.

8. Как соотносятся между собой ч. 1, 2, 5 ст. 5 Конституции РФ?

9. Можно ли рассматривать местное самоуправление в качестве элемента федеративного устройства?

10. Какова природа договоров и соглашений в сфере разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и ее субъектов?

11. Могут ли заключаться договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между законодательными органами федерации и ее субъектов, а также судебными и прокурорскими органами?

12. Вправе ли субъекты федерации принимать кодексы об административных правонарушениях, трудовые кодексы и после введения их в действие прекращать на своей территории действие соответствующих общероссийских кодексов?

13. Часть 2 ст. 77 Конституции РФ говорит о единой системе исполнительной власти в Российской Федерации. Что означает эта конституционная формула?

14. Субъекты федерации составляют федерацию или состоят в ней?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.94.5 (0.021 с.)