Практическое занятие №4 (4 ч.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие №4 (4 ч.)



Английский романтизм. В. Скотт. Воплощение исторических воззрений и эстетических принципов писателя в романе «Айвенго» («Ivanhoe», 1819).

Основная цель: определить специфику философии истории В. Скотта, разработанной им эстетики исторического романа и художественное их воплощение в романе «Айвенго».

Примерный план занятия

1. Проблема историзма в литературе и философия истории В. Скотта.

2. Эстетика исторического романа В. Скотта.

3. Тематика и проблематика романа «Айвенго»:

а) тематическое единство романа;

б) своеобразие сюжета;

в) способы создания исторической атмосферы в романе.

4. Система образов в романе:

а) основные принципы построения системы образов;

б) способы создания характеров;

в) место и роль образа Айвенго;

г) особенности изображения исторических деятелей в романе;

д) личные отношения и исторические события, их связь и взаимовлияние в романе.

5. Авторская позиция в романе «Айвенго».

Литература

Тексты

Скотт В. «Айвенго». Предисловие к роману «Айвенго».

Основная

  1. История западноевропейской литературы. XIX век: Англия: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. Учеб. заведений/Л. В. Сидорченко, И. И. Бурова, А. А. Аствацатуров и др.; Под ред. Л. В. Сидорченко, И. И. Буровой. СПб., М., 2004.
  2. Храповицкая Г. Н. Романтизм в зарубежной литературе (Германия, Англия, Франция, США): Практикум: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений. М., 2003.
  3. Плеханова. Е. А. Политика и история в романе Вальтера Скотта (к вопросу о динамике характеров и обстоятельств).//Традиции и взаимодействия в зарубежной литературе XIX-XX веков: Межвуз. сб. научн. трудов. Пермь, 1990. С.27-38.
  4. Реизов Б. Г. Правда и вымысел в романах Скотта//История и теория литературы: Сб. ст. Л., 1986. С.119-125.
  5. Реизов Б. Г. Творчество Вальтера Скотта. М.-Л., 1965.

Дополнительная

  1. Писатели Англии о литературе. XIX-XX вв.: Сборник статей. Пер. с англ. М., 1981.
  2. Барскова В. С. Шотландская народная легенда в балладах В. Скотта//Филологические науки. – 1977. – №2. – С.32-41.
  3. Дайчес Д. Сэр Вальтер Скотт и его мир. Пер. с англ.; Предисл. В. Скороденко. М., 1987.
  4. Дьяконова Н. Я. Лондонские романтики и проблемы английского романтизма. Л., 1970.
  5. Мощанская О. А. Фольклорные традиции в поэзии В. Скотта//Лит. связи и традиции: Межвузовский сб. Горький, 1976. С.72-86.
  6. Пирсон Х. Вальтер Скотт./Пер. с англ., послесловие и коммент. В. Скороденко. М., 1983.
  7. Сашина Е. В.Темы и методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по курсам истории зарубежных литератур XVII-XIX вв. Псков, 2004.
  8. Эйшискина Н. М. Вальтер Скотт. Критико-биографический очерк. М., 1959.

Вопросы и задания

1. Как В. Скотт решает проблему историзма в литературе?

2. Дайте характеристику его философии истории.

3. В предисловии к «Айвенго» В. Скотт с наибольшей полнотой изложил теорию созданного им жанра, противопоставленного, с одной стороны историческому роману XVIII века, и антикварной, фактографической истории – с другой. Прочитайте предисловие к роману «Айвенго» и законспектируйте основные положения теории исторического романа.

4. Опираясь на предисловие к роману «Айвенго» определите тематику и проблематику романа.

5. Как автор определяет сущность противоречий изображаемой эпохи в предисловии, 1 и 7 главах?

6. Как эти конфликты раскрываются в 1, 2, 3, главах, сценах турнира, в замке Фрон де Бёфа, в лесу с разбойниками, а также в 35 и39 главах?

7. Как автор связывает своих героев и их желания с особенностями времени?

8. В чем особенности композиции романа? Помогает ли понять ее (композицию) послесловие к роману «Уэверли»: «На ранних событиях мы останавливались подолгу с единственной целью, чтобы ты, любезный читатель, познакомился с действующими лицами скорее по их поступкам, нежели на основании их голой характеристики, что гораздо скучнее; но когда повесть подходит к концу, мы перескакиваем через ряд событий <…> и предоставляем твоему воображению вещи, излагать которые во всех подробностях значило бы злоупотреблять твоим терпением» («Послесловие, которому следовало бы быть предисловием»).

9. Как вы можете определить хронотоп романа, и какими средствами он создается? Обратите внимание на авторские указания к предисловию «Айвенго».

10. Как в описании жилищ отражено своеобразие времени и места действия (гл. 3, 4, 6, 12, 27)?

11. Как связана система образов романа с основным конфликтом? Перечислите все этнические и социальные группы, названные в романе.

12. Определите функции героев романа: Черный рыцарь, Айвенго и т.д.

13. Охарактеризуйте основной принцип воспроизведения Скоттом исторического прошлого, когда главными героями он делает вымышленных персонажей, а исторических деятелей помещает на второй план.

14. Проанализируйте способы создания образов персонажей.

15. Как проявляется авторская позиция в романе?

Практическое занятие №5 (4 ч.)

Французский романтизм. А. де Виньи. «Сен-Мар» («Cinq-Mars», 1826): концепция Вико, герой и история.

Основная цель: выявить специфику философии истории и теории исторического романа Виньи; определить проблематику романа и охарактеризовать концепцию героя исторического романа.

Примерный план занятия

1. Концепция историзма в литературе и философия истории Виньи.

2. Теория исторического романа Виньи (сходство и различие с эстетикой Скотта).

3. Тематика и проблематика романа «Сен-Мар»:

а) что обеспечивает единство романа?

б) своеобразие сюжета;

в) способы создания исторической атмосферы в романе.

4. Система образов в романе:

а) основные принципы построения системы образов;

б) способы создания характеров;

в) автор-рассказчик как герой романа;

г) особенности изображения исторических деятелей в романе;

д) личные отношения и исторические события, их связь и взаимовлияние в романе.

Литература

Тексты

Виньи А. де. «Сен-Мар».«Размышления об истине в искусстве».

Основная

  1. История западноевропейской литературы. XIX век: Франция, Италия, Испания, Бельгия. Учебник/ Под ред. Т. В. Соколовой. СПб., М., 2003.
  2. Литературные манифесты западно-европейских романтиков/Под ред. А. С. Дмитриева. М., 1980.
  3. Реизов Б. Г. Французская романтическая историография. Л., 1956.
  4. Реизов Б. Г. Французский роман XIX в. М., 1969.
  5. Реизов Б. Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. Л., 1958.
  6. Соколова Т. В. Идея времени в поэзии А. де Виньи//Зарубежная литература. Проблемы метода. Вып.1: Мировоззрение и метод. Л., 1979. С.53-66.

Дополнительная

  1. Далин В. М. Историки Франции. М., 1981.
  2. Литвиненко Н. А. «Граница эпох» и французский исторический роман первой половины XIX века//«На границах». Зарубежная литература от средневековья до современности: Сб. ст. М., 2000. С. 45-59.
  3. Зенкин С. Н. Французский романтизм и идея культуры. Неприродность, множественность и относительность в литературе. М., 2002.
  4. Карельский А. В. Метаморфозы Орфея. Беседы по истории западных литератур. Вып. 1: Французская литература XIX века/ Сост. О. Б. Вайнштейн. М.,1998.

Вопросы и задания

1. Прочитайте предисловие к роману «Сен-Мар» и законспектируйте, выделяя основные положения теории исторического романа Виньи по плану:

– определение французских вкусов;

– апелляция к «внутреннему чувству»;

– своеобразие восприятия истории: соотношение факта и морального смысла;

– определение исторической истины и что к ней приводит;

– диалектическое единство истины и вымысла;

– рождение басни и мифа, их роль в общественном сознании;

– задача произведения искусства.

2. Определите характер восприятия А. де Виньи эстетики Вальтера Скотта: что усваивается и что подвергается критике.

3. Проанализируйте высказывание Виньи и определите, в чем, по его мнению, различие точек зрения романиста и историка: «Я попытался определить здесь границы истории и исторического романа, который, на мой взгляд, должен быть ее дополнением. История показывает людям философский смысл и внешний вид событий в их совокупности; исторический роман показывает те же события изнутри, подробно изучая их. Первая оценивает общие следствия игры страстей с точки зрения духовного развития человечества; роман изображает самую борьбу страстей, сплетение их и влияние на современную им эпоху. Чтобы созерцать прошлое, историк, подобно художнику, пишущему панораму, должен взойти на самую высокую точку местности; романист должен спуститься в долину, как жанровый живописец, входить в хижины, отдыхать в тени кустов. Первый будет стоять над веком, который он хочет изобразить во всю высоту современной ему эпохи, второй перенесется в самое сердце этого века и будет жить в нем» (Набросок предисловия к «Сен-Мару» (1828).

4. Определите проблематику романа «Сен-Мар», учитывая высказывания современников Виньи о честолюбии.

– «Честолюбие воодушевляет почти целиком всю нацию. Оно господствует не только среди знатных, но даже среди самых мелких людей, возбуждает людей и зрелого возраста, и стариков, и детей» (анонимный автор);

– «Земледелец – это ничтожество; человек, который обрабатывает землю, строит, трудится и приносит пользу, – ничтожество. Жандарм – это уже нечто; префект – величина; Бонапарт – это все. Вот ступени общественного внимания, лестница уважения; вот почему каждый хочет стать Бонапартом, а если нельзя, то префектом или хотя бы жандармом» (Поль-Луи Курье).

5. Можно ли «Сен-Мар» назвать «романом честолюбия»? Аргументируйте свой ответ примерами из текста.

6. В чем «трагическая вина» Сен-Мара?

7. Прав ли Б. Г. Реизов в своей характеристике заглавного героя романа: «Сен-Мар – это государственный деятель, движимый посторонней целью»? Ответ аргументируйте.

8. Охарактеризуйте поведение Сен-Мара с точки зрения философии эвдемонизма, популярной в XVIII веке. Согласно этой философии, поступок оценивается в зависимости от его практического результата. Моральны те поступки, которые приносят пользу. Моральность поступка являлась дискуссионной и зависела от личности, в принципе свободной от внешних нравственных догм и предоставленной самой себе в выборе поведения.

9. Проследите по тексту этапы нравственного перерождения Сен-Мара. В этой связи особое внимание обратите на диалог героя с отцом Жозефом (гл. «Узники»).

10. Охарактеризуйте образ отца Жозефа и определите его роль в романе.

11. Определите, в чем «трагическая вина» Марии Мантуанской?

12. Почему несчастлив Ришелье?

13.Проанализируйте структуру образов романа с точки зрения иерархии нравственного сознания героев: от полного аморализма до высших форм нравственности.

14. Какова роль автора-рассказчика в романе?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 777; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.20 (0.018 с.)