Коммуникативный аспект культуры речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммуникативный аспект культуры речи



Коммуникативный аспект – это совокупность правил, законов и принципов общения.

Справка

Речевая коммуникация – общение, передача информации при помощи слов, речи

Речевой акт – элементарная единица речевого общения, произнесение говорящим высказывания в ситуации общения

Невербальная коммуникация – передача информации с помощью несловесных символов и знаков.

Коммуникативная неудача – неэффективное общение, в результате которого цель коммуникации не была достигнута.

Коммуникативная позиция – степень авторитетности говорящего в ситуации общения

Коммуникативная ситуация – обстоятельства, в которых происходит общение.

Коммуникативные качества речи – качества, которые влияют на эффективность общения (богатство, чистота, ясность и т.д.)

Законы общения (закон отзеркаливания речевого поведения, закон усиления эмоций, закон «испорченного телефона» и др.)

Принцип коммуникативного сотрудничества (принцип кооперации, по Г.П.Грайсу)

Коммуникативные стратегии (стратегия близости, стратегия отказа от выбора, стратегия отталкивания)

Аргументация – обоснование каких-либо суждений, в котором применяются как логические, так и эмоционально-психологические методы и приемы убеждения. Один из основных способов речевого воздействия.

Упражнения

Задание 1. ТЕСТ «КОММУНИКАБЕЛЬНЫ ЛИ ВЫ?»

На каждый из следующих 16 вопросов необходимо ответить однознач­но: «да», «нет», «иногда».

1. Вам предстоит обычная деловая встреча. Выбивает ли вас из колеи ее ожидание?

2. Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока станет уже невмоготу?

3. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на какую-либо тему на сове­щании, собрании или другом подобном мероприятии?

4. Вам предстоит выехать в командировку в город, где вы никогда не были. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, сказать, который час, и т.д.)?

7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 1000 руб., которые занял несколько месяцев назад?

9. В ресторане либо в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо — промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

10. Оказавшись наедине с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе аэрофлота). Предпочитаете ли вы от­казаться от своего намерения или встанете в очередь?

12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13. У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких «чужих» мнений на этот счет вы не приемлете. Это так?

14. Услышав где-то в «кулуарах» высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать и не вступать в спор?

15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменном виде, чем в устной форме?

 

Подведите итоги.

«Да» — 2 балла, «иногда» — 1 балл, «нет» — 0. Затем общее число бал­лов суммируется и по классификатору определяется, к какой катего­рии людей вы относитесь.

30—32 балла. Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким вам людям нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25—29 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одино­чество, и поэтому у вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необ­ходимость новых контактов если и не ввергает вас в панику, то надолго выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким не­удовольствием, в вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности вы при­обретаете «вдруг» полную коммуникабельность? Стоит только встрях­нуться.

19—24 балла. Вы в известной степени общительны и в незнакомой об­становке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми вы сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

1418 баллов. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любозна­тельны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпе­ливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыль­чивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний. Экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.

913 баллов. Вы общительны. Любопытны, разговорчивы, любите вы­сказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, не отказываете в просьбах, хотя и не всегда може­те их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам не­достает — так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы можете себя за­ставить не отступать.

4—8 баллов. Вы, должно быть, очень общительны, всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие в дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас головную боль. Охотно высказываетесь по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете успешно довести его до конца. По этой причине ру­ководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской. Задумай­тесь над этими фактами!

3 балла и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный харак­тер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совер­шенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете при­чиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для вас. Людям — и на работе, и дома, и вообще повсюду — трудно с вами. Вам нужно поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительнее отно­ситесь к людям. Наконец, подумайте о своем здоровье — такой «стиль» жизни не проходит бесследно.

Задание 2. ТЕСТ «Умеете ли вы слушать и анализировать»

Прослушайте текст один раз оцените следующие за ним утверждения как истинные или ложные.

ТЕКСТ

Торговец только что выключил свет в магазине, когда появился какой-то человек и потребовал денег. Владелец открыл кассу. Содержимое кассы было собрано, и грабитель поспешно скрылся. Полицейский был извещен незамедлительно.

УТВЕРЖДЕНИЯ

1. Человек появился сразу после того, как владелец выключил свет в магазине.

2. Грабитель не требовал денег.

3. Владелец магазина собрал содержимое кассы.

4. В кассе были деньги, но не сказано, сколько.

5. Грабитель потребовал деньги торговца.

6. В событиях принимали участие три человека: владелец магазина, человек, который потребовал денег, и полицейский.

ОТВЕТЫ НА ТЕСТ «ПРОВЕРЬТЕ СВОЮ СПОСОБНОСТЬ СЛУШАТЬ И АНАЛИЗИРОВАТЬ»

1. Ложно, так как «торговец» не обязательно «владелец магазина».

2. Истинно, так как не сказано, что «человек, который потребовал денег» и «грабитель, который поспешно скрылся», — одно и то же лицо.

3. Ложно, так как не сказано, кто именно собрал содержимое кассы.

4. Ложно, так как «содержимое» — не обязательно деньги.

5. Ложно, так как «торговец» не обязательно «владелец магазина».

6. Ложно, так как полицейский был извещен только после грабежа.

Задание 3. Упражнение на развитие коммуникативности «Один против всех». Один из студентов выходит перед аудиторией, другие задают ему любые вопросы. Внимание! Вопросы должны быть тактичными.

Задание 4. Упражнение на развитие коммуникативности «Речь о предмете». Возьмите в руки какой-нибудь предмет (ручку, сотовый телефон, брелок и т.п.), выйдите к столу преподавателя и опишите составные части предмета и принцип работы.

Задание 5. Опишите речевые ситуации и разыграйте в аудитории следующие речевые события (подготовка осуществляется заранее):

а) «шеф – подчиненный: просьба»;

б) «родители – отпрыск: сообщение неприятного известия»

Задание 6. Определите, какие коммуникативные стратегии используют герои в приведенных ниже отрывках. Докажите. Подберите свои примеры использования коммуникативных стратегий из текстов художественной литературы и/или собственных наблюдений.

А. Это была натура рыхлая, ленивая до полного равнодушия к себе и плывшая по течению неизвестно куда и зачем. Куда его вели, туда он и шел. Вели в какой-нибудь притон – он шел, ставили перед ним вино – пил, не ставили не – не пил; бранили при нем жен – он бранил свою, уверяя, что она испортила ему жизнь, а когда хвалили, то он тоже хвалил и искренно говорил: «Я ее, бедную, очень люблю». (А.Чехов. Рассказ неизвестного человека)

Б. С того вечера, как он ее видел в последний раз, она нисколько не изменилась и была все такая же.

- Полина! – сказал он, протягивая к ней обе руки. – Сколько зим! Сколько лет! Если б вы знали, как я рад вас видеть! Милости просим!

Рассудина, не здороваясь, рванула его за руку и, не снимая пальто и шляпы, вошла в кабинет и села.

- Я к вам на одну минуту, - сказала она. – О пустяках мне разговаривать некогда. Извольте сесть и слушать. Рады вы меня видеть или не рады, для меня решительно все равно, так как милостивое внимание ко мне господ мужчин я не ставлю ни в грош. Если же я пришла к вам, то потому, что была сегодня уже в пяти местах и везде получила отказ, между тем дело неотложное. (А.Чехов. Три года)

Задание 7. Выберите одну из предложенных тем и подумайте, что вы можете сказать о них. Стройте рассуждения, пользуясь сопоставлением и антитезой. Регламент пять минут.

Темы: Самолюбие. Современный мужчина. Современная женщина. Интеллигентность. Долг. Труд. Самая важная черта в жизни современного человека. Что в жизни самое главное?

Задание 8. Опишите внешность знакомого вам человека. Постарайтесь дать яркий портрет. Можно выбрать популярного человека или литературного героя и описать его так, чтобы другие узнали.

Задание 9. Используя тропы, составьте самостоятельно рекламу (придумайте текст, подберите и опишите соответствующий видеоряд) для предмета, продукта, который вам активно не нравится или, напротив, нравится.

Задание 10. Подготовьте убеждающую речь, выбрав тему из приведенных ниже или предложив собственную (регламент 5-7 минут, готовится заранее). Письменно сформулируйте основной тезис речи, охарактеризуйте приемы, которые вы применили для убеждения (доказательства от противного, факты, доводы к человеку и т.п.). Особенно интересно и полезно выполнять это упражнение попарно, т.е., когда один человек избирает тактику оппонента, а другой – пропонента.

Темы: Можно ли убедить дурака?

Лучшее изобретение человечества.

Учиться всегда пригодится.

Ученый и бизнесмен: почему во всем мире первый зарабатывает меньше?

Выгодно ли быть хорошим?

Посмотрите этот фильм.

Прочитайте эту книгу.

Самое главное для нашей страны сейчас – это…

Задание 11. Прочитайте рассказ В.Шукшина «Срезал» и постарайтесь определить, какие уловки и приемы использует в споре его герой, Глеб Капустин, какую тактику он проводит и как можно квалифицировать такой спор. Текст см. в Приложении.

Задание 12. Изобразите с помощью пантомимы следующие мини-сцены: ловля рыбы на удочку, ожидание приятеля на остановке, плохой билет на экзамене и т.д. Возьмите фразу, например «Это муха!», и изобразите пантомимически, какие ситуации могут ею заканчиваться. В конце пантомимы фраза произносится вслух.

Задание 13. Используя прием-топ «целое – части», составьте речь-описание своей комнаты. Детали должны отражать характер хозяина.

Задание 14. Опишите жизнь бабочки с точки зрения ее самой. Используйте в речи общие места (топы): «определение», «род и вид», «разновидности», «целое и часть». Заранее письменно составьте схему вашей речи.

Задание 15. Какой закон общения обыгран в следующем тексте:

Если вас по телефону

Обозвали дураком

И не стали ждать ответа,

Бросив трубку на рычаг,

Наберите быстро номер

Из любых случайных цифр

И тому, кто снимет трубку,

Сообщите – «сам дурак».( Г.Остер)

Задание 16. Воспользуйтесь законом отзеркаливания и вежливо, развернуто отзеркальте:

Сегодня я с таким трудом добрался до работы!

Мой младший брат совсем отбился от рук.

Как все стало дорого!

Скоро каникулы.

Вы такой интересный собеседник.

Задание 17. Прочитайте речь О.Бендера во время автопробега. Какие законы учитывает в своем выступлении О.Бендер?

Председатель комиссии по встрече автопробега протянул в своей приветственной речи такую длинную цепь придаточных предложений, что не мог из них выбраться в течение получаса…

- Я рад, товарищи, - заявил Остап в ответной речи, - нарушить автомобильной сиреной патриархальную тишину города Удоева. Автомобиль, товарищи, не роскошь, а средство передвижения. Железный конь идет на смену крестьянской лошадке. Наладим серийное производство советских автомашин. Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству. Я кончаю, товарищи. Предварительно закусив, мы продолжим наш далекий путь. (И.Ильф, Е.Петров. Золотой теленок)

Задание 18. Какие законы общения иллюстрируют следующие русские пословицы?

Плохие вести не лежат на месте.

Не выругавшись, дело не сделаешь.

Утро вечера мудренее.

Доброе слово и кошке приятно.

Говорить беда, а молчать другая.

Сядем рядком, поговорим ладком.

Попробуйте проиллюстрировать другими пословицами известные вам законы.

Задание 19. Смягчите категоричность высказываний:

В таком виде нельзя приходить на работу.

Нельзя постоянно опаздывать.

Она никогда никому не помогает.

Он абсолютно лысый.

Он нахал.

В этой группе учатся одни дураки.

Он ее терпеть не может.

Она невкусно готовит.

Я не хочу это делать.

Задание 20. Продемонстрируйте разные способы речевого воздействия и обоснуйте их эффективность в следующих ситуациях:

а) вы просите родителей купить новый сотовый телефон;

б) вы просите переселить из вашей комнаты в комнату бабушки младшего брата/сестру;

в) вы приглашаете знакомого пойти с вами в кино, а он не горит желанием.

Задание 21. Вам надо написать в газету о враче, лечащем нетрадиционными методами. Ваша цель – привлечь пациентов к практике этого врача. Предложите основные доводы, композицию и заголовок статьи.

Задание 22. Объясните смысл устойчивых сочетаний, распределите их по группам: 1) относящиеся к жестам; 2) относящиеся к мимике; 3) относящиеся к позам.

Стоять фертом; разводить руками; показать нос; строить глазки; смотреть, открыв рот; заглядывать в глаза; чесать затылок; повесить нос; превратиться в слух.

Задание 23. Передайте невербальными средствами следующие смыслы:

Не знаю; надо подумать; рад встрече; давайте встретимся; что вам от меня нужно; я готов к разговору; я сейчас не готов к разговору; я хочу есть и пить;я не хочу есть; у меня все хорошо; помогите!

Задание 24. Опишите и продемонстрируйте жесты, выражающие удовольствие, радость, печаль, растерянность, неуверенность.

Задание 25. Опишите, как, по-вашему, выглядят позы:

1) нерешительности; 2) самодовольства; 3) готовности к диалогу; 4) готовности слушать.

Задание 26. Подготовьте устное публичное выступление (длительность 7-10 минут), оцените его и выступление своих товарищей по следующей схеме:

1. Содержание речи:

а) соответствие теме;

б) логичность изложения;

в) информативность речи;

г) конкретность речи (примеры; отбор лексики).

2. Коммуникативные качества речи:

а) точность словоупотребления;

б) понятность речи;

в) богатство речи (лексика, синонимы, антонимы, стилистическое многообразие, игра слов и т.д.);

г) правильность речи (речевые ошибки);

д) чистота речи (слова-паразиты);

е) соблюдение принципов близости, ориентации адресата, эмоциональности речи.

3. Поведение оратора (говорящего):

а) поза;

б) жесты;

в) мимика;

г) признаки волнения, манеризмы;

д) контакт с аудиторией (зрительный, голосовой, искренность, дружелюбие);

е) внешний вид.

Примечание. Для удобства перечисленные параметры можно поместить в таблицу с количеством граф, равных количеству выступающих. Для выявления лучшего оратора можно каждый параметр оценивать по пятибалльной шкале с последующим подведение итогов.

Задание 27. Приготовьте реферат по предложенным темам в рамках курса «Русский язык и культура речи», оформив его как письменную научную работу.

Задание 28. Составьте резюме с целью поступления на работу, пользуясь следующими рекомендациями.

Содержание резюме

1. Заголовок: фамилия, имя, отчество (не употребляйте слово «резюме» в заголовке)

2. Цель в поиске работы: какую работу вы можете и хотите делать.

3. Основные личные данные: точный адрес с почтовым индексом, номер телефона, семейное положение.

4. Опыт работы: в хронологическом порядке (как правило, обратном, начиная с последнего места работы) перечислить места работы с указанием дат и занимаемых должностей. (Для выпускников - краткие сведения о практике на предприятии с описанием знаний и навыков, которые приобретены в процессе стажировки, подчеркнуть свои достижения)

5. Образование: укажите названия учебных заведений полностью, а не аббревиатуру, время учебы.

6. Дополнительная информация: сведения, подчеркивающие ваши сильные стороны профессиональные и личностные: знание иностранных языков, компьютерная грамотность, наличие водительских прав, аккуратность, тщательность и внимательность при работе с документами и т.п.

Задание 29. Составьте заявление от своего имени с просьбой о материальной помощи, о приеме на работу, о предоставлении каких-либо льгот.

Задание 30. Чем вызвано нарушение смысловой точности высказывания в приведенных ниже фрагментах деловых посланий? Отредактируйте предложения.

1. Эти данные позволили автору основать следующие выводы. 2. Стала очевидной нетождественность замыслов программы социальным условиям жизни. 3.Необходимо еще раз обсчитать все данные. 4. Мне было отказано под благоприятным предлогом. 5. Был провозглашен приговор суда. 6. Это достигалось самыми неугодными средствами. 7. В фирме возникло нестерпимое положение.

Проверочные тесты

Вариант 1.

1. Умение добиваться поставленной цели, используя все языковые возможности – это:

а) этический аспект речевой культуры;

б) коммуникативный аспект речевой культуры;

в) нормативный аспект речевой культуры;

г) эффективный аспект речевой культуры.

 

2. Основным принципом современной риторики является:

а) принцип договорности;

б) принцип невмешательства;

в) принцип коммуникативного сотрудничества;

г) принцип эффективности.

 

3. Основной функцией публицистического стиля является:

а) коммуникативная функция;

б) модальная функция;

в) эстетическая функция;

г) информативная функция.

 

4. Письменные деловые тексты создаются:

а) с помощью типовых модулей;

б) в произвольном порядке;

в) исходя из намерений пишущего;

г) с привлечением творческих способностей автора.

 

5. Отличительным признаком устной спонтанной речи является:

а) возможность редактирования порождаемых текстов;

б) одновременность производства речи с моментом говорения;

в) отсутствие речевых ошибок;

г) наличие письменной формы существования.

 

6. В процессе общения люди используют три группы сигналов. Исключите лишний вариант.

а) вербальные;

б) невербальные;

в) экстралингвистические;

г) паралингвистические.

 

7. Кинесика – это:

а) характеристика голоса;

б) темп речи;

в) жесты и мимика;

г) интонация.

 

8. Открытые вопросы – это:

а) вопросы, предполагающие однозначный ответ;

б) вопросы, предполагающие развернутый ответ;

в) вопросы, не предполагающие ответа, так как он известен заранее;

г) вопросы, предвосхищающие вывод.

 

9. Унификация - это:

а) авторское оформление каждого документа, отражающего уникальность ситуации общения;

б) следование лексическим и грамматическим законам русского языка в оформлении документов;

в) единообразие текстов официально-делового стиля по составу и оформлению;

г) следование положениям лингвистических школ, отраженных в грамматиках.

 

10.Тезис, аргумент, вывод – это компоненты текста:

а) описания;

б) повествования;

г) рассуждения;

д) доказательства.

Вариант 2.

1. Речевая коммуникация – это:

а) передача информации на расстоянии;

б) процесс общения;

в) обмен сведениями в какой-либо области;

г) жесты и поза говорящего.

 

2. Из характеристик устной спонтанной речи исключите лишнее:

а) ситуативная обусловленность;

б) политематичность;

в) предварительное обдумывание высказывания;

г) эмоциональность, экспрессивность.

 

3. В основе разделения аргументов «по существу» и «к человеку» лежит:

а) количество используемых аргументов;

б) истинность или ложность аргументов;

в) характер воздействия на человека (на его разум или эмоции);

г) характеристика аудитории.

 

4. Дедуктивное рассуждение – это рассуждение:

а) от общего к частному;

б) от частного к общему;

в) рассуждение по аналогии;

г) рассуждение с дефиницией.

 

5. Определите тип речи жанра «выступление на митинге»:

а) этикетная;

б) развлекательная;

в) убеждающая;

г) информационная.

 

6. Какой максиме общения соответствует правило: «Отстраняй от себя похвалы!»

а) максиме такта;

б) максиме великодушия;

в) максиме согласия;

г) максиме скромности.

 

7. К логическим уловкам в споре не относится:

а) подмена тезиса;

б) предвосхищение основания;

в) замена основания;

г) порочный круг в доказательстве.

 

8. Для более точного выражения мысли в устной научной речи употребляют «цепочки»:

а) антонимов;

б) агнонимов;

в) синонимов;

г) омонимов.

 

9. В процессе коммуникации одинаково важны:

а) говорение;

б) слушание;

в) говорение и слушание;

г) слух и зрение.

 

10. Самым эффективным средством контроля над речевой агрессией является:

а) игнорирование грубости и бестактности;

б) открытое словесное порицание;

в) шутка;

г) убеждение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1095; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.108 (0.176 с.)