Тема 1. Психолингвистика как наука 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Психолингвистика как наука



1. Выберите правильный вариант:

а) психолингвистика (ПЛ) изучает процессы речепорождения;

б) ПЛ изучает человеческий фактор в языке и речи;

в) ПЛ изучает процессы кодирования и декодирования речи в их соотно­
шении с языковой системой и с личностью человека.

2. Заполните таблицу «Объект и предмет изучения языкознания, психо-

логии и психолингвистики»

 

  Языкознание Психология Психолингвистика
Объект изучения      
Предмет изучения      

3. Укажите, с какими науками тесно связана ПЛ.

ПЛ находится в тесных контактах с нейролингвистикой, когнитивной психологией, когнитологией, информатикой,теорией и практикой искусственного интеллекта, социальной психологией, социолингвистикой, прагмалингвистикой, анализом дискурса.

 

4. Найдите ошибки в определениях:

а) язык - система знаков;

б) речь - проявление языка в действии; процесс и результат говорения

в) речевая деятельность - результат речи; процесс говорения и понимания

г) речевая организация - организация речевого процесса; речевой механизм человека;

д) языковой материал - результат речевой деятельности.

5. Перечислите основные проблемы психолингвистики.

психолингвистические единицы восприятия речи, этапы порождения и понимания речевого высказывания, обучение языку, речевое воспитание дошкольников и вопросы логопедии, клиника центрально-мозговых речевых нарушений, диагностика нервных заболеваний на основе наблюдений над речью, проблемы речевого воздействия (пропаганда, деятельность средств массовой информации, реклама), лингвистические аспекты авиационной и космической психологии, а также судебной психологии и криминалистики, вопросы организации внутреннего лексикона человека, проблемы машинного перевода, проблемы диалога человека и компьютера, автоматическая обработка текста, информатика, теория и практика искусственного интеллекта.

.


И.Н. Кавинкина. Психолингвистика

6. Укажите, где могут применяться результаты психолингвистических исследований.

Например, в политической социологии, где психолингвистическая экспертиза содержания текстов может выявить отрицательно выраженные эмоциональные характеристики текста, негативно влияющие на восприятие электоратом кандидатов, и, соответственно, своевременно принять меры по их устранению; для бесконтактной психологической диагностики политических субъектов, с перспективой утилизации полученного знания в целях эффективного хода избирательной кампании.

В криминалистике, где, например, письменные и устные сообщения изучаются с помощью аналитических психолингвистических методов в целях установления признаков, указывающих на происхождение, среду обитания, психолингвистические и иные черты личности источников речевой активности (преступников). Полученные результаты позволяют построить поисковый психолингвистический портрет неизвестного автора письменного текста или звуковой информации, который может содержать данные о возрастной и половой принадлежности, образовательном уровне, географической и этнической среде, роде занятий устанавливаемого лица.

И др.

7. Опишите факторы, влияющие на психолингвистический анализ языка и речи.

8. Продолжите высказывания Л.В. Щербы об эксперименте:

а) «Выводить языковую систему можно из________________________

___________________________________________________________________________».

б) «Исследователь должен исходить из___________________________

___________________________________________________________________________».

в) «Эксперимент может иметь как___________________________

так и__________________________________________________________

____________________________________________________ результат».

г) «Сделав какое-либо предположение,___________________________

следует попробовать,_____________________________________________

___________________________________________________________________________».

д) «Эксперимент позволяет____________________________________

___________________________________________________________________________».

9. Приведите аргументы в пользу принципа эксперимента в ПЛ.

 

позволяет глубже проникнуть в понимание речевой деятельности

позволяет проверить выводимые учеными языковые правила


Тема 1. Психолингвистика как наука

10. Проанализируйте характеристику речевой организации человека и речевой деятельности, предложенную Л.В. Щербой (см. приложение 1). Объ­ясните, как осуществляется взаимодействие

а) между процессом и продуктом:

б) между индивидуумом и социумом:

11. Укажите основные требования к взаимодействию теории и практики ПЛ исследований.

12*. Докажите, что эксперимент является «душой ПЛ».


Тема 2. ОСНОВЫ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ

1. Выберите правильный вариант:

а) термин ПЛ ввел в научный обиход Ч. Осгуд;

б) монография «ПЛ. Обзор теории и исследования проблем» - первое за­
конченное учение о ПЛ как науке;

в) теоретическое основание ПЛ исследований можно найти в работах
нейролингвистов, физиологов, психологов XIX века.

2. Продолжите заполнение таблицы «Периоды развития ПЛ».

 

Дата Наименование периода
  до середины ХХ в. «подготовительный», т.к. зарождались предпосылки возникновения ПЛ в психологических и лингвистических публикациях в разных странах
  50 - 70 гг. XX в. оформление ПЛ как самостоятельной области научного исследования
  с 80-х гг. ХХ в. появление фундаментальных исследований в ПЛ, появление разделов ПЛ

3. Установите соответствие «Ученые и их идеи о языке и речи».

 

Ученые Идеи
1. Л. Витгенштейн А. Язык в своих взаимозависимых связях есть создание народного язы­кового сознания.
2. Дж. Миллер Б. Границы моего сознания очерчены моим языком.
3. Л. Блумфилд В. Порождение речи определяется характером планируемого поведе­ния, а не системой ассоциативных связей.
4. В. Гумбольдт Г. Речь является средством решения практических задач и ее основная функция - регуляция деятельности человека.
5. Б. де Куртенэ Д. Существуют не какие-то витающие в воздухе языки, а люди, одарен­ные языковым мышлением.

Ответ: 1___, 2__, 3___, 4___, 5

4. Найдите ошибки в высказываниях:

а) выделяют 4 источника американской ПЛ;

б) исследование того, как усваивается язык, дает возможность постичь
языковые универсалии;

в) Н. Хомский выделяет языковую способность и языковую компетенцию;

г) Р. Румметфейт подчеркивает, что необходимо изучать тексты, а не ре­
чевые акты людей.

-8-


Тема 2. Основы психолингвистики

5. Дайте определение следующим понятиям:
а) когнитивная ПЛ -____________________

направление в ПЛ, где язык рассматривается как средство познания, как результат и инструмент познавательной деятельности человека.

б) механизм вероятностного прогнозирования -

Человек в своей речевой деятельности прогнозирует будущее, к

которому он хочет прийти (наличие в языке глаголов буд. времени,

начиная строить фразу, мы уже приблизительно знаем, о чем хотим

сказать и какими языковыми средствами это выразить)

в) кодирование речи -

то, как интенции говорящих преобразуются в сигналы принятого в некоторой культуре кода.

г) трансформационно-генеративная теория –

Н.Хомский полагал, что в основе механизма порождения фраз лежит перевод глубинных структур в поверхностные. Глубинная структура формирует смысл предложения, а поверхностная – является звуковым воплощением этого смысла.

д) восприятие речи –

проникновение в лежащий за знаковой формой речи смысл.

6. Составьте таблицу «Истоки отечественной ПЛ».

 

Истоки Основные положения
   
   
   

7. Опишите основные постулаты Московской ПЛ школы: 1.

2.

3.


И.Н. Кавинкина. Психолингвистика

4.

5.

8. Установите последовательность этапов порождения сообщения (по
модели Леонтьева-Ахутиной)

1) механизм конструирования высказывания;

2) внутреннее программирование;

3) грамматико-семантическая реализация. Ответ:,,.

9. Раскройте суть концепции Сибеока-Осгуда.

10. Осветите стохастическую модель производства речи.

-10-


Тема 2. Основы психолингвистики

11. Согласны ли вы, что в соответствии с моделью непосредственно со­ставляющих речь человека строится на основании ядерных структур (S - Р)? Аргументируйте свой ответ.

Нет, т.к. в одинаковых по форме фразах могут быть различны синтаксические структуры, и в подобных случаях данная модель не работает. То же может относиться и к сочинительным конструкциям. При анализе по НС многие особенности структуры фразы выявить невозможно.

 

 

12. Восстановите схему преобразования глубинной структуры в поверх­ностную (по Н. Хомскому).


рабочие


строят


 


молодые


строят


быстро

мно­гоэтаж­ный

очень

13. Перечислите основные правила перехода глубинной структуры в по­верхностную, введенные Н. Хомским:

1.

-11-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.106.69 (0.025 с.)