Матрица профессиографического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Матрица профессиографического исследования



(деятельностный подход)

Задание 10: Используя должностную инструкцию специалиста по персоналу, опишите заданную профессию по приведенной схеме.

 

Название должности: ______________________________________________________

1. Описание перечня обязанностей

Цель деятельности (что в итоге должно получиться?)________________________

________________________________________________________________________

 

Задачи деятельности специалиста или обязанности по должностной инструкции (что должен делать?) ___________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для решения этих задач специалист должен:

- собирать информацию о _________________________________________________ ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

- передавать информацию _______________________________________, в том числе с помощью современных технических средств ________________________________

- анализировать информацию о _____________________________________________

________________________________________________________________________

- преобразовывать информацию (разрабатывать проекты, решения и т.п.) _________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

- составлять документы ___________________________________________________

________________________________________________________________________

- устанавливать контакты со специалистами:

- внутри организации ________________________________________________

- с внешними организациями __________________________________________

- осуществлять совместную деятельность со специалистами:

- внутри организации _________________________________________________

- со специалистами внешних организаций ________________________________

- отстаивать свою точку зрения перед аудиторией _____________________________

 

Операциональная составляющая деятельности.

Описание выполняемых действий и используемых в связи с этим средств деятельности (например, сбор информации может осуществляться на основе имеющейся по конкретному вопросу нормативной документации, литературе или с помощью информационных систем, обработки входящей корреспонденции, публикаций в средствах массовой информации и т.п.). ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечень конкретных навыков, умений, знаний, необходимых для выполнения работы:

□ пользование информационными системами

□ работа с использованием оргтехники

□ умения, связанные с делопроизводством

□ навыки делового общения

□ другие (перечислить, какие):

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

□ знание документов (перечислить основные):

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

□ знание процедур (перечислить, какие):

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Организационные основы деятельности.

Режим работы _____________________________________________________

 

Работа:

□ в одном помещении

□ в одном здании

□ на разных территориях

1.4.3 Перед кем и за что отвечает:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.4.4 Имеются ли в подчинении исполнители (их количество) __________________

1.4.5 Форма оплаты труда и материального поощрения

_____________________________________________________________________________

1.4.6 Степень самостоятельности в постановке производных целей (самостоятельность в определении целей собственной деятельности):

□ сам определяет

□ большей частью

□ иногда

□ никогда

1.4.9 Степень делегирования специалисту основных управленческих функций в общей структуре деятельности

  Не имеет подобных полномочий Частично В полном объеме
Планирование собственной деятельности      
Планирование работы коллектива      
Организация собственной деятельности      
Организация деятельности коллектива      
Контроль результатов собственной деятельности      
Контроль результатов деятельности других членов коллектива      
Отсутствует/незначительная/высокая степень координированности собственной деятельности с другими      

 

1.4.7 Степень самостоятельности в принятии решений:

□ в отношении всех проблем в рамках своей компетенции

□ в отношении большей части проблем

□ иногда

□ никогда

 

2. Требования к некоторым психическим процессам.

Работа предполагает:

□ частую смену видов деятельности,

□ частую смену объектов деятельности

□ высокую концентрацию внимания

□ темп деятельности (высокий, средний, низкий)

□ деятельность в условиях неопределенности в отношении условий, задач, способов, средств их решения:

□ требует кратковременного запоминания информации

□ требует долговременного запоминания информации (в значительных/средних/незначительных объемах)

  • оперативное воспроизведение информации

□ по широкому кругу вопросов

□ по ограниченному кругу вопросов

□ по узкому кругу вопросов

  • волевую регуляцию эмоционального состояния:

□ часто

□ иногда

□ редко

  • деятельность при возможности санкций со стороны партнеров по взаимодействию

□ при наличии принципиальных противоречий

□ при возникновении даже незначительных трений

  • типичные противоречия при взаимодействии по

□ вертикали

□ горизонтали

  • стандартизованность решаемых задач

□ высокая

□ средняя

□ низкая

 

Ошибка при выполнении профессиональных обязанностей выявляется:

□ легко и сразу

□ выявление затруднено

□ имеет отдаленные последствия

 

Ошибка при выполнении профессиональных обязанностей имеет, как правило:

□ значительные социальные последствия

□ ограниченные социальные последствия

□ особых последствий не имеет

□ как когда

 

Работа осуществляется в условиях, препятствующих концентрации внимания часто/редко/никогда

 

Работа осуществляется в условиях, провоцирующих перевозбуждение часто/редко/никогда

 

Профессиональные задачи осуществляются на воне противодействия других людей часто/редко/никогда

 

3. Профессиональная подготовка

Требования к уровню профессиональной подготовки

_____________________________________________________________________________

Формы профессиональной подготовки

_____________________________________________________________________________

Возможности и формы повышения квалификации

_____________________________________________________________________________

Дополнительные замечания

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Фрагмент профессиограммы начальника отдела кадров (аналитический подход)

Операционно-технологическая структура труда Психологическая структура деятельности субъекта труда
Техноло- гические действия Технологические операции (этапы выполнения действий) Нормативно-ориентирующие признаки исполнения профессиональных действий (что должен знать для выполнения операций и действий) Цели действий Психологи- ческая характерис-тика действий Психические и психофизиологические процессы; ПВК, обеспечивающие их протекание (какие качества необходимы для выполнения операций и действий)  
  Прием на работу   Изучить документы поступающего на работу   Нормативы: юридические, медицинские, квалификационные     Оценить Когнитив- ные (сопостав-ление) Мышление репродуктивное, словесно-логическое, невербальное; зрительное восприятие, оперативная и долговременная память, устойчивое внимание
    Выяснить причины поступления и пожелания поступающего на работу   Интересы, личные профессиональные планы, общая и специальная подготовка, информированность о профессиях или профессии, социальное или семейное положение   Познать Коммуника-тивные (побуждение к общению) Общение: речь, словесно-логическое мышление, социальное восприятие, устойчивое, избирательное внимание, эмпатия, эмоционально-волевая устойчивость
Когнитив-ные (обобщение) Мышление продуктивное, словесно-логическое, невербальное; оперативная, образная память
    Выделить конкретный трудовой пост для поступающего на работу Нормативы: социально-экономические, соц.-правовые, социально-психологические и микроклиматические условия труда, планы комплектования предприятия кадрами; данные поступающего: возраст, пол, здоровье, профессиональная подготовка   Спрогно-зировать     Когнитив-ные (обобщение) Мышление продуктивное, словесно-логическое, образное; внимание избирательное; память долговременная, образная, оперативная; эмоционально-волевая устойчивость
Познакомить поступающего на работу с функциями, правилами, правами и перспективами профессии Должностные инструкции, условия оплаты труда, перспективные планы развития данной профессии, специальности   Инфор-мировать Коммуника-тивные (побуждение к действию) Общение: речь, социальное восприятие; устойчивое, избирательное внимание; мышление продуктивное, словесно-логическое, наглядно-действенное; эмпатия

Задание 11: Выберите из должностной инструкции три любые функции специалиста и по аналогии разработайте фрагмент аналитической профессиограммы.

Операционно-технологическая структура труда Психологическая структура деятельности субъекта труда
Техноло- гические действия Технологические операции Нормативно-ориентирующие признаки исполнения профессиональных действий Цели действий Психологич характерис-тика действий Психические и психофизиологические процессы; ПВК, обеспечивающие их протекание
             
           

Задание 12: С равните профили успешных профессионалов. Какие качества являются профессионально важными для различных типов профессий? Сопоставьте свои результаты по тесту Кеттелла с требованиям должности к компетенциям работника в проекции 16 факторов личности (см. след. таблицу). Какие ваши личностные качества способствуют эффективному выполнению профессиональной деятельности? Какие качества могут провоцировать возникновение затруднений при решении профессиональных задач?

 

 

Фактор Название фактора Профили успешных профессионалов Личный результат Качества, соответствующие высокой оценке (8-10 стенов) Качества, соответствующие низкой оценке (1-3 стена)
Ч-Т Ч-З Ч-П Ч-ХО
A Отзывчивость/ отчужденность 6,2 5,4 5,7 6,4   Общительный, добродушный, сердечный, гибкий Замкнутый, отчужденный, безразличный, ригидный
B Интеллект 6,0 8,8 5,8 7, 5   Сообразительный, абстрактно мыслящий Глупый, конкретно мыслящий, малообразованный
C Эмоциональная устойчивость 5,8 4,9 5,5 4,6   Зрелый, реалистичный, спокойный, устойчивый Неустойчивый, нереалистичный, тревожный
E Доминантность/ подчиненность 5,7 3,5 6,0 6,1   Независимый, уверенный, конкурирующий, упрямый Покорный, робкий, застенчивый, осторожный
F Беспечность/ рассудительность 3,9 2,8 3,5 3,8   Беззаботность, живость, доверчивость Серьезность, молчаливость, озабоченность
G Сознательность/ безответственность 6,4 7,7 6,2 6,1   Обязательный, совестливый, ответственный Нерадивый, непостоянный, небрежный, аморальный
H Смелость/ робость 5,8 5,0 6,4 5,9   Предприимчивый, раскованный, общительный Неуверенный, замкнутый, испытывающий страхи
I Мягкосердечность/ жесткость 5,7 5,0 5,6 7,6   Сентиментальный, эмоциональный, чувствительный Рациональный, суровый, действует по логике
L Подозрительность/ доверчивость 4,2 5,8 5,5 7,4   Недоверчивый, ревнивый, раздражительный Доверчивый, уступчивый, покладистый, терпимый
M Мечтательность/ практичность 4,3 5,1 4,3 5,8   Творческий, артистичный, погруженный в себя Здравомыслящий, приземленный, без воображения
N Дипломатичность/ прямолинейность 5,3 5,5 4,8 4,7   Проницательность, точный ум, социально опытный Наивный, социально неуклюжий
O Ранимость/ самоуверенность 6,1 6,5 6,3 7,4   Чувствительный к замечаниям и порицаниям Самодовольный, безмятежный, самонадеянный
Q1 Радикализм/ консерватизм 6,3 6,5 6,3 7,3   Вольнодумный, либеральный, широта взглядов Уважающий традиции, жесткость установок
Q2 Самодостаточность/ конформизм 6,5 6,8 5,6 7,2   Самостоятельность, независимость решений и поведения Зависимость от группы, следование за другими
Q3 Контроль желаний/ импульсивность 7,3 8,3 5,0 7,5   Высокий самоконтроль поведения и эмоций Низкий самоконтроль, потворствование побуждениям
Q4 Напряженность/ расслабленность 5,3 5,8   7,0   Возбужденность, утомленность, фрустрированность Расслабленность, слабость побуждений и желаний

 

Требования должности к компетенциям работника в «проекции» 16 факторов личности

КОМПЕТЕНЦИЯ «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ»
  В Уровень мышления для решения задач М Широта мышления Q1 Готовность к изменениям
  Уровень, достаточный для понимания задач и инструкций. Ручной труд Решение практических задач по шаблону. Решения однозначны Работа в условиях следования правилам, технологиям и бюрократическим предписаниям; использование узкого опыта; рутина
  Конкретное мышление, способность решать простые обыденные задачи, способность излагать мысли устно и письменно. Техническая работа Решение простых стандартных задач на практике, требующее конкретных знаний, применения алгоритмов и схем Работа в условиях следования основным правилам и технологиям. Достаточно накопленного опыта
  Глубина мышления достаточная для решения большинства практических задач, способность делать выводы и излагать мысли устно. Производственная деятельность Решение обыденных задач на практике с применением анализа и обобщения, формулирование выводов Работа по правилам, под руководством. Готовность к нечастым изменениям в условиях выполняемой работы
  Умение анализировать и обобщать, глубина мышления достаточна для решения большинства производственных и управленческих задач, хорошая обучаемость, профессиональное умение излагать мысли устно и письменно. Информационно-аналитическая деятельность Решение новых задач, требующее применения новых методов и алгоритмов; применение анализа и обобщения; прогнозирование и выводы; поиск новых решений и подходов Работа в условиях отсутствия устоявшихся принципов, правил и установок, в обстановке изменений, реформ и нововведений
  Абстрактное и глубокое мышление, способность эффективно решать сложные задачи, создавать новое знание. Научная деятельность   Абстрактное мышление; создание новых знаний, предметов творчества, решение научных задач, практическое применение которых неочевидно Требование радикальных решений, реформ и нововведений. Задачи, предусматривающие изменение старых устоявшихся взглядов, правил и принципов
КОМПЕТЕНЦИЯ «УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ/ ЛЮДЬМИ»
  Е Уровень воздействия/лидерства L Контроль входящей информации Q2 Самостоятельность принятия решений
  Полная подчиняемость и исполнительность без влияния на процесс Получение информации без оценки и входного контроля. Контроль общий, отсутствует внимание к деталям Работа в команде. Зависимость от членов группы
  Управляемость в целом при сохранении самостоятельности влияния на процесс Слабый контроль получаемой информации. Отслеживание основных деталей. Общий контроль Работа в команде с элементами самостоятельной работы. Принятие согласованных решений
  Руководство нижнего уровня, сопровождение, принятие решений в рамках технологий Обычный контроль получаемой информации, общая проверка и отслеживание ситуации Работа, не требующая согласованности с членами группы и предполагающая самостоятельность
  Руководство среднего уровня, лидерство, самостоятельное принятие решений Контроль получаемой информации. Проверка. Отслеживание основных деталей. Внимание сконцентрированное Самостоятельный участок. Самостоятельность действий и оценок
  Руководство высокого уровня, лидерство, активное отстаивание позиции, самостоятельное принятие решений и мотивация группы Тщательный контроль получаемой информации. Перепроверка. Максимальное внимание к мельчайшим деталям Самостоятельная работа, работа вне команды, в одиночку. Независимость решений от действий и мнений окружающих
КОМПЕТЕНЦИЯ «КОММУНИКАЦИИ»
  А Глубина коммуникаций Н Активность коммуникаций N Внешние коммуникации
  Работа, не предполагающая контактов, или формальные контакты – в рамках общепринятого Коммуникации пассивные: получение и передача стандартной информации по запросу или коммуникации, строго ограниченные рамками технологического процесса или общепринятыми нормами общения (справочная, работа с БД) Коммуникации внутри организации в рамках обеспечения технологий, запросы и ответы на запросы. Коммуникации на уровне технологий и правил
  Взаимодействие с людьми с целью обеспечения технологии работы Коммуникации преимущественно пассивные: получение и передача нестандартной информации, коммуникации, связанные с уточнением запроса или ограниченные определенными формальными рамками (колл-центр, секретариат) Коммуникации внутри организации в рамках обеспечения технологий, уточнение запроса, ответы на разные запросы. Коммуникации на уровне норм общения
  Взаимодействие с целью обеспечения технологий Коммуникации предполагают воздействие на собеседника (аудиторию) для получения или передачи необходимой информации, не строго ограниченные рамками технологического процесса (лекция, презентация, интервью, управление процессом) Коммуникации внешние и внутренние, не ограниченные рамками технологий, с применением различных техник общения для уточнения потребностей, выбор ответов на запросы для решения большинства коммуникативных задач
  Взаимодействие с людьми, частые контакты, обслуживание, высокая коммуникативная нагрузка Коммуникации предполагают активное воздействие на людей для получения или передачи сложной информации, определяются изменяющимися условиями взаимодействия Коммуникации преимущественно внешние. Понимание мотивов людей. Решение коммуникативных задач в условиях противодействия
  Задачи, предусматривающие тесные взаимоотношения с людьми, глубокие и частые контакты, устойчивость к критике и конфликтам. Требуется толерантность к коммуникативной нагрузке, терпимость к критике Коммуникации активные, направленные на изменение поведения, не ограниченные какими-либо рамками Коммуникации внешние. Применение широкого спектра средств общения, понимание мотивов людей для управления поведением. Разрешение конфликтов

ВЫВОД: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.35 (0.03 с.)