Результаты освоения ООП определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
Полный состав обязательных общекультурных и общепрофессиональных компетенций выпускника по направлению 131000 "Нефтегазовое дело", профилю подготовки «Эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти» (с краткой характеристикой каждой из них) как совокупный ожидаемый результат образования по завершении освоения ООП ПВО представлен в таблице.
Коды
| Наименование компетенции
| Краткое содержание компетенции
|
ОК-1
| обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути ее достижения
| Понимать смысл, интерпретировать и комментировать получаемую информацию. Собирать и систематизировать разнообразную информацию из многочисленных источников. На основе собранной информации выявлять тенденции, вскрывать причинно-следственные связи, определять цели, выбирать средства, выдвигать гипотезы и идеи.
|
ОК-2
| быть готовым к категориальному видению мира, уметь дифференцировать различные формы его освоения
| Понимать основные категории и законы развития природы, общества и мышления и оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности. Определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве.
|
ОК-3
| логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
| Способность и готовность выпускника к речевому общению в профессиональной (учебно-профессиональной) и официально- деловой сферах с соблюдением всех норм речевой коммуникации: излагать устно и письменно результаты своей учебной и исследовательской работы; представлять себя, свой вуз, регион, страну; заполнять анкеты, составлять заявления, резюме, письма и другие тексты официально-делового стиля; иметь навыки межличностной и групповой коммуникации, публичных выступлений, уметь задавать вопросы, корректно вести диалог, участвовать в дискуссии.
|
ОК-4
| быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе
| Способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп; иметь навыки совместной деятельности в группе, умения находить общие цели, вносить вклад в общее дело.
|
ОК-5
| вести переговоры, устанавливать контакты, урегулировать конфликты
| Быть способным справляться с разнообразием мнений, разногласиями и конфликтами, принимать во внимание взгляды других людей, уметь договариваться и находить компромиссы.
|
ОК-6
| проявлять инициативу, находить организационно- управленческие решения и нести за них ответственность
| Готовность искать нестандартные решения, участвовать в принятии решений, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целей, быть готовым разрешать сложные, конфликтные или непредсказуемые ситуации.
|
ОК-7
| использовать нормативные правовые документы в своей деятельности
| Иметь представления о системе российского права; понимать значение законности и правопорядка в современном обществе, особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Уметь при необходимости использовать законодательные и нормативно-правовые акты в области горного, экологического, трудового, административного, уголовного, гражданского и семейного права.
|
ОК-8
| осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни на основе принятых в обществе моральных и правовых норм
| Критически рассматривать тот или иной аспект развития общества, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений; иметь уважение к закону, чувство нетерпимости к нарушениям закона. Давать правовую и моральную оценку фактам, событиям и поступкам (в том числе собственным). Оценивать социальные устои, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.
|
ОК-9
| стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства
| Организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и осваиваемым сферам деятельности.
|
ОК-10
| уметь критически оценивать свои личностные качества, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков
| Осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Стремиться к самопознанию, развитию личностных качеств, психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
|
ОК-11
| осознавать социальную значимость своей будущей профессии, иметь высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности
| Оценивать экономическую и социальную роль нефтегазовой промышленности в отечественном и мировом развитии, понимать социальную ответственность своей профессиональной деятельности, обладать ответственностью за судьбы людей и порученное дело.
|
ОК-12
| критически осмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности
| Быть способным проявлять гибкость в условиях быстрых перемен. Через непрерывное образование стремиться к освоению новых профилей профессиональной деятельности, расширению профессиональных возможностей. Эффективно использовать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой.
|
ОК-13
| использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач
| Быть в состоянии методологически обосновать научное исследование. Пользоваться основными методами и приемами научного исследования и анализа проблем, позволяющими отличать факты от домыслов, информацию от мнений, противостоять манипулятивным технологиям.
|
ОК-14
| анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы, самостоятельно формировать и отстаивать собственные мировоззренческие позиции
| Анализировать исторические и современные события и процессы, политический и экономический контекст образовательных, профессиональных и социальных ситуаций, ориентироваться в информационных потоках, критически воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ, вырабатывать собственное мнение.
|
ОК-15
| понимать и анализировать экономические проблемы и процессы, быть активным субъектом экономической деятельности
| Анализировать современное состояние отечественной и мировой экономики, нефтяной и газовой промышленности в условиях рыночной экономики.
|
ОК-16
| понимать многообразие социальных, культурных, этнических, религиозных ценностей и различий, форм современной культуры, средств и способов культурных коммуникаций
| Обладать познаниями и опытом деятельности по освоению культурологических и духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, отдельных народов, социальных институтов, явлений и традиций. Понимать культурные различия на основе знания исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп. Уметь использовать достижения современной культуры в профессиональной, бытовой и досуговой сфере.
|
ОК-17
| понимать и анализировать экономические проблемы и процессы, быть активным субъектом экономической деятельности
| Осознавать место и роль России в истории человечества и в современном мире, особенности ее исторического развития. Уметь активно использовать богатство и уникальность отечественной культуры, ее достижения в различных сферах; опираться на культурные нормы и традиции в своей деятельности, личностном и общекультурном развитии.
|
ОК-18
| быть готовым к социальному взаимодействию в различных сферах общественной жизни, к сотрудничеству и толерантности
| Налаживать взаимодействие с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; участвовать в социально значимой деятельности, функционировании демократических институтов и структур гражданского общества.
|
ОК-19
| быть готовым к реализации прав и соблюдению обязанностей гражданина, к граждански взвешенному и ответственному поведению
| Стремиться к защите прав и свобод гражданина; знать и выполнять свои обязанности и гражданский долг, нести ответственность. Иметь опыт в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (роли потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей.
|
ОК-20
| адаптироваться к новым экономическим, социальным, политическим, культурным ситуациям, изменениям содержания социальной и профессиональной деятельности
| Обладать профессиональной, социальной и образовательной мобильностью, активностью, целеустремленностью, стрессоустойчивостью. Оценивать и прогнозировать изменения политического, экономического и культурного пространства, выбирать пути и средства адаптации.
|
ОК-21
| владеть одним из иностранных языков на уровне, достаточном для изучения зарубежного опыта в профессиональной деятельности, а также для осуществления контактов на элементарном уровне
| Иметь навыки работы с текстами из учебной, страноведческой, научно-популярной и научной литературы, инструкций, проспектов и справочной литературы. Строить устные контакты в ситуациях повседневного общения; обсуждать проблемы страноведческого, общетехнического, общенаучного характера. Навыки конспектирования, делового письма.
|
ОК-22
| владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
| Позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств. Иметь многообразный двигательный опыт и умение использовать его в организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга.
|
ПК
| ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА
|
ПК-1
| самостоятельно приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии
| Ориентироваться в современном состоянии скважинной добычи нефти на основе образовательных и информационных технологий.
|
ПК-2
| использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования
| Применять методы математического моделирования различных элементов добывающей системы и находить оптимальные (рациональные) условия их работы.
|
ПК-3
| понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны
| Ценить, соблюдать и защищать интеллектуальную собственность во всей технологической цепочке разработки и эксплуатации нефтяных месторождений.
|
ПК-4
| владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией
| Понимать необходимость применения современных средств вычислительной техники для решения задач разработки месторождений и добычи нефти.
|
ПК-5
| составлять и оформлять научно-техническую и служебную документацию
| Знать основные требования и правила использования отчетной документации, правила заполнения бланков отчетности.
|
ПК-6
| применять процессный подход в практической деятельности, сочетать теорию и практику
| Уметь рассматривать особенности процессов в различных элементах добывающей системы на базе системного подхода
|
ПК-7
| осуществлять и корректировать технологические процессы при строительстве, ремонте и эксплуатации скважин различного назначения и профиля ствола на суше и на море
| Понимать и описывать основные технологические процессы эксплуатации добывающих скважин, а также эксплуатации и обслуживания нагнетательных скважин.
|
ПК-8
| эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование, используемое при строительстве, ремонте, реконструкции и восстановлении нефтяных и газовых скважин
| Выполнять функции мастера по добыче нефти или капитальному (текущему) ремонту скважин.
|
ПК-9
| оценивать риски и определять меры по обеспечению безопасности технологических процессов в нефтегазовом производстве
| Знать правила безопасности труда в процессе добычи нефти, обеспечивать безопасность технологических процессов и оценивать возможные риски
|
ПК-10
| применять в практической деятельности принципы рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды
| Знать основные принципы рационального природопользования и правила защиты окружающей среды.
|
ПК-11
| обоснованно применять методы метрологии и стандартизации
| Знать основные элементы систем автоматизации технологических процессов добычи нефти, применяемые КИП и их метрологическое обеспечение.
|
ПК-12
| организовать работу первичных производственных подразделений, осуществляющих добычу нефти (разработку нефтяного месторождения) для достижения поставленной цели
| Управлять бригадой по добыче нефти, по текущему и капитальному ремонту скважин, взаимодействую с сервисными службами.
|
ПК-13
| использовать методы технико-экономического анализа
| Уметь анализировать деятельность структурного подразделения по добыче нефти.
|
ПК-14
| использовать принципы производственного менеджмента и управления персоналом
| Знать организацию производства процесса добычи нефти.
|
ПК-15
| анализировать использование принципов системы менеджмента качества
| Знать основные постулаты системы менеджмента качества процесса добычи нефти.
|
ПК-16
| использовать организационно-правовые основы управленческой и предпринимательской деятельности
| Иметь представление об основах предпринимательской деятельности нефтедобывающего предприятия и знать организационно-правовые основы управленческой деятельности.
|
ПК-17
| изучать и анализировать отечественную и зарубежную научно-техническую информацию по направлению работ в области скважинной добычи нефти
| Иметь доступ к периодическим отечественным и зарубежным изданиям в области скважинной добычи нефти и разделять их на группы: теоретические исследования, экспериментальные исследования.
|
ПК-18
| планировать и проводить необходимые эксперименты, обрабатывать, в т.ч. с использованием прикладных программных продуктов, интерпретировать результаты и делать выводы
| Уметь пользоваться пакетами прикладных программ расчета основных процессов скважинной добычи нефти и иметь навыки экспериментальных исследований.
|
ПК-19
| использовать физико-математический аппарат для решения расчетно-аналитических задач, возникающих в ходе профессиональной деятельности
| Владеть основами математического описания физических явлений, протекающих в изучаемой системе при скважинной добыче нефти.
|
ПК-20
| выбирать и применять соответствующие методы моделирования физических, химических и технологических процессов
| Уметь пользоваться основами методов физического и математического моделирования различных процессов скважинной добычи нефти.
|
ПК-21
| осуществлять сбор данных для выполнения работ по проектированию основных процессов скважинной добычи нефти
| Знать перечень основных промысловых данных и источник их получения с целью проектирования процессов добычи нефти.
|
ПК-22
| выполнять отдельные элементы проектов на стадиях эскизного, технического и рабочего проектирования
| Выполнять определенные разделы проектной документации, сотрудничая со смежными специалистами (геологи, механики, экономисты и др.)
|
ПК-23
| использовать стандартные программные средства при проектировании
| Ориентироваться в многочисленных программных комплексах, используемых в проектной деятельности при добыче нефти.
|
ПК-24
| составлять в соответствии с установленными требованиями типовые проектные, технологические и рабочие документы
| Разбираться в основных требованиях различных проектных документов при скважинной добыче нефти.
|
В соответствии с п.39 Типового положения о вузе и ФГОС ВПО бакалавриата по направлению 131000 "Нефтегазовое дело", профилю подготовки «Эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти» содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП регламентируется учебным планом; рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.
В календарном учебном графике представлена последовательность реализации ООП ВПО направления подготовки по направлению 131000 "Нефтегазовое дело" включая теоретическое обучение, практики, промежуточные и итоговую аттестации, а также каникулы.
Учебный план составлен с учетом общих требований к условиям реализации основных образовательных программ, сформулированных в разделе 7 ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 131000 "Нефтегазовое дело".
В учебном плане приведена логическая последовательность освоения циклов и разделов ООП ВПО (дисциплин, практик), обеспечивающих формирование компетенций, указана общая трудоемкость дисциплин, модулей, практик в зачетных единицах, а также их общая и аудиторная трудоемкость в часах.
В базовых частях учебных циклов указан перечень базовых дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 131000 "Нефтегазовое дело".
Перечень и последовательность дисциплин в вариативных частях учебных циклов сформирована разработчиками ООП.
Для каждой дисциплины и практики указаны формы промежуточной аттестации. ООП содержит дисциплины по выбору студентов в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по всем трем учебным циклам ООП.