Тема: Теория спроса и предложения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Теория спроса и предложения.



1. Спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос (неценовые факторы).

2. Предложение. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение (неценовые).

3. Эластичность спроса по цене и доходу.

4. Рыночное равновесие.

 

Спрос – форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами. Количество продаж, или объем спроса, зависит от множества факторов: цена прежде всего, доходы потребителей, вкусы, ожидания.

Qd = f(PITM…)

Qd – объем спроса
P – цена продукта
I – доходы потребителя
T – вкусы потребителя
M – число покупателей

Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в форме таблицы. Он показывает то кол-во продукта, на которое при прочих равных условиях будет предъявлен спрос при разных ценах.

P Qd
   
   
   
   
   

 

Спрос – это выраженные в форме таблицы намерения покупателя.

 

Закон спроса: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И наоборот, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Таким образом, существует отрицательная, или обратная, связь между ценой и величиной спроса.


 

06.10.11.

Закон спроса:

1. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем высокой. В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше выгоды, полезности от каждой последующей единицы продукции. Покупатели приобретают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.

2. Закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения.
Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе при этом в приобретении каких-либо альтернативных товаров, т.е. снижение цены товара увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее кол-во данного продукта, чем прежде.
Эффект замещения выражает то, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми.

3. К низшим относятся товары, потребление которых уменьшается с увеличением доходов. Однако есть товары, величина спроса на которые не изменяется независимо от изменения цен. Это явление получило название «парадокс Гиффена». К высшим товарам относят предметы роскоши, при снижении цены на такие товары снижается и величина спроса на них. Посредством данных товаров некоторые индивиды стремятся показать свое высокое социальное положение. Это явление получило название «эффект Веблена». К исключению из закона спроса относится также ситуация «инфляционных ожиданий», т.е. увеличение спроса наблюдаются даже при увеличении цен.

Неценовые факторы и детерминанты спроса:

1. Вкусы или предпочтения потребителей.

2. Число потребителей на рынке.

3. Денежные доходы потребителей.
Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называются нормальными.
Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, называются низшими.

4. Цены на сопряженные товары.
Существуют товары взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплименты). Когда два продукта взаимозаменяемые, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Другие товары взаимодополняющие, спрос на них предъявляется одновременно, т.е. является сопряженным. Однако существуют товары независимые, самостоятельные (футбольные мячи).

5. Потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов.
Потребительские ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товара и будущий доход, способны изменить спрос.

Когда происходит изменение неценовых факторов, то происходит изменение кривой спроса. Она сдвигается либо вправо при увеличении, либо влево при уменьшении.

 

Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называются нормальными товарами. Товары, спрос на которые изменяется в противоположную сторону, - низшие.

Существуют товары взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняющие (комплементы).

Изменения в спросе не следует смешивать с изменением величины спроса. Изменение в спросе выражается в смещении всей кривой спроса, причиной чего является изменение неценовых факторов. Изменение величины спроса означает передвижение с одной точки на другую на постоянной кривой спроса, причиной является изменение цены данного продукта.

 

Рыночное предложение – совокупность товаров, находящихся на рынке или способных быть произведенными и представленными к продаже по соответствующим удовлетворяющим товаропроизводителя ценам.

Объем предложения определяется общей суммой предложение товаров, продаваемых на рынке. Он зависит от целого ряда факторов. Зависимость объема предложения выражается через функцию предложения:

Qs = f(PSKCZ…)

Qs – объем предложения
P – цена товара
C – налоги и дотации
K – характер технологии
Z – природно-климатические условия и др.

P Qs
   
   
   
   
   

 

Таблица показывает положительную, или прямую, связь межу ценой и кол-вом предлагаемого продукта. С повышением цен соответственно возрастает величина предложения. Со снижением цен величина предложения сокращается. Эта специфическая связь называется законом предложения.

К основным неценовым факторам предложения относят следующие:

1. Цены на ресурсы.
Существует тесная связь между издержками производства. Кривая предложения фирмы основывается на издержках производства. Снижение ресурсных цен снизит издержки производства и увеличит предложение.

2. Технология производства.

3. Налоги и дотации.

4. Цены на другие товары.

5. Ожидания изменения цен.

6. Число продавцов на рынке.

Изменение одной или нескольких детерминант предложения приводит к смещению кривой предложения продукта либо вправо при увеличении, либо влево при уменьшении.

Изменение в предложении выражается в смещении всей кривой предложения, изменение величины предложения означает передвижение с одной точки на другую на постоянной кривой предложения.

 

Степень чуткости, или чувствительности, потребителей к изменению цены продукции измеряют с помощью ценовой эластичности (коэффициент Ed). Этот коэффициент рассчитывается как отношение изменения кол-ва спрашиваемой продукции к первоначальному кол-ву спрашиваемой продукции, поделенное на отношение изменение цены к первоначальной цене.

Существует три вида эластичности:

1. Эластичный спрос, когда снижение цены вызывает такое увеличение кол-ва покупаемого товара, что общая выручка возрастает (>1).

2. Единичный эластичный спрос, когда снижение цены равно росту кол-ва покупаемого товара, а общая выручка остается неизменной (=1).

3. Неэластичный спрос, когда снижение цены вызывает незначительный рост объема покупаемого товара, а общая выручка падает (<1).

Факторы ценовой эластичности спроса:

1. Заменяемость.
Чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее спрос на него.

2. Удельный вес в доходе потребителя.
Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя, тем выше будет эластичность спроса на него.

3. Предметы роскоши и предметы необходимости.
Спрос на предметы необходимости является неэластичным, а на предметы роскоши – эластичным.

4. Фактор времени.
Спрос на продукт обычно тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решений.


 

13.10.11.

Динамика спроса реагирует не только на изменение цены, но и на изменение расходов потребителей. Коэффициент эластичности спроса по доходу:

Ev = изменение объемов спроса/средний объем спроса: изменение величины дохода/средний доход

Коэффициент эластичности спроса по доходу всегда будет иметь положительное значение.

Эластичность спроса по цене – это степень реагирования объема предложения на изменение цены единицы товара или услуги.

Es = % изменения предложения продукции/% изменения цены

На практике могут иметь место:

1. Es > 1

2. Es = 1

3. Es < 1

Наиболее существенным моментом при анализе эластичности предложения является учет фактора времени.

Выделяют три временных периода, характеризующих способность производителя отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры:

1. мгновенный;

2. краткосрочный;

3. долгосрочный.

 

Под ценой спроса понимается та предельная максимальная цена, за которую покупатели еще согласны взять товар. Под ценой предложения понимается предложение минимальной цены, по которой производители еще готовы продавать товары. Рыночная цена не может опускаться ниже цены предложения, т.к. в противном случае производство и сбыт могут быть нерентабельными. Когда интересы потребителя и производителя совпадают, возникает рыночное равновесие.

Цена равновесия – цена, по которой продавец может продать свой товар или услугу, возместив издержки производства и получив прибыль, а покупатель в состоянии купить его, исходя из своей платежеспособности.

 

Рассмотрим статическую модель равновесия А. Маршела.

В зависимости от временного интервала различают:

1. мгновенное;

2. краткосрочное;

3. долгосрочное равновесие.

К примеру, спрос на какой-то товар резко возрос. Т.к. предложение сразу возрасти не может, ситуация мгновенного равновесия будет характеризоваться лишь значительным ростом цены. Кривая предложения представит собой вертикаль, сдвиг кривой предложения увеличит равновесную цену.

Краткосрочное равновесие наступает тогда, когда предложение возрастает, но число произведенного данного товара не растет. Рост объема производства происходит вследствие более интенсивного использования применяемых производственных факторов.

Когда объем предложения начинает расти за счет роста числа производителей, введения в производство дополнительных мощностей, устанавливается долгосрочное равновесие.

 

Механизм саморегуляции рынка дополняется государственным регулированием, которое реализуется через налоговую политику и фиксацию цен.

Рассмотрим потолок цены. Он представляет собой законодательную установку максимальной цены, которую продавцу разрешается запрашивать за свой товар или услугу.

Нижний уровень цены – это минимальная цена, устанавливаемая правительством и превышающая цену равновесия. Сюда относится законодательство о минимальной заработной плате, а также поддержка цен на сельхозпродукцию.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.021 с.)