Нравственно-философская проблематика романа М.Булгакова «Белая гвардия» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нравственно-философская проблематика романа М.Булгакова «Белая гвардия»



Безусловно, тема недавних исторических событий, воспринятых Б. как катастрофа, связана с нравственно-философской проблематикой. Прежде всего, обратимся к эпиграфу: «Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась метель. В одно мгновение темное небо сменилось снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!». В нем обозначена связь не только с пушкинской традицией уподобления бунта природной стихии, но и с его концепцией истории, в которой бунт выступает как однозначно разрушительная сила. Отсюда и трактовка различных исторических сил. Правление гетмана характеризуется словом «оперетка». События эпохи этого правления описываются в пародийно-ироническом ключе: искусственное насаждение «украинской мовы», переодевание убегающего гетмана. Но в тех эпизодах, где описываются последствия такого правления, например, когда речь идет о замерзающих в снегу юнкерах, которым не позаботились подвезти валенки, возникают уже сатирическо-саркастические ноты. Отношение к бунту выражено в образе петлюровщины. Здесь проявляет себя особый подход писателя к решению проблемы «интеллигенция и народ». Он отвергает идею народопоклонничества и вины интеллигенции перед народом. Петлюровщина - символ темных, дьявольских, разрушительных сил. Петлюра не рисуется в романе как конкретное историческое лицо (узник камеры № 666, его никто не может увидеть и описать). По мере приближения петлюровской армии меняется течение времени: замедляется. Тем самым все отчетливее обозначается апокалипсический смысл событий, ведь Апокалипсис – это остановка времени. Усиление этого ощущения происходит и введением сцены крестного хода, пародирующего картину Страшного Суда. Уход же петлюровцев из Города показан в ритме все убыстряющегося хода времени: «И тотчас синяя гайдамацкая дивизия… побежала в Город, через Город и навеки вон»

Основой этой устойчивости становится особая духовная атмосфера, которую определяют книги, музыка, живое ощущение истории. Она и унаследована от многих поколений дворянской интеллигенции, и поддерживается героями с их душевной теплотой, искренностью, любовью друг к другу. Б. подчеркивает их главную черту – пушкинское представление о чести как о верности высшим ценностям жизни. Отказ от такого представления расценивается как предательство. Однако с главными героями связана и тема блуждания, поиска верного пути, тоже заданная пушкинским эпиграфом. Б. показывает, как поначалу в его героях сильны монархические иллюзии. Бесперспективность этих иллюзий подчеркнута тем, что царский гимн они поют на пьяной вечеринке. В этом плане наиболее сложный путь проходит Алексей Турбин. Это старший брат в семье Турбиных, врач по профессии. Как видим, уже в этих чертах образа проявляет себя автобиографическое начало. В начале романа он называет себя человеком-тряпкой, так как видит в себе неспособность противостоять подлости (пожимает руку бросающему сестру зятю Тальбергу). Путь героя символически обозначается в его сне. Вначале этого сна возникает образ «кошмара в брюках в крупную клетку», который, цитируя строки из романа Достоевского «Бесы», говорит, что «честь русскому человеку - только лишнее бремя». Это обозначает сомнения героя, его неуверенность в том, что можно сохранить свою честь в подобных обстоятельствах. Слова кошмара повторяют слова героя этого романа, писателя Кармазинова, и свидетельствуют об утрате обществом нравственных ориентиров в новой исторической ситуации. Алексей Турбин, как и его друзья за монархию. Герой уходит от однозначности к осознанию высшей вселенской справедливости. Все новое, что входит в его жизнь, несет, ему кажется, только плохое. Совершенно политически неразвитый, он хотел только одного - покоя, возможности радостно пожить около матери, любимых брата и сестры. И только в конце романа Турбины разочаровываются в старом и понимают, что нет к нему возврата. Моментом перелома для Турбиных и остальных героев романа становится день четырнадцатое декабря 1918 года, сражение с петлюровскими войсками, которое должно было стать пробой сил перед последующими боями с Красной Армией, а обернулось поражением, разгромом. В этой катастрофе белое движение и такие герои романа, как Гетман, Петлюра и Тальберг, раскрываются перед участниками событий в своем истинном свете - с гуманностью и предательством, с трусостью и подлостью генералов и штабных. Вспыхивает догадка, что все - цепь ошибок и заблуждений, что долг не в защите развалившейся монархии и предателя гетмана и честь в чем-то другом. Погибает царская Россия, но Россия - жива В день сражения возникает решение о капитуляции белой гвардии. Полковник Малышев вовремя узнает о бегстве гетмана и дивизион свой успевает вывести без потерь. Но поступок этот дался ему нелегко - может быть, самый решительный, самый отважный поступок в его жизни.

По Булгакову, путь Турбина невозможно пройти, осквернив себя насилием. Турбин, выстреливший в человека, едва не погиб сам («стал умирать 22 декабря»).Лишь любовь способна духовно укрепить и возродить человека. Это ярко проявляется в сцене страстной молитвы Елены, сестры Турбина, которая сотворяет чудо, спасая брата от неминуемой смерти. Постановка философских проблем выражает себя и в особой пространственно-временной структуре романа, в которой представлена картина мироздания. Определяет ее идея круга. Центром этого круга становится Дом – символ мира и жизни. Персонажем, олицетворяющим духовную сущность Дома, является Елена. В ней воплощена идея священной женственности. На всем протяжении повествования Елена ни разу не выходит из дома, но от нее зависят судьбы практически всех наиболее значимых персонажей. Она наделена не только даром прозрения (через ее сознание входит в роман финальный образ рассказа Бунина «Господин из Сан- Франциско» - «мрак, океан, вьюга», символизирующий обреченность современного мира, она видит во сне младшего брата погибшим), но и способностью сотворить чудо, когда вымаливает у Богородицы жизнь старшего брата. Турбины смогли сохранить свой дом, сберечь жизненные ценности, а главное - честь, сумели устоять в водовороте событий, охвативших Россию. Эта семья, следуя мысли Булгакова воплощение цвета русской интеллигенции, то поколение молодых людей, которое пытается честно разобраться в происходящем.

К числу основополагающих нравственных понятий, утверждаемых Булгаковым в романе, в первую очередь относится понятие чести. Турбины, Мышлаевский и все их друзья, даже легкомысленный и тщеславный Шервинский прежде всего - люди чести. Антиподом их в романе выступает Тальберг. Презрение Алексея к Тальбергу объясняется даже не тем, что он бросил Елену в такую минуту. Это Алексей называет мелочью и вздором, но неприятен он, прежде всего тем, что это, по словам Турбина, чёртова кукла, лишённая малейшего понятия о чести В этом смысле образ Тальберга тяготеет к образам бесов из романа Достоевского перифраз слов Кармазинова о чести как лишнем бремени для русского человека связаны во сне Алексея именно с фигурой Тальберга. Он карьерист и приспособленец, трус, человек, лишенный моральных устоев и нравственных принципов. Ему ничего не стоит поменять свои убеждения, лишь бы это было выгодно для его карьеры. В Февральской революции он первым нацепил красный бант, принимал участие в аресте генерала Петрова. Но события быстро замелькали, в городе часто менялись власти. И Тальберг не успевал в них разбираться. Уж на что казалось ему прочным положение гетмана, поддержанного немецкими штыками, но и это, вчера такое незыблемое, сегодня распалось, как прах. И вот ему надо бежать, спасаться, и он бросает свою жену Елену, к которой питает нежность, бросает службу и гетмана, которому недавно поклонялся. Бросает дом, семью, очаг и в страхе перед опасностью бежит в неизвестность 24, с. 199-205 Все герои Белой гвардии выдержали испытание временем и страданиями. Только Тальберг в погоне за удачей и славой потерял самое ценное в жизни - друзей, любовь, Родину.

И, конечно же, не может не обратить на себя внимания смысловая связь финального сна Петьки Щеглова, персонажа никак не связанного с фабульной основой романа, со снами двух Петров в Войне и мире сном Пьера в плену и сном Пети Ростова перед гибелью. Таким образом, в период мировой катастрофы, в эпоху крушения привычного мира М.Булгаков в своём первом романе, на который он возлагал огромные надежды, связанные с его писательской и человеческой судьбой, откровенно выражал приверженность традиционным гуманистическим ценностям, которые для него олицетворяли нормальное устройство жизни, нормальное и в житейском, и в онтологическом смысле, демонстрировали его неприятие системы ценностей, утверждаемых и насаждаемых революцией. Свой взгляд на эти проблемы Булгаков откровенно высказал в письме Правительству СССР от 28 марта 1930 года, в котором писал Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти она ни существовала, мой писательский долг, так же, как и призывы к свободе печати. Я горячий поклонник этой свободы и полагаю, что, если кто-нибудь из писателей задумал бы доказывать, что она ему не нужна, он уподобился бы рыбе, публично уверяющей, что ей не нужна вода 5, с. 33. Вот одна из черт моего творчества, и её одной совершенно достаточно, чтобы мои произведения не существовали в СССР. Но с первой чертой в связи все остальные, выступающие в моих сатирических повестях чёрные и мистические краски я - МИСТИЧЕСКИЙ ПИСАТЕЛЬ, в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране, и противупоставление ему излюбленной и Великой Эволюции, а самое главное - изображение страшных черт моего народа, тех черт, которые задолго до революции вызывали глубочайшие страдания моего учителя М.Е. Салтыкова-Щедрина 13, с. 25. Неприятие Булгаковым методов революционного насилия с целью создания общества социальной гармонии, осуждение братоубийственной войны выражено в образах пророческого сна Алексея Турбина, в котором ему является вахмистр Жилин, погибший в 1916 году вместе с эскадроном белградских гусар, и рассказывает о райских кущах, в которых он оказался, и о событиях Гражданской войны, развернувшихся на Перекопе, то есть заведомо после описываемых событий и не могущих быть известными Турбину. В этом же сне, кстати сказать, Турбину является и полковник Най-Турс, с которым он не был знаком. В этом рассказе предстаёт образ рая, в котором Бог заранее отвёл место и для защитников Крыма, и для большевиков. В ответ на недоумение Жилина по поводу места в раю для большевиков, не верящих в Бога, сам Бог отвечает, что для него красные и белые одинаковые - в поле брани убиенные. Не может не обратить на себя внимание сходство этой позиции Булгакова со взглядами М.Волошина, запечатлёнными в стихотворении Гражданская война, написанном ещё в 1919 году. Одни восстали из подполий, Из ссылок, фабрик, рудников, Отравленные тёмной волей И горьким дымом городов. Другие из рядов военных, Дворянских разорённых гнёзд, Где проводили на погост Отцов и братьев убиенных. И там, и здесь между рядами Звучит один и тот же глас Кто не за нас - тот против нас! Нет безразличных правда, с нами!

Белая гврдия - книга пути и выбора, книга прозрения. Но главная мысль авторская, я думаю, в следующих словах романа Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших дел и тел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 664; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.203.221.104 (0.005 с.)