Методы и средства проектирования интерфейса пользователя в ОС Unix 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы и средства проектирования интерфейса пользователя в ОС Unix



Цель работы: отработка умений и навыков создания интерфейса пользователя в среде программирования Qt designer.

Теория.

Пример создания интерфейса пользователя в интерактивной среде программирования Qt designer.

  1. Нажмите кнопку меню КДЕ | Выполнить программу. Появится окно «Выполнить программу». В строке «Команда» введите designer, нажмите кнопку «Ok».Откроется окно приложения Qt Designer by Trolltech, изображенное на рис.1.

 


Рис.1.

  1. В окне списка появившегося при старте приложения диалогового окна Qt Designer New/Open выделите значок C++ Project (Проект С++) и нажмите кнопку ОК. Появится окно Project Settings (Свойства проекта). В строке Project File, с помощью кнопки выбора укажите местоположение файлов проекта. Создайте папку Test. Укажите название файла проекта test.pro.
  2. В выпадающем списке Active Project появится название файла проекта. Сохраните его, выбрав File | Save.
  3. Выберите команду File | New. В окне списка появившегося при старте приложения диалогового окна Qt Designer New/Open выделите значок Dialog (Диалоговое окно) и нажмите кнопку ОК. В приложении появится пустая заготовка диалогового окна, а в панели Property Editor/Signal Handlers (Редактор свойств/Обработчики сигналов) появится список свойств созданного окна. В панели Property Editor/Signal Handlers выделите строку name и замените содержащееся в нем имя диалогового окна Forml именем TestDlg.
  4. В той же панели выделите строку caption (заголовок) и замените содержащийся в нем заголовок диалогового окна Forml заголовком Qt Dialog.
  5. Выберите команду меню Tools | Display | TextLabel (Сервис | Изображения | Статический текст) или нажмите кнопку Text Label в панели инструментов Display (при этом кнопка должна "утопиться") и щелкните левой кнопкой мыши в левом верхнем углу заготовки диалогового окна. Появится рамка статического текста.
  6. В панели Property Editor/Signal Handlers выделите строку text (текст) и введите в связанное с ней текстовое поле строку LineEdit.
  7. Выберите команду меню Tools | Input | LineEdit (Сервис | Ввод | Текстовое поле) или нажмите кнопку Line Edit в панели инструментов Input и щелкните левой кнопкой мыши под только что введенным статическим текстом. На месте щелчка появится текстовое поле.
  8. В панели Property Editor/Signal Handlers выделите строку name и измените имя текстового поля на LineEdit.
  9. Повторите пункты 6 и 7 для создания справа от заголовка текстового поля нового статического текста SpinBox.
  10. Выберите команду меню Tools | Input | SpinBox (Сервис | Ввод | Инкрементный регулятор) или нажмите кнопку Spin Box в панели инструментов Input и щелкните левой кнопкой мыши под только что введенным статическим текстом. В заготовке диалогового окна появится инкрементный регулятор.
  11. В панели Property Editor/Signal Handlers выделите строку name и измените имя инкрементного регулятора на SpinBox.
  12. Повторите пункты 6 и 7 для создания справа от заголовка инкрементного регулятора нового статического текста Combo Box.
  13. Выберите команду меню Tools | Input | ComboBox (Сервис | Ввод | Раскрывающийся список) или нажмите кнопку Combo Box в панели инструментов Input и создайте под только что введенным статическим текстом раскрывающийся список.
  14. В панели Property Editor/Signal Handlers выделите строку name и измените имя раскрывающегося списка на ComboBox.
  15. В той же панели выделите строку editable (Редактируемый) и выделите в связанном с ней раскрывающемся списке строку True.
  16. Выберите команду меню Layout | Add Spacer (Расположение | Добавить разделитель) или нажмите кнопку Spacer в панели инструментов Layout.
  17. Щелкните левой кнопкой мыши слева от статического текста Line Edit и выберите в появившемся контекстном меню команду Horizontal (Горизонтальный разделитель). На месте щелчка появится горизонтальный разделитель (Spacer).
  18. Повторите пункты 17 и 18, щелкнув левой кнопкой мыши справа от статического текста Line Edit.
  19. Поместите указатель мыши в левый верхний угол заготовки диалогового окна, нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, переместите указатель мыши. Появится рамка.
  20. Охватите рамкой статический текст Line Edit и два разделителя. Отпустите левую кнопку мыши. Элементы управления, попавшие в рамку, будут выделены. Если при выделении текстового поля и его заголовка в рамку попали и выделились другие элементы управления, отмените их выделение щелчком левой кнопки мыши при нажатой клавише <Shift>.
  21. Выберите команду меню Layout | Lay Out Horizontally (Расположение | Расположить по горизонтали), нажмите комбинацию клавиш <Ctrl>+<H> или кнопку Lay Out Horizontally в панели инструментов Layout. Текстовое поле и два разделителя будут автоматически выровнены по горизонтали.
  22. Поместите указатель мыши в левый верхний угол заготовки диалогового окна, нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, обведите получаемой при перемещении указателя мыши рамкой текстовое поле с его заголовком. Текстовое поле и его заголовок будут выделены.
  23. Выберите команду меню Layout | Lay Out Vertically (Расположение | Рас положить по вертикали), нажмите комбинацию клавиш <Ctrl>+<L> ил кнопку Lay Out Vertically в панели инструментов Layout. Текстовое поле и его заголовок будут автоматически выровнены по вертикали.
  24. Повторите пункты 17-24 для инкрементного регулятора и его заголовка.
  25. Повторите пункты 17-24 для раскрывающегося списка и его заголовка.
  26. Поместите горизонтальные разделители слева от текстового поля, справа от раскрывающегося списка и по обеим сторонам инкрементного регулятора, выделите все элементы управления и разделители и выровняйте их по горизонтали.
  27. Выберите команду меню Tools | Containers | ButtonGroup (Сервис | Контейнер | Групповая рамка кнопок) или нажмите кнопку Button Group в панели инструментов Containers и создайте групповую рамку кнопок под текстовым полем.
  28. В панели Property Editor/Signal Handlers выделите строку title (заголовок) и измените заголовок группы переключателей на Destination.
  29. В той же панели выделите строку name и измените имя группы переключателей на DestGroup.
  30. Выберите команду меню Tools | Buttons | RadioButton (Сервис | Кнопки | Переключатель) или нажмите кнопку Radio Button в панели инструментов Buttons, по описанной выше методике создайте в верхней части групповой рамки переключатель.
  31. В панели Property Editor/Signal Handlers выделите строку name и измените имя переключателя на EditSwitch.
  32. В той же панели выделите строку text и введите в связанное с ней текстовое поле строку Line Edit.
  33. В панели Property Editor/Signal Handlers выделите строку checked (отмеченный) и выделите в связанном с ней раскрывающемся списке строк True.
  34. Повторите пункты 31-33, поместив под только что введенным переключателем новый переключатель с именем SpinSwitch и текстом SpinBox.
  35. Выделите элемент управления групповой рамки и выберите команд меню Layout | Lay Out Vertically, нажмите комбинацию клавиш <Ctrl> +<L> или кнопку Lay Out Vertically в панели инструментов Layout Групповая рамка расширится, а переключатели в ней выровняются по вертикали.
  36. Выберите команду меню Tools | Buttons | CheckBox (Сервис | Кнопки Флажок) или нажмите кнопку Check Box в панели инструментов Button и создайте флажок справа от группы переключателей.
  37. В панели Property Editor/Signal Handlers выделите строку name и измените имя флажка на CopyCheck.
  38. В той же панели выделите строку text и введите в связанное с ней текстовое поле строку Сору? (Копировать?).
  39. Выберите команду меню Tools | Buttons | PushButton (Сервис | Кнопки | Кнопка) или нажмите кнопку Push Button в панели инструменте Buttons и создайте кнопку справа от флажка.
  40. В панели Property Editor/Signal Handlers выделите строку name и измените имя кнопки на OKButton.
  41. В той же панели выделите строку text и введите в связанное с ней текстовое поле строку ОК.
  42. Поместите горизонтальные разделители слева от групповой рамки, справа от кнопки ОК и по обеим сторонам флажка.
  43. Выделите групповую рамку, флажок, кнопку ОК и введенные в предыдущем пункте разделители и выровняйте их по горизонтали.
  44. Выберите команду меню Layout | Add Spacer или нажмите кнопку Spacer в панели инструментов Layout.
  45. Щелкните левой кнопкой мыши над строкой заголовков и выберите в появившемся контекстном меню команду Vertical (Вертикальный разделитель). На месте щелчка появится вертикальный разделитель.
  46. Повторите пункты 45 и 46, щелкнув левой кнопкой мыши выше и ниже флажка.
  47. Щелкните левой кнопкой мыши в заготовке диалогового окна за пределами элементов управления и выберите команду меню Layout | Lay Out Vertically, нажмите комбинацию клавиш <Ctrl>+<L> или кнопку Lay Out Vertically в панели инструментов Layout. Элементы управления диалогового окна будут выровнены по вертикали.
  48. Выберите команду меню Layout | Adjust Size (Расположение | Настроить размер), нажмите комбинацию клавиш <Ctrl>+<J> или кнопку Adjust Size в панели инструментов Layout. Размеры заготовки диалогового окна будут приведены в соответствие с его содержимым.
  49. Выберите команду меню Tools | Tab Order, нажмите клавишу <F4> или кнопку Tab Order в панели инструментов Tools. Кнопка Tab Order в панели инструментов "утопится", и заготовка диалогового окна примет вид, изображенный на рис.2.

 
 

Рис.2.

  1. Щелкните левой кнопкой мыши по синему кружку с номером 7, расположенным около кнопки ОК. В этом кружке появится номер 1, а номера в остальных кружках будут увеличены на единицу. Нажмите клавишу <Esc>. Порядковые номера элементов управления исчезнут.
  2. Выберите команду меню Preview | Preview Form (Предварительный просмотр | Предварительный просмотр формы) или нажмите комбинацию клавиш <Ctrl>+<T>. Появится макет созданного нами диалогового окна, изображенный на рис.3.


Рис.3.

  1. Измените размеры макета диалогового окна. Его элементы управления будут плавно перемещаться по его поверхности и его размер не может быть сделан меньшим, чем это необходимо для размещения всех его элементов управления.
  2. Нажмите кнопку Закрыть. Макет диалогового окна закроется.
  3. Теперь нам остается рассмотреть еще один важный вопрос, связанный с созданием заготовки диалогового окна – установление последовательности передачи фокуса ввода элементам управления диалогового окна при нажатии пользователем клавиши <Таb> или комбинации клавиш <Shift> + <Tab>. Несмотря на несомненные преимущества работы с мышью, в некоторых случаях пользователю удобно не отрываться от клавиатуры и осуществлять с нее передачу фокуса ввода элементам управления диалогового окна. Для этого все элементы управления диалогового окна, у которых свойство focusPolicy имеет значение TabFocus, объединяются в циклический список. Для передачи фокуса ввода следующему элементу этого списка используется Клавиша <Таb>, а для передачи его предыдущему элементу списка – комбинации клавиш <Shift>+<Tab>. Диалоговые окна часто вызываются по ошибке, поэтому всегда полезно предоставить пользователю возможность закрыть только что открытое окно с минимальными усилиями. Для этого в них могли бы быть назначены кнопки, выбираемые по умолчанию, но эти кнопки перехватывают сообщение о нажатии клавиши <Enter> независимо от наличия у них фокуса ввода, что может негативно сказаться на работе с другими элементами управления. Поэтому мы просто поставили кнопку выхода из диалогового окна первой в списке элементов управления.

 

Завершение создания диалогового приложения

 

  1. Для превращения заготовки диалогового окна в полноценное диалоговое окно необходимо осуществить связь элементов управления друг с другом и с самим диалоговым окном. Чтобы завершить процедуру создания диалогового приложения:
  2. Выберите команду меню Tools | Connect Signal/Slots (Сервис | Связать Сигналы/Приемники), нажмите клавишу <F3> или кнопку Connect Signal/Slots в панели инструментов Tools (она должна "утопиться").

58.
 
 

Поместите указатель мыши на кнопку ОК, нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, переместите указатель мыши на свободное место в заготовке диалогового окна (за пределы рамок выравнивания). Появится диалоговое окно Edit Connections, изображенное на рис.4.

Рис.4.

  1. В появившемся окне выберите сигнал (Signal) clicked(), а в списке Slot (Приемники) – приемник accept(). В окне списка Connections (Соединения) появится информация о новом соединении. Нажмите кнопку ОК. Диалоговое окно Edit Connections закроется.
  2. Повторите пункты 56 и 57 для групповой рамки переключателей.
  3.  
     

    Нажмите кнопку Edit Slots (Редактировать приемники). Появится диалоговое окно Edit Functions, изображенное на рис.5.

Рис.5.

  1. Нажмите кнопку New Function (Новая функция). В списке приемников появится новый приемник с именем newSlot(), который сразу же будет выделен (его имя появится в текстовом поле Function группы Functions Properties (Свойства приемника)).
  2. В текстовое поле Function: введите сигнатуру нового приемник destination(int), в поле Specifier выберите вид слота non virtual и нажмите кнопку ОК. Диалоговое окно Edit Functions закроется и в списке Slots диалогового окна Edit Connections появится новый приемник.
  3. В списке Signal выберите сигнал clicked(int), в списке Slot – приемник destination(int). В окне списка Connections по явится информация о новом соединении. Нажмите кнопку ОК. Диалоговое окно Edit Connections закроется.
  4. Повторите пункты 59 - 63 для флажка Сору?, сопоставив его сигналу toggled(bool) приемник диалогового окна copyFlag(bool).
  5. Повторите пункты 59 - 63 для раскрывающегося списка, сопоставив его сигналу textChanged(const QString&) приемник boxCopy(const QString&).
  6. Выберите команду меню File | Save (Файл | Сохранить), нажмите комбинацию клавиш <Ctrl>+<S> или нажмите кнопку Save в панели инструментов File. Появится диалоговое окно Save Form TestDlg' As (Сохранить форму TestDlg как).
  7. Перейдите в каталог, содержащий ваш файл описания пользовательского интерфейса, и нажмите кнопку Save (Сохранить).
  8. Щелкните два раза левой кнопкой мыши в пустом месте создаваемой формы. Появится текстовый файл реализации с заготовками объявленных функций. (Удалите надписи красного цвета).

Листинг заголовка класса TestDlg

static int dest = 0;

static bool copy = false;

void TestDlg::destination(int button)

{

dest = button;

}

 

void TestDlg::copyFlag(bool b)

{

copy = b;

}

 

void TestDlg::boxCopy(const QString & sz)

{

if (copy)

{

switch(dest)

{

case 0: LineEdit->setText(sz);

break;

case 1: SpinBox->setValue(sz.toInt());

break;

}

}

}

 

  1. Необходимо определить значения величин по умолчанию.
  2. В панели Property Editor/Signal Handlers в строке text компонентов LineEdit и SpinBox соответственно укажите значения 32, 24.
  3. Щелкните два раза левой кнопкой мыши на компоненте ComboBox, появится окно Edit Listbox. В нем создайте три элемента (с помощью кнопки NewItem) с полями 8, 32, 256.
  4. Сохраните все элементы созданного приложения. Выберите команду File | Save All.
  5. Теперь необходимо создать файл main.cpp. Для этого выполните команду File | New. В окне списка появившегося диалогового окна Qt Designer New/Open выделите значок C++ Main-File (main.cpp) и нажмите кнопку ОК.
  6. Сохраните все элементы созданного приложения. Выберите команду File | Save All.
  7. Откройте терминальный сеанс.
  8. Выполните команду cd ~/Test
  9. Выполните команды: qmake -o Makefile test.pro и make.
  10. Запустите программу:./test
  11. В раскрывающемся списке ComboBox выделите строку 256. Она появится в текстовом поле раскрывающегося списка.
  12. Измените значение в текстовом поле раскрывающегося списка.
  13. Установите флажок Сору? и повторите пункт 80. Новое значение появится не только в текстовом поле раскрывающегося списка, но и в текстовом поле LineEdit.
  14. Установите переключатель SpinBox в группе Destination и повторите пункт 80, выделив в раскрывающемся списке строку 32. Новое значение появится не только в текстовом поле раскрывающегося списка, но и в текстовом поле инкрементного регулятора.
  15. Нажмите на верхнюю кнопку инкрементного регулятора. Значение в его текстовом поле увеличится на 1.
  16. Нажмите на нижнюю кнопку инкрементного регулятора. Значение в его текстовом поле уменьшится на 1.
  17. Нажмите кнопку ОК. Диалоговое окно и приложение закроется.

 

Контрольные вопросы

1. Что называют сигнально-слотным соединением?

2. Что называют сигналом?

3. Что называют слотом?

4. Какова форма объявления соединения сигналов и слотов?

5. Каковы преимущества и недостатки использования механизма сигналов и слотов?

6. От каких недостатков механизма сигналов и слотов можно избавиться использованием среды программирования Qt designer?

7. Каковы преимущества статического и динамического выравнивания элементов?

8. Почему при выборе в выпадающем списке числа 256 в инкрементном индикаторе отображается число 99?

 

Лабораторная работа 11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.035 с.)