Связь социологии с другими науками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Связь социологии с другими науками



Объект и предмет социологии

Социология (по Ядову) – наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общества, механизмах взаимосвязей и взаимодействия между этими общностями, а так же между общностями и личностями.

Объект науки – то, на что направленно изучение (внешняя часть реальности)
Объектом социологического познания является общество.
Предмет изучения – стороны, связи, отношения объекта, которые изучаются данной наукой.
предмет социологии - это социальные взаимодействия между людьми, а также закономерности, возникающие в ходе этих взаимодействий.
Функция – назначение элемента системы по отношению к ней как к целостности.
Функция – зависимость при которой изменение в одной части системы оказывается зависимо от изменений в другой её части или от изменения в целом.
Функции социологии:
- теоретико-познавательная (накопление и систематизация знаний)
- описательная
- прогностическая (составление прогнозов)
- преобразовательная (использование социологического знания в различных областях социальной практики)
- мировоззренческая
- идеологическая

Объектами социологического познания могут являться:

• глобальное мировое сообщество;

• традиционное национальное общество;

• микрообщество (социальная группа, семья и т.д.);

• индивид.

 

2) Структура социологического знания по Р. Мертону. Теории среднего уровня.

Общие социологические теории пытаются описать и объяснить жизнь общества в целом, они исследуют становление, развитие, изменение и функционирование социальных общностей разного уровня, отношения между ними, а также массовые социальные процессы, типические социальные действия людей.

Теории среднего уровня призваны обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания.

Конкретные социологические исследования направлены на получение эмпирического (опытного) материала для подтверждения или опровержения существующих теорий и гипотез, а также на получение нового теоретического знания об обществе.

ТСУ:
Процессы:
-Социология урбанизации
-Социология конфликта
-Социология управления

Институты:
-Социология религии
-Социология семьи
-Политическая социология
-Экономическая социология

Общности:
-Социология города
-Социология молодежи

Макросоциология рассматривает общество, государство, большие группы людей и их взаимоотношения.
Микросоциология рассматривает не многочисленные группы – трудовой коллектив, группы, личность.

 

Субъективная школа» в русской социологии

Основоположником субъективной щколы является Лавров Петр Лаврович.
он опирался на философию, историю и этику. Лавров пытался найти истоки общественности в животном мире, понять специфику человеческого общества. Лавров утверждал, что культура в жизнедеятельности общества и человека выражает бессознательное, инстинктивное, являясь "зоологическим элементом" цивилизации.

Лавров отрицал эгоизм, анархию личности и диктат общества и группы над нею в равной степени. И то, и другое были для него патологией, "социальным заболеванием", часто встречающимся в истории. Ему были близки те исторические личности, которые участвуют в прогрессе, т.е. способствуют росту солидарности наибольшего количества лиц и росту их личностного развития.

Михайловский Николай Центральная проблема социологии Михайловского была связана с выяснением природы, и противопоставлением двух видов связей людей в обществе.
При этом в основу кладутся не выяснение конкретных отношений человека к человеку, а абстрактное отношение общества к человеку (и наоборот). Главной формой, типом "общественной индивидуальности", по Михайловскому, является личность. Наряду с неделимой "человеческой
индивидуальностью" в социуме есть и другие более сложные, делимые "общественные индивидуальности" (разные социальные группы: классы, семья, профессиональные группы, партии и институты: государство и церковь). Все эти виды "общественной индивидуальности" ведут между собою борьбу с попеременным успехом.

Для Михайловского социологическая методология ("субъективный метод" - "борьба за индивидуальность") должна не только объяснить объективный ход исторического процесса, но и дать определенные правила поведения, нормы для этого процесса.

Южаков Сергей Николаевич Он критически рассматривал перенос выводов биологии в социологию, в частности дарвинизма.

Южаков считал, что естественный отбор работает в социальной сфере иначе, чем в природной, так как с ним сильно конкурируют такие факторы, как богатство, власть, общественное положение, статусные привилегии, нравственные ценности, культура в целом.

По мнению Южакова, существуют три вида деятельности

· личности, самостоятельная деятельность, но несогласованная с интересами общества (деятельность преступников),

· принудительная деятельность, насильственно согласованная с обществом (подневольный труд раба, заключенных или крепостного)

· самостоятельная, свободная деятельность, согласуемая с интересами личности и общества (труд изобретателя, ученого, артиста). Идеал справедливого общества предполагает максимальное расширение последней сферы.

Однофакторные школы в русской социологии к.19-нач 20 в.

 

Многофакторная теория М М Ковалевского

В социологии Ковалевский уделял наибольшее внимание: 1) связи социологии с историческими науками; 2) сравнительно-историческому методу исследования, 3) многофакторной основе общества; 4) социальным закономерностям и прогрессу, а также широкому кругу проблем, относящихся к происхождению главных социальных институтов («генетическая социология»).

Как и большинство позитивистов, он полагал, что социология в классификации наук идет за биологией и психологией. В социологической теории Ковалевского находит место сложное переплетение биологических, психических и экономических факторов. С помощью своего принципа плюрализма Ковалевский пытался преодолеть односторонность существующих уже направлений в социологии. Для того, чтобы получить истинный взгляд на общество, необходимо было синтезировать все положительное различных социологических школ.

Общество — это многосложная, развивающаяся организация, в которой все стороны находятся в тесном взаимодействии. Поэтому необходимо изучение одной его стороны с помощью наук, изучающих другие его стороны. Проверка данных одной науки данными других, а главное — совпадение результатов, есть лучшая гарантия от субъективизма и вместе с тем надежное ручательство за правильность сделанных выводов. И только в этом он видел достаточный критерий истинности. Занимаясь исследованиями истории отдельных стран, историей экономического, социально-политического развития Западной Европы, М. Ковалевский видел сложность, многоплановость и взаимодействие огромного числа социальных факторов.

Он отрицал наличие единого определяющего фактора. Он акцентировал внимание прежде всего на тесном взаимодействии всех сторон общественной жизни.Чтобы избежать односторонности существующих социологических теорий и получить истинный взгляд на общество, по мнению Ковалевского, нужно синтезировать все то положительное в подходе к обществу, что имеется у различных социологических школ. Эту задачу он и пытался решить с помощью принципа плюрализма. Подобный интегративизм сыграл значительную роль в развитии как русской, так и мировой социологии.

 

Теория суперсистем Сорокина

 

Свою теорию круговорота суперсистем П. Сорокин развил в работе «Социокультурная динамика». Он различал три основных вида социокультурных суперсистем, сменяющих друг друга и охватывающих одновременно много обществ – идеациональную («ideational»), идеалистическую («idealistic») и чувственную («sensate) Сорокин обозначает идеациональной истиной «истину, открываемую милостью Божией» или истину веры и считает её непогрешимой, способной дать адекватное представление о мире. Идеациональная истина обнаруживается с помощью мистического опыта, прямого откровения, божественной интуиции и вдохновения. Чувственная истина, конечно, основана на органах чувств, но утверждения, опирающиеся на данные органов чувств, могут быть истинными, а могут быть ложными. Идеалистическая истина, представляет собой созданный разумом синтез идеациональной и чувственной истин.

В основе смены суперсистем лежит смена господствующей истины. Сорокин утверждает, что ни одна из трёх истин не может дать абсолютного знания, каждая система истин частично верна и частично ложна. Возникающие при этом трудности познания приводят к практическим трудностям и, в конечном счёте, – к смене господствующей системы истины и соответственно к смене суперсистемы.

Теория суперсистем раскрывает одну из важных сторон развития общества, показывая воздействие способа познания на всё остальное общество.

 

Объект и предмет социологии

Социология (по Ядову) – наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общества, механизмах взаимосвязей и взаимодействия между этими общностями, а так же между общностями и личностями.

Объект науки – то, на что направленно изучение (внешняя часть реальности)
Объектом социологического познания является общество.
Предмет изучения – стороны, связи, отношения объекта, которые изучаются данной наукой.
предмет социологии - это социальные взаимодействия между людьми, а также закономерности, возникающие в ходе этих взаимодействий.
Функция – назначение элемента системы по отношению к ней как к целостности.
Функция – зависимость при которой изменение в одной части системы оказывается зависимо от изменений в другой её части или от изменения в целом.
Функции социологии:
- теоретико-познавательная (накопление и систематизация знаний)
- описательная
- прогностическая (составление прогнозов)
- преобразовательная (использование социологического знания в различных областях социальной практики)
- мировоззренческая
- идеологическая

Объектами социологического познания могут являться:

• глобальное мировое сообщество;

• традиционное национальное общество;

• микрообщество (социальная группа, семья и т.д.);

• индивид.

 

2) Структура социологического знания по Р. Мертону. Теории среднего уровня.

Общие социологические теории пытаются описать и объяснить жизнь общества в целом, они исследуют становление, развитие, изменение и функционирование социальных общностей разного уровня, отношения между ними, а также массовые социальные процессы, типические социальные действия людей.

Теории среднего уровня призваны обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания.

Конкретные социологические исследования направлены на получение эмпирического (опытного) материала для подтверждения или опровержения существующих теорий и гипотез, а также на получение нового теоретического знания об обществе.

ТСУ:
Процессы:
-Социология урбанизации
-Социология конфликта
-Социология управления

Институты:
-Социология религии
-Социология семьи
-Политическая социология
-Экономическая социология

Общности:
-Социология города
-Социология молодежи

Макросоциология рассматривает общество, государство, большие группы людей и их взаимоотношения.
Микросоциология рассматривает не многочисленные группы – трудовой коллектив, группы, личность.

 

Связь социологии с другими науками

Философия и социология. Социальная философия раскрывает субъективно-объективные отношения, сознательную деятельность на высшем уровне обобществления, рассматривает ее как родовую. Социология же, опираясь на философию, ориентируется на более конкретный анализ, на исследование сложной и разнообразной мозаики этой деятельности, поведения и отношений в том или ином обществе. Вместе с тем, описывая жизнедеятельность личности и социальных групп, социология оказывает воздействие на философию, заставляет ее расширять и углублять уровни обобщения.

История и социология. Известно, что в процессе развития общества нормы деятельности, поведения и отношений, ценности передаются из поколения в поколение. Прерывание преемственности, отрицание накопленного опыта, традиций, культуры в целом, как мы вновь и вновь убеждаемся, чревато большими бедами для человека и общества. Вместе с тем весьма важно выявить эволюцию субъективно-объективных связей, деятельности, отношений, норм и ценностей. Решить данную задачу можно лишь совместными усилиями истории и социологии. Пример разобщенности этих наук, отсутствие чувства историзма - перенос методов и принципов классовой борьбы ХIХ - первой трети ХХ в. на вторую половину нынешнего столетия.

Социология и экономическая наука. Материальное производство, экономическая деятельность - основная форма деятельности общества. Следовательно, социология не может не взаимодействовать с теорией этой деятельности - экономической наукой. Радикальные сдвиги в средствах труда, изменения в связи с этим места и роли человека в производственном процессе - все это оказывает прямое и опосредованное влияние на эволюцию социальной деятельности, поведения и отношений.

Социология и политология. Исследуя людей и общности как объекты и субъекты деятельности, поведения и отношений, социология по существу имеет дело с гражданским обществом. Политология же изучает политическую жизнь. Ясно, что между данными науками существует взаимодействие. Раскрыть закономерности политической жизни и на этой основе оптимизировать ее структуры, органы власти и т.д. можно лишь учитывая особенности общества в целом как социальной системы, что является предметом исследования социологии. Вместе с тем общество нельзя понять и реформировать без того воздействия, которое оказывают на него политические структуры и различные режимы.

Таким образом, частные науки (экономическая теория, политология, юридические дисциплины и т.д.) рассматривают отдельные сферы и стороны жизни с точки зрения их внутренних, специфических законов. В социологии же они исследуются не сами по себе, а как предпосылки, условия и средства социальной деятельности, поведения и отношений.

 

4) Постановка социальной проблематики в античной философии.

Платон: - основной принцип – справедливость Обучение по 3 категориям: - мудрец - войн - ремесленники-крестьяне Отсутствие частной собственности. Государством управляли 37 мудрецов. Работы: «Государство», «Законы»   Аристотель: - основной принцип – стабильность - поддерживал идею частной собственности Выделял 3 класса: богатые, средний класс и бедные. Средний класс должен быть самым многочисленным (~70%) Выделял 3 правильных и 3 не правильных формы правления: Правильные: монархия, аристократия, полития. Не правильные: тирания, олигархия, демократия.   Фома Аквинский: Работы: «О граде божьем» Противопоставляет церковь граду земному. Говорил о положительной роли государства, которое является божественной волей. Разделяет власть на духовную и светскую. Приоритет отдаётся духовной власти.

‪5) Концепция «естественного состояния» в социальной философии Нового времени (Ж.Руссо, Т. Гоббс, Дж. Локк).

Томас Гоббс (1588-1649), английский философ 17 века,в своем известном трактате «Левифиан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» По мнению Гоббса, появлению государства предшествует так называемое естественное состояние, состояние абсолютной, ничем неограниченной свободы людей, равных в своих правах и способностях. Люди равны между собой и в желании господствовать, обладать одними и теми же правами. Поэтому естественное состояние для Гоббса есть в полном смысле «состояние войны всех против всех «. Абсолютная свобода человека - стремление к анархии, хаосу, беспрерывной борьбе, в которой оправдывается и убийство человека человеком. Люди должны взаимно ограничить свою свободу чтобы существовать в состоянии общественного мира. Они договариваются между собой об этом ограничении. Это взаимное самоограничение называется общественным договором. Ограничивая свою естественную свободу, люди вместе с тем передают полномочия по поддержанию порядка и надзор за соблюдением договора той или иной группе или отдельному человеку. Так возникает государство, власть которого суверенна, т. е. независима ни от каких внешних или внутренних сил. Власть государства, по убеждению Гоббса, должна быть абсолютна, государство вправе в интересах общества в целом предпринимать любые меры принуждения к своим гражданам. Поэтому идеалом государства для Гоббса была абсолютная монархия, неограниченная власть по отношению к обществу. Несколько иных взглядов придерживался другой английский мыслитель 17 в. Дж. Локк (1632-1704).В работе «Два трактата о государственном правлении» он выдвигает иной взгляд на первоначальное, естественное состояние человека. В отличии от Гоббса с его тезисом о «войне всех против всех», Локк считает первоначальной абсолютной свободе людей не источник борьбы, а выражение естественного их равенства и готовности следовать разумным естественным, природным законам. Эта естественная готовность людей приводит их к осознанию того, что в интересах общего блага необходимо, сохранив свободу, часть функции отдать правительству, которое призвано обеспечить дальнейшее развитие общества. Так достигается общественный договор между людьми, так возникает государство. Основная цель государства - защита естественных прав людей, прав на жизнь, свободу и собственность. Локк акцентирует: люди отдают государству лишь часть своей естественной свободы. Государство обязано защищать их естественные права на собственность, жизнь, свободу. Чем больше прав у человека, тем шире круг его обязанностей перед обществом. Государство при этом не обладает абсолютной произвольной властью. Общественный договор предполагает, по мнению Локка, и ответственность государства перед гражданами. Если государство не выполняет своего долга перед людьми, если оно нарушает естественные свободы - люди вправе бороться против такого государства. Локка часто называют в числе основных теоретиков демократического государственного устройства. Его идеал - английская конституционная монархия, в которой воплощено равновесие интересов личности, и государства. Ж. -Ж. Руссо (1712-1778) Естественное состояние людей Руссо трактует состояние первобытной гармонии с природой. Человек не нуждается ни в общественных ограничителях, ни в морали, ни в систематическом труде. Способность к самосохранению удерживает его от состояния «войны всех против всех». Однако, население растет, меняются географические условия, развивается способности и потребности людей, что приводит в конечном счете к установлению частной собственности. Общество расслаивается на богатых и бедных, могущественных и притесненных, которые враждуют между собой. Неравенство развивается постепенно: сначала признаются богатство и бедность, затем - могущество и беззащитность, наконец - господство и порабощение. Общество нуждается в гражданском мире - заключается общественный договор, по которому власть над обществом переходит государству. Но в основе государственной власти, лежит воля и свободы каждого отдельного человека. Эта свобода и воля остаются абсолютными, неограниченными и после заключения общественного договора. носителем и источником власти является народ, который может и должен свергать власти, нарушающие условия общественного договора. Суверенно не государство, суеверен народ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 2349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.219 (0.076 с.)