Технология метода диалога в преподавании истории на уроке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология метода диалога в преподавании истории на уроке



 

Алгоритм:

Урок- беседа

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-беседа (Например, возьмем тему «Древний Египет. Государство на берегах Нила», 5 класс)

Цели урока:

Образовательные:

1.Создание у учащихся представления о теме урока (о Древнем Египте, что это было за государство).

2. Познакомить учащихся с географическим положением, с природно-климатическими условиями объекта (с географическим положением и природно-климатическими условиями Древнего Египта).

3. Формирование умений работы с историческими источниками, с текстом учебника, с картой.

Развивающие:

1. Умение самостоятельно находить информацию в учебнике на задание учителя.

2. Учится самим задавать вопросы к тексту и отвечать на них.

3. Логически и правильно излагать речь

4. Развивать навыки общения, сотрудничества при работе с учителем, с классом или в парах.

Воспитательные:

Воспитывать культуру общения, культуру речи

Подготовка оборудования к уроку: компьютер, мультимедийный проектор, звуковые колонки, презентация по теме урока, учебник и учебные пособия, карты.

Подготовка учебников и учебных пособий:

1.Основной учебник, по которому будут заниматься учащиеся, в нашем случае –это Вигасин А.А., Годер Г.И. История Древнего мира: Учебник для V кл. М.: Просвещение, 2014;

2. Учебные пособия: карта «Египет и Междуречье до середины I тыс. до н.э.»; Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя/ Сост. Е. А. Черкасова.- М.: Просвещение, 1991.

Озвучим план урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация темы урока (В этом пункте можно задать вопросы учащимся о названии темы, о том, что они знают по этой теме).

3. Изучения нового материала (Работа с картой, определения местоположения, организация учителем работы с учебником или дополнительным источником, организация беседы по вопросам к материалу учебника или вопросов к дополнительному источнику), (см. приложение 2)

4. Закрепление нового материала (На уроке изучения новой темы сначала коллективно выполняется несколько заданий из учебника. Обязательно даётся задание на самопроверку, в ходе выполнения которого каждый ученик выясняет для себя, как он овладел новыми знаниями или умениями.)

5. Подведение итогов урока. (Идёт работа по оценке, обоснованию найденного способа решения учебной задачи; обобщению знаний, полученных на уроке: как соотносятся полученные знания с ранее изученными, как их связать со следующими темами, найти им применение.

6. Выдать домашнее задание (Задается домашнее задание по параграфу учебника, можно дать дополнительно доклады, творческую работу (стенгазета, кроссворд)), (см. приложение 2).

 

Вид урока: Урок - исторический портрет.

Цели урока:

Образовательные:

-дать оценку реформам Петра I, расширить представления учащихся о роли личности в истории;

Развивающие:

-умение характеризовать исторического деятеля по памятке,

-формировать у учащихся культуру дискуссии;

-развивать мыслительные, коммуникативные способности,

-умение аргументировать, логично и грамотно излагать мысль;

Воспитательные:

-способствовать уважительному отношению к истории, культуре, традициям своего народа.

 

Подготовка оборудования к уроку: карта, портрет Петра I, раздаточный материал, документы, фрагменты из произведения историка Ключевского В.О..

Класс должен разделиться на 3-4 группы. Урок будет строиться по принципу от личности деятеля к его делам.

Озвучить план урока:

1.Вступительное слова учителя (оценка исторического деятеля, его деятельность)

2. Работа с памяткой исторического деятеля (учащиеся должны восстановить в памяти характеристику исторического деятеля, использовав памятку, в памятке должно быть указаны вопросы про сферу деятельности Петра I, исторические условия в тот период и др.), (см. приложение 3)

3. Составление исторического портрета Петра I (исторический портрет составляется с помощью памятки,учащиеся в группах должны работать 5-6 минут, после представитель от каждой группы выступает перед остальными. Время выступления 2-3 минуты, так же учитель может предложить обсудить вопрос «Соответствует ли сложившийся образ Петра I его портретным изображениям?»).

4. Дать характеристику реформам Петра I. Для этого используем таблицу «Петровские преобразования». (таблица см. приложение 3). После идет беседа по таблице, учащиеся так же читают оценку Ключевского В.О, высказывают свое мнение, может завязаться небольшая дискуссия по поводу оценки деятельности Петра I. (см. приложение 3).

5. Подведение итогов. Заключительное слова учителя (Учитель может задать вопросы о впечатлениях урока, о вкладе, внесённом в урок, оценить свою деятельность на уроке), (см. приложение 3).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотрев историю появления метода диалога, выделив функции метода, рассмотрев особенности применения этого метода на уроках истории можно сказать о том, что диалог выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но становится приоритетным принципом образования. Образование и воспитание духовно развитой и ответственной личности, возможно только в диалоге, который способствует формированию коммуникативной компетенции учащихся.

Так же можно сделать выводы:

1. Диалог имеет незаменимое воспитательное воздействие. Форма диалогического общения предполагает уважение к тому, кто говорит, в выражении согласия или несогласия участников диалога.

2. Диалогизация взаимоотношений учителя и учащихся на уроке истории обогащает возможности процесса обучения в плане реализации всех его компонентов: повышения коммуникативной компетенции учащихся, повышения качества знаний, умений и навыков, формирования опыта творческой деятельности, опыта эмоционально – оценочного отношения и логики научного мышления.

3. Диалогичность урока истории, обсуждение разных взглядов, версий, сопоставление точек зрения, спор, дискуссия ведут учащихся к более глубокому осмыслению того или иного исторического явления или события.

4. Диалогический строй уроков истории способствует гуманизации образовательного процесса и взаимопониманию, доверию, сотрудничеству учителя и учащихся.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт: [ Электронный ресурс]// минобранауки.рф/документ/336

2. Федеральный государственный образовательный стандарт в преподавании истории: [Электронный ресурс] // минобранауки.рф/документ/337

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Русский язык и культура речи: Учебник. /Под ред. проф. В. И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000

2. Маковельский А. Софисты. – Баку, 1940. – Вып. 1

3. Левинас Э. Время и другой. СПб., 1998

4. Донских О. А. Происхождение языка как философская проблема. – Новосибирск

5. Бодалев А.А. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. М., 2007

6. Перцева Н.В. Диалог как способ обучения чтению.//Начальная школа, 1997, №7

7. Батракова С. Н. Педагогическое общение как диалог в культуре //Педагогика, 2002, № 4

8. Курганов С.Ю. Психологические проблемы учебного диалога. – Киев, 1987г.

9. Воронина М. П. Диалог на уроке в начальной школе //Начальная школа, 2004, № 6

10. Бабанской Ю. К. Педагогика. Под ред. Просвещение Москва 1983.

11.. Мишина И.А. Учитель истории в условиях стандартизации образования // Преподавание истории и обществознания в школе. 2007. № 6.

12. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.

13. Борзова Л. П. Тренинг на начальном этапе обучения истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2005 №4

14. Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя / Сост. Е. А. Черкасова.- М.: Просвещение, 1991.

15. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М., 1991.

16. Теория педагогики: [Электронный ресурс]// teoria.ru/glava-5-uchebnaya-deyatelnost-v-osnovnyx-vidax-uchebnyx-otnoshenij

17. [Электронный ресурс]// https://ru.wikipedia.org//wiki

18. Л.Н. Боголюбов. Многообразие форм и методов учебной работы //Преподавание истории и обществознания в школе. 2013 №8

19. А.Г. Колосков – Содержание исторического образования в профильной школе как средство социализации личности// Преподавание истории и обществознания в школе. 2011 №10

20. Л.Н. Алексашкина – О системном подходе к развитию умений школьников при изучении истории в основной и старшей школе// Преподавание истории и обществознания в школе. 2011 №5

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Сравнительный анализ традиционной и диалоговой формы

урока[22]

 

Критерии Традиционный урок Урок – диалог
Роль учителя Доминирующая/ руководящая Сопровождающая / направляющая
Роль ученика Не всегда основная Основная/ доминирующая
Стиль общения Авторитарный или либеральный Демократический («Союз»)
Методы обучения Рассказ // объяснение учителя. Монологу отведено главное место Беседа, ролевая игра, дискуссия, тренинги. Диалог является основой существования урока
Эффективность урока Не всегда высокая Высокая
Отношения учитель/ученик Официальные Доверительные/партнерские
Мотивация к обучению Мотив – получение хорошей оценки; не всегда высокая Творческий/ интеллектуальный рост, нет стрессов; высокая мотивация

Приложение 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.012 с.)