Основные принципы и функции государственного регулирования экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы и функции государственного регулирования экономики



Для того, что бы более полнее оценить роль государства в жизни общества необходимо определить само понятие «государство»- это общенациональный политический орган, законодательно регулирующий волевые отношения между гражданами, их общественными организациями и социальными группами, занимающими определенное место в системе производства и присвоения материальных благ.

Следовательно, регулирующая роль государства, особенно в условиях рыночного хозяйства, заключается прежде всего в том, чтобы координировать экономические процессы в обществе и увязывать частные и общественные интересы.

При этом в рамках рыночных отношений любое правительство вынуждено придерживаться двух главных принципов регулирования экономики:

1.) Минимальное вмешательство государственных органов управления в экономическую деятельность предприятий

2.) Влияние на развитие социально-экономических процессов и установление государственного экономического регулирования и нормативов.

В современных условиях различные страны отличаются друг от друга направленностью, способами и формами государственного регулирования рыночной экономики.

Однако, в каждом государстве экономические функции правительства в развитии экономики играют весьма существенную роль.

К основным экономическим функциям правительства относят 5 функций, которые подразделяются на две группы задач.

К первой группе задач относятся:

1.) Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, облегчающих функционирование рыночной экономики.

2.) Защита конкуренции.

Ко второй группе задач относятся:

3.) Перераспределение денежного дохода и богатства с целью уменьшить неравенство в обществе (распределительная функция).

4.) Корректирование распределения экономических ресурсов с целью изменить структуру национального продукта (аллокационная функция).

5.) Стабилизация экономики.

 

Первая группа задач:

создание правовой основы рыночных отношений- эта функция заключается в разработке хозяйственного законодательства, определяющего порядок формирования и функционирования рыночного механизма. Именно в законах определяются права собственности, устанавливаются правила осуществления хозяйственной деятельности предприятий и организаций и взаимодействия между ними.

А так же фиксируются правовые отношения работодателей и наемных работников, устанавливаются стандарты качества продукции, права потребителей товаров и услуг, меры наказания за несоблюдение общественных норм экономическими субъектами.

Вторая функция- защита конкуренции. Конкуренция, являющаяся основой существования рыночной (капиталистической) экономики заставляет производителей быстро реагировать на меняющиеся запросы потребителей, расширять ассортимент, повышать количество товаров и услуг, внедрять в производство научно-технические разработки, эффективно распределять ресурсы для производства необходимых обществу товаров и услуг, снижать издержки производства. Развитие монополий существенно подрывает конкурентное начало рыночной экономики и снижает эффективность рыночного производства.

В общем смысле монополия - это ситуация на рынке, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец оказывается в состоянии влиять на общий объем предложения продукции, и, =), на цену продаваемого продукта. Это значит, что на первый план выходят интересы монополистов, получение сверх прибыли в ущерб общественным интересам. Только государство способно предотвратить разрушительные для национальной экономики последствия деятельности монополий. Именно поэтому, одной из функций правительства является проведение антимонопольной политики, включающей установление стандартов качества на монопольную продукцию, регулирование цен, запрет на образование монопольных производств в тех отраслях, где это не вызвано объективной необходимостью.

В отношении естественных монополий (т.е. отраслей, где экономические и технологические условия исключают возможность конкуренции) правительство образует государственные комиссии (антимонопольные комитеты) для регулирования цен на монопольную продукцию и установление стандартов качества производимых естественными монополиями товаров и услуг.

Такому государственному регулированию подвергаются транспорт, связь, производство и передача электроэнергии, газодобывающие компании и другие предприятия общественного пользования. В отношении искусственных монополий правительство издает антимонопольные законы с целью усиления и защиты конкуренции, т.к. высокая эффективность производства возможна только при условии высокого уровня развития конкуренции.

Вторая группа задач:

3 функция: перераспределение денежного дохода и богатства.

Материальное благосостояние в рыночной экономике зависит от многих причин: стартового капитала, образования, способностей, наличие работы и т.д. Это приводит к наличию в обществе как очень богатых, так и практически необеспеченных средствами к существованию граждан. Иначе говоря, рыночная система порождает значительное неравенство в распределении денежного дохода, и, =), в распределении национального продукта. В связи с этим, государство обязано брать на себя ответственность по обеспечению достойного уровня жизни всех граждан, распределению и перераспределению материальных благ.

В экономике развитых стран регулирование распределения доходов происходит либо путем прямого вмешательства в функционирование рынка (например, фиксация цен на с.х., продукты, установление минимального уровня з.п., и т.д.) либо через систему трансфертных платежей (определение: трансфертные платежи - это безвозмездные выплаты из государственных доходов наименее обеспеченным семьям и инвалидам), обеспечивающих пособие по безработице, пособие иждивенцам, инвалидам, остро нуждающимся и т.д., либо косвенно через налоговую систему (например, устанавливаются дифференцированные ставки налогов на личные доходы граждан).

Таким образом, через систему налогообложения и государственных расходов (трансферты) необходимая доля национального дохода переходит от относительно богатых членов общества к малоимущим гражданам.

 

4я функция: перераспределение ресурсов.

Эта функция заключается в том, что государство способствует оптимизации пропорций производства различных товаров путем сокращения избыточного экономически необоснованного поступления ресурсов в отдельные отрасли и перераспределение их в те отрасли, где увеличение выпуска продукции экономически целесообразно, и, в частности, речь идет о перераспределении ресурсов из частной сферы их применения в производство общественных товаров т.к. известно, что частный сектор не занимается производством общественных благ потому что особенности общественных товаров существенно отличаются от особенностей товаров индивидуального потребления. Из этого следует, что производство общественных товаров является задачей государства. Именно поэтому общественные товары и называются государственными благами.

Рассмотрим характеристики товара индивидуального спроса и общественного:

1. Товар индивидуального потребления:

Товар, предназначенный для индивидуального потребления, делим, т.е. он состоит из достаточно мелких единиц, что бы отдельные потребители смогли его купить.

Кроме того, на этот товар распространяется принцип исключения: те потребители, которые не могут или не хотят платить, не получают никаких выгод от товара индивидуально потребления.

Рыночный спрос, состоящий из суммы пожеланий каждого потенциально покупателя, дает возможность продавцам получить выручку, а тем самым и прибыль, т.е. общий доход, превышающий издержки производства. Равновесие между предложением и измененным количеством товара индивидуального спроса зависит от цены, которая определяется соотношением рыночного спроса и предложения. Это равновесие является оптимальным в том смысле, что оно максимизирует совокупное благосостояние тех продавцов и покупателей, которые непосредственно учувствуют в рыночной сделке.

2. Общественный товар

Такой товар неделим, т.е. он состоит из таких крупных единиц, что не может быть продан индивидуальному покупателю, и, =), не приносит немедленной выгоды.

Именно поэтому частный сектор не занимается производством общественный товаров.

На общественный товар не распространяется принцип исключения. Это значит, что когда товар уже произведен производитель лишен возможности помешать пользоваться его неделимыми благами тем потребителям, которые не платили за общественный товар. Т.к. потенциальные покупатели извлекают выгоду из общественного товара независимо от того, платили они за него или нет, то их подлинные предпочтения не выявляются.

Поскольку потребители добровольно не платят за общественный товар на рынке, то показателей рыночного спроса на общественный товар либо не существует, либо они существенно занижены. Поэтому рыночный спрос на такой товар не создает достаточный доход что бы покрыть издержки производства, хотя, коллективная выгода от общественного товара может быть равна соответствующим экономическим издержкам или даже превышать их.

Таким образом, товары индивидуального потребления достаются потребителям в результате их покупки, а общественные- в результате их создания.

Правительство перераспределяет ресурсы из частного сектора в производство общественных товаров путем манипулирования налогами и процентными ставками. Это значит, что более высокие налоги и % ставки сокращают частный спрос на ресурсы и правительство направляет высвободившиеся ресурсы в производство общественных товаров.

 

5я функция: стабилизация экономики.

При выполнении этой функции задачей государства является поддержание стабильного уровня цен, высокого уровня занятости и стимулирование экономического роста. Особенно при возникновении таких неблагоприятных ситуаций в экономике, как безработица и инфляция.

Таким образом, государство регулирует уровень безработицы и воздействует на инфляционные процессы, способствуя тем самым экономическому процветанию страны.

Цены в рыночной экономике

В современной экономике, ориентированной главным образом на рыночные отношения, ответы на вопросы: что производить, как производить и кто купит дают рыночные цены. Поэтому, такую экономику так же называют «ценоуправляемой рыночной экономикой», в которой цены выполняют следующие основные функции:

1. Цены ограничивают потребление редких ресурсов.

Это значит: чем реже ресурс, тем выше он оценивается обществом, и, =), его рыночная цена. Высокая цена ресурса определяет и высокую тему товара, что, очевидно, ограничивает его потребление, и, тем самым, потребление редкого ценного ресурса.

Данная функция называется «ограничивающим эффектом цен».

2. Цены являются мотивацией для производства.

Это значит: рост рыночных цен на товары и услуги привлекает соответствующую отрасль потенциальных производителей.

И, в результате, объем выпуска и предложения товара увеличивается.

И, наоборот, падение рыночных цен выталкивает часть производителей из отрасли, и в результате, объем выпуска и предложения уменьшается.

Таким образом, рост или падение рыночных цен заставляет производителей уменьшить объем выпуска товаров и услуг.

Данная функция называется «функцией мотивации производства».

Замечания:

Необходимо отличать понятие рыночная цена товара от стоимости товара, т.к. производители по-разному рассматривают на изменение рыночной цены и стоимости товара. Рыночная стоимость товара - устанавливается на рынке через взаимодействие спроса и предложения, т.е. когда в рыночной сделке участвуют и продавцы, и покупатели. Из функции мотивации производства следует, что изменения рыночной цены товара и его производство и предложения находятся в прямой зависимости. Стоимость товара- определяется расходами, которые несет производитель в процессе производства и реализации продукта.

И, в частности, ценами на используемые ресурсы, и величиной налогов, которые платит производитель.

Увеличение стоимости товара, вызванное ростом цен на ресурсы (например, увеличением номинальной з.п.) или ростом налогов (например, налога на социальное страхование- ведет к росту издержек производителя на единицу продукции, и, в результате, уменьшается выручка, прибыль и сокращается производство, но, уменьшение цен на ресурсы и налогов приводит к противоположному результату).

Таким образом, между уменьшением стоимости товара и ег производством и предложением существует обратная зависимость.

3. «Уравновешивающая функция»- это способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать цену на уровне, на котором, решения о купли- продаже синхронизируются (совпадают).

Тема 5. Теория спроса.

Определение: Спрос- это желание и возможность потребителя купить товар или услугу по в определенном месте и в определенное время по каждой возможной цене.

Шкала спроса. Кривая спроса и закон спроса.

Шкала спроса на товар в течение недели

Цена за ед. товара Величина спроса
  10 ед.
  20 ед.
  35 ед.
  55 ед.
  80 ед.

 

 

 

 


Кривая спроса

 

Шкала спроса и кривая спроса D показывают, что спрос был выше при низких, а не высоких ценах.

Отсюда следует, что:

Закон спроса:

Закон спроса выражает обратную или отрицательную зависимость между ценой за единицу товара и величиной спроса.

 

Спрос зависит от цены обратно.

Кривая спроса D является нисходящей т.к. демонстрирует действия закона спроса, т.е. указывает на то, что по мере снижения цен спрос увеличивается, и, наоборот.

Принципы, лежащие в основе закона спроса:

1. По меньшей цене большее количество потребителей сможет сделать покупку, это значит, что существуют товары и услуги, при изменении цен на которые, меняется количество их покупателей, и так же, товары и услуги, при снижении цен на которые, меняется количество их покупок (при этом же количестве покупателей).

2. Принцип убывающей предельной полезности. Согласно этому принципу потребление товара или услуги в течение какого-то времени приводит к тому, что его полезность для потребителя уменьшается (уменьшается удовлетворение от потребления). В результате уменьшается спрос, но потребители готовы покупать дополнительные единицы данного товара при условии, что цена будет снижаться.

3. Эффекты дохода означает, что при уменьшении цены единицы товара увеличивается покупательная способность денежного дохода потребителя. И поэтому, он может купить большое количество товара по сниженной цене + все альтернативные товары, которые он планировал купить раньше (как вариант).

Эффект замещения относится к взаимозаменяемым (родственным) товарам, которые так же называются «товары субституты».

Например, если два товара А и В являются взаимозаменяемыми, то при увеличении цены товара А (цена товара В предполагается неизменной) потребители могут принять решение купить родственный товару А товар В потому что он теперь относительно дешевле. В этом случае покупательная способность денежного дохода потребителя не меняется.

Таким образом, эффекты дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что потребители готовы покупать больше товаров по более низким ценам.

 

 

Детерминанты (факторы) спроса


Детерминанты (факторы) спроса.

При построении кривой спроса D1 принимается допущение, что главой детерминантой, влияющей на спрос, является рыночная цена товара, которая изменяется при «прочих равных условиях». В данном случае «прочие условия»- это другие, т.е. не ценовые факторы рыночного спроса, которые заданы, известны, не меняются и не влияют на спрос. Влияние на спрос цены называется «изменением величины спроса» (название первой модели), что представлено на рисунке движением точек а, в по стабильной кривой D1 (кривая не смещается).

Движение точки а по кривой вниз к точке в указывает на уменьшение цены и параллельный рост спроса. Движение точки в по кривой вверх к точке а указывает на увеличение цены и уменьшение спроса.

Таким образом, указанные изменения величины спроса происходят в том случае, когда не ценовые факторы являются «прочими равными условиями».

Если же «прочих равных условий», т.е. те не ценовые факторы, которые раньше считались (один или сразу несколько факторов), то вся кривая смещается.

Смещение вправо (вверх) от D1 к D2 указывает на увеличение по каждой цене под влиянием не ценовых факторов, т.е. при тех же ценах на товар, спрос на него больше, чем раньше. Смещение влево (вниз) от D1 к D3 указывает на уменьшение спроса по каждой цене под влиянием не ценовых факторов, т.е. ни одна из возможных на данный товар цен не изменилась, но спрос меньше, чем раньше.

Влияние не ценовых факторов на спрос называется «изменением в спросе» (название второй модели), =), в данном случае, «прочим равным условием» является цена товара, которая задана, известна, не меняется и не влияет на спрос.

Обобщение.

Таким образом, анализируя кривую спроса, следует отличать «изменение величины спроса», вызванное уменьшением цены и графически предполагающее стабильную кривую «от изменений в спросе», вызванных изменениями не ценовых факторов, приводящих к смещению всей кривой.

К этим факторам относятся:

1.) Вкусы или предпочтения потребителей

2.) Доходы потребителей

3.) Цены на сопряженные товары (взаимозаменяемые и взаимодополняющие)

4.) Ожидание потребителей относительно будущих цен и будущих доходов

5.) Число покупателей на рынке

Анализ не ценовых факторов:

1.) Вкусы или предпочтения

Благоприятное для данного товара изменение вкусов или предпочтений потребителей, вызванное рекламой или изменением моды приведет к росту спроса на него по каждой цене и смещению кривой вправо.

К такому же результату приведет и появление на рынке принципиально нового товара как результата технического усовершенствования.

Но, неблагоприятные для данного товара изменения в предпочтениях потребителей приведут к противоположному результату, т.е. уменьшению спроса по каждой цене и смещению кривой влево.

2.) Доходы потребителей

При увеличении доходов потребителей, увеличивается спрос на дорогие товары и услуги.

При уменьшении доходов спрос на такую продукцию падает.

Поэтому, если между изменением дохода потребителей и спросом на товары существует прямая зависимость (рост дохода- рост спроса, и наоборот), но такие товары называются товарами высшей категории или нормальными товарами.

Если же между изменением дохода и спросом на товары существует обратная зависимость (уменьшение дохода- рост спроса, и наоборот), то такие товары называются товарами низшей категории.

Таким образом, при увеличении дохода кривая спроса на нормальный товар сместиться вправо, а на товар низшей категории влево; при уменьшении дохода кривая спроса на нормальный товар сместиться влево, а на товар низшей категории вправо.

3.) Цены на сопряженные товары

Различают два вида сопряженных товаров: взаимозаменяемые или родственные (субституты) и взаимодополняемые (комплиментарные).

Если два товара а, в являются взаимозаменяемыми, то между изменениями цены на один из них, и спросом на другой существует прямая зависимость (рост цены товара а ведет к росту спроса на товар в).

Если товары а, в являются взаимодополняемыми, то спрос на них предъявляется одновременно, их нельзя использовать один без другого (например, определенная марка и запчасти к ней), поэтому между изменениями цену на один из них и спросом на другой существует обратная зависимость (рост цены товара а ведет к уменьшению спроса на товар в).

4.) Ожидание роста цен в ближайшем будущем приведут к росту спроса на товар по каждой цене и смещению кривой вправо если потребители примут решение купить товар заранее, до повышения цен.

Спрос увеличится и кривая сместится вправо и в том случае, если потребители, ожидая дохода примут решение тратить бОльшую, а сберегать мЕньшую часть текущего дохода.

Ожидание снижения цен в скором времени приведут к уменьшению спроса по каждой цене и смещению кривой влево если потребители примут решение извлечь выгоду из предстоящего снижения цен, т.е. купить товары после понижения цен.

Спрос уменьшится и крисая сместится влево в том случае, если ожидая уменьшение дохода потребители примут решение сберегать бОльшую, а тратить мЕньшую часть текущего дохода.

5.) Число покупателей на рынке.

6.) Это число, и, =), спрос, и, =), предложение кривой зависят от других неценовых факторов спроса.

 

Тема 6. Ценовая эластичность спроса. (изменение спроса)

Согласно закону спроса потребители при снижении цен увеличивают спрос, а при повышении цен спрос уменьшается. Причем, реакция потребителей на изменение цен может варьироваться как в пределах одной и той же продукции, так и в пределах разных продуктов.

Чуткость или чувствительность потребителей к изменению цен определяют при помощи концепции ценовой эластичности спроса, которая заключается в следующем:

1.) Эластичный спрос

Определение: Если изменение цены приводит к большему изменению спроса, то такой спрос называется эластичным, или относительно эластичным.

Уточнение. К эластичному спросу относятся товары и услуги, которые реализуются по относительно высоким рыночным ценам и имеют большое количество близких заменителей. Отсюда следует: Чем меньше необходим товар потребителю (большое количество близких заменителей предоставляет потребителям широкий выбор), тем выше эластичность спроса на товар или услугу.

Согласно первому принципу закона спроса при изменении цен на товары и услуги эластичного спроса меняется количество их покупателей, а это и приводит к большему изменению спроса относительно изменения цены.

2.) Не эластичный спрос.

Определение: Если изменение цены приводит к меньшему изменению спроса, то такой спрос называется не эластичным или относительно не эластичным.

Уточнение: к такому спросу можно отнести товары и услуги, которые реализуются по относительно не высоким рыночным ценам и не имеют близких заменителей (например, товары и услуги из рыночной потребительской корзины). Отсюда следует: чем больше необходим товар покупателю (отсутствие заменителей лишает потребителя выбора), тем ниже эластичность спроса на товар или услугу.

В соответствии с первым принципом закона спроса при изменении цен на товары и услуги не эластичного спроса меняется количество их покупок (при том же количестве покупателей), а это и приводит к меньшему изменению спроса относительно изменения цены.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.078 с.)