Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
IV. Средневековая народная поэзия
Баллады о Робин Гуде. На протяжении всего Средневековья параллельно с сословной рыцарской и городской поэзией развивается устная народная поэзия. Отличается непосредственной человечностью. Особенно большое распространение получает жанр «баллады». Слово баллада этимологически восходит к латинскому глаголу ballare - плясать (ср. провансальское balada - песня с пляской; ср. также восходящие к тому же этимологическому корню слова бал и балет). Баллада первоначально была песней, сопровождаемой пляской, и отзвук песенного начала чувствуется не только в отдельных деталях, - например, в повторениях отдельных слов или строк, - но и в самом ритме даже наиболее эпических баллад.Народные баллады – это небольшие по объему лиро-эпические песни повествовательного содержания. Главное отличие баллады от эпоса заключается в принципе типизации и в способах изображения человека. Эпос создает чрезвычайно масштабные, преувеличенные образы; он “общенароден” и оптимистичен. Баллада же решительно отказывается от эпического преувеличения, обращается к индивидуальной, частной судьбе, к трагическому в жизни. Способом типизации в балладе является сюжетная коллизия, а не образ. Герой баллады не может быть “оторван” от сюжета. Баллада сделала достоянием искусства новые трагические противоречия общественной жизни, незнакомые эпосу. Рассказ в балладе сосредоточен вокруг нескольких драматических или диалогических сцен, объединенных единым повествованием, которое характеризуется фрагментарностью изложения, фиксирующего только высшие моменты развития действия и опускающего промежуточные звенья, преобладанием диалога, драматизирующего рассказ. Повествовательность, “сюжетность” баллады подчеркивается отсутствием описания внешности и переживаний героев, предыстории конфликта, авторского отношения к происходящему—пояснений, морализации. Рассказ строго объективен. Действие баллады сосредоточено на одном эпизоде, одном конфликте. Сюжетно-композиционными «скрепами» нередко выступают рефрены, повторы, приемы параллелизма и т.п. Расцвет народной баллады приходится на XIV - XVI вв. Многие баллады имеют исторические источники. К английским историческим балладам примыкают баллады разбойничьи. Их герой, легендарный Робин Гуд - благородный разбойник, защитник обиженных и угнетенных. Он помогает бедным, почитает короля, но вступает в борьбу с его неверными слугами – шерифом, епископом, рыцарями и т.д.
В эпоху романтизма в связи с усиленным интересом романтиков к народной песне английские баллады стали всемирно знаменитыми. Последнее произошло не только в результате художественного совершенства англо-шотландских баллад, но и благодаря тому, что первые собрания баллад, вызвавшие общеевропейский интерес к этому жанру были английскими. Это, во-первых, известное собрание старинных баллад и песен Томаса Перси (1765—1794 годы) и, во-вторых, собрание шотландских баллад Вальтера Скотта (1802—1803 годы), за которыми последовал ряд других изданий. Традиция народной баллады была продолжена и развита в литературе (в Англии – Бёрнсом, Вальтером Скоттом, Кольриджем, Саути, Китсом; в Германии - Бюргером, Гёте, Брентано, Гейне, Шамиссо; во Франции - В. Гюго, Жерар-де-Нервалем; в России – В.Жуковским, А.Пушкиным, в ХХ веке – Н.Гумилевым, Н.Тихоновым, В.Высоцким и др.).
РОБИН ГУД И ШЕРИФ (перевод С. Маршака) Двенадцать месяцев в году, Вот едет, едет Робин Гуд - Что слышно, хозяйка, у вас в городке? - - Скажи мне, за что осудил их шериф? Вот едет, едет Робин Гуд - Что слышно на свете, седой пилигрим? - - Надень-ка одежду мою, пилигрим.
- Богат твой наряд, - отвечал пилигрим, - - Бери, старичок, мой богатый наряд. Колпак пилигрима надел Робин Гуд, - Спаси и помилуй, - сказал Робин Гуд. - - Штаны и кафтан ты получишь, старик, Но вдруг повернулся кругом Робин Гуд - Я не был, шериф, никогда палачом, Не так уж я беден, почтенный шериф. Рожок подарил мне мой друг Робин Гуд. - Труби, - засмеялся надменный шериф, - Протяжно в рожок затрубил Робин Гуд, И снова в рожок затрубил Робин Гуд, - Что это за люди? - воскликнул шериф. В ту ночь отворились ворота тюрьмы,
V. РЫЦАРСКАЯ ПОЭЗИЯ Лирика трубадуров Рыцарская лирика трубадуров (от провансальского trobar - находить,
Лирика трубадуров всецело подчинялась жанровому принципу. Жанр, во-первых, определялся предметом (темой) изображения, поскольку существовал достаточно ограниченный круг поэтических сюжетов, признанных достойными воплощения и переходивших из произведения в произведение, от поэта к поэту и даже от поколения к поколению; во-вторых, каждый жанр предполагал набор возможных трактовок избранной темы, так что поэт наперед знал, как должна складываться та или иная лирическая ситуация, как должен вести себя тот или иной лирический персонаж; в-третьих, лирика трубадуров располагала арсеналом фиксированных формул (лексических, синтаксических, стилистических и т. п.) для описания любого предмета или персонажа из тех, что входили в область куртуазного мира (так, существовал канон описания Дамы, клеветника-наветчика и т. п.); в-четвертых, жанр определялся характером своего строфического построения (известно до 500 строфических форм); наконец, поскольку средневековая лирика была неотделима от напева и сами трубадуры были не просто поэтами, но поэтами- композиторами, а их произведения - песнями, то специфика жанра определялась также складываемой трубадуром мелодией. Среди жанровых форм поэзии трубадуров особенно были распространены такие жанры как: канцона, пасторелла, сирвента, альба, серена (серенада), тенсона, плач, баллада и пр. Многие из этих форм имеют корни в народной поэзии Франции, но они были переработаны и усложнены трубадурами. Провансальская поэзия французских трубадуров оказала огромное влияние на судьбы поэзии Италии (на поэтическое мастерство Данте и особенно Петрарки), Испании, Португалии, Германии (миннезингеры), Англии (прерафаэлиты). В 17 и 18 вв. наблюдается ослабление интереса к поэзии трубадуров и даже почти полное ее забвение. Но в начале 19 в. во Франции и Германии возрождается интерес к провансальской лирике. В русской поэзии влияние провансальской лирики наиболее явно ощущается в драме А. Блока «Роза и крест». В его цикле «Стихи о Прекрасной Даме» также использованы ключевые символы провансальской поэзии (культ Прекрасной Дамы), переосмысленные однако в романтико-символистском и мистическом ключе. К стилизации некоторых жанров провансальской лирики прибегали поэты Серебряного века - Вяч. Иванов, В.Брюсов, Н.Гумилев (см. его «Балладу», «Канцону» и др.). Канцона, или кансона (итал. Canzone, букв. - песня) — лирический жанр поэзии трубадуров, небольшое стихотворение (в 3—5—7 строф), воспевавшее рыцарскую любовь; рифмы первой строфы обязательны и для остальных строф; заключительная строфа канцоны — укороченная (наподобие «посылки» во французской балладе), где поэт обращается к жонглеру, исполняющему эту канцону, или же к тому лицу, которому она адресована. Серена (букв. — вечерняя роса) — жанр лирической поэзии французских трубадуров на темы запретной любви. Серена явилась прототипом более позднего жанра, появившегося в Италии, — серенады, в которой тема запретной любви стала необязательной. Серенада — это вечерняя приветственная песня, исполнявшаяся перед окнами дамы трубадурами в сопровождении музыкальных инструментов. Баллада (букв. - песня с пляской) жанр провансальской лирики, плясовая песня с определенной тематикой (восхваление весенней поры и любви, осмеяние «ревнивцев» мужей и т. п.) и слабо выраженными формальными признаками (наличие рефрена, соединенного одной общей рифмой с последней строкой строфы и т.п.) Сирвента — жанр провансальской поэзии, стихотворение полемического характера. Сирвента формально строилась так же, как и кансона, но имела другую тематику - политическую, религиозную, моральную. В так называемых персональных сирвентах трубадуры обсуждали достоинства и недостатки друг друга и своих покровителей.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.23.130 (0.02 с.) |