Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность.



Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность.

Ведущее место в осуществлении правоохранительной деятельности занимает суд. Это государственный орган, призванный разрешать споры и конфликты, возникающие в обществе между людьми в процессе их социального взаимодействия. Суд появился в государстве как орган охраны права, его защиты от нарушений, как орган судебной власти, осуществляющий специфическую государственную функцию – правосудие.

Существует 2 точки зрения: 1. суд относится к правоохранительным органам. 2. суд не относится к правоохранительным органам.

Суд стоит на вершине, т.к. судебный орган, единственный из всех правоохранительных органов окончательно судит о праве, от имени гос-ва решает вопросы о виновности или невиновности лица, о применении или неприменении к нему соответствующего наказания. А следственный комитет, адвокатура, нотариат, при осуществлении своей деятельности играет вспомогательную суду роль.

Правоохранительная деятельность - это урегулированная законом деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по восстановлению нарушенного права и справедливости, обеспечению исполнения юридических обязанностей, применению в необходимых случаях мер государственного принуждения (юридич. санкций) к лицам, посягающим на охраняемые законом интересы, в целях охраны прав и свобод граждан, конституционного строя, предупреждения правонарушений и нравственно - правового воспитания граждан.

 

 

Основные признаки:

· в процессе осуществления правоохранительной деятельности реализуется закон, т.е. применяется норма права.

· правоохранительная деятельность связана с восстановлением нарушенного права и справедливости в необходимых случаях с применением мер государственного принуждения к правонарушителю.

· правоохранительную деятельность осуществляют специально уполномоченные на то субъекты: уполномоченные государственные органы (следователь, судья, суд, прокуратура);

· правоохранительная деятельность осуществляется в форме строго определённой законом;

· решения, принятые уполномоченными должностными лицами, обязательны для исполнения всеми субъектами.

К основным задачам правоохранительной деятельности относятся:

ü охрана общественного строя в государстве;

ü охрана экономической системы;

ü охрана политической системы;

ü укрепление законности и правопорядка;

ü защита основных прав и свобод граждан;


 

Взаимодействие правоохранительных органов с Высшими органами государственной власти

Правоохранительные органы РБ в процессе осуществления своей деятельности тесно взаимодействуют с органами государственной власти и управления различного уровня, трудовыми коллективами предприятий, учреждений и организаций, а также со средствами массовой информации.

Основным признаком правоохранительной деятельности является то, что ее реализация возлагается, прежде всего, и в основном, на специально уполномоченные государственные органы, образование которых, организация и деятельность регламентируется в установленном законодательством порядке, в том числе путем установления особых процедурных правил для решения стоящих перед ними вопросов.

Вместе с тем следует сказать о том, что правоохранительные органы реализуют свои полномочия хотя и самостоятельно, но в тесном взаимодействии с органами государственной власти и управления.

Во-первых, правоохранительные органы образуются высшими органами государственной власти и управления в строгом соответствии с административно-территориальным устройством страны, на правовой основе, установленной Конституцией и другими законодательными актами.

Во-вторых, правоохранительные органы разрабатывают и вносят в установленном законом порядке в органы государственной власти и управления предложения по совершенствованию законодательства по вопросам, относящимся к их компетенции.

В-третьих, в своей деятельности правоохранительные органы подконтрольны и подотчетны республиканским органам государственной власти и управления.

В-четвертых, Республиканские органы государственной власти уполномочены решать некоторые вопросы формирования центральных правоохранительных органов. Высшие должностные лица всех силовых структур назначаются на должность и освобождаются от нее Президентом.

В-пятых, Республиканскими органами государственной власти и управления принимаются законы и другие нормативные правовые акты, которые реализуются правоохранительными органами и таким образом проверяется жизнеспособность закона, его действенность.

В-шестых, высшие органы государственной власти и управления выступают в роли гаранта, обеспечивающего условия для нормального функционирования, эффективной деятельности центральных правоохранительных органов.

В-седьмых, для характеристики взаимоотношений, взаимодействия высших органов власти и управления с правоохранительными органами принципиальное значение имеет осуществление первыми конкретных мер по укреплению законности и правопорядка, а равно обеспечению согласованных и эффективных действий в данной области.


 

Судебная власть

Судебная власть – функционирующая на основе закона и в порядке, установленном законом, система судебных учреждений – органов судебной власти – действующая в целях обеспечения верховенства права, защиты прав и свобод граждан.

В понятие судебной власти должно входить 4 положения: наличие не менее 2 субъектов правоотношений, одним из которых является суд; возможность суда применять принуждение в случае не исполнения его законных требований; подчинение суду всех субъектов правоотношений; наличие правовых норм, регулирующих действие участников правоотношений. Назначение судебной власти: защита прав граждан, учреждений, государства.

Свойства: самостоятельность и независимость (ограничена от других ветвей власти, запрещение вмешательства в его деятельность, подчинение нижестоящих судов вышестоящим), полнота и исключительность (судебная власть исключительна по своему характеру), объективность и беспристрастность, верховенство судебной власти (правосудие от имени РБ, в соответствии с конституцией и иных нпа, контролирует досудебное произ-во), легитимность (считается при доверии к ней народа), политическая нейтральность (судьи вне политики и политической борьбы).

Судебная защита является наиболее цивилизованной, совершенной, надежной и эффективной защитой субъективных прав и законных интересов граждан. Она содержит максимум гарантий прав личности и справедливого разрешения споров, связанных с правом.

 

Конституционный суд РБ

КС РБ формируется в количестве 12 судей. Судьями КС РБ являются Председатель, заместитель Председателя и 10 судей КС РБ.

КС РБ приступает к работе и правомочен принимать решения, когда в его состав назначено (избрано) не менее 8 судей КС РБ.

Порядок формирования КС РБ:

КС РБ формируется в следующем порядке:

6 судей назначаются Президентом РБ;

6 судей избираются Советом Республики Национального собрания РБ.

В случае досрочного выбытия из состава КС РБ назначенного (избранного) судьи назначение (избрание) другого судьи производится в порядке, установленном К РБ и Кодексом РБ О судоустройстве и статусе судей.

Компетенция КС РБ:

КС РБ рассматривает вопросы о конституционности нормативных правовых актов, как в целом, так и их отдельных положений.

КС РБ по предложениям Президента РБ, Палаты представителей, Совета Республики Национального собрания РБ, ВС РБ, ВХС РБ, Совета Министров РБ дает заключения:

- о соответствии законов, декретов, указов Президента РБ, международных договорных и иных обязательств РБ Конституции РБ и международно - правовым актам, ратифицированным РБ;

- о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит РБ, указов Президента, изданных во исполнение законов, Конституции РБ, международно- правовым актам, ратифицированным РБ, законам и декретам Президента РБ;

Суды общей юрисдикции

В Беларуси суды общей юрисдикции занимаются гражданскими, уголовными и административными делами, а также делами по военнослужащим.

В систему судов общей юрисдикции входит:

· Верховный Суд Республики Беларусь

· областные суды

· суд города Минска

· городские (районные) суды

· военные суды

Хозяйственные суды в Беларуси

Система хозяйственных судов Беларуси призвана защищать экономические и хозяйственные интересы физических и юридических лиц, в том числе иностранных.

В систему хозяйственных судов Беларуси входит:

· Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь

· хозяйственные суды областей

· хозяйственный суд г. Минска

Конституционный суд Республики Беларусь

Основной целью работы Конституционного суда Беларуси является проверка соответствия нормативных правовых актов статьям Конституции.

Конституционный суд состоит из 12 экспертов по правовым вопросам высокой квалификации. Эксперты должны:

1. быть не старше 70 лет

2. иметь соответствующее высшее образование

Президент Беларуси назначает шесть судей, еще шесть избираются Советом Республики.

Председатель суда назначается Президентом Беларуси с одобрения Совета Республики. Срок полномочий судьи Конституционного суда – 11 лет.

Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность.

Ведущее место в осуществлении правоохранительной деятельности занимает суд. Это государственный орган, призванный разрешать споры и конфликты, возникающие в обществе между людьми в процессе их социального взаимодействия. Суд появился в государстве как орган охраны права, его защиты от нарушений, как орган судебной власти, осуществляющий специфическую государственную функцию – правосудие.

Существует 2 точки зрения: 1. суд относится к правоохранительным органам. 2. суд не относится к правоохранительным органам.

Суд стоит на вершине, т.к. судебный орган, единственный из всех правоохранительных органов окончательно судит о праве, от имени гос-ва решает вопросы о виновности или невиновности лица, о применении или неприменении к нему соответствующего наказания. А следственный комитет, адвокатура, нотариат, при осуществлении своей деятельности играет вспомогательную суду роль.

Правоохранительная деятельность - это урегулированная законом деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по восстановлению нарушенного права и справедливости, обеспечению исполнения юридических обязанностей, применению в необходимых случаях мер государственного принуждения (юридич. санкций) к лицам, посягающим на охраняемые законом интересы, в целях охраны прав и свобод граждан, конституционного строя, предупреждения правонарушений и нравственно - правового воспитания граждан.

 

 

Основные признаки:

· в процессе осуществления правоохранительной деятельности реализуется закон, т.е. применяется норма права.

· правоохранительная деятельность связана с восстановлением нарушенного права и справедливости в необходимых случаях с применением мер государственного принуждения к правонарушителю.

· правоохранительную деятельность осуществляют специально уполномоченные на то субъекты: уполномоченные государственные органы (следователь, судья, суд, прокуратура);

· правоохранительная деятельность осуществляется в форме строго определённой законом;

· решения, принятые уполномоченными должностными лицами, обязательны для исполнения всеми субъектами.

К основным задачам правоохранительной деятельности относятся:

ü охрана общественного строя в государстве;

ü охрана экономической системы;

ü охрана политической системы;

ü укрепление законности и правопорядка;

ü защита основных прав и свобод граждан;


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.026 с.)