Тенденции рынка и перспективы развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тенденции рынка и перспективы развития



· Исторический среднегодовой рост страхового рынка в 2010–2011 годах составлял более 10%, что придало оптимизм участникам рынка и в 2012 году. Большинство из них планирует продолжить концентрироваться на росте объема премий и повышении рентабельности вслед за ростом рынка.

· Ожидается, что общерыночные тенденции в сторону роста концентрации и увеличения доли рынка Топ-10 компаний продолжатся, что соответствует существовавшему ранее тренду. Однако текущий оптимизм по росту основан на ожидании общеэкономического роста в РФ, которое может не оправдаться (текущий прогноз роста ВВП составляет менее 4%).

· Как исторически, так и по результатам исследования существенным фактором роста является государственная поддержка отрасли в виде введения обязательных видов страхования, таких как страхование ОПО.

· Моторные виды страхования продолжают быть приоритетными для всех участников рынка, и этот настрой поддерживается прогнозируемым ростом кредитования на уровне 20–25% и значительным ростом автопарка.

· Кроме того, большие надежды подает рынок страхования жизни, однако его конкурентоспособность и дальнейший рост тесно связаны с изменениями налогового законодательства.

· Несмотря на высокие комиссии банкам и дилерам, страховые компании намерены увеличить продажи по этим каналам, уделяя умеренное внимание развитию прямых продаж.

 

Повышение эффективности страховых компаний

· Несмотря на важность развития автоматизации, большинство компаний не планируют увеличивать расходы на ИТ-системы, намереваясь оставить их на уровне предыдущего года. Однако акцент в этом году смещается на систему управления взаимоотношениями с клиентами (CRM).

· Расходы на ведение дела и аквизиционные расходы остаются приоритетными с точки зрения управления затратами со стороны страховых компаний как основные меры повышения рентабельности. При этом оценка страхового риска (которую отметили как приоритетную 50% респондентов в 2011 году) ушла на второй план.

· В части сокращения расходов на ведение дела основными мерами, которыми будут пользоваться компании в 2012 году, называются централизация функций и оптимизация расходов на персонал.

· Рост аквизиционных расходов связан с обострением конкурентной борьбы на рынке, повышением агентских вознаграждений и ростом доли банковского канала продаж. Однако предполагаемые меры, такие как оптимизация взаимоотношений с партнерами и развитие прямых продаж, могут либо не принести ожидаемых результатов в силу наличия достаточно сильной позиции у партнеров, либо потребовать дополнительных инвестиций в инфраструктуру, что также создаст дополнительное давление на рентабельность бизнеса.

· В целом, выстраивание отношений с партнерами и снижение уровня мошенничества называются как наиболее приоритетные меры по снижению убыточности страхового бизнеса. Однако если первая мера может быть неэффективна из-за сильной рыночной позиции посредников, то вторая – выглядит противоречивой в силу того, что оценке страхового риска в 2012 году уделяется не так много внимания, как ожидалось.

· Руководители не прогнозируют существенного снижения убыточности по основным видам страхования за исключением ОСАГО, по которому ожидается улучшение рентабельности в связи с корректировкой тарифов.

 

Очевидно, что задачи развития и становления национальной системы страхования выходят на первый план, и необходимо глубокое изучение страхового рынка страны, чтобы наметить пути совершенствования его в современных условиях, основными среди которых являются:

§ - стабилизация финансового положения хозяйств субъектов и населения — потенциальных страхователей;

§ - формирование устойчивых и надежных страховых компаний;

§ - активизация роли государства и его органов в укреплении и развитии страхового рынка;

§ - формирование государственных приоритетов в развитии страхования;

§ - развитие законодательной базы страхования, учитывая современную ситуацию на страховом рынке;

§ - использование современных методов и средств управления страховыми компаниями, соответствующих принципам их рыночного функционирования, концепции, маркетинга в управлении страховыми компаниями для более полного удовлетворения населения в страховой защите;

§ - формирование региональной составляющей страхового рынка.

 

Перспективы и проблемы развития отдельных секторов национального страхового рынка.

Розничное страхование

Проблемы:

• Несмотря на уверенный рост премий в имущественном страховании и

страховании от несчастных случаев в 2011 г. (в 2012 г. ожидается

продолжение), проникновение страхования в обоих сегментах остается

относительно низким

• Важные виды страхования, такие как ДМС, страхование жизни и накопительное страхование, а также страхование ответственности, находятся в зачаточном состоянии, отчего проистекает «недострахованность» населения

• Только 5-10% имущества физ. лиц и организаций застраховано от риска

пожара

• Уровень продаж страхования ответственности по сей день остается низким

• Частное медицинское страхование не востребовано, так как граждане,

имеющие достаточный уровень дохода для приобретения данного вида

страхования, обычно и так получают его от работодателя в рамках

социального пакета

• Продукты по страхованию жизни и накопительному страхованию не

привлекательны для потребителей, так как отсутствуют налоговые стимулы, а ставки по срочным банковским вкладам достаточно высоки

Перспективы:

· Повышения доверия к отрасли страхования и развитие страховой культуры:

· Переход на электронный формат всех операций в розничном страховании.

· Стандартизация правил страхования, предоставляемых услуг и

урегулирования убытков

· Введение обязательного страхования жилого имущества от стихийных

бедствий.

· Стимулирование спроса на розничные страховые продукты

Автострахование

Проблемы

Экономические показатели российского сегмента автострахования

указывают на его неверное функционирование:

• В России сегмент автострахования практически не является источником

дальнейших перекрестных продаж иных продуктов. Премии, уплачиваемые

клиентами, более чем в три раза превышают аналогичный уровень премий на

Европейских рынках, и сегмент автострахования является наиболее

восприимчивым к продолжающейся практике андеррайтинга на основе

движения денежных средств и разрушительной конкуренции по уровням цен и

комиссионного вознаграждения

• Практика использования БСО была изначально направлена на защиту отрасли

от слабых страховых компаний на рынке ОСАГО, целью которых был

исключительно сбор премий и последующая передача бремени выплаты

страховых возмещений на гарантийный фонд ОСАГО.

Перспективы

· Формирование базы данных убытков по водителям

· Перевод всех операций в автостраховании на цифровой режим обработки

· Стандартизация терминологии, используемой в автостраховании

· Использование современных технологий для качественного скачка на пути

развития автострахования

· Изменения в регулировании и законодательстве (для реализации

перечисленных выше мер)

· Стимулирование инноваций в продуктах (Информирование населения о преимуществах использования франшизы)

· Предотвращение случаев мошенничества:

· Последующая (но не в краткосрочной перспективе) либерализация тарифов

по ОСАГО

Обязательное страхование

Обязательные виды страхования являлись основным локомотивом развития

российского страхового рынка, что полностью соответствует типичному пути на

развивающихся рынках. Введение обязательного страхования автогражданской

ответственности (ОСАГО) сыграло важнейшую роль в формировании розничного

сегмента страхования, в котором на долю ОСАГО в 2011 году пришлось 27% от

общего объема розничных премий, по сравнению с 24% от общего объема

розничных премий в 2007 году. В корпоративном страховании на долю

обязательных видов пришлось 7% от объема премий по сравнению с 5% в 2007

году. Эта доля будет увеличиваться из-за введения в январе 2012 года

обязательного страхования опасных производственных объектов (ОС ОПО)

С учетом обозначенных выше общих целей развития необходимо решение

следующих задач:

• Формулирование общих принципов, на основе которых в России будут

приниматься решения, касающиеся введения новых видов обязательного

страхования

• Переосмысление роли государства, выступающего в качестве страховщика

рисков, которые полностью или частично могут быть переданы отрасли

страхования. К данным рискам можно отнести:

─ Риски обязательного медицинского страхования

─ Риски ответственности работодателя

─ Риски ответственности за загрязнение окружающей среды

─ Риски стихийных бедствий

─ Сельскохозяйственные риски

• Формирование короткого списка потенциальных обязательных видов

страхования, в особенности, включая те из них, которые были упомянуты в

существующих распоряжениях Администрации Президента

• Определение возможных вариантов реализации совместно с отраслевой

страховой ассоциацией и с учетом мнений других заинтересованных

государственных учреждений и общественных групп

• Обзор возможности введения новых обязательных видов страхования должен

начаться с тех видов, которые были упомянуты в распоряжениях Президента

(включая страхование жилых помещений от стихийных бедствий),

потенциального введения страхования ответственности работодателя и

специфических типов корпоративной ответственности

Страхование жизни

Успешному развитию продуктов по страхованию жизни, не связанных с

финансированием потребительского спроса, мешают следующие препятствия. Во-

первых, клиенты неохотно стремятся делать долгосрочные инвестиции и доверять

существенную долю собственных средств страховым компаниям. Во-вторых,

гарантированная доходность, предлагаемая страховыми компаниями, не

расценивается клиентами, привыкшими к высокой доходности срочных банковских

вкладов, предлагаемых агрессивно развивающимися розничными банками, как

привлекательная. Несмотря на глубокий спад российских фондовых рынков во

время финансового кризиса и параллельную девальвацию рубля (что лишний раз

указало на высокий уровень риска и высокий уровень волатильности доходов от

вложений на фондовых рынках по сравнению с низкой волатильностью

долгосрочной гарантированной доходности, предлагаемой страховщиками)

клиенты продолжают отдавать предпочтение обещанной высокой доходности

краткосрочных вложений.

Раскрытие потенциала рынка страхования жизни требует реализации ряда мер,

большинство из которых направлено на создание благоприятной законодательной

среды для этой отрасли и на повышение доверия к ней. Перечень этих мер

приведен ниже:

1. Внедрение новых и расширение существующих налоговых льгот и субсидий

2. Законодательное закрепление продуктов инвестиционного страхования

3. Введение особого налогового режима при расчете страховых сумм взносов в

государственные внебюджетные фонды в рамках долгосрочного

накопительного страхования сотрудников предприятий по аналогии с НПФ

4. Расширение источников финансирования страхования жизни и

предоставление возможности использования его в качестве залога

5. Разрешение страховщикам жизни участвовать в пенсионной системе

6. Обязательное использование специализированного депозитария для

повышения контроля над активами страхователей

7. Учреждение гарантийного фонда

8. Усиление регулирования финансовой устойчивости

9. Введение регулирования продаж

10.Повышение доверия к отрасли страхования жизни

Методы гос регулирования

Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой воздействие государства на участников страховых обязательств, проводимое по нескольким направлениям:

а) прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов;

б) законодательное обеспечение становления и защиты национального страхового рынка;

в) государственный надзор за страховой деятельностью;

г) защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.

Формы государственного регулирования страхования делятся на две группы: административные (прямые) и экономические (косвенные), причем преобладающими для современной страховой системы являются административные методы. Система административного регулирования базируется на нормах страхового законодательства, ее центральное звено — орган страхового надзора. Экономические регуляторы — это меры косвенного воздействия государства на страховой рынок через другие сферы и звенья финансово-кредитной системы страны (налогообложение, политику Центрального банка и т.п.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.052 с.)