Составитель: к.э.н., доцент каф. Теории и истории права и государства Е.Н.Гордиенко.
Ростов-на-Дону
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
1. Рабочая программа дисциплины………………………………3
2. Ситуационные задачи………………………………………………..…..8
3. Промежуточный контроль знаний студентов……………….27
4. Сокращенный курс лекций……………………………………49
5. Сведения о ППС………………………………………………624
6. Использование инновационных методов……………………625
7. Словари, глоссарии………………………….............................629
8. Методические рекомендации………………………………….630
1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАВОВЕДЕНИЕ»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УТВЕРЖДАЮ:
ДИСЦИПЛИНЫ
Проректор Н.П.Маслова
___________________________
ГСЭ.Ф.5 Правоведение
(индекс) (наименование)
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ(И)
080109.65 Бухгалтерский учет, анализ, аудит.
(код) (наименование)
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ(И)
.
(код) (наименование)
ФАКУЛЬТЕТ
|
| Юридический
|
КАФЕДРА
|
| Теории и истории права и государства
|
(код) (наименование)
ОБЩИЙ ОБЪЕМ*
Работы студента в час.
| ГОС
| уч. план
| Очная форма
| Заочная форма
|
|
| 3 года 6 мес.
| 5 лет
| 5 лет 6 мес.
| 3 года 6 мес.
|
Всего аудиторных занятий, час, в том числе:
|
|
|
|
|
- лекций, (6ой семестр)
|
|
|
|
|
| 6 сем.
|
|
|
- лабораторные работы (или занятия по подгруппам), по семестрам
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- практические занятия,
по семестрам
|
|
|
|
|
| 6 сем.
|
|
|
Индивидуальная работа, час
|
|
|
|
|
Всего самостоятельной работы, час,
в том числе:
|
|
|
|
|
- контрольные работы по семестрам
| 1 курс
|
| 3 курс
| 3 курс
|
- курсовые работы по семестрам
|
|
|
|
|
- курсовые проекты по семестрам
|
|
|
|
|
- др. виды работы по семестрам
1. подготовка к семинарским занятиям
2. написание реферата
3. подготовка к зачету
4. подготовка к экзамену
|
|
|
|
|
Зачеты, по семестрам, час
|
|
|
|
|
Экзамены, по семестрам, час
| 1 курс
| 6 сем.
| 3 курс
| 3 курс
|
* Объем часов по всем видам работ переносится из учебного плана.
ОСНОВАНИЕ ГОС ВПО по специальности 060500 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» от 17.03.2000. Уч. план по специальности060500 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» одобрен уч. советом вуза 29.04.2003г. протокол №8
___________________________________________________________________________
Нормативные документы и реквизиты (ГОС, Учебный план, примерная программа и др.,)
АВТОР к.э.н., доцент, доцент каф. ТиИПГ
|
| Гордиенко Е.Н.
|
|
(ученая степень, звание, должность)
| (подпись)
| (Ф.И.О.)
| (дата)
|
ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА
Кафедрой Теории и истории права и государства
|
| Напалкова И.Г.
| 30.08.2008
|
(наименование)
| (подпись)
| (Ф.И.О.)
| (дата)
|
Учебно-методическим советом специальности
|
|
|
|
Учебно-методическим управлением
|
|
|
|
1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель: внесение своей лепты в формирование подлинно правового государства, провозглашенного статьей 1 Конституции России.
Задачи дисциплины, занимающей важное место в ряду гуманитарных и социально- экономических дисциплин, изучаемых студентами экономических вузов и факультетов:
- повышение правовой культуры, искоренение правового нигилизма;
- определение роли государства и права в жизни российского общества;
- определение основ правового регулирования экономической деятельности в России;
- признание прав и свобод граждан основной ценностью государства, умение защищать права и свободы личности;
- знание основ гражданского права в условиях развития рыночных отношений, для решения профессиональных вопросов в дальнейшем;
знание основ трудового законодательства для защиты трудовых прав работников от произвола и злоупотреблений работодателя;
- краткое представление о законодательстве в области финансов, банков, налогов, бухучета с учетом того, что студенты специальности «бухгалтерский учет, анализ, аудит» изучают указанные курсы в качестве самостоятельных дисциплин.
|
1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины
Студент должен знать:в каком государстве он живет (основы конституционного строя России), основы российского права..
|
Студент должен уметь: защитить свои конституционные права и свободы гражданина и человека вплоть до подачи жалобы в Европейский суд по правам человека.
|
Студент должен иметь представление: о федеративном устройстве России, о ветвях государственной власти РФ, органах местного самоуправления, о судебной системе и иных правоохранительных органах России.
|
1.3. Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих дисциплин с указанием разделов (тем)
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
|
-Финансовое право. Разделы: финансовый контроль.
- Налоговое право. Разделы налоговое регулирование предпринимательской деятельности; ответственность за нарушение налогового законодательства;
- Страхование. Разделы: договор-страхование; страхование санкции.
|
|
2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – чтение лекций, семинарские занятия, обеспечивающее усвоение учебного материала, решение практических задач, составление некоторых образцов правовых документов, контроль в течение семестра с помощью тестирования.
Применяются методы: 2. монологический; 2.2. диалогический; 2.3. Эвристический; 2.7. программированный.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
| М
|
Показательный (изложение материала с приемами показа)
| П
|
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
| Д
|
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
| Э
|
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
| ПБ
|
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
| И
|
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
| ПГ
|
Объяснительно-иллюстративный метод (монологическое и проблемное изложение материала сопровождается демонстрацией дидактического и наглядного материала)
| О-И
|
Интерактивный метод «мозговой штурм»
Интерактивные методы, применяемые в процессе преподавания Истории государства и права зарубежных стран, связаны с «погружением» студента в ситуацию профессиональной деятельности. Это проблемное обучение через действие.
Интерактивные методики предоставляют уникальную возможность тренинга профессиональных навыков.
Задача интерактивного метода «мозговой штурм» состоит в активизации мыслительной деятельности студентов путем постановки вопроса, который отличается поливариантностью ответов. Преимущества этого интерактивного метода состоят в вовлечении в работу всех студентов группы с различным уровнем подготовки и активности; а также в структуризации изученного материала.
| МШ
|
Интерактивный метод «сократовский диалог»
Сократический диалог или «Сократовский метод» состоит в том, чтобы, задавая последовательно вопросы, подвести студента к определенному правильному утверждению. Это позволяет научить студента грамотно задавать вопросы и составлять алгоритм диалога. Вопросы может задавать не сам преподаватель, а студенты в рамках работы малых групп или каждый индивидуально.
| СД
|
Интерактивный метод «работа в малых группах»
Работа в малых группах предполагает решение определенных образовательных задач в рамках небольших групп с последующим обсуждение полученных результатов. Этот метод развивает навыки сотрудничества, достижения компромиссного решения, аналитические способности. Он предусматривает распределение в рамках группы ролей: ведущего (организатор работы группы), секретаря (записывает результаты обсуждения), докладчика (представляет результаты коллективного анализа проблемы). Смысл работы в малых группах заключается не только в том, чтобы сформулировать решение какой-либо задачи, но и объективно оценить как свою работу, так и результаты работы других групп. Результаты работы групп можно оценивать по выработанной заранее шкале баллов.
| РМГ
|
Творческие задания используются для активизации познавательной деятельности студентов на семинарских занятиях. Они могут применяться как в индивидуальном порядке, так и при работе в малых группах.
| ТЗ
|
2.1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)
Неделя
| Кол. час
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
|
|
| Тема: «Введение».
Лекция №1. Введение. «Основы российского права как учебная дисциплина; требования ГОС, утв.17.03.2000г. по специальности 06.05.2000г.; Важнейшие нормативные акты, учебная литература».
|
М
|
|
| Семинар №1. «Вводный семинар: цель и значение практических (семинарских) занятий; характеристика важнейших Федеральных законов и подзаконных актов».
| М
|
2-3
|
| Тема: «Государство и право, их роль в жизни общества».
Лекция №2. «Понятие и признаки государства в политической системе общества; функции государства; форма государства; правовое соотношение государства и права».
|
М
|
|
| Семинар №2. «Формирование правового государства. Государственный аппарат, принцип разделения властей и его значение».
| Д
|
|
| Тема: «Вопросы теории права».
Лекция №3. «Право как регулятор общественных отношений в системе социальных норм; норма права и нормативно-правовые акты; система российского права; отрасли права и институты права. Правоотношение».
|
М
|
|
| Семинар №3. «Законность и правопорядок в современном обществе; правотворчество. Реализация права. Правовое поведение и юридическая ответственность».
| Д
Э
|
|
| Тема: «Основы конституционного права России.».
Лекция №4. «Конституционный строй Российской Федерации. Система органов государственной власти России. Судебная система».
|
М
|
|
| Семинар №4. «Конституционно-правовой статус гражданина России: права, свободы, обязанности граждан. Правоохранительные органы».
|
Д
|
|
| Семинар №5. Компьютерное тестирование по пройденному материалу.
| ПГ
|
|
| Тема: «Экологическое право»
Лекция №5. «Понятие, предмет и метод экологического права. Правонарушения и ответственность».
|
М
|
|
| Тема: «Основы правового регулирования экономической деятельности».
Семинар №6. «Государство и управление экономикой; лицензирование; антимонопольное законодательство».
|
Д
|
|
| Тема: «Гражданское право»
Лекция №6. «Особенности гражданско-правового регулирования. Субъекты, объекты, содержание гражданских правоотношений». «Нематериальные блага и их защита».
|
М
|
|
| Семинар №7. «Субъекты предпринимательской деятельности. Законодательство о банкротстве».
| Д
|
|
| Лекция №7. «Правосубъектность физических лиц. Юридические лица. Организационно-правовые формы юридических лиц. Правосубъектность юридических лиц».
| М
|
|
| Семинар №8. «Организационно-правовые формы юридических лиц».
| Д
|
|
| Лекция №8. «Гражданско-правовая сделка: понятие, виды, формы сделок. Последствия недействительности сделок».
| М
|
9-10
|
| Семинар №9. «Представительство в гражданском праве. Коммерческое представительство. Исковая давность: понятие, сроки, значение. Составление искового заявления в суд».
| Д
Э
|
|
| Лекция №9. «Право собственности. Понятие собственности и права собственности. Содержание права собственности. Формы собственности; способы защиты права собственности».
| М
|
|
| Семинар №10. «Способы защиты гражданских прав. Гражданско-правовая ответственность».
| Д
Э
|
|
| Лекция №10. «Общие положения об обязательствах: понятие обязательств, виды. Принципы исполнения обязательств».
| М
|
|
| Лекция №11. «Способы обеспечения исполнения обязательств».
| М
|
|
| Семинар №11. «Значение договоров в хозяйственной деятельности. Защита нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров. Гражданский процесс, арбитражный процесс».
| Д
Э
|
13-14
|
| Лекция №12. «Гражданско-правовой договор: содержание, порядок заключения, форма договора. Порядок изменения и прекращения договора».
| М
|
|
| Семинар №12. Компьютерное тестирование по темам гражданского права.
| ПГ
|
14-15
|
| Тема: «Трудовое право»
Лекция №13. «Трудовой договор: понятие, содержание, порядок заключения, форма. Перевод на другую работу, основания прекращения трудового договора».
| М
|
|
| Семинар №13. «Увольнение по инициативе работника. Увольнение по инициативе работодателя. Увольнение по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Обеспечение занятости временно безработных».
| Д
|
15-16
|
| Лекция №14. «Рабочее время и время отдыха. Дисциплинарные взыскания; материальная ответственность работника за ущерб, причиненный имуществу работодателя; виды материальной ответственности».
| М
|
|
| Семинар №14. «Трудовые споры, порядок их рассмотрения. Индивидуальные и коллективные трудовые споры. Право на забастовку».
| Д
Э
|
|
| Тема: «Законодательство в области финансов, банков и бухгалтерского учета».
Лекция №15. «Финансовое право, его основные институты. Финансовые правоотношения. Финансовый контроль. Налоговое право: роль и виды налогов. Ответственность за нарушение налогового законодательства».
| М
|
|
| Семинар №15. Компьютерное тестирование по темам трудового права.
| ПГ
|
|
| Лекция №16. «Правовой статус Банка России. Банковское законодательство. Законодательство в сфере страховой деятельности. Договор страхования. Страховые санкции».
| М
|
|
| Семинар №16. Компьютерное тестирование по законодательству в области финансов, банков и бухгалтерского учета».
| ПГ
|
2.2. Индивидуальная работа преподавателя со студентом
Неделя
| Кол. час
| Темы, разделы, вынесенные на индивидуальную подготовку, по докладам на НОК, рефератам, темы контрольных работ, промежуточный контроль уровня усвоения дисциплины и др.
| Методы
|
|
| Темы: Международное право как особая система права. Особенности федеративного устройства России, изменения в федеративном устройстве России. Российская Федерация - социальное государство. Государство и гражданское общество - их взаимодействие. Принципы судебной власти в Российской Федерации; судебная система, прокуратура. Местное самоуправление в России. Нематериальные блага и их защита по нормам ГК РФ. Наследственное право: общие положения о наследовании. Наследование по закону. Наследование по завещанию. Личные и имущественные права и обязанности супругов. Взаимные права и обязанности родителей и детей. Брачный договор. Презумпция невиновности в уголовном праве. Защита прав потребителей в РФ. Социальное партнерство в сфере труда, значение коллективного договора. Правовые основы защиты информации и Государственной тайны.
Промежуточный контроль уровня усвоения дисциплины
|
|
2.3. Самостоятельная работа студента