Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Некоторые виды ценных бумаг.
Акции. Акция представляет собой эмиссионную ценную бумагу, закрепляющую права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, оставшегося после его ликвидации. Акции могут быть классифицированы по различным основаниям: По способу легитимации субъекта права мировая практика фондового рынка выделяет две разновидности акций: именные и предъявительские. Именные акции — акции, выписанные на имя определенного владельца, с регистрацией его в учетной книге (реестре акционеров) компании. Акционером в этом случае признается только тот владелец, о котором в реестре имеется соответствующая запись с указанием времени и количества приобретенных акций. Несомненным достоинством именных акций является постоянная возможность контроля процесса движения акционерного капитала и концентрации бумаг в руках отдельных акционеров. Вместе с тем именные акции обладают невысокой ликвидностью на вторичном рынке ценных бумаг, поскольку перерегистрация на имя нового владельца в значительной степени усложняет процесс их обращения. Акции на предъявителя допускают свободную куплю-продажу на вторичном рынке без необходимости регистрации где-либо нового владельца. В силу этого они свободно обращаются на вторичном рынке.. Статья 145 ГК- РФ содержит положение о том, что ценные бумаги всех видов на территории РФ могут быть именными, ордерными и предъявительскими, за исключением тех разновидностей, для которых законом такая возможность исключена. Такой запрет на выпуск и обращение предъявительских акций был установлен в Законе РФ «Об акционерных обществах». В соответствии с п.2 ст. 25 названного закона все акции общества должны быть именными. Однако вступивший в силу позднее Закон РФ «О рынке ценных бумагу в статье 2 установил, что выпуск акций на предъявителя разрешается в определенном отношении к величине оплаченного уставного капитала эмитента в соответствии с нормативом, установленным Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Следуя общему правилу действия правовых норм, приоритет имеют нормы того закона, который принят позднее, следовательно, на территории РФ могут быть выпущены в обращение предъявительские акции на условиях и в пределах, установленных Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. До настоящего времени никаких специальных нормативов выпуска предъявительских акций, утвержденных ФК ЦБ РФ, не установлено.
В зависимости от формы выпуска различают акции в наличной форме, то есть на материальном носителе, акции, выпущенные в безналичной форме, а также акции, являющиеся бездокументарными ценными бумагами. В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О рынке ценных бумаг» документарная форма эмиссионных ценных бумаг подразумевает, что владелец устанавливается на основании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата ценной бумаги или, в случае депонирования такового, на основании записи по счету депо. К акциям, выпущенным в наличной форме, законодатель предъявляет условия о соответствии бланка акции необходимым требованиям. В этом случае сертификат акции должен соответствовать определенным требованиям и стандартам, установленным законодательством, в частности ст. 18 Закона РФ «О рынке ценных бумаг». В соответствии с механизмом выплаты дивидендов и объемом прав владельца акции на участие в управлении акционерным обществом акции подразделяются на: привилегированные (преференциальные) и обыкновенные (простые). Вексель. Согласно положениям ст. 815 Гражданского кодекса РФ[74] векселем признается ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы. В данном случае имеется в виду долговое обязательство плательщика по погашению принятого векселя (для переводного векселя) или аналогичное обязательство векселедателя (для простого векселя). Однако законодатель, включая нормы о векселе в раздел Гражданского кодекса «Заем и кредит», на наш взгляд, допускает правовую неточность. Будучи абстрактным и ничем не обусловленным обязательством, согласно содержаниюст. 815 ГК РФ вексель оформляет отношения между кредитором и заемщиком по возврату существующей задолженности.
Включение векселя в число возможных способов оформления кредитных обязательств вполне правомерно и обоснованно с точки зрения экономического результата действия векселя. Гражданское законодательство допускает диспозитивность в отношениях хозяйствующих субъектов, в том числе в выборе способов оформления кредитных правоотношений, поэтому участники могут использовать вексель для достижения тех же экономических целей, что и при заключении кредитного договора. В то же время вексель является абстрактным обязательством и, следовательно, не обнаруживает связь с той сделкой, которая лежит в основании его выдачи, — для участников вексельного отношения безразлична та хозяйственная цель, ради которой вексель выдан. Вексель характеризуются признаками строгого формализма. Это означает, что документ, именуемый векселем, должен содержать все обязательные реквизиты. К таким реквизитам относятся следующие: • «вексельная метка» (другими словами, наименование документа «вексель»), включенная в сам текст документа и выраженная на том языке, на котором этот документ составлен; • для переводного векселя — простое и ничемне обусловленное предложение, адресованное плательщику, уплатить определенную сумму векселедержателю; для простого векселя — простое и ничем не обусловленное обещание уплатить определенную сумму; • наименование того, кто должен платить (плательщика); • указание срока платежа; • указание места платежа; • наименование того, кому или по приказу кого платеж должен быть совершен; • указание даты и места составления векселя; • подпись того, кто выдает вексель(векселедателя). Согласно ст. 2 Положения о переводном и простом векселе документ, в котором отсутствует какое-либо из обозначений, указанных выше, не имеет силы векселя, за исключением следующих случаев: • при отсутствии особого указания место, обозначенное рядом с • наименованием плательщика, считается местом платежа. Если • рядом с наименованием плательщика указано несколько мест, то чек подлежит оплате в месте, которое указано первым; • если такие указания, а также и всякое другое указание отсутствуют, документы оплачиваютсяпо месту основного жительства плательщика; • документ, не указывающий местаего составления, рассматривается как подписанный в месте, обозначенном рядом с наименованием векселедателя. Кроме того, векселя, срок платежа по которым не указан, рассматриваются как подлежащие оплате по предъявлении. При выдаче переводного векселя первоначально правоотношение возникает между векселедателем и векселедержателем, однако в отличие от простого векселя, обязанным лицом по переводному выступает не векселедатель, а третье лицо — плательщик. Плательщиком может быть любое физическое или юридическое лицо. Однако для того чтобы вексель был принят плательщиком к погашению, требуется наличие согласия последнего. В случае принятия на себя обязательства по переводному векселю лицо, названное плательщиком, учиняет на бланке данного векселя акцептационную надпись: «акцептую», «считать за акцепт» или другие равнозначные слова. По общему правилу акцепт должен быть простым и ничем не обусловленным, однако плательщик может ограничить его частью суммы. Всякое иное изменение, произведенное акцептом в содержании переводного векселя, равносильно отказу в акцепте.
В отношениях по простому векселю участвуют векселедатель и векселедержатель. Векселедатель по простому векселю обязан так же, как и акцептант по переводному векселю. В случае отказа в акцепте или платеже векселя законный держатель данного финансового инструмента должен удостоверить такой отказ составлением в публичном порядке документального акта, так называемого «протеста». С юридической точки зрения, протест представляет собой правообразующий факт, позволяющий векселедержателю реализовать свое право на предъявление требований о взыскания суммы долга уже не к указанному в векселе плательщику, а к любому солидарно обязанному по данному финансовому документу лицу. Протест производится органами нотариата. Протест в неакцепте должен быть совершен в сроки, установленные для предъявления к акцепту Протест в неплатеже векселя сроком на определенный день или во столько-то времени от составления или предъявления должен быть совершен в один из двух рабочих дней, которые следуют за днем, в который вексель подлежит оплате. Если дело идет о векселе сроком по предъявлении, протест должен быть совершен в порядке, предусмотренном для совершения протеста в неакцепте. 14.7. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИССИИ И ОБРАЩЕНИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ Понятие эмиссия ценных бумаг в действующем российском законодательстве применяется к определенному классу ценных бумаг, а именно к эмиссионным ценным бумагам, характеризующимся одновременно такими признаками как закрепление совокупности имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законодательством формы и порядка; размещение выпусками; равный объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги, и означает установленную российским законодательством последовательность действий эмитента по их размещению. К числу эмиссионных ценных бумаг относятся акции и облигации, а также опционные свидетельства, являющиеся производными от базисного актива, коим могут выступать только акции и облигации, ценными бумагами. Термин «обращение ценных бумаг» означает заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги, и применяется ко всем видам ценных бумаг. Основное различие правового режима эмиссионных и неэмиссионных ценных бумаг заключается в наличии предваряющей обращение государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, цель которой — закрепление и обеспечение прав их потенциальных владельцев.
Нормативно-правовая база эмиссии и обращения ценных бумаг в Российской Федерации включает законодательные акты, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральные законы «О рынке ценных бумаг», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», «О Банке России», а также нормативные акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), Правительства РФ, Банка России. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о различном правовом режиме эмиссии и обращения ценных бумаг для разных эмитентов. В общем случае процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг включает следующие этапы: принятие эмитентом решения о выпуске ценных бумаг; регистрацию выпуска; для документарных ценных бумаг — изготовление сертификатов ценных бумаг; размещение; регистрацию отчета об итогах выпуска ценных бумаг. При регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг процедура эмиссии включает дополнительные этапы: подготовку проспекта эмиссии; регистрацию проспекта эмиссии; раскрытие информации, содержащейся в проспекте эмиссии; раскрытие информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска. Для регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан предоставить в регистрирующий орган документы, по итогам рассмотрения которых регистрирующий орган регистрирует выпуск ценных бумаг либо принимает мотивированное решение об отказе в регистрации. Перечень регистрирующих органов на территории Российской Федерации включает ФК ЦБ и ее территориальные отделения, Министерство финансов РФ (регистрирует Условия эмиссии и обращения ценных бумаг субъектов федерации, муниципальных образований, выпуски облигаций Банка России), Центральный банк Российской Федерации в лице Департамента контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках и территориальных учреждений Банка России. Подробное описание процедур эмиссии акций и облигаций, этапов подготовки проспекта эмиссии, содержится в нормативных актах ФКЦБ. Так, действие Стандартов эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций, утвержденных Постановлением ФКЦБ от 12 февраля 1997 г. № 8 (в ред. Постановления ФКЦБ от 11 ноября 1998 г. № 48), распространяется на акции акционерных обществ и облигации акционерных обществ и иных коммерческих организаций, размещаемые при их реорганизации. Действие Стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденных Постановлением ФКЦБ от 17 сентября 1996 г. № 19 (в ред. Постановления ФКЦБ от 11 ноября 1998 г. № 47), распространяется на акции акционерных обществ, а также на облигации юридических лиц, которые в случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, могут заключать договоры займа путем выпуска и продажи облигаций. Условия и порядок эмиссии облигаций содержатся в Стандартах эмиссии облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденных Постановлением ФКЦБ от 19 октября 2001 г. № 27. Действие стандартов распространяется на эмиссии облигаций, осуществляемые российскими эмитентами: акционерными обществами, обществами с ограниченной ответственностью, а также иными юридическими лицами, которые в случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, могут заключать договоры займа путем выпуска и продажи облигаций. Наконец, Постановлением ФКЦБ от 9 января 1997 г. № 1 (в ред. Постановления от 31 декабря 1997 г. № 45) утверждены Стандарты эмиссии опционных свидетельств и их проспекты эмиссии, действие которых распространяется на опционные свидетельства акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и иных организаций.
Процедуры регистрации и выпуска в обращение эмиссионных ценных бумаг кредитными организациями установлены в Инструкции Банка России от 17 сентября 1996 г. № 8 «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации» (в ред. последующих Указаний Банка России). В соответствии с действующим законодательством Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций, при этом особенности процедуры эмиссии облигаций Банка России определяются Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ. В настоящее время порядок эмиссии и регистрации облигаций Банка России содержится в Положении «Об особенностях эмиссии и регистрации облигаций Центрального банка Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 12 октября 1999 г. № 1142. В российском законодательстве особое место занимают органы власти, осуществляющие эмиссию ценных бумаг. Так, в Законе «О рынке ценных бумаг» содержится положение, согласно которому полномочия Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг не распространяются на процедуру эмиссии долговых обязательств Правительства Российской Федерации и ценных бумаг субъектов Российской Федерации. Процедура эмиссии муниципальных и государственных ценных бумаг, условия их размещения и обращения регулируются Федеральным законом № 136-ФЗ от 29 июля 1998 г. «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». 14.8. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ Любой рынок, включая рынок ценных бумаг, полноценно функционирует только при наличии нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность субъектов рынка. Выполнение рынком ценных бумаг своих функций в большой степени зависит от обеспечения приемлемости уровня рисков инвесторов, что недостижимо без существования системы регулирования деятельности участников рынка, включающей систему их юридической ответственности. В этой ситуации и проявляется значение одного из основополагающих институтов права — юридической ответственности. Юридическая или правовая ответственность, вытекая из понятия ответственности вообще, связана с совершением незаконных действий. Среди различных видов юридической ответственности выделяют уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско-правовую ответственность. Законодательство Российской Федерации предусматривает как компенсационную, т. е. направленную на возмещение вреда, юридическую ответственность участников рынка ценных бумаг, так и репрессивную, реализующуюся в применении наказания. Компенсационной является, в частности, обязанность возместить причиненный вред, предусмотренная нормами гражданского и административного права. К репрессивным видам относится, например, административная, уголовная или дисциплинарная ответственность. Федеральный закон Российской Федерации «О рынке ценных бумаг» определяет, что ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о ценных бумагах лица несут в случаях и порядке, предусмотренных гражданским, административным и уголовным законодательством, при этом вред, причиненный в результате нарушения законодательства, подлежит возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Закон определяет ряд противоправных деяний и ответственность за них участников рынка ценных бумаг. В законе предусмотрена ответственность профессиональных участников рынка ценных бумаг, эмитентов, должностных лиц эмитентов, лиц, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг без лицензии. Закон, в частности, содержит запрет на манипулирование ценами на -рынке ценных бумаг, понуждение к покупке или продаже ценных бумаг путем представления умышленно искаженной информации о ценных бумагах, эмитентах эмиссионных ценных бумаг, ценах на ценные бумаги, включая информацию, представленную в рекламе, профессиональными участниками рынка ценных бумаг. В качестве ответственности профессиональных участников рынка ценных бумаг за указанные действия предусматривается приостановление или аннулирование выданных им разрешений. Законом предусмотрены полномочия Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) в отношении эмитентов, осуществляющих недобросовестную эмиссию. В частности, ФКЦБ направляет материалы проверки по фактам недобросовестной эмиссии в суд для применения мер административной ответственности к должностным лицам эмитента, направляет материалы проверки по фактам недобросовестной эмиссии в органы прокуратуры при наличии в действиях должностных лиц эмитента признаков состава преступления, обращается в иском в суд о признании выпуска ценных бумаг недействительным в случае, если недобросовестная эмиссия повлекла за собой заблуждение владельцев, имеющее существенное значение, либо в случае, если цели эмиссии противоречат основам правопорядка и нравственности. Законом предусмотрено, что должностные лица эмитентов, принявших решение о выпуске в обращение ценных бумаг, не прошедших государственную регистрацию, несут административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Закон определяет, что профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, осуществляемая без лицензии, является незаконной и предусматривает полномочия ФКЦБ в отношении лиц, осуществляющих безлицензионную деятельность. Закон предусматривает полномочия ФКЦБ в случаях обнаружения фактов недобросовестной рекламы на рынке ценных бумаг. В частности, комиссия приостанавливает действие лицензии на осуществление деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих недобросовестную рекламу ценных бумаг. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, вступающий в силу 1 июля 2002 г., предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц и на юридических лиц в различных размерах за следующие административные правонарушения в области ценных бумаг: • нарушение эмитентом порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг; • совершение профессиональными участниками рынка ценных бумаг сделок с ценными бумагами, отчет об итогах выпуска которых не зарегистрирован; • непредставление эмитентом или профессиональным участником рынка ценных бумаг инвестору по его требованию предусмотренной законодательством информации либо представление недостоверной информации; • нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия -информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством; • воспрепятствование эмитентом или регистратором осуществлению инвестором прав по управлению хозяйственным обществом; • использование служебной информации для заключения сделок на рынке ценных бумаг лицами, располагающими такой информацией в силу служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, а равно передача служебной информации для совершения сделок третьим лицам; • нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг, в частности, незаконный отказ или уклонение от внесения записей в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, либо внесение в реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведении по вине держателя реестра, либо нарушение сроков выдачи выписки из системы ведения реестра владельцев ценных бумаг, а равно невыполнение или ненадлежащее выполнение держателем реестра иных законных требований владельца ценных бумаг или лица, действующего от его имени, а также номинального держателя ценных бумаг; уклонение от передачи или нарушение срока передачи регистратору информации и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, в случаях, установленных законодательством; публичное размещение, реклама или предложение в любой иной форме под видом ценных бумаг документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства и не являющихся в соответствии с законом ценными бумагами, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Литература 1. Агарное М. М. Основы банковского права: Курс лекций. Учение о ценных бумагах (научное исследование). —М., 1994. 2. Агарков М. М. Учение о ценных бумагах. —М., 1993. 3. Алехин Б. И. Рынок ценных бумаг. Введение в фондовые операции. —Самара:1992. 4. Банковское дело: Учебник. — 2-е изд. стереотип / Под ред. В. И. Колесникова, Л. П. Кроливецкой. —М.: Финансы и статистика, 1996. 5. Белов В. А. К проблеме юридической личности Банка России // Бизнес и банки. 1993. № 48. 6. Белов В. А. Ценные бумаги в российском гражданском праве. — М„ 1996. 7. Белов В. А., Мартьянова Т. С. Ценные бумаги: эволюция становления и развития //Правоведение. 1992. № 6. 8. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Общие положения. - М.:СТАТУТ, 1997. 9. Бублик В. Законодательство о валютном регулировании: практика применения // Хозяйство и право. 1997. № 3. 10. Виноградов А. В. Некоторые аспекты применения ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и «О реструктуризации кредитных организаций» // Деньги и кредит. 1999. № 11. 11. Горюнов В. Н. Актуальные вопросы реструктуризации // Деньги и кредит. 1999. № 12. 12. Гражданское право: Учебник. В 2-х т. Том I. /Под ред. Е.А. Суханова. - М., 1998. 13. Гусева И. А. Практикум по рынку ценных бумаг. —М.: Юристъ, 2000. 14. Ерпылева Н. Ю. Международное банковское право. —М., 1998. 15. Золотарев В. С., Кузнецов Н. Г., Кравцова Н. И., Кравцов С. А., Попова М. А., Рукавишникова И. В. Введение в Российский фондовый рынок. —Ростов н/Д, 1995. 16. Колесников В. И., Л. П. Кроливецкая и др. Банковское дело: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 1996. 17. Колтынюк Б. А. Ценные бумаги: Учебник. 2-е изд. — Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. 18. Кравцова Н. И., Лубнев Ю. П. Ценные бумаги и механизм сделок на фондовом рынке. —Ростов н/Д: Изд-во РГЭА, 1995. 19. Крашенинников Е. А. Бумаги на предъявителя с системе ценных бумаг //Государство и право. 1993. № 12; 20. Мандрица В. М., Рукавишникова И. В., Дружинин Д. Н. Финансо-. вое право. Серия «Учебники, учебные пособия» / Под ред. проф. В. М. Мандрицы. Ростов н/Д: Феникс, 1999. 21. Новоселова Л. А. Договор гарантии (поручительства) в банковской практике // Бизнес и банки. 1993. № 44. 22. Новоселова Л. А. Договор гарантии (поручительства) в практике арбитражных судов // Бизнес и банки. 1993. № 39. 23. Новоселова Л. А. Кредитные договоры в арбитражном суде // Бизнес и банки.1993. № 9. 24. Павлодский Е. А. Правовое регулирование расчетных и кредитных отношений. //Право и экономика. 1993. № 3—4. 25. Павлодский Е. А. Ценные бумаги на российском фондовом рынке // Дело и право. 1995, № 2. 26. Петражицкий Л. И. Акции, биржевая игра и теория экономических кризисов. Т. 1. —СПб., 1898. 27. Правовое регулирование банковской деятельности. Учебное пособие / Под. ред. Е. А. Суханова. —М., 1997. 28. Тосунян Г. А. Банковское дело и банковское законодательство России: опыт, проблемы, перспективы. —М., Дело, 1995. 29. Тосунян Г. А. и др. Банковское право РФ. Общая часть. — М.: Юристъ, 1999. 30. В. И. Колесников, В. С.Торкановский, Л. С. Тарасович и др. Ценные бумаги: Учебник / Под ред. В. И. Колесникова, В. С.Торкановского. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2001.
Глава 15
СТРАХОВОЕ ПРАВО 15.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Совокупность нормативных актов, содержащих страховые нормы, образует комплексное, межотраслевое по своей природе законодательство о страховании. Правовые нормы, регулирующие страховые отношения, содержатся в нормативных актах различной отраслевой принадлежности (конституционном, гражданском, административном, финансовом, налоговом и других отраслях права). Так как страхование — одна из сфер финансовой системы государства, то можно считать устоявшимся современное понимание страхового права как комплексного института права, который в качестве объекта правового регулирования имеет особенные страховые отношения — общественные отношения по поводу условий формирования за счет страховых взносов страхователей и использования средств страховых фондов в целях осуществления страховых выплат при наступлении страховых случаев в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством и условиями договоров страхования. Тем самым подчеркивается, что предметом правового регулирования в такой отрасли права являются достаточно обособленные общественные отношения, для регулирования которых используются смешанные методы, применяемые в различных отраслях права. Сфера страхования объединяет: • гражданско-правовое регулирование договоров страхования, учреждение и ликвидацию страховых организаций; • административно-правовое регулирование деятельности страховых организаций, связанное с лицензированием страховой деятельности, регистрацией страховых брокеров и страховых пулов (объединений страховщиков), контролем за платежеспособностью и финансовой устойчивостью страховых организаций, а также применением санкций к страховщикам со стороны федерального органа страхового надзора. Методы финансового права применяются в страховании в целях государственного надзора за формированием резервных фондов страховщиками и их использованием, а также в области налогообложения при осуществлении страховых операций страхователями и страховщиками, финансовых результатов страховщиков. Источники страхового права представляют собой определенную систему нормативных актов, регулирующих отношения, связанные с осуществлением страховой деятельности. В настоящее время к законодательству, регулирующему отношения в области страхования, следует отнести две основные группы нормативно-правовых актов: • общие (Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ); • специальные (широкий перечень федеральных законов прямого и непрямого действия, а также специальные законы об отдельных видах обязательного страхования). 1. Конституция РФ. Статья 39 Основного закона РФ посвящена вопросам социального обеспечения, в которой говорится о том, что в России поощряется добровольное социальное страхование. Статья 41, посвященная вопросам охраны здоровья и медицинской помощи, устанавливает, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно, в том числе за счет средств страховых взносов. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации, выступающий основным источником гражданско-правового регулирования страхования. Сорок четыре статьи главы 48 ГК РФ впервые столь подробно регламентируют гражданско-правовые страховые отношения. В гражданском законодательстве СССР страхованию уделялось значительно меньше внимания, что объясняется административно-командной системой управления экономикой при господствующей роли государственной собственности. В условиях государственной монополии на страховую деятельность страховые правоотношения регулировались главным образом подзаконными нормативными актами Минфина и Госстраха, а подавляющее большинство норм имело императивный характер. В новом ГК РФ возрастает роль договорного регулирования сферы страхования. Диспозитивные нормы ГК РФ должны способствовать развитию страхования, расширению страхового рынка, способствовать конкуренции между страховыми организациями. Императивный характер сохраняют в основном те нормы, которые направлены на охрану интересов участников страхования от злоупотреблений контрагентов, на предотвращение уклонения страхования от его прямого назначения в качестве системы защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства и превращения его в так называемые алеаторное обязательство наподобие игр, лотереи или пари (п. 2 ст. 928 ГК РФ). Договор страхования возведен ГК РФ в ранг практически универсальной формы осуществления всех видов обязательств по страхованию, поэтому общие правила заключения и исполнения страховых обязательств не могут включаться в предметную сферу каких-либо иных федеральных законов, кроме тех, которые относятся к специальным видам страхования. В этом случае правила ГК РФ о страховании применяются в субсидиарном порядке к специализированным нормативным актам, регламентирующим отдельные виды страхования (например, морское, медицинское, социальное страхование), придятие которых прямо предусмотрено ГК РФ (п. 2,3 ст. 927, п. 2 ст. 968, п. 2 ст. 969, ст. 970 ГК РФ). 3. Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 31 декабря 1997 г. № 157- ФЗ[75] в редакции от 20 ноября 1999 г.[76] (ранее действовавший как Закон РФ «О страховании» 1992 г. — один из первых актов рыночного законодательства) в полном объеме сохраняет лишь те свои правила, которые посвящены обеспечению финансовой устойчивости страховых организаций, лицензированию страховой деятельности и государственному контролю. Глава 2 «Договор страхования» из текста федерального закона была исключена в связи с введением в действие с 1 марта 1996 г. части второй ГК РФ (глава 48). 4. Специализированные федеральные законы об отдельных видах страхования, предмет правового регулирования которых более конкретен: 4.1. Базовый нормативно-правовой акт, регулирующий отношения в системе обязательного социального страхования, — Федеральный закон РФ № 165-ФЗ от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования»[77]; 4.2. Обязательное профессиональное социальное страхование регулируется Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»[78]; 4.3. Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.1991 г. № 1499-1[79], устанавливающий обязательность медицинского страхования; 4.4. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (глава 15)[80], охватывающий вопросы морского страхования судов и грузов на море. В настоящее время действуют более 40 федеральных законов, отдельные нормы которых посвящены различным видам обязательного страхования (например, экологическое страхование предусмотрено п. 1 ст. 23 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» 1992 г., страхование жизни и здоровья членов экипажа воздушного судна предусмотрено ст. 132 Воздушного кодекса РФ, страхование банковских вкладов граждан — ст. 38 ФЗ «О банках и банковской деятельности» 1996 г., страхование доноров — ст. 8 Закона РФ «О донорской крови и ее компонентах» 1993 г. и другие). Обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий также осуществляется на основании специальных федеральных законов и иных правовых актов за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям). Например, государственное страхование сотрудников налоговой полиции осуществляется в соответствии со ст. 16 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции» 1993 г., государственное страхование сотрудников милиции — на основании ст. 29 Закона РФ «О милиции» 1999 г., государственное страхование должностных лиц таможенных органов РФ — ст. 431 Таможенного кодекса РФ, государственное страхование военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы — п. 1 ст. 18 ФЗ «О статусе военнослужащих» 1998 г., и др. К сожалению, в последнее время наметилась нежелательная тенденция использовать некоторые виды обязательного страхования для решения интересов отдельных министерств и ведомств. Поэтому скорейшего рассмотрения требует законопроект «О порядке осуществления обязательного страхования на территории РФ», который бы задал нужный вектор разработке нормативной базы по конкретным видам обязательного страхования в РФ. Кроме того, источниками страхового права является широкий перечень федеральных законов непрямого действия, таких как Налоговый кодекс РФ, Закон РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» 1993 г., Закон РФ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» 1999 г., Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 г. и другие. Источниками права о страховании является также достаточно широкий перечень указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, среди которых: Указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования», «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 14 августа 1996 г. № 1177, постановление Правительства РФ от 22 ноября 1996 г. № 1387 «О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в РФ», постановление Правительства РФ от 1 октября 1998 г. «Об основных направлениях развития национальной системы страхования в РФ в 1998—2000 гг.» и т. д.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.59 (0.079 с.) |