Понятие права, его сущность и социальное назначение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие права, его сущность и социальное назначение



Понятие права, его сущность и социальное назначение

Опре­делением права в субъективном смысле — право как нечто принад­лежащее индивиду, как то, чем он может свободно распорядиться под защитой государства без чьего-либо вмешательства (право на труд, право на отдых и т.д.).

Профессиональное понимание права базируется на определении права как совокупнос­ти правовых норм (право в объективном смысле), исходящих от государства или поддерживаемых им в качестве масштаба (средст­ва) решения юридических дел.

Так или иначе, но само право связано с жизнью людей. И главное, с жизнью людей в обществе.

Общество не является простой совокупностью индивидов. Это сложный социальный организм, продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, связанная прежде всего с производством, обменом и потреблением жизненных благ. Обще­ство — сложная динамическая система связи людей, объединен­ных семейными узами, групповыми, сословными, классовыми от­ношениями. Это такая общность индивидов, где действуют уже не биологические, а социальные законы.

Полити­ческие формы общественной жизни связаны с политической орга­низацией общества, его политической системой, в которую в каче­стве составной части входит государство. Политическую систему общества образуют многообразные организации, институты, уч­реждения борьбы за власть, за ее удержание, использование, орга­низацию и функционирование. Соотношение гражданского обще­ства и его политической системы — это соотношение содержания и формы. Каковы люди, каковы их потребности и интересы, как они удовлетворяют свои потребности, в какие классы и группы входят и какие интересы лежат в основе естественноисторических обра­зований — все это отражается на политических институтах.

Свобода. Она во многом предопределена уровнем развития производительных сил, технической вооруженностью хозяйства. Она зависит от отноше­ний собственности, отношений производства, распределения, об­мена и потребления продуктов. Свобода индивида и свобода обще­ства тесно связаны с духовной жизнью (причастность к наукам, искусствам, литературе и т.д.) и в значительной степени определя­ются следованием всех праву.

В этом смысле право является основой мирной совместной жизни людей. Право дает ориентиры надлежащего поведения. В основе его лежит известная с давних времен максима (принцип): «Поступай так, чтобы правило твоих действий могло быть общим правилом для всех».

Таким образом по своей соци­альной сущности, по общественной роли правовые нормы различа­лись между собой. Некоторые законы вообще противоречили об­щечеловеческой справедливости. Тем не менее по формально-юри­дическому признаку приходилось под правом понимать всю сово­купность законов и иных нормативных актов, которые издава­лись или поддерживались государством в качестве общего мас­штаба, модели поведения людей.

 

 

Система права. Отрасль права, правовой институт, норма права.

Изучение основ права предполагает общее представление о сис­теме права, т.е. о строении права, о его структурных частях.

Система права — подразделение всей совокупности правовых норм на отрасли права (конституционное, административное, гражданское, уголовное, семейное и т.д.) и институты права (избирательное право, институт собственности, институт необходимой обороны и т.д.) в зависимости от предмета (объема и сложности регулируемых общественных отношений) и метода регулирования (метод прямых предписаний, метод дозволений, диспозитивный метод и проч.).

Отрасли права — большие совокупности правовых норм, кото­рые регулируют одинаковые по своему характеру общественные отношения.

Институт права — тоже совокупность норм, но уже в рамках отрасли права.

С давних времен существует деление права на публичное и частное. Публичное право регулирует отношения, в которых хотя бы одной из сторон является государство. Отношения между граж­данами, и в частности, производственная и потребительская сферы, имущественные отношения требуют частноправового регулирования.

Норма права — признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязан­ности участников общественных отношений, чьи действия при­звано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения.

Норма права — критерий правомерности поведения. Отсюда приобретают значение такие качества правовой нормы, как ее фор­мальная определенность, конкретность, позволяющие практику ре­шить юридическое дело.

По своей структуре каждая норма включает в себя три элемента (части): диспозицию, гипотезу и санкцию.

Диспозиция указывает на суть и содержание самого правила поведения, на те права и обязанности, на страже которых стоит государство.

Гипотеза содержит перечень условий, при которых норма дей­ствует.

Санкция называет поощрительные или карательные меры (пози­тивные или негативные последствия), наступающие в случае со­блюдения или, напротив, нарушения правила, обозначенного в дис­позиции нормы. Иногда в статье закона формулируется только часть нормы, а другие ее части следует обнаруживать в других статьях или в ином нормативном акте.

Своей структурой, а также содержательными признаками норма права отличается от иных проявлений права, прежде всего от индивидуального предписания. Последнее основывается на норме и исчерпывается разовым исполнением. Индивидуальное предпи­сание рассчитано на строго определенный случай, на однократное действие, на конкретных лиц. С другой стороны, норма права отли­чается от общих принципов права. Последние, хотя и носят норма­тивный характер, все-таки проявляют себя через нормы права, нуждаются в конкретизации, не выходят напрямую на гипотезы и санкции, без чего трудно представить себе определенность право­вого регулирования

 

Юридические факты

Для возникновения правовых отношений необходимо наличие действующих норм права. Но не только норм. Реальные правовые связи устанавливаются лишь по наступлении юридических фактов. Так, возникновение наследственных правоотношений следует за смертью наследодателя; семейные правоотношения складываются после совокупности действий, связанных с регистрацией брака; трудовые правоотношения — после принятия на работу и т.д.

Обстоятельства, которые предусмотрены в законе и иных источниках права в качестве основания возникновения, изменения и прекращения правовых отношений, называются юридическими фактами. Это могут быть и события, и действия людей. Причем последние могут являться юридическими фактами независимо от проявления воли человека на вступление в правовое отношение (например, авторское право и соответствующие правоотношения возникают у поэта независимо оттого, думал ли он об этом, сочиняя очередное стихотворение). В особую группу юридических фактов объединяются неправомерные действия людей.

 

 

Юридическая ответственность

Установление факта правонарушения логически влечет за собой постановку вопроса о юридической ответственности правонару­шителя. Если дело о правонарушении и привлечении виновных не возбуждается, это само по себе является правонарушением.

Юридическая ответственность — это предусмотренная сан­кцией правовой нормы мера государственного принуждения, в которой выражается государственное осуждение виновного в правонарушении субъекта и которая состоит в претерпевании им лишений и ограничений личного, имущественного или организа­ционного характера.

Юридическая ответственность реализуется в рамках охрани­тельных правоотношений. Субъектами этих отношений являются нарушитель норм права и государство в лице его органов, уполно­моченных на применение санкций. Государство имеет право (одно­временно и обязанность) привлечь лицо, совершившее правонару­шение, к юридической ответственности, а нарушитель обязан под­вергнуться мерам государственного принуждения. С другой сторо­ны, лицо, привлекаемое к ответственности, имеет право потребо­вать от государства, чтобы меры государственного принуждения применялись только при наличии состава правонарушения и в точ­ном соответствии с законом. Лицо, привлекаемое к ответственнос­ти, имеет право на защиту от незаконного привлечения к юридичес­кой ответственности. Эти отношения между субъектом, совершив­шим правонарушение, и государством возникают только при наличии юридического факта — правонарушения. Моментом возник­новения таких материально-правовых отношений (гражданско-правовых, административно-правовых, уголовно-правовых) явля­ется факт совершения правонарушения.

 

 

Право собственности

В субъективном смысле, содержание права собственности составляет принадлежащие собственнику правомочия, то есть юридические обеспеченные возможности поведения собственника, по владению, пользованию и распоряжению вещью. Содержание права собственности в субъективном смысле следует раскрывать через принадлежащие собственнику права и полномочия, как необходимые и достаточные условия осуществления им указанного права.

Владение вещью как собственностью не означает обязательного физического контакта с нею, как, к примеру, в ситуации с собственностью на объекты недвижимости, находящиеся вне настоящего местонахождения собственника. Это юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над вещью.

При этом следует иметь в виду, что ныне действующим законодательством РФ не определено содержание данного правомочия. Законодатель не дал точного и однозначного ответа на вопрос о содержании понятия право владения и о том, кого можно считать владельцем вещи. Законодательства германской группы устанавливают институт двойного владения с выделением фигуры “владеющего слуги”, при этом, с моей точки зрения, ближе по духу к российской правовой доктрине, всё же, разграничение понятий “владение” и “держание”, как в римском праве. Подобная неопределенность не позволяет юридически корректно и однозначно ответить на вопрос, продолжает ли собственник владеть вещью при сдаче ее внаем или владельцем вещи на период найма признается только фактический обладатель ее - наниматель, а, следовательно, не позволяет и в полной мере эффективно осуществлять защиту названного субъективного права для указанных субъектов гражданского оборота.

Пользование - это юридически обеспеченная возможность извлечения в процессе потребления имущества его полезных свойств, в том числе плодов и доходов. Осуществление данного правомочия, как правило, обусловлено владением вещью.

Распоряжение вещью можно определить как совершение управомоченным лицом волевых юридически значимых актов, определяющих судьбу данной вещи, или создание соответствующих юридических фактов, влекущих, как правило, прекращение права собственности в отношении данной вещи. При этом важно наличие воли на совершение данного действия. Например, утеря вещи хотя и прекращает практически все правомочия собственника, но, очевидно, не является актом распоряжения вещью. Важна в оценке волевых актов управомоченного лица и юридическая значимость конкретных действий. Ведь сжигание дров и поедание приготовленного на огне мяса являются скорее актами пользования, чем распоряжения вещами, несмотря на формальное сходство основных признаков. Дрова или мясо, сами по себе, имеют значение для собственника значение, то есть могут им использоваться лишь при их уничтожении и его посредством. Следует иметь в виду, при этом, что, к примеру, уничтожая или выбрасывая вещь, собственник вступает в одностороннюю сделку, поскольку его воля направлена на прекращение своего права собственности.

Анализ содержания данного субъективного права нельзя ограничить рассмотрением лишь прав владения, пользования и распоряжения, так как все эти три правомочия могут принадлежать и несобственнику - как, например, в случае с правом полного хозяйственного ведения или пожизненного наследуемого владения. Следует обратить внимание на то, что только в отношении собственника законодатель прямо указывает на право распоряжаться вещью по своему усмотрению, то есть воля собственника ограничена только Законом и его власть существует независимо от власти (воли) любых других лиц относительно той же самой вещи, а все иные лица ограничены также и его волей.

Из сказанного не следует делать вывод, что власть собственника в отношении принадлежащей ему вещи безгранична. Общие пределы осуществления им своих гражданских прав, установленные статьёй 10 ГК, ограничивают и осуществление им своих прав собственности.

Таким образом, право собственности, как субъективное право - это юридически обеспеченная и закрепленная за собственником возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, а также устранять вмешательство всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства над таким имуществом, действуя при этом по своему усмотрению, в своём интересе, вне противоречия с действующими узаконениями и не нарушая права и охраняемые законом интересы третьих лиц.

 

Наследственное право

Наследственное право является одним из старейших институтов права, представляющих совокупность норм регулирующих отношения, связанные с переходом прав и обязанностей умершего к другим лица.

Наследственное право исходит из сочетания двух основополагающих и тесно взаимосвязанных принципов свободы завещания и охраны интересов семьи.

Наследственное право относится к числу наиболее консервативных институтов. Вместе с тем, изменения, затронувшие экономику страны, отразились на наследственном праве. Земля, квартиры и другие виды имущества стали объектом личной собственности граждан и наследуются. В законодательстве России имеется много недоработок, которые проявляются на практике, что в значительной степени затрудняет работу нотариальных контор, увеличивает количество рассматриваемых спорных дел в судах, вносят путаницу в установление настоящих наследников. Особое внимание следует обратить на наследование доли в приватизированных квартирах, где собственниками являются не близкие родственники (зять, сноха, свекровь, теща и т. д.) в этих случаях необходимо составить завещание, т. к. они не являются наследниками друг друга.

Наследство - это конкретное правовое понятие. Под наследством понимается совокупность имущественных прав и обязанностей наследодателя, переходящих к другим лицам (наследникам) в порядке, установленном законом (подразумевается совокупность не вещей, а имущественных прав и обязанностей).

В порядке наследования к наследникам переходят все имущественные права и обязанности наследодателя за небольшими исключениями. В состав наследства входит вся совокупность этих имущественных прав и обязанностей.

По наследству переходят имущественные права и обязанности и некоторые личные неимущественные права, но обязательно связанные с имущественными (авторское право).

Не переходят по праву наследования те имущественные права и обязанности умершего, которые тесно связаны с его личностью и прекращаются со смертью (право на получение пенсии, пособия, алиментов). По праву наследования не могут перейти права и обязанности, вытекающие из трудового договора, членские права в кооперативных организациях (ЖСК, ГСК, ДСК, хотя право собственности на выплаченный пай наследуется), права нанимателя по договору найма помещения, право на возмещение вреда, причиненного здоровью наследодателя и др.

 

Трудовой договор

Трудовой договор (контракт) есть соглашение между трудящимся и предприятием, учреждением, организацией, по которому трудящийся обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а предприятие, учреждение, организация обязуется выплачивать трудящемуся заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.

В этом определении выделены родовые признаки трудового договора. Конкретное содержание трудового договора зависит от соглашения сторон. Однако при этом следует помнить, что условия договоров о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными (ст. 5 КЗоТ). Следовательно, в трудовом договоре могут быть предусмотрены условия труда более благоприятные, чем в законодательных актах, но недопустимо снижать в договорном порядке правовые гарантии, установленные законодательством о труде.

 

термин «трудовой договор» соседствует с термином «контракт». Такое соседство означает, что законодатель не видит различий между трудовым договором и контрактом. Поэ­тому если заключается трудовой договор на неопределенный срок, то можно считать, что работник имеет не ограниченный сроком контракт с предприятием. Заключение контракта на определенный срок означает заключение срочного трудового договора. Таким об­разом, произошла переоценка контрактов, которые раньше рас­сматривались как разновидность срочного трудового договора с присущими им особенностями.

Законодательство о труде предусматривает различные виды трудового договора: договор на неопределенный срок, договор на определенный срок не более пяти лет, договор на время выполне­ния определенной работы. Последние два вида договора относятся к срочным трудовым договорам. Особенности срочного трудового договора заключаются в том, что, во-первых, он не может быть расторгнут до истечения срока по инициативе работника без ува­жительных причин (болезни или инвалидности, препятствующих выполнению работы по договору, нарушения администрацией за­конодательства о труде и т.д.), и, во-вторых, договор прекращается по истечении срока, кроме случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения.

Все трудовые договоры заключаются в письменной форме. Такая форма дает возможность предусмотреть права и обязанности как работодателя, так и работника, конкретизировать отдельные условия применительно к индивидуальным особенностям сторон договора, зафиксировать дополнительные условия, при которых работник соглашается поступить в организацию. Одного работника интересует работа только в утреннюю смену, другого — работа с предоставлением отпуска летом, когда его дети-школьники имеют длительные каникулы. Если договоренность не оформлена письменно, она будет лишена конкретности и определенности.

После заключения трудового договора издается приказ (распоряжение), который объявляется работнику под расписку. Зачисле­ние на работу по приказу производится со дня, указанного в договоре.

Содержание трудового договора определяется его сторонами. Сюда входит установление условий, на которых работает гражда­нин. В любом трудовом договоре есть условия, по которым работо­датель и гражданин обязаны договориться.

 

ОТПУСК И ВЫХОДНЫЕ ДНИ

По новому Трудовому Кодексу отпуск будет составлять 28 оплачиваемых дней вместо 24 оплачиваемых (как сейчас). Правда, длиннее он от этого не станет. То есть теперь он будет рассчитываться не по рабочим дням, а по календарным. 28 календарных дней - это все равно что 24 рабочих, только выходные, которые выпали на ваш отпуск, тоже будут учитываться.

 

Получить законный отдых теперь можно будет уже через полгода непрерывной работы на новом месте, вместо стандартных 11 месяцев по прежнему кодексу. Не дожидаться положенных шести месяцев и уйти в отпуск могут женщины перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него; работники в возрасте до 18 лет; усыновители детей в возрасте до трех месяцев, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. За второй и последующие годы работы пойти в отпуск можно в любое время года в соответствии с графиком очередности отпусков, который должен утверждаться с учетом мнения профсоюзов не позднее чем за две недели до наступления календарного года. О времени начала отпуска работника следует известить не позднее чем за две недели до его начала. Если же работник узнал о начале отпуска позднее этого срока, то он может быть перенесен на другое время. Отдельным категориям работников в случаях, предусмотренных федеральными законами, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время. В том числе, по желанию мужа ежегодный отпуск может быть предоставлен ему в период нахождения его жены в отпуске по беременности и родам независимо от времени его непрерывной работы в данной организации.

 

 

Административные наказания

Какие меры административной ответственности предусмотре­ны законодательством?

Первой следует назвать такую меру, как предупреждение. Административным взысканием является лишь такое предупрежде­ние, которое сделано путем вынесения письменного постановления или в иной установленной законодательством форме. Устное пред­упреждение не считается мерой административной ответственнос­ти (это мера чисто морального характера).

Административный штраф — это денежное взыскание, назна­чаемое в определенной сумме, которая может быть установлена или и рублях, или в кратном по отношению к минимальному размеру оплаты труда размере (второе установлено с учетом инфляции). Штраф, как и предупреждение, является наиболее часто применяе­мой мерой ответственности за административные правонаруше­ния, причем почти за все.

Лишение специальных прав — вид административных взыска­ний. В данном случае речь идет, конечно, о лишении не конституци­онных или каких-либо иных прав, которыми граждане обладают непосредственно в силу закона, а только таких, которые решением компетентного органа предоставлены персонально данному кон­кретному лицу. Пример тому — лишение водительских прав за гру­бые нарушения правил дорожного движения, за управление авто­машиной в состоянии опьянения.

Конфискация как мера административной ответственности — это принудительное безвозмездное отчуждение непосредственно в пользу государства вещи, явившейся орудием или предметом совершения административного проступка. Конфискуется, например, таможенным органом предмет, который нельзя перевозить через границу. Уголовное право допускает конфискацию имущества в целом, административное право — только отдельных предметов.

Наряду с конфискацией законодательством допускается в некоторых, правда весьма редких, случаях и возмездное изъятие предмета. Так, нарушение правил приобретения, хранения и пользования охотничьими ружьями влечет штраф «с изъятием оружия с возмещением его стоимости или без такового». Во втором случай имеет место конфискация, а в первом — возмездное изъятий (охотничье ружье передается торгующей организации для продажи на комиссионных началах, авырученные от реализации деньги, за вычетом комиссионных, отдаются бывшему владельцу ружья).

Законодательством предусмотрен и такой вид административного взыскания, как исправительные работы. Суть их состоит втом, что из заработной платы (заработка) нарушителя в течение определенного срока производится удержание в доход государства денег в размере, установленном в виде процента. Поскольку вычет из заработной платы (заработка) производится неоднократно, а реальный размер вычета зависит от величины доходов человека, то при высоких доходах нарушителя суммарный вычет может быть весьма значительным. Многие юристы предлагают исключить ис­правительные работы из перечня административных взысканий, так как такие работы практически означают «штраф в рассрочку».

Мерой административного взыскания является административный арест — кратковременное (сроком до 15 суток) лишение свободы за совершение некоторых административных проступков, граничащих с преступлениями, если к тому же нарушителя нужно немедленно изолировать от общества. Поскольку административ­ный арест есть хотя и кратковременное, но все же лишение свобо­ды, применять такую меру разрешено только народным судьям (ор­ганы исполнительной власти и их должностные лица назначить административный арест не могут). Такая мера может быть приме­нена за мелкое хулиганство, злостное неповиновение законному распоряжению работника милиции, народного дружинника или военнослужащего, участвующих в охране общественного порядка, и за некоторые другие правонарушения.

Установлено и новое административное взыскание — административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Административное выдворение за пределы Российской Феде­рации иностранных граждан и лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении их через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации

 

 

Стадии уголовного процесса

Юридический процесс возникает в установленных законом слу­чаях, развивается на основе и в рамках закона и имеет соответст­вующее завершение. Возникнув и развиваясь, процесс проходит определенные этапы, фазы развития, которые получили название стадий.

Процессуальные стадии — это сменяющие друг друга части, ступени развития юридического процесса. Они имеют специфические цели и обладают специфическими средствами их достижения, отличаются они и составом участников.

Так, в уголовном процессе обычно выделяют следующие стадии:

возбуждения уголовного дела;

предварительного расследования;

подготовки к судебному разбирательству;

судебного разбирательства;

кассационного рассмотрения;

исполнения приговора;

проверки дела в порядке надзора.

На стадии возбуждения уголовного дела, например, главная цель — установить достаточность оснований для возбуждения уго­ловного дела (т.е. «наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления»). На этой стадии может быть проведена проверка путем истребования материалов и получения объясне­ний, но запрещается производство следственных действий, кроме осмотра места происшествия. Завершается стадия вынесением постановления о возбуждении дела или об отказе в таковом.

Иные цели преследуются на стадии предварительного расследования: должны быть достоверно установлены все обстоятельства преступления, лицо, виновное в его совершении, ряд других обстоятельств и принято решение (в форме обвинительного заключения) о завершении расследования и направлении дела на рассмотрение суда. Впрочем, может быть вынесено и постановление о прекраще­нии уголовного дела (если нет оснований для направления его в суд). На этой стадии проводятся любые следственные действия (допро­сы, обыски, выемки, осмотры и проч.), избираются меры пресече­ния (заключение под стражу, подписка о невыезде и др.).

Соответствующие особенности имеют и другие стадии как уголовного, так и иных видов процесса.

В ходе развития процесса, по мере перехода от более ранних к более поздним стадиям, уровень знаний об обстоятельствах дела, степень их доказанности повышаются. Окончательное же решение (приговор суда по уголовному делу, решение — по гражданскому и проч.) должно быть основано на полностью доказанных, достовер­ных данных обо всех обстоятельствах, имеющих значение для дела.

Как начало, так и завершение каждой стадии оформляется соответствующим постановлением, решением, определением или дру­гим правоприменительным актом. При этом многие акты, завершая одну стадию процесса, служат юридическим фактом для возникно­вения следующей стадии.

 

 

Экологическое право

-является одной из отраслей российского права. Правовое регулирование играет особую роль в системе средств, обеспечивающих экологическую функцию государства. Именно право закрепляет определенный режим, определяющий принципы и порядок рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды, экологические требования, обязательные для всех субъектов хозяйственной деятельности. Таким образом, под экологическим правом понимается совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения и рационального использования окружающей среды для настоящих и будущих поколений людей (экологические отношения).

Предметом экологического права являются общественные отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности.

Экологическое право как одна из отраслей юридической науки представляет собой систему научных знаний об экологическом праве как отрасли права, его становлении и развитии, принципах и особенностях правового регулирования экологических отношений, основных институтах экологического права, государственном регулировании экологических отношений, праве собственности на природные ресурсы, юридической ответственности за экологические правонарушения, правовом режиме использования и охраны природных ресурсов, окружающей природной среды в зарубежных странах и др.

СТРУКТУРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА Международное экологическое право Жесткое — обязательное: общепризнанные нормы и принципы; нормы соглашений, договоров, конвенций. Мягкое — рекомендательное: нормы деклараций, решений, резолюций международных конференций и организаций Национальное экологическое право: 1.акты органов центральной (федеральной) государственной власти: конституции, законы, кодексы, комплексные законы об окружающей среде, подзаконные нормативные акты - указы, декреты, постановления, правила, положения, инструкции и проч. 2. акты органов власти субъектов федерации: конституции, уставы, законы, кодексы, комплексные законы об окружающей среде, подзаконные нормативные правовые акты. 3. акты органов местного самоуправления: решения, постановления, распоряжения и другие подзаконные нормативные правовые акты.

принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

принцип научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную ля жизни окружающую природную среду;

принцип рационального использования природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;

принцип законности и неотвратимости ответственности за совершение экологических правонарушений;

принцип гласности в работе органов государственного управления, тесной связи с общественностью в решении природоохранных задач;

39.Государственная тайна — согласно определению, принятому в российском законодательстве-, защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности государства.

Указом Президента РФ от 30.11.1995 г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений отнесенных к государственной тайне» этот перечень уточнен и конкретизирован.

Условие о неразглашении государственной тайны может быть предусмотрено в трудовом договоре только с работником, которому сведения, составляющие такую тайну, станут известны в связи с исполнением им своей трудовой функции.

Следует отметить, что с лицами, которые по характеру выполняемой работы будут иметь доступ к государственной тайне, трудовой договор заключается только после оформления допуска по соответствующей форме.

Согласно ст. 21 Закона «О государственной тайне» допуск граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:

· согласия на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 указанного Закона;

· письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

· определение видов, размеров и порядка предоставления льгот, предусмотренных настоящим Законом;

· ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию войск, об их боеспособности и мобилизационной готовности, о создании и использованию мобилизационных ресурсов;

о направлениях развития вооружения и военной техники, содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

о количестве, устройстве и технологии производства ядерного и специального оружия, технических средствах и методах его защиты от несанкционированного применения;

о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, свойствах, рецептурах или технологиях производства

 

38. Под источниками информационного права понимаются внешние формы выражения информационно-правовых норм. Основу источников информационного права составляют нормативные правовые акты информационного законодательства, которое ныне активно развивается.

По уровню принятия нормативных правовых актов информационного законодательства и их действию в пространстве можно выделить федеральные акты, акты субъектов Российской Федерации и акты органов местного самоуправления.

Федеральный уровень источников информационного права представляется информационно-правовыми нормами Конституции РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и нормативными распоряжениями Президента РФ, постановлениями и нормативными распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных министерств и ведомств.

Источники информационного права на уровне субъектов РФ – это законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Источники информационного права на уровне органов местного самоуправления представляются нормативными правовыми актами этих органов, принимаемыми в порядке применения норм федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации.

Принцип приоритетности прав личности. гражданина в информационной сфере.

2. Принцип свободного производства и распространения любой информации, не ограниченной федеральным законом

3. Принцип запрещения производства и распространения информации, вредной и опасной для развития личности, общества, государства.

4. Принцип свободного доступа (открытости) информации, или принцип гласности.

5. Принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации.

6. Принцип законности предполагает, что субъекты информационного права обязаны строго соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ.

7. Принцип ответственности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.110 (0.207 с.)