Символизм в русском изобразительном искусстве. Преодоление натурного видения у Борисова-Мусатова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Символизм в русском изобразительном искусстве. Преодоление натурного видения у Борисова-Мусатова



Виктор Борисов-Мусатов — выдающийся русский живописец. Прожил короткую жизнь, всего тридцать пять лет, но успел создать оригинальный стиль, который может быть назван элегическим.

Родом из Саратова. Учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, затем, в 1891-1894 гг. в Петербургской Академии художеств и частной мастерской П. Чистякова. В 1895-1898 гг. В Париже у Ф. Кормона. Борисов-Мусатов восторгался искусством П. Пюви де Шаванна и мечтал у него учиться, но получил отказ. Очевидно влияние на его творчество французской живописи его современников, художников группы наби, с которыми Борисова-Мусатова впоследствии сравнивали, хотя непосредственного контакта между ними, вероятно, не было. Но бесспорно главное: самобытность художника. Возвратившись из Парижа, Борисов-Мусатов поселился в Саратове. Затем работал в Подольске и Тарусе. Поэтический склад его души и красота родной природы создали особый стиль картин, отличающихся трогательной нежностью и грустью.
Основная тема Борисова-Мусатова — ностальгия по уходящему дворянскому быту, романтика старинной русской усадьбы, домиков с мезонинами и деревянными колоннами, заброшенных парков и заросших прудов. Как будто он предчувствовал скорый конец... Как истинный живописец, Борисов-Мусатов мыслил красочными пятнами, ритмами, живописной фактурой и пластикой линий. Глубоко личные настроения этот удивительный художник воплотил в своеобразную живописную форму, стилизованную под старинный гобелен. В элегическом стиле Борисова-Мусатова заметны влияния символизма культуры Модерна; и символично, что его посмертная выставка, состоявшаяся в Москве в феврале 1917 года, стала действительным прощанием с идиллиями русской помещичьей жизни.

Б. – М. и Врубель являются наиболее яркими представителями русского символизма

Ключевые принципы творчества В.Э. Борисова-Мусатова.

Творчество пронизывают идеи пантеизма, воплощенные в женских образах 18 в.

- Художник разрабатывает проблему цикличности природы в следующих категориях: жизнь-смерть, творение-умирание.

- Важную роль играет природа как соединение основных стихий в единое мироздание: небо, облака, деревья, вода, земля. Природа успокоена, в мерном ритме движения. Часто используется мотив «мирового древа» (чаще дуб), которое соединяет своей вертикалью все слои пространства.

Персонаж каждой работы – женщина, органичная с природным началом. Женщина – олицетворение «души» природы, она задает движение по кругу, спирали, является также осью мироздания. Женские образы визуализируют разные этапы творения мира, цикла: рождение, зачинание («Водоем»), сон природы, завершение цикла жизни («Отблеск заката», «Прогулка при закате»), в позднем творчестве мастера – полноценный цикл с выходом на новый виток («Реквием», серия работ – аллегорий времен года, «Венок васильков»).

- На идею цикличности работают такие элементы композиции, как круговое движение вокруг оси, мотив шествия как процесс, разворачивание цикла, мотив дороги – символ жизни, диагональные и ромбовидные линии – аналог линиям творящей природы; отражение как наглядный союз земли, воды и неба.

- Мотив плодородия и цветения: весенне-летняя пора с цветущими яблонями, созревшими одуванчиками. Изображены женщины среднего возраста (детородные), часто с расцветшей розой в руках.

Иконография женщины 18 в. выбрана в качестве эталона. 18 век при российских императрицах Елизавете и Екатерине – «золотой век» в истории России, когда церковь и государство в союзе создавали благоприятную почву для развития искусства и расцвета культуры. Ранние работы В. Борисова-Мусатова свидетельствуют о его сомнениях в истинности новых идеалов индустриальной эпохи. Художник обращается к идеальному времени, в котором осуществлялось гармоничная связь человеческого и божественного. Одним из путей к этой связи в 18 в. был сенсуалистский, пантеистический.

- Женщина вне индивидуальности, конкретности (отвлечённый символ). Пышное округлое платье лишает ее чувственности и придает женственность, подчеркивая ее качество красоты и творящие способности.

- За жестами, взглядами и позами закреплены определенные смыслы. Руки могут быть сложены на уровне чрева, подчеркивая животворящее начало девушки. Могут быть опущены, сцеплены в замок – закрытие, завершение жизни. Живописные группы образуют развертку поз как последовательное движение солнца, движение жизни в целом. Вектор взглядов характеризует девушек: девушка-природа смотрит на землю, девушка-водоем – на небо.

- Художник использует символистскую атрибутику в контексте пантеизма: веер, накидка, роза, ожерелье. Веер – образ цикла, сложенный – преддверие его начала, раскрытый – полнота жизненного процесса. Роза – в символизме образ амбивалентности жизни и смерти, что наделяет девушку качеством преходящести и мгновенности (характерно для временного цикла). С помощью накидки выражаются различные состояния природных явлений: шаль, покрывающая женщину зрелого возраста («Прогулка при закате») олицетворяет закат, заключительную фазу жизни, накидка на девушке, символизирующей сотворенную природу («Водоем»), говорит о ее силе, потенции плодородия. Ожерельем наделены девушки творящие, находящиеся в самом жизненном процессе.

- Архитектура решена обобщенно, она гармонично встроена в природу. Каменное и живое не противопоставлены, а представлены как взаимосвязанные элементы одной картины мира.

- Фиксируется особое самопогруженное состояние каждой женщины. Приемами театрального построения создается атмосфера отстраненности и ирреальности происходящего, атмосферы созидания земного бытия на уровне природных стихий, воплощенных в женщинах.

- не делает различия между символом и символическим мышлением худ-ка

- ряд различных стилевых вариантов

- вершина развития романтизма, продолжение романтических тенденций

- слияние мира внешнего и внутреннего (внешний мир – выражение внутреннего)

- мир предметов – преодоление и выход в другой мир

- не было теории и специального журнала

- нет общности

- были отдельные группы

- возносит к-ру на одну из самых высоких точек

- от мира конкретного к миру идей, образов

- определяющая роль интуиции.

Ключевые принципы творчества В.Э. Борисова-Мусатова.

Творчество пронизывают идеи пантеизма, воплощенные в женских образах 18 в.

- Художник разрабатывает проблему цикличности природы в следующих категориях: жизнь-смерть, творение-умирание.

- Важную роль играет природа как соединение основных стихий в единое мироздание: небо, облака, деревья, вода, земля. Природа успокоена, в мерном ритме движения. Часто используется мотив «мирового древа» (чаще дуб), которое соединяет своей вертикалью все слои пространства.

Персонаж каждой работы – женщина, органичная с природным началом. Женщина – олицетворение «души» природы, она задает движение по кругу, спирали, является также осью мироздания. Женские образы визуализируют разные этапы творения мира, цикла: рождение, зачинание («Водоем»), сон природы, завершение цикла жизни («Отблеск заката», «Прогулка при закате»), в позднем творчестве мастера – полноценный цикл с выходом на новый виток («Реквием», серия работ – аллегорий времен года, «Венок васильков»).

- На идею цикличности работают такие элементы композиции, как круговое движение вокруг оси, мотив шествия как процесс, разворачивание цикла, мотив дороги – символ жизни, диагональные и ромбовидные линии – аналог линиям творящей природы; отражение как наглядный союз земли, воды и неба.

- Мотив плодородия и цветения: весенне-летняя пора с цветущими яблонями, созревшими одуванчиками. Изображены женщины среднего возраста (детородные), часто с расцветшей розой в руках.

Иконография женщины 18 в. выбрана в качестве эталона. 18 век при российских императрицах Елизавете и Екатерине – «золотой век» в истории России, когда церковь и государство в союзе создавали благоприятную почву для развития искусства и расцвета культуры. Ранние работы В. Борисова-Мусатова свидетельствуют о его сомнениях в истинности новых идеалов индустриальной эпохи. Художник обращается к идеальному времени, в котором осуществлялось гармоничная связь человеческого и божественного. Одним из путей к этой связи в 18 в. был сенсуалистский, пантеистический.

- Женщина вне индивидуальности, конкретности (отвлечённый символ). Пышное округлое платье лишает ее чувственности и придает женственность, подчеркивая ее качество красоты и творящие способности.

- За жестами, взглядами и позами закреплены определенные смыслы. Руки могут быть сложены на уровне чрева, подчеркивая животворящее начало девушки. Могут быть опущены, сцеплены в замок – закрытие, завершение жизни. Живописные группы образуют развертку поз как последовательное движение солнца, движение жизни в целом. Вектор взглядов характеризует девушек: девушка-природа смотрит на землю, девушка-водоем – на небо.

- Художник использует символистскую атрибутику в контексте пантеизма: веер, накидка, роза, ожерелье. Веер – образ цикла, сложенный – преддверие его начала, раскрытый – полнота жизненного процесса. Роза – в символизме образ амбивалентности жизни и смерти, что наделяет девушку качеством преходящести и мгновенности (характерно для временного цикла). С помощью накидки выражаются различные состояния природных явлений: шаль, покрывающая женщину зрелого возраста («Прогулка при закате») олицетворяет закат, заключительную фазу жизни, накидка на девушке, символизирующей сотворенную природу («Водоем»), говорит о ее силе, потенции плодородия. Ожерельем наделены девушки творящие, находящиеся в самом жизненном процессе.

- Архитектура решена обобщенно, она гармонично встроена в природу. Каменное и живое не противопоставлены, а представлены как взаимосвязанные элементы одной картины мира.

- Фиксируется особое самопогруженное состояние каждой женщины. Приемами театрального построения создается атмосфера отстраненности и ирреальности происходящего, атмосферы созидания земного бытия на уровне природных стихий, воплощенных в женщинах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.134 (0.008 с.)