Занятие № 2 (10 – 14 сентября 2012 г.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие № 2 (10 – 14 сентября 2012 г.)



Занятие № 2 (10 – 14 сентября 2012 г.)

ТЕМА: «Жидкие лекарственные формы (растворы, вытяжки из лекарственного сырья, дисперсные системы, микстуры). Мягкие и другие в т.ч. специальные лекарственные формы

Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. Классификация жидких лекарственных форм по различным признакам (определение каждой подгруппы и каждой лекарственной формы).

1.2. Правила и способы выписывания растворов (выбор способа с учетом дозирования, пути введения, предназначения).

1.3. Извлечения (вытяжки) из растительного лекарственного сырья, классификация. Галеновые и новогаленовые препараты. Правила выписывания, дозирование.

1.4. Вытяжки из органов и тканей животных (органопрепараты) или человека (примеры, правила выписывания).

1.5. Дисперстные системы (суспензии, эмульсии, слизи, аэрозоли), предназначение и способы выписывания.

1.6. Микстуры (определение, разновидность, предназначение, способы выписывания).

1.7. Другие жидкие лекарственные формы (лосьоны, аппликации, бальзамы, коллодии, лимонады), сущность, предназначение.

1.8. Мягкие лекарственные формы (классификация, особенности каждой лекарственной формы, способы выписывания).

1.9. Разные другие (в т.ч. специальные – пленки, пластинки, ТТС и др.) лекарственные формы. Лекарственные формы для детей (сиропы, карамели, пастилки и др.).

2. Выписать в форме врачебных рецептов (в тетрадях для лабораторных занятий). “Руководство к практическим занятиям по фармакологии” Под ред. Д.А. Харкевича. 3-е издание. -М.: Медицина. 1988; стр. 7 (растворы, рецепты № 1, 7, 8); стр. 8 – 9 (эмульсии, рец. № 2; суспензию; настои и отвары, рец. № 1,3; настойки, рец. № 1,4; экстракты, рец. № 1; новогаленовые пр-ты, рец. № 2; микстуры, рец. № 1), стр. 10 (линименты № 2,3) стр.10 – 11 (мази, пасты №1,4,6,7,10; свечи № 2,5,8)

примечание. При изучении теоретического материала и оформлении рецептов по указанной теме необходимо учесть следующее:

а). Настои и отвары выписываются сокращенным способом с указанием массы лекарственного сырья в граммах, а общего количества настоя или отвара - в миллилитрах (например: Inf. herbae Thermopsidis 0,6 - 180 ml).

б). При прописывании настоек и жидких экстрактов указывается только их название и объем в миллилитрах. Часть растения, из которой приготавливается настойка или экстракт, не указывается (например: T-rae Valerianae 25 ml; Extr. Grataegi fluidi 25 ml. Это стандартизированные вытяжки, которые изготавливаются не в аптеках, а на фармацевтических заводах

в). Густые экстракты прописываются, как правило, в капсулах, а сухие - в порошках и таблетках, дозируются в граммах. Extr. Valerianae 0,02 …далее рецепт по правилам. Указывать их консистенцию (spissium или siccum) не обязательно.

г). Эмульсии прописываются преимущественно сокращенным способом с указанием количества масла и общего количества эмульсии в миллилитрах или граммах (Emulsi olei Ricini 20 ml - 150 ml (или 20,0-150,0).

д). Суспензии выписываются только сокращенным способом в %,% (Suspensionis Hydrocortisoni acetatis 0,5 % -10 ml).

Литература:

Д.А. Харкевич. Фармакология. - Изд. 10-е. М.: Медицина. 2008 С. 697 – 716; 727 - 729. Аналогичный материал изложен и в предыдущих изданиях.

 

Составил: П.Б. Станкевич

 

 

Приложение к занятию № 2

Частная фармакология. Нейротропные средства.

ТЕМА: “Лекарственные средства, влияющие на афферентную иннервацию”.

Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1 Классификация средств, влияющих на афферентную иннервацию (с указанием групп препаратов).

1.2 Местноанестезирующие средства: определение, классификация (по раз личным признакам) и ее практическое значение.

1.3 Механизм развития местноанестезирующего эффекта (зависимость от факторов). Отличительные особенности препаратов.

1.4 Резорбтивное действие местных анестетиков (эффекты и их использование в медицине). Побочные и токсические эффекты препаратов.

1.5 Кокаинизм: медико-биологические и социальные проблемы. Отравление кокаином и помощь.

1.6 Фармакологическая характеристика вяжущих, обволакивающих и адсорбирующих средств. Применение в мед. практике.

1.7 Фармакологическая характеристика раздражающих средств («отвлекающий» и «трофический» эффекты), использование в медицине. Правила применения горчичников.

2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) прокаин (новокаин); 2) тетракаин (дикаин); 3) бензокаин (анестезин); 4) лидокаин; 5) бупивакаин; 6) артикаин; 7) танин; 8) отвар коры дуба (cortes Quercus); настои: 9) трава зверобоя (herba Hyperici); 10) цветков ромашки (flores Chamomillae); 11) плодов черники (fructus Myrtilli); 12) листьев шалфея (folia Salviae); 13) висмута нитрат основной; 14) таб. «Викалин»; 15) цинка сульфат; 16) серебра нитрат; 17) слизь крахмала и семян льна (seminum Lini); 18) уголь активированный; 19) полифепан; 20) ментол; 21) горчичники (Charta sinapis); 22) масло терпентинное (скипидар); 23) раствор аммиака (нашатырный спирт).

 

3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

1) Бензокаин (анестезин) в табл.

2) Прокаин (для инфильтрационной анестезии, приготовленный в аптеке).

3) Раствор лидокаина (2% по 10 мл) в ампулах (в/венно).

4) Средство для удаления инородного тела с поверхности роговицы.

5) Таблетки «Викалин».

6) Раствор цинка сульфата (0,5%) в глаз.

7) Полифепан (Polyphepanum) 250,0.

8) Масло терпентинное очищенное.

9) Спиртовой раствор ментола (для наружного применения).

Примечание. Кокаин, как лекарственный препарат, исключен из реестра лекарственных средств РБ, а так же из реестра лек. препаратов России. Значительная часть препаратов с вяжущим, обволакивающим и адсорбирующим действием (или в сочетании с антацидным) будет рассмотрена при изучении темы «Средства, влияющие на функции ЖКТ».

Литература:

1.Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 82 – 95.

2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (14-е изд.) Т. 1. М., 2000. С. 307 – 321; 325 – 328; 331 – 336; 338 – 343.

3. Курбат, Н.М., Станкевич, П.Б. Фармакорецептурный справочник врача. – Минск, 2003 (2-е изд. испр. и доп). С. 7 – 20.

4. Козловский, В.И., Станкевич, П.Б., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть I. – Гродно: ГрГМУ, 2007. С. 29– 36.

 

Составил П.Б. Станкевич

 

 

Кафедра фармакологии ГГМУ

Методические указания для студентов

Лечебный факультет и отделение иностранных студентов

Занятие № 6 (8 – 12 октября 2012 г.).

Составил М.И. Бушма

 

Кафедра фармакологии ГГМУ

Методические указания для студентов

Лечебный факультет и отделение иностранных студентов.

Занятие № 7 (15 – 19 октября 2012 г.).

ТЕМА: Холинергические агонисты.

Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. Анатомо-физиологическая характеристика эфферентной иннервации.

1.2. Понятие о синапсах, медиаторах и рецепторах, их подразделение и локализация.

1.3. Биосинтез и распад ацетилхолина.

1.4. Агонисты мускарина: механизм действия, эффекты, применение.

1.5. Агонисты никотина: лекарственные средства и широта использования.

1.6. Медико-биологические проблемы табакокурения.

1.7. Агонисты мускарина и никотина: классификация, механизмы действия, основные эффекты, применение.

1.8. Клиника острого отравления мускарином и ингибиторами холинэстеразы. Меры помощи.

1.9. Реактиваторы холинэстеразы: лекарственные средства, применение.

2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) пилокарпин, 2) ацеклидин, 3) бетанехол, 4) метоклопрамид, 5) таблетки «Табекс», 6) аминопиридин, 7) ацетилхолин, 8) карбахол, 9) физостигмин, 10) неостигмин, 11) галантамин, 12) амиридин, 13) такрин,14) амбеноний, 15) эдрофоний,16) эхотиофат, 17) изофлурофат, 18) армин, 19) изонитрозин, 20) пралидоксим.

 

3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

1) Пилокарпина гидрохлорид в форме мази.

2) Раствор ацеклидина в амп.

3) Таблетки «Табекс».

4) Физостигмина салицилат в растворе борной кислоты.

5) Раствор неостигмина метилсульфата в амп.

6) Неостигмина сульфат в табл.

7) Раствор галантамина гидробромида в амп.

8) Амиридин в табл.

9) Раствор армина.

10) Раствор изонитрозина в амп.

Литература:

1.Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 95 – 115; 119 – 122.

2. Харкевич, Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии (3-е изд.) – М. 1988. С. 39 – 46; 67 – 78.

3. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (15-е изд.) Т. 1. М., 2005. С. 193 – 208; 222 – 224.

4. Курбат, Н.М., Станкевич, П.Б. Фармакорецептурный справочник врача. – Минск, 2003 (2-е изд. испр. и доп). С. 21– 27.

5. Козловский, В.И., Станкевич, П.Б., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть I. – Гродно: ГрГМУ, 2007. С. 36– 43.

6. Бушма М.И., Бушма К.М. Наглядная фармакология. Учебное наглядное пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического и медико-диагностического факультетов. Гродно, ГрГМУ, 2011. Т.1, С. 89 – 104.

Составил М.И. Бушма

 

Кафедра фармакологии ГГМУ

Методические указания для студентов

Педиатрический факультет

 

Занятие № 7 (15 – 19 октября 2012 г.).

ТЕМА: Холинергические агонисты.

Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. Анатомо-физиологическая характеристика эфферентной иннервации.

1.2. Понятие о синапсах, медиаторах и рецепторах, их подразделение и локализация.

1.3. Биосинтез и распад ацетилхолина.

1.4. Агонисты мускарина: механизм действия, эффекты, применение.

1.5. Агонисты никотина: лекарственные средства и широта использования.

1.6. Медико-биологические проблемы табакокурения у детей и подростков.

1.7. Агонисты мускарина и никотина: классификация, механизмы действия, основные эффекты, применение.

1.8. Клиника острого отравления мускарином и ингибиторами холинэстеразы. Меры помощи.

1.9. Реактиваторы холинэстеразы: лекарственные средства, применение.

 

2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) пилокарпин, 2) ацеклидин, 3) бетанехол, 4) метоклопрамид, 5) таблетки «табекс», 6) аминопиридин, 7) ацетилхолин, 8) карбахол, 9) физостигмин, 10) неостигмин, 11) галантамин, 12) амиридин, 13) такрин,14) амбеноний, 15) эдрофоний,16) эхотиофат, 17) изофлурофат, 18) армин, 19) изонитрозин, 20) пралидоксим.

3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

1) Пилокарпина гидрохлорид в форме мази.

2) Раствор ацеклидина в амп.

3) Таблетки «Табекс».

4) Физостигмина салицилат в растворе борной кислоты.

5) Раствор неостигмина метилсульфата в амп. ребенку 8 лет

6) Неостигмина сульфат в гранулах ребенку 2 лет

7) Раствор галантамина гидробромида в амп. ребенку 8 лет.

8) Амиридин в табл. ребенку 10 лет.

9) Раствор армина.

10) Раствор изонитрозина в амп.

Литература:

1.Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 95 – 115; 119 – 122.

2. Харкевич, Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии (3-е изд.) – М. 1988. С. 39 – 46; 67 – 78.

3. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (15-е изд.) Т. 1. М., 2005. С. 193 – 208; 222 – 224.

4. Курбат, Н.М., Станкевич, П.Б. Фармакорецептурный справочник врача. – Минск, 2003 (2-е изд. испр. и доп). С. 21– 27.

5. Козловский, В.И., Станкевич, П.Б., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть I. – Гродно: ГрГМУ, 2007. С. 36– 43.

6. Бушма М.И., Бушма К.М. Наглядная фармакология. Учебное наглядное пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического и медико-диагностического факультетов. Гродно, ГрГМУ, 2011. Т.1, С. 89 – 104.

 

 

Составил М.И. Бушма

 

 

Кафедра фармакологии ГГМУ

Методические указания для студентов

Медико-психологический факультет.

 

Занятие № 7 (15 – 19 октября 2012 г.).

ТЕМА: Холинергические антагонисты.

 

Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. Блокатор выделения ацетилхолина (применение, побочное действие).

1.2. Антагонисты мускарина. Основные эффекты, сравнительная характеристика (в том числе по влиянию на ЦНС), применение.

1.3. Острое отравление антагонистами мускарина (причины, клиника, лечение).

1.4. Ганглиоблокаторы (механизм действия, эффекты, применение).

1.5. Миорелаксанты (механизм действия, эффекты, применение).

 

2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) ботулотоксин А, 2) атропин, 3) гиосцин, 4) платифиллин, 5) метацин, 6) фубромеган, 7) пирензепин, 8) ипратропиум, 9) тровентол, 10) гексаметоний, 11) имехин, 12) трепирий, 13) пемпидин, 14) темехин, 15) тубокурарин, 16) атракурий, 17) мивакурий, 18) панкуроний, 19) рокуроний, 20) суксаметоний.

 

3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

1) Раствор атропина сульфата (капли в глаз).

2) Раствор атропина сульфата (капли внутрь).

3) Платифиллина гидротартрат в табл.

4) Пирензепин в табл.

5) Ипратропиум бромид (аэрозоль).

6) Раствор гексаметония бензосульфоната в амп.

7) Пемпидина тозилат в табл.

8) Раствор атракурия безилата в амп.

9) Средство для лечения отравлений недеполяризующими миорелаксантами.

10) Раствор суксаметония йодида в амп.

 

Литература:

1.Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 115 – 119; 122 – 132.

2. Харкевич, Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии (3-е изд.) – М. 1988. С. 47 – 58; 67 – 78.

3. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (15-е изд.) Т. 1. М., 2005. С. 209 – 221; 226 – 238.

4. Курбат, Н.М., Станкевич, П.Б. Фармакорецептурный справочник врача. – Минск, 2003 (2-е изд. испр. и доп). С. 27 – 37.

5. Козловский, В.И., Станкевич, П.Б., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть I. – Гродно: ГрГМУ, 2007. С. 43– 50.

6. Бушма М.И., Бушма К.М. Наглядная фармакология. Учебное наглядное пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического и медико-диагностического факультетов. Гродно, ГрГМУ, 2011. Т.1, С. 105 – 118.

 

Составил М.И. Бушма

 

 

Кафедра фармакологии ГГМУ

Методические указания для студентов

Лечебный факультет и отделение иностранных студентов

 

Занятие № 8 (22 – 26 октября 2012 г.).

ТЕМА: Холинергические антагонисты.

Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. Блокатор выделения ацетилхолина (применение, побочное действие).

1.2. Антагонисты мускарина: классификация, основные эффекты, сравнительная характеристика, применение.

1.3. Клиника острого отравления и меры помощи.

1.4. Ганглиоблокаторы (классификация, основные эффекты, сравнительная характеристика, применение).

1.5. Клиника передозировки и меры помощи.

1.6. Миорелаксанты (определение, классификация, отличия групп и отдельных лекарственных средств).

1.7. Последовательность развития главного эффекта.

1.8. Клиника передозировки и меры помощи

 

2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) ботулотоксин А, 2) атропин, 3) гиосцин, 4) платифиллин, 5) метацин, 6) фубромеган, 7) пирензепин, 8) ипратропиум, 9) травентол, 10) гексаметоний, 11) имехин, 12) трепирий, 13) пемпидин, 14) темехин, 15) тубокурарин, 16) атракурий, 17) мивакурий, 18) панкуроний, 19) рокуроний, 20) суксаметоний.

 

3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

1) Раствор атропина сульфата (капли в глаз).

2) Раствор атропина сульфата (капли внутрь).

3) Платифиллина гидротартрат в табл.

4) Пирензепин в табл.

5) Ипратропиум бромид (аэрозоль).

6) Раствор гексаметония бензосульфоната в амп.

7) Пемпидина тозилат в табл.

8) Раствор атракурия безилата в амп.

9) Средство для лечения отравлений недеполяризующими миорелаксантами.

10) Раствор суксаметония йодида в амп.

 

Литература:

1.Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 115 – 119; 122 – 132.

2. Харкевич, Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии (3-е изд.) – М. 1988. С. 47 – 58; 67 – 78.

3. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (15-е изд.) Т. 1. М., 2005. С. 209 – 221; 226 – 238.

4. Курбат, Н.М., Станкевич, П.Б. Фармакорецептурный справочник врача. – Минск, 2003 (2-е изд. испр. и доп). С. 27 – 37.

5. Козловский, В.И., Станкевич, П.Б., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть I. – Гродно: ГрГМУ, 2007. С. 43– 50.

6. Бушма М.И., Бушма К.М. Наглядная фармакология. Учебное наглядное пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического и медико-диагностического факультетов. Гродно, ГрГМУ, 2011. Т.1, С. 105-118

 

Составил М.И. Бушма

 

 

Кафедра фармакологии ГГМУ

Методические указания для студентов

Педиатрический факультет

 

Занятие № 8 (22 – 26 октября 2012 г.).

ТЕМА: Холинергические антагонисты

Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. Блокатор выделения ацетилхолина (применение, побочное действие).

1.2. Антагонисты мускарина: классификация, основные эффекты, сравнительная характеристика, применение.

1.3. Клиника острого отравления у детей и меры помощи.

1.4. Ганглиоблокаторы (классификация, основные эффекты, сравнительная характеристика, применение).

1.5. Клиника передозировки у детей и меры помощи.

1.6. Миорелаксанты (определение, классификация, отличия групп и отдельных лекарственных средств).

1.7. Последовательность развития главного эффекта.

1.8. Клиника передозировки у детей и меры помощи.

 

2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) ботулотоксин А, 2) атропин, 3) гиосцин, 4) платифиллин, 5) метацин, 6) фубромеган, 7) пирензепин, 8) ипратропиум, 9) травентол, 10) гексаметоний, 11) имехин, 12) трепирий, 13) пемпидин, 14) темехин, 15) тубокурарин, 16) атракурий, 17) мивакурий, 18) панкуроний, 19) рокуроний, 20) суксаметоний.

3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

1) Раствор атропина сульфата (капли в глаз).

2) Раствор атропина сульфата (капли внутрь) ребенку 10 лет.

3) Платифиллина гидротартрат в табл. ребенку 8 лет.

4) Пирензепин в табл.

5) Ипратропиум бромид (аэрозоль).

6) Раствор гексаметония бензосульфоната в амп.

7) Пемпидина тозилат в табл.

8) Раствор атракурия безилата в амп.

9) Средство для лечения отравлений недеполяризующими миорелаксантами.

10) Раствор суксаметония йодида в амп.

 

Литература:

1.Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 115 – 119; 122 – 132.

2. Харкевич, Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии (3-е изд.) – М. 1988. С. 47 – 58; 67 – 78.

3. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (15-е изд.) Т. 1. М., 2005. С. 209 – 221; 226 – 238.

4. Курбат, Н.М., Станкевич, П.Б. Фармакорецептурный справочник врача. – Минск, 2003 (2-е изд. испр. и доп). С. 27 – 37.

5. Козловский, В.И., Станкевич, П.Б., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть I. – Гродно: ГрГМУ, 2007. С. 43– 50.

6. Бушма М.И., Бушма К.М. Наглядная фармакология. Учебное наглядное пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического и медико-диагностического факультетов. Гродно, ГрГМУ, 2011. Т.1, С.105-118

 

Составил М.И. Бушма

 

 

Кафедра фармакологии ГГМУ

Методические указания для студентов

Медико-психологический факультет.

 

Занятие № 8 (22 – 26 октября 2012 г.).

ТЕМА: Адренергические и дофаминергические агонисты.

 

Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. Биосинтез катехоламинов, механизмы их инактивации.

Адренорецепторы (классификация, локализация, основные эффекты при их возбуждении).

Адренергические агонисты (классификация, механизмы действия, эффекты и применение групп препаратов).

 

2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) фенилэфрин, 2) метоксамин, 3) нафазолин, 4) клонидин, 5) изопреналин, 6) добутамин, 7) орципреналин, 8) сальбутамол, 9) салметерол, 10) тербуталин, 11) ритодрин, 12) фенотерол, 13) эпинефрин, 14) норэпинефрин, 15) амфетамин, 16) тирамин, 17) эфедрин, 18) метараминол, 19) допамин, 20) фенолдопам.

3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

1) Раствор фенилэфрина гидрохлорида, глазные капли.

2) Раствор фенилэфрина гидрохлорида, п/кожно.

3) Раствор нафазолина нитрата во флаконах при ринитах.

4) Изопреналина гидрохлорид в табл.

5) Сальбутамол в форме аэрозоля.

6) Фенотерол в форме аэрозоля.

7) Фенотерол в табл. (0,005).

8) Раствор эпинефрина гидрохлорида в амп.

9) Раствор эфедрина гидрохлорида в амп.

10) Раствор допамина гидрохлорида в амп. (4% - 5 мл) в/венно.

Литература:

1.Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 133 – 147; 276 – 279.

2. Харкевич, Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии (3-е изд.) – М. 1988. С. 58 – 67; 67 – 78.

3. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (15-е изд.) Т. 1. М., 2005. С. 239 – 253.

4. Курбат, Н.М., Станкевич, П.Б. Фармакорецептурный справочник врача. – Минск, 2003 (2-е изд. испр. и доп). С. 37 – 40, 43 – 48; 51 – 52; 54 – 56.

5. Козловский, В.И., Станкевич, П.Б., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть I. – Гродно: ГрГМУ, 2007. С. 51– 58.

6. Бушма М.И., Бушма К.М. Наглядная фармакология. Учебное наглядное пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического и медико-диагностического факультетов. Гродно, ГрГМУ, 2011. Т.1, С. 119-131

 

 

Составил М.И. Бушма

 

 

Кафедра фармакологии ГГМУ

Методические указания для студентов

Лечебный факультет и отделение иностранных студентов.

 

Занятие № 9 (29 октября – 2 ноября 2012 г.).

ТЕМА: Адренергические и дофаминергические агонисты.

 

Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

Биосинтез (этапы) и инактивация медиаторов-катехоламинов.

Адренорецепторы (определение, классификация, расположение в организме, физиологическая роль).

Классификация средств, влияющих на активность адренорецепторов.

Альфа-адренергические агонисты (основные эффекты, применение).

Бета-адренергические агонисты (классификация, основные эффекты, применение).

Бета-, альфа-адренергические агонисты (основные эффекты, сравнительная характеристика, применение).

Побочные эффекты адренэргических агонистов.

Дофаминергические агонисты (лекарственные средства и их применение).

 

2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) фенилэфрин, 2) метоксамин, 3) нафазолин, 4) клонидин, 5) изопреналин, 6) добутамин, 7) орципреналин, 8) сальбутамол, 9) салметерол, 10) тербуталин, 11) ритодрин, 12) фенотерол, 13) эпинефрин, 14) норэпинефрин, 15) амфетамин, 16) тирамин, 17) эфедрин, 18) метараминол, 19) допамин, 20) фенолдопам.

3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

1) Раствор фенилэфрина гидрохлорида, глазные капли.

2) Раствор фенилэфрина гидрохлорида, п/кожно.

3) Раствор нафазолина нитрата во флаконах при ринитах.

4) Изопреналина гидрохлорид в табл.

5) Сальбутамол в форме аэрозоля.

6) Фенотерол в форме аэрозоля.

7) Фенотерол в табл. (0,005).

8) Раствор эпинефрина гидрохлорида в амп.

9) Раствор эфедрина гидрохлорида в амп.

10) Раствор допамина гидрохлорида в амп. (4% - 5 мл) в/венно.

Литература:

1.Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 133 – 147; 276 – 279.

2. Харкевич, Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии (3-е изд.) – М. 1988. С. 58 – 67; 67 – 78.

3. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (15-е изд.) Т. 1. М., 2005. С. 239 – 253.

4. Курбат, Н.М., Станкевич, П.Б. Фармакорецептурный справочник врача. – Минск, 2003 (2-е изд. испр. и доп). С. 37 – 40, 43 – 48; 51 – 52; 54 – 56.

5. Козловский, В.И., Станкевич, П.Б., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть I. – Гродно: ГрГМУ, 2007. С. 51– 58.

6. Бушма М.И., Бушма К.М. Наглядная фармакология. Учебное наглядное пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического и медико-диагностического факультетов. Гродно, ГрГМУ, 2011. Т.1, С. 119-131

 

Составил М.И. Бушма

 

Кафедра фармакологии ГГМУ

Методические указания для студентов

Педиатрический факультет.

 

Занятие № 9 (29 октября – 2 ноября 2012 г.).

ТЕМА: Адренергические и дофаминергические агонисты.

Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. Биосинтез (этапы) и инактивация медиаторов-катехоламинов.

1.2. Адренорецепторы (определение, классификация, расположение в организме, физиологическая роль).

1.3. Классификация средств, влияющих на активность адренорецепторов.

1.4. Альфа-адренергические агонисты (основные эффекты, применение в педиатрии).

1.5. Бета-адренергические агонисты (классификация, основные эффекты, применение в педиатрии).

1.6. Бета-, альфа-адренергические агонисты (основные эффекты, сравнительная характеристика, применение в педиатрии).

1.7. Побочные эффекты адренэргических агонистов.

1.8. Дофаминергические агонисты (лекарственные средства и их применение в педиатрии).

2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) фенилэфрин, 2) метоксамин, 3) нафазолин, 4) клонидин, 5) изопреналин, 6) добутамин, 7) орципреналин, 8) сальбутамол, 9) салметерол, 10) тербуталин, 11) ритодрин, 12) фенотерол, 13) эпинефрин, 14) норэпинефрин, 15) амфетамин, 16) тирамин, 17) эфедрин, 18) метараминол, 19) допамин, 20) фенолдопам.

3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

1) Раствор фенилэфрина гидрохлорида, глазные капли.

2) Раствор фенилэфрина гидрохлорида, п/кожно.

3) Раствор нафазолина нитрата во флаконах при ринитах ребенку 2-х лет.

4) Изопреналина гидрохлорид в табл.

5) Сальбутамол в табл.

6) Фенотерол в форме аэрозоля.

7) Фенотерол в табл. (0,005).

8) Раствор эпинефрина гидрохлорида в амп. ребенку 8 лет.

9) Эфедрин в табл. ребенку до 1 года.

10) Раствор допамина гидрохлорида в амп. (4% - 5 мл) в/венно.

Литература:

1.Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 133 – 147; 276 – 279.

2. Харкевич, Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии (3-е изд.) – М. 1988. С. 58 – 67; 67 – 78.

3. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (15-е изд.) Т. 1. М., 2005. С. 239 – 253.

4. Курбат, Н.М., Станкевич, П.Б. Фармакорецептурный справочник врача. – Минск, 2003 (2-е изд. испр. и доп). С. 37 – 40, 43 – 48; 51 – 52; 54 – 56.

5. Козловский, В.И., Станкевич, П.Б., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть I. – Гродно: ГрГМУ, 2007. С. 51– 58.

6. Бушма М.И., Бушма К.М. Наглядная фармакология. Учебное наглядное пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического и медико-диагностического факультетов. Гродно, ГрГМУ, 2011. Т.1, С. 119-131

 

Составил М.И. Бушма

 

Кафедра фармакологии ГГМУ

Методические указания для студентов

Медико-психологический факультет

 

Занятие № 9 (29 октября – 2 ноября 2012 г.). распеч (исправл в 2012 году)

ТЕМА: Адренергические антагонисты (адреноблокаторы). Блокаторы адренергических нейронов (симпатолитики).

 

Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. α-Адренергические антагонисты (эффекты, сравнительная характеристика препаратов, применение). Главные и побочные эффекты, применение.

1.2. β-Адренергические антагонисты (классификация и отличия групп). Главные и побочные эффекты, применение.

1.3. Блокаторы адренергических нейронов: механизм действия, отличия от адренэргических антагонистов.

 

2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) феноксибензамин, 2) фентоламин, 3) дигидроэрготамина, 4) ницерголин, 5) празозин, 6) теразозин, 7) доксазозин, 8) урапидил, 9) пропранолол, 10) тимолол, 11) надолол, 12) пиндолол, 13) ацебутолол, 14) атенолол,15) бисопролол, 16) эсмолол, 17) лабеталол, 18) карведилол, 19) резерпин, 20) гуанетидин.

3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

1) Фентоламина гидрохлорид в табл.

2) Ницерголин в табл.

3) Празозина гидрохлорид в табл.

4) Пропранолола гидрохлорид в табл.

5) Раствор тимолола малеата, глазные капли.

6) Атенолола гидрохлорид в табл.

7) Бисопролол в табл.

8) Раствор лабеталола в амп.

9) Резерпин в табл.

10) Гуанетидина сульфат в табл.

Литература:

1.Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 147 – 159.

2. Харкевич, Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии (3-е изд.) – М. 1988. С. 59 – 65; 68, 67, 69, 72 – 75; 77, 78.

3. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (15-е изд.) Т. 1. М., 2005. С. 254 – 275.

4. Курбат, Н.М., Станкевич, П.Б. Фармакорецептурный справочник врача. – Минск, 2003 (2-е изд. испр. и доп). С. 40 – 43; 48 – 51; 52 – 54.

5. Козловский, В.И., Станкевич, П.Б., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть I. – Гродно: ГрГМУ, 2007. С. 59– 67.

6. Бушма М.И., Бушма К.М. Наглядная фармакология. Учебное наглядное пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического и медико-диагностического факультетов. Гродно, ГрГМУ, 2011. Т.1, С. 132-145

 

Составил М.И. Бушма

 

Кафедра фармакологии ГГМУ

Методические указания для студентов

Лечебный факультет и отделение иностранных студентов.

 

Занятие № 10 (5 – 9 ноября 2012 г.).

ТЕМА: Адренергические антагонисты (адреноблокаторы). Блокаторы адренергических нейронов (симпатолитики).

 

Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

Альфа-адренергические антагонисты (классификация, основные эффекты, применение, побочные эффекты).

Бета-адренергические антагонисты (классификация, основные эффекты, применение, побочные эффекты).

Бета-, альфа-адренергические антагонисты (обоснование применения).

Блокаторы адренэргических нейронов: механизм действия, основные эффекты, применение.

2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) феноксибензамин, 2) фентоламин, 3) дигидроэрготамина, 4) ницерголин, 5) празозин, 6) теразозин, 7) доксазозин, 8) урапидил, 9) пропранолол, 10) тимолол, 11) надолол, 12) пиндолол, 13) ацебутолол, 14) атенолол,15) бисопролол, 16) эсмолол, 17) лабеталол, 18) карведилол, 19) резерпин, 20) гуанетидин.

3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

1) Фентоламина гидрохлорид в табл.

2) Ницерголин в табл.

3) Празозина гидрохлорид в табл.

4) Пропранолола гидрохлорид в табл.

5) Раствор тимолола малеата, глазные капли.

6) Атенолола гидрохлорид в табл.

7) Бисопролол в табл.

8) Раствор лабеталола в амп.

9) Резерпин в табл.

10) Гуанетидина сульфат в табл.

 

Литература:

1.Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 147 – 159.

2. Харкевич, Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии (3-е изд.) – М. 1988. С. 59 – 65; 68, 67, 69, 72 – 75; 77, 78.

3. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (15-е изд.) Т. 1. М., 2005. С. 254 – 275.

4. Курбат, Н.М., Станкевич, П.Б. Фармакорецептурный справочник врача. – Минск, 2003 (2-е изд. испр. и доп). С. 40 – 43; 48 – 51; 52 – 54.

5. Козловский, В.И., Станкевич, П.Б., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть I. – Гродно: ГрГМУ, 2007. С. 59– 67.

6. Бушма М.И., Бушма К.М. Наглядная фармакология. Учебное наглядное пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического и медико-диагностического факультетов. Гродно, ГрГМУ, 2011. Т.1, С. 132-145

 

Составил М.И. Бушма

 

Кафедра фармакологии ГГМУ

Методические указания для студентов

Педиатрический факультет

 

Занятие № 10 (5 – 9 ноября 2012 г.).

ТЕМА: Адренергические антагонисты (адреноблокаторы). Блокаторы адренергических нейронов (симпатолитики).

Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1 Альфа-адренергические антагонисты (классификация, основные эффекты, применение в педиатрии, побочные эффекты).

1.2 Бета-адренергические антагонисты (классификация, основные эффекты, применение в педиатрии, побочные эффекты).

1.3 Бета-, альфа-адренергические антагонисты (обоснование применения).

1.4 Блокаторы адренергических нейронов: механизм действия, основные эффекты, применение в педиатрии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.3.43 (0.319 с.)