Основные направления развития древнерусской медицины и основные виды медицинской помощи населению. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления развития древнерусской медицины и основные виды медицинской помощи населению.



Основные направления развития древнерусской медицины и основные виды медицинской помощи населению.

Два основных направления развития древнерусской медицины: народная и монастырская.

До середины 17 века население Руси получало мед. помощь в основном от народных лечцов и городских лекарей-ремесленников. Методы: лекарственные растения, металлы и минералы, русская баня, массаж, кровопускания, клизмы, банки и тд.

В киевской Руси при дворе киевского князя уже в 10 веке появились придворные врачи. Помимо врачей княжеских на Руси появляются врачи монастырские. Монастыри того времени были источниками знаний по искусству врачевания и медицинской культуре, которые распространялись монастырскими лечцами среди жителей. (Агапит лечение продуктами сельского хозяйства и лекарственными травами, божьим словом)

В 11-12 веках в Переяславле и Киеве созданы первые монастырские больницы, 13-14 век в Новгороде, Смоленске и Львове появились гражданские больницы.

Монастырская медицина являлась разновидностью народной медицины. Подтверждением тесной связи народной и монастырской медицины может служить характер используемых лекарственных средств, большую часть из которых составляли лекарственные растения.

Основные виды мед. помощи в Киевской Руси:

1) Частная медицинская практика врачей-ремесленников (семейная подготовка врача, получение платы за лечение)

2) Больничная помощь (при монастырях и богадельнях, за лечение платит монастырь)

3) Медицинское попечительство (богадельни для престарелых, приюты для инвалидов)

Роль и основные функции Аптекарского Приказа.

Начало государственной организации медицинского дела – это основание Аптекарского приказа (1581 Роберт Якоби и Джемс Френч – основание царской аптеки, Афанасий Вяземский – возглавил приказ), своеобразного придворного медицинского учреждения, которое возглавляли приближённые царя (не врачи), а персонал обеспечивал медицинской помощью царя, его семью и приближённых.

С середины 17 века Аптекарский Приказ из придворного превращается в общегосударственное учреждение, его основные функции:

- наблюдение за всеми специалистами-медиками и выплата им жалованья

- приглашение на службу иностранных врачей

- подготовка национальных медицинских кадров, распределение их по должностям

- медицинская экспертиза (врачебное обследование различных лиц)

- проверка «докторских сказок» (историй болезней)

- архивная (хранение научных сочинений)

- руководство аптеками, аптекарскими огородами и организация сбора лекарственных растений в масштабах страны

- медицинское обеспечение русской армии

Реорганизация государственной службы по управлению медицинским делом в 18 веке.

В ходе многочисленных преобразований в правление Петра 1 Аптекарский приказ, в отличие от многих других органов государственного управления, не был ликвидирован. В Петербурге было создано параллельное учреждение – Аптекарская канцелярия, которую с 1716 года возглавлял архиятер (верховный врач). В 1721 году была образована Медицинская канцелярия, возглавляемая директором, который единолично управлял учреждением (первый директор П.З. Кондоиди). Основные функции сходны с функциями аптекарского приказа: контроль за деятельностью докторов, лекарей, аптек; подготовка врачебных кадров и тд. В 1763 году создаётся Медицинская коллегия с более широкими правами и полномочиями, которой управлял президент, не имевший медицинского образования.

Реформы Петра 1 по медицинскому делу. Особенности обучения в госпитальных школах.

Преобразования в медицине в ходе правления Петра 1:

- реорганизация государственного управления медицинским делом

- приглашение значительного числа иностранных врачей для быстрого удовлетворения острой потребности страны в медицинских кадрах.

- направление русских людей для обучения медицине за границу

- открытие госпиталей и подготовка отечественных врачей в госпитальных школах

- создание инструментальной избы (основание медицинской промышленности в России)

- указы об открытии частных аптек для обслуживания всего населения, о сохранении жизни и уходе за отказными детьми, о санитарных мероприятиях в города

- меры по поддержанию и укреплению здоровья войск

- начало изучения и рационального использования русских целебных минеральных источников

- первые попытки организовать учёт рождаемости и смертности

Общие особенности в деятельности госпитальных школ:

1) Подготовка врачебных кадров на базе крупных госпиталей

2) преподавание теоретических (анатомия, физиология, патология, фармакология) и клинических (внутренние болезни, хирургия с десмурией) дисциплин

3) обязательное вскрытие трупов при изучении анатомии

4) работа слушателей в аптекарских огородах

5) практическое обучение у постели больного (учащиеся непосредственно участвовали в лечении больных и уходе за ними, готовили лекарства, вели истории болезни)

6) на выпускном экзамене, кроме ответов на вопросы по теоретическим дисциплинам, экзаменующиеся в присутствии экзаменаторов делали 3-4 операции на трупе.

(Для сравнения, во многих европейских университетах преподавание медицины сохраняло средневековые черты схоластики – книжно-словесное обучение, заучивание текстов, «диспуты»)

В дальнейшем история высшего медицинского образования в России включала открытие медицинского мед. факультета при Московском университете (1764), отделение госпитальных школ от госпиталей и преобразование их вначале в медико-хирургические училища (1786), а затем в медико-хирургические академии (1798). Начало 18 века – 150 врачей (преимущественно иностранцы), конец 18 века – 1518 человек (в основном русские)

Медицинская значимость письма М.В. Ломоносова «О сохранении и размножении российского народа»

Философские, естественнонаучные и общественно-политические взгляды М.В. Ломоносова оказали большое влияние на развитие медицины в России. Ученый положил прочное начало материалистической традиции русской медицинской науки: тесно связывал медицину с естествознанием; отстаивал наблюдение и опыт как основу научного познания. В письме Ломоносова графу Шувалову учёный анализирует причины малого прироста населения России и предлагает мероприятия по его увеличению: запрещение браков по принуждения; учреждение приютов для внебрачных детей; улучшение родовспоможения и ухода за новорождёнными; борьба с болезнями, возникающими в результате неправильного питания; увеличение числа лечебных учреждений, аптек, врачей по всей стране и т.д. В своих высказываниях об охране и укреплении здоровья населения Ломоносов поднимал вопросы, которые уже давно ждали своего разрешения, однако он одним из первых обобщил и поставил эти вопросы как единую государственную задачу.

6. Формирование эпидемиологии в отечественной медицине конца 18 века.
В 18 веке отечественным последователем контагиозной теории Фракасторо был Д.С. Самойлович, в теории и практике борьбы с эпидемиями изучавший преимущественно чуму. Он указал признаки распознавания, разрабатывал методы лечения и профилактики этой инфекции, первым попытался применить микроскоп, для изучения возбудителя чумы. Однако научные работы Самойловича представляютинтерес в отношении инфекционных болезней вообще. Наблюдения во время тяжелых эпидемий, уносивших значительную часть населения, а так же результаты собственных экспериментов дали ученому обширный материал для утверждения, что чума имеет контагиозный характер распространения. Категорическое отрицание передачи чумы воздушным путем не соответствует современным представлениям. Однако, следует учесть, что при этом Самойлович имел ввиду господствовавшие в 18 веке взгляды о передаче заразных болезней через «миазмы» - испарения гниющих органических веществ, а не воздушно-капельную инфекцию в современном смысле. Благодаря своим взглядам учёный приблизился к научному пониманию сущности прививок, как средств, содержащих ослабленное заразное начало.

Основные направления развития древнерусской медицины и основные виды медицинской помощи населению.

Два основных направления развития древнерусской медицины: народная и монастырская.

До середины 17 века население Руси получало мед. помощь в основном от народных лечцов и городских лекарей-ремесленников. Методы: лекарственные растения, металлы и минералы, русская баня, массаж, кровопускания, клизмы, банки и тд.

В киевской Руси при дворе киевского князя уже в 10 веке появились придворные врачи. Помимо врачей княжеских на Руси появляются врачи монастырские. Монастыри того времени были источниками знаний по искусству врачевания и медицинской культуре, которые распространялись монастырскими лечцами среди жителей. (Агапит лечение продуктами сельского хозяйства и лекарственными травами, божьим словом)

В 11-12 веках в Переяславле и Киеве созданы первые монастырские больницы, 13-14 век в Новгороде, Смоленске и Львове появились гражданские больницы.

Монастырская медицина являлась разновидностью народной медицины. Подтверждением тесной связи народной и монастырской медицины может служить характер используемых лекарственных средств, большую часть из которых составляли лекарственные растения.

Основные виды мед. помощи в Киевской Руси:

1) Частная медицинская практика врачей-ремесленников (семейная подготовка врача, получение платы за лечение)

2) Больничная помощь (при монастырях и богадельнях, за лечение платит монастырь)

3) Медицинское попечительство (богадельни для престарелых, приюты для инвалидов)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 2019; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.148 (0.017 с.)