Культура западной европы в 12-13 вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура западной европы в 12-13 вв.



Культура западноевропейского средневековья охватывает более чем двенадцативековой отрезок трудного, чрезвычайно сложного пути, пройденного народами этого региона. В эту эпоху были су­щественно раздвинуты горизонты европейской культуры, сфор­мировалось историко-культурное единство Европы при всей не­однородности процессов в отдельных ее частях, образовались жизнеспособные нации и государства, сложились современные европейские языки, были созданы произведения, обогатившие историю мировой культуры, достигнуты значительные научные и технические успехи. Культура средневековья — неотторжимая и закономерная часть общемирового культурного развития, обла­дающая в то же время своим глубоко самобытным содержанием и оригинальным обликом.

Мировоззрение. Теология, схоластика, мистика. Христианство являлось идейным стержнем культуры и всей духовной жизни сред­них веков. Средневековая философия, как и вся культура феодальной За­падной Европы, еще с первых этапов своего развития обнаружи­вает тяготение к универсализму. XII столетие - век «средневекового гуманиз­ма», которому характерны: рост интереса к античному наследию, упрочение рационализма, возникновение европейской светской литературы, индивидуализация веры, зарождение особой куль­туры городов.В XII в. сопротивление авторитету церкви оказал Петр Абеляр (1079—1142 гг.), которого современники называли «самым блестящим умом своего века». Он рационализировал отноше­ние веры и разума, поставив обязательным предварительным ус­ловием веры понимание. В своем сочинении «Да и нет» Абеляр развил методы диалектики, чем значительно продвинул схолас­тику вперед, был сторонником концептуализма. Противником Абеляра был Бернард Клервоский - один из наиболее ярких представи­телей средневековой мистики. Сущность столкновения между Абеляром и Бернардом Клервоским в том, что Абе­ляр воплощал в себе оппозицию авторитету церкви, а Бернард выступал как ее защитник и крупнейший деятель, как апологет церковной организации и дисциплины. Получил широкое распространение мистицизм: экзальтированное тяготение к Богу-иску­пителю, пределом мистической медитации было слияние челове­ка с творцом. В философии нарастание интереса к греко-римскому наследию выражается в более углубленном изучении древних мыслителей. На латинский язык переводятся сочинения Аристотеля, Евклида, Птолемея, Гиппократа, Галена. Ассимилировать аристотелевское учение начал Альберт Великий, а синтез арис­тотелизма и католической теологии попытался осуществить его ученик Фома Аквинский (1125/26—1274), чья деятельность стала вершиной и итогом теолого-рационалистических поисков зрелой схоластики. Учение Фомы сначала было встречено церковью до­вольно настороженно. Но с конца XIII в. фомизмстановится официальной доктриной католической церкви. Идейными противниками Фомы Аквинского были аверроисты —они требовали освобождения философии от вмешательства теологии и догмы, настаивали на отделении разума от веры (представление о едином универсальном разуме, общем всему человеческому роду).

Образование. Школы и университеты. Средневековье унаследова­ло от античности основу, на которой строилось образование. Это были семь свободных искусств: грамматика, диалектика, ос­новы философии и логики, риторика, арифметика, музыка, геометрия и астрономия. С XI в. начинается устойчивый подъем средневековых школ (монастырские, кафедральные (при городских соборах), при­ходские) и светских, городских, а также гильдейских и муниципальных школ, не подвластные юрисдикции церкви. В XII—XIII вв. ка­федральные школы в крупнейших городских центрах Европы пре­вращались во всеобщие школы, а затем в университеты. В XIII в. такие высшие школы существовали в Болонье, Монпелье, Палермо, Париже, Оксфорде, Салерно и других горо­дах. К XV в. в Европе насчитывалось около 60 университетов. Университет подразделялся на факультеты. Младшим факультетом, обязательным для всех студентов, был артистичес­кий, на котором в полном объеме изу­чались «семь свободных искусств», затем шли юридический, медицинский, богословский (последний существовал не во всех университетах).

С XII в. книга ста­новится более дешевой, открываются городские мастерские по переписке книг, в которых работают не монахи, а ремесленники. До XII в. книги были преимущественно сосредоточены в цер­ковных библиотеках. В XII—XV вв. появляются многочисленные библиотеки при университетах, королевских дворах, у крупных феодалов, клириков и состоятельных горожан.

Знания о природе. В XII в. определенный прогресс наметился в области меха­ники и математики.

В XIII в. оксфордский профессор Роджер Бэкон пришел к исследованию природы. Бэкон достиг значительных результатов в оп­тике, физике, химии. За ним укрепилась репутация мага и вол­шебника. Продолжателями его дела стали Уильям Оккам и его ученики Николай Отрекур, Буридан и Николай Орезмский (Орем), кото­рые немало сделали для дальнейшего развития физики, механи­ки, астрономии. Так, Орем, например, приблизился к открытию закона падения тел, развил учение о суточном вращении земли, обосновал идею применения координат. Николай Отрекур был близок к атомизму. Под покровительст­вом сицилийских государей расцвела медицинская школа в Салерно, из которой вышел знаменитый «Салернский кодекс» Ар­нольда да Вилланова. В нем давались разнообразные наставления по поддержанию здоровья, описания лечебных свойств различ­ных растений, ядов и противоядий и т.п. Значительно обогатились географические знания европейцев. Еще в XIII в. братья Вивальди из Генуи попытались обогнуть За­падноафриканское побережье. Венецианец Марко Поло совершил многолетнее путешествие в Китай и Центральную Азию, описав его в своей «Книге», которая разошлась в Европе во множестве списков на различных языках.

Место истории в средневековом миросозерцании. История не рассматривалась как наука или как зани­мательное чтение; она была существенной частью миросозерцания. Различного рода «истории», хроники, летописи, биографии ко­ролей, описания их деяний и прочие исторические сочинения были излюбленными жанрами средневековой словесности. Сама история представлялась как путь спасения человечества Богом. История была средством само­познания общества и гарантом его мировоззренчески-социальной стабильности, (хроники Отгона Фрейзингенского, Гвиберта Ножанского, «Хеймскрингла» («Круг земной») исландца Снорри Стурлусона, посвященная истории Норвегии). В XIII в. в средневековой историографии возникли новые тен­денции, связанные с развитием городов («Хроника» францисканца Салимбене).

Героический эпос. В западноевропейском эпосе можно выделить два слоя: истори­ческий (героические сказания, имеющие реальную историческую основу) и сказочный, более близкий к фольклору. Связанный с определенным типом исторического осмысления мира героический эпос средневековья был средством ритуально-символического отражения и переживания действительности,.

Рыцарская культура. Своими корнями идео­логия рыцарства уходит в глубины самосозна­ния варварских народов и в развитую христианством концепцию служения, вначале толковавшегося как чисто религи­озное, но в средние века приобретшего намного более широкое значение и распространившегося на область чисто светских отно­шений, вплоть до служения даме сердца.

Рыцарский кодекс требовал от того, кто должен ему следовать, множества достоинств, ибо рыцарь, по выражению Раймонда Луллия, автора известного наставления, — это тот, кто «благо­родно поступает и ведет благородный образ жизни». С рыцар­ством связано возникновение куртуазной куль­туры, особого стиля поведения, быта, выражения чувств. Культ дамы стал важнейшим элементом куртуазности. Избраннице сердца поклонялись как богине, ее воспевали в прекрасных стихах, в ее честь совершали рыцарские подвиги. Рыцарские турниры, имитировавшие настоящие сражения, при­обрели особую пышность в XIII—XIV вв., когда на них собирался цвет рыцарства из разных уголков Европы. В конце XI в. в Провансе появляются трубадуры — поэты-ры­цари. Они не только слагали стихи, главным образом о любви, но и распевали их нередко в музыкальном сопровождении(Гильём IX, Бернарт де Вентадорн, Гираут де Борней-ля). Трубадуры-женщины — Беатрис де Диа, Мария Шампанская. Рыцарская литература была не только средством выражения само­сознания рыцарства, его идеалов, но и активно их формировала (кельтский эпос о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, история Тристана и Изольды, поэт XII в. Кретьен де Труа)

Городская культура. Возрастал спрос на «массовую» литературу, которой в то время были жития святых, рассказы о видениях и чудесах. По сравнению с ранним средневековьем они психологизировались, в них усиливались художественные элемен­ты. Излюбленной «народной книгой» стала составленная в XIII в. «Золотая легенда» епископа Генуи Иакова Ворагинского, к сю­жетам которой европейская литература обращалась вплоть до XX в. Популярными жанрами городской литературы становятся стихотворные новеллы, басни, шутки (фаблио во Франции, шванки в Германии). Складывался город­ской сатирический эпос («Роман о Лисе», «Роман о Розе», писавшийся последова­тельно двумя авторами — Гильомом де Лоррисом и Жаном де Меном).

Венчает средневековье и в то же время высится у истоков Возрождения величественная фигура итальянского поэта и мыслителя, флорентийца Данте Алигьери (1265—1321). «Божествен­ная комедия» — грандиозная картина мироздания, природы, бытия общест­ва и человека.

Средневековая ментальность и народная культура. Христианство лежало в основе мироощущения, массовых представлений средневековья, но не поглощало их целиком. Сознание той эпохи в его элитарных и низовых формах равно исходило из констатации дуализма мира. К этому дуализму восходили универсализм, символизм и аллегоризм, бывшие неотъемлемыми чертами сре­дневекового миросозерцания и культуры. Средневековое сознание стремится более к синтезу, чем к ана­лизу. Его идеал — целостность. Иным, чем в современную эпоху, было и представление о вре­мени, где временные ориентиры были расплывчаты, необяза­тельны. Показательно, что история человечества имела те же возрасты, что и жизнь отдельного человека: младенчество, детст­во, отрочество, юность, зрелость, старость. В средние века восприятие человеческих возрастов было иным: человек, перешагнувший рубеж сорокалетия, считался стариком. Детализированный этикет — тоже порождение средневековой культуры.

Художественный идеал. Новый этап в развитии средневекового искусства и архитекту­ры знаменовало возникновение в середине XII в. готики. В отли­чие от романского, готический собор необозрим, часто асиммет­ричен, устремлен ввысь. Его стены становятся ажурными, легкими, с высокими узкими окнами, украшенными цветными витражами. Каждый портал имеет особое оформление. Соборы символи­зировали не только могущество церкви, но и силу и вольность городов. Эти грандиозные сооружения возводились десятки, а нередко и сотни лет. Отличаясь большим единством, готический стиль, однако имел свои особенности в различных странах. Франция была страной классической готики (собор Парижской богоматери, соборы в Реймсе, Амьене, Лане, Сансе и др.).

 

 

Развитие культуры Византии.

На различных этапах культурного развития Византии в этом синтезе получали преобладание то восточные, то западные элементы. Не меньшее воздействие на культуру Византии оказало и своеобразие государственного строя империи. Сохранение в Византии централизованной империи и сильной императорской власти оказало большое влияние на идеологию и культуру Византии. Византийская империя сохранила государственные политические доктрины Рима и культ императора, что нашло отражение в различных сферах культурной жизни общества. В Византии при все возрастающем влиянии христианства все же никогда не затухало и светское художественное творчество. Культ империи и императора давал импульс как развитию придворной столичной культуры, так и сближению светской и церковной идеологии. Становление культуры Византии происходило в обстановке глубоко противоречивой идейной жизни ранней Византии. Это было время складывания идеологии византийского общества, оформления системы христианского мировоззрения. Христианство впитало в себя многие философские и религиозные учения той эпохи. В IV-V вв. в империи развернулись ожесточенные философско-богословские споры: христологические - о природе Христа и тринитарные – о месте его в Троице. В ранневизантийский период христианская ученая литература достигает высокой степени утонченности, соединяя изящество формы с глубоким содержанием. В христианской философии этой эпохи возвышается фигура выдающегося мыслителя, теолога и философа Псевдо-Дионисия Ареопагита. Его религиозно-философская система соединяет неоплатонизм с христианством. VI век был богат выдающимися историческими сочинениями (Прокопий Кесарийский, «Тайная история»). В VI – VII в. византийские художники сумели создать свой собственный стиль в искусстве. С этого времени Константинополь превращается в православный художественный центр средневекового мира. Бурное строительство в городах ранней Византии стало мощным стимулом развития архитектуры (храм св. Софии в Константинополе, 532-537). Мировое признание в средние века получили произведения художественного ремесла и прикладного искусства Византии.

В середине VII в. завершается первый этап развития византийской культуры и идеологии. К этому времени окончательно складывается христианская догматика. С 1 ¼ VIII в. богословские и идейные споры вспыхивают с новой силой, приняв на этот раз форму иконоборчества (тезис о неописуемости и непознаваемости божества).

В VIII - 1 пол. IX в. усиливается влияние религиозной идеологии на византийскую литературу, особую популярность приобретают такие литературные жанры, как жития святых и литургическая поэзия. С Х в. наступает новый этап истории культуры Византии. С этого времени начинается известная стабилизация общественного сознания, завершается систематизация христианского богословия. Происходит обобщение и классификация всего достигнутого в науке, богословии, философии, литературе. В византийской культуре Х в. был связан с созданием обобщающих произведений энциклопедического характера. Важное место в художественном творчестве Византии занимала народная литература. Становление и развитие ее приходятся на IX—XII вв. В IX-Х вв. большое распространение в империи получают так называемые «акритские песни» и воинские повести, прославляющие подвиги органичных воинов-акритов. В XI—XII вв. в византийской культуре происходят серьезные мировоззренческие сдвиги. Рост провинциальных городов, подъем ремесла и торговли, сближение с Западом при Комнинах не могли не отразиться и на культуре. Развитие культурного общения со странами Европы и арабским миром - все это приводит к обогащению византийской культуры и крупным переменам в мировоззрении византийского общества. В XI—XII вв. в Византии вновь возрождается жанр «историй».

Наряду с религиозными гимнами развиваются светская любовная лирика и обличительная сатирическая поэзия. Изменяются этические воззрения. Заметно меняется творческая позиция художников. На смену пассивному преклонению перед церковно-догматическим отображением мира постепенно приходит осознанное восприятие художником реальной действительности. В XII в. в Византии возрождается старый литературный жанр позднеантичного романа. Почти одновременно появляется ряд романов, прозаических, поэтических, основанных на античном сюжете. От своего античного прообраза византийский роман отличается замедленным развитием событии, углублением символизма и обилием аллегорий, дублированием эпизодов, наличием натуралистических подробностей. Мотивы отрицания, критики общественного строя с его унификацией и канонизацией культурных ценностей. Расцвет переживает народная литература разных жанров В XIV – 1 пол. XV в. византийская живопись переживает кратковременный, но яркий расцвет («Палеологовское Возрождение»). Он характеризуется стремлением художников выйти за рамки установленных канонов церковного искусства, обратиться к изображению не отвлеченного, а живого человека. Упадок Византийского государства в XV в. отрицательно сказался на развитии византийской культуры

23. Германия 10-15вв. Особенности: отсутствие наследственности власти, выборность, династии есть,лишь если сильный правитель заставляет князей признать своего сына следующим правителем, влияние личности короля на внутр. процессы, отсутствие постоянного королевского домена → невозможность централизированного объединения после раздробленности, объединения осуществляются князьями, стремившимися не допустить усиления императорской власти. Номинально есть император, но нет реальной власти → раздрай, разбой на дорогах и прочая + двухуровневость полит жизни: местный с князьями и имперский – номинальный император и отождествление всех земель с наследием Рима (Германию и называли тогда Священной Римской Империей). Нидерланды – одно из самых развитых мест средневековья. Нет единой системы мер и весов, очень много таможень.

9-11вв: 9 в – образование восточно-франкского королевства. Архаичное, слабо дифференцированное общество (только на юге чуть лучше – римское наследство). Слабое, но более пестрое положение дел с подчинением вотчины ее владельцу. Оттон 1 – германский король в 10 веке – становится королем италии, затем и императором римской империи с 962 года. Любил церковь – это средство власти, наделял землей, привелегиями, но влиял сильно на нее и сам – высшие должности под его контролем – имперская церковь. Подъем культуры при Оттонах – оттоновское возрождение – контакты с италией и византией, женитьба оттона 2 на византийской принцессе, слабое возрождение но все же.

11 век. Начался процесс феодализации. Быстрый темп. Борьба за инвеституру между папой и королем (передача властных полномочий посредством символического вручения знамени (светские полномочия) и кольца и посоха (церковные). Из-за инвеституры епископов. Генрих 4 и папа григорий7. Окончание борьбы за инвеституру - 1122 – Вормский конкордат: император уступает инвеституру, но процедура в присутствии короля – условность полномочий короля в этом вопросе.Это «удар по имперской церкви». Далее усиливается роль местных князей из-за ослабления короля.

12 век. Династия Штауфенов – 1138-1254 Характерная черта их политики – стремление подчинить всю Италию, сделать ее своей опорой – столкновения с папами и Сицилийским королевством (1176 – поражение при Леньяно, отказывается от ряда претензий в северной Италии, после еще при др.императорах борьба, но с тем же успехом). Крестовые походы. Сер 12 века - развитая городская община на западе. Становление цехов. На рубеже 13 века – появление городского совета – члены совета – это консулы. Советы образовывались с согласия синьоров, чтобы облегчить тем обязанности по управлению (в отличие от Франции, но с 13 века тоже выступления против синьоров). Церковь и знать основывают новые города, т.к. свой город – это выгодно (мюнхен, лейпциг). Купцы северных городов назывались гАнза – братство, гильдия. 3 торговые области – северная, южная и средняя, как связь между первыми двумя → только посредническая функция + внутренняя торговля.

13 век. 1254 – умирает последний штауфен. Междуцарствие – ок.30 лет. раздробленность. южная германия – развивается горный промысел – серебро для торговли. Глубокие шахты уже умели делать с 12 века. Железная руда. Использование энергии падающей водя для раздувания мехов. Колонизация на восток в это время – ливония, пруссия.

14 век. Расцвет ремесел, торговли. Нет четких и устойчивых границ ни внутри империи, ни внешних (до 2/2 15 века так). 1291 - образование швейцарского союза на территории империи. (3 свободные общины объединились против попыток габсбургов захватить торговый путь в италию, начало века – победили габсбургскую конницу. Признание полит независимости швейцарии лишь в 1648 году.). ГАнза становится союзом, подобным государству, ведет войны – победа над данией – городской патрициат представлял в ней власть, а каждый город – автономия. Возникают и другие союзы городов – Швабский, Рейнский. 1356 – золотая булла – закрепление правовое политической раздробленности – подтверждала выборный порядок избрания императоров коллегией из 7 князей-курфюрстов. Габсбурги с 1438г. после люксембургской династии.

15 век. «замыкание цеха» - появление вечных подмастерьев. Середина века – книгопечатание. К концу века – около 50 центров книгопечатания. Потери территорий (Шлезвиг и гольштайн – дании, прованс –франции, верхняя и нижняя австрия – венгрии. Формировавшееся с 14 века сословно-представительная власть получает название Рейхстага в конце 15 в – совещательный орган. Также сформированы ландтаги (органы территориального управления в отд.княжествах, нерегулярный характер.).

Особенности: Номинальная власть династии га

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 588; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.021 с.)