Программы увеличения изображения на экране компьютера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программы увеличения изображения на экране компьютера



Этот класс программ ориентирован на создание комфортных условий для работы на персональном компьютере учащихся с остаточным зрением. Достигается это с помощью улучшения визуальной составляющей интерфейса и преобразования части визуальной информации в речевую. Эти программы непросто увеличивают изображение на мониторе (как встроенные средства операционной системы Windows), а способны обрабатывать его и выводить на экран в удобной индивидуально подобранной для пользователя форме.

Таких программ существует достаточно много, но наибольшую популярность в нашей стране приобрела программа MAGic все той же американской компании Freedom Scientific. MAGic работает под всеми современными версиями операционной системы Windows, полностью русифицирован и комплектуется синтезатором русской речи. Программа достаточно проста в использовании и содержит обширный спектр настроек и возможностей:

1. Увеличение изображение на экране от 1,1 до 36 крат от исходного размера;

2. Несколько режимов увеличения экрана (полное, наложенное, линза, динамическая линза, разделение экрана);

3. Возможность наблюдать увеличенное и не увеличенное изображение одновременно (увеличенную зону можно перемещать при помощи клавиатуры);

4. Возможность изменить стиль (цвет, размер, добавить эффект прозрачности, а также создать определенный набор правил, заменяющих один цвет на другой, менять яркость и добавлять затенения);

5. Возможность увеличения курсора помогает отслеживать его позицию на экране;

6. Синтезатор речи позволяет читать, используя манипулятор «мышь» или клавиатуру (чтение осуществляется по словам, предложениям, строчкам или абзацам);

7. Возможность подсветки прочитанного текста (пользователь также может контролировать размер, цвет и стиль подсветки);

8. Программа даёт возможность адаптации и оптимизации необходимых приложений при помощи обширных средств конфигурации и языка сценариев.

MAGic совместим с программой невизуального доступа к информации JAWS for Windows, а также позволяет управлять электронными увеличителями ONYX и Topaz того же производителя и манипулировать полученными с них изображениями, что позволяет наиболее полно раскрыть их возможности. Подобная интеграция оборудования и программного обеспечения дает возможность пользователям наиболее комфортно и эффективно работать с информацией.

Видео увеличители

Видео увеличители подразделяются на стационарные и портативные (ручные). На российском рынке они представлены уже знакомыми компаниями – американской Freedom Scientific и германской Baum Redec. По своим эксплуатационным качествам увеличители обеих компаний очень близки, но при приобретении, как уже говорилось выше, следует обратить внимание на совместимость, т.е. выгоднее иметь все оборудование и программное обеспечение одного производителя. В отечественном специальном образовании более распространены аппараты американского производства, поэтому ниже будут рассмотрены именно они. Немецкое оборудование обладает практически тем же функционалом и отдельно рассматриваться не будет.

Компания Freedom Scientific выпускает стационарные видео увеличители двух линеек – Topaz и Onyx. Увеличитель Onyx предназначен для работы с удаленными объектами, находящимися на расстоянии десятков и сотен метров (классная доска, экран проектора и т.д.), хотя и с объектами, расположенными в непосредственной близости, работать также возможно. Topaz – это настольный увеличитель, состоящий из монитора, камеры и подвижного столика, на котором располагаются рассматриваемые предметы. Таким образом, в условиях образовательного учреждения целесообразнее использовать увеличитель Topaz.

Он позволяет учащимся с остаточным зрением комфортно читать литературу, рассматривать мелкие объекты, писать и многое другое. Поворотный монитор позволяет использовать увеличитель в самых различных ситуациях, так как угол поворота составляет 180 градусов. Увеличитель имеет современный эргономичный дизайн, широкоформатный монитор, а также простое и удобное управление.

С помощью этого устройства дети с нарушением зрения могут работать с достаточно мелкими объектами. Для этого нужно положить объект (книгу, рисунок, мелкую деталь или игрушку и т.п.) на большой подвижный столик, выбрать желаемый уровень увеличения, выбрать цвета, наиболее комфортные для индивидуальных зрительных возможностей ребенка и выполнять любые действия с этим объектом, контролируя их по изображению на мониторе.

Перечислим основные возможности видео увеличителя TOPAZ:

1. Крепления монитора позволяют менять высоту и угол наклона экрана, а также поворачивать его на 180 градусов;

2. 16 уровней увеличения с кратностью от 1,9 до 74. При любом уровне увеличения изображение остается четким;

3. Возможность выбора из 30 различных комфортных для зрения конкретного пользователя контрастных видеорежимов;

4. Регулировка яркости изображения;

5. Отключаемый автофокус, позволяющий получить четко сфокусированное изображение без участия пользователя;

6. Режим стоп-кадра;

7. Подсветка, обеспечивающая освещение объекта и предотвращающая при этом возникновение бликов при просмотре глянцевых поверхностей (журналы, фотографии);

8. Световая указка позволяющая отметить на объекте центр отображённой на экране области;

9. Большой столик для чтения при размере 44 x 41 см легко перемещается на 41см слева на право, и на 27см вдоль перпендикулярной оси для удобного чтения книг большого формата;

10. Камера увеличителя расположена на высоте 21см над подставкой, что позволяет не только читать, писать, но и заниматься мелкой ручной работой (вдевание нитки в иголку, вкручивание мелких винтиков, шитье);

11. Крупные яркие элементы управления, находящиеся сразу под экраном.

Увеличители серии Topaz XL оснащены разъемом для подключения к компьютеру. В режиме работы с компьютером появляется возможность работать и с увеличенным документом и с данными на экране компьютера одновременно в сплит-режиме (экран при этом делится на 2 части – в верхней отображается объект под камерой, а в нижней, например, окно интернет-обозревателя).

Наряду со стационарными увеличителями Freedom Scientific выпускает и пользующиеся большой популярностью портативные электронные ручные увеличители Ruby и Sapphire. Это достаточно небольшие устройства, которые удобно носить с собой и использовать при необходимости. Принцип их действия такой же, как и у стационарных. Ниже приведено краткое описание каждого из этих двух увеличителей.

Портативный увеличитель Ruby прост в использовании, работает от аккумулятора около двух часов (возможна работа от обычных батареек). Расположив увеличитель над объектом, пользователь увидит изображение на четырехдюймовом цветном экране. При помощи кнопки регулирования степени увеличения легко настраивается желаемый уровень. Также легко осуществляется переключение режимов отображения. Уровень увеличения может варьироваться от 2 до 14 крат, при этом ни одна деталь изображения не будет искажена, как это бывает при использовании традиционных оптических средств увеличения. Имеющаяся складная ручка позволяет пользоваться увеличителем как лупой, но получать при этом увеличенное изображение без каких либо искажений и в удобной цветовой гамме.

Основные возможности видео увеличителя RUBY:

1. Четырехдюймовый ЖК экран высокого разрешения;

2. Легкий, вес – 218 г;

3. 5 режимов просмотра: полноцветный (для просмотра изображений) и 4 высококонтрастных режима для чтения (черный на белом фоне, белый на черном фоне, желтый на синем фоне, желтый на черном фоне);

4. Автофокус обеспечивает четкое изображение при перемещение прибора по тексту или по рассматриваемому предмету;

5. Стоп-кадр.

Второй портативный увеличитель Sapphire имеет немного большие размеры и практически те же возможности:

1. Относительно большой, высококонтрастный дисплей (7 дюймов, соотношение сторон 16:9);

2. Увеличение от 3.4 до 16 крат;

3. Вес - 879 г;

4. Полноцветная камера и 22 дополнительных, контрастных режима для чтения;

5. Режим стоп-кадра;

6. Встроенная подставка для письма;

7. 4 часа непрерывного использования от аккумулятора.

Встроенная подставка дает пространство для работы под камерой с мелкими предметами. Имеется возможность подключения к телевизору, при этом увеличение возрастает до 48 крат на 21 дюймовом телевизоре.

Более подробную информацию о современных тифлотехнических средствах, о специальном программном обеспечении и о приемах их использования, можно узнать, обратившись к нижеследующим Интернет-ресурсам:

1. Сайт института профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийского общества слепых «РЕАКОМП»: http://www.rehacomp.ru

2. Сайтдистрибьюторапродукциикомпаний Freedom Scientific, Baum Redec, Index Braille, View Plus, Code Factory идр.: http://www.elitagroup.ru

3. Сайт, посвященный компьютерным технологиям для незрячих: http://www.tiflocomp.ru

4. Сайт клуба незрячих пользователей компьютерной техники "Интеграция": http://www.integr.org

5. Сайт издательско-полиграфического тифлоинформационного комплекса «Логос» Всероссийского Общества Слепых: http://www.logosvos.ru

6. Русскоязычная информация о продукции фирмы BAUM Retec (Германия): http://tibsev.org

7. Сайт разработчика программы JAWS for Windows, брайлевских строк и видео увеличителей (США): http://www.freedomscientific.com

8. Сайт производителя брайлевских принтеров Index Braille (Швеция): http://www.indexbraille.com

9. Сайт производителя брайлевских принтеров Tiger (США): http://www.viewplus.com

4. Методические рекомендации по проведению групповых коррекционных занятий с детьми с нарушениями зрения

Логика учебно-воспитательного и развивающего процессов в образовании детей с нарушением зрения состоит в том, что всякое специальное обучение начинается путём объяснения и показа определённого материала. Этот материал должен быть организован так, чтобы учащиеся с нарушением зрения смогли его воспринять, учитель при этом оказывает им помощь в осознании этого материала. Воспринятый материал включается учащимися в арсенал представлений и знаний. Сюда же относятся знания о способах деятельности и её корригирования.

Далее осуществляется руководство познавательной деятельностью слепых и слабовидящих в процессе усвоения способов применения знаний. Это усвоение доводится до уровня умений и навыков при помощи специального оборудования, тифлоприборов, модифицированных средств наглядности и оригинальных способов восприятия учебного материала. Работа с детьми, имеющими зрительные нарушения, ведётся по образцу (эталону) с определённой последовательностью, этапностью и темповой нагрузкой.

После овладения умениями и навыками коррекции, усвоения особенностей восприятия учебного материала учащиеся включаются в обычное русло изучения основ наук, у них формируется готовность к творческому применению усвоенных знаний, умений и навыков различными методами обучения и др. Коррекционная работа на данном этапе может осуществляться и параллельно процессу изучения основ наук.

Коррекция развития не сводится только к усвоению знаний и навыков. В процессе специального обучения пересматриваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им придаётся новый характер.

Коррекционно-педагогическая работа, также как и общее образование – триедина и состоит из:

Коррекционное обучение – сообщение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития детей и взрослых с нарушением зрения, усвоение способов применения полученных знаний.

Коррекционное воспитание – это процесс целенаправленного влияния на формирование типологических свойств и качеств личности лиц с дефектами зрения инвариантных предметной специфики деятельности (познавательной, трудовой, коммуникативной, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде.

Коррекционное развитие - преодоление недостатков психофизического развития учащихся, связанных со зрительными нарушениями, в результате активного взаимодействия социальных и биологических факторов формирования нейродинамических механизмов компенсации дефекта.

В ходе коррекционного развития накапливаются и изменяются состояние и свойства личности по мере того как происходит усвоение ею социального опыта.

В ходе коррекционной работы развиваются умственная, физическая, нравственная и другая саморегуляция, способности организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социально трудовой ориентировки.

В процессе коррекции, как и в общеобразовательной деятельности, обучение и воспитание должно идти впереди развития и строиться не только на завершённых циклах развития, а прежде всего на тех психических и физических функциях, которые ещё не созрели.

В отношении умственного развития эти идеи были сформулированы ещё в трудах Л.С.Выготского (1956, 251-252, 254, 257), который ввёл понятия о двух уровнях развития ребёнка: уровень актуального развития и зона ближайшего развития. Первый уже сложился в результате завершившихся циклов развития и находит своё выражение в самостоятельном решении ребёнком интеллектуальных задач. Второй уровень – это состояние созревания процессов. На этом уровне ребёнок не может самостоятельно решать поставленные задачи, однако с помощью взрослого, в коллективной деятельности или по подражанию, он с задачами справляется. То есть то, что сегодня ребёнок делает с какой-то посторонней помощью, завтра он будет делать самостоятельно.

И очень важный вывод, который можно сделать на основании работ Л.С.Выготского (1956), более поздних исследований Л.З.Занкова (1975) и который очень важен для системы коррекционной работы, заключается в следующем: обучение и воспитание, опираясь не только на уже созревшие функции, но и на те, которые только созревают, двигают развитие вперёд.

На уровне действительности и конкретной разработки модели (проекта) специального образования должны учитываться все условия, вплоть до микросреды (численность популяции детей с дефектом зрения в регионе, наличие учебно-производственных предприятий (УПП ВОС), их профилированность и др.).

На уровне учебников, учебной литературы, специальных программ, средств наглядности и методик, помимо общих сказываются и региональные условия (набор учебных предметов, интегрированных курсов, язык обучения, краеведческий доступный материал и т.п.).

На теоретическом уровне важно учитывать наиболее общие черты социальной сферы (хозяйственно-экономические условия, общественно-политические структуры, духовная жизнь, уровень интеграции людей с нарушением зрения и др.).

В коррекционной работе важно учитывать и природную среду, которая во многом определяет дефекты в развитии детей.

То есть целевая установка всей системы коррекции, благодаря осуществлению специально организованного учебно-воспитательного процесса, должна привести к определённой компенсации дефекта.

Таким образом, вся нейродинамическая перестройка, образование новых межанализаторных связей, которые лежат в основе компенсации нарушенного зрения, будут формироваться в процессе направленной коррекционной работы.

Коррекция в тифлопедагогике определяется как система педагогических мероприятий, направленных на преодоление недостатков психического и физического развития людей с нарушением зрения.

Компенсация – это восстановление, возмещение утраченного или нарушенного зрения в результате перестройки функциональных особенностей организма.

Коррекционное воздействие помогает преодолеть недостатки психического развития, связанного со зрительным дефектом (недостатки ощущения, восприятия, представлений, мышления, памяти, речи, воображения и др.), также недостатки физического развития (в ориентировке в пространстве, осанке, моторике, в координации движений и др.).

В результате коррекционного воздействия в коре головного мозга возникают и формируются новые временные связи, «обходные пути» (по Л.С.Выготскому), по которым направляется информация в обход поражённых участков или всей центральной зоны зрительного анализатора. То есть возникает компенсаторная перестройка, информация поступает через сохранные анализаторы (слух, осязание, обоняние, суставно-мышечная чувствительность).

Цель коррекционной работы непосредственно связана с результатом (компенсацией), педагогическая недоработка в ходе коррекционного процесса не даст должной степени компенсации дефекта и придётся (возможно не один раз) возвращаться на исходные целевые позиции, чтобы получить максимальный эффект специального педагогического воздействия на развитие ребёнка со зрительной депривацией.

Определяя первичность коррекции и вторичность компенсации (в тифлопедагогическом отношении), следует помнить и об одном исключении. Существует понятие «биологическая компенсация». Это врождённая приспособленность человека к различным нарушениям в работе организма, когда одна система компенсирует недостаток в работе другой. Естественно, что она будет первичной и её следует учитывать в организованном тифлопедагогическом процессе.

Ожидаемый эффект компенсации зрительного дефекта будет выражаться в формировании у детей адекватных представлений об изучаемых объектах и явлениях, а также понятий по степени обобщённости на уровне нормы (нормально видящих сверстников) или приближённых к ней.

Если ожидаемого компенсаторного эффекта не получается, то необходим возврат к целям и содержанию коррекции, анализ методики коррекционной работы и корректировка тех элементов системы, которые качественно не сработали в тифлопедагогическом процессе.

Коррекционно-компенсаторная работа осуществляется не изолировано, а во взаимодействии со средой, с конкретными условиями окружающей действительности и это имеет большое значение и влияние на содержание коррекционного обучения.

Системный и комплексный подход к этой проблеме позволяет выделить четыре формы организации деятельности по преодолению недостатков в психофизическом развитии детей с нарушением зрения. В основу классификации положены: место, условия и цели проведения коррекционно-педагогической работы:

1. Коррекционная направленность общеобразовательного процесса.

2. Специальные коррекционные занятия.

3. Коррекционные занятия в семье.

4. Самокоррекция.

Коррекционная направленность общеобразовательного процесса осуществляется на всех формах занятий в образовательном учреждении. Общеобразовательные цели и задачи уроков, групповых занятий, воспитательных мероприятий обязательно объединяются с целями коррекции, и это единение осуществляется во всех содержательно-методических звеньях проводимых занятий, увязывается со средствами и методами проведения, спецификой их структурного построения.

Особенно важно органично соединить изучаемый материал по разным предметам с коррекционно-педагогической работой, определить какие виды и приёмы педагогической коррекции наиболее рационально и эффективно можно использовать при изучении той или иной программной темы. Специальные коррекционные занятия ориентированы на определённый дефект и конкретное функциональное нарушение у ребёнка, связанные со слепотой, слабовидением, с менее сложными поражениями органа зрения. Методика этих занятий, коррекционные приёмы и способы направлены на преодоление психофизических недостатков в развитии, связанных с конкретной аномалией.

В учебный план общеобразовательной школы необходимо включить помимо общеобразовательных дисциплин перечень специальных коррекционных предметов, которые изучаются помимо предметных уроков. Это развитие осязания, остаточного зрения, ЛФК, ритмика, ориентировка в пространстве, логопедия, социально-бытовая ориентировка и др.

Большую роль играет наличие у ребенка дошкольной подготовки – индивидуальные и подгрупповые занятия с тифлопедагогом в условиях ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, где педагоги и воспитатели также реализуют аналогичные занятия коррекционной направленности. Здесь осуществляется дифференцированный подход к детям, они объединяются в группы по одинаковости и схожести зрительной патологии, этиологии заболевания, структурно-функциональным нарушениям органа зрения и др. Это позволяет наиболее качественно и целенаправленно проводить педагогическую коррекцию.

Коррекционные занятия в семье проводятся силами родителей, имеющих детей с нарушением зрения, или их родственников. Важно то, чтобы те коррекционные знания и умения детей, привитые им в образовательном учреждении (на занятиях с тифлопедагогом), закреплялись дома в познавательной, трудовой, игровой и др. деятельности. Задача образовательных учреждений, администрации, учителей и воспитателей организовать для родителей широкую просветительную и консультативную помощь, в ходе которой показать необходимые приёмы, способы, средства коррекции, нормативные физические, зрительные и тактильные нагрузки, связанные с формой и видом зрительной патологии ребёнка.

Несложная педагогическая коррекция, посильная для родителей и родственников ребёнка обязательно должна проводиться в семье, быть подконтрольна и направляться специалистами образовательного учреждения.

Самокоррекция осуществляется самими детьми. Знания, умения и навыки преодоления недостатков в развитии, которые воспитанники получают на учебных занятиях, в процессе воспитательных и других мероприятий должны закрепляться и совершенствоваться в ходе самостоятельной познавательной, трудовой, игровой, коммуникативной и др. деятельности. На этот процесс дети должны быть нацелены педагогами и родителями, его элементы включаются в социально-бытовую практику ребёнка, в его повседневную жизнь.

Педагоги наблюдают и контролируют процесс самокоррекции, содействуют его совершенствованию, соотносят к общему развитию ребёнка, к возрастным периодам.

Результаты самокоррекции могут быть достаточно высокими и эффективными, если эта деятельность осуществляется в системе, с должным упорством и волевым настроем. Так, например, известны случаи, когда в результате упорной самостоятельной работы слепые люди усваивали процесс чтения с помощью осязания рельефно-точечного шрифта по скоростным параметрам на уровне нормы. То есть они читали рельефный текст с такой же скоростью, с какой читают плоский шрифт глазами зрячие люди. Более того, есть примеры, когда незрячие могут читать с помощью осязания, даже быстрей, чем многие зрячие. В.Д.Корнеева – Заслуженный учитель школы РФ, будучи абсолютно слепой, не уступала зрячим коллегам по скорости чтения, а многих превосходила.

В образовательных учреждениях в специально организованных условиях для детей с нарушением зрения эффективность коррекционно-педагогической работы зависит от того, насколько этот процесс увязан с медицинской коррекцией. Эти два процесса взаимосвязаны и, несмотря на существующие особенности и профессиональную направленность, осуществляют общую работу по преодолению недостатков развития детей с нарушением зрения.

В ходе психолого-педагогического анализа и практики обучения и воспитания детей со зрительной депривацией создаются определённые рекомендации, которые реализуются по всем четырём формам коррекционного процесса.

Образовательное учреждение, в котором обучаются дети с глубоким нарушением зрения, в обязательном порядке должно обеспечивать необходимое медицинское сопровождение по профильному заболеванию. Медицинские работники разрабатывают офтальмо-гигиенические и медико-эргономические рекомендации, которые определяют оптимальные условия организации педагогической коррекции для конкретного учащегося. А именно, в этих рекомендациях содержатся указания по физическим, зрительным и тактильным нагрузкам, по использованию в ходе занятий средств оптической коррекции, специального оборудования и др.

Педагогические и медицинские работники совместно решают проблемы утомляемости детей, освещённости помещений для занятий, специальной наглядности и средств обучения.

Современные позиции педагогики сотрудничества требуют, чтобы коррекционная деятельность в образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения проводилась в системе чёткого взаимодействия учителей, воспитателей, родителей, медицинских работников и детей при условии детального учёта всей клинической картины зрительной патологии, особенностей развития детей и прогнозирования этой деятельности.

Офтальморекомендации
Диагноз Рекомендации. Характер поражения. Противопоказания
Катаракта Постоянное закапывание витамин­ных капель, 1 раз в течение 3-х ме­сяцев закапывание расширяющих зрачок капель Удары, травмы
Амблиопия 1 раз в 6 месяцев плеоптическое ле­чение на аппаратах для развития зрения э/с, л/с, м/с Если сочетается с миопией или нис­тагмом, то: удары, травмы, физические нагрузки
Хориоритинит Хроническое воспаление сосуд.оболочки с вовлечением сетчатки. Переохлаждения, простудные забо­левания, не допускать наличия хро­нических инфекций, пиелонефрит и другие. Физические нагрузки, поднятие тя­жестей
Макулодистрофия Дистрофическое изменение в макулярной области. Длительные зрительные нагрузки, особенно при сильно ярком свете
Колобома Врожденный дефект в сетчатке, в сосуд.оболочке Ограничить физические нагрузки: поднятие тяжестей, вибрацию
Микрофтальм Врожденный дефект В зависимости от патологии допус­тимо ВГД, работать в наклоне, не допускать травм и переохлаждений.
Ангиопатия сетчатки При соматических заболеваниях из­менения сосудов сетчатки (при СД, при ГБ, гипотонии и т.д.)  
Фиброз стекловидного тела Врожденное или приобретенное вос­паление стекловидного тела Работать в наклоне, поднятие тяже­стей
Атрофия зрительного нерва После травмы, после воспалитель­ных заболеваний гибель в-н зри­тельного нерва Переохлаждения, повышенные умственные и фи­зические нагрузки
Ретинобластома Злокачественная опухоль сетчатки Физиолечение, нагрузки, переохлаждения
Хореоренит То же самое, что хориоретинит  
Анизометрия Разные рефракции обоих глаз  
Альбинос Недостаток или отсутствие пигмента в зрительных каналах Работа при ярком свете
Ретинит -смотри выше  
Миопия М (близорукость) Очков должно быть двое (при высо­кой степени) для близи и дали Работа в наклоне, сотрясения, уда­ры, поднятие тяжестей, слабое ос­вящение, удары (опасно отслоением сетчатки)
Гипермстропия Hm Утомляют мелкие работы 2-е очков В физических нагрузках ограничений нет
Астигматизм Ast Неправильно оценивает форму, ве­личину, размеры  
Подвывих хрусталика   Ограничить физические нагрузки, сотрясения
Отслойка сетчатки Сажать ближе к доске. Контрастные пособия, четкая разлиновка Крайне опасны сотрясения и физи­ческие нагрузки
Глаукома Ребенок никогда не должен нахо­диться в полной темноте Опасен резкий переход от тьмы к свету
Нистагм Затруднена фиксация взгляда. Чи­тать по линейке, больше работать на слух Нельзя кричать, (увелич. колебания)
Увеит   Опасны переохлаждения
Онкология Бережное отношение  

5. Методические рекомендации по проведению индивидуальных коррекционных занятий с детьми с нарушениями зрения

Ведущим специалистом в образовательном учреждении, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу, в отношении детей с глубоким нарушением зрения является тифлопедагог. Специальные коррекционные занятия тифлопедагога направлены на подготовку детей к различным видам деятельности, подбору средств наглядности в соответствии с темами изучаемых общеобразовательных предметов и ознакомлением с ними, социально-бытовую ориентировку и ориентировку в пространстве в условиях школы. Уделяет особое внимание безопасности передвижения с учетом возрастных и психо-физических возможностей ребенка, владению тростью для слепых.

В соответствии с Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (М.,1997г.) тифлопедагог проводит специальные коррекционные занятия следующих видов:

1. Развитие зрительного восприятия.

2. Развитие осязания и мелкой моторики.

3. Ориентировка в пространстве.

4. Социально-бытовая ориентировка.

Обучение детей с глубоким нарушением зрения в отличие от их нормально видящих сверстников длится дольше на один учебный год. Необходимость увеличения срока обучения до 12 лет обусловлена сложностью усвоения младшими школьниками рельефно-точечного шрифта Брайля, спецификой восприятия материала ребенком созрительной депривацией, где темповые характеристики не должны учитываться, а акцент в обучении делается на качестве усвоения материала. Разный уровень подготовки будущих школьников дополнительно осложняет процесс обучения. Для включения в образовательное пространство массовой школы ребенка с глубоким нарушением зрения необходима организация нулевого (подготовительного) класса с введением следующих дисциплин: общеобразовательных (подготовка руки к письму РТШ, развитие речи, формирование элементарных математических представлений, окружающий мир, музыка, физкультура, ИЗО) и коррекционных (ритмика, ЛФК, СБО, РЗВ, ориентировка в пространстве, развитие осязания и мелкой моторики, развитие коммуникативной деятельности). Как правило, для оказания квалифицированной помощи, ребенку с сочетанными нарушениями одновременно требуются разные специалисты (дефектолог, логопед, психолог и т.п.). Реализация образовательных потребностей ребенка с комплексным нарушением невозможна без учета следующих взаимосвязанных компонентов: физического (физиологического), психологического здоровья и социального благополучия, возрастных закономерностей и индивидуальных особенностей.

Своевременная оценка, специально организованная и разработанная система занятий по оказанию коррекционной помощи являются залогом оптимизации процессов развития, воспитания, обучения и «предшкольной» подготовки детей с нарушением зрения.

Параметры, определяющие успешность адаптации ребенка с нарушением зрения в начальной школе и непосредственные участники, организующие коррекционно-развивающее воздействие:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.045 с.)