Базовая часть профессионального цикла фгос впо 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Базовая часть профессионального цикла фгос впо



 

Направление подготовки

Социология (22.00.00.)

 

 

Профиль(и) подготовки:

Бакалавриат, квалификация «Бакалавр социологии»

 

Разработчик УМК: к.соц.н., доцент, доцент Лавренюк Н.М.   ____________ подпись   «___»_________2012 г.  

 

Уфа - 2012

 

 

Список документов и материалов, входящих в УМК

  Титульный лист    
  Список документов и материалов, входящих в УМК    
  Место дисциплины в структуре основной образовательной программы    
  Цели освоения дисциплины    
  Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины    
  Образовательные технологии    
  Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины    
  Материально-техническое обеспечение дисциплины    
  Методические рекомендации для преподавателя    
  Методические указания для бакалавров    
  Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы бакалавров    
  Контрольно-оценочные материалы    
  Рейтинг-план дисциплины  
     
  Рабочая программа учебной дисциплины    
     
     
     
     

 

 

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

 

Дисциплина «Основы менеджмента» относится к разделу дисциплин профессионального цикла ФГОС ВПО по направлению «Социология», квалификация «Бакалавр» (Б3.В.) и изучается на 2 курсе в 4 семестре.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра социологии по Основам социологии, Методологии и методике социологических исследований, Информатике, Статистике, Социологии управления. Данная дисциплина интегрирует, закрепляет и углубляет ранее полученные при изучении указанных дисциплин базовой части знания, умения и навыки.

Освоение данной дисциплины предшествует формированию соответствующих компетенций в рамках дисциплин: Социальное прогнозирование и проектирование, Исследование систем управления, Технологии управленческого консультирования, Социология организаций.

 

Цели освоения дисциплины

 

Целями освоения дисциплины “Основы менеджмента” являются систематизация знаний по основам менеджмента и практическое использование навыков их применения в профессиональной деятельности социолога.

 

Компетенции обучающИХся, формируемые в результате освоения дисциплины

 

Учебная дисциплина «Основы менеджмента» формирует умения решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки в области организационно-управленческой деятельности:

формирование и анализ информационных массивов, обеспечивающих мониторинг социальной сферы, разработку мер управленческого воздействия на неё и оценку эффекта управленческого воздействия, в том числе аудит источников информации с целью оценки их необходимости, достаточности и достоверности;

участие в организации управленческих процессов в органах власти и управления, органах местного самоуправления, административно-управленческих подразделениях организаций и учреждений;

участие в организации и поддержании коммуникаций с научно-исследовательскими учреждениями и информационно-аналитическими службами по вопросам обмена информацией, научного консультирования и экспертизы.

Способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО по направлению подготовки «Социология» квалификации «Бакалавр» (ОК-4, ПК-10):

- способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);

- способность использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-10).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- общую теорию, методологию и методику менеджмента;

- специфику менеджмента в различных видах социологической деятельности.

1. Уметь:

- использовать теорию, методологию и методику менеджмента.

Владеть:

- навыками самостоятельного анализа, диагноза, целевого планирования, разработки, принятия и реализации решений, распределения ресурсов, делегирования полномочий и задач, мотивации и контроля;

- умениями реализовывать планы и проекты по достижению желаемого и необходимого изменения управляемых объектов.

Образовательные технологии

Основные формы занятий: лекции, практические и семинарские занятия, самостоятельная работа студентов.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО 3 по направлению подготовки реализация компетентностного подхода в рамках освоения дисциплины запланировано использование активных и интерактивных форм проведения занятий (лекции с элементами эвристической систематизации, проблемное групповое обсуждение, деловая игра, контент-анализ, кейс-стади и других) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет около 50% аудиторных занятий.

В рамках освоения дисциплины предусматриваются встречи с ведущими специалистами-менеджера высшего и среднего звеньев управления.

 

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

 

а) основная литература:

  1. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента:Уч. Пос., 4е издание — Минск, 2001 -336 с.
  2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.. Основы менеджмента: Пер. с англ.. - М.: Дело, 1992 — 702с.

3.Друкер П.Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения./пер. Котельниковой М.- М.,2011

2.Оуэн Дж. Жесткая правда о …менеджменте./ Пер. с англ. Егорова В.Н.- М., 2010

Дополнительная литература:

3.Прикладная социология и менеджмент: Хрестоматия/ Под ред. Кравченко А.И. – М: МГУ, 1998

4.Дудченко В.С. Инновационные технологии: Учебно-методическое пособие - М.,1996

5.Аксененко Ю.Н.,Каспарян В.Н., Самыгин С.И., Суханов И.О. Социология и психология управления – Ростов н/Д.: Феникс, 2011

7.Основы современного социального управления: теория и методология / Под ред. Иванова В.Н.- М., 2009

8.Афанасьев В.Г. Научное управление обществом.-М.,1973

9. Шамхалов Ф.И.. Американский менеджмент: теория и практика. - М.: Наука, 1993

10. Управление - это наука и искусство: А.Файоль, Г.Эмерсон, Ф.Тейлор, Г.Форд. - М.: Республика, 1992 - 351с.

11.Уотермен Р.. Фактор обновления: Пер. с англ./ Общ. ред. В.Т.Рысина. - М.: Прогресс, 1988 - 368с

12. Пригожин А.И.. Современная социология организаций. - М.: Интерпракс, 2005 - 296с.

13. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.. Основы менеджмента: Пер. с англ.. - М.: Дело, 2002 - 702с.

14. Коно Т.. Стратегия и структура японских предприятий. - М., 1987

15. История менеджмента: Учебное пособие / Под ред. Д.В. Валового. - М.: ИНФРА - М, 2007 - 256с.

16. Дудченко В.С.. Инновационный метод: новая парадигма науки и практики. // Социологические исследования. - 1996. - №7. - С. 39 - 46

17. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1995- 478с.

18. Вебер Макс. Избранные произведения.-М.:Прогресс,1990- 804с.

19. Бестужев-Лада И.В.. Прогнозное обоснование социальных нововведений./Рос.АН,Институт социологии.-М.:Наука,1993-232с.

20. Аитов Н.А. Методологические основы социального управления-Мн.:БГУ,1977

21.Аитов Н.А.Управление социальными процессами-Уфа,1983

22.Ансофф И.Стратегическое управление-М.: Экономика, 1989

23.Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление.-М.,1986

24.Афанасьев В.Г. Системность и общество. - М.,1980

25.Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. - М.,1977

26.Бестужев–Лада И.В.Преодоление проблемной ситуации в управлении социологическими процессами//Вопросы экономики.-1992.-№1

27.Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник для вузов.-М, 1995

28.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс.2 –е изд..- М.: Гардарика, 1996

29.Гвишиани Д.М. Организация и управление-М.,1972

30.Друкер П. Инновации и предпринимательство-М..1992

31.Иванов В.Н., Патрушев В.И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления - М.: Экономика, 2001

32.Иванов В.Н., Тощенко Ж.Т., Бойков В.А. Общественное сознание (социологические аспекты) - М., 1991

33.Красовский Ю.Д. Организационное поведение-М: ЮНИТИ, 2001

34.Кравченко С.А., Мнацакян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы - М., 1997

35.Пригожин А.И. Организационные управленческие патологии.//ОНС.-1998.-№3

36.Пригожин А.И.. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). - М.: Политиздат, 1989

37.Современный менеджмент в России: Сб.ст.// Российская академия госслужбы при Президенте РФ. - М., 1997

38.Социология в России/ под ред. В.А.Ядова - М.: Ин-т социологии РАН, 1998

39.Управленческое консультирование нововведений. Индивид в организации. Вып.3-4 / Отв. Ред. А.И.Пригожин - М.: ВНИИСИ, 1990

40.Щербина В.В. Средства социологической диагностики в системе управления - М.: МГУ, 1993

41.Щербина В.В., Садовникова Л.Б. Социолого-психологическое обеспечение работы с кадрами (подбор, расстановка, рациональное использование) - Кишинев, 1989

42.Янсен Ф.Эпоха инноваций: Пер.с англ.- М.: ИНФРА-М, 2002

43.Грейсон Дж., О Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI в.- М.,1991

44.Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента.- М..1991

45.Якокка Л. Карьера менеджера- М., 1991

46.Японский менеджмент: конспект лекций по теории управления. –М.,1971

48.Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальный менеджмент- М.,1998

49.Морита А. Сделано в Японии. История фирмы «Сони».- М..1993

50.Фоллетт М.П. Динамическая администрация. –М., 1948

51.Гастев А. Как надо работать: Практическое введение в науку организации труда.- М.,1972

52.Файоль А. Общее и промышленное управление- М..1991

53.Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. М.,1989

54.Форд Г. Сегодня и завтра. – М.,1992

55.Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности.- М.,1992

57.Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука.- М.

58.Гастев А.К. Трудовые установки. – М.,1973

61.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.,1998

62. Крейнер С. Ключевые идеи менеджмента.- М.,2002

63. Основы инновационного менеджмента: теория и практика // Под ред. П.Н.Завлина. – М., 2000

64. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. – М.,1997

65. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.. Основы менеджмента: Пер. с англ.. - М.: Дело, 1992 - 702с.

66. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальный менеджмент- М.,1998

67.Красовский Ю.Д. Организационное поведение-М: ЮНИТИ, 2001

68.Гвишиани Д.М. Организация и управление-М.,1972

69.Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1995- 478с.

70. Ансофф И.Стратегическое управление-М.: Экономика, 1989

71.Эргономика/ В.В.Адамчук и др.- М.: ЮНИТИ- ДАНА, 1999

72.Социология и психология управления/ Аксененко Ю.Н. и др.- Ростов н/Д: Феникс, 2001

73. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами.- М.,2004

74. Ковалев В.Н. Социология управления социальной сферой. – М.,2003

75. Акофф Р. О целеустремленных системах. / под ред И.А. Ушакова.- М.,1974

76.Алексеев А., Пигалов В. Деловое администрирование на практике: инструментарий руководителя-М.,1994

77.Блинов А.О., Бутырин Г.Н., Добренькова Е.В. Управленческий консалтинг корпоративных организаций. М., 2008

78.Крейнер С. Ключевые идеи менеджмента. М.: ИНФРА-М, 2002

79.Ладанов И.Д.Практический менеджмент. М.,2005

80.Литвак Б.Г. Практические занятия по управлению. Мастер-класс. М.: Экономика, 2003

81.Льюис Р. Деловые культуры в международном бизнесе: от столкновения к взаимопониманию. М., 1999

82.Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. СПб, 2003

85.Прикладная социология и менеджмент: Хрестоматия/ отв. Ред. Кравченко А.И.-М.: МГУ, 1998

86.Романов П.В. Социология организаций и менеджмента. Ростов н/Д: Феникс, 2004

88.Уткин Э.А., Кочетова А.И. Практикум по курсу менеджмента. (Тематический сборник проблемных вопросов, ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов).-М.,1998

Электронный ресурсы по дисциплине:

№ п/п Ссылка на информационный ресурс Наименование разработки в электронной форме Доступность
  www.socioline.ru/node/446 Социологическая библиотека Доступен
  www.socionet.narod.ru Социология и маркетинг в Сети Доступен
  www.escocman.edu.ru Образовательный портал – экономика, социология, менеджмент. Доступен
  www.socnet.narod.ru Современная российская социология в Сети Доступен
  www.machaon.ru Социология в Сети Доступен
  www.isn.ru/sociology Российская сеть информационного общества Доступен
  http://www.sociology.ru/ Центр социологического образования Доступен
  http://sociology.extrim.ru/bibl.htm Библиотека социолога   Доступен
  http://www.soc.pu.ru/persons/golovin/reader/index.html Социологическая теория: классические тексты и современные дискуссии Доступен
  http://www.philosophy.ru/library/library.html Электронная библиотека Института Философии РАН Доступен
  http://www.nir.ru/socio/scipubl/nauchn.htm Социологические журналы в Web Доступен
  http://www.nir.ru/socio/scipubl/nauchn.htm Российские социологические журналы Доступен
  http://www.soc.pu.ru/publications/jssa/ Журнал социологии и социальной антропологии Доступен
  http://www.isras.rssi.ru/Index.html Журнал «Социологические исследования» (Социс) Доступен
  http://www.nir.ru/socio/scipubl/socjour.htm Социологический журнал Доступен
  www.lib.socio.msu.ru/library Электронная библиотека социологического факультета МГУ Доступен

 

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Материально-техническое обеспечение дисциплины “Основы менеджмента” предполагает работу в учебном зале, компьютерном классе, использование оргтехники, мультимедийного оборудования (во время лекционных и практических занятий), доступ к сети Интернет и справочным системам во время практических занятий и самостоятельной подготовки, работу в электронно-библиотечной системе вуза и с фондами электронных библиотек, а также работу с программами Excel, Statistiсa.

Методические рекомендации для преподавателя

 

Предлагаемый УМК учитывает требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Социология», квалификации «Бакалавр».

Логика учебного курса строится по принципу обеспечения междисциплинарных связей с дисциплинами общепрофессионального и иных блоков дисциплин в соответствии с учебным планом подготовки бакалавров.

В связи с этими обстоятельствами, методические рекомендации для преподавателя сводятся к следующим положениям. Для достижения целей освоения дисциплины следует придерживаться компетентностного подхода при формирования профессиональных навыков и умений, определенных в рамках дисциплины. Следует комбинировать классические и инновационные; пассивные, интерактивные и активные образовательные технологии. В качестве учебно-методического и информационного обеспечения курса необходимо использовать предложенные разработки и в мониторинговом режиме отслеживать новые публикации по разделам курса. В обучении бакалавров важно ориентироваться на индивидуальные и командные формы работы, использовать наличное и потенциальное материально-техническое обеспечение. Необходимо контролировать и объективно оценивать самостоятельную работу бакалавров, вариативно используя контрольно-оценочные материалы. Результаты оценки следует своевременно вносить в рейтинг-форму. Для эффективного освоения тех или иных тем и разделов курса средства и способы учебной деятельности рекомендуется отбирать, ориентируясь на рабочую программу дисциплины. Основная задача преподавателя заключена в формировании устойчивых профессиональных компетенций.

 

Структура и содержание дисциплины

Дисциплина: Основы менеджмента

Курс - 2

Общая трудоемкость (кредиты/часы) 3 зачетных единицы, 81 час

Аудиторная общая работа (часы) - 50, в т.ч. Лекции -20, практические занятия - 30

Самостоятельная работа (часы) – 27

Аудиторная индивидуальная работа (контактные часы) - 4

Работа в интерактивной форме -30

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
        ЛК-20 ПЗ-30 КСР-4 СРМ- 27  
  Управление и менеджмент: системный подход             Текущий контроль: 1) устный опрос
  Появление и развитие менеджмента за рубежом             Текущий контроль: 1) устный опрос
  Зарождение и становление менеджмента в России             Текущий контроль: 1) устный опрос
  Методология и методика менеджмента             Текущий контроль: 1) устный опрос  
  Управляющая подсистема организации             Рубежный контроль: 1. устный опрос 2. тестирование
  Управляемая подсистема организации             Текущий контроль: 1. устный опрос 2. коллоквиум
  Менеджмент как процесс. Функции менеджмента.             Рубежный контроль: 1. устный опрос 2. контрольная работа
  Мотивация в менеджменте             Текущий контроль: 1) устный опрос 2) тестирование
  Принятие решений             Текущий контроль: 1) устный опрос
  Коммуникации в менеджменте             Текущий контроль: 1) устный опрос
  Менеджмент конфликтами             Текущий контроль: 1) устный опрос
  Проектирование в менеджменте             Текущий контроль: 1) устный опрос 2) тестирование
  Направления развития менеджмента             Текущий контроль: 1) устный опрос 2) проверочная работа
                Итоговый контроль: Экзамен
                 
                 
                 
                 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.045 с.)