Навчання учнів в умовах виробництва та виробничої практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Навчання учнів в умовах виробництва та виробничої практики



Обучение учащихся в условиях производства (на предприятиях) и производственная практика - завершающие этапы учебного процесса, на которых происходит дальнейшее формирование, совершенствование и отработка качеств, характеризующих профессиональное мастерство молодых квалифицированных рабочих, а также их трудовое воспитание. Эти этапы обучения в определенной степени отличаются отобучения в учебных мастерских как по целям нсодержанию, формам и методам, так и по условиям проведения.

Если в учебных мастерских учащиеся осваивают основы профессии и главная цель обучения - формирование умений и навыков качественного выполнения основных приемов, операций, видов работ, тоцели обучения на завершающих этапах обучения более сложные к многогранные.Их можно сформулировать следующим образом:

при обучении в условиях производства:

–закрепление, совершенствование и расширение производственных знаний, умений и навыков учащихся, полученных при обучении в учебных мастерских;

– освоение приемов и способов выполнения производственных работ ифункций, типичных для содержания труда рабочего соответствующей профессии в условиях производства;

– освоение передовых приёмов и способов труда;

– развитие профессиональной самостоятельности, ответственности запорученное дело;

– приобщение учащихся кпроизводственной и общественной жизни рабочих коллективов.

В период производственной практики:

– совершенствование профессионального мастерства учащихся в определенных видах работы (специализация);

– расширение и углубление производственного опыта выполнения работ, соответствующих по содержанию и сложности требованиям, предъявляемым к рабочим соответствующей квалификации (разряда, класса, категории и т.д.);

– совершенствование скоростных умений и навыков для овладения производительностью труда кадрового рабочего соответствующего уровня квалификации;

– освоение передовой техники и технологии, передовых приемов и способов труда.

Основными формами обучения учащихся в условиях производства являются:

урок производственного обучения, который применяется при обучении учащихся, на учебном участке или в учебном цехе предприятия. Мастер при этом работает одновременно с учащимися всей группы. Применяется бригадная и индивидуальная организация труда учащихся в зависимости от специфики выполняемых работ;

обучение учащихся в составе ученических бригад и звеньев, которое применяется при выполнении учащимися самостоятельных производственных заданий, доступных им по сложности, на участках или объектах предприятия;

обучение учащихся в составе бригад квалифицированных рабочих, к которому прибегают в тех случаях, когда выполняемые бригадой работы по сложности в целом выше уровня квалификации учащихся или когда всегдапо условиям производства невозможно организовать самостоятельные ученические бригады;

индивидуальное прикрепление учащихся для обучения к квалифицированным рабочим, применяемое с учётом функциональных обязанностей к условий труда по профессии.

Выбор и сочетание форм обучения могут быть различными взависимости от условий, в которых оно проводится, и взаимоотношений между училищем и базовым предприятием.

Эффективность обучения учащихся в условиях производства в значительной степени определяется подготовкой мастера, которая включает следующие основные этапы:

– личное изучение производственного процесса на предприятии, его продукции, оснащенности, организации труда;

– участие в подготовке и заключении договора между училищем и предприятием;

– определение форм обучения, участков, цехов, рабочих мест для учащихся, объектов учебно-производственных работ;

– составление графиков перемещения учащихся по рабочим местам, участкам, цехам;

– комплектование ученических бригад;

– распределение учащихся по бригадам квалифицированных рабочих и закрепление учащихся за рабочими-наставниками;

– организация и проведение организационной беседы-совещания с бригадирами производственных бригад и наставниками учащихся;

– инструктирование учащихся группы о порядке обучения, правилах внутреннего трудового распорядка и поведения на предприятии в целом, на участке, в цехе;

– организация занятий по изучение учащимися правил безопасности на производстве исдачи соответствующих зачетов. Оформление допуска учащихся на производство.

Особое внимание при организации обучения учащихся на предприятии нужно уделить выбору рабочих мест для учащихся и учебно-производственных работ, которые они будут выполнять, так как от этого в решающей степени зависит успех обучения. При этом необходимо руководствоваться следующими требованиями:

рабочие места, на которых будут обучаться учащиеся, должны быть характерными для профессии учащихся, оснащены современным оборудованием, полно и своевременно обеспечиваться материалами, инструментами, приспособлениями; технологический процесс на участке и рабочих местах – соответствовать современному уровню технологии производства. Нужно также, чтобы рабочие места соответствовали всем требованиям безопасности, гигиены труда и производственной санитарии;

учебно-производственные работы должны быть типичными для профессии, разнообразными, соответствовать по содержание и сложности требованиям учебных программ, включать операции, выполнение которых обеспечивает овладение учащимися высокопроизводительными способами труда.

Перечень основных обязанностей мастера при обучении учащихся в условиях производства, которым следует руководствоваться при планировании и организации учебно-воспитательного процесса:

– инструктирование учащихся (вводное, текущее, заключительное) оспособах выполнения учебно-производственных работ;

– контроль загрузки учащимся работами, соответствующими требованиями учебных программ;

– участие в приемке работ, выполненных учащимися; оценка успеваемости учащихся; проверка правильности определения размеров оплаты за работы, выполненные учащимися; учет выполнения учебной программы;

– контроль и обеспечение режима учебно-производственной деятельности учащихся на производстве;

– выдача и контроль выполнения учащимися заданий по изучению современной техники и технологии;

– организация общения учащихся передовым приёмам и способам труда;

– работа с бригадирами ученических бригад;

– перемещение учащихся по объектам работы, рабочим местам, участкам и цехам предприятия в соответствии с графиком;

– помощь учащимся в ведении дневников;

− контроль правильности заполнения дневников; проверка отчетов учащихся о практике;

– контроль и принятие мер по вопросам соблюдения санитарно-гигиенических требований, норм охраны труда учащихся и правил безопасности;

– приобщение учащихся к рационализации и изобретательству.

 

Завершающим этапом подготовки квалифицированных рабочих в училище является производственная практика. Производственная практика учащихся проводится как правило на базовых предприятиях училища, в цехах и на участках, куда учащиеся персонально распределяется ещё до практики. В период практики учащиеся работают на предприятии полную рабочую неделю.

Содержание практики определяется ее программой, которая разрабатывается училищем совместно с базовым предприятием. Программа практики разрабатывается на основе квалификационной характеристики с учётом конкретных условий соответствующего предприятия.

Программу производственной практики рекомендуется составлять, руководствуясь следующей ее структурой:

– общие положения (фонд времени на практику, сроки ее проведения, режим труда учащихся, руководство производственной практикой);

– требования к характеру и содержанию работ, которые должны выполнять учащиеся (сложность, точность, материал, физиолого-гигиенические и организационные требования, основные параметры и т.п.);

– характеристика и примерный перечень рабочих мест учащихся;

– примерные виды (перечень) работ, функций, обязанностей, которые учащиеся должны выполнить в ходе практики;

– профессиональные и организационные умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся в процессе практики;

– передовые приемы и методы труда новаторов производства, новая техника и технология, высокопроизводительные инструменты, приспособления ит.п., которые долины быть освоены учащимися.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.007 с.)