Характеристика словесных методов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика словесных методов.



1. Рассказ (изложение) – это непродолжительный по времени устный монолог преподавателя, в основе ко­торого лежит определенный элемент содержания учебного материала. Чаще всего этот метод используется при изучении фактического материала, когда учащимся сообщают, например, об учебных задачах на занятиях в мастерских, о правилах поведения, об изменениях в технологических процессах, о достижениях в определённых областях науки, техники или производства. В учебной деятельности имеют место следующие виды рассказа: рассказ-вступление, собственно рассказ, рассказ-заключение.

Основная цель рассказа-вступления – подготовить обучающихся к восприятию нового материала. Здесь используются такие приемы, как актуализация изученного, целеполагание предстоящей деятельности, создание мотивации.

Собственно рассказ раскрывает содержание новой темы, при этом преподаватель опирается на чёткую логику, план, строгую последовательность изложения, использует приёмы выделения существенного, иллюстрации, убедительные примеры.

Рассказ-заключение, цель которого подвести итоги занятия состоит из следующих приемов: выделение главных мыслей, обоб­щение изученного, выводы по теме и оценка работ студентов на занятии, организация дальнейшей самостоятельной работы по изученной теме.

Планируя учебную деятельность, преподаватель должен четко определить вид и характер рассказа.

2. Объяснение наиболее частоприменяемый словесный метод обучения. Под объяснением следует понимать словесное пояснение, обоснование тех или иных признаков, свойств, предметов, явлений, процессов, принципов работы аппаратов, оборудования, устройств, конструкцию инструментов и машин, правила конструирования и разработки технологии. В условиях производственного обучения оно обычно сопровождается учебной демонстрацией.

К рассказу и объяснению предъявляются ряд требований:

1. Достоверность содержания. Факты, которые сообщаются учащимся, должны соответствовать содержанию учебной программы и быть научно обоснованными. Не следует увлекаться большим количеством фактов, так как они могут заслонить суть изучаемого явления или процесса.

2. Изложение материала в логически оправданной последовательности. При объяснении сведений о технических объектах или технологических процессах целесообразно сначала ознакомить учащихся с объектом или процессом в целом, потом его расчленить (практически или мысленно) на составные части, изучить их и снова возвратиться к объекту (процессу) в целом, рассмотрев его более глубоко.

3. Чёткость и доказательность. При изложении нового материала учитель должен излагать его кратко, но чётко, убедительно обосновывать теоретические положения, с которыми знакомятся учащиеся, и правила выполнения трудовых приёмов.

4. Эмоциональность изложения. Когда учитель излагает материал эмоционально, то учащиеся лучше воспринимают новые сведения и хорошо их запоминают.

5. Культура речи учителя, доступность её пониманию учащимися. Речь преподавателя должна не изобиловать словами-паразитами, бытовыми терминами. Кроме того, речь учителя должна быть понятна учителю и если они чего-либо не понимают им необходимо объяснить это более простыми и доступными словами.

3. Беседа – это диалог между мастером ПО, учителем-предметником и учащимися в форме вопросов и ответов. Существенной характеристикой метода являются вопросы, которые могут быть основными, дополнительными и наводящими. Основная цель данного метода – постепенное подведение учащихся к усвоению цепочки фактов, новых понятий, закономерностей. При подготовке к беседе учитель-предметник, мастер ПО подбирает вопросы, которые были бы понятны учащимся, отражали суть дела, и размещает их в целесообразной последовательности. Вопросы должны быть чёткими, лаконичными, но учащиеся должны давать на них развёрнутые ответы. Учитель-предметник, мастер ПО исправляет ошибки в ответах учащихся, дополняет и обобщает их. При проведении беседы следует учитывать индивидуальные особенности отдельных учащихся, их знания, предварительную подготовку, их поведение и активность.

Выделяют три типа бесед:

1. при изложении нового материала, когда учитель-предметник, мастер ПО опираются на знания, практический опыт и наблюдения учащихся, постепенно подводят учащихся к чёткому пониманию нового, к самостоятельным выводам и обобщениям. Использование этого вида бесед способствует не только прочному усвоению знаний и умений, а и развитию способностей самостоятельно решать производственно-технические задания.

2. при закреплении и проверке изученного.

3. при обобщении изученного материала (обобщающая беседа).

4. Самостоятельная работа с учебником. Сущность метода заключается в овладении новыми знаниями через самостоятельную работу с книгой (текстом). Умения и навыки самостоятельной работы с текстом являются обязательным условиемнепрерывности образования, поэтому данный метод является одним из важнейших.

Выделяют два вида использования данного метода:

1) под непосредственным руководством преподавателя, шаг за шагом организующего последовательное осознанное прочтение отдельных частей текста;

2) самостоятельная работа обучающихся по осмыслению всего текста в целом.

Эффективность использования этого метода зависит, прежде всего, от правильной его организации, достигнуть кото­рой можно следующим образом:

1. определить место и время чтения информативных текстов на занятии;

2. сделать тщательный отбор текстов, усвоение которых будет эф­фективно без предварительного и последующего разъяснений пре­подавателя;

3. дать обучающимся чёткий инструктаж по чтению и конкрети­зировать задания;

4. своевременно корректировать деятельность отдельных обучаю­щихся в процессе выполнения задания;

5. организовать коллективный анализ или обсуждение проделан­ной работы.

Наиболее широко распространенными приёмами, соответству­ющими данному методу, являются:

1. выделение главной мысли;

2. соотнесение с ранее изученным или известным;

3. составление пла­на, тезисов;

4. написание аннотаций;

5. формулировка вопросов к тексту;

6. обобщение прочитанного на уровне одного слова или предложения;

7. конспектирование;

8. перекодирование текстовой информации в наглядный образ;

9. ответы на вопросы;

10. задания на воспроизведение отдельных частей или выборочно (правил, за­конов);

11. заполнение схем и таблиц;

12. приведение собственных при­меров по аналогии и т.д.

5. Инструктаж. Под инструктажём понимается объяснение и показ способов трудовых действий, которые направлены на формирование представлений о правильном и безопасном выполнении этих действий и на корректировку практической деятельности учащихся. В процессе инструктажа, как правило, используется несколько методов обучения (демонстрация трудовых приёмов и объяснение правил их выполнения, постановка технической задачи, беседа, в процессе которой мастер ПО выясняет, насколько учащиеся поняли задание, пробное выполнение отдельными учащимися трудовых приёмов).

Данный ме­тод реализуется с целью разъяснения учащимся:

1. назначения определенных действий;

2. способов их осуществления;

3. условий решения практических задач;

4. последовательности операций, слагающих то или иное умение;

5. характеристики типичных ситуаций и их использования, при­менения на практике и т.д.

Для любого инструктажа должна быть характерна однозначность, определенность, исключающая всякую возможность его разного толкования, ориентировка студентов на точный и безошибоч­ный выбор и использование конкретных действий в каждой кон­кретной ситуации при определенных условиях, чёткая последо­вательность и логика в выполнении действий. Только в этом слу­чае инструктаж будет максимально эффективным как метод обу­чения.

Различают вводный, текущий и заключительный инструктаж.

Цель вступительного инструктажа – учащихся к активному и сознательному выполнению упражнений.

Основные задачи вступительного инструктажа:

– объяснение характера и назначения предстоящей на уроке работы;

– ознакомление учащихся с материалами, инструментами, приборами,приспособлениями и другими средствами выполнения работ, которые будутприменятьсяна уроке;

– доведение содержания технической документации и требований к конечному результату, продукту труда;

– знакомство с приёмами выполнения работы, умениями и навыками, которыми учащимся необходимо будет овладеть;

– знакомство с требованиями к выполнению каждого упражнения;

– знакомство с организацией рабочего места для выполнения намеченной работы;

– знакомство с правилами и логической последовательностью выполнения работы;

– рассмотрение типичных ошибок, которых необходимо избегать в процессе работы, способов их предупреждения и устранения;

– знакомство со способами контроля качества выполненной работы.

– рассмотрение правил безопасности труда учащихся.

Текущий инструктаж осуществляется при выполнении упражнений и заданий учащимися. Содержание текущего инструктажа очень тяжело спланировать также тщательно, как и содержание вступительного инструктажа. Независимо от объёма, сложности и характера умений и навыков, которые формируются с помощью упражнений или заданий, мастер должен держать в поле зрения всех учащихся группы, наблюдать за их деятельность и в необходимый момент консультировать их. Целесообразно периодически обходить рабочие места и давать учащимся рекомендации, делать замечания.

Текущий инструктаж состоит из следующих приёмов:

– коррекция работы слабоуспевающих учащихся;

– наблюдение за работой каждого учащегося и всей группы в целом;

– установление степени самостоятельности при выполнении видов работ и результатов труда в целом.

Текущий инструктаж по форме проведения может быть фронтальным и индивидуальным.

Индивидуальный текущий инструктаж проводится в тех случаях, когда одним из учащихся допущена нехарактерная ошибка по хватке инструмента, приёмам работы, стойке, нарушению техники безопасности или он сам обратился за помощью к мастеру.

Фронтальный текущий инструктаж проводится в тех случаях, когда в ходе целевых обходов мастер обнаруживает, чтомногие или большинство учащихся допускают одинаковые ошибки, имеют одни и теже недостатки. В этих случаях мастер должен остановить работу всех учащихся, собрать их к своему рабочему месту и внести соответствующие коррективы. Он должен продемонстрировать типичные ошибки, допускаемые учащимися и показать правильный приём работы или попросить это сделать кого-либо из учащихся.

Заключительный инструктаж чаще всего проводится в форме беседы. Мастер анализирует результаты выполнения упражнений, обращает внимание на типичные недостатки, пути их преодоления. При проведении заключительного инструктажа оцениваются индивидуальные результаты работы, выполнение таких важнейших критериев, как соблюдение производственных норм и соответствующей технологии. Мастера ПО должны поддерживать попытки учащихся рационализировать технологический процесс, приблизить труд учащихся к труду передовых квалифицированных рабочих. При проведении заключительного инструктажа следует вместе с учащимися обговорить возможности наиболее эффективного выполнения трудовых заданий. Кроме того можно провести обобщающий опрос учащихся, задать домашнее задание, дать указания относительно нового урока.

Таким образом заключительный инструктаж, направленный на подведение итогов, состоит из следующих приемов:

– оценивание результатов коллективного и индивидуального труда, степени самостоятель­ности учебно-производственной деятельности;

– выявление инди­видуальных недостатков в выполнении трудовых приемов и сфор­мированности профессионально важных качеств, умений, мораль­но-нравственных норм поведения, показ путей их преодоления;

– объявление оценок;

– конста­тация достижений в умственном развитии и воспитании.

Письменное инструктирование используется при выполнении основных учебно-воспитательных работ, упражнений, лабораторно-практических работ. Исследователи и методисты неизменно указывают на два основных источника применения письменного инструктирования. Один из них – это разные виды производственной документации. Их использование даёт возможность приблизить ситуацию производственного обучения к производственной деятельности. На производстве широко используются разные виды документации – технологические карты, инструкции по технике безопасности, по эксплуатации технических устройств, технические чертежи. Эта техническая документация, с одной стороны, является частью содержания производственного обучения, а с другой – средством проведения такого обучения. Другим источником письменного инструктирования является применение различных инструктивных, производствен­ных, учебно-производственных и учебно-методических документов (инструкционных, технологических, инструкционно-технологических и операционных карт, корточек-заданий, алгоритмов, рецептов, правил).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.016 с.)