Финансовый контроль и его значение в условиях рыночной экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовый контроль и его значение в условиях рыночной экономики



Финансовый контроль и его значение в условиях рыночной экономики

 

Финансовый контроль имеет несколько уровней. Первый находит отражение в определении соответствия финансовой политики государства основным экономическим законам. Этот уровень реализуется, прежде всего, в научных исследованиях, которые осуществляют работники научных учреждений. Ко второму уровню можно отнести контроль, осуществляемый органами представительной власти над финансовой деятельностью центрального и регионального правительств. Третий уровень выражается в проверке выполнения субъектами финансовых отношений, их прав и обязанностей в части пополнения доходов бюджета и рационального расходования денежных средств и материальных ценностей. Перед финансовым контролем также стоят задачи по выявлению внутрихозяйственных резервов роста финансовых ресурсов за счет снижения себестоимости продукции и повышения рентабельности.

Все органы, осуществляющие финансовый контроль, можно подразделить на органы общей и специальной компетенции.

В любом государстве в качестве высшего органа общей компетенции выступает Парламент. Парламентский контроль осуществляется при рассмотрении и утверждении бюджета и отчета об исполнении. Для этих целей создаются специальные комитеты и комиссии, в функции которых входит проверка законности, правильности и полноты предусмотренных в бюджете доходов и расходов.

В ходе обсуждения проекта бюджета при заслушивании отчета правительства об исполнении бюджета.

Скрываются недостатки в деятельности отдельных министерств, ведомств, предприятий, скрываются резервы увеличения дохода и путей более рационального использования средств госбюджета.

Значительный объем контрольных полномочий осуществляет правительство, которое заслушивает на своих заседаниях руководителей министерств, ведомств и территориальных органов исполнительной власти о их деятельности в области экономики и финансов и принимает соответствующие решения.

В системе финансового контроля к специальным органам относятся комитет госконтроля, Министерство финансов, Государственный налоговый комитет, Комитет по надзору за страховой деятельностью, Государственный комитет по ценным бумагам, Национальный банк.

Виды финансового контроля в зависимости от инициатора проведения:

1. внутриведомственный,

2. вневедомственный (общий и специальный государственный контроль),

3. внутрихозяйственный,

4. общественный,

5. аудиторский.

Внутриведомственный (ведомственный) отличается тем, что контрольные функции выполняют непосредственно сами министерства и другие органы управления, имеющие подведомственные предприятия, организации и учреждения. Он осуществляется в отраслях и сферах материального производства и в системе министерств, относимых к непроизводственной сфере. Для осуществления внутриведомственного контроля в составе центрального аппаратов создаются контрольно-ревизионные подразделения. Внутриведомственный контроль осуществляют руководства, финансовые отделы, бухгалтерии предприятий.

Общественный контроль осуществляется на безфинансовой основе. Инициаторы – работники предприятия.

Особая актуальность в рыночных условиях принадлежит аудиторскому контролю. К выполнению своих полномочий частные аудиторы, аудиторские компании могут преступать после получения лицензии (Минфин и НБ).

Аудит – независимая проверка аудиторами и аудиторскими компаниями финансовых агентов и других документов субъектов хозяйствования для оценки достоверности и соответствия совершаемых финансовых и хозяйственных операций законодательству РБ, направленная на защиту интересов собственника, оказание помощи субъектов хозяйствования, содействие им в правильности расчетов с бюджетом, в подъеме эффективности их деятельности.

В настоящее время отмечаются основные направления развития аудита:

1 – смещение акцентов с ревизионной функции аудита на оказание оценочно-консультативных услуг, в связи с этим усиление роли аудиторов как постоянных консультантов,

2 – постепенный отказ от прямой проверки в правильности действий учетного персонала и оценки компетенции и профессионализма администрации клиента,

3 – в аудиторской практике должны чаще использоваться статистические методы при проверке деятельности предприятий, в связи с этим одна из основных задач аудита – выявление предпринимательского риска и риска инвестора,

4 – усиление роли в аудиторских проверках внутреннего контроля,

5 – рост ответственности аудитора перед клиентом и перед обществом в целом влечет за собой усиление контроля качества выполняемых услуг (с одной стороны), и необходимостью правовой и страховой защиты аудитора (с другой).

В зависимости от времени осуществления финансовый контроль имеет формы:

1. предварительный,

2. текущий,

3. последующий

 

 

Финансы предприятий реального сектора экономики

Особенности формирования и использования финансовых ресурсов предприятий

Финансовые ресурсы – это материальные носители финансов. Структурой финансовых ресурсов является соотношение вложений денежных средств в различные виды активов.

В состав собственного капитала предприятия включается:

· уставный капитал,

· резервный капитал,

· добавочный капитал, включающий результаты переоценки основных фондов, эмиссионных доходов акционерного общества, безвозмездных поступлений на производственные цели, поступлений на пополнение оборотных средств,

· нераспределенная прибыль, представляющая собой остаток прибыли прошлых лет, имеющийся в распоряжении организации на отчетную дату,

· целевое финансирование – средства, поступаемые из бюджета, внебюджетных фондов, а также отраслевых фондов специального назначения,

· резервы предстоящих расходов, представляющие собой средства, зарезервированные в целях равномерного включения предстоящих расходов в затраты на производство и расходы на реализацию,

· доходы будущих периодов – средства, полученные в отчетном году, но относящиеся к будущим отчетным периодам (арендная плата, стоимость безвозмездно полученных ценностей и др.),

· фонды накопления и потребления.

В величину собственного капитала предприятия не входят:

ü собственные акции, выкупленные у акционеров,

ü непокрытый убыток прошлый периодов,

ü расходы будущих периодов, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим (расходы на рекламу, на подготовку кадров, на переподготовку).

Финансы непроизводственной сферы

Содержание непроизводственной сферы

Особенности экономических отношений, возникающих в сфере материального производства и непроизводственной сфере, вытекают из специфики отраслей и характера общественного труда в них. В непроизводственной сфере экономические отношения возникают не ради преобразования природы, а по поводу воздействия на человека или общество. Результат труда в виде услуги потребляется процессе самого производства, т.е. процессы производства и потребления совпадают во времени. Под непроизводственной сферой понимается совокупность отраслей и видов деятельности, не участвующих в создании материальных благ, функционирование которых направлено непосредственно на человека или на преобразование социальных условий, в которых он существует и сопровождается экономическими отношениями, возникающими при оказании различных услуг по удовлетворению общегосударственных и личных потребностей. Социальную сферу образуют такие отрасли непроизводственной сферы, как культура, здравоохранение, физкультура и спорт, социальное обеспечение. Масштабы деятельности непроизводственной сферы характеризуется следующими показателями:

1. объем государственного финансирования,

2. произведенный национальный доход,

3. состояние государственного бюджета,

4. приоритеты финансовой политики государства.

По критерию источников финансирования данная категория имеет следующую классификацию:

1. организации, близкие к материальному производству, действующие на принципах хозяйственного расчета и самофинансирования. Источником покрытия издержек является выручка от реализации услуг,

2. организации и учреждения, имеющие смешанную схему финансирования: услуги частично бесплатны,

3. организации, финансирующиеся за счет государственного бюджета.

Сущность финансов непроизводственной сферы выражается через распределительную и контрольную функции.

 

Содержание социального страхования, объекты и субъекты

Пенсионное обеспечение в РБ

1) Государственное социальное страхование является частью системы социального обеспечения, организованного в интересах застрахованного с целью обеспечения государственных гарантий от возможных последствий социальных и профессиональных рисков и заключ. материальном обеспечении застрахованных лиц. Оказание им социальной, медицинской и реабилитационной помощи объектами государственного соц. страхования являются социальные или профессиональные риски, связанные с имущественными и иными интересами застрахованного лица обусловленные наступлением страхового случая.

Субъекты: физические и юридические лица, находящиеся в правовых отношениях в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании.

Основные принципы:

1. гарантии соблюдения граждан по защите от социальных рисков и выполнение обязательств по социальному страхованию независимо от финансового положения страхователя и страховщика.

2. паритетности представителей всех субъектов государственного социального страхования в управлении государственным социальным страхованием.

3. всеобщность и общественные уплаты страхователям страховых взносов в бюджет государственного социального страхования.

4. дифференциация страховых взносов на гос. соц. страхование в зависимости от уровня социального риска.

5. ответственность государства за использование, размещение и сохранность средств на социальное страхование.

Сфере социальной защиты присущи такие понятия, как социальное обеспечение, соц. страхование, соц. помощь, попечительство и соц. обслуживание.

Попечительство в отличие от социальной помощи, ориентируется на соц. нуждаемость, осуществляемая органами опеки за счет бюджетных ассигнований и спонсорской помощи.

Социальное обслуживание – деятельность юр. лиц по оказанию соц. поддержки, предоставлению бытовых, медицинских, психологических, правовых услуг, созданию условий для соц. адаптации и реабилитации граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации, основанной на принципах адресности, конфиденциальности, справедливости.

 

 

2) ФСЗН образов в соответствии с постановлением Верховного совета РБ от 10. 06. 93 г. на базе пенсионного фонда и фонда социального страхования. В своей деятельности ФСЗН опирается на закон РБ «Об основах гос. соц. страхования», введенного в действие с 1 апреля 95 г. Для обеспечения деятельности фонда создается его центральный аппарат, а также аппараты местных органов фонда, областные, Минское гос. управление и их городские и районные отделы.

Главными задачами фонда являются:

1. финансирование расходов на пенсии, пособия и другие соц. выплаты

2. сбор страховых взносов

3. расширенное воспроизводство средств фонда на принципах самофинансирования

4. международное сотрудничество в области соц. страхования

Функции ФСЗН:

 

1. методическая и организационная работа

2. контроль за постоянным и расход. средств и деятельностью структурных подразделений

3. координация работы структурных подразделений и метод. помощь им.

4. обеспечение капитализации его средств и привлечение добровольных благотворительных взносов и др.

Средства фонда складывается их обязательных страховых взносов и расходуются на такие цели как выплата пенсий по возрасту и по другим соц. основ., выплату пособий и компенсаций в связи с несчастными случаями на производстве, проф. заболеваниями, рождением детей и др.

Причины ухудшения состояния ФСЗН:

- несвоевременное и неполное поступление взносов на гос. соц. страхование в фонд вследствие неплатежеспособности многих п-й.

- использование средств гос. соц. страхования на выплаты, которые должны финансироваться их республиканского бюджета.

- рост числа пенсионеров по отношению к работающим.

 

Целями реформ. явл.:

1. обеспечение финансовой стабильности и создание предпосылок для ее уст. развития

2. принятие??? мер по сбаланс. расходов и расход. с-мы

3. обеспечение прозрачности использования страховых средств

4. усиление контроля за сбором страховых взносов и их расходованием

5. внедрение разд. учета страховых взносов на пенсионное и соц. страхование

6.рационал. и оптимизация расходов на содержание управленческого аппарата

7. осуществление мониторинга численности и категорий застрахованных граждан

3) Национальная пенсионная система явл. солидарной и распределительной. Ее характерная особенность – размер полученных лицами пенсий зависит не только от стр. периода и суммы страховых взносов, но и от законно установленных оснований получения пенсий и порядка учета, а также от пенсионных прав. При таком порядке принимаются страховые принципы пенсионного дела и нар. баланс между пенсионными правами и участников и размером их пенсий. Страховые основы в ПБ и финансовое состояние пенсионной системы страдают из-за наличия множества закон. оснований для установления пенсионных льгот, связанных со снижением тарифов страховых взносов, досрочным выходом на пенсию и льготным исчислением страхового стажа. Отсутствие связи между уплаченными страховыми взносами и пенсионными выплатами на создание для участников пенсионной системы реальных стимулов.

 

Меры по укреплению страховых принципов:

1. увеличение страхового периода, который является основанием для расчета размера пенсий

2. начисление пенсий с учетом сумм уплаченных страховых взносов

3. автоматизация пенсионного страхования

4. персонифицирование учета застрахованного

5.укрепление базы пенсионной системы

 

В 2000г. был принят закон о персонифицированном учете, который вступил в силу в 2003 году. Это было первым значимым этапом в сложном деле реформ. пенсионной системы. Согласно данному учету на счету застрахованного учитываются его права, также осуществляется сбор информации о периодах трудовой деятельности, о его заработке и других выплатах, из которых уплачиваются страховые взносы. Данная система характеризуется прозрачностью, т. к. каждый владелец может проследить в любое время динамику процессов уплаты взносов, получить интересующие его сведения, а также требовать своевременного внесения поправок в случае обнаружения каких-либо неточностей или несоответствий. Персонифицированный учет решает главную задачу, осуществляет тесную увязку размера пенсий с зараб. из которого в течение всей трудовой деятельности уплачиваются страховые взносы.

1 января 2009г. сформировалась профессиональная пенсионная система, благодаря чему снизилась нагрузка на ФСЗН, т.к. профессиональный пенсионный фонд было??? в ответственность работодателей, имеющих на своем производстве условия труда, относящиеся к группе вредных условий, созданных у себя на предприятии. В перспективе развития пенсионной системы намечается установление 3-ех уровней: пенс., накопительная, социальная, дополнительные.

 

Финансовый контроль и его значение в условиях рыночной экономики

 

Финансовый контроль имеет несколько уровней. Первый находит отражение в определении соответствия финансовой политики государства основным экономическим законам. Этот уровень реализуется, прежде всего, в научных исследованиях, которые осуществляют работники научных учреждений. Ко второму уровню можно отнести контроль, осуществляемый органами представительной власти над финансовой деятельностью центрального и регионального правительств. Третий уровень выражается в проверке выполнения субъектами финансовых отношений, их прав и обязанностей в части пополнения доходов бюджета и рационального расходования денежных средств и материальных ценностей. Перед финансовым контролем также стоят задачи по выявлению внутрихозяйственных резервов роста финансовых ресурсов за счет снижения себестоимости продукции и повышения рентабельности.

Все органы, осуществляющие финансовый контроль, можно подразделить на органы общей и специальной компетенции.

В любом государстве в качестве высшего органа общей компетенции выступает Парламент. Парламентский контроль осуществляется при рассмотрении и утверждении бюджета и отчета об исполнении. Для этих целей создаются специальные комитеты и комиссии, в функции которых входит проверка законности, правильности и полноты предусмотренных в бюджете доходов и расходов.

В ходе обсуждения проекта бюджета при заслушивании отчета правительства об исполнении бюджета.

Скрываются недостатки в деятельности отдельных министерств, ведомств, предприятий, скрываются резервы увеличения дохода и путей более рационального использования средств госбюджета.

Значительный объем контрольных полномочий осуществляет правительство, которое заслушивает на своих заседаниях руководителей министерств, ведомств и территориальных органов исполнительной власти о их деятельности в области экономики и финансов и принимает соответствующие решения.

В системе финансового контроля к специальным органам относятся комитет госконтроля, Министерство финансов, Государственный налоговый комитет, Комитет по надзору за страховой деятельностью, Государственный комитет по ценным бумагам, Национальный банк.

Виды финансового контроля в зависимости от инициатора проведения:

1. внутриведомственный,

2. вневедомственный (общий и специальный государственный контроль),

3. внутрихозяйственный,

4. общественный,

5. аудиторский.

Внутриведомственный (ведомственный) отличается тем, что контрольные функции выполняют непосредственно сами министерства и другие органы управления, имеющие подведомственные предприятия, организации и учреждения. Он осуществляется в отраслях и сферах материального производства и в системе министерств, относимых к непроизводственной сфере. Для осуществления внутриведомственного контроля в составе центрального аппаратов создаются контрольно-ревизионные подразделения. Внутриведомственный контроль осуществляют руководства, финансовые отделы, бухгалтерии предприятий.

Общественный контроль осуществляется на безфинансовой основе. Инициаторы – работники предприятия.

Особая актуальность в рыночных условиях принадлежит аудиторскому контролю. К выполнению своих полномочий частные аудиторы, аудиторские компании могут преступать после получения лицензии (Минфин и НБ).

Аудит – независимая проверка аудиторами и аудиторскими компаниями финансовых агентов и других документов субъектов хозяйствования для оценки достоверности и соответствия совершаемых финансовых и хозяйственных операций законодательству РБ, направленная на защиту интересов собственника, оказание помощи субъектов хозяйствования, содействие им в правильности расчетов с бюджетом, в подъеме эффективности их деятельности.

В настоящее время отмечаются основные направления развития аудита:

1 – смещение акцентов с ревизионной функции аудита на оказание оценочно-консультативных услуг, в связи с этим усиление роли аудиторов как постоянных консультантов,

2 – постепенный отказ от прямой проверки в правильности действий учетного персонала и оценки компетенции и профессионализма администрации клиента,

3 – в аудиторской практике должны чаще использоваться статистические методы при проверке деятельности предприятий, в связи с этим одна из основных задач аудита – выявление предпринимательского риска и риска инвестора,

4 – усиление роли в аудиторских проверках внутреннего контроля,

5 – рост ответственности аудитора перед клиентом и перед обществом в целом влечет за собой усиление контроля качества выполняемых услуг (с одной стороны), и необходимостью правовой и страховой защиты аудитора (с другой).

В зависимости от времени осуществления финансовый контроль имеет формы:

1. предварительный,

2. текущий,

3. последующий

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.047 с.)