Структура диалектики и антидиалектики. Объективная и субъективная диалектика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура диалектики и антидиалектики. Объективная и субъективная диалектика.



Диалектика подразделяется на принципы, законы и категории.

Материалисты трактовали принцип как основополагающее суждение о бытии (например, объяснение мира у древних мыс­лителей посредством идеи о стихиях, первоначалах природы). Идеалисты принципы выводили из мышления, а не из внешнего мира.

Принципы отражают фундаментальные основания бытия и познания. Благодаря всеобщности и универсальности они име­ют статус философских аксиом, задают начальные условия по­знанию, обусловливают его характер, лежат в основе законов и категорий диалектики, придают знанию системность и целост­ность, в познавательных и практических действиях выполняют нормативную функцию. Наиболее авторитетны два принципа диалектики: связи и развития.

В законах диалектики конкретизируется существо ее принципов. Благодаря Архимеду, Н. Копернику, Г. Галилею, Р. Декарту, Б. Спинозе идея законообразности мира становится стержнем мировоззрения и научного познания. "...Понятие зако­на, - писал В. И. Ленин, - есть одна из ступеней познания чело­веком единства и связи, взаимозависимости и цельности мирово­го процесса..."105.

Закон - это понятие, которое выражает внутренне устойчи­вые, существенные, необходимые общие, повторяющиеся свой­ства и отношения действительности. Законы диалектики универ­сальны, имеют неограниченную область проявления, фиксируют такие отношения и связи между явлениями, которые присущи как миру в целом, так и отдельным его сторонам и объектам. В этом их отличие от законов, изучаемых специальными науками. Здесь выделяются: специфические законы, охватывающие срав­нительно узкий круг явлений (например, закон сложения скоро­стей действует только в механике, термодинамические законы -в тепловых процессах, законы квантовой механики - в микроми­ре); присущие более широкому кругу явлений (закон сохранения и превращения энергии, которому подчиняются все явления при­роды, закон всемирного тяготения и т. д.). Законы выражают ти­пичное, проявляются в течение продолжительных промежутков времени. В природе законы реализуются бессознательно, в ре­зультате объективного взаимодействия материальных тел. В об­ществе объективные социальные законы реализуются благодаря сознательной целенаправленной деятельности людей, субъектив­ному фактору.

Общепризнанными являются три закона диалектики - един­ства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количе­ственных и качественных изменений, отрицания отрицания.

Диалектические закономерности осмысливались как катего­риальные связи. Вкатегориях принципы диалектики находят еще более развернутую детализацию.

В "Диалектике природы" Ф. Энгельс говорит о диалектике как "науке о всеобщей связи". Это положение фиксирует структурноустойчивый (относительно постоянный) план предметов и бытия в целом и требует системно органического подхода к их изучению. Связь понимается как универсальное закономерное внутреннее взаимодействие. Наиболее характерное воплощение универсальной связи - про­странство. Относительную устойчивость бытия, его "устройст­во", "организованность" отражают, прежде всего, категории "единичное - особенное-общее", "многое - единое", "сходство -различие", "качество - количество", "простое - сложное", "часть -целое", "конечное - бесконечное", "форма-содержание".

События и предметы объединены не только структурно-функциональным единством, но и генетическим. Время -образ, характеризующий становление и превращение вещей, движение и развитие объектов. Предметы не только коррелятив-ны, устойчиво соотнесены между собой, но и подвержены воз­никновению и исчезновению, т. е. относительны и преходящи в своем существовании. Имея в виду этот аспект, Энгельс в "Анти-Дюринге" определяет диалектику как "науку о всеобщих законах движения и развития". Преимущественно изменчивый план бы­тия отражается, прежде всего, в категориях "причина — следст­вие", "случайность - необходимость", "возможность - действи­тельность", "явление - сущность".

Оба определения диалектики (науки о всеобщей связи и нау­ки о всеобщих законах развития) выражают существо принципов диалектики. Связь включает в себя развитие, а развитие предпо­лагает связь. В своей нераздельности развитие и связь отражают реальное двуединство бытия, единство противоположностей природы, общества и мышления (онтологии и гносеологии, объ­екта и субъекта), устойчивости и изменчивости, системности и поступательности. Ранее данное подразделение категорий на отражающие относительную устойчивость и изменчивость бытия условно.

Итак, диалектика есть целостное многообразие принципов, за­конов и категорий, образующих систему положений, всесторонне раскрывающих всеобщие и существенные аспекты взаимосвязи и развития мира и его познания. Диалектика постигает окружающее через диалог мысли и действия, через анализ и синтез взаимоисклю­чающих и взаимопредполагающих мнений и точек зрения.

Исторически сложились два альтернативных способа фило­софского понимании связей и развития: диалектическое и метафизическое. Начиная с античной философии, метафизикой обозначали философское учение о началах бытия, которые представлялись как неподвижные идеи или неизменные субстанции. Такому ме­тоду мышления Гегель противопоставил диалектику как "постижение противоположностей в их единстве" и определил 5мета-физику как антидиалектику.

Метафизика сыграла определенную позитивную роль в раз­витии науки: открытия Нового времени были совершены посредством этого метода. Тогда на первом месте была ориентация на выделение частей целого, на их анализ, систематизацию данных.

Для "старой" (классической) метафизики (XVII-XIX вв..) ха­рактерно отрицание всеобщей связи и развития, отсутствие Цело­стного (системного) взгляда на мир, убеждение в окончательной завершенности всех мировых связей, мышление по

"Новая" метафизика (со второй половины XIX в.) признает связи и развитие, ведь было бы абсурдно на фоне громадных достижений науки и общественной практики этого не заме гчать. Имея это ввиду, В. И. Ленин писал: "Две основные... конце; тщии развития... суть: развитие как уменьшение и увеличение, кахк по­вторение, и развитие как единство противоположностей (раз­двоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними).

При первой концепции движения остается в тени само движе­ние, его двигательная сила, его источник... (или сей источник пере­носится во вне - бог, субъект...). При второй концепции главное внимание устремляется" на познание источника "самодвижения^11.

Первая концепция мертва... Вторая -жизненна. Только вто­рая дает ключ к "самодвижению" всего сущего; только она дает ключ к "скачкам", к "перерыву постепенности", к "превращению в противоположность", к уничтожению старого и возникновению нового"''07.

"Новая" метафизика в своих различных вариантах истс^лко-вывает развитие: лишь как количественные изменения ("пло..Ский эволюционизм"); как только качественные изменения, цепь с^кач-ков ("катастрофизм")*; как монотонное повторение со строгсо ли­нейной направленностью; как движение по кругу, без возничкНО-вения нового; как движение, из которого изымается его сущноость противоречие; как сплошной прогресс без сопровождающих его "попятных" движений. В отличие от классической (первоначаль­ной) метафизики, благоговеющей перед незыблемостью и посто­янством вещей, неометафизика возводит подвижность и относи­тельность понятий в культ; за изменчивостью вещей не замечает­ся их устойчивость, действительность превращается в сплошной иррациональный поток, исключающий всякую определенность. При этом теряется равновесие в жизни, человек не улавливает свое собственное бытие, коль скоро в организме ежесекундно отмирают одни клетки и нарождаются новые, а все вещи, с кото­рыми соприкасается субъект, мгновенно изменяются.

Антидиалектика выражается в формах софистики и эклектики.

Софистами в древней Греции называли учителей, обучавших юношество наукам, в том числе и красноречию. Слово "софисти­ка" получило нарицательный смысл, так как отождествлялось с "пустой" мудростью. Тем не менее софистика сыграла положи­тельную роль в распространении рационального мышления.

Софистика противопоставляет различные моменты процесса друг другу, абсолютизируя одни из них, выхватывает случайные признаки. Это есть односторонний подход к явлениям, наруше­ние требований элементарной логики. Софистика оперирует вся­кого рода уловками (софизмами), замаскированными внешней правильностью. Вот пример, известный древним грекам в софиз­ме "рогатый". "То, что ты не терял, ты имеешь. Ты не терял ро­гов, значит, ты имеешь рога". За внешней правдоподобностью рассуждений здесь допущена подтасовка. Ведь человек многое не терял, но это не значит, что он все это имел. Софистический способ понимания мира разводит противоположности: живое мыслит как резко противоположное мертвому, доброе - злому, капитализм социализму, национальное интернациональному, ин­дивидуальное общественному, личное коллективному и т. п.

Эклектика означает отсутствие целостности в рассуждениях, теориях, беспринципное смешение разнородных точек зрения. Эклектика произвольно сочетает разные признаки предмета, не умеет выделить определяющего, не способна синтезировать мно­гообразное. В характеристике эклектики Гегель использовал об­раз платья, сшитого из разноцветных кусков материи. Примером эклектического плюрализма может выступать рассуждение Н. К. Михайловского, который рисовал будущее России по принципу "взять хорошее отовсюду": от капитализма - развитие техники, культуру, от феодализма — мелкую собственность, общину. Или: неразумно стремление совместить такие принципиально чуждые друг другу явления, как демократию и тоталитаризм.

В противовес софистике диалектика всесторонне подходит к предмету, а в отличие от эклектики диалектика в комплексе при­знаков предмета раскрывает их взаимосвязь и выделяет для дан­ных, конкретных условий определяющий признак, но не абсолю­тизирует его.

Диалектика - теория и одновременно метод творческого ос­мысления новых граней бытия, конкретных ситуаций, проблем. Диалектика учит мудрости, учит избегать ошибок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.199 (0.01 с.)