Понятие и источники государственного права в ЗС. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и источники государственного права в ЗС.



Понятие и источники государственного права в ЗС.

Источник – форма выражения правил поведения (два вида источников - юр-ие. и факт-ие)

Виды Юр.Источников:

1) НПА

А)Законы -Основные(к-ия.); -Конституционные (поправки к конституции); -Органические (В РФ -не выделяются), они разрабатываются и принимаются на основе бланкетных норм К-ии.(отсылочных); чаще всего регулируют порядок формирования и компетенцию высш. Орг. Гос-ва.; порядок принятия – усложнённый, такой же какой предусмотрен для принятия К-ых. Законов; не редко утверждаются на референдуме. В ряде стран (Марокко, Румыния) существует разграничение м-у. конст-ми. З-ми. и органическими поэтому юр.сила Конст-ых. Законов выше чем органических, однако в большинстве стран (В т.ч. и в РФ) такого разграничения нет поэтому юр.сила этих законов равна. –Обычные з-ны. (текущие), порядок принятия которых закреплён в регламенте Парламента; -Чрезвычайные законы, которые может вносить любой субъект обладающий реальной властью в гос-ве; -Референдарные з-ны. (по юр.силе м.б. как выше, так и ниже, так и рвные)

Б) НПА органов исполнительной власти. –Акты гл.гос-ва.(Указы, декуреты(законы)); -Акты прав-ва. (Постановления; распоряжения; ордонансы, регламенты, декреты); Акты Министров (Инсрукции, распоряжения).

В) Решения органов конституционного контроля – источниками являются лишь те которые посвящены толкованию конституции (их юр.сила равна юр.силе конституционных норм).

Г) Регламенты палат парламента.

Д) Акты органов МСУ (Источниками являются лишь те которые, регулируют отношения связанные с осуществлением публичной власти).

2) Судебн. Прецедент - решение суда по конкретному делу, которое является обязательным для всех судов страны при рассмотрении ими аналогичных дел. (Король не может быть неправ, король не действует один).

3) Конст-но. правовые обычаи – правило поведения сложившиеся на практике в результате многократного применения с согласия сторон, молчаливо санкционированное государством, но не зафиксированное в официальных источниках.

4) иные источники

а)нормы международного права- имеют перевес над национальными нормами

ратификация международных норм - для того, чтобы не было ущемления нац норм

б)нормы интеграционных объединений государств

-резолюции- регламенты совета ЕЭС- нормативно-обязательные акты общего характера (договор о ЕЭС, договор о Евроатоме). Они применяются во всех государствах- членах ЕЭС, отменяют противоречащие им положения национального права. Вступают в силу на территории государства с момента публикации после установленных ими 20 дней.

-директивы комиссии ЕЭС государствам предоставляются свобода выбора форм и средств достижения тех целей, которые сформулированы в директиве. Сейчас активно идёт работа над разработкой конституции ЕЭС (в основе- маастрихтские договоры 1993 г и амстердамский договор 1997 г)

в) внутригосударственные договоры

характерны для федеративных и сложных унитарных государств, т.е с автономиями

они признаются источниками только в том случае, если приняты соответствующими органами в пределах их компетенции

г) Религиозные источники (характерно для стран где сущ-ет. Гос.церьковь – Каран, Тора, Талмут).

д) Партийные источники – устав или программа партии.

е) Национальные хартии (Национальная Хартия Алжира 1986г.),

ж) Доктрины (учёных).

з) Декларации

 

Понятие и сущность конст-ии в ЗС

КОНСТИТУЦИЯ – это н.п. акт, совокупность н.п. актов и обычаев в которой закрепляются основы общественного и экономического строя страны, провозглашаются и гарантируются права и свободы чела и гр-на., определяют форму правления: пор-ок. формирования, компетенцию и взаимоотношения высших органов гос-ва. м-у. собой; форму гос. устр-ва.: территориальное устр-во., пор-ок. формирования и компетенцию органов на местах и их взаимоотношения с центром, а также гос. символику и столицу.

Сущность: - Юридическая – акт высшей юр. силы, что проявляется в следующем: она является юр. базой всей законодательной системы страны, иные нормативно-правовые акты и иные источники права не должны ей противоречить; её нормы имеют перевес над положениями содержащимися в других источниках; иные источники права принимаются лишь теми органами, которые предусматрив. в самой конституции; они применяются по особо сложной процедуре предусмотренной в ней самой; -Социально-политическая сущность: в К-ии. отражено соотношение политических сил существующих в стране на момент её разработки и принятия.

Помимо юр.конст. существует фактическая конституция – это те реальные общественные отношения в стране которые регулируются конст-но.правовыми нормами. Если существуют различия м/у юр. и факт. Конституциями то конституцию этой страны называют фиктивной, если же таких различий нет то конституция называется реальной.

Осн черты и особенности конст-ий в ЗС

1. Основополагающий хар-ер. Конст-ия регулирует не все а лишь наиболее важные общественные отношения т.е носит обобщающий хар-ер., к-ия. В рамках минимального объема и кол-ва. норм закрепляет главное в устройстве общества и государства.

2. Особый стиль – высокий и торжественный, который обычно не употребляется в повседневной жизни.

3. Особый предмет регулирования (Юридическая – акт высшей юр. силы, что проявляется в следующем: она является юр. базой всей законодательной системы страны, иные нормативно-правовые акты и иные источники права не должны ей противоречить; её нормы имеют перевес над положениями содержащимися в других источниках; иные источники права принимаются лишь теми органами, которые предусматрив. в самой конституции; они применяются по особо сложной процедуре предусмотренной в ней самой; -Социально-политическая сущность: в К-ии. отражено соотношение политических сил существующих в стране на момент её разработки и принятия.), но в различных странах есть индивидуальные особенности (ПР. Греция – сделан акцент на проблемах религии, Швейцария – на вопросах охраны красивых ландшафтов болота, Португалия – на вопросах обработки земли).

4. Народность – конституция должна выражать интересы народа т.е. закреплять те общественные отношения которые отвечают менталитету и стремлениям народа, она должна исходить от народа и приниматься с участием народа, либо его представителей

5. Реальность – к-ия должна отражать фактическую ситуацию в обществе иначе она не будет иметь авторитета и не дудет соблюдаться.

6. Стабильность – К-ия. Это акт длительног действия она призвана обеспечить незыблемость существующего порядка и не должна подвергаться частым изменениям. В связи с этим в странах англо-саксонской системы права принято выделять живую и мёртвую к-ию. В месте с тем не следует воспринимать к-ию. как вечный документ, который не м.б. изменён и заменён. Для обеспечения стабильности к-ия. Обычно предусматривает более сложный порядк её принятия и внесения поправок.

7. К-ия. – это акт прямого действия.

Виды конст-ий в ЗС.

ПО сущности: Юридические и фактические; Фиктивные и реальные; Временные и постоянные; Жёсткие и гибкие; Народные и принятые без участия народа. ПО форме: Кодифицированные и не кодифицированные (консолидированные и не консолидированные).

Кодифицированные – единый, структурированный, имеющий внутреннюю лдогику документ. Среди них следует выделить комплексные кодифицированные конституции, составной частью которых, наряду с текстом провозглашаются иные акты (К-ия Фр. Состоит из трёх частей: К-ия 1958г. + Преамбула к К-ии.1946г. + Декларация прав и свобод гр-на и чела1789г.).

Не кодифицированные - Совокупность нескольких важнейших законов регулирующих вопросы К-го. характера (Швеция – З-он. О Ф.Правл.1974г. + Акт о престолонаследии 1810г. + Акт о свободе печати 1974г.) и иных источников права (Великобритания – К-ия состоит из нормативно – правовых актов, прецедентов, обычаев).

По времени принятия: А) Старые к-ии (1787-кон.19в.): США,Фр.Бельгия, Люксимбург. Общие признаки: краткие, лаконичные, невысокая юр. техника, основное внимание уделено организации власти, прав и свободы либо игнорированы, либо акцент на полтич. правах и свободах, устанавливают неприкосновенность частн. собственности, учреждают парламент наделяя его незначительным объемом полномочий. Б) Новые Первой волны (нач20в.-1945г.- Австрия) Общие черты: Более грамотно и профессионально написаны, значительно расширен предмет регулирования – увеличен объём, особое внимание уделяется парламентариуму, введено всеобщее избират право, снижены цензы, содержит спец. раздел прав и свобод (Акцент на социальны и экономические), предусмотрели возможность национализации частной собственности в общественных интересах. Вторая Волна (1945-1975) – К-ии. Бывших стран-агрессоров и бывшие колонии (ФРГ 1949, Италия 1947, Япония 1947, Индия!950). Общие черты: При закреплении прав и свобод акцент сделан на их защите, предусматривается возможность национализации частной собственности в общественных интересах с обязательным предварительным возмещением ущерба собственнику. В) Новейшие (1975-….) (Греция-1975, Испания-1978, Польша – 1997) Общие черты: при закреплении прав и свобод никого не интересует их объём (иногда уделяют внимание механизму реализации), предусмотрена национализация частной собственности с возмещением ущерба по рыночным ценам, решение м.б. обжаловано в суде; появились новые права и своб.: право на здоровую окруж. Среду, обязанность охраны окруж. Среды, свобода на получение и распространение информации, а так же новые виды собственности-интеллектуальная собственность (Бразилия-1988).

8. Конституционный контроль (надзор в ЗС). Конституционный контроль – это форма проверки на соответствие конституций, актов и действий органов публичной власти, а так же общественных объединений, осуществляющих публичные функции или созданных для участия в осуществлении публичной власти. Следует иметь в виду, что соответствие акта конституции – это его не противоречие ей. Для обоснования конституц контроля использовалось три теории. Органическая теория исходила из того, что т.к. конституция – акт учредительной власти, то акты органов, предусмотренных конституцией и обладающих властью ниже стоящей, по отношению к учредительной не должны противоречить акту учредительной власти. Институциональная теория – ни один из органов власти не должен посягать на полномочия другого, в федеративных государствах важно соблюдение сфер компетенции центра и S федерации. Естественно-правовая теория – конституционный контроль призван следить за соблюдением гарантий прав человека и гражданина. Конституционный контроль возможен только так, где действует писаное право, в том числе писаные конституции, положения которых обладают более высокой юридической силой, по сравнению с другими национальными и местными правоположениями. Виды конст контроля: 1. Предварительный (до вступления в силу акта), последующий (действующий акт); 2. Внутренний (орган который издал), внешний (иной орган); 3. Консультативный (моральная сила) и постановляющий (юридическая сила); 4. Обязательный (акт обязательно подвергается конституционному контролю) и факультативный (по требованию органа должностного лица или индивида) 5. Абстрактный (проверка акта вне связи с каким либо делом) и конкретный (проверка в связи с каким то чаще всего судебным делом); 6. Полный (проверка всей системы общественных отношений), Частичный (какая то сфера общественных отношений); 7. Формальный (соблюдение процедурных требованный) и материальный (проверка соответствия содержания этого акта положениям конституции).

Конституционный контроль может иметь форму обратной силы, а может и быть действителен только на будущее. Органы конституц контроля: а) Глава государства, парламент, правительство, суды общей юрисдикции, администратвные суды, которые осуществляют консттуционный контроль (чаще всего этот контроль называется политическим); б) специализированные органы конституционного контроля (судебные или квазесудебные органы)

9. Закреплене социально-экономических прав граждан в конституциях и законодательстве ЗС. Соц экономич права связаны с защитой жизненных интересов людей, жизнеобеспечения. Предоставляя социально экономические права, государство соразмеряет их реализацию с имеющимися возможностями, возлагает на чела обязанность заботиться о себе. Эти права закрепляются в конституциях разных стран в разном объеме. Так же социально экономические права могут закрепляться в текущем законодательстве государства. В государствах тоталитарного социализма эти права находятся на первом месте, в постсоциалистических конституциях они оттеснены назад личными правами человека, в конституциях капиталистических стран они обычно перечисляются вперемежку с другими правами. К числу социально экономических прав относится, прежде всего, право собственности и ее наследование. Какую то собственность имеют все лица, однако крупную частную собственность имеют далеко не все. В конституциях особое внимание уделяется частной собственности и ее неприкосновенности, равноправию всех видов собственности. С правом частной собственности связано право на предпринимательскую деятельность (гос регистрация, свидетельство, лицензия на виды деятельности, запрет монополистической деятельности). Предпринимательская деятельность не должна причинять ущерб безопасности, свободе или человеч достоинству. К числу важнейших социально экономических прав относится право на труд и свобода труда. Они дополняются конституционными положениями о безопасных и здоровых условиях труда, о праве на свободный выбор профессии, на достойное вознаграждение. Среди социально экономич прав конституций заруб стран называют так же право на отдых (выходные, отпуска), забастовку (коллективное прекращение работы с выдвижением определенных требований к работодателю или государству, право на охрану здоровья (охрана окружающей среды, страховая медицина, государственное медицинское обслуживание), право на участие в управлении предприятием, право на участие трудящихся в управлении обществом и государством. К этой группе прав так же относится право на образование и свободу образования (обязательное образование, бесплатное образование, выбор учебного заведения. Конституции многих стран говорят о праве на социальное обеспечение или пенсию (пенсии могут быть трудовые и социальные). В последнее время в конституциях ряда стран появилось новое соц экон право – право на жилище (каждый вправе приобретать себе жилище в любом районе страны, а малоимущим муниципальные или гос фонды предоставляют жилье за низкую цену или бесплатно. В конституциях в последнее поколение говорится о праве чела на достойное существование (в основе лежит прожиточный минимум отдельно взятой страны).

10.Регулирование политических прав и свобод граждан в конституциях и законодательстве ЗС. Политич права связаны с участием в общественно политической жизни, с формированием органов государства. Эти права принадлежат как правило лишь гражданам данного государства. В некоторых странах отдельными политическими правами (избирательными) могут пользоваться лица без гражданства, иностранцы. Политические права и свободы могут закрепляться в конституции, а так же регламентироваться текущими законодательствами. К их числу относятся: 1. Свобода мысли, слова, печати (свобода выражения мнений публично, свобода информации). Свобода выражения мнений означает отсутствие цензуры. За злоупотребление этим правом человек может нести ответственность (разглашение гос тайны, оскорбление, клевета, умаление чести и достоинства человека, разглашение врачебной тайны, тайны следствия.). В странах тоталитарного социализма свобода выражения мнения ограничена законами, запрещающими антисоциалистическую пропаганду, в мусульманских странах запрещены публикации, противоречащие принципам Корана. Свобода выражения мнений означает, что любой человек может учреждать и иметь в собственности СМИ (регистрация в соответствующем гос органе). 2. Свобода объединения в политические партии и иные общества. Это право реализуется путем создания и деятельности политич партий, общественных учреждений, религиозных АО и иных объединений. Нет необходимости получать лицензию, но объединения, имеющие уставы должны зарегистрироваться. Запрещается вмешательство государства в деятельность общественных объединений. Ликвидация этих объединений возможна путем самороспуска или по решению суда. 3. Свобода собраний, митингов и демонстраций (право собираться мирно и без оружия) в некоторых странах может принадлежать и не гражданам данной страны. Это форма выражения коллективного мнения по общественно значимым вопросам, в данном случае правовое регулирование охватывает только публичные собрания, не нужно иметь разрешения властей. При возникновении беспорядков, представители полиции вправе вмешаться в ход собрания. При собрании на открытом воздухе необходимо уведомление или разрешение властей. Для демонстраций существуют более жесткие требования: местный орган власти утверждает маршрут движения, может ограничить число участников демонстрации, при отклонении от установленного маршрута полиция вправе применить силу и технические средства. К числу политических прав может относиться право петиций. Военнослужащие вправе подавать только индивидуальные петиции. В мусульманских странах этим правом обладает любой мусульманин. Промежуточное место между политическими и личными правами занимает право граждан на равный доступ к государственной службе. В некоторых конституциях говориться о праве каждого лица оказывать сопротивление всякому кто посягает на демократический строй, это так же личное и политическое и право.

 

11.Личные права и свободы граждан. Личные права и свободы человека связан с концепцией естественных прав человека. Их ограничение допускается некоторыми конституциями (Бразилия, Швейцария) лишь в военное время. К их числу относятся: 1.Право на жизнь (смертная казнь запрещена конституциями около 40 стран), т.е. предполагается, что государство не может лишить жизни человека или может лишить только на основе суда с участием присяжных заседателей. Есть исключение, например: приминение оружия часовыми на посту, эвтаназия. Аборт не считается лишением жизни, хотя в некоторых странах существует запрещение абортов (США, Словакия). 2.Свобода и личная неприкосновенность. Лишение свободы возможно лишь по приговору суда. Содержание лица в рабстве, работорговля признаны международным правом преступлением. Свобода личности не исключают принудительного лечения некоторых больных (психические заболевания) по судебному решению. Временное лишение свободы (определенный срок соблюдения процедур). 3. достоинство личности, право на частную жизнь, а иногда право на доброе имя. Запрещаются пытки, жестокое, негуманное обращение, медицинские или иные эксперименты без согласия лица. В судебном порядке достоинство личности охраняется путем уголовного наказания за клевету, оскорбление и т.д. 4. Свобода совести (право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, вести пропаганду религиозных и иных взглядов). 5. неприкосновенность жилища - вход в жилище посторонних возможен только по разрешению хозяина. Без такого разрешения вход в жилище возможен лишь с разрешения суда (кроме тушения пожара, преследование преступника, предотвращение или пресечение преступления).Для обыска и выимки необходимо присутствие понятых. 6. Тайна переписки (в телефонах и телеграфных сообщений, факс, электронная почта). Прослушивание телефонных переговоров возможно только с разрешения суда. 7.Свобода передвижения по территории страны и выбор места жительства. Может быть ограничено на основании закона для иностранцев. В целях обеспечения военной тайны. 8. Свобода петиций – индивидуальных или коллективных обращений со своими частными нуждами к парламенту, президенту, а иногда к местным органам самоуправления.

Лицо вправе в любое время эмигрировать, а гражданин – возвратиться в свою страну (кроме случаев, если лицо призвано на военную службу, является обвиняемым, осужденным, знает государственную тайну, сообщил о себе ложные сведения при оформлении документов на эмиграцию). Ограничения действуют не более 10 лет. Многие конституционные права личности связаны с судебной сферой (право на поучение квалифицированной юридической помощи, презумция невиновности, право обвиняемого на защиту и др.

 

Метод наибольшей средней

К распределённым мандатам добавляется цифра «1». Полученные каждой партией голоса делим на полученные цифры.

 

36. Распределение депутатских мест м/у партийными списками при пропорц избират системе (метод д,Ондта).

Пропорциональная избират система – это система, при к-рой мандаты распред пропорционально полученным голосам.

Для того, чтобы распределить мандаты среди этих партий, необходимо сначала определить избират квоту. Избират квота – это наименьшее кол-во голосов, необходимое для получения одного мандата.

Метод определения избират квоты – метод Д Ондта

При этом методе мандаты распред без остатка. Избират квота определяется путём деления (делителей). Полученные каждой партией голоса делим на опред цифры (обычные порядковые цифры: 1, 2, 3, 4 и т.д.)

Н-р: 3 партии борются за 4 мандата.

А) 75 тыс.: 1 = 75 тыс.

Б) 40 тыс.: 1 = 40 тыс.

В) 30 тыс.: 1 = 30 тыс.

А) 75 тыс.: 2 = 37,5 тыс.

Б) 40 тыс.: 2 = 20 тыс.

В) 30 тыс.: 2 = 15 тыс.

А) 75 тыс.: 3 = 25 тыс.

Б) 40 тыс.: 3 = 13 тыс.

В) 30 тыс.: 3 = 10 тыс.

После деления полученные цифры нужно распределить по порядку убывания до порядкового номера, соотв кол-ву мандатов.

75, 40, 37.5, 30, 25, 20, 15, 13, 10

Цифра 30 будет избират квотой. Т.е. избират квота составляет 30 тыс. голосов.

А) 75 тыс.: 30 тыс. = 2 мандата

Б) 40 тыс.: 30 тыс. = 1 мандат

В) 30 тыс.: 30 тыс. = 1 мандат

 

Смешанная избират система.

Применяется в Польше, Фр, Германии, России

Смешанная избират система:

  1. симметричная

1/2 членов Парламента избирается по мажоритарной системе, др половина – по пропорциональной.

  1. асимметричная

Неравное соотнош депутатов, избранных по мажоритарной системе, и депутатов, избранных по пропорциональной системе.

Очередные

Внеочередные (чрезвыч)

Заседания м/б открытыми или закрытыми.

В нек-рых странах порядок проведения сессий установлен з-ном. В этом случае для созыва сессии акта главы гос-ва не требуется. Во Фр сессия проходит 1 раз в год с октября по июнь. В Великобр и Бельгии установлено, что сессия должна длиться 160 – 190 дней в году. В др странах сессия созывается актом главы гос-ва.

Кто имеет право инициировать созыв чрезвыч сессии: спикер любой палаты, группа депутатов, глава гос-ва, в федерациях – одна из республик.

Порядок избрания президента

1. прямые выборы – президент избирается непосредственно народом (Польша, Болгария, Украина, Мексика, Франция, Австрия, Ирландия и др.)

2. косвенные выборы – президент избирается через выборщиков (Аргентина, США).

3. многостепенные выборы (народ à парламент à президент). Президент избирается Парламентом или избират коллегией с участием Парламента. Президент избирается парламентом: Ливан, Израиль, Турция, Китай, Греция, Венгрия. Для избрания кандидату необходимо получить 2/3 голосов парламента. Возможно проведение второго тура выборов (здесь для победы требуется получить абсолют большинство голосов). Президент избирается избират коллегией с участием Парламента: ФРГ, Индия, Италия. Президент ФРГ избирается избират коллегией, к-рая наз Фед Собрание (в коллегию входит нижняя палата + представители от земель), абсолют большинством голосов. В Индии в избират коллегию входят обе палаты парламента + представители штатов. В Италии в избират коллегию входят обе палаты парламента + представители (по 3 человека от всех 20 областей).

Замещение поста Президента

ü В ряде стран одновременно (вместе) с Президентом избирается Вице-президент (США, Индия, Болгария, КНР)

ü В ряде стран избрание Вице-президента не предусм, должность Президента замещает Председатель верхней палаты парламента (Франция, Италия, Германия)

ü должность Президента замещает Председатель Пр-ва – Украина, Австрия, Финляндия.

Срок полномочий Президента

§ в прибалтийских гос-вах – 3 года

§ США – 4 года (допускается избрание на 2 срока подряд)

§ Германия, Китай, Польша, Белоруссия – 5 лет (не более 2-х сроков)

§ Мексика, Боливия – допускается избрание не более 1 раза.

Запрещается совместительство. На президента распростран неприкосновенность, неответственность. В ряде стран экс-президенты включ в какие-либо гос. органы.

Срок полномочий Президента

§ в прибалтийских гос-вах – 3 года

§ США – 4 года (допускается избрание на 2 срока подряд)

§ Германия, Китай, Польша, Белоруссия – 5 лет (не более 2-х сроков)

§ Мексика, Боливия – допускается избрание не более 1 раза.

Запрещается совместительство. На президента распростран неприкосновенность, неответственность. В ряде стран экс-президенты включ в какие-либо гос. органы.

Привилегии президента: охрана, резиденция, транспорт, штандарт, денежное содержание и др.

Прекращ президентского мандата: досрочная отставка, импичмент, смерть

Основания привлечения Президента к ответственности: нарушение им конституции и з-нов, совершение тяжкого гос. преступления, гос. измена

Импичмент (отрешение от должности)

Инициирует импичмент Парламент. Создаётся спец комиссия, к-рая формулирует статью обвинения, собирает док-ва виновности. Обо всём этом она докладывает на заседании обеих палат парламента. Для отреш президента от должности требуется, чтобы за это проголосовали 2/3 обеих палат.

Кто судит президента? Во многих странах – ВС. В ряде стран сущ спец суд для высших д.л.Фр: Высокая палата правосудия. Польша: гос трибунал. Это суд орган, созданный Парламентом для осущ правосудия в отнош высших д.л.В ряде стран требуется заключ КС о соблюдении процедуры (Германия, Россия, Белоруссия, Украина).В ряде стран в процедуре импичмента участвуют и ВС – они проверяют наличие преступления и вины в нём президента и выносят заключ.В России в случаях, если отстранение президента от должности связано с состоянием его здоровья, требуется заключ Мин-ва здравоохран. В ряде стран (Румыния, Азербайджан) после того, как решение об отреш президента от должности принято 2/3 Парламента, этот вопрос выносится на референдум. Суды здесь в данной процедуре не участвуют. В нек-рых странах (Австрия и Исландия) президент м/б отозван теми, кто его избрал, т.е. избирателями.

Виды правительств

1. однопалатное: 1) когда парламентское большинство имеет одна партия; 2) в президентских республиках (т.к. президент формирует правительство из своей партии)

2. коалиционное (по соглашению ряд партий объединяются, чтобы в качестве объединённого блока получить парламентское большинство). В большинстве стран имеют место именно коалиционные правительства

Выделяют Пр-во нац единства. Оно возникает в кризисных условиях.

Правительство парламентского меньшинства. Оно встречается очень редко. Возникает при невозможности сформировать правительство крупными партиями.

Выделяют также служебное пр-во, к-рое состоит из специалистов. Образуется в том случае, если коалиционное пр-во создать не удаётся.

Возможно также временное правительство (во время переворотов в стране).

В странах Северной Африки и Ближнего Востока имеет место беспартийное правительство.

 

54. ---

 

Президент и Пр-во США.

Глава гос-ва – Президент (разд. 1 ст. II Конституции США).

Требования к кандидату: Гр-н США, родившийся в этой стране, проживший в ней не менее 14 лет и достигший к моменту избрания 35 летнего возраста, не м/б жителем одного и того же штата, что и вице-президент.

Порядок избрания. Президентским выборам предшествует не предусм Конституцией первичные выборы (праймериз) и партийные собрания (кокусы). Офиц кандидатом на пост Президента страны становится тот, кто сумел обеспечить избрание наибольшего кол-ва делегатов в свою поддержку на нац партийный конвент (съезд) в ходе проведения праймериз. Для регистрации «третьих» кандидатов, не принадлеж демократич и республиканской партиям, ставятся доп условия (сбор подписей и др.). Президент избирается косвенным путем. Выборщики голосуют за кандидатуру Президента. Формально выборщик вправе голосовать за любую кандидатуру, но фактически его голосование предопределяет партийная принадлежность. Избранным считается кандидат получивший абсолют число голосов. Если не один кандидат не получает абсолют большинства, данный вопрос передается в Палату Представителей Конгресса США, где из трех кандидатов, получивших наибольшее кол-во голосов выборщиков путем голосования выбирается Президент. Им становится кандидат, к-рый набрал простое большинство голосов членов Палаты Представителей.

Срок полномочий Президента: 4 года (разд.1 ст.II Конституции США). Досроч выборы Конституцией не предусм (их никогда не было).

Возможность переизбря: Ни одно лицо не может быть избрано на должностьПрезидента более чем 2 раза, и ни одно лицо, если оно занимало должность Президента либо исполняло обяз Президента в течение более двух лет, замещая лицо, избранное Президентом, не м/б избрано на должность Президента более 1 раза (разд. 1 поправки XXII).

Особые полномочия:

· Имеет право использовать американские вооруж силы за рубежом с согласия Конгресса;

· Конгресс может делегировать Президенту чрезвыч полномочия;

· Право «карманного» вето: если Президент не подпишет з-н до окончания сессии Конгресса, к-рому остается заседать менее 10 дней, неподпис з-н на след сессии должен рассм как новый с соблюдением полной процедуры;

· Вправе временно передать исполнение своих обяз Вице-президенту;

· Право отсрочки исполнения приговоров и помилования за преступления против США, за исключ дел по импичменту.

Пр-во США - Кабинет президента.

Порядок формир. Согласно Конституции США исполнит-ю власть осущ Президент, Совета министров в США нет. Конституция США не знает понятия «Кабинет», он сущ по обычаю. В состав Кабинета Президента США входят министры, и те лица, к-рым Президент предоставил этот ранг. Членов Кабинета президент назнач из числа членов своей партии. В США принято говорить не о пр-ве, а об Администрации Президента.

Заседания Кабинета Пр-ва США проводятся по усмотрению Президента, без строгой периодичности. Под рук-вом Президента наряду с министрами работают разл ведомства.

Стр-ра Пр-ва. Кабинет Президента США невелик. В настоящее время это менее 20 чел: 15 глав департаментов (секретарей); 3 министра без портфеля в т.ч. постоянный представитель США в ООН. Командующие тремя родами войск имеют ранг министра, но в состав Кабинета не входят – они приглашаются на заседания по мере надобности. Наряду с министрами большую роль в правлении гос-вом играют рук-ль др ведомств.

Особые полномочия:

· Заседания Кабинета США проводятся по усмотрению Президента, без строгой периодичности;

· Основная форма функционирования – не коллективное обсуждение, а единоличное решение президента.

 

Парламент США.

Согласно ст.1 Конституции США законодательная власть принадлежит Конгрессу. Конгресс: нижняя палата (Палата представителей) и верхняя палата (Сенат). Избирать в Конгресс могут все гр-не США, достигшие 18-летнего возраста (они обладают активным избирательным правом). Избранными в Конгресс м/б: в нижнюю палату – все американские граждане с 25 лет, в верхнюю – с 30 лет. Ценз проживания: 2–3 мес. Кандидатов выдвигают: партии, избиратели, самовыдвижение. От кандидата требуется внести избирательный залог в 1000 $.

Палаты Конгресса

Выборы в нижнюю палату проводятся в каждый первый вторник ноября месяца каждого чётного года (т.е. выборы проводятся каждые 2 года). Конгресс избирается населением прямым путём сроком на 2 года. Ценз гр-ва составляет 7 лет. Палата представителей состоит из 435 депутатов. На первой организационной сессии из состава депутатов выбирают спикера, а также создаются постоянные комитеты, партийные фракции.

Сенат – верхняя палата Конгресса. Избранным в Сенат м/б лицо, достигшее 30 лет, и не менее 9 лет находящееся в гр-ве. Избираются в Сенат прямым путём, сроком на 6 лет. Периодически состав Сената обновляется: каждые 2 года на 1/3. Т.о., Сенат работает постоянно – по мнению учёных, это обеспечивает преемственность, сохранение опыта и выработанной уже практики. На 1 организац сессии состав Сената подраздел на 3 группа: одна группа работает 2 года, др – 4 года, третья – 6 лет. Численный состав Сената – 100 человек.На первой сессии избир постоянные комиссии, создаются партийные фракции. Спикер не избирается, руководит работой Сената вице-президент страны. Однако вице-президент не участвует в голосовании.Палаты Конгресса заседают раздельно. Однако при необходимости они могут собираться вместе.

Каждая палата создаёт комитеты. Если 2 палаты не приходят к одному мнению (согласию) по какому-либо вопросу, создаётся Согласит комитет (в него входят по 10 чел из обеих палат). Для предварит проработки (обсуждения) каких-либо особо значимых вопросов возможно превратить палату в комитет (вице-президент объявляет, что сегодня палата заседает как комитет.

компетенция парламента

1. общая компетенция обеих палат

2. специализированная компетенция каждой палаты

Общие полномочия обеих палат:

- законодат деят-ть – принятие з-нов; бюджет; финансовые билли, подаваемые президентом; вносят изменения и доп в конституцию

- реш экономич вопроса

- реш вопросов обороны

- внешняя политика.

Собственные полномочия палат:

Палата представителей: возбуждение импичмента президенту; избрание президента США (если выборщики не избирали президента абсолют большинством голосов). Голосование в палате происходит по штатам, каждый штат

имеет 1 голос. вопросы, связанные с гос ассигнованиями. большей частью эта палата решает вопросы по фин биллям, подаваемым президентом.

Сенат: утверждение междунар договоров. даёт согласие на назнач президентом ряда д/л (президент формирует Пр-во и Верховный суд – с согласия Сената; назначает дипломатич представительства – с согласия Сената). судит президента в случае импичмента.

 

Органы мсу в США.

Система мсу в США строится на основе адм-тер деления. З-ны штатов о мсу содержат схемы – рекомендации. Системы мсу в разных штатах различны. Они регулир хартиями самоуправл и местными кодексами самоуправл. Большинство штатов делятся на графства.

Графства:

§ представительный орган – Совет графства (избирается народом на 2, 3, 4 года)

§ исполнительный орган – администратор (избирается Советом).

Города:

1) крупные города:

§ мэр – исполнительный орган, сильный. Избирается народом

§ Совет – представительный орган. Избирается народом

2) города среднего уровня (по численности населения):

§ Совет – избирается народом

§ мэр – избирается Советом

3) маленькие города (их примерно 10%) – комиссионная система органов:

Население избирает комиссию (из 3 – 5 человек), которая осуществляет законодательную и исполнительную власть. Каждый



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.67.166 (0.167 с.)