Дискреционная фискальная политика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дискреционная фискальная политика



Дискреционная фискальная политика

ДФП (активная) – сознательное изменение правительством гос.расходов и налогов. Осущ с пом. прямых(изменение гос. закупок тов. и услуг, трансфертных платежей) и косвенных инструментов (изменения в налогообложении).

Механизм ДФП (используя кенс. модель) и допуская:

1) гос.расходы не влияют на оптребление и инвестиции

2) чистый экспорт равен 0

3) уровень цен постоянен

4) первоначально не сущ. налогов

5) ФП оказывает возд-е на AD, но не на AS

НФП (политика встроенных стабилизаторов). Встроенный стабилизатор – экономич. механизм, кот. автоматич. реагирует на изменение ВВП в разные периоды эконом. цикла. Он может увел. дефицит гос.бюджета (сокращать положит. сальдо) в период спада или уменьш. дефицит (повышать положит. сальдо) в период инфляции без спец. вмешательства правит-ва.

Встроенный стабилизатор – налоги, пособия по безработице, соц. выплаты и пр.

НФП основана на автоматич. изменении суммы налог. поступлений и размера соц. пособий при изменении сост. эк-ки. В период подъема произв-ва повыш. ур-нь занятости, возрастают налог. поступления =>увел. суммы ср-в для поддержки безработных и соц. не защищенных слоев населения. при спаде – наоборот. Достоинство – встроенные стабилизаторы вкл. самостоятельно, немедленно при малейших изм-ях в эк-ке (практич. отсутствует врем. лаг). Недостаток- только помогает сглаживать циклич. колебания, но не устраняет их.

 

Мультипликаторы гос. расходов, трансфертов, налогов и сбалансированного бюджета

MG=∆Y/∆G

MG показывает изм. выпуска в рез-тате изм. расходовгос-ва.(1)

 

Рост гос. закупок созд. доп. спрос, кот. вызывает первичное приращение дохода(=рост гос. расходов), Часть будет потребляться (опред. mpc)=> вторичное увел. дохода. Сл-но, изм. гос. закупок приведет к мультипликац. эф-ту, как и рост инвест-й =>

MG=1/1-mpc

MT=-mpc*MG=-mpc/(1-mpc)

Введение налога вызовет уменьшение потребления и сбережений (м-р автономного налога).

По приведенным выше формулам можно рассчитать и м-р трансфертных выплат. Однако если увеличение налогов приводит к сокращению совокупного дохода (выпуска), то рост трансф.платежей способствует их возрастанию.На практике чаще исп-ся пропорц. налог t. Доход после взимания налога (1-t)Y. новая mpc=(1-t)mpc. mpc опред. наклон кривой. MT= 1/(1-(1-t)mpc) (2)

 

ФП оперирует одновр.и гос.расходами, и налогами. Допустим, гос-во увел. G и T на один. вел-ну. В рез-тате д-я м-ров, рост доходов вевн вел-не увел. гос. расходов. Такой –р наз. м-ром сбалансированного бюджета (=1 и не зав-т от mpc)

 

Дефицит бюджета, бюджет. излишек. Виды, финансирование

Бюджетный дефицит —сумма, на кот.в данном году расходы гос.бюджета превысили доходы. BD=G-T (первичный)

Финанс-е – повыш. налог. ставок, введ. спец. налогов (исп-ся редко, т.к. снижает деловую активность, сокращает V выпуска)

др. сп-б: внутр. и внеш. долг. финанс-е. Внутренне: для покрытия БД осущ-ся выпуск и продажа гос. ценных бумаг на откр. фондовом рынке субъектам хозяйствования, населению данной страны. (безынфляц. или малоинфл. сп-б). Гос-во м. продавать облигации ЦБ, что м. привести к инфляции (активная продажа увел. ден. массу). Финанс-е путем продажи облигаций резидента ведет в увел. гос. долга.

Внешнее:связано с продажей гос. ценных бумаг прав­вам, субъектам хоз-я, населению др. стран. Оно возможно в случае, если нац. облигации прин. больший доход, чем ценные бумаги др.стран, т.е. ур-нь внутр. % ставок выше среднемирового.

3 сп-б — денежное финанс-е (монетизация БДеф). Прямая

эмиссия денег практически не исп-тся. Монетизация деф-та осущ-тся в основном путем выдачи ЦБ прав-ву кредитов для покрытия БДеф., что также ведет к инфляции.

Для покрытия БДеф мб исп-ны внешние займы, ср-ва от приватизации, отсрочка платежей правит-ва.

 

Гос. долг и его регулирование

Внутр. гос. долг — сумма задолженности гос-ва своим юр., физ. лицам. В развитых странах его опред. как общий объем непогашенных гос. ценных бумаг.Гос. долг связан с БДеф.. BD=(G-T)+rD

Уравнение показывает, на какую сумму увел-ся гос. долг в текущем году. Его можно переписать

следующим образом:

∆D = (G-T) + rD.

T-G≥rD – вариант, когда гос. долг не будет возрастать или будет умньшться. Для гос-ва важна доля ГД в бюджете («бремя ГД») D/ВВП / Для опред. ф-ров роста ГД разделим обе части на D и вытем ∆Y/Y. Получим, ∆D/D-∆Y/Y=

(G-T)/D+(r-∆Y/Y)? т.е. левая чатсь должна быть=0, а части правой – раны м/у собой. Стабилиз-ть ии уменьш. ГД можно 1)увел. доходы бюджета и уменьшив расходы 2)монетизация БД 3)полностью или частично отказ. от уплаты долга.

1)увел. доходов м. с пом. налогов, что в долгоср. перспективе снизит предприним. активность и снизит налог. поступления; а сократить расходы достаточно сложно, но м. прибегнуть к секвестированию – ежемес. пропорцион. снижение праткич. по всем статьям бюджета до конца текущего финанс. года.

2)монетизация – ЦБ выпускает доп. суммы денег. выпуск денег принсит доход (сеньораж). в бюджет поступают доп. ср-ва M0/P =>

∆D+∆M0/P=G-T+rD, но такой м-д приведет к инфл-и.

3)связан с войнами и др. обст-вами

Внешний ГД возникает из-за заимствования ср-в у иностр.гос-в, путем продажи им гос. ценных бумаг.

 

Фискальная политика в AS-LM. Эффективность ФП и Б-НП в РБ

Эффект-ть ФП – избегание эконом. шоков. Стимулирующая – предотвращение дли. спада, сдержив. – упреждения инфляции., ФП помогает сгладить деловой цикл, способна изм. стр-ру AD (экспансионная политика приводит также к увел. доли гос. расходов, потребления и сокращ инв-ций), сдержив. –наоборот. Также ФП м. увел AD (уменьш. нижней ставки % и увел. соц. трансфертов), позв. снизить дифференц-ю доходов в об-ве.

ФП влияет и на ASюГос-во проводит стимул. ФП => рост AD приводи к увел. Y, стимулир-ся инв-ции (сниж-е налога на прибыль), (сниж-е подоход. налога) – стим-ся сбережения. все это приведет к росту AS и сдвигу кривой AS вверх влево. Но ее реализация связана с проблемами:

врем. лагами (внутр.: время от осознания проблемы до до понимания необх-ти принтия д-й, период от осознания необх-ти до утвержд-я конкр. мер ФП; внешний: период от утвержд. мер до получения эффекта). Проблема – эффект вытеснениярост гос. расходов приводит к увел. БДеф -> финанс-е ч/з выпуск ценных бумаг=> конкуренцияна рынке ссуд. капитала и повыш. ставки %=>сокращение частных инв-ций. Сл-но, гос. расходы вытесняют частные.

ФП в РБ проходит этап становления. С 1992 – налогооблож-е в состоянии пост. реформ-ния (опробация видов налогов, ставок и пр.). В соотв-и с з-ном «О бюджетном устр-ве» страна перешла на самост. построение бюджетов азл. ур-ней власти:республ, регион., местного. Согласно з-ну «О налогах и сборах», при использ-и налог. поступлений прим. сп-б долевого участия (закрепл. зав-ть метсной эк-ки от Центра субсидир-е нижестоящих бюджетов). Все поступления от общегос. налогов зачисляются общереспубл. бюджет, затем осущ. долевое использ-е. Отрицат. стороны:местные органы не имеют серьезных стимулов к зарабатываю ср-в, высокая дотационность приводит к стремлению довести бюдже. обеспеченность на 1 жителя до среднереспубликанской и пр.

1995-2005 увел-ся охват бюджета за счет поэтапного вкл-я в него внебюджетных ср-в гос-ва. Направления ФП в РБ:

-обеспеч. роста эк-ки, укрепление финанс.-кредит.системы

-поэтапное сокращение налог. нагрузки и ее упрощение

-повыш. ур-ня жизни путемувел-я з/п, пенсий, гос. поддержка строит-ва жилья и пр.

-гос. поддержка приоритет. отраслей реал. сектора эк-ки. отличт. черта ФП – сохранение Деф. бюджета на достаточно низком ур-не за полс. 10 лет (2-3%)

 

Понятие и цели ДКП

ДКП – совокупность мероприятий, в ден-кредитной сфере с целью регулирования эк-ки. Разрабатывает и реализует ее ЦБ (д-т в русле проводимой правит-вои экономич. политики). Объекты: денежная масса и связанные с ней параметры. Субъекты: ЦБ, коммерч. банки и др. кредитно-финанс. учреждения, но ДКП влияе на практически каждый эоном. субъект.

Особенность ДКП: ЦБ не м. напрямую влиять на ур-нь занятости, V выпуска, но может возд-ть на опред. параметры ден-кредит. сферы, связ. с реал. сектором.

Цели: конечные (устойчивые темпы эконом. роста, высокий ур-нь занятости, стабильный ур-нь цен, равновесие платеж. баланса), промежуточные (объем ден. массы, ур-нь %ставки, обменный курс нац. валюты), тактические (ден. база, ден. агрегат, межбанк. ставка %). Одновременно достичь всех целей невозможно (обеспечение высоких устойч. темпов роста приведет к повыш ур-ня занятости, в то же время направление на стабилизацию цен ведет к повыш. безработицы)

Тактич. цели опред. в соотв-и с промежуточными.

Выдел. критерии выбора промеж. целей: 1)измеримость (переменная, кот. м. быстро и точно рассчитать) 2)управляемость (ЦБ должен уметь направлять вел-ну переменной) 3)предсказуемость (влияние переменной на конечные цели).

Т.о., ЦБ ставит перед ДКП комплекс целей, контроль за кот. позвол. ему оперативно остлеживать прав-ть выбранной политики, корректировать ее в нужаном напрвлении, опред-мом планир-мым конечными рез-татами.

 

Инструменты ДКП

Инструменты ДКП: общие (влияют на рынок ссуд. капитала в целом) и селективные (регулир. опред. формы кредита, кредитов-е отд. отраслей и пр.); косв. (экономич.) и прямые (административ. – лимиты на %ставки и кредиты). ЦБ исп-т совокупность инструментов. Основные:изм-е учет. ставки, изм-е норм обяз. рез.,операции на откр. рынке.

1.Изм-е учет. ставки – ЦБ влияет на ден. базу ликвидность банков – спос-ть банков погашать свои обяз-ва в ден. форме (зав-т от объема имеющихся рес-сов, стр-ры депозитов, возм-ти получить заем и пр.). Один из путей повыш. ликвидности состоит в получении банками кредита. Политика предоставления ЦБ кредитов коммерч. банкам – политика учетного (дисконтного) окна (учетная политика). Банки прибегают к займам в сл-ях: для пополнения обяз. резервов (если они стали меньше требуемых) и когда на ден. ср-ва, взятые в ЦБ, коммерч. банк м. получить прибыль (если разница м/у ссуд% и учет. ставкой принесет прибыль). Изм-е учет. ставки ЦБ исп-т для контроля за объемом ден.базы и предлож-ем денег. Отрицат. черты:1)ЦБ не в м. заставить брать коммерч. банки у него ссуды 2)учетная ставка менее мобильна 3)объем заимств. у ЦБ ср-в незначителен в общих резервах банков. Поэтому изм. ставки не м. оказать существ. влияния на поведение банков.

2. Изм-е норм обяз. резервов позволяет ЦБ регул-ть предлож-е денег, ставку%, (т.к. ведет к изм-ю вел-ны ден.базы, оказ. влияние на ден. мультипл-р=>на СП-ть созд. новые деньги). Сл-т учитывать, что даже небольшое изм-е норм обяз. рез.вызывает серьезные сдвиги в объеме ден. массы, масштабе и стр-ре кредит. операций, а частые и значит. изм-я м. привести к нарушению ден. обращения, поэтому осущ. в период инфл-ции, спада произв-ва.Повыш-е нормы резервирования м. сопровожд. возникновением проблем с ликвидностью у банков, кот. располагают небольшим объемом изб. рез.

3. Операции на открытом рынке - покупка-продажа гос.ценных бумаг коммерч.банкам или населению. При этом объектом могут быть все виды При этом объектом могут быть все виды ценных бумаг, но гл. роль играют краткосрочные гос. бумаги. В пр-се проведения операций на откр.рынке ЦБ воздействует, на вел-ну ден. базы. При необх-ти увеличить предложение ЦБ покупает ценные бумаги. ЦБ м. купить у коммерч.банков ценные бумаги в

форме соглашения об обратном выкупе (операция РЕПО). Покупку гос. ценных бумаг у населения ЦБ оплачивает чеками на свое имя. Если необходимо сократить ден. массу, ЦБ продает гос. ценные бумаги коммерч. банкам или населению. Операции на откр. рынке стали гл. инстр-том ДКП, т.к.:

1)проводя их, ЦБ не зависит от коммерч.; 2ЦБ м. контрол-ть объем покупки-продажи гос.ценных бумаг =>влиять на предложение денег;3)эти операции легко обратимы (если при их осуществлении ЦБдопустил ошибку, то он может быстро исправить ее, проведя обратную операцию);4)принятие решений о покупке-продаже ценных бумаг не связано с длительными администрат. согласованиями. в стране должен быть развит фонд. рынок.

Интревенция на валютном рынке – покупка-продажа ЦБ иностр. валюты (покупая – ЦБ увел. резервы и ден. базу, продавая – уменьшает.

 

Дискреционная фискальная политика

ДФП (активная) – сознательное изменение правительством гос.расходов и налогов. Осущ с пом. прямых(изменение гос. закупок тов. и услуг, трансфертных платежей) и косвенных инструментов (изменения в налогообложении).

Механизм ДФП (используя кенс. модель) и допуская:

1) гос.расходы не влияют на оптребление и инвестиции

2) чистый экспорт равен 0

3) уровень цен постоянен

4) первоначально не сущ. налогов

5) ФП оказывает возд-е на AD, но не на AS

НФП (политика встроенных стабилизаторов). Встроенный стабилизатор – экономич. механизм, кот. автоматич. реагирует на изменение ВВП в разные периоды эконом. цикла. Он может увел. дефицит гос.бюджета (сокращать положит. сальдо) в период спада или уменьш. дефицит (повышать положит. сальдо) в период инфляции без спец. вмешательства правит-ва.

Встроенный стабилизатор – налоги, пособия по безработице, соц. выплаты и пр.

НФП основана на автоматич. изменении суммы налог. поступлений и размера соц. пособий при изменении сост. эк-ки. В период подъема произв-ва повыш. ур-нь занятости, возрастают налог. поступления =>увел. суммы ср-в для поддержки безработных и соц. не защищенных слоев населения. при спаде – наоборот. Достоинство – встроенные стабилизаторы вкл. самостоятельно, немедленно при малейших изм-ях в эк-ке (практич. отсутствует врем. лаг). Недостаток- только помогает сглаживать циклич. колебания, но не устраняет их.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.187.19 (0.03 с.)