Виды детерминированных факторных моделей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды детерминированных факторных моделей



1.Аддитивная модель: Используется в тех случаях, когда результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму нескольких факторных показателей. В качестве примера можно привести модель товарного баланса:

Р=Зп+П-Зк-В,

где Р - реализация; Зп- запасы на начало периода; П - поступление товаров; Зк - запасы на конец периода; В - прочее выбытие товаров;

2.Мультипликативная модель, т. е. модель, в которую факторы входят в видe произведения; примером может служить простейшaя двухфакторная модель:

Р=Ч*Пт,

где Р - реализация; Ч - численность; Пт- производительность труда;

3.Кратная модель:

Y = X1/X2

Применяются тогда, когда результативный показатель получают делением одного факторного показателя на величину другого. Например:

Фв = Ос/Ч,

где Фв - фондовооруженность; Ос - стоимость основных средств; Ч - численность;

4.Смешанная (комбинированная) модель - это сочетание в различных комбинациях предыдущих моделей:

Y = a+b/c; Y = A/b+c; Y = a*b/c; Y = (a+b)c и т.д.

Например:

Рт = Р/Ос + Об,

где Р - реализация; Рт - рентабельность; Ос - стоимость основных средств;
Об - стоимость оборотных средств.

Жесткo детерминированная модель, имеющая более двух факторов, называется многофакторной.

Использование абсолютных, относительных и средних величин в эконм анализе

Абсолютные величины показывают количественные размеры явления в ед меры: вес, объем, длина, площади, стоимость и т.д.

Относительные показатели отражают отношения величины изучаемого явления с величиной другого явления. Они выражаются в коэффициентах или %.

В ЭА используются следующие относительные показатели:

1. относительная величина планового задания

2. относительная величина выполнения плана

3. относительные величины динамики

4. показатель структуры

5. относительные величины координации

6. относительные величины эффективности

В практике эк работы для обобщенной характеристики совокупность однородных явлений по к/л признаку в конкретных условиях места и времени применяется сравнение величины. В ср величине отражаются общие, характерные, типичные черты изучения явлений по соответствующему признаку. В анализе используются следующие виды ср.: ср арифметическая, ср арифметическая взвешенная, ср геометрическая, мода, медиана.

12. Сравнение как способ экономического анализа.
Формы срав-я:

1) с планом

2) с прошлым периодом (большие трудности из-за нарушения усл-ия сопоставимости, требует пересчета в одинаковые цены)

3) со сред величинами

Усл при сравнении – сопоставимость показателей.

Виды срав-я:

- горизонтальный (срав кажд позиции с предыдущей)

- вертикальный (структурный)

- трендовый (за ряд лет и опред основная тенд динамики показателей)

- одномерный (сопоставляют неск-ко показ 1го объекта или неск-ко объектов по одному показателю)

- многомерный (сравнение рез-тов деят П по широкому кругу показат).

 

13. Группировка как способ экономического анализа.
Групп-ка явл неотъемлемой частью любого аналит исслед. Научн классиф экон явл-й возм-ны на основе их тщательного изуч-я. Нельзя групп-ть явл-я по случайным признакам. Различ-т структур и аналит групп-ки.

Структур исп-т при изуч-я состава П

Аналит предназнач для выявления взаимозав-ти м/у изуч-ми показателями. При построении гр-к из 2х взаимосвяз-х показ-ей 1н рассм-ся в кач-ве фактора, кт влияет на рез-т, а 2 в кач-ве самого рез-та.

Групп. табл м. строить как по 1му признаку (простые), так и по неск-м признакам (комбинированные).

 

14. Метод цепных подстановок.
исп-ся для оенки влиян-я отд-х факторов на сотв-й резльтативный показ-ль. Дан сп-б прим-ся лишь тогда, когда связь м/у изуч явл-ми имеет строго функц-ую хар-ку, когда она представл-на в виде прямой или обрано пропорц зав-ти. Прим-ся во всех типах детерм факторных моделей. Мет ц.п. сост в последоват замене плановой величины на фактич. При этом все ост-ые в-ны неизм.

Оц. вл-я факт выявл-ся в последоват вычетании: из 2го выч-ся 1ый, из 3го – 2й и тд. В первом расчете в-ны плановые, во 2ом все фактич

Если общ изм-е показат-я равно сумме влиян всех факторов, то расчеты произв-ны верно

N=a*b*c

1) Nпл=Апл*Bпл*Cпл

2) N(a)= Aф* Bпл*Cпл ▲N(A)=N(A)- Nпл

3) N(B)= Аф*Вф*Спл ▲N(B)=N(B)- N(A)

4) N(C)=Аф*Вф*Сф ▲N(C)= N(С)- N(B)

Общ изм-е пок-ля: ▲N=▲N(A)+ ▲N(B)+ ▲N(C)

При исп-ии метода важно обеспечить строгую посл-ть подстановки, поскольку ее произвольное изм-е может привести к неправ. Рез-там.

В первую оч оценив влиян кол. Факторов, затем кач-х

В м.ц.п. исп-ся прием, кт наз-ся элиминирование – исключ влияния всех факторов, кроме 1го.

 

Метод абсолютных разниц

Прим-ся для оценки влияний факторов на прирост результативного пок-ля, примен в детерминиров анализах, когда связь м/у факторами и рез-м строго прямо/обратно пропорциональна, но только в мультипликативных и мультипликативно-аддетивных моделях.

Имеется мультиапликат модель след вида: V=А*В*С, предпол, что есть знач-е показ-й (план и фактич)

▲А=Аф-Апл

▲В=Вф-Впл

▲С=Сф-Спл

Изм-е рез-го показ будет иметь след вид:

▲V(А)= ▲А*Впл*Спл

▲V(В)=Аф*▲В*Спл

▲V(С)=Аф*Вф*▲С

Сов-е влияние факторов:

▲V=▲V(А)+ ▲V(В)+ ▲V(С)

 

Балансовый метод.

Широко исп-ся в БУ и ст-ке, прим-ся при АХД П. На пром П с помощью этого метода анал-ся исп раб вр-ни, движ-е сырья, полуфабрикатов, готовой прод.

Тов баланс имеет след вид:

Тов зап на нач периода (Nзап.н.г.) + поступ-е тов. (Nп) = реал-я тов (Nр) + естеств выбытие (Nвыб) + запасы на кон периода (Nзап.к.г.).

Кажд в-ну м. выразить ч/з ост-ые:

Nзап.н.г=Nр+Nвыб+Nзап.к.г.-Nп

На осн тов баланса и с примен. М-да цеп.под. м оценить влияние ф-ра на исслед-е рез-ые показат.

 

17. Индексный метод (рассмотреть на примере объема реализованной продукции).
Инд м-д основ на отн-х показ-й, выраж-их отн-е ур-ня данного явления к его ур в прошлом.

Инд методом м выявить влияние на изуч-мый сов-ый пок-ль различ-х факторов.

Пример агрегат формы индекса для решения класс-иой аналитич задачи. Опред влияния на V реализ продук фактора кол-ва и факт цен.

q1 – кол-во произв продукции в отчет периоде

р1 – цена произв продук в отчет периоде

р0, q0 – соотв цена и кол-во в баз периоде

V реализ продук в отч периоде = Σq1*p1

V реал-ции в базе: Σq0*p0

Общ инд реал м представ как:

Iqp = Σq1*p1/Σq0*p0

чтобы оц-ть изм-я V реал, необ-мо нейтрализовать фактор цены.

q –кол-ый пок-ль, р – кач-й показ.

Iq=Σq1*p0/Σq0*p0 – изменение V реал с кол-ой стороны

чтобы оц-ть влиян на изм-е V реал ф-ра цены:

Ip=Σq1*p1/Σq1*p0

 

18. Источники информации в экономическом анализе.
Все ист инф делятся на 3 гр:

1. плановые

2. учетные

3. внеучетные

Планов. - все типы планов на П. К ним отн-ся норматив. мат-лы и лимиты.

Учетные - дан. оператив., бухг, статист. учета, а также дан выбороч. обследов-й. БУ играет ведущ роль в инф обеспечении анализа, поск-ку зан-ся систем-ким и полным учетом всех хоз операц, кт совершены на П.

Статист отч-ть явл формой гос стат наблюдения, при кт сооотв. органы поучают от П необх им сведения в виде установл в законном порядке отч. док-в за подписью лиц, ответств за достоверность сообщаемых данных. Дан стат отч. Исп-ся для выявления эк-ких закономерностей на отрасл и нар-хоз ур-не.

Внеуч. - норм. акты (зак., постановления, распоряж-я, указы), материалы ревизий аудитор и налогов. проверок; мат СМИ, реш. арбитр судов, офиц переписка с фин, кред, страх учрежд, материалы периодич и спец-й изд-й.

БО: первич и сводная. Все хоз операции, проводимые на П д.б. подтверждены соответ док-ми. Эти док-ты явл. первич учет док-ми, к ним отн-ся чеки, расход. ордера, баланс.отч., счета и др.

Первич уч. док-т д.б. составлен в момент совершения хоз операций, а если это не представл-ся возможным, то сразу после выпонения операции.

Инфо, кт сод-ся в регистрах БУ и внтур БО сост ком тайну.

К БО для внутр польз-я отн-ся:

1. вед-ть ежед учета любого счета

2. Группировочные ведомости

3.Оборот. вед-ти

4.Книга хоз. Опер.

5.Глав книга и тд

К исх. БО отн-ся ББ и его приложения.

При АФХД ист инфо:

1. Труд и з/п, исп. П-4 (свед-я о числ-ти з/п и движение работ), ф 1-Т (свед-я о числ-ти и з/п работников по видам деят-ти), исп-ся дан таб-го учета отд. Продаж.

2. Выпуск прод. П-1 (свед-я о пр-ве и отгрузке тов и усл), плановые показат П

3. ОФ ф.№11 (свед о наличии и движ ОС и иных нефин активов)

4. Ан затр на пр-во: ф5-з (отчет о затратах на пр-во и реализ продукции), план и отчет., показатели калькуляии с/с

5. Ан прибыли и рент-ти ф1, ф2

6. ан исп мат ресурсов ф5-з

 

19. Организация аналитической работы и последовательность проведения анализа на предприятии. Оформление результатов анализа.
На П при планир-ии аналит работы сост-ся компл. план на весь календ год. По содерж-ю представ-ет собой план-график отд-х аналит. исслед-й. Может сост-ся также тематические планы, они разр-ся по вопросам, требующим углубл. изуч-я.

Аналит. работу м. разделить на 3 этапа:

1. Сбор и проверка исх инф

2. Изуч-е и обр-ка док-тов

3. Оценка рез-в анализа и оформление рез-в

Рез-ты ан м. оформл-ся в 2х формах: описат., бестекстовая

Описательная. Рез м.б. оф-ны в виде поясн. записки, справки или заключ-я.

Поянит записка сост-ся при отправл-я рез-в анализа в высшестоящую орг-цию. Справка – если инфо для внутреннего пользования. Закл-е пишется тогда, когда ан проводится вышестоящими органами упр-я.

Бестекстовая ф-ма – макет типовых табл, текст отсутствует, оформление рез-в ан. рассчитано на высококвалиф. спец-в.

 

20. Система показателей в экономическом анализе.
1) стоимост и натур

2) колич и кач в зав-ти от того, какая сторона явл и проц измер-ся

3) объемные и удельные, в зав-ти от применения отд-но взятых показ-й

Стоим пок-ли явл наиб распростр. Их наличие вытекает из тов пр-ва и обращ-я, а также действия з-на ст-ти. Важн стоим-й показ-ль – пок-ль реализованной продукции. К стоим. отн-ся пок-ль валовой и товарной продукции.

Натур исп-ся в плановой и учетно-аналит практике всех П. Прим-ся для колич. хар-ки выпуск-й продукции в ее мат-вещ содержании (кг, т, литры и тд) Разновидностью натур пок-ей явл. условно-натур.

Колич пок. исп-ся для выраж. абс-х и отн-х вел, хар-х V пр-ва и реализ. Колич. Пок-ли м. выраж-ся как в стоим., так и в натур. измерителях.

Качеств. Исп-ся для оц. выпущ. продукции с т.з. ее соответствия установленным требованиям. Обычно это когда продукция: на сорта, на станд и нестанд

Объемные пок-ли хар-т в-ну оптового и розничного товарооборота, V реализации, прибыли и тд.

Удельные пок-ли явл вторичными от объемных пок-й (н/р производит-ть труда, оборот на 1го работниках и тд)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.021 с.)