Понятие о восприятии. Особенности восприятия (избирательность, активный характер воспитания, роль прошлого опыта, иллюзии). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о восприятии. Особенности восприятия (избирательность, активный характер воспитания, роль прошлого опыта, иллюзии).



 

Восприятие – это отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Если ощущение есть отражение отдельного свойства свойства предмета (цвет, запах, холод), то восприятие есть отражение различных свойств в их совокупности и взаимосвязи друг и с другом.

Восприятие всегда связано с имеющимися знаниями опытом. Оно зависит от особенности воспринимающего субъекта. Это субъективный образ объективного мира. Практика (деятельность) основа восприятия.

В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на органы чувств, восприятие есть целостный образ предмета.

Восприятие дает целостные образы предметов ил явлений, обладающих рядом свойств. В отличие от ощущения при восприятии человек познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления в целом.

В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений.

Без ощущений невозможно восприятие. Однако кроме ощущений, восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Восприятие человека невозможно без деятельности памяти и мышления.

Специальных органов восприятия нет. Материал для восприятия дают анализаторы. Физиологическая основа восприятия – комплексная деятельность системы анализаторов. Восприятие есть результат аналитико-синтетической деятельности коры мозга.

Виды восприятия.

В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают: зрительные, осязательные, кинестезические, обонятельные, вкусовые восприятия.

В отличии от ощущений, образы восприятия возникают обычно в результате работы нескольких анализаторов. К сложным видам восприятий относятся

1.Восприятие пространства – удаленность рпедметов от нас и друг отдруга, их форму и величину, человек осн-ся как на зрительных ощущениях, так и на ощущениях слуховых, кожных и двигательных.

2.восприятие времени – большую роль играют ощущения двигательные и внутренние, органические. Чувство времени не врожденное, оно развивается в результате накапливаемого опыта. Чем богаче жизненный опыт, тем легче ориентироваться во времени, тем легче отрешиться от субъективных элементов в переживании времени.

Осн. свойства восприятия.

Избирательность восприятия. Из огромного числа многообразных воздействий мы с большой отчетливостью выделяем лишь некоторые. То, что находится в центре внимания человека при воздействии называется объектом (предметом) восприятия, а все остальное- фоном.

Апперцепция – зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, его опыта и знаний, интересов, чувств и определенного отношения к предмету восприятия. Известно, что восприятие картины, мелодии, книги у разных людей отличается своеобразием. Иногда человек воспринимает не то, что есть, а то, что ему хочется.

Иллюзия восприятия. Иногда наши органы чувств подводят нас, как бы обманывают. Такие «обманы» органов называют иллюзиями. Зрение поддается иллюзии больше, чем другие органы чувств.

В результате воздействия определенных предметов и явлений окружающего мира на наши органы чувств формируется предметность восприятия. Наглядный образ восприятия относится к определенному предмету внешнего мира. Это соотношение является основой ориентировочной функции поведения и деятельности. Полнота и точность восприятия зависят от общественной практики и опыта людей, накопленных знаний о признаках и свойствах предметов. В своей познавательной деятельности ребенок приобретает знания, уточняет их, расширяет, сверяет свои знания с теми, которые известны обществу.

Особенности восприятия зависят и от индивидуальных особенностей. Люди различаются по характеру приема информации: целостный (синтетический) тип и детализирующий (аналитический) тип.

Наблюдение – восприятие, тесно связанное с деятельностью мышления, сравнением, различением, анализом. Наблюдением называют целенаправленное восприятие объектов и явлений. Наблюдение всегда осуществляется с определенной познавательской целью. Невозможно наблюдать, если не знать с какой целью и что конкретно надо наблюдать. Поэтому наблюдение предполагает большую активность личности и помогает глубже понимать действительность.

Наблюдательность – это свойство личности умение наблюдать и подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов, явлений, людей. Наблюдательность прекрасно развита у художников, писателей, поэтов. Наблюдательность необходима педагогу.

 

 

Билет № 12

1. Дидактика как раздел педагогической науки. Основоположники дидактики.

Дидактику впервые ввел в оборот научный педагог Ратке. Дидактика – это наука о теориях образования и технологиях обучения. Предметом дидактики яв-ся общая теория обуч-я всем предметам. Особенности преподавания отд-х дисциплин изучают методики конкретных предметов, частные дидактики.

Основателем научной дидактики считают Я. Коменского. В его книге «Великая дидактика» эта область педагогики опред-ся как всеобщее искусство всех учить всему. В XVIII в. И Песталоцци, швейцарский педагог, продолжил разработку дидактики и обосновал систему принципов развивающего обуч-я. Он считал, что в основе познания мира школьниками лежат три элемента: это форма, число и слово. В XIX в. немецкий педагог И. Дистервег в «Руководстве для немецких уч-лей» предложил свой комплекс требований, активизирующих уч. процесс. На развитие отечественной педагогики оказали большое влияние Ф. Янкович, Н. Пирогов, К. Ушинский, Л. Толстой, И. Ульянов, П. Блонский, Л. Занков, В. Давыдов и т. д. Особенность отечественной дидактики в том, что она рассматривала уч. процесс не только как средство передачи знаний и формир-я умений, но и как важнейший фактор всестороннего разв-я личности.

Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия уч-ля и ученика, в ходе кот-го осущ-ся образование, а также воспитание и развитие личности. Обуч-е - единство процессов преподавания и учения.

Обуч-е подчиняется определенным закономерностям в соответствии с философской методологией, всеобщими, устойчивыми, существенными связями между процессом обучения и более широкими социальными процессами, а также внутренними связями между отдельными компонентами обуч-я.

Дидактика рассматривает противоречия учеб-го процесса, определяющие его разв-е и изменение. Противоречия возникают между требованиями общества к процессу обучения и состоянием этого процесса. Центральным яв-ся противоречие между возникающими у учеников потребностями в усвоении опред-х знаний и реальными возможностями по удовлетворению этих потребностей.

Всестороннее разв-е личности предполагает единство ее образованности, воспитанности и эрудиции. Исходя из общей цели отечественной школы, процесс обуч-я призван осуществлять три функции: образовательную, воспитательную и развивающую.

Процесс обуч-я включает в себя: деят-ть учителей по организации изложения уч. мат-ла, деят-ть уч-ся по усвоению предлагаемых знаний, деят-ть учителей по формированию у учащихся способов познавательной деят-ти, совместную деят-ть и обуч-е уч-лей и уч-ся.

В современном понимании для обуч-я характерны: двусторонний характер, совместная деят-ть, руководство уч-ля, планомерная организация и управление, целостность, соответствие закономерностям возрастного разв-я уч-ся.

Содержание обуч-я - система научных знаний, практических умений и навыков, способов деят-ти и мышления, кот-ми необходимо овладеть учащимся в процессе обуч-я.

Дидактика в содержательно-организационном плане выполняет две функции: теоретическую (диагностическую) и практическую (инструментальную).

Дидактическое взаимодействие или обучение яв-ся процессом, к-й имеет след-е компоненты: - целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательный, операционно-

деятельностный, контрольно-регулятивный, оценочно-результативный.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.007 с.)