Культура как феномен человеческого бытия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура как феномен человеческого бытия.



Содержание.

Введение……………………………………………………………………3

§ 1. Культура как феномен человеческого бытия…………………….….4

§ 2 Нравственное измерение культуры………………………………….12

§ 3 Политико-правовая сфера культуры………….……….……………..28

§4. Сущность и смысл искусства…………………………………………41

 

Введение.

Настоящее пособие ставит своей целью дать студентам краткое руководство к философскому рассмотрению феномена культуры, а также бытия человека в ее различных сферах: нравственной, политической, художественной.

В § 1 раскрывается многогранность культуры как явления общественной жизни, как единство процесса и результата создания, освоения, функционирования и передачи по­следующим поколениям материальных и духовных ценностей. В § 2 выявляется содержание нравственных отношений и морального сознания как неотъемлемых частей индивидуального микрокосмоса, определяющих для личности кар­тину мира в её ценностном измерении. Особое внимание уделяется врачебной морали, ее особенностям и соотношению с биоэтикой. Рассматриваются основные проблемы биомедицинской этики и способы их разрешения. В § 3 исследуется содержание понятий "политика", "власть", "право", " закон­ность"; выясняется природа и сущность данных феноменов; прослеживается каким образом они воз­никают и распределяются в обществе, каковы способы теоретического обоснования леги­тимности власти и справедливости правопорядка. В § 4 рассматривается сущность искусства как синкретического феномена че­ловеческого бытия, содержащего в согласованной целостности потребности и спо­соб­ности познания мира, его ценностного осмысления и преображения благодаря не ог­раниченной силе фантазии, позволяющей переносить собственные человеческие каче­ства на весь мир.

Данное пособие задает направление для дальнейшего самостоятельного изучения темы на основании указанных источников и вспомогательной литературы.

 

Культура как феномен человеческого бытия.

План занятия.

1) Понятие культуры.

2) Человек и культура.

3) Природа и культура.

4) Функции культуры.

5) Ценности и идеалы - фундамент культуры.

6) Врач как социальное явление и феномен культуры.

Содержание занятия.

1) Понятие культуры.

Существует огромное разнообразие определений культуры, что связано с многогранностью, многоаспектностью самого явления. В зависимости от исследовательской установки, мыслители обращают внимание на разные стороны этого феномена. Чтобы разобраться во множестве этих определений и понять, что же все-таки представляет собой культура, важно выяснить, как развивались представления о ней. Для этого обратимся к этимологии, т.е. происхождению самого слова. В своем этимологическом значении понятие культуры восходит к античности. Первоначальное значение латинского слова cultura – возделывать, обрабатывать. Сначала, например, в трактате Марка Порция Катона, римского гос. деятеля (кон. III- нач.II в. до н.э.) под этим словом подразумевается возделывание почвы, позже слово культура отрывается от земной почвы. Цицерон, римский философ I в. н.э., говоря о возделывании имел ввиду не землю, а духовность, утверждая необходимость культуры души, культуры ума. И в том и в другом случае слово cultura противостояло слову natura (природа), т. е. выражало активное творческое начало в человеке, способность к «возделыванию», преобразованию чего-либо.

В качестве научного термина слово культура стало употребляться со второй половины XVIII в., т.е. в эпоху Просвещения. Одной из важнейших тем, волновавших европейскую мысль в этот период, была «сущность» или «природа» человека. Возник вопрос о специфике человеческого бытия (т. е. о его отличии от бытия животного). Для определения специфики человеческого бытия и стали пользоваться латинским словом cultura. Таким образом, термин культура в научном языке с самого начала означает сферу развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого бытия», «человеческого в человеке» - в противоположность природному, стихийному, животному бытию.

В процессе дальнейшей эволюции этого понятия выделились два основных подхода к его пониманию.

1) Ценностный подход. Предполагает, что культура – это совокупность ценностей, т.е. позитивных результатов деятельности людей. С этой точки зрения, культура призвана быть ареной духовного совершенствования людей, и потому к ней относится только то, что выражает достоинства человека и способствует их развитию. Это «узкое» понимание культуры, исключающее из нее такие явления, как преступность, наркомания, войны, рабство и т д. Недостатком такого понимания культуры является то, что вопрос о том, что именно считать положительными ценностями решается субъективно. Ценности, принимаемые одним народом, могут не совпадать с ценностями другого народа. В результате такое понимание культуры зачастую ведет к идеям национализма и расизма. Такой подход, в частности, породил позицию европоцентризма, предполагающую, что ценности европейской культуры – это высшие достижения культурного развития человечества, а все остальные культуры находятся по сравнению с ней на более низких уровнях развития.

2) Антропологический подход. Предполагает, что культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, т. е. включает в себя все, что создано людьми. С этой точки зрения культура не есть абсолютное благо. Она включает в себя не только положительные, но и отрицательные ценности. «Сущность человека», «человеческое в человеке» заключается в наличии свободы по отношению к природному, в возможности преодоления границ, заданных природой. Но из этого вытекает не только способность к позитивному преобразованию мира и самого себя, но и способность совершать ошибки, ведущие к саморазрушению человечества. «Человеческое» не сводится к сфере разумного мышления, многие стороны жизни людей носят безотчетный, эмоциональный характер. В тоже время тесное переплетение и взаимодействие рациональных и иррациональных элементов в психике человека приводит к невозможности разделения результатов человеческой деятельности на «подлинно человеческие», т. е. разумные и «животные», т. е неразумные, и соответственно определению лишь первого в качестве культуры.

Обе рассмотренных трактовки культуры в настоящее время сосуществуют, но преобладающим является второй подход. Именно такое расширительное понимание культуры порождает огромное число ее определений, в зависимости от угла зрения, под которым она рассматривается.

Если взять за основу рассмотрения культуры второй подход, то самое общее определение культуры будет выглядеть следующим образом : культура – это сумма артефактов, созданных человеком предметов, материальных и духовных. С пецифика человеческого бытия, которую призвано отражать понятие культура, состоит в том, что человек, не довольствуясь тем, что дано ему от природы, надстраивает над ней некий искусственный мир.

Артефакт (от лат. Arte искусственный и factus – сделанный) – предмет или явление искусственного происхождения. Артефактами - феноменами культуры являются сделанные человеком вещи, рожденные им мысли, изобретенные им способы действий. Причем культура включает в себя не только то, что находится вне человека, но и изменения которые он производит в самом себе, в собственном физическом и духовном облике.

Человек и культура.

Почему возникает культура? Что лежит в ее основании и делает возможной ее существование? Очевидно, что возможность создания артефактов вытекает из специфически человеческой возможности к творчеству, предполагающей способность к преодолению природной предопределенности своего существования.

Многие животные могут создавать нечто такое, что похоже на культуру. Пчелы строят великолепные соты, паук безошибочно мастерит паутину, бобры строят плотины, т. е. создают нечто такое, чего не было в природе. Но деятельность этих существ запрограммирована инстинктом. Они могут сотворить только то, что заложено в их природной программе. Способность к самостоятельному разумному достижению цели проявляется в животном мире очень редко и всегда служит удовлетворению конкретных биологических потребностей. Человек в отличие от животного способен выбирать свои цели произвольно, для него характерно свободное целеполагание. Он может ставить себе цели, не обусловленные существующей в данный момент обстановкой, и предпринимать усилия, чтобы достичь их в отдаленном будущем. В своей деятельности он создает все новые и новые цели, выходя в этом далеко за рамки своих биологических потребностей. Способность к свободной целеполагающей деятельности есть специфическое свойство, родовое отличие человека, благодаря которому он может по своему желанию создавать себе искусственную среду обитания. Человек, таким образом, с самого начала есть существо культурное, искусственно устраивающее свою жизнь. Культура появляется вместе с человеком, и человек появляется вместе с культурой.

Культура и природа.

Термин «артефакт» означает искусственное в противовес природному. Культура есть акт преодоления природы, выхода за границы инстинкта, сотворение того, что может надстроится над природой. Если бы человек не переступил пределов природы, он остался бы без культуры. Но вместе с тем необходимо отметить, что оппозиция «культура-природа» является ложной. Они существуют не вне друг друга, а лишь друг с другом. С одной стороны, сам человек, существо биологическое и культуру создает, пользуясь природными ресурсами. Человек не творит ничего, а лишь преобразует природное. С другой стороны, сама природа всегда дана нам в окультуренной форме. Природные объекты воспринимаются нами через призму человеческого сознания. Человек не может бесстрастно созерцать природные объекты, но всегда облекает их в какие – то понятия, присваивает им какие-то смыслы, и таким образом, никогда не имеет дела с «чистой» природой.

4)Функции культуры:

1 ) Адаптивная:

Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде. Причем эта адаптация происходит совершенно иначе, чем в природе. В природе живые организмы приспосабливаются к среде, изменяясь в соответствии с условиями существования; человек же приспосабливает среду к себе, то есть изменяет ее в соответствии со своими потребностями. Человек как биологический вид Homo sapiens не имеет своей природной экологической ниши. «Человек есть незавершенное, неопределившееся, биологически недостаточное животное» (А. Гелен). У него не хватает инстинктов, его биологическая организация не приспособлена к какой-либо устойчивой форме животного существования. Поэтому он не в состоянии вести, подобно другим животным, естественный образ жизни и вынужден, чтобы выжить, создавать вокруг себя искусственную среду.

2) Информационная:

У животных передача информации от поколения к поколению происходит генетическим путем, а также через наблюдение за поведением родителей и подражание им (у высших животных). При этом опыт, накопленный отдельной особью в течение жизни, не наследуется ее потомками. Каждое новое поколение начинает накапливать опыт с нуля.

С возникновением человека и культуры появляется новая «надбиологическая» форма передачи и хранения информации. Человек объективирует свои мысли и представления в созданных им знаковых системах, прежде всего в языке. Это означает, что они как бы отделяются от него, приобретают самостоятельное, внеличностное существование и продолжают свое существование в культуре. Благодаря этому становится возможным историческое накопление и умножение информации, находящейся в распоряжении человека, как родового существа.

3) Человекотворческая.

Человек творит культуру, а культура в свою очередь творит человека. Культура формирует, воспитывает, социализирует человека в соответствии с конкретными ценностями, идеалами и нормами, ей присущими.

4) Нормативная функция.

Культура создает нормы - юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений между человеком и окружающей средой, как природной так и социальной.

5) Интегративная функция.

Культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется благодаря единой совокупности ценностей и идеалов, определяющих сознание и поведение людей.

Темы докладов и рефератов

1. Культура как мера развития человека.

2. Философское понятие культуры.

3. Культура и цивилизация.

4. Единство и многообразие культур.

5. Традиция и новаторство в культуре.

6. Социальные и личностные функции культуры.

7. Культура врача.

8. Врач как социальное явление и феномен культуры.

9. Будущее культуры.

Литература

1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.1975.

2. Бахтин М.М. К философии поступка //Философия и социология науки и техники. М. 1986.

3. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. М., 1994

4. Виндельбанд В. Философия культуры: Избранное - М., 1994.

5. Волков Г. Три лика культуры. М 1986.

6. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М. 1965

7. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. М.,2003

8. Давыдов Ю.Н. Культура – природа – традиция // Традиция в истории культуры. М. 1978.

9. Зиммель Г. Философия культуры. Т. 1. М., 1996.

10. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Л.1987.

11. Ильенков Э.В. Философия и культура. М. 1991.

12. Каган M.C. О субстанции, строении и функциях культуры (к вопросу об основаниях культурологии) // Личность. Культура. О-во = Culture. Personality. Soc. - М., 2004.

13. Каган М. С. Философская теория ценности. СПб., 1997.

14. Каменецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М. 1990.

15. Камю А. Бунтующий человек. М.1990.

16. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. СПб. 2002

17. Культурология. ХХ век. М., 1995

18. Культурология: учебник / [В.М. Дианова, С.Н. Иконникова, М.С. Каган и др.]; С.-Петерб. гос. ун-т. - М. 2005.

19. Малиновский Б. Научная теория культуры. — М., 2000.

20. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М. 1983.

21. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М. 1991.

22. Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. М.,1990.

23. Соколов Э.В. Культурология. М. 1994

24. Философия культуры. Становление и развитие. Под редакцией М. С. Кагана.СПб.1998

25. Флоренский П.А. Культ, религия, культура //Богословские труды. М. 1977.

26. Фромм Э. Иметь или быть? М. 1986.

27. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984.

28. Швейцер А. Культура и этика. М. 1973.

 

Сущность и смысл искусства.

План занятия.

1) Понятие искусства.

2) Природа художественного образа.

3) Специфика эстетического отношения к действительности.

4) Основные категории эстетики:

а)эстетическое,

б)прекрасное и безобразное

в) трагическое и комическое

г)возвышенное и низменное.

5) Модели происхождения эстетического.

6) Эстетический идеал и его трансформация в истории культуры.

7)Cущность художественного творчества.

8) Искусство и медицина.

 

Содержание занятия.

Понятие искусства.

Обратимся к этимологии (т. е. происхождению) слова искусство. Гнездо родственных ему образований восходит к старославянскому языку. Например, выражение «искусы творити» встречается в Договоре Олега 912 г. Слово «и скус» употребляется здесь в значении «опыт».

В русском литературном языке оно появилось во второй половине XVII в. В лексиконе Петровского времени латинское слово experientia (опыт, испытание) поясняется при помощи слова искусство и определяется как « знание, полученное через частое повторение какого действа». Таким образом, изначальное значение слова искусство можно определить как умение, мастерство, приобретенное на основе опыта.

В настоящее время сосуществуют два значения:

искусство-

1) чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области.

2)форма человеческой деятельности, в которой эстетическое отношение человека к действительности воплощается в художественном образе.

В античности и в Средние века понятие искусство соответствовало первому определению. Характерно, что, в это время в классификации искусств не выделялись изящные искусства (т.е. то, что мы называем искусствами сегодня-музыка, литература, живопись и т.д.) Искусства разделялись на служебные и свободные. Служебные, те, что требуют физической работы, их результатом является создание материального объекта. Сюда попадают не только живопись, скульптура, зодчество, но и все ремесла – столярное искусство, кузнечное искусство, гончарное искусство. Свободные – требуют чисто интеллектуальных усилий, и их результатом являются умозрительные построения. Семь свободных искусств распадаются на «тривиум» (грамматика, риторика, логика) и «квадриум» (арифметика, геометрия, астрономия, музыка).

Начиная с эпохи Возрождения утверждается современное понимание искусства, соответствующее второму значению. Основные категории, через которые раскрывается сущность искусства – это художественный образ и эстетическое.

Самодвижение.

Художественный образ похож на ракету, выведенную на орбиту и несущуюся в свободном полете по заданной траектории. У него есть своя логика, он развивается по своим внутренним законам, и нарушать эти законы нельзя. Художник дает направление «полету» образа, но, задав это направление, он не может ничего изменить, не совершая насилия над художественной правдой. Жизненный материал, который лежит в основе произведения, ведет за собой, и художник порой приходит совсем не к тому выводу, к которому он стремился. Получается, что образ это не инобытие художника, адекватное его субъективности, а другая реальность. Т.е. вещь здесь не художник и не мир, выраженный («пропущенный») через самость создателя, но иная, относительно и художника, и фрагмента мира, запечатленного на холсте, реальность.

Искусство и медицина.

Будучи важной частью человеческой цивилизации и культуры, медицина тесно связана не только с условиями жизни общества, культурой и мировоззрением, но и с искусством – литературой, изобразительным искусством, музыкой. Все виды искусства на протяжении веков отражали развитие медицины, поэтому произведения искусства являются одним из источников изучения истории медицины. Именно благодаря специфике медицинской профессии профессия врача нередко сочетается с различными видами искусства. Наиболее известны врачи-писатели. Такое сочетание обогащало как медицинскую деятельность этих людей, так и писательское творчество знанием жизни, характеров и психологии людей. Французский писатель Андре Моруа (1885 - 1967), отмечая близость медицины и литературы, точно подметил: «Оба они, врач и писатель, страстно интересуются людьми, оба они стараются разгадать то, что заслонено обманчивой внешностью. Оба забывают о себе и собственной жизни, всматриваясь в жизнь других». Можно привести множество имен известных врачей глубоко занимавшихся различными видами искусства. Например, профессор Петербургской медико-хирургической академии М.А.Холодковский, блестяще сделавший перевод «Фауста» Гете, известный биохимик и композитор А.П.Бородин, прекрасно владевший виолончелью профессор С.П.Боткин, большой знаток живописи Ф.Видаль, замечательно игравший на лютне выдающийся врач XVIII в. Г.Бургаве. Французский терапевт П.Потен был ценителем Бетховена, Л.Вакез — Вагнера. Широко известны литературные произведения врачей Ф.Рабле, М.Нострадамуса, А.П.Чехова, А.Кронина, В.И.Даля, С.Моэма, В.В.Вересаева, М.А.Булгакова, С.С.Юдина, Н.А.Амосова, В.В.Кованова, К.Бернарда и других ученых, стремившихся использовать литературу и искусство не только в популяризации медицины и ее истории, но и в целях развития науки к непосредственной пользе больному.

Кроме того, само искусство является одним из методов лечения. Существуют специальные термины и приемы: музыкотерапия, библиотерапия, лечение красотой.

Темы докладов и рефератов

1. История становления эстетического сознания.

2. Природа и функции эстетического сознания.

3. Искусство: сущность и социальные функции.

4. Специфика искусства как формы деятельности.

5. Искусство и медицина.

6. Искусство и наука.

7. Искусство и философия.

8. Эстетический идеал античности.

9. Искусство средневековья.

10. Эстетический идеал эпохи Возрождения.

11. Эстетика Нового времени.

12. Особенности современного искусства.

13. Эстетическое отношение искусства к действительности

Литература.

1. Борев Ю.Б. Эстетика. М.2002.

2. Бранский В. П. Искусство и философия. Калининград, 1997.

3. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М. 1991.

4. Гегель Г. Ф. Лекции по эстетике. Кн. 1. М., 1985

5. Грэм Г. Философия искусства: введение в эстетику. М., 2006.

6. Давыдов Ю.Н. Эстетика нигилизма. М. 1975.

7. Закс Л.А. Художественное сознание. Свердловск, 1990.

8. Западное искусство. ХХ век. М. 1978.

9. История красоты. / Под редакцией У.Эко. М. 2006

10. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997.

11. Кант И. Критика способности суждения. Спб. 2006.

12. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М. 1969

13. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М. 1980

14. Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика. Моск. Ун-т. 1979.

15. Лосев А.Ф. Эстетика возрождения. М. 1978.

16. Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм. Соч в 2-х том. Т. 1. М. 1990.

17. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М. 1991.

18. Поэтика древнегреческой литературы. М. 1981.

19. Раппопорт С.Х. Эстетика. Т. 1. М., 2000.

20. Самосознание европейской культуры ХХ века. М. 1991.

21. Самохин В.Н. Эстетическое восприятие. М., 1985.

22. Столович Л.Н. Философия. Эстетика. Смех. Спб.-Тарту, 1999

23. Финк Э. Основные феномены человеческого бытия. В кн. Проблема человека в западной философии. М. 1988.

24. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М. 1992.

25. Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности. Собр. соч. в 5–ти томах. Т.4. М. 1974.

26. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. М. 1983.

27. Шпенглер О. Закат Европы. М 1993. Гл. 4. Музыка и пластика.

28. Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике. М.2003

29. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. М. 1992.

 

 

 

Содержание.

Введение……………………………………………………………………3

§ 1. Культура как феномен человеческого бытия…………………….….4

§ 2 Нравственное измерение культуры………………………………….12

§ 3 Политико-правовая сфера культуры………….……….……………..28

§4. Сущность и смысл искусства…………………………………………41

 

Введение.

Настоящее пособие ставит своей целью дать студентам краткое руководство к философскому рассмотрению феномена культуры, а также бытия человека в ее различных сферах: нравственной, политической, художественной.

В § 1 раскрывается многогранность культуры как явления общественной жизни, как единство процесса и результата создания, освоения, функционирования и передачи по­следующим поколениям материальных и духовных ценностей. В § 2 выявляется содержание нравственных отношений и морального сознания как неотъемлемых частей индивидуального микрокосмоса, определяющих для личности кар­тину мира в её ценностном измерении. Особое внимание уделяется врачебной морали, ее особенностям и соотношению с биоэтикой. Рассматриваются основные проблемы биомедицинской этики и способы их разрешения. В § 3 исследуется содержание понятий "политика", "власть", "право", " закон­ность"; выясняется природа и сущность данных феноменов; прослеживается каким образом они воз­никают и распределяются в обществе, каковы способы теоретического обоснования леги­тимности власти и справедливости правопорядка. В § 4 рассматривается сущность искусства как синкретического феномена че­ловеческого бытия, содержащего в согласованной целостности потребности и спо­соб­ности познания мира, его ценностного осмысления и преображения благодаря не ог­раниченной силе фантазии, позволяющей переносить собственные человеческие каче­ства на весь мир.

Данное пособие задает направление для дальнейшего самостоятельного изучения темы на основании указанных источников и вспомогательной литературы.

 

Культура как феномен человеческого бытия.

План занятия.

1) Понятие культуры.

2) Человек и культура.

3) Природа и культура.

4) Функции культуры.

5) Ценности и идеалы - фундамент культуры.

6) Врач как социальное явление и феномен культуры.

Содержание занятия.

1) Понятие культуры.

Существует огромное разнообразие определений культуры, что связано с многогранностью, многоаспектностью самого явления. В зависимости от исследовательской установки, мыслители обращают внимание на разные стороны этого феномена. Чтобы разобраться во множестве этих определений и понять, что же все-таки представляет собой культура, важно выяснить, как развивались представления о ней. Для этого обратимся к этимологии, т.е. происхождению самого слова. В своем этимологическом значении понятие культуры восходит к античности. Первоначальное значение латинского слова cultura – возделывать, обрабатывать. Сначала, например, в трактате Марка Порция Катона, римского гос. деятеля (кон. III- нач.II в. до н.э.) под этим словом подразумевается возделывание почвы, позже слово культура отрывается от земной почвы. Цицерон, римский философ I в. н.э., говоря о возделывании имел ввиду не землю, а духовность, утверждая необходимость культуры души, культуры ума. И в том и в другом случае слово cultura противостояло слову natura (природа), т. е. выражало активное творческое начало в человеке, способность к «возделыванию», преобразованию чего-либо.

В качестве научного термина слово культура стало употребляться со второй половины XVIII в., т.е. в эпоху Просвещения. Одной из важнейших тем, волновавших европейскую мысль в этот период, была «сущность» или «природа» человека. Возник вопрос о специфике человеческого бытия (т. е. о его отличии от бытия животного). Для определения специфики человеческого бытия и стали пользоваться латинским словом cultura. Таким образом, термин культура в научном языке с самого начала означает сферу развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого бытия», «человеческого в человеке» - в противоположность природному, стихийному, животному бытию.

В процессе дальнейшей эволюции этого понятия выделились два основных подхода к его пониманию.

1) Ценностный подход. Предполагает, что культура – это совокупность ценностей, т.е. позитивных результатов деятельности людей. С этой точки зрения, культура призвана быть ареной духовного совершенствования людей, и потому к ней относится только то, что выражает достоинства человека и способствует их развитию. Это «узкое» понимание культуры, исключающее из нее такие явления, как преступность, наркомания, войны, рабство и т д. Недостатком такого понимания культуры является то, что вопрос о том, что именно считать положительными ценностями решается субъективно. Ценности, принимаемые одним народом, могут не совпадать с ценностями другого народа. В результате такое понимание культуры зачастую ведет к идеям национализма и расизма. Такой подход, в частности, породил позицию европоцентризма, предполагающую, что ценности европейской культуры – это высшие достижения культурного развития человечества, а все остальные культуры находятся по сравнению с ней на более низких уровнях развития.

2) Антропологический подход. Предполагает, что культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, т. е. включает в себя все, что создано людьми. С этой точки зрения культура не есть абсолютное благо. Она включает в себя не только положительные, но и отрицательные ценности. «Сущность человека», «человеческое в человеке» заключается в наличии свободы по отношению к природному, в возможности преодоления границ, заданных природой. Но из этого вытекает не только способность к позитивному преобразованию мира и самого себя, но и способность совершать ошибки, ведущие к саморазрушению человечества. «Человеческое» не сводится к сфере разумного мышления, многие стороны жизни людей носят безотчетный, эмоциональный характер. В тоже время тесное переплетение и взаимодействие рациональных и иррациональных элементов в психике человека приводит к невозможности разделения результатов человеческой деятельности на «подлинно человеческие», т. е. разумные и «животные», т. е неразумные, и соответственно определению лишь первого в качестве культуры.

Обе рассмотренных трактовки культуры в настоящее время сосуществуют, но преобладающим является второй подход. Именно такое расширительное понимание культуры порождает огромное число ее определений, в зависимости от угла зрения, под которым она рассматривается.

Если взять за основу рассмотрения культуры второй подход, то самое общее определение культуры будет выглядеть следующим образом : культура – это сумма артефактов, созданных человеком предметов, материальных и духовных. С пецифика человеческого бытия, которую призвано отражать понятие культура, состоит в том, что человек, не довольствуясь тем, что дано ему от природы, надстраивает над ней некий искусственный мир.

Артефакт (от лат. Arte искусственный и factus – сделанный) – предмет или явление искусственного происхождения. Артефактами - феноменами культуры являются сделанные человеком вещи, рожденные им мысли, изобретенные им способы действий. Причем культура включает в себя не только то, что находится вне человека, но и изменения которые он производит в самом себе, в собственном физическом и духовном облике.

Человек и культура.

Почему возникает культура? Что лежит в ее основании и делает возможной ее существование? Очевидно, что возможность создания артефактов вытекает из специфически человеческой возможности к творчеству, предполагающей способность к преодолению природной предопределенности своего существования.

Многие животные могут создавать нечто такое, что похоже на культуру. Пчелы строят великолепные соты, паук безошибочно мастерит паутину, бобры строят плотины, т. е. создают нечто такое, чего не было в природе. Но деятельность этих существ запрограммирована инстинктом. Они могут сотворить только то, что заложено в их природной программе. Способность к самостоятельному разумному достижению цели проявляется в животном мире очень редко и всегда служит удовлетворению конкретных биологических потребностей. Человек в отличие от животного способен выбирать свои цели произвольно, для него характерно свободное целеполагание. Он может ставить себе цели, не обусловленные существующей в данный момент обстановкой, и предпринимать усилия, чтобы достичь их в отдаленном будущем. В своей деятельности он создает все новые и новые цели, выходя в этом далеко за рамки своих биологических потребностей. Способность к свободной целеполагающей деятельности есть специфическое свойство, родовое отличие человека, благодаря которому он может по своему желанию создавать себе искусственную среду обитания. Человек, таким образом, с самого начала есть существо культурное, искусственно устраивающее свою жизнь. Культура появляется вместе с человеком, и человек появляется вместе с культурой.

Культура и природа.

Термин «артефакт» означает искусственное в противовес природному. Культура есть акт преодоления природы, выхода за границы инстинкта, сотворение того, что может надстроится над природой. Если бы человек не переступил пределов природы, он остался бы без культуры. Но вместе с тем необходимо отметить, что оппозиция «культура-природа» является ложной. Они существуют не вне друг друга, а лишь друг с другом. С одной стороны, сам человек, существо биологическое и культуру создает, пользуясь природными ресурсами. Человек не творит ничего, а лишь преобразует природное. С другой стороны, сама природа всегда дана нам в окультуренной форме. Природные объекты воспринимаются нами через призму человеческого сознания. Человек не может бесстрастно созерцать природные объекты, но всегда облекает их в какие – то понятия, присваивает им какие-то смыслы, и таким образом, никогда не имеет дела с «чистой» природой.

4)Функции культуры:

1 ) Адаптивная:

Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде. Причем эта адаптация происходит совершенно иначе, чем в природе. В природе живые организмы приспосабливаются к среде, изменяясь в соответствии с условиями существования; человек же приспосабливает среду к себе, то есть изменяет ее в соответствии со своими потребностями. Человек как биологический вид Homo sapiens не имеет своей природной экологической ниши. «Человек есть незавершенное, неопределившееся, биологически недостаточное животное» (А. Гелен). У него не хватает инстинктов, его биологическая организация не приспособлена к какой-либо устойчивой форме животного существования. Поэтому он не в состоянии вести, подобно другим животным, естественный образ жизни и вынужден, чтобы выжить, создавать вокруг себя искусственную среду.

2) Информационная:

У животных передача информации от поколения к поколению происходит генетическим путем, а также через наблюдение за поведением родителей и подражание им (у высших животных). При этом опыт, накопленный отдельной особью в течение жизни, не наследуется ее потомками. Каждое новое поколение начинает накапливать опыт с нуля.

С возникновением человека и культуры появляется новая «надбиологическая» форма передачи и хранения информации. Человек объективирует свои мысли и представления в созданных им знаковых системах, прежде всего в языке. Это означает, что они как бы отделяются от него, приобретают самостоятельное, внеличностное существование и продолжают свое существование в культуре. Благодаря этому становится возможным историческое накопление и умножение информации, находящейся в распоряжении человека, как родового существа.

3) Человекотворческая.

Человек творит культуру, а культура в свою очередь творит человека. Культура формирует, воспитывает, социализирует человека в соответствии с конкретными ценностями, идеалами и нормами, ей присущими.

4) Нормативная функция.

Культура создает нормы - юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений между человеком и окружающей средой, как природной так и социальной.

5) Интегративная функция.

Культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется благодаря единой совокупности ценностей и идеалов, определяющих сознание и поведение людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.47 (0.105 с.)