Соотношение системы права и системы законодательства. Тенденции их развития в РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение системы права и системы законодательства. Тенденции их развития в РФ.



Система законодательства - совокупность нормативно-правовых актов, в кото­рых объективируются внутренние содержательные и структур­ные характеристики права. Данная система является внешним выражением системы права. Система законодательства складывается в результате изда­ния правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов.

Система права – это строение национального права, заключающееся в разделении единых (по назначению в обществе) внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями и институтами права.

Первичным структурным элементом системы права выступает норма, а системы законодательства — статья нормативного акта

Варианты соотношения системы права и системы законодательства:

1. норма права и статья закона совпадают.

2. включение нескольких норм в одну ста­тью закона.

3. расположение одной нормы в нескольких статьях.

Тенденции развития системы права и системы законодатель­ства:

1. общие, характерные для права в целом, включая систему права и систему законодательства как две стороны одного це­лостного явления:

а) расширение сфера действия частного права. и ограничение публично-правового регулирования;

б) децентрализация правового регулирования - Консти­туция РФ и Федеративный договор создали базу для законода­тельного стимулирования развития субъектов РФ, местного са­моуправления;

в) интеграция в российское законодательство в опре­деленных случаях общепризнанных принципов и норм между­народного права и международных договоров.

2. тенденции развития структуры (системы) права:

а) процесс постепенного накопления нормативного материала и распределение его по структурным блокам — ин­ститутам, отраслям;

б) рост значения правового регулирования, что влечет за собой образование комплексных структурных объединений юридических норм, обусловленное характером предмета и ме­тода правового регулирования, субъектов и объектов правовых отношений;

в) возможное развитие системы права в направлении от современной структуры с ее довольно прочными связями между институтами и отраслями к «плазменному» строению, где первичные структурные элементы будут находиться в состоя­нии относительной автономности.

3. Тенденции совершенствования законодательства:

а) приведение всего законодательного массива в соот­ветствие с Конституцией РФ;

б) формирование новых комплексных отраслей зако­нодательства — о банках и банковской деятельности, привати­зации, банкротстве предприятий, налогах, местном;

в) становление новой структуры законодательства, вызванное разграничением полномочий между РФ и ее субъектами.

 

Правотворчество: понятие, принципы, виды.

Правотворчество — это деятельность компетентных органов государства по принятию, изменению и отмене нормативно-правовых актов и юридических норм.

Принципы правотворчества:

1. Принцип законности: разра­ботка и принятие нормативно-правовых актов должны осуществляться с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов, норматив­ные акты должны соответствовать конституции и действующему законодатель­ству.

2. Принцип научности: подготовка проекта нормативно-правового акта и его принятие осуществ­ляется с непосредственным участием представителей разных
наук;

3. Принцип использования правового опыта: любой вновь разрабатываемый нормативно-правовой акт должен опираться на уже известный положительный право­вой опыт государства, цивилизации в целом, зарубежное законодательство.

4. Принцип демократизма и связи с практикой: демократи­ческие механизмы позволяют эффективно выявлять истинные стремления и волю народа (всенародное голосование - референдум — один из способов придания нормативно-правовому акту высшей юридической силы); связь с практикой выражает задачу законодателя постоянно отслеживать общественные про­цессы, ориентироваться на практику применения уже действу­ющих законов, своевременно устранять пробелы в праве.

Виды правотворчества:

· референдум (одобрение или неодобрение проекта закона

· путем всенародного голосования);

· принятие нормативных правовых актов уполномоченными органами государства;

· санкционирование государством обычаев;

· выработка судебного прецедента.

· подзаконное правотворчество - акты подзаконного правотворче­ства необходимы для обеспечения применения закона, к субъектам подзаконного правотворчества относятся: пре­зидент (глава государства), правительство, иные высшие орга­ны государства, обладающие по закону правом создания юри­дических норм и нормативных актов, причина существования этого вида правотворче­ства заключается в возрастающей сложности вопросов, которые должны решать органы государства.

· правотворчество органов местного са­моуправления и негосударственных юридических лиц.

 

59. Законодательный процесс и его стадии (на примере РФ).

Законодательный процесс — это урегулированный нормами права порядок разработ­ки, обсуждения проектов нормативно-правовых актов (законов) и принятия нормативно-правовых актов (законов) высшим органом государственной власти.

Стадии:

1)законодательная инициатива - закреплённое в Конституции право субъектов внести предложение об издании закона. Право законод. инициативы принадлежит: Президенту РФ, Совету федерации и членам СФ, депутатам Госдумы, Правительству, законод. органам субъектов РФ; КС, ВС и ВАС РФ (ст. 104 К.РФ)

2) обсуждение законопроекта - начинается в гос.думе с заслушивания доклада субъекта, вынесшего законопроект.(это для того, чтобы довести проект закона до нужного качества) Наиболее важные выносятся на всенародное обсуждение.

3)принятие закона – голосованием (простое и квалифицированным большинством) -главная стадия, кот. распадается на три:

а) принятие закона думой простым голосованием 50%+ 1 голос принимаются ФЗ, а не менее 2/3.от общего числа депутатов ФКЗ;

б) одобрение СФ (считается одобрен если голосование также как в думе либо в течении 14 дней он не рассмотрен);

в) подписание президентом (в течении 14 дней со дня подачи ему).

4)опубликование (как правило в течении 7 дней со дня подписания).

Вступают в силу, как правило, по истечении 10 дней после дня их офи­циального опубликования.

 

Нормативный акт.

Нормативный акт – это официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).

Признаки НПА:

· издается уполномоченным государственным органом;

· обладает определенной юридической силой;

· регулирует отношения, имеющие постоянный и типичный характер;

· имеет конкретную сферу применения;

· охраняется от нарушений правоохранительными органами государства;

· обладает реквизитами, придающими документу индивиду­ально-правовую характеристику.

· точно фиксирует содержание правовых норм

· занимает строго определенное место в иерархической системе источников права

· может быть издан оперативно, в любой части изменен.

· обладает четкой внутрен­ней структурой.

Система НПА:

· Конституция РФ

· ФЗ

· НПА Президента РФ.

· НПА Правительства РФ

· Акты ФОИВ

· Нормативные акты ОГВ субъектов РФ

· Локальные нормативные акты.

Закон.

Закон — это обладающий высшей юридической силой норма­тивный акт, принятый в особом порядке высшим представи­тельным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отно­шения.

Признаки закона:

1. Закон — это юридический документ, со­держащий нормы права.

2. Закон является результатом правотворчес­кой деятельности высшего органа государственной власти (пар­ламента, монарха) или референдума всего народа.

3. Закон регулирует наиболее значимые, ти­пичные, устойчивые отношения в обществе, нуждающиеся в юридическом урегулировании законом.

4. Закон обладает высшей юридической силой, проявляющейся в невозможности его отмены другим ор­ганом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию зако­на не должны противоречить все иные юридические документы.

5. Закон является фундаментальным юриди­ческим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов или судов.

Виды:

ФКЗ;

ФЗ;

Законы субъектов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.013 с.)