Государство в политической системе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство в политической системе



ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЯ ГОС-ТВ.

1) Понятие гос-ва.

2) Понятие гос власти.

3) Социально назначение гос-ва

4) Типология гос-тв.

 

1*

Гос-во - это объединение людей, союз.

Гос-во – общество, которое управляет само собой.

Гос-во – политическая общность.

Понятие гос-во введено в научный оборот в 16 в Н. Макиавелли, написал работу «Государь» - РЕКОМЕНДОВАНО ПРОЧИТАТЬ.

 

Признаки гос-ва:

• наличие публичной политической власти, располагающей аппаратом управления

• территориальная организация гос-ва

• суверенитет

• наличие гос казны или бюджета

• символы гос-ва

1-проявляется в том, что власть начинают осуществлять специально предназначенные чиновники, существует карательный аппарат; аппарат отделяется от общества;

общество было однородное, все были родственники, чужеземцев не было; гос-во выступает арбитром в решении конфликтов. Для гос-ва важно создание спец аппарата управления, издание общеобязательных актов, наличие властных полномочий, наличие управленцев.

Государство – политич организация, объединяющее всё общество, призванное управлять его делами, устранять возникающие соц конфликты, поддерживать правопорядок и определенный режим властвования.

Государственная власть носит политический характер. Но не всякая политическая власть является гос властью.

2-Территория - эта та часть земли, водного и воздушного пространства, которая обеспечивается госграницами. В территорию входят недра, воздушное пространство, зарубежные территории, где размещены дипломатич представительства, территория морских и воздушных судов, космические корабли, подводные лодки. Предполагает территориальное распределение власти гос-ва.

3-если территория определена ст4,п3

Суверенитет предполагает верховенство власти внутри страны.

В условиях глобализации

Глобализация – сфера человеч деят-ти, изучающая процессы, происходящие в приповерхностной оболочке земного шара. К ним относятся: природные проблемы, экономические. 263гос-ва 193 явл-ся членами ООН.

4-бюджет складывается из налогов; различных сборов т. ч. и таможенных; кредитов, выпуск различных ценных бумаг, напр. облигаций; и другие источники.

Тратится бюджет на содержание гос аппарата армии исправит учреждений, финансирование образования, соц помощи и др

5- гимн, герб, флаг и гос праздники

Учебник под редакцией Корельского

 

2*

Власть – это возможность и способность одного субъекта осуществлять собственную волю даже вопреки воли другого субъекта.

Гос власть отличается от всех видов соц власти.

• Она всегда носит политич характер. Гос власть всегда политическая, но не всякая политическая есть государственная.

• Гос власть выступает от имени всего общ-ва

• Гос власть должна быть легальная (законная, не захваченная) и легитимная (поддерживаемая народом, принимаемая им). В этом случае все понимают справедливость, обоснованность и правильность принимаемого решения.

Гос власть обладает верховенством в обществе.

• В высшей степени формализованная (регулируемость).

• Гос власть едина (все слои и народы находятся в равном положении

- соц единство

- единство целей и задач

- организационно – правовое единство

Гос власть единая, но разделяется на ветви власти

Ш.Монтескьё «О духе законов и персидские письма» - РЕКОМЕНДОВАНО ПРОЧИТАТЬ

1.Законодательная власть – принимает законы самостоятельно, этот орган должен быть избран обществом.

2.Исполнительная

3.Судебная

 

• Гос власть выступает в качестве арбитра. В этом проявляется её политичность.

 

3*

Главное предназначение гос-ва - служение общ-ву. Это значит, что гос-во должно: 1.Выступать интегрирующей или объединяющей силой для сплочения общ-ва в целом.

2.Обеспечить соц мир и стабильность, находить механизмы для разрешения противоречий.

3.Обеспечивать безопасность общ-ва от преступных посягательств внутри страны и от внешней агрессии извне.

Современные гос-ва явл-ся органами преодоления соц противоречий и интересов большинства.

 

4*

Типология – классификация гос-тв, отражающая совокупность общих наиболее устойчивых черт и признаков гос-тв одной классификационной группы.

 

Аристотель выккделял правильные и неправильные (деспотичная власть) гос-ва.

Георг Гегель: принцип насколько свободны граждане в том или ином гос-ве. Классифицировал на восточные (свободен один – деспот), греческие и римские гос-ва (свободны некоторые), германское гос-во (царство развития всемирного духа свободы и в этом гос-ве свободны все).

 

В.С.Нерсесянц, автор работ по ТГП, автор учебника по проблемам.

В свою типологию положил свободу человека.

Свобода - осознанная необходимость.

Гос-ва древнего мира. Индивиды являются свободными людьми по этническому признаку. Оформление рабства ведет к формированию нового типа гос-тв – сословного, способствует наделению правами и обязанностями (субъективные права - феодалы, дворяне, ремесленники, крестьяне). Гос-ва развиваются, наступают буржуазные революции, сословное отметается. Возникает гос-во, в котором индивидуальные способности, интеллектуальные и физические становится важным. Как самостоятельный индивид. Правовые гос-ва – называл гуманно-правовым (в соответствии с их естественным происхождением, то, что принадлежит от рождения).

 

В середине 20 века широкое распространение получила теория американского социолога Уолда Ростоу. В основу его классификации положены уровень развития производительных сил + уровень развития культуры. Стадийная типология гос-тв. В 1972 году написал работу «Некоммунистический манифест».

• Традиционное общ-во (по сути первобытно - общинная).

• Сдвига

• Переходное общ-во (общество от первобытно - общинного к современному). Появляется паровая машина.

• Стадия зрелости. Появляется электричество.

• Стадия всеобщего потребления.

Англичанин Арнольд Тойнби – философ, историк, написал работу «Постижения истории». Критикует Ростоу. Появилось 20 цивилизаций (по континентам, англо-саксонская, европейская и т.д.)

 

ФОРМА ГОСУДАРСТВА.

1.Поняте формы гос-ва.

2. Формы правления.

3.Формы гос устройства.

4.Формы гос режима.

 

1*

Форма – Содержание

Всякое содержание имеет определенную форму.

Вопрос о форме гос-ва рассматривается в юриспруденции с давних времен. Форму гос-ва сводили к форме правления.

Томас Гоббс – англ юрист, договорная теория образования гос-ва; Левифан

Он понимал не только форму правления, но и гос правовой режим.

Шарль Монтескьё: не важно при какой форме (монарх может быть деспотичным и демократичным, важны методы управления).

 

1. Внешнее выражение, содержание. Гос ва – монархические, поликратические и сегментарные.

2. Форма как разновидность гос-тв. Гос-ва в форме диктатуры пролетариата. Первым таким гос-ом была парижская коммуна, затем советы. Народная демократия как разновидность диктатуры пролетариата.

3. Как организация гос власти. Отражает внутреннюю организацию гос власти. Сейчас наиболее распространен этот подход. Ещё называют внутренней формой.

Форма гос-ва включает в себя форму правления, форму территориально - государственного устройства и государственно - правовой режим.

 

Монократическая форма – гос-ва, управляющиеся одним человеком или несколькими суверенными, они составляют единовластие. Власть в руках одного лица: юридического (ОАЭ) или физического (Уганда).

Поликратическая форма – предполагает, что преобладают демократич форма правления, существует разделение властей, политический и идеологический плюрализм. Характерна для всех гос-тв демократической направленности (США).

Сегментарная форма – (с греч-отрезок) – сосредоточение как монократических, так и поликратических. Решающая роль принадлежит исполнит власти, роль парламента принижена(законодат власть). Провозглашаются, но не обеспечиваются. Гос власть недоступна для населения, общество не способно на неё влиять (все гос-ва Южной Америки и Африки).

Влияют: географические причины, экономические, политические, исторические, соц-культурные, религиозные.

 

2*

Форма правления – способ организации и взаимоотношения органов гос власти между собой, а также с населением или с обществом. Форма правления показывает, кто правит гос-ом, кто осуществляет гос власть.

Монархическая форма правления (правит один) и республиканская (коллектив).

Монархическая:

- абсолютная

- дуалистическая

- парламентская (конституционная)

Абсолютная монархия – считается, что её в мире почти нет (Оман, Катар).

• Абсолютная власть монарха. Осуществляет и законодат и исполнит и судебную власть.

• Династическое наследование власти.

• Пожизненность правления.

• Отсутствие ответственности.

Дуалистическая монархия – наряду с монархом существуют законодат органы – парламенты. Исполнит власть возглавляется монархом, который назначает министров и через них управляет страной (Монако, Бруней, Бутан, Марокко, Непал, Иордания).

Парламентская монархия – существует практически во всех монархич государствах Европы. Монархи давно утратили ключевую роль, «царят, но не правят».

• Власть ограничена во всех сферах гос жизни.

• Законы принимаются парламентом, но подписываются монархом.

• Исполнительная власть осуществляется правительством.

• Правительство ответственно перед парламентом.

• Главой правительства становится лидер партии, победившей на выборах.

 

Республика.

Все гос органы выборные.

Верховная власть и власть на местах осуществляется выборными органами. Источником власти является сам народ. Все представительные органы работают на срочной основе (кроме судебной власти). В республике есть ответственность высших должностных лиц: политическая и правовая. 2 разновидности: президентская и парламентская

• Президентская - в руках президента соединяются полномочия главы гос-ва и главы правительства, президента избирают на всеобщих выборах; президент обладает значительными полномочиями и формирует правительство, которое несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом; президент является главнокомандующим; президент не может распустить парламент, поскольку избирается населением, но и парламент не может президента, но парламент может возбудить процесс отлучения от должности главы гос-ва-импичмент, напр. в Бразилии, Венесуэле,*США-Билл Клинтон,*Россия-Ельцин. В руках главы гос-ва сосредотачивается огромная власть, в конечном счете президентская республика превращается в суперпрезидентскую.

• Парламентская – верховная власть принадлежит парламенту, президент избирается не всенародно, а парламентом. Правительство формируется парламентом, а не президентом, из числа депутатов, получивших большинство в парламенте. Правительство ответственно не перед президентом, а перед парламентом. Главой правительства становится лидер партии, победившей на выборах. Правительство формируется коалиционным путем, но председателем правительства становится лидер победившей партии. Парламентская республика характеризуется сильной законодательной властью. Финляндия, Германия, Италия; Турция, Индия и др.

Считается, что парламентская республика более демократическая, нежели президентская. Всякое коалиционное правительство и парламент, это определенная мина, подложенная под гос устои.

• Смешенная форма - элементы президентской и парламентской республики (Польша, Болгария, Португалия, Уругвай, Перу и др.). Президент является главой правительства, но есть должность председателя правительства. Членов правительства назначает президент, но отвечает перед парламентом и парламент может их освободить. Стабильность правительства, нет бесконечной чехарды с отставкой правительства. Президент, сочетая в себе права, может прибегнуть и к авторитаризму.

Теократические республики – Иран, Ирак (во главе священный лидер).

 

 

3* Формы государственного или территориально-государственного устройства.

Терриориально-государственное устройство предполагает территориальное разделение гос власти (республики, края, области, автономные округа, области, города фед значения).

Административно-территориальные (провинции, районы)

Формы гос устройства: унитарные и федеративные гос-ва.тарное гос-во состоит из адм-террит единиц, не имеющих собственного законодательства и не имеющих на это права. Власть централизована.

• Унитарное – всякое унтарное гос-во состоит из адм-террит единиц, не имеющих собственного законодательства и не имеющих на это права. Власть централизована. Допускаются автономные образования. Без автономных образований носят название простых (Болгария, Польша, прибалтийские республики, Турция), имеющие авт обр – сложные (Украина, Франция, Португалия и др.). Автономии бывают разные. Автономия предполагает самоуправление опред территорией, которая отличается от основной части гос-ва нац особенностями, бытовыми, культурно-историческими, географическими.

Автономии подразделяются на политическую и административную.

Политическая автономия обладает правом создания собственной системы законодательства, административная не имеет. Но всякая автономия предполагает преподавание в школах на языке автономии, издание газет и журналов, местное телевещание и некоторые полномочия во внешнеэкономической деятельности (Гренландия, Дания, Аланские острова в Финляндии).

Централизованные и децентрализованные.

Централизованные. Чиновники назначается сверху.

Децентрализованные. Чиновники избираются народом.

• Федеративное гос-во – состоит из гос-тв, обладающих самостоятельностью (СССР), обладающие правом сецессии (право выхода) или гос образований. В настоящее время в мире около 24 федераций. Их можно классифицировать: по пути их создания -на основании договора, ранее самостоятельных образований или на основании гос акта, закона (как правило, конституции), которые разделяют территорию страны на определенные субъекты, поэтому существуют договорные (США и СССР) и конституционные (Германия, Пакистан и др.). РФ – конституционно-договорная.

Виды федераций выделяют по субъектам, их составляющим: основанные на административных единицах (административно-территориалные федерации – США) и национально-территориальные федерации (Бельгия - состоит из 3х общин, 3 гос языка; Индия, Канада). Все субъекты федерации независимо от того, как они образовались, имеют общие признаки:

- все субъекты имеют законодательные органы

- имеют правительства или администрации

ОАЭ не имеет законодат органа, но есть эмир, который осущ законод власть

- система законодательства

- конституция федерация и конституции субъектов федерации (в конституции записано размежевание полномочий между федеральным центром)

Ст.73 Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

В федерациях всегда есть вторая палата.

Субъекты федерации всегда принимают решения через депутатов гос думы или членов совета федерации

4*

Гос. режим - наиболее существенная сторона, захватывает каждого.

Гос. режим – совокупность приемов, методов и способ осуществления гос. власти

Известны в истории: деспотические, тиранические, теократические, абсолютистские, режимы просвещенного абсолютизма, военные режимы, авторитарные, тоталитарные и иные. В Греции, Италии – приходили к власти военные.

Классификации режимов: гражданские (гос-во развивается в нормальных естественных условиях), военные (гос-во находится в условиях ведения военных действий).

Демократический и авторитарный режимы.

С политич точки зрения деморатич режим характеризуется: свобода слова, участие граждан в формировании госорганов, обеспечивается многопартийность в политич системе, действует разделение ветвей власти, система издержек и противовесов, когда1 из ветвей власти не может доминировать над другой, хорошо развито местное самоуправление, методы принуждения строго ограничены законом, социально-политическая активность граждан.

С экономич точки зрения: развит средний класс, т.е. общество не может быть однородным (70% всего населения), социально активные, работающие, имеют высокий уровень благосостояние, многообразие форм собственности, государственная, частная, кооперативная.

Свободны в изложении своих взглядах на духовную жизнь.

Гос-ва Западной Европы, США, Австралия

Авторитарные гос-ва.

Преобладают методы насилия, оппозиционные партии запрещены, выборы высших органов гос. власти (в первую очередь законодательной) носят формальный характер. Роль парламента принижена, доминирует исполнительная власть. Если главой гос-ва является президент, а не монарх, то срок пребывания неограничен. Например, в Парагвае на 7 срок, Сирия.

Среди антидемократических выделяют тоталитарный. Впервые понятие тоталитарный ввел лидер итальянских националистов Бенитто Муссолини в 1925 году. Носит тотальный характер, т.е. контролирует всё. Гос-во довлеет над обществом, полностью контролирует все сферы деятельности общ-ва. При этом опирается на насилие и угрозу его применения. В конце 30х годов профессор чикагского университета США Д. Хейсс дал научное обоснование понятию тотальный, тоталитарный. Это некоторые тенденции развития в Германии и Италии того времени, при этом жестко определил рамки распространения понятий на эти 2 гос-ва. В середине 50 годов американец польского происхождения З. Бжезинский распространил термин тоталитарный на Советский Союз и определил его как тоталитарное гос-во. Ко второй половине 80х годов, когда в СССР было заметное потепление, то определение тоталитаризма стало появляться и в советской литературе, хотя на западе в отношении СССР понятие тоталитаризма пошло на убыль.

Гос. режим – важнейшая составная часть всякой формы гос-ва.

 

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

У всякого гос-ва есть цели и задачи, они определяют направления политики гос-ва.

150.000.000, сейчас нас 140 млн. Тогда получали чек по 10.000 рублей.

• Понятие функции государства.

• Классификация функции гос-ва.

• Формы и методы осуществления функции гос-ва.

 

 

1*

Понятие функции имеет несколько значений.

В философии под функциями понимают жизнедеятельность, посредствам которой живая жизнь проявляет сама себя. Функция – это какая-то деятельность. В ТГП нет серьёзных противоречий.

Функции государства – основные направления деятельности гос-ва по реализации целей и задач, стоящих перед ним на определенном конкретно - историческом отрезке времени.

Характеризуются:

- определенная стабильность (относительно устойчивая деятельность), если это направление избрано гос-вом, то оно реализуется на достаточно продолжительном отрезке времени;

- динамизм (они подвержены эволюции, развитию), исчезают одни, появляются другие функции;

Социалистическая собственность называлась коллективной.

Со сменой приоритетов меняются и сами функции.

Функции подвержены эволюции. С одной стороны статичны, с другой динамичны.

Функции определяются целями и задачами.

Функции осуществляются в определенных организационно правовых формах: законодательной, правоприменительной, правоисполнительной, правоохранительной, контрольно-надзорной.

Метод убеждения и принуждения (в порядке очереди*)

Функции в своем развитии наполняются новым содержанием, и расширяется их количество.

Рабовладельческие.

Феодальное гос-ва: сохранение и поддержание феодальных отношений, т.е. зависимость крестьян о феодалов, поддержание абсолютного монарха и его власти, его механизма власти.

Адам Смит «Очерки о природе и причины богатства народов», разработал теорию богатства, 18 век

К. Маркс, теория прибавочной стоимости, нашел противоречия капиталистического производства, 19 век

Дж. Кейнс, первая половина 20 века, теория вывода производства из депрессии, повышение роли гос-ва, необходимость плановой экономики:

• Оборона.

• Обеспечение свободы каждого гражданина (создание одинаковых условий для каждого члена общества).

Обеспечение правосудия (одинаково относится ко всем гражданам).

• Организация учреждений, которые не могут быть создано отдельными лицами

Факторы, влияющие на функции гос-ва: развитие самого общ-ва и гос-ва, сказываются национальные моменты, результаты научно-технического прогресса, развитие фундаментальных и прикладных наук, экологические факторы (планетарные масштабы).

2*

Классификация – разделение по определенному основанию.

Классифицировать можно по различным основаниям, по принципу разделения властей (законод, суд, исп), по продолжительности действия (постоянные и временные), но наиболее распространенной является классификация на внутренние и внешние.

Внутренние ф-ии – это ф-ии, реализуемые внутри гос. границ.

Такая классификация восходит к 60годам прошлого века, Николай Владимирович Черноголовкин, в 1960 году защитило диссертацию «Функции советского гос-ва», в 1980 защитил докторскую «Теории и функции советского гос-ва». Внутренние и внешние функции!

1)Политическая функция.

• Выявление (например, методом опросов) и реализация (например, выборы) волеизъявления народа.

• Обеспечение гос. суверенитета.

• Определение правового положения территорий.

• Создание условий для самоорганизации общества.

• Контроль со стороны общества за деятельностью государства.

• Деятельность по обеспечению конституционного строя, осуществляемая как спец органами (конституционный суд), так и самим народом.

Деятельность сложна и многообразна и по сути является ключевой.

2)Экономическая функция.

Зависит от того, в каких условиях реализуется эта функция. Или это плановая или рыночная экономика.

• Выработка экономической политики в развитии общества (рынок выправит и завершит всё, нужно только создавать условия для развития). Дж.Кейнс – необходимо повысить роль гос-ва в экономическом развитии общества.

• Создание условий для развития рыночных отношений, выработка ценовой политики.

• Управление предприятиями, которые находятся в гос. собственности.

• Регулирование внешнеэкономических отношений.

3)Социальная функция.

Главная задача – это обеспечение благополучия, достойной жизни, создание условий для развития каждого челна общества, в развитии и поддержании здравоохранения, образования, культуры. Важная составная часть функции, это поддержание тех слоев общества, которые нуждаются в гос. поддержке.

Внутренние функции: налогооблажение и финансовый контроль.

Рыночная экономика использует налоги, сборы и пошлины в качестве инструмента экономической социальной политики.

На перераспределение доходов среди населения.

Перспектива развития страны (финансирование образования, культуры и т.д.)

4)Экологическая функция.

Включает в себя рациональное использование природных ресурсов.

5)Обеспечение правоопорядка, прав и свобод личности.

Обеспечение прав и свобод людей.

Защита и охрана здоровья и жизни людей.

Внешние функции государства

Чем государство более цивилизованное, тем меньше в его внешней политики агрессии.

Основной функцией всякого современного цивилизованного государства является интеграция национальной экономики в мировую.

Базируется на определенных принципах:

- сохранение суверенитета

- равноправие всех объединяющихся экономик и государств их представляющих

- свобода выбора интеграционных схем

1)Функция обороны

В большинстве демократических государств базируется на принципе необходимой достаточности. Формирование вооруженных сил необходимых и достаточных для отражения внешних агрессий

• Выполнение международных обязательств

• Отразить внешнюю агрессию.

• Сотрудничество с другими государствами в различных сферах (поддержание мирового порядка, решение глобальных проблем).

Глобалистика – наука, изучающая процессы, происходящие в приповерхностной оболочке земного шара.

Глобальные проблемы подразделяют на 2 вида:

- проблемы, которые имеют естественный характер, они целесообразны (защита прав и свобод, освоение космоса, формирование и совершенствование информационной сети и др.)

- несут в себе угрозу уничтожения человечества (демографическая, экологическая, энергетическая, ядерная)

Внутренняя связана и с внешней (интеграция мировой экономики).

3*

Форма государства – внешнее выражение деятельности гос-ва по реализации функции.

Правовые (законодательная, исполнительно-распорядительная, судебная и контрольно-надзорная функции) и организационно-правовые (организация и реорганизация госучреждений, хозяйственные работы)

Методы – совокупность приемов и способов по реализации функций государства.

Метод убеждения и принуждения.

Бывают методы прогнозирования, кредитования, планирования. Каждая функция требует своей совокупности методов.

МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

• Понятие механизма государства, признаки органов государства.

• Виды органов государства, принципы их организации и деятельности.

• Понятие бюрократии и её роль в выполнении ф-ии гос-ва.

 

1*

Гос. функции реализуются через механизмы.

Понятие механизм гос-ва не является однозначным. Механизм гос-ва отождествляют с понятием госаппарат, и включает лишь органы гос-ва, другие включают гос организации и учреждения.

Гос. организации разделяют на 2 вида:

- организации, осуществляющие охранительную ф-ию (вооруженные силы, полиция, разведка, учреждения системы исполнения наказания и ряд др.);

- орг., осуществляющие экономич. и соц. ф-ии (образовательные учреждения, культурные учреждения, учреждения науки, различные предприятия являющиеся гос. собственностью и др.);

Госаппарат – аппарат управления, исполнительно-распорядительный чиновничий аппарат.

Механизм гос-ва характеризуется:

• сложен и многообразен

В России на 1000 чел 16 чиновников

• характеризуется системностью

- сложность и громосткость

- система и целостность, это обеспечивается едиными принципами организации и деятельности

ФЗ «о системе гос. службы в РФ»

Механизм гос-ва является средством осуществления гос.власти и её функций. Сами ф-ии предопределяют строение гос механизма. Между ними прямая взаимосвязь. Для обеспечения гос властных велений механизм гос-ва имеет орудие принуждения, которое соответствует эпохе, достижении научно-технического прогресса и т.д.

Основу механизма составляют гос. органы. Гос. орган является основным структурным звеном механизма гос-ва.

Гос. орган – это социальное образование, занимающее в гос-ва определенное место и обладающее определенной самостоятельностью.

Гос орган как и механизм является системным образованием и занимает в структуре механизма строго определенное место. Гос. орган имеет свой состав и соответствующую структуру.

Каждый гос орган наделен властными полномочиями, совокупностью прав. Исполнение прав является их обязанностью. Компетенция гос. органов обусловлена предметом ведения.

Орган гос-ва - организованная часть гос механизма, наделенная властными полномочиями, компетенцией, необходимыми средствами для осуществления стоящих перед ним задач.

Каждый орган гос-ва в зависимости от компетенции пользуется соответствующими методами по реализации.

Методы реализации – совокупность приемов, способов и средств.

Убеждение и предупреждение правонарушений. Когда оно совершено применятся метод принуждения.

 

2*

Наиболее распространенной является классификация по принципу разделения властей. Впервые теория разделения властей была сформулирована англ. ученым Джоном Локком, в его работе 2 трактата о гос. правлении, изданном в 1690 году. Теория получила наиболее глубокое развитие у франц. мыслителя Шарля Мотескье в его романе «Персидские письма» 1721год и «О духе законов»1748 г.

Разделение властей можно рассматривать в 3х аспектах:

- институциональном (учреждения должны быть различные)

- персональном (одно лицо не может сочетать виды власти)

- функциональном (разные функции)

В соответствии с этой теории единая гос власть разделяется на 3 самостоятельные ветви: законодательную, исполнительно-распорядительную и судебную.

Цель законодательной - издание законов (нормативных актов), её называют ещё и представительской. Органы формируются всем народом (избираются).

Законодательные органы имеют понятие парламенты.

Именно им предоставлено право принимать законы, как акты, обладающие высшей юридической силой, поскольку они принимаются коллегиальным органом, избранным всенародно.

Законодательная власть отрешена от исполнения законов. Особенность законодательной власти в том, что в ней нет иерархии (принимают законы в пределах своей компетенции, 2 компетенции- в соответствии с конституцией и с полномочиями.

Состоит из 2х палат, как правило. Однопалатные в небольших гос-вах (как правило, унитарные, Дания, Финляндия).

В РФ!

Нижняя – Государственная Дума (450 депутатов), избираемая населением по числу избирателей в округе.

Верхняя – Совет Федерации (166 сенаторов, по 2 от каждого субъекта)

Деление на 3 ветви не нарушает единства власти.

В настоящее время в большинстве гос-тв, главой является президент, но остались и монархи (конституционные). Лонь лап

Исполнительная власть.

Председатель правительства (ещё называют канцлер), его заместители и члены правительства.

В настоящее время у премьера 7 заместителей.

В федератвном гос власть осуществляет как федеральное правительство, так и власть субъектов (администрация?)

Судебная власть.

В демократич гос-вах судебная власть является противовесом против злоупотребления органов законодательной и исполнительно-распорядительной власти. Судебная власть защищает своих граждан от возможного произвола 2х других ветвей власти.

В демократических гос-вах судьи независимы. Все равны перед судом и законом, обеспечивается участие присяжных в судебном процессе. Обеспечивается право обвиняемого на защиту и т.д.

В настоящее время набирает силу контрольно-надзорная власть (возглавляет прокуратура; можно отнести счетную палату-обеспечение контроля за исполнением фигни

Классификация гос органов: первичные (получают власть непосредественно от народа-выборы) и производные (создаются путем формирования первичными органами, например, правительство, вся исп-распор власть).

Общегосударственные и местные. Не все местные органы являются государственными. Не относятся к гос органам муниципальные органы (города, районы, населенные пункты, это органы местного самоуправления), лишь 2 города исключение- Москва и С-Петербург.

По широте: органы общей компетенции (на федеральном уровне – правительство) в субъектах-администрации, правительство.

По способу решения: коллегиальные (законодательная) и единаличные (президент).

Таким образом, механизм гос-ва достаточно сложен и многообразен.

Принципы.

Принципы – основные требования, которые предъявляются при формировании механизма гос-ва.

Принципы – основные требования, предъявляемые к построению механизма гос-ва и его деят-ти.

Выделяют на общие (конституционные и принципы и принципы, содержащиеся в федеральных законах).

Конституционные принципы – они закреплены в конституции.

• Принцип народовластия - ст.3, народ осуществляет свою власть непосредственно, путем проведения референдума и свободных выборов. Это общепризнанный принцип.

• Принцип гуманизма власти – власть формируется посредством воли народа и должна проявлять гуманизм, ст.2.

• Принцип разделения властей – ст.10, государственная власть разделяется на 3 ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

• Принцип федерализма – ст.11,ч.3,предполагает разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос. власти и органами власти субъектов (ст.71,72,72). *изначально предполагалось, что все субъекты будут обладать одинаковыми правами. В этой связи РФ называют ассиметричной федерацией.

• Принцип законности – ч.2.ст.17, органы гос. власти, органы местного самоуправления, граждане обязаны соблюдать законы. Это многоаспектный принцип, поскольку должна соблюдаться и иерархия законов. В первую очередь должен соблюдаться государством, гос. органами и должностными лицами. Австрийский юрист Рудольф Иеринг? – нарушение законов должностными лицами, есть юридическое убийство.

*ФЗ «О системе гос. службы в РФ», сейчас 3 вида: гражданская, военная и правоохранительная служба. Ст.3.

Открытость государственной службы – доступность общественному контролю, объективное информирование госорганов о своей деятельности обществу в целом. Ещё называют принцип транспорентности (прозрачность). Профессионализм и компетентность госслужащих.

Ответственность служащих за принимаемые решение, исполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей.

Частные принципы – разобрать самим.

3*

Реализация гос. власти осуществляется чиновниками. Обычно называют гос служащими или бюрократией.

Бюро-стол, кратос-власть. Это понятие ввел в оборот франц экономист, в середине 18 века Венсентос де Гурней. Для обозначения служащих, которые за казенные счет выполняют.

Рациональная бюрократии – ввел немецкий социолог, экономист Макс Вебер. Веберовская теория бюрократии легла в основу теории современной рациональной бюрократии.

Марксистко-ленинское понимание бюрократии – оценивается негативно, они не нужны, являются паразитами на здоровом теле общества. Народ перейдет к самоуправлению.

Восточная бюрократия – основана на том, что в Китае была сильная императорская власть и все служащие служили императору, а не гос-ву. И до сих пор высокая преданность своему начальнику.

Государственная власть долна реализовываться профессиональными управленцами, без которых не может существовать не одно общество в государственно-организованной форме. Иначе, это слой компетентных людей, которые заняты управлением гос делами. Без них не возможно в государственном обществе управлять делами.

В Веберовском понимании - это рациональное решение сложных задач в обществе. Ведение дел компетентными, беспристрастными госслужащими, которые исполняют свои обязанности в соответствии с законом.

3.Организованное делопроизводство, т.е. наличие обязательных регламентных процедур. Отступление от этих процедур рассматривается как должностной проступок.

• Бюрократия – это иерархическая организация, основанная на строгой субординации (нижестоящие подчиняются вышестоящим).

• Внутриорганизационная деятельность, осуществляемая в письменной форме, которые подлежат длительному хранению.

• Все чиновники должны хорошо разбираться, знать компетентными, но и знать запредельные области знаний.

• Вебер ещё говорил, об обезличенности функционирования.

В дальнейшем его теория модернизировалась.

Марксистская теория: исходит из отрицания ценности бюрократии, бюрократия рассматривается как абсолютное зло. «В бюрократии реальные цели заменяются бумажными». Для неё характерно дезинформирование. Нижестоящие во всем доверяют вышестоящим.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.211 с.)