Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этнологическое направление в изучении культуры: основные школы и направления (эволюционизм, диффузионизм, структурный функционализм).Стр 1 из 2Следующая ⇒
Этнологическое направление в изучении культуры: основные школы и направления (эволюционизм, диффузионизм, структурный функционализм). Этнология – это раздел социологии, исследующий жизнедеятельность разных этнических групп с учетом особенностей их образа жизни и характера. Эволюционное направление в этнологии является отражением идей биологического эволюционизма, в соответствии с которым западная цивилизация представляется как наиболее продвинутый этап эволюции человеч. обществ, а первобытные группы – как «пережитки» предыдущих этапов. Проблематично установление единого критерия эволюционирования культур. Уайт выделяет в качестве такого критерия среднее количество энергии на душу народонаселения. Этот критерий показал свою неэффективность при рассмотрении проблемы единства эволюции народов, так как в масштабе развития всего человечества он теряет смысл. Этнолог Тейлор предлагает провести дифференциацию культур и выявить их элементы с целью сопоставления не различных культур, а элементов одной культуры. Однако оказалось затруднительным проведение генетической связи между объектами одного вида. Диффузионизм – это направление этнологии, изучающее развитие культур посредством выявления их индивидуальных особенностей, выделяемых в любых сравнительных типологиях. Этот метод также не дает ответа на вопрос о единстве культурного развития, так как вычленение индивидуальных свойств носит абстрактный характер и реально не обосновывается. Структурный функционализм – это направление в антропологии, исследующее социокультурную среду как структурированное целое со многими элементами. Историческому методу противопоставляется ин-ституализированная структура общества. Цель антропологии, по мнению Радклиффа-Брауна, заключается в поиске механизмов объединения традиций и новаций, действующих в системе общественных институтов. Общество есть целое, задающее функциональный характер своим элементам. Предметом изучения структурного функционализма должно стать взаимопроникновение цивилизаций в интеграционных, антагонистических и адаптационных процессах. Понимание этих процессов обеспечивается методами структурирования и деструктурирования институализированных форм и отношений, систем родства, форм брака и механизмов соц. контроля в традиционных неклассических обществах.
Просветители о культуре и цивилизации. В эпоху Просвещения (XVIII в.) культура понимается как вся совокупность духовных ценностей и определяется уровнем достижений в науке, искусстве и образовании. Цивилизация – это более высокий по сравнению с первобытным этап социокультурного развития. До XVIII в. культуру и цивилизацию понимали как единый процесс историч. развития общества. Критика «предрассудков», суеверий и фанатизма предваряет поиск новых культурных образцов, формировавшихся на базе переосмысления культурного прошлого. Внимание философов-просветителей устремляется к археологическим памятникам, произведениям народной культуры, языку, образованию и воспитанию. Ориентируясь на многообразие этих фактов, они стремятся воссоздать целостную культуру на основах гуманизма, равенства, справедливости и образованности. Руссо отстаивает идею естественного чувства свободы, не осуществимой в условиях цивилизации, так как правительство, законы, наука, искусство деспотично заглушают в человеке голос свободы. Цивилизация не содержит условий для развития человека. Выводя человека из первобытного состояния, она заставляет его сделаться тираном над собой и др. Единственно возможным путем развития культуры является создание гражданского общества. Вольтер, Ламетри, Гельвеции напротив видели в цивилизации залог становления человека, выделяющегося из природного окружения. Общественное устройство, существующее по законам справедливости и равенства, необходимо для человека, способного мыслить, изъясняться, нравственно развиваться только в общении с др. людьми. Вне общества человек деградирует к первоначальному своему природному существованию. Рабство идет не от недостатка свободы, а в силу господства суеверий, фанатизма и атеизма. Освобождение человека от них есть залог установления понимания между гос-вом и народом. Ламетри видел в культуре метод своеобразной «дрессировки», отшлифовывающей человеческий ум благодаря науке, искусству, законам, а язык рассматривал как орудие перехода человека от первобытного состояния к цивилизованному. Образование придает ценность уму, раскрывая его возможности. Гельвеции полагал, что причина умственного неравенства состоит в различии воспитания, языка, форм гос. правления и желании человека быть признанным в обществе. Образование и воспитание должны способствовать развитию цивилизации.
Теория «понимающей социологии» немецкого политэконома Вебера строится на утверждении решающей роли человека в общественной жизни и становится началом антисциентистского направления в социологии. Общественная жизнь – совокупность соц. действий, отличающихся направленностью на др. людей и внутренней мотивацией. Поэтому социологическое исследование должно исходить из анализа мотиваций, интересов и потребностей людей. Социология – это наука, изучающая и описывающая поведение и общественную деятельность людей. Целью «понимающей социологии» является реализация идеи рациональной организации общественных институтов. Вебер выделяет 4 типа соц. действий в соответствии с их направленностью и мотивацией: 1) целерациональное соц. действие отличается ясностью целей действия и средств его достижения. Оно учитывает реакции др. людей; 2) ценностно-рациональное соц. действие осуществляется посредством веры в этическую и эстетическую ценность отдельных форм поведения; 3) аффективное соц. действие основано на руководящей роли аффектов, эмоций и стресса; 4) традиционное соц., действие руководствуется привычкой и обычаем. В поведении людей присутствуют все указанные типы, ив зависимости от преобладания в обществе одного из них формируется соц. структура общества. Так, условием правового гос-ва становятся возрастание уровня рациональных действий и осознание каждым индивидом своей причастности к общественной группе. Вебер характеризует современную культуру как драму западного человека, оказавшегося в центре противоречия духовных идеалов, лежащих в основе культуры, и эмпирического опыта, не определяемого внутренним, духовным смыслом. Драматизм положения человека состоит в невозможности предварения духовных идеалов в технократическую культуру. Успешное развитие цивилизации обеспечивается духовным основанием как условием ее прогресса. Вебер выделяет в качестве духовного основания и причины становления капитализма протестантизм. Нормы протестантской этики – благодать, призвание, предопределение, милосердие, бережливость – составляют духовную основу и условие развития капиталистического общества, так как идеологически поддерживают его принципы. Вебер опроверг основополагающее значение экономики в общественном развитии и доказал ее зависимость от культуры, религии и этики. Диалогическая концепция культуры (М.М.Бахтин). Творческая жизнь русского философа Бахтина (1895-1975) пришлась на советский период истории. Однако признание пришло к нему в 1960-е г. Философские поиски Бахтина – историческое, духовное, человеческое бытие, или «бытие-событие». В нем ведущую роль играет поступок личности, мотивированной нравственным императивом – идеей ответственности. Личность не изолирована и проявляет себя в общении с другими. Это общение имеет этический и эстетический смысл. Общество – это полицентрическая структура, в основании которой лежит индивидуальное бытие. Социокультурная среда понимается как «полифонический мир» различных человеч. судеб. Человеч. общение – это диалогическая система, в которой акцентируется эстетическая сторона. Поступок – это творческий акт, создающий культурные ценности и придающий смысл деятельности личности. «Бытие-событие» изначально стремилось сделаться «бытием-в-культуре», и об этом свидетельствует способность художественного образа удерживать в себе жизнь как искру живого духа. «Бытие-в-культуре» – это пространство диалогического общения между «Я», т.е. мной, и «Ты», т.е. др. человеком, достигающее вершины в категории «Мы» – в обществе. В этом отношении осуществляется эстетизация общения через освобождение от конкретики психофизического существования. Эстетическое событие – это общение автора и героя, героя и героя. Автор сопровождает героя на протяжении всего повествования и помогает ему выразить себя. Он ведет диалог сразу с несколькими героями, поэтому роман, или общение, уподобляется полифоническому построению. Диалог – это противостояние ради противостояния, или динамически-духовное событие. Диалогическая модель культуры подобна карнавалу, составляющему неофициальное, демократическое дополнение к господствующей культуре и критикующему официальные ценности через их комическое снижение. Карнавал – это универсальный культурный феномен для всех эпох. Роль культуры в том, чтобы быть проводником «другого» к «Я». «Я» – это духовная целостность, для существования которой нужна полноценная культурная среда, представляющая единство этического и эстетического. Познание и признание диалогичности литературной коммуникации ставят проблему временной дистанции: между автором и реципиентом, между прошлым текста и настоящим реципиента, между различными культурами.
Культура Др. Индии начинается с Хараппской (III-II тысячел. до н.э.) и Ведической культур (сер. II ты-сячел. до н.э.) и заканчивается Кушано-Гуптским периодом (I-III вв. н.э.). В Ведический период общество было поделено на варны – группы людей, различающихся общественным положением, правами и обязанностями. Основными варнами считаются: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Брахманы – это жрецы; кшатрии – военная знать, цари; вайшьи – свободные общинники, ремесленники и торговцы; шудры – низшая варна, потомки покоренных племен. В Кушано-Гуптский период появляются касты. Касты имели внутреннюю администрацию, и их связывали обязательства взаимопомощи, производственного процесса, права общения с представителями др. каст. В Ведический период наибольшего распространения достигает брахманизм – вера в многочисленный пантеон богов, составленный из верований различных племен. Согласно брахманизму мир создан Брахманом, разделившим мир на противоположности в целях управления ими. Переход к брахманизму еще не выявил единой иерархии богов, и в каждой местности почитали свое божество. Сансара – это цепь перерождений человеч. души, которая зависит от кармы. Кармой называется сумма добрых и злых дел, совершенных человеком. Основной целью человеч. жизни считалось улучшение кармы для достижения состояния мокши – прекращения перерождений. Эту несправедливость и кастовое неравенство стремится преодолеть буддизм. Буддизм – это самая первая из мировых религий, возникшая в сер. I тысячел. до н.э. В основе буддизма лежит учение о «4-х благородных истинах» и о «восьмеричном пути», в конце которого достигается состояние свободы и озарения – нирвана. Индуизм – это религиозное верование, возникающее в 1-11 вв. н.э. и представляющее собой сплав идей брахманизма, буддизма и племенных верований. Будда из учителя (гуру), указавшего путь к спасению, превращается в божество. Создается учение об аде и рае, формируется культ святых, достигших ступени Будды. Началом становления индуизма становится возвращение к Ведам, учению о карме, сан-саре, мокше и кастах. Индуизм строится на почитании трех божеств: Брахмы, Вишну и Шивы. Брахма – это бог – творец Вселенной; Вишну – бог – хранитель мирового порядка; Шива – это бог-разрушитель, воплощающий космическую энергию.
Средневековье охватывает тысячелетний период истории (V-XIV вв.), разделяющийся на два этапа – раннее Средневековье (V-X1 вв.) и классическое Средневековье (XII–XIV вв.). Главной чертой духовной культуры Средневековья становится доминирование христианской религии. В ней выразилось стремление человека к духовной, чистой жизни. Вера в единого всемогущего и всеблагого Бога, безмерного в своей любви к человеку. Свидетельство этой любви проявляется в Боговоплощении, или принятии Богом человеч. облика, в несении Богом страданий и смерти ради будущего спасения человека для вечной жизни. Спасение человека видится в его духовном обновлении и через преодоление зависимости от временного природного существования. Все это определило базовые черты средневекового мировосприятия: 1) монотеизм – вера в единого Бога; 2) теоцентризм – признание центрального положения Бога во Вселенной как Творца всего существующего; 3) креационизм – вера в сотворение мира Богом из ничего, «в мире нет ничего, что не было бы сотворено Богом, а если таковое возможно, то оно не имеет реальных оснований»; 4) антропоцентризм – установление центрального положения человека в сотворенном Богом мире. Христианство противопоставляет вечное и сверхреальное цикличному и временному мировосприятию язычника, основывающего свое понимание мира на наблюдениях за природой. Вместо периодичной сменяемости природных явлений христианство утверждает однонаправленное историч. течение времени с неизбежностью эсхатологического его окончания. Страх перед возмездием за грехи становится движущим мотивом принятия христианства. В культурологическом отношении значение этих идей состоит в утверждении души как высшей земной ценности, кот. важнее материальных благ. Каждая душа достойна любви, поэтому любовь должна стать основой человеч. отношений. Любовь друг к другу не предполагает ничего кроме самой любви, поэтому она совершается не по принуждению, а свободно. Свобода понимается как высшая духовная ценность, наиболее проявляющаяся в вере. Развивается театральное искусство, первоначально оформившееся в виде церковного театра (XI в.), на сценах которого игрались драматические литургии, мистерии, затем – в виде светского театра во всем многообразии жанровых форм: фарса, мистерии, миракля, моралите.
Становление средневековой культуры сопровождается переходом от рабовладельческого к феодальному строю. В этих условиях важнейшей задачей становится переосмысление проблемы человека как личности. Основополагающим мотивом средневекового понимания роли человека в мире является противоборство индивидуального и общественного начал, приведшее к формированию и параллельному сосуществованию двух культур: народной, «смеховой», и христианской культуры. Народная культура представляет собой две разные формы внутреннего выражения человека. Развитие народной, или карнавальной, культуры в Зап. Европе продолжалось вплоть до X в. Она занимала значительное место в жизни простых людей, являясь реакцией со стороны народа на официально насаждаемые ограничения христианской морали и образа жизни. Народная культура представлена многообразием видов искусств: хоровыми и обрядовыми песнопениями, фольклором, плясками, героическими балладами. Народная культура поддерживала приоритет индивидуального творчества, ничем не детерминируемого извне. В ней простые люди пытались найти способы самовыражения. В целом человек воспринимался как творец своей судьбы, ограничившейся сферой повседневности, более близкой индивиду, чем гос. система. Христианская культура – в ее основе обожествление мира и человека, отрицание языческого понимания его роли. Человек духовно слит со своим обществом, но в политической иерархии разобщенность отдельных индивидов и гос-ва непреодолима. Единство человека и общества возможно было через веру в Бога. До XIII в. в официальной культуре преобладала тенденция к общему через отказ от индивидуального, поэтому для человека главным было его соответствие сословию. Средневековый человек представлялся как каноническая личность, олицетворяющая первоначальное обособление от языческого всеобщего и затем обособление от индивидуального ради подчинения личного христианскому целому, освященному религиозной верой и знанием, В необходимости подчинения индивидуального всеобщему видится трагизм существования средневекового человека, наиболее ярко выразившийся в рыцарских романах – «Тристан и Изольда», «Песнь о Роланде». Вера способствовала духовному возвышению человека, но над всем его существом довлела его общественная роль, сводившаяся к профессии, Рубеж XVI–XVII вв. пронизан предвосхищением грядущих катастроф и трагизма, объявших Европу в ходе Тридцатилетней войны (1618-1648), голода и эпидемий. Человек был поставлен перед неотвратимостью бедствий и смерти. В условиях соц. и духовной нестабильности растет потребность в гармонизации жизни, и эту задачу осуществляют художники барокко., Барокко – это худож. стиль, зародившийся в Италии и распространившийся на территорию Германии, Франции, Испании. Подобно барокко классицизм стремится к завершенным стилевым формам. Классицизм зарождается во Франции в период неограниченной власти в политике, заставлявшей человека жертвовать индивидуальностью ради гос-ва. Отсюда построение идеологической основы классицизма, включавшей идеи ограничения чувств разумом, патриотизм, самопожертвование ради высоких целей, самодавление моральных норм. Классицизм (Декарт, Корнель, Мольер, Мильтон) противопоставил идеал уравновешенности и господства меры, веру в разум, культ прекрасной, закономерно упорядоченной природы стихийной динамике, драматическому противоречию чувств барокко. Барокко отличают: представление о мире как о единой космич. стихии, пребывающей в состоянии становления; повышенная эмоциональность; сочетание духовного начала, выражаемого в противоречии с материальным началом; «натурализм», связующий с землей. Романтизм – худож. стиль, ориентирующийся на классич. образцы, мифологию античности. Зародился в Нидерландах в XVI в. (Госсарт, Б. ван Орлей), центром его становится Германия (Новалис, Гофман). В центре мироздания стоит человек – романтик, герой во всем многообразии чувств, полутонов, оттенков жизнеощущения. Романтизм стремится к идеализации форм, что порождает несоответствие желаемого и действительного. Противостояние воображаемого и реального порождало пессимизм разочарования. Его действие на реальность состояло в стремлении к высшим идеалам в противовес повседневности. Разносторонность общественной жизни XIX в. становится причиной включения соц. аспекта в худож. композицию. Реализм выступает против натурализма в целях непосредственной передачи действительности, чувств, бытовых проблем в произведениях (Пушкин, О. де Бальзак, Диккенс).
Социодинамика культуры определяется накопленным историческим материалом, представляющим целостную картину ее развития, в единстве с др. культурами и обществом. Социодинамика русской культуры определяется двумя базовыми характеристиками, определяющими ход ее становления: 1) ориентация на абсолютизм, централизацию власти, иерархизацию общества; 2) тенденция усиления демократических традиций, децентрализация власти и интеграция общественных структур. В разные исторические периоды выразителями этих тенденций становятся 2 института власти: гос-во и церковь. Социодинамика русской культуры проявляется через их взаимодействие. Эпоха языческой культуры восточных славян эволюционирует от диалектического анимизма (веры в духов и одухотворенность природы) к политеизму. Принятие христианства на Руси в 988 г. стало первым этапом раскола в духовной жизни славян: совместное сосуществование язычества и христианства продолжалось еще много веков. Принятие новой религии послужило укреплению политической власти на единых идеологических основаниях. Выделение человека из природного мира путем победы духовного над материальным. Главенствующее положение в гос-ве занимает духовная власть, так как политическая власть еще не была достаточно централизована. Позиции церкви укрепляются в период Золотой Орды. Духовный подъем этого времени связан с основанием большого числа монастырей, ведущая роль в этом принадлежала деятельности Сергия Радонежского и его учеников. Освобождение от татаро-монгольского ига привело к укреплению политической власти и внутреннему расколу церкви на сторонников нестяжательства (аскетические принципы нищелюбия, отказ церкви от владения имуществом) и иосифлянства (признание церкви как организующего начала человеч. общежития). Второй духовный раскол приводит к усилению общественной раздробленности, становлению феодально-крепостнического строя. Деспотические методы правления времени Петровских реформ привели к полному подчинению церкви государству, пропагандирующему западно-европейские ценности. Культура XIX-XX вв., выросшая на христианских ценностях, подверглась в результате общественной разобщенности новому разрыву. Революция 1917 г. дает новый толчок централизации власти в государстве и способствует отчуждению человека в идеологизированном пространстве советской культуры. Этнологическое направление в изучении культуры: основные школы и направления (эволюционизм, диффузионизм, структурный функционализм). Этнология – это раздел социологии, исследующий жизнедеятельность разных этнических групп с учетом особенностей их образа жизни и характера. Эволюционное направление в этнологии является отражением идей биологического эволюционизма, в соответствии с которым западная цивилизация представляется как наиболее продвинутый этап эволюции человеч. обществ, а первобытные группы – как «пережитки» предыдущих этапов. Проблематично установление единого критерия эволюционирования культур. Уайт выделяет в качестве такого критерия среднее количество энергии на душу народонаселения. Этот критерий показал свою неэффективность при рассмотрении проблемы единства эволюции народов, так как в масштабе развития всего человечества он теряет смысл. Этнолог Тейлор предлагает провести дифференциацию культур и выявить их элементы с целью сопоставления не различных культур, а элементов одной культуры. Однако оказалось затруднительным проведение генетической связи между объектами одного вида. Диффузионизм – это направление этнологии, изучающее развитие культур посредством выявления их индивидуальных особенностей, выделяемых в любых сравнительных типологиях. Этот метод также не дает ответа на вопрос о единстве культурного развития, так как вычленение индивидуальных свойств носит абстрактный характер и реально не обосновывается. Структурный функционализм – это направление в антропологии, исследующее социокультурную среду как структурированное целое со многими элементами. Историческому методу противопоставляется ин-ституализированная структура общества. Цель антропологии, по мнению Радклиффа-Брауна, заключается в поиске механизмов объединения традиций и новаций, действующих в системе общественных институтов. Общество есть целое, задающее функциональный характер своим элементам. Предметом изучения структурного функционализма должно стать взаимопроникновение цивилизаций в интеграционных, антагонистических и адаптационных процессах. Понимание этих процессов обеспечивается методами структурирования и деструктурирования институализированных форм и отношений, систем родства, форм брака и механизмов соц. контроля в традиционных неклассических обществах.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1075; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.015 с.) |