Структурные составные культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структурные составные культуры.



Вопросы к экзамену из «Истории украинской культуры»

Структурные составные культуры.

КУЛЬТУРА (лат. cultura — возделывание, воспитание, почитание), универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными, функциональными и динамическими закономерностями (общими и специальными).

Говоря о структуре культуры, необходимо иметь в виду, что она представляет собой систему, единство образующих ее элементов. Доминирующие черты каждого из элементов образуют так называемое "ядро" культуры» которое представляет собой стабильную целостность ведущих ценностных ориентации.

"Ядро" культуры выступает как ее основополагающий принцип, который и выражается в науке, искусстве, философии, этике, религии, праве, основних формах экономической, политической и социальной организации, в ее менталитете и образе жизни. Специфика "ядра" той или иной культуры зависит от иерархии составляющих его ценностей.

Структура культуры. Художественная культура - это особая целостная культура: в ней органически соединяется материальное и духовное производство Центральным звеном художественной культуры является искусство. Структура культуры - термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты. Структура включает в себя - систему образования, - науку, - искусство, - литературу, - мифологию, нравственность, - политику,

- право, - религию, сосуществующих между собой и составляющих единое целое. Кроме того в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как - мировая и национальная культура, - классовая, - городская и сельская, - профессиональная и др, - духовная и материальная. Важнейший элемент материальной культуры - средства производства. В материальную - входит производственно-техническая культура. Духовная культура относится к духовной деятельности, духовному производству. Духовная культура включает в себя совокупность знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире.

Особенности культуры Давнего Рима.

Римская культура как самобытная культура начинает свое развитие с завершеними истории культуры этрусков и древних греков. Именно на ранем периоде идет процесс формировния культуры, котроая окончательно сложиться в период римской республики. Именно сей час происходит формирование ценностей римской культуры, которая основувалась на богоизбранности римських граждан, на патриотизме, провозглашении Рима высшим началом. Особенностью рим ской кульутры является то, что она проявляется в улитарных формах: строительстве путей, оборонних стен, водопроводов, мостов. Именно римляне заложили основы новой системы строительства. Римляне сохранине греческий архитектурный стиль, использовали дорийский орден в этруском вари анте, а на основе коринфського и дорийского создали новый орден – композиционный. Римская культура была ярко выраженный конгломерат греческой и этруской культуры. Культурологи определяют несколько этапов культуры Рима: епоха Республики, Римская имприя, культура познай античности. Особенности:

1. В период республики римская культура окончательно сливается в единиую культуру, которая объединяет этрускую, греческую, ранне римскую;

2. были освоены древнегреческие художественный стили, виды художественный деятельности. Особенно розвивалась поэзия;

3. в живописи равивается три стиля: инкрустация, имитация облицовки стен дорогими породами камня, канделябрный;

4. В епоху императоров связана с стремление императоров увековечить себя в истории, потому развивается скульптурная исусство, пышность в архитектуре (создан Колезей, Форум, колона Траяна, Пантеон).

5. Пеиод правления імператора Адриана стало временем расцвета римской кульутры и началом его падением. Основной стиль- меланхолія, отход от реальности.

6. И последний период характеризуется огрублением и варваризацией культуры.

С гибелью Рима уходит в прошлое и античная культура.

Культура Киевской Руси – средневековый тип культуры.

Во второй половине IX в. на территории Восточной Европы сложилось Древнерусское государство. Это было раннефеодальное государство, производственную основу которого составляло земледелие, а уже в X—XI вв. Киевская Русь превращается в могущественное и обширное государство. Выгодное географическое положение Киева на Днепре, на южной точке великого водного пути "из варяг в греки", соединявшего Киев с Северо-Западной и Юго-Восточной Европой, хороший климат, плодородная почва и близость к Византии сделали эту область первой сценой русской истории, а самый город Киев — важнейшим экономическим и культурным центром восточных славян. Киевская Русь была колыбелью трех братских народов — русских, украинцев и белорусов, в ту пору бывших единым народом с общим языком, литературой, музыкой. В период складывания и расцвета феодализма на Руси (конец Х-XVII вв.) искусство формировалось на основе достижений художественной культуры восточнославянских племен и обитавших до них на этих землях скифов и сарматов. Естественно, что культура каждого племени и региона имела свои самобытные черты и испытывала влияние соседних земель и государств. Особенно ощутимым было влияние Византии с момента принятия Русью христианства (в 988 г.). Вместе с христианством Русь восприняла традиции античной, прежде всего греческой, культуры. Важно отметить, что русское искусство периода Средневековья формировалось в столкновении двух укладов - патриархального и феодального и двух религий - язычества и христианства. И как следы патриархального образа жизни еще долго прослеживались в феодальной Руси, так и язычество напоминало о себе почти во всех видах искусства. Рубеж X—XI вв. — это особый период в истории Русского государства, который характеризуется быстрым развитием искусства во всех его направлениях. Этот стремительный взлет связан не только с процессом формирования единого государства, но и с расширением связей молодого Русского государства со странами Востока, главным образом Византией, и с Западом. Киевская Русь на рубеже X—XI в. вступает в новую стадию развития. Неизбежным становится активное влияние зрелой византийской, греческой культуры. Византия в X в. переживает свой высокий подъем. Она оказывает сильное воздействие на молодую, расцветающую культуру Киевской Руси. Значительным весом Древнерусского государства в европейских делах обусловлено и то, что западные послы, купцы, воины были в то время нередкими гостями Киева. Их поражали размеры столицы Руси, великолепие ее дворцов и храмов. Сообщаемые ими сведения о Киеве находили обобщенное отражение в западных хрониках и космографиях. Так, Адам Бременский, известный географ XI в., назвал Киев «соперником Константинополя и лучшим украшением греческого мира». О Руси и ее столице находим частые упоминания в эпическом творчестве народов Западной Европы — скандинавских сагах, немецких героических поэмах, французских рыцарских романах.

Искусство Киевской Руси.

Искусство, сложившееся в Киевской Руси IX-XII вв. и характеризовавшееся синтезом восточнославянских культурных традиций и традиций Византии и стран Балканского полуострова. Рубеж X—XI вв. — это особый период в истории Русского государства, который характеризуется быстрым развитием искусства во всех его направлениях. Этот стремительный взлет связан не только с процессом формирования единого государства, но и с расширением связей молодого Русского государства со странами Востока, главным образом Византией, и с Западом. Киевская Русь на рубеже X—XI в. вступает в новую стадию развития. Неизбежным становится активное влияние зрелой византийской, греческой культуры. Для искусства этой поры характерна одна отличительная черта - монументализм форм. Особое место в нем по праву занимает архитектура. Средневековое русское искусство определялось христианским мировоззрением. До нас дошли далеко не все архитектурные памятники того времени, многие сохранились в искаженном виде, о еще большем числе мы знаем лишь по археологическим раскопкам или по письменным источникам. Но те, что сохранились, естественно, имели культовое назначение. С христианством на Русь пришла крестово-купольная форма храма -типичная для греко-восточных православных стран. Наиболее распространенной в строительстве храмов техникой кладки в Киевской Руси была так называемая смешанная - «opus mixtum» - стены воздвигали из более тонкого, чем современный, кирпича-плинфы и камня на розовом известковом растворе - цемянке. Сразу после принятия христианства в Киеве был построен храм Успения Богородицы, так называемая Десятинная церковь (989-996) - первый известный нам каменный храм Киевской Руси. С XI столетия в Киеве сохранилось несколько памятников, и самый известный из них - София Киевская, главный собор, где происходили церемонии посажения на княжеский стол. Архитектура Софийского собора оказала огромное влияние на последующее строительство. На том же митрополичьем дворе были выстроены такие храмы, как церковь Ирины, церковь Георгия. 1036 г. в летописи впервые упоминается заложенный собор Спаса Преображения в Чернигове. В архитектуре второй половины XI в. влияние церкви сказывается в усилении аскетизма в художественном облике храма по сравнению с праздничным, ликующим образом первой половины столетия. Господствующее положение занимает теперь одноглавый трехнефный шести-столпный храм. Именно такими были не дошедший до нас Успенский собор Киево-Печерского монастиря, собор Михайловского Златоверхого монастыр, собор Выдубицкого монастиря.

В ряду изобразительных искусств Киевской Руси первое место принадлежит монументальной живописи - мозаике и фреске. Систему росписи культового здания, как и сам тип здания, русские мастера восприняли от византийцев. Мозаики и фрески Киевской Софии позволяют представить систему росписи средневекового храма, дошедшую до наси в настоящем виде поражающую своей грандиозностью. Росписи служат не только украшением сводов и стен собора, но и воплощают идеи, заложенные в архитектурном замысле в целом. Язык мозаик прост и лаконичен. Изображения плоскостны, что характерно для средневекового искусства. Во фресковой технике в Киевской Софии выполнены многие сцены из жизни Христа, Марии и архангела Михаила («Встреча у Золотых ворот», «Обручение», «Благовещение», «Встреча Марии и Елизаветы», «Сошествие во ад»). В XI в., несомненно, было создано много икон, знаем даже имя одного русского мастера -Алимпий, -жившего в конце XI в. Особым разделом древнерусской живописи является искусство миниатюры рукописных книг, которые сами по себе представляли сложную и изысканную форму искусства. Древнейшей русской рукописью является «Остромирово Евангелие» (РНБ), написанное в 1056-1057 гг. дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира. Огромную роль в жизни Киевской Руси играло прикладное, декоративное искусство, в котором особенно оказались живучи образы языческой мифологии. Древнерусские мастера были искусны в разного вида техниках: в скани (так называлось искусство филиграни, изделий из тонкой проволоки), зерни (маленькие металлические зернышки, напаянные на изделие), черни (изделия из серебра украшались сплавом из черного порошка: рельеф сохранялся серебряным, а фон заливали чернью), особенно в самом изысканном виде искусства - финифти, т.е. технике эмалей, выемчатых и перегородчатых. Эмаль чаще всего сочеталась с золотом, а серебро - с чернью. Впитав и творчески переработав разнообразные художественные влияния - византийское, южнославянское, даже романское,- Киевская Русь создала свое самобытное искусство, культуру единого феодального государства, предопределила пути развития искусства отдельных земель и княжеств.

? 8. Изменения в экономической, политической и культурной жизни

Культура Украины конца XX – началу XXI ст. Литература, театр и кино.

После провозглашения независимости Украины в1991 году в культурной сфере сложились весьма противоречивые условия для развития культуры. В литературно-художественной жизни утверждается плюрализм, пришедший на изменение присущем тоталитарном системе однотипном за идеализированной художественном отражению действительности. В первые годы независимости были созданы Комитет Национальной премии им.Т.Шевченко. Среди первых лауреатов Шевченковской премии независимой Украины стали узник сталинских концлагерей Б.Антоненко-Давидович (Посмертно), диссиденты А.Калинец, Т.Мельничук, художники М.Максименко, Г. Синица, капелла бандуристов им.Т.Шевченко з Детройт (США) и хор имени А. Кошица из Канады. Увидели свет ранее недоступные украинским читателю издания литературы украинской эмиграции – произведения И. Багряного, В. Барки, А.Телиги, С.Гординского, Л.Мосендза и многих других. В Союзе писателей Украины создана специальная комиссия, что активно включалась в возрождение имен тех деятелей культуры, которые стали жертвами сталинщины. На книжных полках появились забытые произведения писателей «расстрелянного возрождение»: М. Зерова, М. Хвылевого, Е. Плужнока, Г. Косынки и др. Вышедших произведения украинских диссидентов – В.Стуса, І.Светличного, Е. Сверстюка, В. Рубана, М. Руденко. Возобновлен выпуск журналов «Киевская старина». С 1992 в Украине выходят издания ежемесячного журнала независимого мнения «Современность». Появились новые периодические издания журналов, например, «Порог» в Кировограде, «Борисфен» в Днепропетровске. В Харькове возобновлено издание «Сборника Харьковского историко-филологического общества», публикуется журнал «Млечный путь». Широкую издательскую деятельность развернуло Научное общество имени Шевченко во Львове. Киевское издательство «Глобус» начало переиздания в Украину знаменитой «Энциклопедии украинознавства», подготовленной представителями украинской диаспоры. Свою собственную периодику имеют общества, общественных объединений и политические партии. Театр сегодня стал режиссерским. Это означает, что каждый режиссер сегодня по-своему трактует пьесы даже известных драматургов. Наиболее модные имена Р.Виктюк, Б.Жолдак, В.Оглоблин. Украинский кинематограф переживает ныне трудные времена. Перестала существовать Ялтинская киностудия. Одесская и киностудия им. А.Довженко испытывают большие трудности. Резко сократилось количество фильмов, выпущенных в Украине, прекратили свою работу многие кинотеатры. Государство прекратило финансировать кино, и просторы Украины заполонило третьеразрядное американское кино.

Просвита» и ее роль.

Первое культурно-просветительское общество «Просвита» была открыаы в 1868 году во Львове. Дать современное образование народу – такую цель ставили просвиты. Они развернули активную деятельность как в городах, так и в селах. В конце 19 века общество имело в своем распоряжении 816 читален и 19 их филиалов. С их помощью к лучшим достижениям украиснкой и мировой литературы приобщались тысячи простых людей. «Просвита» и составные участникинационального движения финансировали деятельность кооперативов на Западной Украине. Представители Галицкой Просфиты прилажили не мало усилий по открытию украинских школ и преподавния в них на украиснком языке. Что касается украинских земель в составе России, то общество «Просвита» появились в ходе революции 1905-1907 годов. Первая «просвита» была открыта в Одессе 30 октября 1905 года. Она имела собственную библиотеку, исторический музей, создала отдельный фонд для издания книг. Общество «Просвита», которе действовало на территорииЕкатеринославля проводила работу в 4-х секциях:драматической, вокально-музыкальной, литературной и библиотечной.В 1095 году общество «Просвита» появилась в Киеве. К середине 1907 года в Украине действовало 35 организаций «Просвита». Деятельность просвит заключалась не только в распростаранение украинской литературы, но также идеи и знания, которые могли бы вывести село из отсталости. Через кооперативы члены просвит стремились помочь крестьянам получить элементарыне знания по агротехнике, вообще научить пользоваться достижениями науки.

Культурном процессе.

Национальное возрождение - это процесс пробуждения и формирования сознания народа, который проявляется в развитии духовной культуры, стремлении воссоздать собственное историческое прошлое, защите языка и наконец возникновении и развитии движения за восстановление своей государственности. Оно основывается на идее национальной идентичности. Первое культурно-просветительское общество «Просвита» была открыаы в 1868 году во Львове. Дать современное образование народу – такую цель ставили просвиты. Они развернули активную деятельность как в городах, так и в селах. В конце 19 века общество имело в своем распоряжении 816 читален и 19 их филиалов. С их помощью к лучшим достижениям украиснкой и мировой литературы приобщались тысячи простых людей. «Просвита» и составные участникинационального движения финансировали деятельность кооперативов на Западной Украине. Представители Галицкой Просфиты прилажили не мало усилий по открытию украинских школ и преподавния в них на украиснком языке. Что касается украинских земель в составе России, то общество «Просвита» появились в ходе революции 1905-1907 годов. Первая «просвита» была открыта в Одессе 30 октября 1905 года. Она имела собственную библиотеку, исторический музей, создала отдельный фонд для издания книг. Общество «Просвита», которе действовало на территорииЕкатеринославля проводила работу в 4-х секциях:драматической, вокально-музыкальной, литературной и библиотечной.В 1095 году общество «Просвита» появилась в Киеве. К середине 1907 года в Украине действовало 35 организаций «Просвита». Деятельность просвит заключалась не только в распростаранение украинской литературы, но также идеи и знания, которые могли бы вывести село из отсталости. Через кооперативы члены просвит стремились помочь крестьянам получить элементарыне знания по агротехнике, вообще научить пользоваться достижениями науки.

49. Современные этапы культуры в Украине. Закон о языке, образовании, основах законодательства о культуре.

В развитии национальной культуры наметились новые тенденции, открылись качественно новые перспективы. С принятием Коснтитуции в 1996 году были закреплены основные тенденции развития кульутры, языка, образования. Важным средством проведения государственной политики в сфере социально-культурного строительства является законодательство.23 мая 1991 г. Закон «Об образовании», регулирующий общественные отношения в сфере воспитания, обучения, профессиональной, научной подготовки граждан. Его справедливо можно считать своеобразной «конституцией» образования. В Законе образование определяется приоритетной сферой социально-экономического, духовного и культурного развития общества. Целью образования провозглашается всестороннее развитие человека как личности и высочайшей ценности общества, развитие его талантов, умственных и физических способностей, воспитание высоких моральных качеств, формирование граждан, способных к сознательному общественному выбору, обогащение на этой основе интеллектуального, творческого, культурного потенциала народа, обеспечение различных сфер экономики квалифицированными работниками, специалистами. Основными принципами образования являются: доступность для каждого гражданина всех форм и типов образовательных услуг, которые предоставляются государством; равенство условий каждого человека для полной реализации его способностей, таланта, всестороннего развития; гуманизм, демократизм; приоритетность общечеловеческих духовных ценностей над политическими интересами; органическая связь с национальной историей, культурой, традициями; независимость государственной системы образования от политических партий и других общественных и религиозных организаций; научный, светский характер образования в государственных учебно-воспитательных учреждениях; интеграция с наукой и производством, взаимосвязь с образованием других стран; гибкость и прогнозируемость системы образования; непрерывность и разнообразие образования; соответствие образования мировому уровню; объединение государственного управления и общественного самоуправления в системе образования. 10 февраля 1998 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О профессионально-техническом образовании». Этот Закон определяет правовые, организационные и финансовые основы функционирования и развития системы профессионально-технического образования, создание условий для профессиональной самореализации личности и обеспечение потребностей общества и государства в квалифицированных рабочих. 13 мая 1999 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «Об общем среднем образовании». Законодательство Украины об общем среднем образовании базируется на Конституции Украины и состоит из Закона Украины «Об образовании», Закона «Об общем среднем образовании», других нормативно-правовых актов и международных договоров Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины. 17 января 2002 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О высшем образовании». Этот Закон направлен на урегулирование общественных отношений в области обучения, воспитания, профессиональной подготовки граждан Украины. Он устанавливает правовые, организационные, финансовые и прочие основы функционирования системы высшего образования, создает условия для самореализации личности, обеспечения потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах.До 1992 г. законодательство Украины по вопросам культуры не имело единого базового системообразующего акта. Оно состояло из совокупности довольно разрозненных по конкретному содержанию в основном отраслевых нормативных актов, регламентирующих деятельность субъектов и объектов управления в сфере искусства, культурно-просветительной работы, кинематографии, телевидения и радиовещания, издательского дела и т. п. 14 февраля 1992 г. Верховная Рада Украины приняла Основы законодательства Украины о культуре, которые определяют правовые, экономические, социальные, организационные основы развития культуры в Украине, регулируют общественные отношения в сфере создания, распространения, сохранения и использования культурных ценностей и направлены на реализацию суверенных прав Украины в сфере культуры; возрождение и развитие культуры украинской нации и культур национальных меньшинств, проживающих на территории Украины; обеспечение свободы творчества, свободного развития культурно-художественных процессов, профессионального и самодеятельного художественного творчества; реализацию прав граждан на доступ к культурным ценностям; социальную защиту работников культуры; создание материальных и финансовых условий развития культуры. Существенным шагом развития законодательства о культуре стало принятие Законов Украины «О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине» (1992), «О телевидении и радиовещании» (1993), «О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях» (1993), «О музеях и музейном деле» (1995), «Об информационных агентствах» (1995), «О библиотеках и библиотечном деле» (1995), «Об издательском деле» (1997), «О системе общественного телевидения и радиовещания Украины» (1997), «О кинематографии» (1998), «О вывозе, ввозе и возвращении культурных ценностей» (1999), «Об охране культурного наследия» (2000), «О государственной поддержке книгоиздательского дела в Украине» (2003). Закон о языках был принят в Украине 1989г и опеределил основные задачи регулирования общественных отношений в сфере всестороннего развития и употребления украинского и других языков, которыми пользуется население республики, в государственной, экономической, политической и общественной жизни, охрану конституционных прав граждан в этой сфере, воспитание почтительного отношения к национальному достоинству человека, его культуре и языку, дальнейшего укрепления дружбы и сотрудничества народов.

Обществе.

Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мирового искусства.

Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм. Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию человека разумного. Памятники палеолитического, мезолитического и охотничьего неолитического искусства показывают нам, на чем в тот период сосредоточилось внимание людей. Росписи и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных. Главным объектом творчества палеолитического, мезолитического и неолитического времени были звери. На самом раннем этапе в изобразительном искусстве господствовал натурализм. Затем наблюдаются черты определенного художественного схематизма. На третьем этапе вновь проявляется интерес к детализации изображения. На четвертом этапе прослеживается стилизация, замена живых образов знаками, символами. Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, так и условные. Часто произведения первобытного искусства представляют собой целые системы сложных по своей структуре символов, несущих большую эстетическую нагрузку, с помощью которых передаются самые разнообразные понятия или человеческие чувства. Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами — так называемые «венеры», по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. И наскальные рисунки, и фигурки помогают нам уловить самое существенное в первобытном мышлении. Первобытные художники создавали и произведения искусства малых форм, прежде всего небольшие фигурки. Самые ранние из них, вырезанные из бивня мамонта, из мергеля и мела, относятся к палеолиту.

Первобытные художники стали зачинателями всех видов изобразительного искусства: графики (рисунки и силуэты), живописи (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины). Преуспели они и в декоративном искусстве — резьбе по камню и кости, рельефах. Особая область первобытного искусства — орнамент. Он применялся очень широко уже в палеолите. Еще в XIX в. на Мезинской палеолитической стоянке (Украина) были найдены вместе с

каменными и костяными орудиями, иглами с ушком, украшениями, остатками жилищ и другими находками

костяные изделия с искусно нанесенным на них геометрическим орнаментом. Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту и ко времени распространения первых металлических орудий. В эпоху неолита и бронзовый век подлинный расцвет пережил орнамент, появились изображения, передающие более сложные и отвлеченные понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства — керамика, обработка металла. Начиная с бронзового века яркие изображения зверей почти исчезают. Всюду распространяются сухие геометрические схемы. В поздний период первобытного общества развивались художественные ремесла: изготавливались изделия из бронзы, золота, серебра. К концу первобытной эпохи появился новый вид архитектурных сооружений — крепости. Чаще всего это сооружения из огромных грубо отесанных камней, которые сохранились во многих местах Европы и Кавказа. Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мирового искусства.

54. Вклад Киево – Могилянской академии в развитие образования Украины.

Большую роль в формировании общественно-политической мысли середины XVIII в. играла основанная в 1632 г. Киево-Могилянская академия, первое в истории Украины высшее учебное заведение. У ее истоков были И.Борецкий (первый ректор Киевской братской школы),Мелетий Смотрицкий (известный ученный, полемист), П. Могила - митрополит Киевский. Сохранив гуманистические и образовательные традиции братских школ, она в то же время своей структурой, содержанием учебных программ, уровнем обучения отвечала требованиям европейского высшего образования. П.Могила ввел как язык преподавания латынь, что открыло перед Украиной духовное богатство западноевропейской культуры, основанной на латинском языке, и тем самым приблизил Украину к Европе. В 1632 году путем объединения Киевской братской школы и Лаврской школы было создано первое высшее учебное заведение в Украине – Киево-Могилянская коллегия, в которой обучались преимущественно дети украинской шляхты, старшины, духовенства, богатых мещан и казаков. Братские школы сыграли прогрессивную роль в распространении просвещения и развитии украинской культуры, в борьбе украинского народа за освобождение от гнета польских феодалов, за воссоединение Украины с Россией.

В конце XVII и в XVIII в. значительное влияние на развитие науки и просвещения в Украине оказывала Киево-Могилянская коллегия (в 1701 г., по царскому указу, она получила титул и права академии и стала называться Киевской академией), названная в честь своего протектора митрополита П.Могилы. Обучение в ней носило преимущественно общеобразовательный характер. Курс обучения продолжался 12 лет и делился на 8 классов: фару (подготовительный класс), инфиму (младший класс), грамматику, синтаксиму и высшие – поэтику, риторику, философию и богословие. Студенты получали филологическую подготовку, знание языков: славянского, украинского литературного, греческого, латинского, польского, овладевали поэтическим и риторическим искусством, изучали классическую греческую и римскую и частично средневековую литературу, историю, географию, философию и богословие. Со временем в Киевской академии были введены курс русского, французского, немецкого и староеврейского языков, чистая и смешанная математика (тригонометрия, физика, астрономия, архитектура), а в последние годы существования академии классы домашней и сельской экономики и медицины. Значительное место отводилось художественному и музыкальному образованию. Киевская академия была выдающимя очагом науки. Принимали в академию молодежь всех сословий. В ней обучались выходцы с Левобережья, Запорожья, Западной Украины, Закарпатья. Это способствовало единению украинских земель. Ежегодно здесь получали образование от 500 до 2000 студентов. Возрастных ограничений не было. Для бедных учащихся при Академии существовала бурса. Киевская академия была также важным просветительским центром. Она основала коллегии в Гоще, Виннице, Кременце, Чернигове, Харькове и Переяславле и постоянно им помогала. Киевская академия внесла значительный вклад в укрепление культурных связей Украины с Россией и Белоруссией. С 40-х гг. XVII в. до основания Московского университета в Киеве получала образование молодежь из Москвы, Воронежа, Вязьмы, Вятки, Брянска, Калуги, Могилева и других городов.

Киевская академия сыграла важную роль в укреплении культурных связей украинского народа также с южнославянскими и другими народами. Здесь учились сербы, черногорцы, болгары, молдаване, греки, далматинцы и др. Некоторые студенты Киевской академии, ее преподаватели обучались в Польше, Франции, Италии, Англии, Германии, Венгрии. Академия поддерживала научные связи с просветительскими центрами – Краковом, Галле, Магдебургом, Константинополем и др.Киевская академия оказала значительное влияние на организацию, содержание и методы обучения во многих учебных заведениях, в частности в Черниговском (основан в 1700 г.), Харьковском (1721) и Переяславском (1738) коллегиумах, которые были созданы по образцу Киево-Могилянской коллегии.

Культура Древнего Египта.

Древний Египет – это цивилизация, которая возникла на Востоке и имела особую культуру.

Письменность. Потребность в письме появилась в связи с ростом знаний, которые нужно было передавать из поколения в поколение. В начале слова предавали рисунками. Видоизменяясь, рисунки постепенно превратились в иероглифы. Одному слову соответствовал один иероглиф. Они выглядели как изображения человека и его занятий, птиц, животных, растений. В древнеегипетском письме использовалось 750 знаков, причем гласные не писались. Поэтому после слова ставились определитель – знак, поясняющий общее значение слова. Что касается направления письма, то строки могли располагаться горизонтально - сперва налево и наоборот, или вертикально – сверху вниз. Определить направление текста было несложно, если голова изображенного человека и животных обращена направо – текст надо читать справа налево и наоборот. В качестве письма египтяне использовали камень, глиняные черепки, дерево, кожу. Широкое распространение получил папирус (тростник, из которого добывали материал для письма). Папирус могли использовать больше одного раза и, длина свитков из папируса достигала 45 метров. Египтяне писали заострёнными палочками из тростника, которые изготовлялись из болотного растения каламус.

Наука. По мере развития хозяйства у египтян появилась потребность в научных знаниях. Для постройки храма или пирамиды, или дамбы им нужны были математические знания. Система счета у египтян была десятичной. Они могли производить сложение и вычитание, умножение и деление, имели представления о дробях, в числе которых стояла единица. Особенно велики были достижения египтян в геометрии. Они умели вычислять площадь круга, поверхность полушария, объем усеченной пирамиды. С древних времен в Египте развивалась астрономия. Они хорошо изучили небо. Звезды были объединены в созвездия, которые получили имена, обозначающие животных, например, созвездие льва, бегемота, крокодила. Больших успехов достигла медицина. Врачи бальзамировали и мумифицировали трупы, изучая при этом строение тела и различные его органы. При египтянах применялись хирургические инструменты, при лечении ран – бинты и пластыри. В Египте была создана первая «энциклопедия» - сборник слов для писцов. В них перечислялись продукты питания, сорта хлеба, виды животных - всего 800 слов. Важными наученными и техническими достижениями египтян было изобретение водяных и солнечных часов.

Образование. Египетские школы находились при храмах. Обучение начиналось с 5 лет и длилось 12 лет. Занятия в школе начинались утром и заканчивались поздно вечером. Мальчиков обучали письму, счету, чтению. С начало они писали на глиняных черепках, а когда ученик научился писать хорошо и красиво, то ему выдавали папирус. Обычно текст писали черной краской, но часто начало главы, даты в деловых документах писали красной, поэтому и появилось выражение «начинать с красной строки».

Литература. От египтян до нас дошло много произведений художественной литературы. Среди них – сказки, повести, мифы, поучения, песни. Самыми известными произведениями египтян считаются:

«Сказка о потерпевшем кораблекрушение», «Рассказ египтянина Синухета». Большое значение играют мифы о богах и героях. Особенно популярный в Египте миф об Осирисе. Одним из древнейших образцов поучения является «Поучение Птахотепа». До сегодняшнего дня дошли народные песни.

Архитектура, скульптура, живопись. Египтяне первыми в мире создали монументальные сооружения из камня – пирамиды и храмы.Египетские пирамиды считаются первым чудом света.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.028 с.)