Матушка Макошь — Пряха Небесная 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Матушка Макошь — Пряха Небесная



 

Матушка Макошь (Мокошь) — Великая Мать-Прародительница и Старшая Рожаница, Пряха Небесная, прядущая Покутные Нити (Нити Судеб) всего сущего, Которой помогают две Богини-Потворницы: Доля и Недоля (Среча и Несреча, Жива-Живена и Мара-Морена). Согласно Славянским сказам, спрядённые Ими чудесные Нити образуют на Полотне Судеб Всемирья дивные узоры, истинное значение которых трудно разгадать даже мудрейшим из людей...

 

 

Матушка Макошь — Мать Сыра Земля

 

Мать Сыра Земля — Божественная Супруга Отца-Неба, дольняя твердь мира Яви. Земля — Живая и Родная. Она — даёт урожай, кормит и поит всех, живущих на Ней. Она почиталась нашими Предками как величайшая Святыня. За Неё наши Предки проливали свою Кровь, Её Именем — клялись. Покровительствует Ей — Богиня Макошь.

 

 

Знаки Матушки Макоши

 

Оные суть: чиры в виде треугольников вершиной вниз, квадратов и ромбов (чаще — поставленные на угол) — знаки Женского Лона. С точкой (точками) внутри — чир «Засеянное поле». А тако же — женская фигурка с поднятыми руками, в которых: Велесов Рог (Рог Изобилия) и Птица, либо две Птицы — по одной в каждой руке. Рядом могут изображаться: Богини-Потворницы Доля (справа, с поднятой правой рукой) и Недоля (слева, с поднятой левой рукой)[294], Сноп колосьев (воплощение Урожая), Небесная Корова (Мать Велеса, Кормилица Божеская), Волшебная Прялка, Веретено (как женский образ Оси Мира) и т.д.

«МА», «МА-Я» — священные слоги Матушки Макоши для радетельного «прогуживания».

Колослава для радений: «ГОЙ МА[-Я] КОШЕ СВА!»

Ключевые слова: Вода, Волошба (особенно женская), Доля и Недоля, Здрава, Земля, Исцеление, Лоно, Мать, Плодородие и Чадородие, Покута (Судьба), Пряха, Птица, Родина, Рожаница.

 

 

Матушка Макошь Кологодная

 

Во Кологоде пора Матушки Макоши — златая осень (Макошь — Матушка-Осенина).

Удел Макоши Матери Сырой Земли — месяц травень/май.

Удел Макоши-Мокрины, Водяной Матушки — месяц липень/июль.

Удел Макоши-Снопоносицы, Матери Урожая — месяц серпень/август.

Удел Макоши-Прародительницы, Старшей Рожаницы — месяц вересень/сентябрь.

Удел Макоши-Судьбопряхи, Покутной Матушки, Владычицы Судеб — месяц листопад/октябрь.

Удел Тёмного Лика Великой Матери — месяц грудень/ноябрь (встреча Морены-Зимы).

Главнейшие Кологодные Святодни, посвящённые Матушке Макоши, суть:

1) Вешнее Макошье (день Земли) — 9 травеня/мая месяца. Чтится Макошь — Мать Сыра Земля.

2) Летнее Макошье (Летние Мокриды) — 19 липеня/июля-месяца. Чтится Макошь-Мокрина — Водяная Матушка, всякого живота водяного Заступница.

3) Спожинки/Госпожинки (праздник Окончания жатвы) — 15 серпеня/августа месяца. Чтится Макошь-Снопоносица, Жнивная Матушка.

4) День Рода и Рожаниц — 8 вересеня/сентября месяца. Чтится Макошь-Прародительница — Старшая Рожаница.

5) Осеннее Макошье (Осенние Мокриды) — 28 листопада/октября месяца. Чтится Макошь-Судьбопряха (Небесная Пряха, Владычица Судеб).

Подробнее о Святоднях сих скажем далее.

 

 

Вешнее Макошье (день Земли)

 

Вешнее Макошье (день Земли) — Святодень, когда пробудившаяся после зимнего сна Мать Сыра Земля чествуется как «Именинница». Считается, что в этот день Земля «отдыхает», поэтому её нельзя пахать, копать, боронить, в неё нельзя втыкать колья и метать ножи. Особливо чтутся во день сей Велес и Макошь — Земные Заступники. Волхвы выходят в поле, ложатся на траву — «слушают Землю».

В эпоху двоеверия на Руси 9 травеня/мая-месяца отмечали Николу Вешнего (Николу Тёплого). В народе говорили: «Нет за мужика поборника — супротив Николы (Велеса)», «Никола на море спасает, Никола мужику воз подымает», «В Николу как дождь — будет хлеб и рожь», «Егорий коров запасает, а Николай — коней», «Не хвались на Юрьев день посевом, а хвались на Николин день травою».

 

 

Летнее Макошье (Летние Мокриды)

 

Летнее Макошье (Летние Мокриды) — Святодень Макоши-Мокрины, Водяной Матушки, всякой живности водяной Заступницы.

В эпоху двоеверия на Руси 19 липеня/июля-месяца отмечали Макринин (Мокринин) день. В народе примечали: «Коли Мокрида мокра, то и осень тоже, Мокрида суха — и осень суха», «Коли на Мокриду мокро, то страда ненастная», «Вёдро на Мокриду — осень сухая», «Коли на Мокриду дождь — вся осень будет дождливая, и не будет орехов — все повымокнут». День Летних Мокрид считался важным и для будущего года: «Коли на Мокриды дождь, на следующий год уродится рожь».

 

 

Спожинки/Госпожинки

 

Спожинки/Госпожинки — праздник Окончания жатвы. В этот день благодарят Даждьбога Трисветлого и Мать Сыру Землю за урожай, приносят требы Макоши-Снопоносице (Матери Урожая) и заплетают на поле из последних колосьев «бороду» Велесу.

В эпоху двоеверия на Руси 15 серпеня/августа-месяца отмечали Успение Пресвятой Богородицы. В народе говорили: «Успенский пост спожинками разрешается», «Успение кончает дожинки». Женщины, окончив жатву, катались по стерне и приговаривали: «Жнивка-жнивка, отдай мою силку — на пест, на колотило, на кривое веретено!» — возвращая себе при помощи этого заклинания отданную ими Земле (ниве, жниве) силу.

 

 

День Рода и Рожаниц

 

День Рода и Рожаниц — праздник Рода (сородичей) и семьи, убранного урожая и домашнего благополучия. Время подведения итогов года. Встреча осени — чествование Макоши как Матушки-Осенины. В этот день приносят требы Роду Вседержителю (Всебогу) и Роду Небесному (Предкам), а тако же прославляют Род Земной (всех сородичей, по Прави живущих): «Роду — вовек слава, а нам хвала — по делам».

В эпоху двоеверия на Руси 8 вересеня/сентября-месяца отмечали Рождество Богородицы. Праздновали, как правило, у воды и непременно с овсяным хлебом. В народе говорили: «Если погода на Малую Пречистую (то есть на Рождество Богородицы) хорошая — осень будет хорошая».

 

 

Осеннее Макошье (Осенние Мокриды)

 

Осеннее Макошье (Осенние Мокриды) — Святодень, когда Мать Сыра Земля и Государыня Вода «засыпают» до будущей весны. О сию пору им приносят требы и просят у Них прощения за «всё, чем досадили» Им в завершающемся году. Тако же Святодень сей посвящён Матери Макоши — Пряхе Небесной, Владычице Судеб, Держательнице Покутных Нитей (Нитей Судеб) всего сущего. В этот день жрицы Макоши расчёсывают Кудели Судеб — распрямляют спутавшиеся нити, а тако же предрекают будущее. Для этого в чару с заговорённой водой бросают дощечки с изображёнными на них чирами и смотрят: как легли чиры? По ним и прорекают Судьбу.

В эпоху двоеверия на Руси отмечали сразу две даты, посвящённые Параскеве Пятнице, именуемой в народе Земляной и Водяной Матушкой, Покровительницей браков и Целительницей болезней (особенно происходящих от колдовства): 14 листопада/октября-месяца — день Параскевы Грязнихи, Параскевы Порошихи, или Параскевы Трепальницы (лён трепали), и 28 листопада/октября-месяца — день Параскевы Пятницы, или Параскевы Льняницы. В деревнях о сию пору начинали мять и трепать лён, готовя его для пряжи. Девки и бабы выносили вытрепанный лён на показ, устраивая «Льняные смотрины».

 

 

Особливая обрядность

 

1) На Вешнее Макошье — 9 травеня/мая-месяца — приносят требы пробуждающимся после зимнего сна Земле и Воде. Выносят и оставляют с особливыми наговорами в поле хлеб и яйца; умываются чистой водой, набранной из священных источников; приложив ухо, «слушают Землю».

2) На Летнее Макошье (Летние Мокриды) — 19 липеня/июля-месяца, отмечаемое накануне Перунова дня, — приносят требы Макоши Водяной Матушке и просят у Неё влаги — если стоит засуха, либо сухой погоды — если идут обильные дожди.

3) На Спожинки/Госпожинки — 15 серпеня/августа-месяца — благодарят Макошь-Снопоносицу (Жнивную Матушку) за богатый урожай. Женщины катаются по стерне, собирая силу.

4) На день Рода и Рожаниц — 8 вересеня/сентября-месяца — к священным источникам приносят овсяные хлеба, просят у Макоши-Прародительницы (Старшей Рожаницы) оберега на домашнее хозяйство.

5) На Осеннее Макошье (Осенние Мокриды) — 28 листопада/октября-месяца — приносят требы Земле и Воде, просят у них прощения за все возможные оскорбления, нанесённые им за минувшее лето: «Простите, в чём досадили Вам!..» На священное дерево, посвящённое Великой Матери, большую берёзу или липу (либо старую рябину с толстым стволом), навязывают особливые наузы с прошениями и наговорами. Жрицы Макоши «творят мокриды»: расчёсывают гребнями кудель («распутывают» Покутные Нити), предварительно омыв кудель «молчальной» (то есть набранной в молчании — без каких-либо наговоров) водой. Жрец либо волхв три раза подряд спрашивает у них: «Что деете?» Они отвечают: «Рукодельице, батюшка!» Затем: «Лён-конопель треплем — Красной Макоши на передничек!» И, наконец: «Мокриды творим!» Затем жрицы благословляют всех собравшихся, обходя коло посолонь и кропя водой с кудели. Все в ответ кланяются, благодарят Макошь за Дары Её, после чего устраивают братчинный пир горой.

 

 

Обрядовые славления

(Из «Вещего Словника»)

 

1. МАКОШЬ ПРЕМУДРА МАТИ ПОКУТНА

СУДЬБЫ ВЕДНИЦА ВЕРЕТЕННИЦА

НИТИ КРУЧЕНЫ СУДЬБЫ ВРУЧЕНЫ

КОЛО ВЕРЧЕНЫ С-ПРАВНО ВЕНЧАНЫ

ДОЛЕЙ ДОБРОЮ ДАРИ ВДОСТАЛИ

НЕДОЛЬ ОТВЕДИ РАССЕЙ РОССЫПЬЮ

МАТЬ ВЕЛИКАЯ МНОГОЛИКАЯ

ЗЕМЛЯ ПЛОДНАЯ РОДОМ РОДНАЯ

СВЯТИ ПОЛЮШКО ЧЕСТНЫМ ХЛЕБУШКОМ

ДАЖДИ МУДРОСТИ СВОИМ ДЕТУШКАМ

ДА СИЛ В МОГОТУ ВСЯКУ ЖИВОТУ!

ГОЙ-МА!

 

2. МАКОШЬ-МАТУШКА ВСЕОТРАДНИЦА

МОГУЧАЯ ЖЕ ТЫ СУДЬБОВЕРТИЦА

СУДЬБЫ ВЯЖИ ВО УЗЛЫ СКОРО

ПОКУТНЫ НИТИ СОВЕДИ СПОРО

НЕДОЛИ СУДЬБИНЫ ЗЛЫ

ДОЛИ СУДЬБИНЫ ДОБРЫ

ДОЗВОЛЬ МАТУШКА ГАДАТИ

ВРАЗУМИ ПРЕМУДРА ЗНАТИ

ОТ РОДУ РОЖДЕННОЕ

ОТ БОГОВ ИЗРЕЧЕННОЕ

ПО НАШЕЙ ДОЛЕ ДА ПО БОЖЕСКОЙ ВОЛЕ

ВОССЛАВИСЯ ЖЕ СУДЕБ ВЕДНИЦА

МАКОШЬ-МАТУШКА ВЕРЕТЕННИЦА!

ГОЙ-МА!

 

3. МАКОШЬ-СУДЬБИНУШКА СИЗА ГОЛУБИНУШКА

МАКОШЬ УМИЛЕННАЯ ДА СТОВЕРЕТЕННАЯ

ВО РОДЕ ВОССЛАВИСЯ СРЕДИ НАС ПОЯВИСЯ

СО ТВОЕЙ КРЫНИЦЫ ДАЙ ВОДЫ НАПИТЬСЯ

ДАЙ ВОДЫ НАПИТЬСЯ К ТЕБЕ ПРИКЛОНИТЬСЯ

БЕРЕЗА СТРОЙНАЯ САМА СТАНОМ ГОЙНАЯ

МАТУШКА ВСЕБЛАГАЯ ВОЗРАДУЙСЯ ДНЕСЕ ОТРАДНАЯ!

ГОЙ-МА!

 

4. УЖ ТЫ ГОЙ ЕСИ МАТУШКА МАКОШЬ-ЛЬНЯНИЦА

ПОЛЕВАЯ ЗАСТУПНИЦА БАБЬЕМУ ДЕЛУ ПОМОЩНИЦА

ТЫ МАТИ НАМ ЗАПОВЕДАЛА ЧТОБЫ БРАТ БРАТА НЕ БРАНИЛ

ТЫ ЖЕ МАТИ ЗАПОВЕДАЙ СБЕРЕГИ ДА СОХРАНИ

ЖИТО ОТ СПОРЫНЬИ ОТ ГРОМА ДА ОТ МОЛОНЬИ

ЧЕСТНО РОЖЕНИЕ ОТ ЗАРОКА ДА ОТ ИЗРОКА

ЗЛАТ ВЕНЕЦ ОТ ПРОКЛЯТИЯ ОТ УКОРА ДА ОТ ПРИГОВОРА!

ГОЙ-МА!

 

5. ГОЙ ТЫ ЕСИ МАКОШЬ-МАТУШКА

МАТЕРЬ ПРЕЧИСТАЯ ЗВЕЗДА САМОСИЯННАЯ

ПОКУТЫ ВСЕЙ ВОЛОДЫЧИЦА НИТИ СУДЕБ ДЕРЖАЩАЯ

ХОЗЯЙКА ВОД ХРАНИТЕЛЬНИЦА КЛЮЧЕЙ

ЗДРАВЫ ПОДАТЕЛЬНИЦА А ЖИВЫ ВСЕЙ БЕРЕГИНЯ

ГОЙ ТЫ ЧРЕВО ЗЕМНОЕ ПЛОДОРОДНОЕ

ГОЙ ТЫ МАТЬ ЕСИ ВСЕРОДЯЩАЯ

ВЕЛЕСОВОЙ СИЛОЙ ПРЕИСПОЛНЕННАЯ

ТЕБЕ ВЗДАЕМ СЛАВНЫ СЛАВЫ

ДА ВОЗНОСИМ ЧЕСТНЫ ТРЕБЫ НАШИ

БУДИ Ж К НАМ МИЛОСТИВА МАТУШКА

ДА ОПРЯДИ НАС СИЛОЙ СВОЕЙ ПРЕМОГУТНОЙ!

ГОЙ-МА!

 

6. МАКОШЬ НАША МАТИ ДОЗВОЛИ ВЕЛИЧАТИ

ДНЕСЬ ТЯ ПРОСЛАВЛЯТИ

ВО ДВОРЕ ДОБРОМ ВО ПОЛЕ ХЛЕБОМ

С-ПРАВНОЙ КРЕПОСТЬЮ ВСЯКОЙ ЛЕПОСТЬЮ

А В ЧЕСТНОМ ДОМУ СВЕТЛОМ ТЕРЕМУ

ОБЕРЕГ ВСЕМУ РОДУ МОЕМУ!

МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ ОБЕРЕГ МЕНЯ!

МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ ОБЕРЕГ МЕНЯ!

МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ ОБЕРЕГ МЕНЯ!

ГОЙ-МА!

 

7. ХОЗЯЙКА ОТВОРЯЙ ДВЕРИ

СТОЯТ ГОСТИ НА ТВОЕМ ДВОРЕ

ОТВОРЯЙ ДВЕРИ-ТО ДУБОВЫЕ

СТЕЛИ ДОРОЖКИ НОВЫЕ

ГРЯДЕТ ДО ТЯ МАКОШЬ-МАТУШКА

МАКОШЬ-МАТУШКА ДОБРА ХОЗЯЮШКА

ДАРИТ ТЕБЯ ПО-БОЖЕСКИ

БЛАГАМИ ВСЕОТРАДНЫМИ

ТКАНЯМИ ТОНКОПРЯДНЫМИ

БЕЛЫМ ПОЛОТНОМ ДА ДОБРЫМ СУКНОМ

ДОЛГИМ ВЕКОМ ДА ПРАВЫМ СУДОМ!

ВОССЛАВИСЯ МАКОШЬ-МАТУШКА!

ВОССЛАВИСЯ КОРМИЛИЦА НАША!

ГОЙ-МА!

 

8. НА ПОЛЯХ НА ЦВЕТУЩИХ (ВЕШНИХ) ЛУГАХ

СО СЛОВОМ ВЕЛЕСОВЫМ НА УСТАХ

ПРИШЛИ МЫ ДО ТЯ МАКОШЬ-МАТУШКА

МАКОШЬ-МАТУШКА ДОБРА ХОЗЯЮШКА

ОТ ВЕКУ НЕТ ТЕБЯ КРАШЕ

ПРИМИ ДАРЫ ТРЕБУ НАШУ!

ГОЙ-МА!

 

9. НА МЕЖАХ НА РОСИСТЫХ ЛУГАХ

СО СЛОВОМ ВЕЛЕСОВЫМ НА УСТАХ

ПРИДИ ДО НАС МАКОШЬ-МАТУШКА

ПОСОБИ В СТРАДНОЙ ПОРЕ СТОЯТИ

ЖИТО ТВОЕ СБИРАТИ

ВО ПОЛЕ КОПНАМИ

НА ГУМНЕ СТОГАМИ

В КЛЕТИ ЗАКРОМАМИ

НА СТОЛЕ ПИРОГАМИ!

[ ОТВЕТ: ХЛЕБА СОБРАТИ!]

ГОЙ-МА!

 

10. МАКОШЬ-МАТИ СУДЕБ РАДИ

НЕ ПОКИНИ НЕ ПРГЛЯДИ

ДОЛЮ ЧАДАМ НАПРОРОЧИ

В БЕЛОМ ДНЕ ВО ЧЕРНОЙ НОЧИ

НА РОДИНЫ НА СУДЬБИНЫ

НА ВСЕ СРЕЧИ НА ВСЕ РЕЧИ

ВСЯКУ ГРАДУ ВСЯКОЙ ВЕСЕ

В ЧИСТОМ ПОЛЕ В ТЕМНОМ ЛЕСЕ

В КАЖДОМ ДВОРЕ В КАЖДОМ ДОМЕ

ВО УКРОМЬЕ ВО РАЗДОЛЬЕ

НАС НИКОЛИЖ НЕ ПОКИНИ

МАКОШЬ-МАТИ ВЛИКЕ СИЛЕ!

ГОЙ-МА!

 

11. МАКОШЬ-МАТИ БУДИ СЛАВНА

НИТИ СУДЕБ ВЕДИ ПЛАВНО

БУДИ ДОБРЫ ТВОИ КОШИ

В СВЕТЛЫ ДНИ ВО ТЕМНЫ НОЧИ

МАТИ-ПРЯХА ДАЖДИ ЗРЕТИ

СУТЬ ПОКУТЫ ТВОИМ ДЕТЯМ

ВЕДНА МАТИ ДАЖДИ ЗНАТИ

ПРАВИ СУТЬ ВО ЧЕСТНОЙ РАТИ

ДАЖДИ БЫТИ МАТИ СРЕЧЕ

СО ВОЛХВАМИ В ИСТОМ ВЕЧЕ

ДАЖДИ БЫТИ МАТИ ДОЛЕ

С ОРАТАЯМИ ВО ПОЛЕ

ДАЖДИ СИЛУШКИ ВО РУДУ

ВСЯКОМУ ЧЕСТНОМУ ЛЮДУ

МАКОШЬ-МАТИ СЛАВЬСЯ ДНЕСЕ

ДА ПО ВСЕ РОДНЫЕ ВЕСИ!

ГОЙ-МА!

 

12. МАКОШЬ ЛАДНА ВСЕОТРАДНА

СВЯТА БОЖЬЯ ВСЕПРИГОЖЬЯ

НИТИ КРУТИ СУДЬБЫ ПРЯДИ

ДО НАС ДНЕСЕ БЛАГА ГРЯДИ

НАЧАРУЙ КУШ НАМОТАЙ ДЮЖ

РЯДИ ЗДРАВУ ОТВЕДИ МАРУ

НИТИ ЗЛАТИ ДОЛЮ СВЯТИ

ТКИ ЖЕ С-ПРАВНО БУДИ СЛАВНА!

ГОЙ-МА!

 

13. МАКОШЬ-МАТИ ПРЯЖУ ПРЯДИ

ДОЛЮ ВОДИ ЖИТО РОДИ

НИТИ ВЕДИ ЖИВИ ЛЮДИ

ПРАВО СУДИ ТАКО БУДИ!

ГОЙ-МА!

 

14. СВЯТА МАКОШЬ НАША МАТИ

ДАЖДИ СЕЯТИ ДА ЖАТИ

ЖИТО В ЗАКРОМА СБИРАТИ

ПОЛНОЙ МЕРОЙ НАПОЛНЯТИ

ПОЛНЫ ЗАКРОМА С ТВОЕГО СНОПА

ОБЕРЕГ СКОТА ВСЯКА ЖИВОТА!

ГОЙ-МА!

 

15. МАКОШЬ-МАТИ ЧЕСТНА ЖНИВА

ДАЖДИ МОЧИ ДАЖДИ СИЛЫ

НА ПЕСТ НА КОЛОТИЛО

НА ВЕРЕТЕНО ВОСТРО

НА ЖИТЬЕ-БЫТЬЕ ДОБРО!

ГОЙ-МА!

 

16. МАКОШЬ-МАТУШКА

СНОПЬЯ ХОЗЯЮШКА

СНИДИ НА НАШУ НИВУ

НА БЛИНЫ-ПИРОГИ

ИЗБАВИ НАС ОТ МАЯТЫ

ВСЯКУ БЕДУ ОТВЕДИ

НАШЕ ЖИТЬЕ ОСВЯТИ!

ГОЙ-МА!

 

 

Слава Роду!

 

[2004]

 

Родные Боги:

Великий Велес

 

Уж Ты гой еси, Велес, Вещий Бог,

Мудрости Исток, Божских Врат Порог!

Ты дозволи днесь Тебя славити,

Правью Вышнею себя правити,

Полной мерою вели меряти,

Древней Ведою дажди ведати,

Добрым семенем в поле сеяти,

На Родной Земле благо деяти!

Слава Велесу! Гой!

 

 

Оглавление

 

1. Велес: общие сведения

2. Велес: двуединство образа

3. Лики Вещего

4. Изображения Вещего Бога

5. Велес и Род

6. Велес в Триглаве

7. Трёхликий Велес — Троян

8. Велес — Владыка Вод

9. Велес и О дин

10. Велес и Макошь

11. Жива и Мара

12. Ель — священное дерево Велеса

13. Велесов Круг

14. Велесов Суд

15. Велесово Око Мудрости

16. Велесовы чиры

17. Животные, посвящённые Велесу

18. Велесовы Святилища

19. Священные дни Велеса в Лета Вращении

20. Обрядовое славление Велеса

21. Имя Велесово (Кощуна из «Вед Родолюбия»)

 

 

Велес: общие сведения

 

Велес (Волос) — Славянский Бог Мудрости, Богатства и Иного мира (Нави), Покровитель скота и Живой Природы, Один из наиболее любимых и почитаемых в народе Славянских Богов. Его Имя происходит от общеиндоевропейского корня vel, означающего принадлежность к Иному миру (миру Мёртвых)[295]. С Именем Велеса связаны такие слова как: воля, повеление, власть, владычество, величие, волшба, волшебство, волхв, волохатый, волосы, вол, волна, волнение и т.д.

Из «Повести временных лет» известно, что Именем Велеса клялся князь Олег с дружиной при заключении мирного договора с греками в лето 907: «Царь же Леонъ съ Олександром миръ створиста съ Ольгом, имъшеся по дань и роте заходивше межи собою, целовавше сами крестъ, а Ольга водиша и мужии его на роту; по русскому закону, кляшася оружьемь своимъ и Перуномъ богомъ своимъ и Волосом, скотьимъ богомъ, и оутвердиша миръ»[296].

К Велесу обращался при заключении договора и князь Святослав. Так, в третьем договоре, заключённом Святославом в Болгарии в лето 971, приводятся слова его клятвы: «Кляхся азъ къ царямь Грецьскымъ и со мною бояре и Русь вся, да хранимъ правая свещания; аще ли от техъ самыхъ и преждереченыхъ не храним, азъ же и со мною, и подо мною, да имеемъ клятву от Бога, в неже веруемъ, в Перуна и въ Волоса, бога скотья»[297].

В «Слове о полку Игореве» вещий сказитель Боян назван Велесовым внуком: «Чи ли въспети было, вещей Бояне, Велесовь внуче...».

Известно, что в Новгороде идол Велеса стоял на так называемой Софийской стороне города. В восстановленной А.А. Шахматовым «Повести о крещении Владимира» сказано, что Владимир Киевский «Волоса идола, его же именовахоу скотия бога, повеле в Почайноу рекоу въврещи»[298]. Отсюда обычно выводят заключение, что идол Велеса стоял на Подоле, то есть не в «княжеской» части Киева (князь с дружиной, в отличие от остального народа — «всей Руси», согласно летописи, более почитали Перуна — Покровителя Воинского Сословия), где Владимир некогда — до его отречения от Веры Предков — сам приносил требы Родным Богам. В «Житии св. Авраамия Ростовского» говорится об осквернении каменного идола Волоса, стоявшего в «Чудском краю»[299]. В Ростове идол Велеса был осквернён христианами лишь в XII в.

В эпоху двоеверия на Руси и других Славянских землях многие черты Велеса были частично «перенесены» на святого Власия, покровителя скота (которому сельские жители Новгородской и Вологодской губерний ещё в XIX в. приносили в церкви коровье масло и клали его перед иконами Власия, а в Белоруссии в дни, посвящённые святому Власию, иконы с его изображением ставились в коровниках[300])[301], а также на святого Николая Чудотворца, одного из наиболее почитаемых в народе святых. Ещё в первой половине XX в. на Русском Севере во многих избах иконы святого Николая заменяли собой иконы Христа, а мужики прямо говорили: «Наш Бог — Никола».

 

 

Велес: двуединство образа

 

Велес Вещий — Тот, Кто и со Днём Светлым, и с Ночью Темяной в Ладу. Ему в е домы и Явь и Навь, и Правда и кривда, и Свет и Тьма. Вещий одновременно:

1) Явен и Навен;

2) Стар и Юн;

3) Хладен и Яр;

4) Кощен и Дороден;

5) Светел и Темян.

Далее о Ликах Вещего скажем подробнее.

 

 

Лики Вещего

 

Лики Велеса — Вещего Бога — поистине неисчислимы. Особливо выделяются средь оных следующие:

1) Велес — Бог Мудрости Божественной и знания человеческого; Покровитель мудрых волхвов и всего Волховского (Жреческого) Сословия, вдохновенных баянов (вещих сказителей) и буйных скоморохов; Попечитель наук и искусств; Вещий Наставник и Учитель на Стезе Духовного Ведания и всякого ученичества вообще; Бог, дарующий вдохновение шаманам и духовидцам, певцам и поэтам; Покровитель любомудрия (философии) и красноречия.

2) Велес — Бог Богатства Духовного и богатств земных; Даритель всякого достатка; Покровитель купцов, скотоводов и землепашцев; Хранитель тайных сокровищ: Сокровенного Ведания, тайных наук и сокрытых кладов; Бог, володеющий богатствами недр Земли; всегда одетый в звериные шкуры и рубище отшельника (символ непривязанности к богатствам) Володетель всех богатств мира.

3) Велес — Навий Владыка; Хозяин Вельих Лугов (Велесовых Пастбищ) — Иного мира; Ведающий Пути Предков, Хранитель Древней Мудрости; Страж Калинова моста меж Явью и Навью; Проводник душ умерших на «тот свет»; водящий волхвов по-за мр о е (по-за смертью — в Навь); Закрадный[302] Судия, судящий Правым Судом души умерших (как речено: «Велесова Суда никому не избегнути»); Бог Карающий и Милующий — воздающий каждому по заслугам и по мере его; Тот, Кто ведёт души к новому рождению в Яви; Владыка Обители Предков.

4) Велес — Бог Путей и дорог; Вечный Странник; Ведающий Пути меж мирами; Указующий Стезю Прави, Путь Богов (Путь Ведания) и Путь Предков (Путь Обычая и Праведных деяний); Покровитель всех земных путей-дорог и троп; Ведающий Тропы Тайные и Дороги Иные; Покровитель всех странников и скитальцев, путешественников и беглецов; Тот, Кто странствует за Кромку этого мира; Тот, Кто ходит по Краю и за Краем.

5) Велес — Податель Здравы[303]; Хранитель живота всякого (жизни всей); Зарод Земле-Матушке творящий, всяку животу приплод дающий; «правящий» болестями и хворями всех, живущих не по Прави, не следующих своему Пути; Бог Исцеляющий, ладящий хворых и болезных; очищающий души болью и дающий силы превозмочь боль.

6) Велес — Дарователь Хмеля, награждающий Даром мистического и обрядового опьянения (камлающие шаманы и пребывающие в состоянии мистической восхищенности волхвы — «неистовствующие от Велеса») и карающий иных чёрным безумием; возводящий готовых к вершинам Сверхсознания и ввергающий сознание иных в тёмные пучины подсознания.

7) Велес — Снопий Дед, Коему на Спожинки оставляют пучок несжатых колосьев- волотейВелесу на бородку»); Покровитель крестьянского труда, земледелия; оберегающий жито и житные снопы; Податель Урожая.

8) Велес — Скотий Бог (скот — как в значении богатства[304], так и собственно животных, а также всей животной- скотьей природы души человека, которая управляема Собью — Духом, нашим Истинным Я); Попечитель всякого живота, как великого, так и малого; Покровитель диких животных и домашнего скота; особенно Велес Корович (Сын Небесной Коровы Земун[305]) покровительствует быкам и коровам — «Велесовым сестрицам».

9) Велес — Бог охоты и Покровитель охотников, Сам — Дикий Охотник, отмеряющий всякому хищному зверю меру его добычи, предающий жертву во власть добытчика, Грозный и Милостивый единовременно.

10) Велес — Небесный Пастух, гонящий по небу тучные стада (влагоносные облака); также — Небесный Пастырь душ.

11) Велес — Морской Хозяин (спуск под воду — вход в Иной мир, в Обитель Предков, «Водяных Дедов и Прадедов»); морские воды, коим покровительствуют Жива и Мара — Летняя и Зимняя Супруги Велеса, олицетворяют двойственную по своей природе Праматеринскую Стихию: из Предвечного Моря вышла вся Жизнь, но Море также являет собой образ Обители Смерти (не случайно море созвучно таким словам, как мать и смерть).

12) Велес — Лесной Владыка, Хозяин Лесных Чертогов, Лесу Велящий, Володетель всех лесных богатств и его обитателей, как живущих во плоти (животных, растений...), так и бесплотных (лесных духов).

13) Велес — Покровитель хитрости и коварства[306], воровства и татьбы всякой, маяты и мороки, а также всех препятствий на Пути, преодолевая которые, мы растём в Духе.

14) Велес — Змеиный Князь, Повелитель змей и Хранитель Древней Мудрости (змеи, по поверьям, испокон веков хранят Древнюю Мудрость, Потаённое Знание); Сам Змей (Ящер) Подземья; Родовой Змей, Податель плодородия, творящий Зарод по весне Матери Сырой Земле.

15) Велес — Повелитель духов (как благих, так и нечистых); Хозяин духов Стихий и Водитель душ умерших, повелевающий марами (вестницами смерти), м о роками (морочащими духами) и манами (заманивающими духами), призраками и привидениями; Бог водяных, леших, домовых, банников, кикимор, шишиг и т.п.

16) Велес — Бог волшбы всякой («Велесова Искусства»); Покровитель всех, кто сведущ в Тайных науках (в волшбе, магии): ведунов и чародеев, колдунов (коло творящих) и ведьм (ведающих то, что скрыто); вдохновляющий на речение вещих слов: кощун (обрядовых повествований о Деяниях Богов и Предков) и славлений, заговоров и заклинаний; покровительствующий как благой (Белой) волшбе, так и вредоносной (Чёрной волшбе — Кощной потворе).

17) Велес — Владыка Зимний (Дед Мороз), Милостивый и Карающий; Хранитель Зимнего Огня; Зимний Попечитель живота всякого; Охранитель Зимнего Сна Матушки-Земли; Хозяин Морениных слуг — зимних духов; Тот, Кто мостит мост Коляде (мост меж старым и новым годом); Тот, Кто приходит на Коляду в облике Полазника (Навьего Гостя).

18) Велес — Бог Безвременья; Хранитель Врат, ведущих во Ино — в Неведомое; Бог Переходов (от старого года к новому, от лета к зиме, ото дня к ночи и наоборот); Пожиратель Времён — Тот, Кто Сам за пределами времени; Вещий Бог, ведущий от преходящего к Вечному, от временного ко Вневременному, от мерного к Безмерному, от изменчивого к Неизменному, от проявленного к Непроявленному, от смертного к Бессмертному, от ведомого к Неведомому, от имеющего имя к Пачеимянному, от личного к Сверхличному — за пределы пространства и времени, формы и обыденного сознания — к Самосиянному Свету Божественного Бытия-Сознания-Блаженства, Сущего от веку ВНУТРИ каждого из нас.

 

 

Изображения Вещего Бога

 

Великий Велес проявляет Силу Свою Тримогутную во всех трёх мирах. Сама Сила — безвидна, хотя движет мирами и волнует души людские. Дабы как-то отобразить То, Что Невыразимо по самой своей природе, — вещие люди, служители и ученики Вещего Бога, прозрели Духовными Очами своими и явили во Святах (Священных Изображениях) Образы Велесовы, отображающие те или иные свойства Его Силы. Созерцая эти Образы в Безмолвии Сердца, истый радарь Велесов обращается не к изображению, но к Тому, Кто изображён, постигая так Силу и Мудрость Его — по мере своей. Вот некоторые из этих Образов:

1) Велес Трёхликий — Тот, Чья Сила проявляется в Тремирьи (Сильный во Яви, Нави и Прави):

- В мире Яви — Скотий Бог, Податель богатств;

- В мире Нави — Проводник душ на Вельи Луга и Сам Навий Владыка;

- В мире Прави — Духовный Наставник, указующий Стезю Прави, и Покровитель Вышней Мудрости (Ведания).

А также:

- Ведающий три времени: Прошлое, Настоящее и Будущее;

- Ведущий души через три состояния: от Жизни к Смерти, а затем к Возрождению внове;

- Ведающий три стези: стезю Правды, стезю не-Правды (кривды) и стезю Лада; и т.д.

Не случайно многие исследователи так называемого Збручского идола (например, академик Б.А. Рыбаков[307]) считают фигуру, присутствующую на трёх сторонах в «нижнем ярусе» сего изваяния, изображением Велеса.

2) Держатель Волшебного Рога (Велесова Рога Изобилия), из коего Он достаёт богатства земные — живущим в Яви, жребии посмертных Судеб — ушедшим в Навь (умершим), и Священную Сурью (Напиток Мудрых) — ищущим Путь и следующим Стезёю Прави.

Также известно изображение Велеса, трубящего в Рог — призывающего души наши на Стезю Прави.

3) Вещий Гусляр, перебирающий лады Всемирья.

4) Небесный Пастух с Пастырским Посохом, навершие коего змеится свитнем — «ловцом» для духов и крюком для захвата неправедных душ умерших людей.

5) Держатель Кувшина со Звёздным Млеком (Священным Молоком Коровы Земун, вскормившей им Юных Богов на Заре Мира).

6) Владыка Времени с песочными часами в руках и Временн ы м Посохом, отбрасывающим тень (прообраз Солнечных часов).

7) Старый Волхв, держащий в левой руке Волховской Посох и благословляющий правой раскрытой ладонью.

8) Зрящий Ино — Слепой Старец или Тайноликий Бог с закрытыми или завязанными очами.

9) Вещий Странник с Дорожным Посохом и котомкой за плечами.

10) Страж Калинова Моста в обличии Быкоглавого Воителя или Трёх- (Семи-, Девяти-, Двенадцати- и даже Двадцати четырёх-) голового Змея.

11) Могучий Воитель с Двузубой Секирой, сильной во Яви и Нави (ср. почитаемый Критской цивилизацией обоюдоострый топорик- лабрис, связанный с культом Минотавра — существа с телом человека и головою быка, образ которого многими современными исследователями признаётся родственным образу Велеса).

12) Вещий Кормчий, плывущий на Небесной Ладье (Месяце) по Велесову Пути (Млечному Пути — Пути Предков).

13) Несущий Ужас Держатель Марина Серпа (убывающего Месяца).

14) Держатель Трезубых Вил (остриями вверх — Жива, жизнь; остриями вниз — Мара, смерть).

15) Тайноликий — Тот, Чей Лик сокрыт.

16) Змеиный Князь, Сам Родовой Змей, Земле-Матушке Зарод творящий.

17) Бер (Медведь) Косматый — Лесной Хозяин.

18) Небесный Бык — Серебряны Роги.

19) Владыка Морской, Держатель Сети (Ловец душ) и Священного Трезубца, Вилами по воде водящий.

20) Велес Кощный (Худой, Костлявый) — Навный.

21) Велес Дородный (Богатый) — Явный.

22) Звёздный Странник, торящий Пути Всемирья.

23) Вещий Лучник, ранящий Сердца готовых стрелами Духовного томления, заставляющего их искать свою Стезю.

24) Многим Вещий Бог является в обличье Дива Дивного и Чуда Чудного — Непостижимого, Непонятного.

25) И лишь Мудрейшие из мудрых постигают Его как чистый Самосиянный Свет — превыше всех качеств, имён и форм...

 

 

Велес и Род

 

Всебог Род — Единое Начало, Беспричинная Причина всего сущего. Все Родные Боги суть Лики Рода.

Всебог Род — это:

1) Сам Творец Вселенной, породивший всё сущее из Себя Самого;

2) В Лике Сварога Род — Сам Отец-Небо, оплодотворяющий Мать Сыру Землю;

3) Владыка Небесных Вод (Божественного Семени, оплодотворяющего Землю) и Вод Земных (в частности, родников);

4) Владыка Небесного Огня, рождающий Молнии- Родии;

5) Тот, Кто вдувает в людей и других живых существ Божественное Дыхание Жизни — Дух Рода;

6) Тот, Чей цвет — Красный, Рудяной[308] (обережный цвет жизни, живой Крови);

7) Владыка Жизни и Смерти;

8) Тот, Кто изображается в облике Небесного Быка (Вола, Тура);

9) Тот, Кого почитают в фаллическом образе Родового Столба (Оси Мира); и т.д.

Ещё в 1872 г. К.Н. Бестужев-Рюмин говорил: «Что касается Рода, то нечего искать в нём предка... Род не есть олицетворение рода (gens), а сам создатель»[309].

Образ Рода близок образу Ведийского Рудры (о связи образов Велеса и Рудры-Шивы — см. далее). Древние Арии почитали Рудру-Шиву в образе Лингама — фаллоподобного камня, Родового Столба, Священного Гоя (Уда), также почитаемого и на Славянских землях. Вот, что пишет по этому поводу академик Б.А. Рыбаков: «Богиня земного плодородия (Макошь), бог земли предков и богатства (Волос), богиня весны и свадеб (Лада), бог "белого света" и солнца (Даждьбог), бог грозы и покровитель воинов (Перун) — все они слились в объединяющем их образе Рода, для скульптурного изображения которого была выбрана форма "лингама", источника жизни, самой рождающей силы, проистекающей, как говорят наши средневековые авторы, из находящегося на небе Рода. Индийский верховный бог Шива, близкий к нашему Роду, нередко изображался в виде лингама-фалла»[310].

О родственности образов Рода и Рудры-Шивы пишет и известный российский индолог, автор многих книг, раскрывающих близость Индо-Арийской и Русско-Славянской культур, Н.Р. Гусева: «Древние славяне высоко чтили и бога по имени Род. Он был сильным и гневным владыкой неба, проливал на землю дождь, как семенную жидкость, оплодотворяя все живые существа. С его именем, а значит и с понятием размножения, связаны и такие слова, как "руда" (кровь), "рудый", "рдяный" — красный, рыжий: бурый и ряд других. Но вот в Ведах воспевается некий бог по имени Рудра. Подумаем, только ли созвучны имена Рода и Рудры? Нет, их сближают и другие черты. Рудра также бог неба и громов. Он мощен и гневлив. Он — бог-воин, обладающий красно-бурой кожей, а в санскрите слова "рудх", "рудхира" означают "быть красным, кровавым", что прямо совпадает с приведёнными славянскими словами, сопоставимыми с Родом. Видимо... бог Род-Рудра был совпадающе близким в условиях общности или тесного сближения племён славян и арьев....До сих пор в Индии поклоняются Шиве под этим двойным именем, соединяющим его с... Родом»[311].

И далее: «Род — бог-осеменитель, породитель, источник жизни, покровитель процесса передачи в поколениях крови-руды как носителя жизни (род-родство-родить и др.). Был главнейшим богом до Перуна, "бога киевских дружин". С ним связан культ рожаниц-покровительниц женщин, детей, плодородия земных существ и растений». «Рудра — бог-осеменитель, даритель жизни, всевластное божество арьев, культ которого в Индии слился с культом аналогичного ему местного бога Шивы. Описывается как красно-бурый бог, что говорит о связи его имени с исходным корнем "рд" — рудый, родрый, рдяный, цвет крови — руды; рудхира — кровавый»[312].

В статье «Род-Рудра: родной бог ариев», напечатанной в №5 журнала «Наследие предков», современный шиваитско-тантрический Ачарья (Духовный Учитель) русского происхождения Свами Садашивачарья спрашивает читателя: «Кто нам роднее: Род-Рудра или Яхве-Саваоф?», прямо указывая на «тесное родство шиваитско-тантрической ветви индуизма и славянского язычества»[313].

Кашмирский Шиваизм, а также многие другие индуистские школы тантрической, шиваитской и шактистской направленности почитают Рудру-Шиву Верховным Богом, проявленным в пяти Формах и совершающим пять Действий:

1) В форме БрахмыШива осуществляет Творение (санскр. Сришти);

2) В форме Вишну — Сохранение (санскр. Стхити);

3) В форме Рудры — Разрушение (санскр. Самхара);

4) В форме Махешвары — Сокрытие (санскр. Тиродхана);

5) И в форме Садашивы — Откровение, Раскрытие (санскр. Ануграха).

Велесова колослава «ГОЙ ЕСИ ВЕЛЕСЕ»[314] прямо утверждает Духовное Единство Рода (Гоя — Лингама -фаллоса — Оси Мира) и Велеса.

Известный исследователь Славяно-Арийских древностей С.В. Жарникова утверждает, что Род «удивительно тесно смыкается со "скотьим богом" Велесом-Волосом»[315], и далее на нескольких страницах своей книги, посвящённой историческим корням Славянских обрядов, подробно описывает Рода как «Владыку Трёхликого (Рода-Велеса-Трояна), которого в процессе христианизации на севере Восточной Европы сменил Святой Николай — Микола»[316].

 

 

Велес в Триглаве

 

Главнейшие Триглавы, почитаемые в современном Родноверии, суть:

1) Великий Родов Триглав: Белобог — РОД — Чернобог;

2) Сварожий Триглав: Перун — СВАРОГ — Велес;

3) Триглав Всемирья: Явь — ПРАВЬ — Навь.

В Сварожьем Триглаве Отец-Сварог воплощает Собой Сверхсознание, Перун — «дневное», или обыденное, сознание, а Велес — подсознание и Родовую Память.

Во Всемирьи Сварог воплощает Собой Силу Творения (Проявления), Перун — Силу Разделения (отделяет Явь от Нави) и Сохранения (Сбережения, Защиты), а Велес — Силу Разрушения и Возрождения.

Но, создавая миры, Сварог тем самым порождает мирскую маяту, улавливающую души живых существ в сети Духовного невежества. Перун, оберегая Явь от Нави, тем самым обуславливает наше восприятие границами мира Яви. И лишь Велес, разрушая во черёд свой все формы, освобождает души от плотской зависимости и ведёт их к Высшему Знанию.

В некоторых современных Родноверческих Общинах, следующих Велесовой традиции, Рода почитают в образе Велеса Подателя Плодородия, Зарод Творящего; Белобога — в образе Велеса Дородного, Защитника и Заступника живота всякого (дающего возможность обусловленным душам пройти необходимый для их развития урок в земных формах); и Чернобога — в образе Велеса Кощного, Умерщвляющего Разрушителя, ведущего живот всяк от жизни к смерти, а от смерти к новому Возрождению.

По словам одного современного Родноверческого волхва: «Велес равно властен над Жизнью и Смертью, и потому всё сотворённое Сварогом и оберегаемое Перуном — в Его власти».

 

 

Трёхликий Велес — Троян

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 4319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.125 (0.229 с.)