Глава восемнадцатая О склонности к вражде 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава восемнадцатая О склонности к вражде



Существует, кроме того, склонность к вражде, и она есть как бы ненависть и гнев, возмущение, и своего рода упор­ное физическое отторжение, заставляющее одну вещь стре­миться прочь от другой. Подобную склонность имеет ре­вень по отношению к гневу; патока — к яду; сапфир — к нарыву, сильному возбуждению и болезни глаз; аметист — к пьянству; яшма — к воспалению крови; изум­руд — к дурным фантазиям; [Agnus Castas]1 — к похоти; агат — к яду; пион — к началу заболевания; коралл — к вспышке меланхолии и боли живота; топаз — к духовно­му жару, представляющему собой алчность, похоть и все

1 Непорочный агнец (лат.) — витекс священный (Авраамово дерево), прутняк обыкновенный.


150

Книга Магов

виды любовных излишеств. Подобная склонность есть так­же у муравьев к душице, а летучие мыши и чибисы улетают от нее. Душица противна также и особым ядовитым мухам, которые не могут выносить Солнце, и сопротивляется сала­мандрам, и смертельно ненавидит капусту, до того, что они разрушают друг друга. Огурцы ненавидят масло, и они го­товы бегать друг от друга по кругу в случае соприкоснове­ния. Говорят также, что желчь вороны делает людей пугли­выми и повсюду бросает их в дрожь.

Несомненны и другие вещи. Например, то, что алмаз, будучи положен рядом с магнитом, лишает его свойства при­тягивать железо. А овца мчится от петрушки, как от смер­тельной опасности, но что еще более удивительно, природа запечатлела знак этой смерти в печени овцы, где отчетливо проявляется форма петрушки. Так, козы ненавидят садовый базилик настолько, словно на земле нет ничего более пагуб­ного для них. Опять же среди животных противны друг другу мыши и ласки, поэтому говорят, что, если мозг ласки положить в сычужину, мышь не тронет сыр, а сам сыр не будет портиться. Ящерица настолько противна скорпионам, что пугает одним своим видом, бросая их в холодный пот; соответственно, ее масло их убивает, так же как лечит раны, нанесенные скорпионом. Подобная же враждебность суще­ствует и между мышью и скорпионом; соответственно, если мышь будет приложена к нанесенной скорпионом ране, го­ворят, что та затянется. Кроме того, враждебны скорпионам stalabores, аспиды и осы.

Сообщают также, будто нет ничего более враждебного змеям, чем крабы, и что свиньи, укушенные змеями, лечат-


Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии 151

I и, съедая краба; и когда солнце находится в знаке Рака, мен мучаются; скорпион и крокодил убивают друг друга; и если птица ибис коснется крокодила одним из своих пе­рьев, он становится обездвиженным; птица, называемая дрофой, улетает при виде лошади; олень-самец тотчас убе­гает прочь, как увидит барана или гадюку; слон испытыва­ет страх, заслышав хрюканье свиньи, так же как и львы, когда они видят петуха. Пантеры совсем не тронут того, кто полностью натрется куриным бульоном, особенно если он был сварен с чесноком. Также существует антипатия между лисами и лебедями, быками и галками. Подобно этому су­ществует вечная война между собой среди птиц и среди зверей, как, например, между галками и совами, коршуна­ми и воронами, горлицами и витютнями, грифами и орлами, оленями и драконами.

То же самое и среди водных животных — враждуют между собой дельфины и киты, мурены, кефаль и щуки, ми­ноги и морские угри. А осьминог так пугает лобстеров, что те, едва увидев их рядом с собой, тотчас умирают. Боятся друг друга лобстер и морской угорь. Говорят, что виверра застывает перед пантерой в священном ужасе и не может сопротивляться ей или даже коснуться кожи; более того, если они соприкоснутся, то пантера вмиг лишается своего волосяного покрова. Гор-Аполлон также утверждает в «Иеро-глифике», что если предварительно надеть на себя шкуру виверры, то можно, ничего не опасаясь, пройти среди воору­женных врагов.

Ягненок же очень боится волка и убегает от него. И го­ворят, что пока хвост, голова или шкура волка находятся



Книга Магов


Агpunna Неттесгеймский. О тайной философии


153


 


в кошаре, овцы ведут себя беспокойно и даже не могут есть. А Плиний упоминает о некой птице кречет, которая разбивает яйца вороны; на птенцов этой птицы часто охо­тятся лисы, и она в отместку тоже нападает на лисят, ута­скивая их, и если ворона это видит, то помогает лисе, ата­куя птицу как общего врага. А коноплянка, живущая в чертополохе, ненавидит ослов, потому что они едят цве­ты чертополоха. Также существует страшная вражда меж­ду ослом и маленьким соколом дербником, они на дух не переносят друг друга, от рева осла разрушаются яйца и гибнут птенцы этой птички. Существует такая антипатия между деревом оливой и распутной женщиной, что гово­рят, если она посадит оливу, та останется бесплодной или совершенно засохнет. Лев ничего так не боится, как за­жженного факела, и считается, что его можно укротить только с его помощью, а волк не боится ни меча, ни копья, но страшится камня, поскольку камень причиняет ему рану, в которой образуются черви. Лошадь до того боится верблюда, что не может смотреть даже на его изображе­ние. Слон, будучи в ярости, успокаивается при виде пету­ха. Змея боится обнаженного человека, но преследует одетого. Быка, находящегося в ярости, укрощают, привя­зывая его к смоковнице. Янтарь притягивает все, за ис­ключением садового базилика и тех вещей, которые нама­заны маслом, с которым он находится в состоянии есте­ственного отторжения.


Глава девятнадцатая О видовых и индивидуальных свойствах вещей

Далее следует рассмотреть, какие свойства в вещах суще­ствуют согласно виду: отчаянность и храбрость у льва и пе­туха, боязливость у зайца или ягненка, хищность у волка, ко­варство и лживость у лисы, льстивость у собаки, жадность у вороны и галки, гордость у лошади, гнев у тигра и кабана, грусть и меланхолия у кошки, похоть у воробья и так далее. Большая часть свойств общевидовые. Но существуют и осо­бые свойства; так, есть люди, которые боятся кошек настоль­ко, что не могут на них смотреть без дрожи, это присуще им отнюдь не как видовое человеческое свойство. А Авиценна сообщает о жившем в его время человеке, которого не брал яд; все, кто случайно кусал его, умирали сами, а он оставался невредимым. Альберт говорит, что видел в городке Агрип­пине1 девку, которая ловила пауков и ела их с большим удовольствием, полагая очень питательным их мясо. Тако­вы отчаянность в шлюхе и пугливость в воре. Вот почему философы утверждают, что некое отдельное тело, которое никогда не было больным, способствует лечению от любо­го недуга; и по этим соображениям судят, что кость мерт­вого человека, который не страдал от лихорадки, будучи положенной на больного, излечит его от quartane2. Суще-

1 Город в Германии, ныне Кёльн.

2 Перемежающаяся лихорадка четырехдневного типа {лат.). См.
у Гиппократа: «Лихорадки большею частью происходят от желчи, и их
четыре вида, кроме тех, которые сопровождают особые болезни; име­
на их таковы: постоянная, ежедневная, трехдневная и четырехднев­
ная...» (О природе человека, 15; Гиппократ. Указ. соч. С. 209).


154

Книга Магов

ствует также множество других единичных свойств, вли­тых небесными телами в отдельные вещи, мы их рассмо­трим далее.

Глава двадцатая

О естественных свойствах, занимающих

В одних вещах всю субстанцию, в других —

Отдельные части или члены

Теперь следует рассмотреть то, что в некоторых вещах свойства существуют полностью (во всей субстанции) или в их частях, как в рыбке-прилипале, мешающей ходу судов. Всей субстанцией виверры является следующее свойство: собаки, приближаясь к ее тени, умолкают. И чистотел лечит болезни глаз не какой-либо одной из своих частей, но всем тем, что составляет его существо, — и корнем не менее, чем листьями и семенами.

Однако есть некоторые свойства, которые существуют только в каких-либо частях вещей, а именно: только в языке или глазах, или каких-либо членах. Так, в глазах василиска заключено сильное свойство умерщвлять лю­дей, стоит только их увидеть. Подобное же свойство при­суще глазам виверры: едва она взглянет на какое-либо животное, оно застывает, пораженное, и более не может двигаться. Аналогичное характерно и для глаз некоторых волков, которые лишают дара речи тех, на кого они пер­выми посмотрели, и люди застывают, пораженные. Об этом говорит Вергилий:


Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии 155

Сколько я песен забыл! Сам голос Мериса ныне Уж покидает его. Онемел я от волчьего взгляда1.

Говорят также, что в Скифии, в Иллирии и у Тарибал-лов есть женщины, которые умерщвляют всех тех, на кого смотрят в гневе. Кроме того, я читал о неких особых людях, живущих на Родосе, которые взглядом разрушают все вещи, вот отчего их затопил Юпитер. Именно поэтому ведьмы при совершении колдовства пользуются глазами та­ких животных для достижения соответствующих эффектов. Подобным же образом муравьи убегают от сердца чибиса, но не от головы, ног или глаз. Также говорят, что желчь ящерицы, брошенная в воду, заставляет прийти ласок, но ее хвост или голова этого не делают. А козья желчь, заклю­ченная в бронзовый сосуд в земле, заставляет приходить лягушек, печень же козы враждебна бабочкам и всем ли­чинкам. Собаки бегут от тех, кто носит с собой сердце со­баки, а лисы вовсе не трогают тех из домашних птиц, кото­рые ели лисью печень. Так, многие вещи имеют различные свойства, которые распределены в частях тела согласно тому, как они были туда влиты сверху, и согласно содержа­нию этих частей, такие свойства принимающих. Например, в теле человеческом кости не получают ничего кроме жиз­ни, глаза — зрения, уши — слуха. Есть в человеческом теле одна маленькая кость, которую евреи называют Iuz, вели­чиной с очищенную горошину, которая не ломается, не бо­ится огня и ничем не может быть уничтожена; говорят, она 1 Цитируется в переводе С. Шервинского по изданию: Вергилий Марон Публий. Буколики // Вергилий Марон Публий. Указ. соч. Эклога IX. Ст. 53-54.


 

156

Книга Магов

возродит наше животное тело при воскрешении мертвых, словно растение из семени1. Но эти свойства не обнаружить рассудком, только опытом.

Глава двадцать первая



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.013 с.)