Правотворчество: понятие, принципы, стадии. Субъекты и виды правотворчества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правотворчество: понятие, принципы, стадии. Субъекты и виды правотворчества.



Правотворчество – это деятельность компетентных государственных органов, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм путем принятия НПА.

Принципы правотворчества:

1. Законность

a. Принятие НПА только теми субъектами, которые наделены соответствующими полномочиями и в их пределах

b. Оформление определённой процедурой

c. Выбор формы акта должен соответствовать содержанию принимаемого акта

d. Новый акт не должен противоречить Конституции, законам, общепризнанным принципам и нормам международного права и т.д.

2. Демократизм (возможность принятия наиболее важных НПА в форме референдума)

3. Научность

a. Разработка научно обоснованной стратегии правотворчества

b. Планирование приоритетности принимаемых актов

c. Прогнозирование социальных последствий действия новых актов и норм

d. Учёт достижений юридической науки

e. Учёт научных рекомендаций

4. Профессионализм

5. Гласность

6. Системность

 

Основные стадии правотворчества:

Подготовка проекта нормативно-правового акта;

Принятие нормативно-правового акта;

Обнародование нормативно-правового акта.

 

Основные моменты стадии подготовки проекта нормативно-правового акта:

а) принятие решения о подготовке проекта;

б) подготовка проекта;

в) обсуждение проекта;

г) согласование проекта;

д) доработка проекта.

 

Основные моменты стадии принятия нормативно-правового акта:

а) внесение проекта нормативно-правового акта в правотворческий орган для обсуждения;

б) обсуждение проекта нормативно-правового акта в правотворческом органе;

в) принятие нормативного акта.

 

Основные моменты стадии обнародования нормативно-правового акта:

а) официальное опубликование нормативно-правового акта;

б) вступление нормативно-правового акта в законную силу.

 

Основные субъекты правотворчества:

- государство в лице Совета Федерации

- государство в лице президента и правительства

- общественные организации

- ведомственные

 

Виды правотворчества в зависимости от субъекта:

1. Законотворчество (органы законодательной власти)

2. Подзаконное правотворчество (органы исполнительной власти)

3. Непосредственное правотворчество (референдум)

a. Решения референдума обладают высшей юридической силой

b. Эти решения не нуждаются в каком-либо утверждении и могут быть отменены только другим референдумом

c. Основывается на принципах свободы и добровольности участия

d. Организация и проведение осуществляется государством.

4. Делегированное правотворчество (органов местного самоуправления)

5. Чрезвычайное правотворчество

a. При внешних ЧС

b. При социально-политических и криминогенных ЧС

c. При техногенных / экологических ЧС

6. Договорное правотворчество

7. Локальное правотворчество

 

Билет 17.

Формы и методы реализации функций государства.

Формы осуществления функций государства делятся на правовые и организационные.

Правовая форма - это однородная деятельность органов государства, связанная с принятием правовых актов. К правовым формам относятся:

1) правотворческая форма (разработка и принятие юридических норм, издание нормативно-правовых актов);

2) правоисполнительская форма (принятие мер по исполнению норм права, издание индивидуальных актов применения права (приговор суда и др.);

Организационная форма - это однородная деятельность государства, направленная на создание организационных условий для обеспечения функций государства:

1) организационно-регламентирующая форма - это текущая работа структур по обеспечению функционированию органов государства;

2) организационно-хозяйственная форма включает в себя оперативно-техническую работу (бух.учет, статистика);

3) организационно-идеологическая форма (воспитание).

Методы осуществления функций государства - это способы и приемы с помощью, которых органы государства реализует свои функции (убеждения, поощрения, принуждения, наказание)

Институционно-организационная, независимая форма осуществления правовой функции государства. Данная функция обособлена от законодательной и исполнительной функции вследствие независимости суда. Осуществляется в форме правосудия, т.е. как непрерывная деятельность судов, непрерывный процесс установления субъективных прав и обязанностей, фиксирование и формирование объективного права в конкретной ситуации, в конкретном споре о праве. Таким образом, правосудие состоит в выполнении судом своей правоформирующей функции, состоящей из нескольких функций.

Структура правоформирующей функции.

• Отправление правосудия в узком смысле: установление субъективных прав и обязанностей в конкретном споре о праве (разрешение споров) и вынесение приговоров, обвинительных или оправдательных в уголовных делах.

• Правоохранительная функция суда, предварительный контроль за правомерностью действий административно-исполнительных органов власти и должностных лиц (заключение под стражу, обыск и прочее).

• Административная юрисдикция суда - существует в основном в виде конкретного контроля, процедура которого возбуждается по жалобе (иску) конкретного лица.

 

2. Правоотношение: понятие, содержание, виды.

Правоотношение – это возникающая на основе правовых норм и вследствие наступления определенных юридических фактов связь субъектов права, обладающих взаимными субъективными правами и обязанностями.

Признаки правовых отношений:

• Разновидность общественных отношений;

• Носят волевой характер;

• Как правило, возникают на основе норм права;

• Характеризуются наличием у сторон субъективных прав и юридических обязанностей;

• Осуществление субъективного права и исполнение юридической обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения.

Виды правовых отношений:

1. По способу индивидуализации субъектов. (общие – правовые связи, основанные на общих правах и обязанностях, субъекты которых не имеют поименной индивидуализации; конкретные – правовые связи, субъекты которых, во всяком случае одни из них, определены путем поименной индивидуализации)

2. По способу индивидуализации субъектов в конкретных отношениях. (относительные – те, в которых поименно определены все участники; абсолютные – те, в которых поименно определена лишь одна сторона – носитель субъективного права, а обязанными являются все другие лица)

3. По функциям права. (Регулятивные – складываются на основе регулятивных норм и проводят регулятивную функцию права; охранительные – складываются на основе охранительных норм и проводят охранительную функцию права)

4. По отраслям. (Конституционно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые, другие)

 

Содержание правоотношения составляют субъективные права и юридические обязанности. Эти элементы позволяют судить о характере и цели правоотношения. В юридической литературе различают юридическое и фактическое содержание правоотношения.

Юридическое содержание - возможность совершения определенных действий управомоченным лицом или необходимость выполнения тех или иных действий обязанным лицом, а также необходимость соблюдения запретов, установленных нормами права.

Фактическое содержание составляют реальные действия по осуществлению субъективных прав и выполнению юридических обязанностей.

Субъективное право включает в себя полномочия:

а) на собственные фактические действия, например использование вещи, находящейся в

собственности данного лица;

б) на принятие юридического решения продать, обменять, подарить, завещать определенное

имущество;

в) право требовать от другой стороны правоотношения исполнения обязанности, например,

возвратить долг, возвратить деньги за проданную некачественную вещь;

г) правопритязание. принудительное исполнение обязанностей другой стороной правоотношения.

 

Билет 18.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.008 с.)