Критерии оценки деятельности оператора и стимулирование безопасности деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии оценки деятельности оператора и стимулирование безопасности деятельности.



Оператор представляет собой одно из звеньев системы «чело­век - машина». Целесообразно передавать машине такие функции, которые она выполняет лучше человека (прием, переработка информации).

Оператор выполняет различные задачи: контроль за работой технических систем, предупреждение и выявление неисправнос­тей, прием и передачу информации, исполнение той или иной команды и т. д.

Взаимосвязь, функционирование и надежность технических систем возможны только благодаря наличию такого основного звена, как человек. Поэтому анализ надежности реальных систем должен обязательно включать человеческий фактор.

Естественно, что там, где работает человек, появляются ошибки. Стимулирование безопасности деятельности осуществляется по принципу поощрения и наказания.

Для того чтобы у работающего не возникало желания делать выбор между опасным и безопасным способами деятельности, нужно сформировать общественное мнение коллектива и основ­ные принципы правильного поведения руководителей.

Успешность деят-ти оператора оценивается по его точности, быстродействию и надежности. Точность опред-ся по ошибками и погрешностям, быстродействие - по скорости выполнения раб. операций, надежность - по вероятности обеспеч. требуемого кач-ва деят-ти за заданное вр. работы. Осн. содержание работы оператора - прием и переработка инф-ции, принятие реш. и его реализация. Для обнаружения и идентификации сигналов нужна согласов.работа анализаторов, памяти и мышления. Для правил. реш. необходимо создание комплекса гипотез, выбор из них эталонной гипотезы, а потом уже - принятие и реализация программы действия. Недостаток или избыток инф-ции, дефицит вр., сложность принимаемого реш., степень ответ-ти за него - требует определен. уровня эмоцион. устойчивости, значит. скорости интеллект. процессов, выс. точности выполн. слож. действий. П/д очередной проверкой знаний по ОТ руководит. и специалистов организуется спец. подготовка с целью углубления знаний по важ.-во­просам ОТ (семинары, беседы, консультации и др.) О дате и месте проведения проверки знаний работник д/б предупрежден не позднее чем за 15 дней. Приказом руководит. предпр-ия создается комиссия по проверке знаний по ОТ руководит. и спец-тов предпр-ия. В комиссию входят руководит. и спец-ты службы ОТ, гл. спец-ты (энергетик, технолог), представители профсоюза, гос. инспекторы по ОТ. Рез-ты проверки знаний по ОТ руководит. и специалистов предпр-ий оформляют протоколами. Контроль за своевременным проведением проверки знаний по ОТ руководит. и спец-тов предпр-ий осущ-ет Гос. инспекция труда.

 

15. Медицинское обеспечение и помощь в чрезвычайных ситуациях.

К мед. средствам индивид. защиты отн-ся: аптечка индивид. (АИ-2), индивид. противо­хим. пакет ИПП-8, 10 и пакет перевязочный индивид. (ПП). Первая доврачебная помощь пострадавшему — это комплекс мероприятий, направл. на восстановление или сохранение жизни и здоровья пострадавшему, оказывается немедиц. работниками или самим пострадавшим. Условия: 1. доврачебную помощь м/т оказать каждый работник; 2. на каждом предприятии, в цехе, участке, отдел. помещениях и в специально отведенных местах должны находиться аптечки или сумки первой помощи; 3. руководитель лечебно-профилакт. учрежд. должен организовать строгий ежегодный контроль за правильностью применения правил оказания первой помощи. Определ. порядок: 1. быстро, но осторожно осмот­реть пострадавшего непосредственно на месте, оценить окруж. обстановку и исключить возможность самому попасть под воздействие повреждающего фактора. 2. нужно немедленно пре­кратить действие повреждающих факторов и удалить пострадавшего из неблагопр. усл., в которые он попал. Прежде чем приступить к оказанию помощи нужно попытаться выяснить причину тяжелого состояния пострадавшего, после остановить кровотечение, провести искусств. дыхание, на­ружный, массаж сердца, наложить повязку и т. п. Прекратить оказание помощи следует только при появлении явных признаков смерти. В процессе оказания доврачебной помощи мак­симально защитить пострадавшего от охлаждения не только на месте происшествия, но и во время перемещения в лечебное уч­реждение.

17. Методы оценки тяжести труда.

Нормативные правовые акты по охране труда включают следующие документы: ст. 212 и 214 ТК устанавливает обязанности работодателя и работника в области охраны труда. Установлены компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда. Методы оценки тяжести труда обоснованы в нормативных правовых актах: гигиенические нормативы, санитарные нормы, санитарные правила и нормы Минздрава России. Система строительных норм и правил Госстроя России и системы стандартов.

Оценка и нормирование раб. нагрузки и условий труда (УТ) проводятся применительно к различным формам труд. деят-­ти. Самые общие формы – физич. и умственный труд в своей основе имеют четкое преобладание физич. или умствен. компонента работы. Класс-ция включает 5 форм: 1) формы труда, требующие значит. мы­шечной активности и выс. энергозатрат (ЭЗ); 2) групповые и конвейерные фор­мы труда с однообразными операциями в заданных темпе и ритме (монотонный труд); 3) механизированный труд; 4) автоматизированный труд; 5) формы труда со значит. ограничениями двигат. ак­тивности (гипокинезией). Уровень физ. нагрузки опред-ет тяжесть труда, нервно-психической - его напряженность. Особые формы нагрузок создаются воздействием вред. и опас. факторов на РМ (вредность и опас­-ть труда). В сумме тяжесть, напряж-ть, вредность и опас-ть труда опред-ют психофизиолог. цену деят-ти, затраты организма. Нормирование раб. нагрузки закл-ся в установлении нормативов для факторов, отделяющих тяжесть, напряж-ть, вредность и опас-ть труда. I - легкие физ. работы, выполняемые сидя и не требую­щие напряж. с ЭЭ до 139 Вт - категория Iа и легкие физ. работы с некоторым физ. напряж. при ЭЗ 140.. 174 Вт – категория Iб; II – физ. работы средней тяжести с ЭЗ 175...290 Вт, которые подразд-ся на IIа (175...232 Вт-работы связанные с ходьбой, перемещением изделий весом до 1 кг и требующие определ. физ. напряж.) и II6 (233...290 Вт - работы, выполняе­мые стоя, связанные с ходьбой, переноской тяжестей до 10 кг и сопровождаемые умеренным физ. напряж.); III - тяжелые физ. работы с ЭЗ более 290 Вт в процессе систематич. физ. напряж. - при постоянных передвижениях и переноске тяжестей более 10 кг. Физиолог. методами оценки тяжести труда явл-ся измерение потребления О2 в процессе труда, расчет энергетич. обмена по полному пищевому балансу и т.д. Напряженность труда оценивается по величине нервно-психической нагрузки (числу объектов наблюдения, темпу и частоте движ.) и по реакциям организма на нагрузку (по частоте пульса и его вариативности). Количеств. оценка тяжести и напряж-ти труда применя­ется при установлении доплат при работе в усл., не отвечаю­щих нормативным. УТ делятся на 3 класса: 1-й – оптимал. (односменная работа в оптимал. мик­роклимате и при отсутствии опас. и вред. факторов); 2-й - допустимые (при допуст. знач. параметров микроклимата и концентрациях вред. факторов ниже ПДК и ПДУ); 3-й – вред. и опас. (при превышении ПДУ и ПДК вред. факторов и физ. перегрузках). Оценка проводится в баллах. При тяжелых и вредных УТ (2...6 баллов) доплаты составляют 4...12 %, при особо тяжелых и вред. УТ (6,1..10 и более баллов) доплаты увелич-ся до 13...24 %.

18. Мониторинг окружающей среды.

Мониторинг - си­стема наблюдения, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенного воздей­ствия. Мониторинг не исключает задачи управления каче­ством окружающей среды, тогда как контроль подразуме­вает не только наблюдение и получение информации, но и управление состоянием среды.

В соответствии с типами загрязнений различают мониторинг глобальный (слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере), региональ­ный (отдельные регионы, в которых наблюдаются антропогенные воздействия и отклонения от естественных биологических процессов), импактный (наблюдение в особо опасных зонах), базовый (слежение за состоянием природных систем на которые практически не воздействуют антропогенные факторы); по способам - авиационный, кос­мический, дистанционный, по задачам - прогностический.

С этой целью в РФ и др. странах мира созданы нац. сети наблюдения и контроля за уровнем загрязнения атм. воздуха, вод и почвы. В РФ создана Единая гос. сист. эколог. мониторинга (ЕГСЭМ). Она состоит из тематических и территор. подсистем эколог. мониторинга (ЭМ). Тематические подсистемы ЕГСЭМ обеспечивают наблюдение и контроль: 1) эколог. состояния объектов ОПС; 2) экологически безопас. для людей состояния компонентов ОПС; 3) состояния и качества ПР, используемых в конкретных видах деят-ти; 4) состояния источников антропоген. воздействия на ОПС. Территор. подсистемы ЕГСЭМ созданы в соответствии с административным делением РФ. В них допускается иерархический принцип, когда обстановка в городах и районах требует создания отдел. подсистем ЭМ соответств.о уровня, вплоть до федерального. Наиболее солидной базой ЭМ (18)ОПС в РФ обладает Росгидромет. Все эти наблюдения обеспечивают изучение распределения ЗВ во времени и пространстве, оценку и прогноз состояния ОС и определение эффективности мероприятий по ее защита. Нац. ЭМ входят в биосферный (глобальный) ЭМ, который создается по линии м/унар. программы "Человек и биосфера". Он состоит из 3 ступеней: первая – биоэколог. (санитарно-гигиенич.) мониторинг - защитить людей, флору и фауну региона или страны; вторая – геоэколог. (природно-хоз.) мониторинг - выявить генезис в природно-техн. сист. (в городе, сел. местности) и взаимную связь тех явлений в ОС, которые считаются индикатором биоэколог. мониторинга; третья - биосферный мониторинг - защитить жизнь челов-ва в нашей биосфере и выявить глобал. изменения ОС, вызванные деят-тью об-ва.

19. Надежность человека как звена технологической системы.

Целесообразно передавать машине такие функции, которые она выполняет лучше человека (прием, переработка информации).

Взаимосвязь, функционирование и надежность технических систем возможны только благодаря наличию такого основного звена, как человек. Поэтому анализ надежности реальных систем должен обязательно включать человеческий фактор.

Практически во всех технических системах независимо от сте­пени их автоматизации в той или иной мере требуется участие человека. Естественно, что там, где работает человек, появляются ошибки. Они возникают независимо от уровня подготовки, квали­фикации или опыта. Поэтому прогнозирование надежности оборудования без учета надежности работы человека не может дать истинной картины.

Ошибки по вине человека могут возникнуть в следующих слу­чаях: 1)оператор или какое-либо лицо стремится к ошибочной цели; 2)поставленная цель не может быть достигнута из-за не­правильных действий оператора; 3)оператор бездействует в тот момент, когда его участие необходимо.

В процессе эволюции чел-кий организм приспособился к экстрем. климат.усл.: низ. t севера, выс. t экватор/ зоны, к жизни в сухой пустыне и в сырых болотах. Потенциал. опас-сть закл-ся в скрытом хар-ре проявления опасностей. Углек. газ не имеет цвета, запаха, и нарастание его концентрации прояв-ся ч/з усталость, вялость, снижение работоспособности. Любой вид труд. деят-ти пред-ет слож. комплекс физиолог. процессов, в который вовлекаются все органы и сист. чел-го организма. Важн. роль в этой работе играет центр. нерв. сист. (ЦНС), обеспечива­ющая координацию функцион. измен, развивающихся в организме при выполнении работы. Разл-ют центр. и периферич. НС. ЦНС — голов. и спинной мозг. Эта сист. формирует и регулирует поведение и мыслит. деят-ть чел-ка. Перифери­ч. НС — нервы, по которым распрост-ся нерв. импульсы с периферии в нерв. центры, и наоборот, из нерв. центров к периферич. органам. Вегетативная НС регулирует жизнь орга­низма, деят-ть его внутр. органов, выполняющих ф-ции жизнеобеспечения. Вся деят-ть клеток, тканей, органов и сис­тем чел-го организма регул-ся, управл-ся ЦНС, благодаря деят-ти которой организм пред-ет собой единое целое. ЦНС осущ-ет связь организма с окр. средой. НС выполняет 2 осн. ф-ции: 1. обеспечивает норм. взаимодействие организма с окр. средой; 2. объединяет и регулирует все ф-ции жизнедеят-ти всего организма, его органов, клеток. Важн. предпосылкой правил. ориентации чел-ка в окр. среде явл-ся зрение. Слух. анализатор обладает выс. чувствительностью, позволяя чел-ку воспринимать широкий диапазон звуков окр. среды и анализировать их по силе, высоте тона, окраске, отмечать изменения по интенсивности и частотному составу, опред-ть направл. прихода звука. Двигат. аппарат позволяет осущ-ть труд. дея­т-ть чел-ка. Интенсивная работа, как физ., так и умств., м/т привести к утомлению и переутомлению.

 

20. Нормативно-техническая документация по охране окружающей среды.

Это ряд законов: о безопасности (в редакции Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288); о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (от 21 декабря 1994 г. № 68 – ФЗ); об обороне (в редакции Федерального закона от 30 декабря 1999 г.№ 223 – ФЗ); о промышленной безопасности опасных производственных объектов (от 21 июля 1997 г. № 116 – ФЗ); о радиационной безопасности населения (от 9 января 1996 г. № 3 –ФЗ); о борьбе с терроризмом (от 25 июля 1998 г. № 130 – ФЗ). На современном этапе - Концепция национальной безопасности РФ (утверждена указом президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300, новая редакция указа президента РФ от 10 января 2000 г. № 24). Правовой основой охраны окружающей среды в России является Федеральный закон «О санитарно – эпидемиологическом благополучие населения» (1999 г.) Закон РСФСР об охране окружающей природной среды 1991 г. Можно выделить Земельный кодекс РФ (2001 г), Водный кодекс РФ (1995г.), Федеральный закон «об экологической экспертизе» (1995 г.) и закон РФ «Об использовании атомной энергии» (1995 г.). Основной вид нормативно – правовых актов по охране окружающей среды – система стандартов «Охрана природы» (ГОСТы).

21. Нормативные показатели безопасности.

Основной нормативный правовой акт по охране труда – система стандартов безопасности труда (ССБТ), Гос. Стандарта России. Стандарты могут быть государственными, отраслевыми, стандартами предприятий (СТП). ССБТ включает следующие подсистемы: стандарты подсистемы «0» (устанавливает цели, задачи, область распространения, структуру); стандарты подсистемы «1» (требования по видам опасных и вредных производственных фактов и предельно допустимые параметры; методы контроля); стандарты подсистемы «2» (общие требования безопасности к оборудованию, отдельным группам его; методы контроля выполнения этих требований); стандарты подсистемы «3» (общие требования безопасности к производственным процессам, группам технологических процессов; методы контроля выполнения требований безопасности); стандарты подсистемы «4» (классификация средств защиты; методы контроля и оценки средств защиты; требования безопасности к ним); стандарты подсистемы «5» (требования к безопасности к зданиям и сооружениям). ССБТ относится к 12 классу системы стандартизации. К нормативно-правовым актам относятся межотраслевые, организационно – методические документы (положения, методические указания, рекомендации). Отраслевая документация по охране труда: правила ведения работ, отраслевые стандарты и отраслевые организационные документы. На предприятии организация работ по охране труда, контроль за условиями труда, планирование работ по безопасности труда, организация и обучение и инструктаж К ним относят предельно допустимые значения установленные нормативными актами.

ПДК – предельно допустимая концентрация (ПДК пыли, ПДК вредных веществ в воде).

ПДВ – предельно допустимые выбросы.

ПДУ – предельно допустимые уровни (уровня шума, вибрации и т.д.)

К числу нормативных актов, определяющих эти показатели, относят:

Госстандарт, государственные отраслевые стандарты, ГН – гигиенические нормативы, СН – санитарные нормы, Сан ПиН – санитарные правила и нормы (правило выполнения работы), СниПы – строительные нормы и правила.

Если предприятие не имеет технических средств или нормативно справочной базы, то для оценки фактических условий труда могут привлекаться:«Органы государственной экспертизы условий труда». Основными задачами Госэкспертизы:1. Контроль за условиями и охраны труда 2. Контроль правильности проведения аттестации 3. Для оценки правильности предоставления льгот и компаний

 

22. Общие требования безопасности технических средств и технических процессов.

Общие требования безопасности к производственному оборудованию и производственным процессам устанавливают ГОСТ 12. 2. 003 -91. и ГОСТ 12.3.002-75. Производственное оборудование должно обеспечивать безопасность работающих. Все машины и технические системы должны быть травма-, пожаро- и взрывобезопасными. Не выделять паров, газов и пыли превышающих норму. Не должны превышать допустимые уровни шума, вибрации, ультра и инфразвука; органы управления должны находится в зоне доступа оператора; система управления должна обеспечивать надёжность и безопасность, исключать создание опасных ситуаций. Технологические процессы должны устранять непосредственный контакт работающих с исходными материалами – полуфабрикатами и отходами, оказывающим вредное влияние. Замена их если возникают травмоопасные и вредные факторы. Должна быть комплексная автоматизация и механизация производства, ДУ технологическими процессами, герметичность оборудования, средства коллективной защиты работающих, строгий контроль и управление технологическим процессом, своевременное удаление отходов производства. ГОСТ 12.3.003-75 устанавливает принципы безопасной организации производственных процессов, общие требования к безопасности производственных помещений, размещению рабочих мест и оборудования, хранению и транспортировки исходных материалов, готовой продукции и отходов производства, профессиональному отбору и проверки знаний работающих, а также требования к применению работающими средств защиты. Общие требования к экологичности производственного оборудования и процессов установлены СМ 1042-73 и стандартами системы охраны природы. Здесь показаны нормы предельно допустимых сбросов в гидросферу и предельно допустимые энергетические воздействия. Контроль учёта требований производится на всех этапах с помощью экспертизы.

Без-сть производ-ых процессов в основ. опред-ся без-тью производ­-го оборудования. Производ. оборудование д/о отвечать след. требованиям: 1) Все машины и техн. сист. д/б травмо-, пожаро- и взрывобезопасными; не явл-ся источником выделения паров, газов, пыли в кол-вах, превышающих на раб. местах установл. нормы; генерируемые ими шумы, вибрации, ультра- и инфразвук, производ. излучения не д/ы (22)превышать допуст.уровни. 2) иметь органы управления и отображения инф-ции. Они д/б в зоне досягаемости оператора; усилия, которые необходимо к ним прилагать, д/ы соответ-ть физ. возможностям чел-ка. 3) иметь сист. управления оборудованием, обеспечив. надежное и безопасное ее функционирование на всех предусмотренных режимах работы оборудования и при всех внеш. воздействиях в усл. эксплуатации. Осн. требованиями без-сти к технолог. процессам явл-ся: 1. устранение контакта работающих с исход. материалами, полуфабрикатами, гот. продукцией и отходами произ-ва, оказыв. вредное действие; 2. замена технолог. процессов и операций, связанных с возникновением травмоопасных и вред. производ. факторов, процессами и операциями, при которых указ. факторы отсут-ют; 3. комплексная автоматизация и механизация произ-ва, применение дистанц-го управления технолог. процессам; 4. герметизация оборудования; 5. применение средств коллектив. защиты работающих; 6. своевременное получение инф-ции о возникн. опасных производ-ых факторов; 7. своевременное удаление и обезвреживание отходов произ­-ва, являющихся источ. и травмоопасных и вред. производ-ых факторов.

 

23. Объект и предмет экономической безопасности.

Цель науки - вооружить теорет. знаниями и практич. навыками, необходимыми для: 1) создания оптимал. состояния среды обитания в зонах труд. деят-сти и отдыха чел-ка; 2) распознания и количеств. оценки опасных и вредных факторов среды обитания естеств. и антропогенного происхождения; 3) разработки и реализации мер защиты чел-ка и среды обитания от негативных воздействий; 4) проектирования и экс­плуатации техники, технолог. процессов и объектов народ. хоз-ва (ОНХ); 5) обеспечения устойчивости функционирования ОНХ и ТС в штатных и ЧС; 6) прогнозирования раз­вития и оценка последствий ЧС; 7) принятия решений по защите про­изводств. персонала и нас. от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, а также принятия мер по ликвидации их послед­ствий. Наука дает представление: 1) о взаимо­действии чел-ка со средой обитания; 2) о методах качеств. и количеств. анализа особо опасных, опасных и вредных фак­торов; 3) о научн. и организац. основах ликвидации послед­ствий аварий, катастроф и стихийных явлений. Знания: 1) правовые, нормативно-технич. и организац. основы обеспечения БЖД при норм. функ­ционировании ОНХ в условиях ЧС; 2) принципы, методы и средства обеспечения БЖД на рабочих местах (РМ), участках и в цехах пред­приятий, АО и фирм при нормальном и аварийном их функционирования. Сейчас дисциплина "БЖД" включает в себя достижения по ОТ, ООС и ГО (за­щита в ЧС) и рассматривает соц., медико-биологич., эколог., технич., правовые и м/унар. аспекты БЖД. Объектами экономической безопасности является экономическая система и конституционные преобразования (безопасность общества, личности, социума, экономического субъекта, региональной безопасности). Предметом изучения являются методы, механизмы, инструменты и технологии, функционирования экономических систем и институциональных преобразований, отвечающих требованиям экономической безопасности. Экономическая безопасность – многоуровневое явление и включает: экономическую безопасность станы в целом, э. б. регионов, э. б. отрасли и отдельного предприятия, э. б. отдельного гражданина и предпринимателя.

 

24.. Определение допустимой продолжительности пребывания людей в зараженной местности.

ФЗ «О радиационной безопасности населения» от 5 декабря 1995 г. установил дозовые нагрузки (пределы облучения) для персонала и населения в условиях радиоактивного загрязнения (введены с 1 января 2000 г.). Например, для производственного персонала годовая эффективная доза равна 20 мЗв (2 бэра) и за период трудовой деятельности (50 лет) — 1000 мЗв (100 бэр); для населения годовая доза равна 1 мЗв (0,1 бэра) и пожизненная доза (70 лет) — 70 мЗв (7 бэр). Через 2—3 года после крупной аварии происходит само­распад большинства радионуклидов, и доза облучения будет опре­деляться долгоживущими нуклидами (цезий, стронций, плутоний).

25.. Организация государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Единая российская государственная система предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций организационно состоит из: Территориальных и функциональных подсистем. И имеет пять уровней: федеральный (вся территория), региональный (несколько субъектов РФ), территориальный (территория субъекта РФ), местный (район, город), объектовый. Территориальная под система РСЧС предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории (республика, край, область). Главный руководящий орган – комиссия по ЧС. Рабочие органы – штабы по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий. В министерствах, ведомствах и организациях РФ – функциональные подсистемы РСЧС. Руководство всей системой РСЧС – министерство по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации стихийных бедствий (МЧС России). Система РСЧС работает в трех режимах: повседневная деятельность, повышенная готовность или чрезвычайный режим.

В наст. время сущ-ют 2 осн. направления минимизации вероят-ти возникн. и последствий ЧС на промыш. объектах. 1. направл. закл-ся в разработке техн. и организац. мероприятий, уменьшающих вероят-ть реализации опас. поражающего потенциала совр. техн. систем. Техн. сист. снабжают защит.устройствами – ср-ми взрыво- и пожаро-защиты технолог. оборуд., электро- и молниезащиты, локализации и тушения пожаров и т. д. 2. направл. закл-ся в подготовке объекта, обслуживающего персонала, служб ГО и нас. к действиям в усл. ЧС. Основой явл-ся формирование планов действий в ЧС, для создания которых н/ы детал. разработки сценариев возмож. аварий и катастроф на конкрет..объектах. Для этого необходимо располагать эксперимент. и статистич. данными о физ. и хим. явл-х, составляющих возможную аварию; прогнозировать размеры и степень поражения объекта при воздействии на него поражающих факторов разл. видов. Приказом МЧС Рос. и Росгортехнадзора Рос. введен в действие «Порядок разработки декларации без-сти промыш. объекта РФ». Декларация без-сти вкл-ет след. разделы: общ. инф-ция об объекте; анализ опасности промыш. объекта; обеспеч. готовности промыш. объекта к локализации и ликвидации ЧС; информирование общественности; и приложения, включающие ситуационный план объекта и информац. лист. Данная декларация явл-ся обязат. док-том, который разрабатывается организацией собствен. силами (или организацией, имеющей лицензию на такой вид работ) и представляется в органы Росгортехнадзора Рос. при получении лицензии на осуществл. промыш. деят-ти, связанной с повышенной опас-тью произв-в.

 

 

26. Организация гражданской обороны на объектах экономики.

ГО система мероприятий по подготовке и защите населения. Материальных и культурных ценностей от опасностей возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (закон РФ о ГО от12.02.98 № 28 –ФЗ). Гражданские организации ГО создаются в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты. Важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время. Создания организации ГО объекта: принимаются решения руководителем предприятия (по статусу начальника ГО) на основании приказов регионального центра, глав администрации города издается приказ по предприятию и доводится до всех сотрудников. Го объекта включает штаб ГО. Добровольные подразделения, эвакоорганы, штабы Го площадок. На каждом объекте должно быть разработано положение о ГО. План работы Го объекта в мирное время – основной рабочий документ штаба ГО. Важная задача штаба – обучение и подготовка персонала к действиям в ЧС: вводный и текущий инструктаж, ознакомление с характеристиками и способами обращения с индивидуальными о коллективными средствами защиты. Способы защиты населения в ЧС: своевременное оповещение, убежище и противорадиационное укрытие, использование средств индивидуальной защиты и медицинской помощи, эвакомероприятия.

Органами управления ГО по уровням явл-ся: 1. на федеральном - Министерство ЧС (МЧС); 2. на региональном – регион. центры; 3. на территор., мест., объектовом - штабы (управления) по делам ГО и ЧС. На любом объекте эк-ки, предпр-ии организуется ГО (при кол-ве работающих более 50 чел-ек) в целях защиты от последствий аварий, катастроф и стих. бедствий, для повышения устойчивости работы предпр-ий в мир. и воен. вр., а также для проведения спасат. и неотлож. работ. Нач-ком ГО предпр-ия явл-ся руководитель предпр-ия, который имеет 2-4 зама. Сист. ГО вкл-ет в себя штаб, службы и силы ГО. Штаб ГО создается для планирования и непрерывного управл. силами и средствами ГО в мир. и воен. время. Службы ГО - структурные звенья в сист. ГО, предназначенные для проведения спец. мероприятий в случае (26)осуществления спасат. и др. неотлож. работ, подготовки формирований служб и управл. ими. Нач-ки служб – гл. специалисты осн. подразделений объекта, на базе которых созданы службы. Силы ГО - формирования, организованные из рабочих и служащих предпр-ия.Кол-во служащих, входящих в эти силы, сост-ет 12-15% от общего числа рабочих и служащих предпр-ия.

 

27... Основные внутренние и внешние угрозы экономической безопасности.

Обеспечение эконом. безопасности явл-ся важн. функцией гос-ва. В Указе Президента РФ от 29.04.1996 г. «О гос-ой стратегии эконом. безопасности РФ» содержатся основ. положения, связанные с обеспечением безопасности. Без обеспечения эконом. безопасности невозм/о решить ни одну из задач, стоящих п/д страной, как во внутригосударствен., так и в м/ународ. плане». В «Доктрине информац. без-сти РФ», утвержденной Президентом РФ 9.09.2000г., особое внимание уделено обеспечению ин­формац. без-сти в области эк-ки страны, что играет ключевую роль в обеспечении нац. безопасности страны. Воздействию угроз информац. безопасности РФ в сфере эконом. без-сти наиболее подвержены:

система гос. статистики; кредитно-финанс. сист.; информац. и учетные автоматизированные сист. подразделений федерал. органов исполнит. власти, обеспечивающих деят-сть об-ва и гос-в в сфере эк-ки; сист. бух. учета предприятий, учрежд. и организаций независимо от формы собственности, сист. сбора, обработки, хранения и передачи финанс., биржевой, налоговой, таможенной инф-ции и инф-ции о внешнеэконом. деят-ти гос-ва, а также предпр-ий, учрежд. и организаций незави­симо от формы собственности. В связи с переходом к рын. отнош. в эк-ке на внутреннем рос. рынке появ-сь товары и услуги отечеств. и зарубеж. коммерч. структур — производителей и потребителей инф-ции, средств информа­тизации и защиты инф-ции. Бесконтрольная деятельность этих структур создает реальную угрозу безопасности Р. в эконом. сфере. Аналогичные угрозы возникают при бесконтрольном привлечении иностранных фирм к созда­нию подобных систем, поск-ку при этом складываются благоприятные условия для несанкционированного доступа к конфиденциальной эконом. инф-ции и для контроля процессами ее передачи и обработки со стороны иностранных спецслужб. Серьезную угрозу для нормального функционирования эк-ки в целом представляют компьютер.преступления, связан­ные с проникновением криминал. элементов в комп. сист. и сети банков и др. организаций. Недостаточность норматив. правовой базы, определ. ответственность хоз-их субъектов за недостоверность или сокрытие сведений об их коммерч. деят-тии т.д. пре­пятствует норм. функционированию хоз-их субъектов. В то же время существенный эконом. ущерб хоз-им субъектам м/б нанесен вследствие раз­глашения инф-ции, содержащей коммерч. тайну. В сис­т. сбора, обработки, хранения и передачи финанс., бир­ж., налоговой, таможенной инф-ции наиболее опасны противоправное копирование инф-ции и ее искажение вслед­ствие преднамеренных или случайных нарушений технологии работы с инф-ей, несанкционированного доступа к ней, то касается и федерал. органов инф-ции о внешне-эконом. деят-сти РФ.

Угрозы – потенциально или реально существующие воздействия, которые приводят к тому или иному моральному или материальному ущербу. Они подразделяются на: реальные, потенциальные, целенаправленно создаваемые каким либо субъектом или возникающие стихийно, актуальные, отдалённые и т. д. Ущербы: фактические и возможные, восполнимые и безвозвратные (некомпенсированные), физические, политические, экономические. В общем, угрозы безопасности можно разделить на внутренние и внешние. Количество внутренних угроз преобладает. Внешние: зависимость от импорта, преобладание сырьевой направленности экспорта, дискриминация российских товаров, высокий уровень внешнего долга, агрессивная политика иностранных компаний по завоеванию рынков сбыта, скупка за бесценок российской собственности, инвестиции в российскую экономику с целью устранения конкурентов. Внутренние: спад производства, переток капиталов в посредническо – финансовую деятельность, низкая конкурентоспособность продукции, свёртывание научной сферы, структурная деформированость экономики, рост безработицы, криминализация экономики, региональный сепаратизм, расчёты политики реформирования и др. Серьёзные внутренние угрозы: незавершенность экономических преобразований, возрастание неравномерности развития регионов и спад производства. Главная внешняя угроза – открытость российской экономики при отсутствии надлежащей экономической политики, что может ослабить экономическую самостоятельность России. Непосредственно работает против экономической безопасности инвестиционный кризис.

 

 

28. Основные законодательные акты обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Правовой основой обеспечения государственной безопасности является целый ряд законов Основные: Федеральные законы «О безопасности» (в редакции указа президента РФ от 24.12.93 № 2288), «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21.12.91 № 68 – ФЗ, «Об обороне» (в редакции федерального закона от 30.12.99 № 223 –ФЗ), «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 № 116 – ФЗ, «О радиационной безопасности населения» от 9.01.96 № 3-ФЗ, «О борьбе с терроризмом» от 25.07.98 № 130 –ФЗ, Концепция национальной безопасности, утвержденная указом президента РФ от 17.12.97 № 1300 (с изменениями и дополнениями в новой редакции указа президента РФ от 10.01. 00 № 24). Основу законодательства РФ об охране здоровья граждан 1993, закон РФ «О защите прав потребителей» 1992. Декларация конференции по окружающей среде и развитию (ООн Рио – де – Жанейро июнь 1992). Закон РСФСР об охране окружающей природной среды, земельный кодекс РФ 2001, водный кодекс РФ 1995, Федеральный закон об экологической экспертизе 1995, закон РФ об использовании атомной энергии 1995. Основной вид нормативно правовых актов – система стандартов «охраны природы» (ГОСТы отраслевая – ОСТы, СТП).

 

 

29. Основные направления международного сотрудничества в области безопасности жизнедеятельности.

Современное государственное сотрудничество осуществляется по переменным направлениям: 1)международные организ; 2)международные конвенции; 3)междусторонние и двухсторонние связи; 4) международное сотрудничество в решении глобальных проблем. Большая часть загрязнения поступает из Канады и США. 20% серы, образующей кислотные дожди, поступают в СНГ из Европы. Крупнейшая межправительственная организация - ООН, в состав которой входит ЮНЕСКО, который существует с 1946г с целью содействия миру и международной безопасности путем развития и сотрудничества между государствами в области просвещения, науки и культуры. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). ВОЗ - способствует координации стран в области здравоохранения. МОТ - международная организация труда. МОГО - международная организация гражданской обороны.

Основные международные конвенции: Венская (об охране озонового слоя), Конвенция об охране культуры, Конвенция по морскому праву, по регулированию китобойного промысла.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 539; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.059 с.)